Казалось бы, обычная праздничная служба в обычном православном храме, коих на земле огромное количество. Русский священник, отец Григорий, обращается к прихожанам «братья и сестры». Большинство людей в храме - русские, вот только диакон Павел читает тропари и кондаки с явным акцентом, а тексты Святого Евангелия, Послания Апостолов и основные молитвы литургии дублируются на голландском языке. Так проходят богослужения в единственном православном храме в Роттердаме.
С 1993 года в течение десяти лет отец Григорий Красноцветов занимался разработкой проекта и осуществлением строительства в Роттердаме первого в истории Нидерландов настоящего русского православного храма. Проект успешно завершился 20 июня 2004 года освящением храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.
А начиналось всё в послевоенные годы. После войны в Голландии оказалось довольно много советских девушек и молодых женщин, угнанных фашистами из Советского Союза на работу в Германию. Эти женщины - их называли «дочери Сталина» или «красные девушки» - стали ходить в церковь в Гааге. Потому что храм оказался единственным местом, которое напоминало им об утерянной Родине. Но в Гааге еще были в силе представители первой волны эмиграции. И они не приняли новых прихожан! Ведь те воспитывались уже в годы безбожных пятилеток и мало что знали о церковной и богослужебной жизни.
В 1957-м году роттердамский приход получил возможность совершать богослужения на жилом кораблике, который назывался «Северное сияние». Там был устроен временный храм в честь святителя Николая.
И уже 26 января 1959 года домовая церковь в Роттердаме была освящена в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Освящение совершили митрополит Парижский Николай и епископ Лондонский Антоний (Блюм) - известный проповедник - в сослужении духовенства и в присутствии многочисленных верующих и гостей. Приход в Роттердаме был очень активным и довольно многочисленным. Женщины, которые оказались вдалеке от Родины, приходили в храм сами и приводили своих детей и мужей. В те времена это было не так просто, если вспомнить что в разгаре была «холодная война» и все, что было связано с «русским» ассоциировалось с Советским Союзом, «красными».
В стране, где плоды толерантности расцвели буйным цветом, найти островок России, мне было особенно радостно. Ведь известно, что Объединённое королевство Нидерланды прославилось не только изготовлением известных на весь мир сортов сыра, но и легализацией проституции, однополых браков и лёгких наркотиков. Но самым удивительным для меня оказалось то, что большинство людей в Голландии отрицательно относятся к таким законодательным инициативам своего правительства. И хотя большинство лютеранских и католических церквей действительно отданы под выставки, магазины, а иногда и бары, но в Нидерландах немало и многодетных семей, а за неделю пребывания в этой стране я не увидел ни одного пьяного.
С наркотиками дело обстоит хуже. Последнее время голландские центры для лечения наркологической зависимости забили тревогу: количество людей, обращающихся к ним в связи с зависимостью от амфетаминов, увеличилось за последний год на 58%.
После окончания службы 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Роттердаме отец Григорий пригласил прихожан «на чай» в нижнее помещение храма. Радостно, что среди прихожан были и голландцы, среди которых и диакон Павел Смейтс, бывший певец хора униатской церкви, принявший православие в 1993 году.
Мы с друзьями решили поближе познакомится с батюшкой. Отец Григорий пришёл чуть позже, и я с женой и друзьями, выбрав удобный момент, подошли к священнику. Батюшка очень обрадовался, узнав, что мы из Гатчины, вспомнил отца Владимира Феера и рассказал, как когда-то ездил на исповеди к отцу Борису Воскресенскому, ныне почившему настоятелю Павловского собора в Гатчине. Отец Григорий сказал, что будет в Петербурге 28 октября в Александро-Невской Лавре, и мы сможем там встретиться и пообщаться более обстоятельно. Ведь за 23 года служения в Нидерландах, митрофорный протоиерей Григорий Красноцветов может рассказать много интересного о жизни Православной Церкви за границей.
Мы вышли из храма, на душе было радостно, Голландия показалась мне совсем другой. Покров Богородицы покрыл и эту сырую и ветренную землю и людей живущих на ней, ибо сказано в Писании: «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18: 14).