itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Когда Августовская икона появится в Августове?

Заметки о детском паломничестве с Августовской иконой в Сербию. 3 часть

0
516
Время на чтение 4 минуты

1 часть

2 часть

По большому счету Августовскую икону точнее было бы называть Мариампольской, поскольку явление Богоматери было вблизи именно Мариамполя. Но тем не менее за иконой утвердилось название Августовской, или точнее «Августовская Победа». Это название удачно сочетает как место явления - Августовские леса, так и время явления - 31 августа (в ночь на 1 сентября), а также упоминание победы русских воинов в так называемом Августовском сражении (или Августовской операции). В любом случае, так или иначе название польского города Августова оказалось запечатленным в названии иконы, и мимо него теперь православному паломнику не проехать.

12 августа было воскресенье, и мы с диаконом Максимом не желали остаться в этот день без Литургии. С помощью Деяна Накича удалось связаться с польским архиереем и благословиться у него. Тот нас связал с священником Лукой, который служит на приходе в Элке близ Августова. Отец Лука учился в Санкт-Петербургской духовной академии, прекрасно говорит по-русски, очень обрадовался паломникам из России. Он рассказал, что в Августове есть небольшой храм, настоятель там - отец Марек, но служба в нем была в субботу, а в воскресенье будет в городке Элк, куда он и пригласил нас. Он предложил нам в Августове послужить молебен Матери Божией.

Рано утром мы выехали из Алитуса в сторону Августова. По дороге читали правило, а также Акафист Августовской Богоматери, который начали в Литве, а закончили в Польше. Ехали через те самые Августовские леса, которые оказались дремучими сосновыми борами. Высокие сосны подступали к самой обочине дороги, казалось, что едем по парку. Здесь в Польше к лесам бережное отношение, каждое дерево сосчитано, срубить даже одно дерево - вопрос на государственном уровне. Августовские леса напомнили мне Тихвинские - такие реликтовые сосны. Подумалось, как Матерь Божия любит северные сосновые леса!
Элк расположен километрах в 30 от Августова. В нем есть православный приход апостолов Петра и Павла. Мы немного сбились с пути, припозднились, но у входа в храм нас ждали прихожане, которые с колокольным звоном встречали Августовскую икону. Я был впервые в Польше и впервые видел столько поляков вместе. Как приятно было в этих незнакомых лицах видеть братьев и сестер по вере. Еще вчера я даже не подозревал о их существовании, а сегодня мы были едиными членами Вселенской Православной Церкви.

Я рассказал о нашей поездке в Сербию с иконой Августовской Богоматери. Признаюсь, была мысль, что мы окажемся первыми, кто принес из России список этой иконы в этот край. Каково же было мое удивление, когда отец Лука сказал, что две недели назад сюда (в Августов и в Элк) приносили старинный чтимый список этой иконы из Кременско-Вознесенского монастыря на р. Дон в Волгоградской епархии. С этой иконой казаки совершали крестный ход в Калининградскую область в г. Гусев.
После Литургии мы совершили молебен пред иконой, все прихожане приложились к ней, а затем мы отправились в Августов. Маленький храм, хотя и расположенный в центре города у центрального парка и площади с памятником своему основателю польскому королю Августу, тем не менее находиться в глубине двора между домами. Не зная, не найдешь. Храм, по размерам, скорее часовня, устроен в приспособленном помещении, то ли в бывшем гараже, то ли флигеле дома. До революции в городе стоял большой православный храм Покрова Богоматери в русском стиле, но он был уничтожен вскоре после провозглашения независимости Польши в 1918 году.
В этом уютном храме нас ждали августовские прихожане, которые встретили трогательным местным приветствием: «Слава Иисусу Христу». Отвечать надо было словами: «Слава во веки!». Чего не отнимешь у поляков, в том числе и православных - так это глубокого благочестия.
Наш большой список Августовской иконы закрыл почти весь иконостас. Мы послужили молебен с Акафистом. Этот Акафист я нашел в Интернете, составлен он был с большим патриотическим чувством, но с огромным количеством ошибок и русизмов. Я его кардинально поправил для келейного чтения. В период пребывания иконы на Леушинском подворье я не раз читал его. Но когда мы начали читать его здесь в Польше, сразу бросилась в глаза патриотическая идея Акафиста. В нем много раз прославлялось русское воинство, а также возносились молитвы о победе русского оружия. На территории Польши в сослужении польского батюшки это читалось несколько некорректно: «Радуйся, русских сил умножение! Радуйся, русскому народу помогающая!» и т.д. Отец Лука стал запинаться в этих местах, а потом нашел выход. Он стал дополнять акафист польским патриотизмом, получалось что-то вроде: «Радуйся, русских и польских сил умножение! Радуйся, русскому и польскому народу помогающая!» Получился акафист польско-русской дружбы. Августовская икона явила себя в это день как покровительница не только России, но и Польши.
После этого необычного молебна отец Лука сказал важные слова: «Вот уже второй раз подряд к нам приходит Августовская икона. Я думаю, что это не случайно. Матерь Божия напоминает нам о Своем чудесном явлении, бывшем близ нашего города. Я думаю, что третий раз Августовская икона должна прийти в наш город и остаться в нем. Нам нужно написать список, который пребывал бы в нашем храме».
Никакие другие слова не могли бы меня так обрадовать, как эти. Я поблагодарил отца Луку за такое благое желание, сказав, что для нас город Августов все более осознается как новое святое место паломничества, и наша группа не будет последней.

Для меня это был важный день. Не скрою. Я, как и многие русские, имею некоторое осторожное отношение к полякам в силу многих исторических причин. Но в этот день через образ Матери Божией я открыл для себя православную Польшу, православный польский народ и полюбил их.

Мы уезжали из города Августова с молитвой, чтобы здесь быстрее явился список Августовской Богоматери.

Впервые опубликовано в дневнике протоиерея Геннадия Беловолова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Вопрос. Православные поляки не русские ли?

Благословите, батюшка! А не является ли "православный польский народ" на самом деле русскими (белорусами, малорусами)? Я бываю часто в восточной Польше, в Подляшьи (т.е., области "рядом с ляхами"). Там живут, наряду с этническими поляками, местные коренные русские, которых официально считают белорусами. По языку (местным деревенским диалектам) они могут быть и белорусами и малорусами --- там проходит граница между говорами белорусского и малорусского типа. Но внутри самих себя они никакой разницы между "белорусами" и "украинцами" не видят (называют себя и русскими, и русинами, и белорусами, а часто просто "местными"), но жестко отличают себя от поляков, и главное отличие -- это религия. "Мы --- русские, православные; а поляки это католики". Этническая западная граница русских (немного западнее т.н. линии Керзона) легко устанавливается именно на наличию или отсутствию в деревне православной церкви. (Сейчас по всех поселениях Подляшья стоят также костелы. Но в местах исторически русских стоят православные храмы, а там, где исконно жили только поляки, к западу от старой этнической границы --- православных храмов, естественно, не строили.) В Польше на православных страшное давление, в первую очередь направленное на их денационализацию, чтобы они забыли свою русскость, и, для начала, на подавление русского языка. Идет ополячивание. Официально "русского меньшинства" в Польше нет. Есть только "белорусское". По языку ситуация такова: 1) люди старого поколения еще учили в школах литературный русский язык (хотя бы формально считалось, что их учат белорусскому или на белорусском); они используют его параллельно с польским в своем обиходе и имеют свободный доступ к русской культуре, книгам и т.п.; 2) более молодые, которые выросли в деревне, литературный русский уже не знают, но могут говорить на местном говоре (белорусского или малорусского типа), который варьируется от деревни к деревне; 3) молодые, выросшие в городе, говорят уже только по-польски, так как литературному русскому учиться негде, а деревенский русский говор они уже тоже не знают. Русская культура, из-за незнания литературного языка, для второй и третьей категории уже закрыта. А это именно большинство молодых. (Есть исключения, конечно.) Так эффективно происходит ополячивание русских. Православная вера остается единственным напоминанием об их отличии от поляков-католиков. Но официальная позиция Православной Церкви в Польше --- на самом деле, осколке русской Церкви, --- тоже не помогает сохранить русскую самобытность. Я видел изложение истории Польской Православной Церкви, где всяческое упоминание "русского" было изгнано. Церковнославянский язык начинают вытеснять польским и т.п. Удерживает от всего этого только сопротивление простого православного народа, которому очень-очень трудно.
Ф. Ф. Воронов / 14.09.2012, 20:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Валерий Ивченко: послушник, подвижник, праведник!
К отпеванию великого актера
14.03.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
В нашей светской стране отмечаются языческие праздники?
Дворцовый мост в Петербурге будут подсвечивать красным цветом в честь Китайского нового года
02.02.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31