Взрывы на Украине звучат все чаще. Терроризм разгулялся, начиная с поражения «оранжевых» сил, став, скорее всего, реакцией украинских неонацистов на некоторый реванш русских сил на Украине.
Один из самых громких терактов произошел 28 июля 2010 года - как раз в то время, когда в Украину приезжал Патриарх Московский Кирилл для празднования Дня крещения Киевской Руси. Само дело получило огромный резонанс.
Тогда от подрыва Покровского кафедрального собора в Запорожье погибла 80-летняя монахиня Мария Донец, а восемь прихожан получили травмы. Ударная волна разрушила здание храма. Президент Янукович сразу же дал указание в семидневный срок провести расследование и найти виновных.
Судя по всему, именно это его доброе намерение и сыграло роковую роль в следствии. У запорожских милиционеров возникло большое желание быстро решить проблему. А быстро провести расследование терактов получается редко. Обычно это - весьма запутанные преступления, в которых нередко замешаны влиятельные силы.
И «правоохранители» пошли по самому простому пути. Похватали беззащитных простых ребят, якобы «разобравшись» в проблеме за несколько дней. Да вот только доказать их «виновность» не могут уже два с лишним года. Но все это время люди сидят за решеткой, теряя здоровье и нервы.
По версии следствия, мотивом для теракта стала бытовая ссора между тогдашним пономарем Антоном Харитоновым и священником Александром Овчаренко. Якобы Антон Харитонов задумал взорвать храм, чтобы отомстить. В материалах дела значится, что помогали в организации теракта брат Антона Сергей Демин и коллега-пономарь Евгений Федорченко. Однако сторона обвинения доказать это не смогла до сих пор, хотя у нее было для этого более двух лет.
Адвокат и родственники обвиняемых рассказали Газете по-украински о «нестыковках» в деле.
- Сначала фигурировала неизвестная женщина, которая заносила что-то в церковь. Составили ее фоторобот, - рассказывает Ольга Демина, мать одного из подозреваемых. - Но ее надо было долго искать, а делом интересовалось руководство.
Милиционеры задержали церковного служителя 26-летнего Антона Харитонова. Вслед задержали его брата 34-летнего Сергея Демина и другого пономаря, Евгения Федорченко, 25 лет.
- Они у меня тихие, беззащитные, их легко сломать, - говорит Ольга Демина. - Три дня не давали им спать, есть, издевались. Антона вынуждали петь песню "Миллион алых роз", все снимали на мобилки. Ясное дело, что они написали явки. Меня тоже три дня держали закрытой, но я сразу сказала: угрожайте хоть убийством - я ничего не возьму на себя.
Братья неженаты. Антон жил с матерью - частным предпринимателем, служил при церкви. Сергей Демин - в Запорожье, профессионально занимался атлетикой, накануне задержания его пригласили преподавать физкультуру в институте.
- Сыновья четыре разных явки написали, - добавляет мать. - Сначала Антон написал, что сам изготовил взрывчатку. Милиционеры додумались, что такой неосведомленный не мог ее сделать. Заставили написать другое признание, будто купил бомбу. Потом надо было найти подельников. Вот и сделали подельниками Сергея и Женю. Тот Женя линзы носит, слепой, как крот. А они лепят из него террориста.
- Дело имеет много расхождений, - говорит адвокат задержанных Николай Бирюк. - Подозреваемые на суде сказали, кто их истязал. Эти милиционеры сразу открестились, что незнакомы с подозреваемыми. Но под признаниями стоят их подписи. Перед заседаниями суда эксперт сказал, что взрывчатку в домашних условиях изготовить невозможно. А на суде сказал, что ее может изготовить каждый школьник.
Конечно, все это можно было списать на личную заинтересованность матери и адвоката обвиняемых. Однако и выводы ДОНЕЦКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ крайне неутешительны для «правоохранителей» Запорожья, раскрутивших «дело пономарей».
