О догмате Искупления

2 часть

Проблемы церковной жизни 
0
1072
Время на чтение 8 минут

1 часть 

Итак, возвращусь к вопросу, почему и за счет чего именно догмат Искупления в наше время подвергается столь яростным нападкам модернистов? Думаю, что наиболее  точный и глубокий ответ на этот вопрос можно получить, учитывая следующее (приведу на этот счет обширную цитату из своей статьи «Кризис русского патриотизма», точнее, из ее главы «Что такое иудейство»): «Обычно под иудейством в негативном смысле этого слова - его еще иногда называют жидовством - русский патриот понимает нечто национальное, свойственное лишь еврейскому народу. Однако Церковь учит иначе. Уже древние отцы и учителя Церкви, ссылаясь на слова апостола Павла (Кол. 3, 11) о новом человеке, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни... варвара, Скифа», почитали иудейство лжеучением, подобным перечисляемым апостолом еллинству, варварству, скифству.

Русское православное богословие конца ХІХ века идет еще дальше, определяя иудейство (новоиудество или иудаизм) как процесс перехода богооткровенной религии в естественную. Для справки: богооткровенной называется истинная религия, данная людям Богом, такой и была ветхозаветная иудейская религия. Естественной же называется не та религия, которая естественна человеку, а та, которая создана его естественными силами: фантазиями, мифами, заповедями человеческими и прочими выдумками. Так вот, процесс перехода ветхозаветной богооткровенной религии в естественную (иудаизм) и результат этого процесса, т.е. создание нового лжеучения, по учению православного богословия, собственно, и есть иудейство в негативном смысле этого слова. Причем, как замечают русские православные богословы, этот процесс проходил в течение длительного времени - около 1000 лет, и характеризуется определенными признаками...И процесс этот, по всей видимости, стандартный, т.е. он может проходить не только с ветхозаветной иудейской религией, как это и произошло на самом деле, но и с другой богооткровенной религией, т.е. с христианством, представляя для него смертельную опасность. Косвенно об этом свидетельствует Евангелие. Ведь в нем главными противниками Христа являются именно иудеи, их негативные черты оно раскрывает. Почему? Почему Господь наш Иисус Христос своими противниками избрал специфических представителей этого маленького народа, живущего на отшибе Вселенной и ничего особенного не представляющего в великой Римской Империи? Очевидно потому, что, хотя народ действительно маленький, но лжеучение, которое он содержал, весьма большее, самое большое и опасное в истории человечества. Вот почему Спаситель обличает именно это лжеучение, т.е. иудейство. Вот почему Евангелие, да и вообще весь Новый Завет так подробно раскрывают суть и свойства последнего, представляя его как бы в зеркале. Ибо Господь провидел, чем иудейство грозит для созданной Им Церкви, представляя собой самый опасный духовный вирус, который попытается мутировать по своему образу и подобию христианство...

   Русь, принявшая Крещение в 988 году, встретила относительно слабое сопротивление язычества. Главным противником Святой Руси и Русской Православной Церкви становится иудейство. Вспомним хотя бы тот общеизвестный факт, что самой опасной ересью в истории нашей Церкви была ересь жидовствующих. Кстати сказать, жидовствующими называли, отнюдь, не природных иудеев, а тех из русских, которые приняли иудейское лжеучение и устроили в самом сердце Святой Руси секту жидовствующих. Это лишний раз подтверждает тезис, высказанный в самом начале этой статьи, и свидетельствует, что иудейство это не нечто внешнее для нас, православных русских людей, а наша внутренняя, духовная порча, с которой и с которым, поэтому, необходимо бороться, в первую очередь, духовными средствами.
   Но особенно сильно иудейские тенденции в русском народе нарастают с течением времени, достигнув своего максимума в предреволюционный и революционный период, о чем, впрочем, лишне говорить русскому патриоту, который это и так хорошо знает. И это не случайно. Думаю, что это самое иудейство, т.е. процесс перехода богооткровенной религии в естественную, является следствием старения народа Божия, народа, который эту религию содержит. Во всяком случае основание подобным образом думать даёт церковная история и Св.Писание.

Так св. ап. Иоанн Богослов на вопрос почему иудеи не приняли Иисуса Христа - «столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» - отвечает: «Да сбудется слово Исайи пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исайя, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12, 37-40). Но глаза не видят, уши не слышат (ср. Ис.6, 9-10), а чувства притупляются - в старости. Под старостью здесь, разумеется, следует понимать старость духовную. Поскольку же старость телесная означает приближение к телесной смерти, то и старость духовная есть приближение к смерти духовной. Следует разуметь, что, как учит Св. Писание и Св. Отцы, есть смерть телесная и смерть духовная. И как первая состоит в разлучении души от тела, так и вторая заключается в том, что Дух Святой покидает душу по причине её грехов.
   Итак, причиной духовной старости и смерти являются грехи. Умножение их с течением времени приводит к духовной старости, а затем, если не будет покаяния, к духовной смерти. Если перенести это общеизвестное правило на весь народ, то окажется, что его духовная старость, вызванная умножением грехов, есть ни что иное как процесс всем хорошо известной апостасии - умножение грехов и беззаконий с течением времени. А это в свою очередь приводит как отдельного христианина, так и весь народ в состояние иудейства, с уже специфическими, свойственными только ему грехами. Отсюда следуют важные выводы.

 

1. Результат апостасии и иудейство, понимаемое в духовном смысле, это, в сущности, одно и то же.

2. Иудейство у русского народа возникает, по преимуществу, не вследствие того, что против него действует внешняя враждебная сила, составляющая против него заговоры, а по причине его духовного старения, т.е. умножения его грехов и поэтому вовлечения в процесс апостасии или иудеизации. То есть, говоря иными словами, иудейство это не что-то внешнее для нас, а наша внутренняя порча, являющаяся следствием нашей греховности.
3. Однако, находясь в состоянии иудейства, народ творит уже особые, специфические грехи, свойственные только этому состоянию.
4. Из вышесказанного как следствие вытекает теория С.Нилуса о захвате политической власти в мире природными иудеями, т.е. евреями, подтверждаемая событиями современной истории. И действительно, даже в человеческих искусствах и ремеслах обычно бывает так, что кто положил начало какому-то из них, тот и становится в нем начальником над другими людьми, которые пришли в это дело после него, подражая ему. Вот почему Иавал называется «отец живущих в шатрах со стадами», а его брат Иувал - «отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4, 20-21). Так и во зле, кто первый согрешил каким-нибудь грехом, тот и становится начальником тех, кто грешит вслед его, а эти, последние, попадают под его власть. Так и человек, согрешив, подпал под власть диавола и злых духов, которые впали в грех прежде него (ср. 1 Ин. 3, 8). Что же удивительного в том, что когда и мы, русские люди начинаем грешить иудейством, подражая природным иудеям или евреям, то необходимо подпадаем под власть последних, ибо они согрешили этим грехом прежде нас, положив ему начало, поэтому они становятся и нашими начальниками, когда мы грешим иудейством.
5. Следовательно, чтобы избавиться от оной власти (как и от власти демонов) следует побороться с грехами и заблуждениями иудейства.
    Что же это за грехи? Их достаточно много, они одновременно являются существенными признаками иудейства, и все изображены в Св. Писании, особенно в Евангелии от Матфея и Иоанна, а также в посланиях св. ап. Павла, который говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Эти слова чрезвычайно актуальны для современной России и патриотов. Ибо если мы с духовным рассуждением будем внимать слову Божию, т.е. Св. Писанию, особенно Евангелию, то заметим, что оно является прообразом происходящих ныне с нами событий. Что в свою очередь является следствием аналогичности наших грехов грехам и заблуждениям древних иудеев».

 

   Теперь, если мы после столь длинного предисловия, спросим, в чем же основные заблуждения иудейства, которыми, вероятно, болеем и мы, то заметим, что одно из них - это тщетная попытка спастись чрез закон Моисеев. Как сказал об этом ап.Петр на апостольском соборе (на коем решался вопрос: следует ли возлагать на язычников иго закона): «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян.15,10). И как совершено прямо об этом говорит ап.Павел: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2,16).

   А чем же оправдывается христианин? Тот же апостол говорит об этом так: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2,16). Но вера в Иисуса Христа, в качестве одного из своих основных положений представляет веру в Него как в Искупителя, искупающего нас от греха, проклятия и смерти без дел закона. Поэтому иудейство, напротив, основным своим положением почитающее возможность оправдаться пред Богом и спастись именно чрез закон, абсолютно противоположно и противно догмату Искупления. Желающему более подробно узнать об этом советую внимательно прочитать все 14 посланий ап.Павла, особенно послания к Римлянам и Галатам, где очень подробно говорится об этом противопоставлении - тщетных иудейских попыток спастись чрез закон и благом уповании христианина на содеянное Спасителем Искупление. Ибо, как на основе Св.Писания было только что показано, Искупление и иудейство взаимно противоположны друг другу, поэтому исключают друг друга. Вот почему и нет ничего удивительного в том, что по мере развития с течением времени в нашем народе духовного иудейства, стремящегося вирусно мутировать по своему образу и подобию Христианство, основным ударам модернистов (т.е. людей, живущих в духе этого времени) подвергся именно догмат Искупления.

