От редакции. Продолжаем (см. «Кто потом будет отвечать за смерти новорожденных и рожениц?», Священник Александр Аниканов «Наши жены хотят рожать детей здесь») следить за драматичной ситуацией, складывающейся в Ярославской области в связи с закрытием сети роддомов. Сегодня мы публикуем рассказ матушки Ольги Аникановой об очередных родах, завершившихся, слава Богу, благополучно.
* * *
Вчера ночью, у Анны, которая тоже была в числе протестующих в Борисоглебском роддоме, начались схватки. В 4 ч. 30 мин. вызвали скорую, но из-за плохих погодных условий газель не смогла добраться до деревни несколько километров. Вызвали МЧС. Пожарная машина добралась до въезда в деревню. Там Анну посадили в машину и вывезли к скорой, на которой её и доставили до Ростовского родильного отделения. Всего время доставки в роддом заняло около трех часов. Слава Богу, все обошлось хорошо, родилась девочка. Но кто предскажет такую ситуацию? Хотя, по словам чиновников, нам до Ростова - 15 минут, а ЦРБ укомплектована комфортными машинами повышенной проходимости. Мы ждем трагедии? Потом будут искать виновных? Скорее всего, это будут рядовые врачи или спишется на форс-мажор.
На днях в Ярославской области закончила работу комиссия Минздрава РФ. Вердикт был вынесен - действия областного департамента здравоохранения по сокращению акушерских коек были «единственно правильными». Что проверяла комиссия, мы не знаем. От общественности эту комиссию тщательно оберегали. Например, в Борисоглеб они прибыли уже в девять часов вечера, и люди, конечно, не могли встретиться с проверяющими. А в Пошехонском районе народ собрался в большом количестве, но их до комиссии не допустили, а главврач предложил пройти в конференц-зал. Позднее к собравшимся явился заместитель С. Вундервальда и сказал, что комиссия приехала сюда не разговаривать, а работать. После того, как народ возмутился, зам. исчез и проверяющих тоже обнаружить не удалось. Я лишь скажу, что люди в Пошехонском районе стали активно протестовать после того, как у них произошло несколько случаев с экстремальными родами после закрытия роддома.
Впоследствии председатель комиссии Олег Филиппов заявил: «Ситуация, когда родоразрешение происходит в условиях, которые не минимизируют риски, а лишь позволяют принять роды, напоминает русскую рулетку; может, конечно, повезти. Но если что-то пойдет не так, вероятность, что ребенок выживет и не останется инвалидом, что жива останется мать, сводится к минимуму». http://www.rg.ru/2013/02/01/reg-cfo/roddoma.html
Очень хорошая фраза, но на деле все происходит иначе. Последние 10 лет и даже больше, по крайней мере, в Борисоглебском родильном отделении все было отлажено и не возникало нештатных ситуаций. Теперь же, с начала этого года, в районах такие ситуации возникают одна за другой. Недавно женщину от дома вывозили на буране... сегодня на пожарной машине... там врачи сбивали замок с закрытого роддома и принимали экстренные роды... беременную женщину везли в кабине скорой помощи, потому, что она окоченела в салоне... были роды в машине... и того уже около десяти подобных случаев в Ярославской области с начала года! Что еще нас ждет?
Анне сегодня повезло, что приехала пожарная; что откликнулся среди ночи тракторист; что по своей инициативе на скорой приехала гинеколог ЦРБ; что родила она второго ребенка не стремительно, и времени хватило добраться до Ростовского роддома. Теперь мы сидим и думаем: повезет - не повезет. Вот это по настоящему русская рулетка!
С 1-го января этого года родильные отделения 1-го уровня исчезли в области на 100%. В связи с закрытием таких родильных отделений, женщины из отдаленных районов лишились возможности рожать вблизи с домом, а это дополнительные риски. Борисоглебским женщинам предлагается транспортировка до роддомов в Ростове или Ярославле. Чиновники не хотят принимать во внимание то, что до Ростова, от отдаленных селений нашего района, не 20 км как они отсчитывают от райцентра, а 45-65 км. А до Перинатального центра в Ярославле, на который в основном ориентируют наших женщин, более 100 км. Не учитывается так же, что все дороги в районе находятся в очень плохом состоянии, и транспортировка рожениц по этим дорогам выльется в путешествие в несколько часов. Сегодняшний случай опроверг слова Вундервальда о том, что борисоглебским женщинам до Ростовского роддома всего 15 минут пути. Подобная ситуация и в других районах.
А для того, чтобы роды не произошли в машине, председатель недавней комиссии Минздрава РФ Олег Филиппов озвучил то, что врачи должны останавливать начавшуюся родовую деятельность роженицы медикаментозно т.е применять так называемый «внутриматочный трансферт, то есть транспортировку беременной женщины в лечебное учреждение более высокого уровня», http://www.rg.ru/2013/02/01/reg-cfo/roddoma.html что подразумевает последующую стимуляцию родов, и нарушает нормальный ход родовой деятельности. Мы пребываем в шоке от таких высказываний представителей Минздрава!