Психологическую экспертизу проводил д.м.н., профессор, судебный эксперт высшего класса СЕДНЕВ ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ, имеющий высшее медицинское, социально-педагогическое и психологическое образование и стаж экспертной работы с 1997 года. Он и его коллеги пришли к выводу, что «показания» обвиняемых проводимые в отношении Харитонова Антона Викторовича, Демина Сергея Сергеевича и Федорченко Евгения Валерьевича получены следствием с применением различных видов психологического и физического давления. В переводе на обычный язык: эксперты считают, что пономарей пытали. К таким же выводам пришли и несколько других экспертиз.
К этому вопиющему делу подключились и «правозащитники». Цель вроде бы благая, да и методы тоже. Они юридически поддержали мать подозреваемого - Ольгу Демину, помогли ей организовать пресс-конференцию, и т.д. Да только выводы сделали весьма странные.
В частности, глава «Ассоциации защиты прав граждан» Владимир Лесик в противовес милицейской версии выдвинул свою, не более правдоподобную:
«Горадминистрация выделила земельный участок Свято-Покровскому храму для постройки нового храма. Но потом церковной общиной этот участок был продан Торговому дому «Амстор», который принадлежит российским бизнесменам, для строительства нового супермаркета. Как мне стало известно, они не смогли согласовать вопрос в получении разрешительной документации с администрацией города. Договор был разорван. ТД «Амстор» начал требовать у руководства храма миллион гривен, который был дан в качестве задатка за этот земельный участок. Община церкви отказалась возвращать деньги потому, что они, якобы, были потрачены на ремонт храма. На самом деле эти деньги были попросту раскрадены. Во время нашего расследования, мы также выяснили, что эта была главная причина конфликта между церковной общиной и руководством ТД «Амстор». Поэтому именно эта версия и должна была рассматриваться сотрудниками милиции как основная.
Сам теракт был выгоден обеим сторонам. Церковной общине, чтобы скрыть кражу денег, а ТД «Амстор» для запугивания».
Так что же, церковная община организовала теракт совместно с бизнесменами? Тогда каким образом взрыв храма помог бы не возвращать деньги, если их все равно пришлось бы отдавать, невзирая на то, как они были использованы: потрачены на ремонт или «разворованы»? Да и был ли долг? Где, в каких документах он зафиксирован?
Владимир Лесик пока не предоставил публично доказательств такого варианта. Пока эта версия больше похожа на очередную информационную атаку на Церковь. Было бы странно ждать от В. Лесика чего-то другого. Он - активный участник едва ли не всех либеральных переворотов, организованных Западом при помощи местных грантоедов, начиная с акции «Украина без Кучмы» в 2001 г., а уже при Януковиче «засветился» на «Налоговом майдане» - попытке бунта против власти от имени предпринимателей. Понятно, что человек таких взглядов не может любить Церковь Московского Патриархата.
На вопрос журналиста о том, почему якобы обычная «бизнес-разборка» так странно совпала с первым визитом на Украину Святейшего Патриарха Кирилла, Лесик ответил околесицей:
- Как мог повлиять на это событие (взрыв - прим авт.) приезд патриарха Кирилла?
- Думаю, что это время было выбрано не случайно, чтобы вызвать резонанс и привлечь больше внимания к этим событиям. Ведь Свято - Покровский храм принадлежит российскому патриархату».
Забавно сочетание: «российскому патриархату». Так обычно говорят атеистически воспитанные националисты и либералы, ненавидящие и вообще не понимающие, что такое Русская Православная Церковь, пишущие эти слова с маленькой буквы. Они желают подчеркнуть, что РПЦ якобы контролируется властями Российской Федерации. Патриархат у нас не «российский», а Русский, то есть объединяющий весь Русский мир...
Спрашивается, зачем руководству ТД «Амстор» организовывать взрыв именно в этот день, если цель бизнесменов - простое запугивание церковной общины? Наоборот, в этом случае резонанс им совершенно не выгоден. Есть резонанс - значит, будут тщательно искать, посадят чего доброго. А уж церковной общине это тем более не нужно.
Короче говоря, версии либеральных «правозащитников» так же нелепы, как и версии следствия.
В травлю несчастных обвиняемых включился и либеральный священник Игорь Рябко. Он почему-то, не дожидаясь никаких результатов суда, не желая соблюдать презумпцию невиновности, сразу объявил в своей статье:
«Взрыв произвел такой резонанс, что я уверен - вся работа органов милиции была проведена на самом высоком уровне. Я ни на минуту не сомневаюсь, что нет, и не могло быть никакой фальсификации в этом деле. Так же исключена любая форма давления на подсудимых... Я не помню за всю историю церкви, чтобы православные в форме теракта подрывали свои собственные храмы. Не знаю я о таких случаях ни у католиков, ни у мусульман. Это страшный позор...»
Поскольку его статья несла в себе немалые нападки на Церковь в необновленческом стиле, то ее сразу поставил на своем сайте другой ветеран майдана, известный либеральный политический фанатик, священник УПЦ МП Андрей Дудченко. Между тем, о. Игорь Рябко должен был бы сто раз подумать, прежде чем писать такую скандальную, обвинительную статью в адрес содержащихся в узах пономарей, чья вина не доказана. Он своим авторитетом помог следствию отнять у них годы жизни, да еще и проливал при этом крокодиловы слезы, призывая за них молиться.
Проще всего обвинять несчастных пономарей, два с половиной года томящихся в заключении, и «тоталитарную-маркобесно-ФСБ-шную» Церковь, которая выращивает такие кадры. Хотя уже и следствие признало, что никакую взрывчатку они изготовить не могли. И вся их биография - это биография порядочных людей, которые и кулаками-то не устраивали разборок, не то, что бомбами.
Но не мешало бы задуматься над тем, кто же действительно мог взорвать храм. Тут следует вспомнить, что в Запорожье и до того не раз звучали взрывы. В частности, в последние годы там был подрыв мины рядом с райкомом КПУ, потом произошел взрыв бюста Сталина. Причем в последнем случае удалось выявить виновных. Ими оказались украинские националисты из организации «Тризуб».
Мотивация действий террористов - это не логика обычных, психически здоровых людей. Чтобы ее понять, необходимо вникнуть в мифологию их больного мирка. Запорожье - это своего рода «древний Рим» украинских националистов. В истории земель, ныне входящих в состав Украины, они выделяют только несколько периодов и несколько мест, фактически вычеркивая все остальное, неразрывно связанное с Великороссией. Запорожская сечь, УНР-ЗУНР, ОУН-УПА, Майдан, и тому подобное... В этом уродливом «пантеоне» Запорожье занимает важнейшее место: «свободолюбивая казацкая республика», «оплот национальных надежд» и т.д. И националистам особенно неприятно, что это совершенно русскоязычный и прорусски настроенный город, в котором господствует Московский Патриархат. Отсюда и «взрывная» активность националистов именно в Запорожье.
Самой вероятной версией подрыва храма, по моему твердому мнению, являются действия украинских националистов. В этом случае подрыв кафедрального собора именно в день первого, самого важного визита Патриарха Кирилла на Украину, вполне логичен. Причем этот день совпал с днем Крещения Руси, а ведь среди националистов полным-полно неоязычников, которые ненавидят этот праздник. Особенно много их, кстати, в Запорожье, они уже поставили там немало своих капищ и считают этот город своей «святыней».
Но расследовать действия необандеровского подполья, имеющего высоких покровителей в Киеве и на Западе сложно и опасно для милицейской карьеры, к тому же следствие заняло бы немало времени . А президент Янукович потребовал быстро найти виновных...
Многие периферийные следователи привыкли решать вопросы быстро и просто: схватить попавшихся под руку бедных и беззащитных, «ласточками» и «слониками» вызвать у них признание «вины», закрыть «висяки» и получить за все это новые звания. Но здесь не тот случай. Дело настолько резонансное, что рядовые «правоохранители» - авторы «дела пономарей» - имеют все шансы очутиться там же, где ныне находятся слишком ретивые исполнители воли начальства по слежке за Гонгадзе. А начальству придется снять погоны при первой же смене команд в «органах». Ведь метящие на их «хлебные места» конкуренты наверняка воспользуются их ошибками.
Впрочем, их судьба неинтересна. Важнее спасти невинно осужденных, которые томятся в тюрьме. Важно и привлечь к ответу перед законом украинских неофашистов, которые почти всегда выходят «сухими из воды». Кстати, необандеровцы из «Тризуба» за взрыв памятника отделались легким испугом - небольшими сроками с отсрочками приговора, что фактически означает условные сроки. Они были отпущены на свободу прямо в зале суда. Правда, их заставили выплатить смешную сумму в компенсацию нанесенного ущерба. А ведь налицо ряд серьезнейших правонарушений: терроризм, организация бандформирования, изготовление взрывчатки, порча имущества. При этом русских активистов Украины могут посадить просто за «экстремистские призывы», и другие столь же «большие правонарушения».
Совсем недавно, в день Казанской иконы Божьей Матери и Русского единства активисты неонацистской «Свободы» напали на участников Крестного хода в Киеве. Несмотря на то, что у нескольких православных имели место повреждения средней тяжести, милиция вообще отказалась возбуждать уголовное дело по этому поводу.
Подобный инцидент имел место в этот же день в Киеве и в прошлом году. Известный православный активист Дмитрий Жуков писал по этому поводу: «В прошлом году, 4 ноября, я задержал одного из нападавших на Крестный ход, депутата Вышгородского городского совета от партии «Свобода», и передал его милиции, но в драке с националистами мне сломали нос. На четвертый день, когда я проходил судмедэкспертизу, следователь Печерского районного отдела написал отказ в возбуждении уголовного дела по причине, что я как бы не обращался в судмедэкспертизу.
Мне удалось побеседовать с человеком из МВД, который, как говорится, «в теме», и он мне пояснил, что даже если какой ни будь националист принесет в милицию явку с повинной на себя, то его оттуда выгонят, так как преступления на межнациональной и межрелигиозной почве портят Евро-интеграционный имидж».
А тем временем националисты... пиарятся на запорожских терактах. После подрыва бюста Сталину «Свобода» заявила, что... «подрыв памятника был спланированной провокацией самих коммунистов. Возможно, убытки от взрыва прикроют какие-то финансовые злоупотребления (коммунисты озвучили сумму ущерба в 270 тыс. гривень)». Как видим, из среды либералов и националистов все время звучат версии о том, что теракты против ненавистных им объектов - это, дескать, «корпоративные конфликты», якобы прикрывающие «финансовые злоупотребления». «Свобода» тогда и вовсе сделала «гениальное открытие», обвинив во всем «тоталитарную Россию»: "Мы не можем также отрицать причастности спецслужб Российской Федерации к этому взрыву». Как известно, суд тогда доказал, что ФСБ и коммунисты ни при чем, а взорвали памятник необандеровцы.
Удивительно, но ныне «Свобода»... заступилась за обвиняемых пономарей, 11 октября организовала пикетирование суда над ними. И снова немало попиарилась на этом. А почему бы следствию не проверить саму «Свободу»? Ее лидер Тягнибок публично призывал бить «жидов» и «москалей». Члены этой партии внимают ее призывам, и пускают в ход насилие постоянно. В том числе, избивая участников православных крестных ходов, швыряя в них дымовые шашки.
К тому же ненависть к Московскому Патриархату прямо прописана у «Свободы» в партийной программе, которую незаконно пропустили при регистрации в Министерстве Юстиции Украины. Там есть такой пункт:
«29. Сприяти створенню єдиної Української помісної церкви з центром у Києві» (Способствовать созданию единой украинской поместной церкви с центром в Киеве).
Но если уж либералы и националисты так радуются ленинскому декрету об «отделении церкви от государства», то хотя бы соблюдали это. Но они соблюдают только отсутствие государственной помощи христианству. А вот государственное вмешательство во внутренние дела УПЦ МП им очень нравится. Партия Тягнибока будет способствовать ее автокефалии, и открыто об этом заявляет...
Необходимо что-то делать, иначе неофашистское насилие еще больше захлестнет Украину. Конечно, нужен правопорядок и политическая воля наказать неофашистов. Но ни того, ни другого на Украине на сегодня нет. И дутое «дело пономарей» - это просто отражение общего хаоса в стране.
Игорь Друзь, председатель «Народного Собора» Украины
4. Re: Терроризм по-украински и его «расследование»
3. Ответ на 2., Автор материала:
2. Re: Терроризм по-украински и его «расследование»
1. украинские власти с "Свободой" доиграются