Чудо в Зочиште или Как албанцы почитают сербские святыни

Заметки о детском паломничестве с Августовской иконой в Сербию. 5 часть

1 часть

2 часть 

3 часть 

4 часть


Чудеса бывают разные. Но это было какое-то особенное чудо. Произошло оно в косовском монастыре Зочиште. 
У нас бы этот монастырь назвали просто - Космо-Дамиановский, но в Сербии монастыри традиционно называют одним словом, как правило, по месту их нахождения, хотя название этого монастыря еще нужно суметь выговорить. Нам это удалось только на второй день пребывания в нем. 
Настоятель архимандрит Стефан первым делом рассказал, что главная святыня обители - мощи святых безсребренников Космы и Дамиана. У нас их называют «безмездными врачами», а по-сербски звучит более выразительно «бесплатные лекари» (акценты смещены: «безмездные» - это не берущие «мзды», что в нашем представлении воспринимается как взятка, а у сербов - именно бесплатные). Эти мощи очень почитаются, к ним приезжают не только из Косово, но из Сербии, что для сербов сейчас представляет немалый подвиг. Более того, мощи, как сказал о.Стефан, почитают и албанцы. Надо знать, что монастырь расположен в гуще албанского массива. В селе вокруг монастыря высится мечеть. Из-за стен точно по расписанию доносится крик муэдзина. Монастырь находится как бы в тылу противника. 
«Как албанцы!? Они же мусульмане!» - недоумевал я. Отец Стефан кротко улыбнулся и развел руками, дескать: «тем не менее...» «И что же они делают?» - «Приходят, молятся, приводят больных, особенно детей...». 
Чем больше объяснял отец Стефан, тем более мне становилось непонятной ситуация. «Как же они молятся в православном храме?» - «Молча, по-своему. Мы не слушаем». - «И они прикладываются к мощам?» - «Это их дело. Мы для них специально кладем постилку на пол. Они ложатся под мощи. Лежат и получают помощь». Все это казалось мне чем-то невероятным. Я не мог себе представить подобную картину у нас в России, чтобы, к примеру, к мощам Сергия Радонежского приходили мусульмане. 

«Ну и как, Христос слышит их молитвы?» - «Многие исцеляются...» 
Я конечно абсолютно верил отцу Стефану, но, признаюсь, мелькнула мысль, что такое надо увидеть самому, собственными глазами. Я почувствовал, что если кому-то расскажу в России, что албанцы приходят исцеляться в православные монастыри, мне могут не поверить, слишком уж все это невероятно. 
Косьма и Дамиан даровали мне такое чудо. После трапезы, когда мы уже паковали чемоданы, готовясь к отъезду, я услышал громкий детский крик. Поскольку в нашей группе было пять детей, первая мысль мелькнула: не случилось ли что? Но на небольшом монастырском дворике я увидел сцену, поразившую меня: папа и мама вели по монастырской дорожке своего ребенка лет пяти-шести, который истошно кричал во весь голос, как будто его кто-то резал. Рот у него был открыт так широко, что казалось, занимал большую часть лица. При этом он сам себя бил ладонями по щекам или начинал царапать себе лицо и тело. На нем были уже видны следы этих царапин даже до крови. Зрелище было жуткое! 
К ним навстречу вышел монах, который ничего не спрашивая, повел их за собой в храм. Было ощущение, что он их уже знал. «Кто это?» - спросил я его. «Албанцы, пришли к Косьме и Дамину» - «Вы их знаете?» - «Нет, я никогда их у нас не видел, наверно, издалека...» - отвечал он. 
В храме монах как-то спокойно и привычно достал суконное одеяло и расстелил на полу под мощами. Родители положили ребенка, так что его голова оказалась точно под мощами. В первые минуты крик мальчика только усилился. Храм наполнился воплями. Было жалко смотреть на бедную мать, склонившуюся над своим ребенком и ничем не могущую помочь ему. Отец стоял чуть в стороне, сжав два кулака в замок на животе. Он периодически посматривал то на сына, то на иконы. 
В храме никого, кроме семьи албанцев, монаха и меня, не было. Остальные наши паломники, хотя и услышали крик, но не решились войти в церковь. 
Постепенно крик стал стихать и переходить в всхлипы. 
В этот момент в кармане подрясника я случайно нащупал свою мыльницу и меня осенила мысль: «У меня ведь есть уникальная возможность запечатлеть реальное чудо. Пусть потом кто-нибудь попробует не поверить». Я достал фотоаппарат и сделал пару снимков. Надо сказать, что отец семейства как-то спокойно отреагировал на это. 
Все это длилось минут десять-пятнадцать. Ребенок совсем утих, полежал еще немного под мощами. Если бы мама его не подняла, он, наверное, и заснул бы тут же. Монах свернул подстилку. Я обратил внимание, что за все время этой сцены насельник обители практически не сказал ни одного слова. Он делал все молча, спокойно, не глядя на родителей. Пару раз он приседал у ребенка и смотрел на него, но при этом он не крестился.
Когда мальчик почти совсем утих, я подошел к отцу и спросил его по-сербски, как его зовут: «Како се зовете?» Он представился: «Фадиль». В свою очередь он также спросил меня: «Вы - словенец?» Видимо, меня выдавал мягкий акцент, а также я был слишком русым для серба. Видимо, появление русского в Косово для него было более нереальным, чем словенца. Я сказал, что я русский священник из России, но на этом мой запас сербских фраз истощился. Я спросил, каким языком он еще владеет? Оказалось, немецким. Найдя общий язык, мы пообщались более полноценно. Он рассказал, что сам он родом из Косово, но сейчас живет и работает в Германии на станции техобслуживания. В Косово приезжает раз-два в год. У него двое детей. С младшим возникли непонятные проблемы. Врачи не могут помочь. И он специально приехал сюда в монастырь. Я не удержался от вопроса: «Но вы же «муслим?» - «Да-да, я мусульманин». Он остановился и задумался, как бы ища объяснения для меня (а может быть и для самого себя) тому факту, что мусульманин пришел в православный монастырь. После паузы он сказал слова, которые я для большей документальности хочу привести по-немецки: «Kraft ist hier!» («Сила - здесь!») Он повторил эти слова трижды, с каждым разом как-то крепче и убежденнее, при этом делая энергичный жест руки и указательным пальцем показывая на пол храма. Такие слова услышать от албанца у мощей христианских святых - многого стоит. Мусульманин исповедует силу нашей веры. Мне оставалось только ответить «jawohl» («конечно», «совершенно верно»). 
«А как зовут вашего сына?» - «Бесмир». Знал бы этот албанец, что означает это имя для русского слуха! 
Возвращалась семья к монастырским вратам в другом настроении. Естественное в данном случае благодарность излилась на меня. Албанец стал пожимать мне руку: "Данке, данке". Я спросил, как по-албански звучит "благодарю"? "Фалендерим!" - это было первое слово на лабанском языке, которое я услышал в своей жизни. На прощание мы сфотографировались на память у врат обители. 

Когда мы расстались, я думал, какое чудо я сподобился увидеть (и даже сфотографировать!) Чудо не только в исцелении ребенка, но главное и большее чудо было в том, что я увидел, как албанцы приходят к сербским святыням за помощью, к тем святыням, которые сами разрушали, к тем сербам, которых сами изгоняли. Ведь именно этот монастырь каких-то десять лет назад албанцы разрушили, монахов изгнали, главный собор заминировали и взорвали. И вот теперь сами же приходят в него за помощью и исцелениями. Что это, как не духовная победа сербов! Мне кажется, что этот албанец уже никогда не поднимет руку на сербские святыни.
Должен сказать, что вся эта сцена в храме происходила не только в присутствии мощей, но и перед иконой Божией Матери Августовская Победа. Вот тебе и еще одна победа нового для Сербии образа в августе месяце. 
После этого чуда в Зочиште мне как-то спокойнее стало за судьбу Косово. Рано или поздно та сила, о которой сказал мне этот албанец, обязательно победит... 
(Помещаю для документальности редкие кадры чуда!)
Впервые опубликовано в дневнике протоиерея Геннадия Беловолова

    

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Re: Чудо в Зочиште или Как албанцы почитают сербские святыни

Kogda albanci-shiptari v 1999-2000 razgromili etot monastir i ubili monaha, kotoryiy raku s moshami Kos'mi i Domiana spasal, to u nih v blijnih seleniyah perestali rojdat'sya mal'chiki. Nachali ponimat', cto natvorili. Potom sami pomogali vosstonavlivat'. Teper' vot iscelyatsya detey privodyat. Voistinu - SILA ZDES'!!!

Александр из Святово / 12.10.2012

1. Re: Чудо в Зочиште или Как албанцы почитают сербские святыни

Дивны Божии дела! В наше время происходит столько чудес!

Еленка / 12.10.2012
Геннадий Беловолов:
Иоанн Кронштадтский вновь посетил Сарапул
О принесении иконы всероссийского пастыря в Сарапульскую епархию
16.10.2019
«Космос научил меня молиться»
Первый в истории человек, совершивший выход в открытый космос, Алексей Леонов умер на 86-м году жизни
11.10.2019
С днем рождения, Романов-на-Мурмане!
Обращение к городу в день его рождения
07.10.2019
Кто защитит наших исторических личностей?
О том, как противостоять «культурной» агрессии против Царской Семьи, подобной фильму «Карамора»
24.09.2019
«Иоанновские встречи» за полярным кругом
На Кольской земле прошли юбилейные торжества, посвященные памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского
18.09.2019
Все статьи автора