Итак, возвращусь к вопросу, почему и за счет чего именно догмат Искупления в наше время подвергается столь яростным нападкам модернистов? Думаю, что наиболее точный и глубокий ответ на этот вопрос можно получить, учитывая следующее (приведу на этот счет обширную цитату из своей статьи «Кризис русского патриотизма», точнее, из ее главы «Что такое иудейство»): «Обычно под иудейством в негативном смысле этого слова - его еще иногда называют жидовством - русский патриот понимает нечто национальное, свойственное лишь еврейскому народу. Однако Церковь учит иначе. Уже древние отцы и учителя Церкви, ссылаясь на слова апостола Павла (Кол. 3, 11) о новом человеке, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни... варвара, Скифа», почитали иудейство лжеучением, подобным перечисляемым апостолом еллинству, варварству, скифству.
Русское православное богословие конца ХІХ века идет еще дальше, определяя иудейство (новоиудество или иудаизм) как процесс перехода богооткровенной религии в естественную. Для справки: богооткровенной называется истинная религия, данная людям Богом, такой и была ветхозаветная иудейская религия. Естественной же называется не та религия, которая естественна человеку, а та, которая создана его естественными силами: фантазиями, мифами, заповедями человеческими и прочими выдумками. Так вот, процесс перехода ветхозаветной богооткровенной религии в естественную (иудаизм) и результат этого процесса, т.е. создание нового лжеучения, по учению православного богословия, собственно, и есть иудейство в негативном смысле этого слова. Причем, как замечают русские православные богословы, этот процесс проходил в течение длительного времени - около 1000 лет, и характеризуется определенными признаками...И процесс этот, по всей видимости, стандартный, т.е. он может проходить не только с ветхозаветной иудейской религией, как это и произошло на самом деле, но и с другой богооткровенной религией, т.е. с христианством, представляя для него смертельную опасность. Косвенно об этом свидетельствует Евангелие. Ведь в нем главными противниками Христа являются именно иудеи, их негативные черты оно раскрывает. Почему? Почему Господь наш Иисус Христос своими противниками избрал специфических представителей этого маленького народа, живущего на отшибе Вселенной и ничего особенного не представляющего в великой Римской Империи? Очевидно потому, что, хотя народ действительно маленький, но лжеучение, которое он содержал, весьма большее, самое большое и опасное в истории человечества. Вот почему Спаситель обличает именно это лжеучение, т.е. иудейство. Вот почему Евангелие, да и вообще весь Новый Завет так подробно раскрывают суть и свойства последнего, представляя его как бы в зеркале. Ибо Господь провидел, чем иудейство грозит для созданной Им Церкви, представляя собой самый опасный духовный вирус, который попытается мутировать по своему образу и подобию христианство...
Русь, принявшая Крещение в 988 году,
встретила относительно слабое сопротивление язычества. Главным противником
Святой Руси и Русской Православной Церкви становится иудейство. Вспомним хотя
бы тот общеизвестный факт, что самой опасной ересью в истории нашей Церкви была
ересь жидовствующих. Кстати сказать, жидовствующими называли, отнюдь, не
природных иудеев, а тех из русских, которые приняли иудейское лжеучение и
устроили в самом сердце Святой Руси секту жидовствующих. Это лишний раз
подтверждает тезис, высказанный в самом начале этой статьи, и свидетельствует,
что иудейство это не нечто внешнее для нас, православных русских людей, а наша
внутренняя, духовная порча, с которой и с которым, поэтому, необходимо бороться,
в первую очередь, духовными средствами.
Но особенно сильно иудейские тенденции
в русском народе нарастают с течением времени, достигнув своего максимума в
предреволюционный и революционный период, о чем, впрочем, лишне говорить
русскому патриоту, который это и так хорошо знает. И это не случайно. Думаю,
что это самое иудейство, т.е. процесс перехода богооткровенной религии в
естественную, является следствием старения народа Божия, народа, который эту
религию содержит. Во всяком случае основание подобным образом думать даёт
церковная история и Св.Писание.
Так св. ап.