   А сами эти нападки на данный догмат являются очевиднейшим симптомом попыток иудаизировать Православие. И действительно, если мы, к примеру, обратим внимание на аскетические следствия потуг современных модернистов, пытающихся интерпретировать догмат Искупления в виде борьбы Христа с греховными или безгрешными страстями, то что мне, да и любому христианину с того?! Какую духовную пользу для спасения своей души я могу получить от этого ложного учения, лживо выставляющего Христа не моим Искупителем, а лишь Учителем, Которому следует только подражать? Ведь единственное, что мне остается в таком случае делать, так это тщетно пытаться подражать Христу: мол, как Он победил эти страсти, так и я должен их победить, т.е. должен исполнить закон, и все тут. Ибо победить свои страсти и грехи - это и значит исполнить закон. Ведь, победив, скажем, страсть блуда, христианин тем самым исполняет заповедь закона «не прелюбодействуй», и так далее... в отношении всех заповедей закона. Т.е., повторяю, если следовать вышеуказанному ложному учению модернистов, то нам, христианам остается, подобно иудеям, лишь своими слабыми силами, без помощи Искупителя и искупления, исполнить закон Христов.  Прямо как самонадеянно учил древний предтеча нынешних модернистов  Феодор Мопсуетский (цитирую по памяти): «Я ничем не завидую Христу, так как я ничем не хуже Его»: мол, «мы и сами с усами»! Но стоит подвижнику, да и просто христианину попытаться спастись чрез такое исполнение закона, как он очень быстро убедится в невозможности сего, т.е., как в невозможности одними своими силами исполнить закон, так и в невозможности спастись чрез сие мнимое «исполнение».

   Правда, и Православие требует от нас исполнения закона Христова, но оно дает нам для этого и существеннейшие средства, первым из которых является Искупление, содеянное Христом на Кресте. И если мы православно исповедуем догмат Искупления, то именно в нем имеем в своей духовной жизни, как я сказал, существеннейшее средство для спасения души. Поэтому и неудивительно, что враг нашего спасения диавол именно в этом, в первую очередь, и старается запнуть нас, придумав для этого целую кучу уловок, чтобы отклонить нас от православной веры в Искупителя.

  Итак, попробуем разобраться в основных из этих его уловок, первым делом сказав несколько слов о заблуждениях католичества, поскольку модернисты постоянно бубнят, что догмат Искупления позаимствован православными у католиков, поэтому, мол, является ложным, католическим заблуждением. Так ли это?

 (Продолжение следует)   

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

38. Re: О догмате Искупления

Каким негодяем надо быть, чтобы это называть 'католическим заблуждением': «Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение. Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой", говорит апостол (Гал. 3:13)» (Свт. Иоанн Златоуст, Беседа на Вознесение). Стало быть, Христос выкупал из под законной клятвы тех, которые хотя и были под законом, однако все еще не соблюли его. Но как именно выкупал? — Исполнив его. И иным образом: чтобы разрешить обвинения за преступление в Адаме, Он Себя вместо нас представил Богу и Отцу благопослушливым и повинующимся во всем. Ибо написано: Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Итак, Он вместе с нами склонил выю перед законом, притом делал это по домостроительству, ведь Ему надлежало исполнить всякую правду (Свт. Кирилл Александрийский, Гомилии на Сретение из 'Толкования на Евангелие от Луки'). Он един умер за всех, будучи удовлетворительною ценою за всех, и собственную душу сделал выкупом за наши души, посрамляя жестокость диавола и как бы остановив осуждение владычествующего над нами греха и необузданное обвинение против всех (Свт. Кирилл Александрийский, О поклонении Богу в духе и истине). Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Само в выкуп и искупление за нас. Вместо наших тлетворных страстей Он принес Свою животворную страсть – целительное и спасительное врачество всего мира (Преп. Максим Исповедник, Мистагогия) Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу; ибо мы согрешили пред Отцем, и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осуждения (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры) Так как Адам подпал клятве, а чрез него и все люди, от него происходящие, приговор же об этом Божий никак не мог быть уничтожен, то Христос бысть по нас клятва, чрез то, что повешен был на древе крестном, чтоб принести Себя в жертву Отцу Своему, как сказано, и уничтожить приговор Божий преизбыточествующим достоинством жертвы. Ибо что больше и выше Бога? Как во всем этом видимом творении нет ничего выше человека, ибо все видимое и сотворено для человека, так Бог несравненно выше всего сотворенного, и ничто не может идти с Ним в сравнение, ни вся видимая и невидимая тварь. Таким образом Бог, Который есть несравненно выше всего видимого и невидимого творения, восприял естество человеческое, которое есть выше всего видимого творения, и принес его в жертву Богу и Отцу Своему. Устыдившись такой жертвы, скажу так, и почтив ее, Отец не мог оставить ее в руках смерти, почему уничтожил приговор Свой и воскресил из мертвых во-первых и в начале Того, Кто дал Себя в жертву, в искупление и взамен за сородных ему человеков, - а после, в последний день скончания мира, воскресит и всех людей (Преп. Симеон Новый Богослов, Слово 1). Как через Адама мы подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха, проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и Крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение Правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью" (Свт. Филарет Московский, Пространный Катихизис).
vlad7 / 15.01.2013, 15:57

37. Ответ на 35., Протоиерей Димитрий Назаров:

Конечно. Утвердим гениальные идеи из 'Католичества' де Любака и других шедевральных произведений. И таки избавимся наконец-то от 'католического влияния'.Вполне возможно. Попытаются избавиться от Православия.Нет, они тоньше будут действовать--- модифицировать православные догматы в модернистском ключе, воспитывать будущих пастырей, для которых Святое Предание и его хранение не будет смыслом служения и самой жизни : " догматы, каноны-- все это бюрократия, главное-- любовь к людям, помощь ближнему, любовь к разделенным братьям-христианам, преодоление этих разделений, совместная борьба с атеистами и свидетельство о Христе перед лицом не христиан..." Как то так, приблизительно...

А ведь так оно и происходит, отче, уже сейчас... Но я все-таки оптимист :) Были же времена, когда большинство важнейших кафедр были заняты еретиками - арианами и пр., но Церковь выстояла.
blogger / 15.01.2013, 13:43

36. Ответ на 35., Протоиерей Димитрий Назаров:

Думаете, отче, они сумеют полностью сохранить форму, изменив содержание?
М.Яблоков / 15.01.2013, 12:23

35. Ответ на 31., М.Яблоков:

Конечно. Утвердим гениальные идеи из 'Католичества' де Любака и других шедевральных произведений. И таки избавимся наконец-то от 'католического влияния'.Вполне возможно. Попытаются избавиться от Православия.

Нет, они тоньше будут действовать--- модифицировать православные догматы в модернистском ключе, воспитывать будущих пастырей, для которых Святое Предание и его хранение не будет смыслом служения и самой жизни : " догматы, каноны-- все это бюрократия, главное-- любовь к людям, помощь ближнему, любовь к разделенным братьям-христианам, преодоление этих разделений, совместная борьба с атеистами и свидетельство о Христе перед лицом не христиан..." Как то так, приблизительно...

34. Ответ на 31., М.Яблоков:

Конечно. Утвердим гениальные идеи из 'Католичества' де Любака и других шедевральных произведений. И таки избавимся наконец-то от 'католического влияния'.Вполне возможно. Попытаются избавиться от Православия.

Хорошо если руководящие лица четко понимают, что модерновый катехизис им покоя не даст, ни душевного, ни материального. Не получится 'легко и просто' протащить веру делюбаков-бальтазаров вместо веры отеческой.
vlad7 / 15.01.2013, 08:05

33. Догмат Искупления:

Вот основа всего дОгмата Искупления: "Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа." (Константинопольский Собор 1157 г.). http://goo.gl/63Vfu
М.Яблоков / 15.01.2013, 06:02

32. Ответ на 29., vlad7:

предлагаю этого тролля не 'кормить', а то он опять зафлудит тему.

Совершенно верно. "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден."(Евр.3,10-11).
М.Яблоков / 15.01.2013, 05:32

31. Ответ на 23., vlad7:

Конечно. Утвердим гениальные идеи из 'Католичества' де Любака и других шедевральных произведений. И таки избавимся наконец-то от 'католического влияния'.

Вполне возможно. Попытаются избавиться от Православия.
М.Яблоков / 15.01.2013, 05:29

30. Ответ на 29., vlad7:

предлагаю этого тролля не 'кормить'

Что-то не припомню, чтобы я к афтартодокетам "за стол" просился. Я обращаюсь к автору статьи - о.Георгию, без ваших "реплик" мне только лучше будет.
С. Швецов / 15.01.2013, 03:15

29. Ответ на 25., blogger:

в защиту догмата искупления от неких неназванных модернистовДело в том, что мы их всех знаем, нам совершенно не нужно их называть ;)

предлагаю этого тролля не 'кормить', а то он опять зафлудит тему.
vlad7 / 14.01.2013, 23:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Проблемы церковной жизни
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22