Комиссии из Москвы были предложены ярославскими чиновниками, курирующими медицину, неправдивые цифры о смертности в нашем роддоме за последние годы. В частности, в Борисоглебском районе, как заявили чиновники, в 2010 году показатель младенческой смертности составлял 12,4, в 2011-м - 6,8, в 2012-м - 21,4. Но в Борисоглебском роддоме за последние 10 лет ни один ребенок не умер, и не было мертворожденных, а младенческая смертность (дети до 1 года) к роддомам не имеет никакого отношения. У нас возникает вопрос, что за комиссия была прислана в Ярославскую область, и какую цель она преследовала?
Также, по заявлению чиновников, в закрытых родильных отделениях здания находятся в аварийных состояниях и антисанитарных условиях, также указывается на отсутствие квалифицированного персонала. Но в Борисоглебе здание недавно отремонтировано полностью. Уволенный с 1 января персонал был 1-й и высшей квалификационной категории с многолетним стажем работы, есть два оперирующих акушера-гинеколога. К тому же директор Департамента здравоохранения Ярославской области в новостях оскорбил врачей. Бывшая заведующая родильного отделения в Борисоглебе Т.В. Евстафьева говорит: «Мы очень оскорблены словами Вундервальда о том, что врачи в сельских родильных отделениях деградируют. Это он говорит людям, которые отдали много лет жизни, работая на селе. И пусть мы не принимаем по несколько родов каждый день, за-то делаем это не один десяток лет».
Нас удивила позиция представителя общественной организации по защите прав пациентов, члена Общественного Совета при Министерстве здравоохранения РФ Лилии Матвеевой. Из названия организации, от которой и присутствовала Л.Матвеева, ясно следует, что она была обязана поинтересоваться мнением тех, кто не доволен ситуацией. Но по ее словам таковых в Ярославской области не сыскалось!? «Мы должны говорить не с позиции "хочу - не хочу" - все должно быть аргументировано. В этой ситуации я не вижу аргументов против закрытия коек. Я общалась со многими женщинами, причем с кем хотела, с тем и говорила, куда хотела, туда и шла. И ни одной жалобы я не услышала». http://www.rg.ru/2013/02/01/reg-cfo/roddoma.html Что это, некомпетентность данной организации? Или Л.Матвеевой вскружило голову то, что как писали СМИ, организация по защите прав пациентов впервые так тесно сотрудничает с Минздравом? Интересы каких пациентов она представляла, если ни с кем из протестующих и несогласных в Ярославской области так и не встретилась?
С. Вундервальд заявил жителям Борисоглебского района в декабре: «Хотите рожать в Борисоглебе, будете рожать в Борисоглебе». После закрытия родильного отделения, оборудование было перенесено в хирургическое отделение Борисоглебской ЦРБ, где женщин планируется принимать в случае экстренных родов. Однако родовая палата была устроена рядом с операционной, в которой производят гнойные операции. Общий коридор хирургического отделения, где находятся также и асоциальные пациенты и общий с ними туалет, так же теперь являются принадлежностью этой родовой палаты.
Г-н Сенин изначально выбрал позицию, что волнения вокруг закрытия родильных отделений, это политическая борьба, «начало предвыборной кампании», тем самым сняв с себя труды и заботу о разрешении этой ситуации. В этом он продолжает успешно убеждать все проверяющие организации, которые обращаются к нему с запросами. В наших действиях нет ни какой политики. Нам просто нужен роддом в районе. У нас в последние годы наметилась тенденция к увеличению рождаемости (о чем писали областные СМИ), постоянно растет количество молодых семей, многие из них нацелены на многодетность.
До нынешнего года мы имели возможность рожать в непосредственной близости от дома, комфортно, доступно, безопасно, т.е. с надлежащей квалифицированной помощью. Теперь же получили довольно сомнительные комфорт, доступность и безопасность (отсутствие машин, дорог, многочасовая транспортировка с опасной возможностью принудительной, медикаментозной остановки родовой деятельности, отсутствие квалифицированного персонала на месте). Чиновники решили свои экономические проблемы, но добавили их нам. Роды в районе были бесплатными, теперь они, в любом случае потребуют затрат.
У нас возникает вопрос, можно ли таким чиновникам доверять жизнь и здоровье людей? Нам бы не хотелось. На своем ли месте они находятся? И чего ждут люди, способные повлиять на эту ситуацию? Когда в этой «русской рулетке» произойдет выстрел?
4. Re: Роды по-ярославски, или Русская рулетка
3. Действуйте.
2. Роженицам в утешение.
1. поможем друг другу