Иоанн Богослов на вопрос почему иудеи не приняли Иисуса Христа - «столько чудес
сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» - отвечает: «Да сбудется слово
Исайи пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца
Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исайя, народ сей
ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют
сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12, 37-40). Но глаза не
видят, уши не слышат (ср. Ис.6, 9-10), а чувства притупляются - в старости. Под
старостью здесь, разумеется, следует понимать старость духовную. Поскольку же
старость телесная означает приближение к телесной смерти, то и старость
духовная есть приближение к смерти духовной. Следует разуметь, что, как учит
Св. Писание и Св. Отцы, есть смерть телесная и смерть духовная. И как первая
состоит в разлучении души от тела, так и вторая заключается в том, что Дух
Святой покидает душу по причине её грехов.
Итак, причиной духовной старости и
смерти являются грехи. Умножение их с течением времени приводит к духовной
старости, а затем, если не будет покаяния, к духовной смерти. Если перенести
это общеизвестное правило на весь народ, то окажется, что его духовная
старость, вызванная умножением грехов, есть ни что иное как процесс всем хорошо
известной апостасии - умножение грехов и беззаконий с течением времени. А это в
свою очередь приводит как отдельного христианина, так и весь народ в состояние
иудейства, с уже специфическими, свойственными только ему грехами. Отсюда
следуют важные выводы.
1. Результат апостасии и иудейство, понимаемое в духовном смысле, это, в сущности, одно и то же.
2. Иудейство у
русского народа возникает, по преимуществу, не вследствие того, что против него
действует внешняя враждебная сила, составляющая против него заговоры, а по
причине его духовного старения, т.е. умножения его грехов и поэтому вовлечения
в процесс апостасии или иудеизации. То есть, говоря иными словами, иудейство
это не что-то внешнее для нас, а наша внутренняя порча, являющаяся следствием
нашей греховности.
3. Однако, находясь в состоянии иудейства, народ творит уже особые,
специфические грехи, свойственные только этому состоянию.
4. Из вышесказанного как следствие вытекает теория С.Нилуса о захвате
политической власти в мире природными иудеями, т.е. евреями, подтверждаемая
событиями современной истории. И действительно, даже в человеческих искусствах
и ремеслах обычно бывает так, что кто положил начало какому-то из них, тот и
становится в нем начальником над другими людьми, которые пришли в это дело
после него, подражая ему. Вот почему Иавал называется «отец живущих в шатрах со
стадами», а его брат Иувал - «отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4,
20-21). Так и во зле, кто первый согрешил каким-нибудь грехом, тот и становится
начальником тех, кто грешит вслед его, а эти, последние, попадают под его
власть. Так и человек, согрешив, подпал под власть диавола и злых духов,
которые впали в грех прежде него (ср. 1 Ин. 3, 8). Что же удивительного в том,
что когда и мы, русские люди начинаем грешить иудейством, подражая природным
иудеям или евреям, то необходимо подпадаем под власть последних, ибо они согрешили
этим грехом прежде нас, положив ему начало, поэтому они становятся и нашими
начальниками, когда мы грешим иудейством.
5. Следовательно, чтобы избавиться от оной власти (как и от власти демонов)
следует побороться с грехами и заблуждениями иудейства.
Что же это за грехи? Их достаточно
много, они одновременно являются существенными признаками иудейства, и все
изображены в Св. Писании, особенно в Евангелии от Матфея и Иоанна, а также в
посланиях св. ап. Павла, который говорит: «Слово Божие живо и действенно и
острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Эти слова чрезвычайно
актуальны для современной России и патриотов. Ибо если мы с духовным
рассуждением будем внимать слову Божию, т.е. Св. Писанию, особенно Евангелию,
то заметим, что оно является прообразом происходящих ныне с нами событий. Что в
свою очередь является следствием аналогичности наших грехов грехам и заблуждениям
древних иудеев».
Теперь, если мы после столь длинного предисловия, спросим, в чем же основные заблуждения иудейства, которыми, вероятно, болеем и мы, то заметим, что одно из них - это тщетная попытка спастись чрез закон Моисеев. Как сказал об этом ап.Петр на апостольском соборе (на коем решался вопрос: следует ли возлагать на язычников иго закона): «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян.15,10). И как совершено прямо об этом говорит ап.Павел: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2,16).
А чем же оправдывается христианин? Тот же апостол говорит об этом так: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2,16). Но вера в Иисуса Христа, в качестве одного из своих основных положений представляет веру в Него как в Искупителя, искупающего нас от греха, проклятия и смерти без дел закона. Поэтому иудейство, напротив, основным своим положением почитающее возможность оправдаться пред Богом и спастись именно чрез закон, абсолютно противоположно и противно догмату Искупления. Желающему более подробно узнать об этом советую внимательно прочитать все 14 посланий ап.Павла, особенно послания к Римлянам и Галатам, где очень подробно говорится об этом противопоставлении - тщетных иудейских попыток спастись чрез закон и благом уповании христианина на содеянное Спасителем Искупление. Ибо, как на основе Св.Писания было только что показано, Искупление и иудейство взаимно противоположны друг другу, поэтому исключают друг друга. Вот почему и нет ничего удивительного в том, что по мере развития с течением времени в нашем народе духовного иудейства, стремящегося вирусно мутировать по своему образу и подобию Христианство, основным ударам модернистов (т.е. людей, живущих в духе этого времени) подвергся именно догмат Искупления.
А сами эти нападки на данный догмат являются очевиднейшим симптомом попыток иудаизировать Православие. И действительно, если мы, к примеру, обратим внимание на аскетические следствия потуг современных модернистов, пытающихся интерпретировать догмат Искупления в виде борьбы Христа с греховными или безгрешными страстями, то что мне, да и любому христианину с того?! Какую духовную пользу для спасения своей души я могу получить от этого ложного учения, лживо выставляющего Христа не моим Искупителем, а лишь Учителем, Которому следует только подражать? Ведь единственное, что мне остается в таком случае делать, так это тщетно пытаться подражать Христу: мол, как Он победил эти страсти, так и я должен их победить, т.е. должен исполнить закон, и все тут. Ибо победить свои страсти и грехи - это и значит исполнить закон. Ведь, победив, скажем, страсть блуда, христианин тем самым исполняет заповедь закона «не прелюбодействуй», и так далее... в отношении всех заповедей закона. Т.е., повторяю, если следовать вышеуказанному ложному учению модернистов, то нам, христианам остается, подобно иудеям, лишь своими слабыми силами, без помощи Искупителя и искупления, исполнить закон Христов. Прямо как самонадеянно учил древний предтеча нынешних модернистов Феодор Мопсуетский (цитирую по памяти): «Я ничем не завидую Христу, так как я ничем не хуже Его»: мол, «мы и сами с усами»! Но стоит подвижнику, да и просто христианину попытаться спастись чрез такое исполнение закона, как он очень быстро убедится в невозможности сего, т.е., как в невозможности одними своими силами исполнить закон, так и в невозможности спастись чрез сие мнимое «исполнение».
Правда, и Православие требует от нас исполнения закона Христова, но оно дает нам для этого и существеннейшие средства, первым из которых является Искупление, содеянное Христом на Кресте. И если мы православно исповедуем догмат Искупления, то именно в нем имеем в своей духовной жизни, как я сказал, существеннейшее средство для спасения души. Поэтому и неудивительно, что враг нашего спасения диавол именно в этом, в первую очередь, и старается запнуть нас, придумав для этого целую кучу уловок, чтобы отклонить нас от православной веры в Искупителя.
Итак, попробуем разобраться в основных из этих его уловок, первым делом сказав несколько слов о заблуждениях католичества, поскольку модернисты постоянно бубнят, что догмат Искупления позаимствован православными у католиков, поэтому, мол, является ложным, католическим заблуждением. Так ли это?
(Продолжение следует)
38. Re: О догмате Искупления
37. Ответ на 35., Протоиерей Димитрий Назаров:
36. Ответ на 35., Протоиерей Димитрий Назаров:
35. Ответ на 31., М.Яблоков:
34. Ответ на 31., М.Яблоков:
33. Догмат Искупления:
32. Ответ на 29., vlad7:
31. Ответ на 23., vlad7:
30. Ответ на 29., vlad7:
29. Ответ на 25., blogger: