Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Читая Сегюра

Антон  Кизим, Русская народная линия

12.10.2012


О двух изображениях и о двух верах …

В связи с двухсотлетием Отечественной войны 1812 года читал некоторые источники, посвященные тому времени. В частности, мемуары Сюгюра, одного из генералов, который был в окружении Наполеона во время его похода в Россию. И вот что мне там показалось интересным при описании Бородинской битвы.

Он описывает поведение солдат в армиях накануне сражения. Кутузов говорит речь армии перед Смоленской иконой Богоматери. После чего следует молебен. Сегюр пишет об этом с нескрываемым призрением. Речь о защите Родины он называет призывом к рабам «защищать имущество господ». При этом русских он считает народом грубым и диким, а их религию «идолопоклонничеством». Но при этом замечает, что недостатки русских солдат как раз и делают их опасными.

И вот к чему привели старания военачальников и священников и вообще молебен перед Смоленской иконой.

«...Но как бы то ни было, а это торжественное зрелище, эти речи, увещания офицеров и благословения священников окончательно возбудили их. Все, до самого последнего солдата, сочли себя предназначенными Богом защищать небо и свою святую землю...».  Он презирает русских солдат, но сам же показывает, что они были настоящими патриотами.

А что же французская армия? Во-первых, она была не совсем французской. Одной из ее проблем была многонациональность. Сегюр упоминает это среди недостатков наполеоновской армии и преимуществ российской. Но мне было более интересно другое. Что было противопоставлено молебну? Речь императора, которая была роздана перед битвой (и то не все с ней ознакомились).   

А еще Сегюр невольно противопоставил Смоленской иконе... портрет сына Наполеона. Император получил его накануне, очень обрадовался и выставил у палатки чтобы «...показать своей военной семье свою частную семью и заставить этот символ надежды засиять перед лицом великой опасности!...». Как трогательно, не правда ли? Символ надежды.

Справедливости ради должен признать, что портретом любовались только гвардейцы, а не вся армия. Но все равно получилось очень символично.

Ведь здесь речь не просто о двух образах. А о двух культах, о двух верах. Православие русских солдат с одной стороны и культ Наполеона с другой.

Тема «антирелигиозная Революция и культ личности» вообще интересна. Уже неоднократно замечено, что Французская Революция породила культ Наполеона, а наша - культ Сталина. Революционеры лишают народ религиозной веры, но без веры сложно (как революционерам, так и народу) и вскоре вместе религии появляется культ Вождя - которым становится революционер, победивший в нелегкой конкурентной борьбе.

Наполеон вроде сам стал монархом, но для многих он был больше чем монархом. Он был именно кумиром. Люди сражались за него, потому что верил в него. Не в революцию, не в монархию, а именно в Наполеона.

Но вернемся на Бородинское поле. Как описывает Сегюр состояние армии после нее?

Вроде победили. Но победа оказывается какой-то безрадостной. «Эта победа, к которой он так стремился и которая была куплена такой дорогой ценой, осталась неполной! Он ли это, всегда доводивший свои успехи до последнего предела?»

Одним из формальных признаков победы Сегюр называет многочисленных пленных. А их «не было даже восьмисот». И... «если остальные могли отступить в таком порядке, гордые и не упавшие духом, то какая польза была в том, что поле битвы осталось в наших руках?»

Сегюр пишет о том, что Наполеон тогда болел. Болезнь была одной из причин моральной подавленности императора и возможно у армии. Что-то у него было возрастное. Даже утверждается что лет семь назад (при Аустерлице) Наполеон говорил, что его еще хватит «лет на шесть». К этому можно относиться скептически, так как наполеоновские победы тогда далеко не закончились. И вообще здесь можно увидеть желание «оправдать» императора. Но, если это правда, то очень показательная.

Наполеон не был богом. Этот кумир был смертен. И потому его дело было обречено. Рано или поздно...

Если здоровье одного человека так пагубно сказалось на деле, в которое было вовлечено так много людей, то что же это за дело? Что это, если не замок, построенный на песке?

Русские же воины верили в другого Бога. И потому они морально победили на Бородинском поле. И потому Бог даровал им победу в этой нелегкой войне. Слава Богу за всё!

 Антон Кизим, студент ИФ ПСТГУ

Литература:

Сегюр Ф. Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/segyur/02.php 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме