ВРЕМЯ
Воздвижение... Какое изумительное звучание, какую духовную наполненность слова смыслами и непередаваемыми в словесном переводе энергиями оставил нам наш древний церковнославянский язык - язык богослужения, язык молитвы и язык беседы с Богом, Божественный язык. Теперь словари сообщают, что слово «воздвижение» - книжное и устаревшее. Но вот оно живет себе и живет, как живут и другие близкие ему родные древние слова из совсем другой жизни - жизни с Богом: «воздыхание» - слово, в котором всяк человек в минуту скорби и терзаний может заключить душу свою, но заключить не в безвыходности, а в возведении своей малой ли, большой ли скорби к Самому Богу. Возложить свою печаль на Господа, как советует псалмопевец Царепророк Давид.
А «воздремати», а «воздеяние»? «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею - жертва вечерняя» (Пс.140:2). Или: «возгревати» - возбуждать, воспламенять - не очаг, но сердце человеческое, и не страстью, а чистейшей любовью к Богу. «Возвеличивати» - возводить очи, усиливать, умножать, «Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть, кто нам Господь eсть» (Пс. 11:3-4).
Живо слово, жива и сокровенная суть его...
Отошло Успение Пресвятой Богородицы, отслужен Чин погребения Святой Плащаницы Божией Матери, с которой под умилительное пение ходили крестным ходом вкруг храма. Воспоминали строгим постом и молитвой день Усекновения пречестной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - Горлицы Пустыннолюбной, Ангела пустыни, как многолюбовно именует Крестителя Господня святая Церковь. «Что смотреть ходили вы в пустыню? - возспрашивает Господь толпящийся вкруг него народ, - трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:7-10).
Отпели величание и тропарь Рождеству Матушки нашей Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
И вот пришло Воздвижение - прославление и торжество, победа и воздвизание на всемирную и всекосмическую (так звучит это слово в греческом подлиннике) высоту Честного и Животворящего Креста Господня, того подлинного Креста, на котором был умучен и распят Спаситель Мира. Его нашла в Иерусалиме на месте языческого капища в начале IV века царица Елена - восьмидесятилетняя мать императора Константина, которому незадолго до этого во время кровопролитного сражения звезды на небе изобразили крест и два светоносных слова: «Сим победиши».
...Вот уже и оголилась земля, и грачи кое-где и всякая малая птица ходят по чернеющей пахоте, - их время. Уже истончает лес «багряный свой убор» - тихий, жалкий, послушный все сильнее задувающим с севера ветрам, раскачивающийся, постанывающий будто от боли лес, - есть ли другое столь пронзительное духовно время в нашем календаре, чем осень, встречающая предзимье?
Уже не волнует и не тревожит природа кровь человека: ни своим пробуждением, ни своим жарким расцветом, ни своей царственной красотой зимы... Здесь все горько и тонко, и бедно, все одиноко и смиренно - все внешнее ушло, освободило душу человеческую от волнений земных и вот уже глаза души человека готовы возвестись к Небу и прекрасная, сладостная печаль и надежда сжимает сердце...
Тут и самое время празднику Воздвижения пред всем миром, пред Вселенной Креста Христова...
ВЕЧНОСТЬ
Вступая в мир Церкви, мы вступаем в Вечность. Богослужение, которое совершает Церковь, преодолевает узы времени, и мы не просто вспоминаем и мысленно представляем те или иные события, бывшие тысячелетия назад, мы присутствуем при с о в е р ш е н и и события, которое вот сейчас вместе с нами на наших глазах происходит в Церкви. События человеческой истории - истории домостроительства Божия - Божиего промышления о мире принадлежат вечности, а, значит, постоянно живут и совершаются.
Только Богослужение, и, прежде всего, литургия дает возможность человеческому сердцу нашему без всяких технических средств преодолевать узы пространства и времени. Ведь только телом человек принадлежит земле, а душа его, дух - беспредельны и могут и должны жить там, где родина его, - в Вечности. Пространство и время лишь земные атрибуты, а Церковь - Небо на земле, явление Вечности, в которой священникам сослужат Ангелы и все Небесные Силы, где Дух Святой совершает священнодейство руками человека - земного священника, и огненным языком прелагает хлеб и вино в Святые Дары - в Тело и Кровь Христовы, которыми причащаются верующие, соединяющиеся телесно со Христом.
Каждое событие церковное, как говорил священномученик Сергий Мечев, сын святого московского старца Алексия Мечева (1892†1942), отбрасывает лучи своего света задолго до наступления праздника и после еще хранит свое свечение, хотя пик сияния праздника уже пройден.
Так и Воздвижение... Еще с 1 августа по старому стилю - 14 по новому, когда праздновалось Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и выносился Крест, и совершалось поклонение ему по чину Крестопоклонной недели Великого Поста, уже тогда Церковь начала петь Воздвиженскую катавасию (поётся на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение после каждой песни канона) «Крест начертав Моисей / впрямо жезлом Чермное пресече, / Израилю пешеходящу; / тоже обратно фараоновым колесницам, / ударив, совокупи, / вопреки написав непобедимое оружие. / Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися».
Как повествует Библия (Исх.14) Моисей, увидев, что еврейский народ настигают конницы фараона, рассек вертикальным движением жезла волны Чермного моря, а когда народ перешел посуху по дну моря на другой берег, движением горизонтальным - живописуя крест, - сомкнул волны, в которых и были потоплены преследователи.
Вечность в церковном богослужении (а что такое праздник, как не оживающий календарь и живая Священная История человечества?) присутствует в каждом празднике в своей возможной предельной полноте.
ИСТОРИЯ
Праздник Воздвижения - это по сути дела вспомянутая и пережитая вместе разом, в синтезе (только так и переживается Вечность) вся история человечества в рамках ее двух наиважнейших событий: между Древом райским, запретным Древом познания, которое воспрещено было Адаму вкушать, и Древом Крестным, на котором Спаситель в безмерных страданиях мучительнейшей и позорнейшей казни победил Своею смертью смерть, исцелив изувеченную грехопадением Адама человеческую природу, открыв каждому человеку путь ко спасению, если он сам возжелает приобщиться Христовой Победе, уподобившись Христу.
Бог одарил человеков свободной волей, но дал заповедь нашему праотцу Адаму - не вкушать от древа познания. Для человека, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - не было полезно, чтобы он неискушенным и неиспытанным получил вечную нетленную жизнь, дабы человек не впал в гордость своими успехами и не подвергся осуждению, одинаковому с дьяволом. Но человек был побежден завистью дьявола, возведшего его до своей собственной высоты гордости, и затем низвергшего в бездну падения...
Но вот Авраам, веруя Богу, ведет единственного сына на заклание; Вот Иаков благословляет внуков своих крестообразно положив руки на их головы; вот чудесно услаждает Моисей горькие воды Мерры, бросив туда древо и подобно тому Крестное, Животворящее Древо услаждает горесть греха, исцеляя грешника; воздымает Моисей крестообразно руки - и побеждается Амалик; в Гаваоне распростирает крестообразно руки Иисус Навин, и пока держит он руки, побеждают Израильтяне. Движется вперед человеческая история. Все ближе и ближе к тому часу, когда Рождество Богородицы Девы «радость возвестит всей вселенной», но и эти события, и бывшие, и последующие - вплоть до последних, грядущих - лишь отсвет того, что было прежде всех век предопределено на предвечном совете Святой Троицы. Сотворение человека по образу «нашему и по подобию» (Быт.1:26), предвидение о грехопадении Адама, решение о Воплощении Сына Божия как соединении Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. Этот замысел есть главнейшая часть общего замысла Бога о всем тварном мире и Божественного промышления о каждом существе, которому еще предстоит получить от Бога жизнь.
«Смотри, какой совет держал Отец с Сыном и Духом Святым, именно - возвысить нашу природу и поставить ее выше ангелов, архангелов, херувимов и серафимов», - говорит святой Иоанн Златоуст.
Помним ли? Знаем ли, чтобы помнить, кто мы и откуда, кто родил нас и кто спас нас? «Любовь Отца - распинающая, Любовь Сына - распинаемая, Любовь Духа Святаго - торжествующая» (свт. Филарет Московский) - вот кто мы, вот что ради нас соделано, вот Чья Кровь спасает нас от вечной смерти и дарует живот вечный, если только мы восхотим приобщиться к тому, что сотворила Любовь Святой Троицы.
А пока богослужение Воздвижения устами святого Андрея Критского призывает верующих, тех, кто на «сень крилу Его надеются» поклониться подножию пречистых ног Спасителя и возопить к Нему: «Да знаменается на нас Свет Лица Твоего», и обращает наши взоры к созерцанию Святой Троицы и Того, Кому и предстояло осуществить предвечный - прежде всех веков решенный Божественный замысел о Крестной смерти Сына Божия. Чествуя крест, мы чествуем Распятого.
АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА
«...Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его» - пророчествует Исайя (9:6).
В алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля сохранилась фреска конца XV века - крылатый ангелоподобный отрок в белом далматике с широкими рукавами и смиренно скрещенными на груди руками: Сын Божий, Христос до воплощения, до прихода Его на землю - редчайший образ Ангела Великого Совета, Того, «Кто соделал известным Великий Совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» (Василий Великий), возвестивший людям и исполнивший тайну домостроительства спасения.
Ангел Великого Совета являет нам Христа до его воплощения, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». Белый цвет - чистота и бесплотность. В нимбе вместо креста - восьмиугольник - красный четырехугольник на черном (или зеленом) четырехугольнике. Красное - Божество. Черное - недоступность и непостижимость Бога для обычного земного человеческого разумения. Там - Божественный мрак - «Неприступный Свет, в котором живет Бог» (св. Дионисий Ареопагит), и куда вход человеку может быть открыт только на предельных высотах его чистоты, молитвенного созерцания - исихии, именуемой чистой или «зрительной» молитвой.
Этот дивный и таинственный образ хорошо знала и переживала Святая Русь, созерцая его на дивных фресках и иконах. Только именован этот образ был у нас по-своему: «Спас Благое Молчание».
Образ этот жил на Руси сокровенной, особенной жизнью, насыщая и преображая душу нашего народа, который хранил «Благое молчание» как самую заветную святыню сердца. Как лучи в собирающей линзе сходилось в этом образе то, что знало и любило и боготворило сердце человеческое в Своем Создателе и Спасителе, в смиренном молчании и послушании Отцу принявшем крестную смерть от своих мучителей, за которых Он распялся, и за которых, умирая в муках на Кресте, молился Отцу.
«И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих» (Ис. 53:7)... «Не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас его: трости сокрушены не сотрет и льна курящася не угасит, но во истину изнесет суд: возсияет и не потухнет, дондеже положи;т на земли суд, и на имя его языцы уповати имут» (Ис. 42:2-4).
Много веков парил над Русью тихий Ангел Благое Молчание, храня и освящая ее Своими крылами, сея в земле нашей живые подобия - от закланных братским мечем безгласных агнцев - князей Бориса и Глеба, страстостерпцов и мучеников, первыми прославленных в русских святцах, вплоть до последнего страстотерпца и мученика Государя Николая со чады и домочадцы, безгласно во Христе принявшем кончину от руки нелюдей.
ЧИН ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА
...На утрени Воздвижения после Великого славословия увитый прекрасными живыми цветами, благоуханный Крест, медленно и торжественно выносится архиереем на своей главе на середину храма. Его встречает единый замерший вздох опускающегося на колени храма. Двумя руками архиерей (или священник) берет с аналоя Крест, и, обратившись лицом к востоку под возглас диакона «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси» трижды осеняет Крестом к востоку, а затем, под пение первой сотницы «Господи, помилуй» (всего будет пропето пять сотниц) медленно начинает склоняться, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли».
Склонившись долу, а вместе с ним весь теснейшим образом переполненный храм, предстоятель снова медленно и торжественно, пока певчие пропевают вторую половину сотницы «Господи, помилуй», поднимает голову, еще медленнее выпрямляется, а сослужащий ему диакон в это время из серебряного сосуда медленно возливает на Крест благоуханную радостаму - розовую воду, которой по обычаю в праздник Воздвижения омывается Честной и Животворящий Крест Господень при его воздвизании...
Теперь предстоятель обращается лицом к западу. И диакон, перейдя на противоположную сторону, и, стоя перед Крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певчие вновь поют уже вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает Крест, подобно тому, как он совершал это на восток. Потом священник или архиерей обращался лицом к югу, и после прошения диакона: «...о здравии и спасении рцем вси», совершает третье, затем четвертое воздвизание, лицом к северу: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси», возглашает диакон...
И вновь совершается воздвизание - пятое - снова к востоку, и, певчие, пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», поют кондак праздника: «Вознесыйся на крест волею...».
Предстоятель возлагает святой Крест на аналой и вместе с сослужащими ему и всем храмом поет трижды: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим». И весь храм, всякая живая душа вместе с ними поклоняется святому Кресту Спасителя и начинается его целование...
«О Кресте, Христова и наша многоименитая похвала! О древо благознаменитое, на котором Христос распростерся! - вслушивается душа в слово святого Андрея Критского на Всеславное Воздвижение Креста, - Лоза безсмертия, из которой Христос-виноград, источил для нас жизнодательное питие! О Кресте, коим изглаждено рукописание греха, и начертан завет свободы! О Кресте - сокровище неисчислимых благ, путеводитель к раю, ключарь царствия, разрешитель грехов, дарователь побед. Христос, распятый на тебе, сделал тебя древом жизни. Христос, пригвожденный к тебе, сделал тебя лестницею, ведущею к небесам. Христос, повешенный на тебе, явил тебя ходатаем благословения. Христос, распростертый на тебе, разрешил узы скованных грехом. Христос, добровольно вознесенный на тебя, совознес с собою мир...»
ПУТЬ
В 9 главе Евангелия от Луки Господь спрашивает учеников, за кого почитает его народ, и ему отвечают, что за Иоанна Крестителя воскресшего, за Илию Пророка, за единого от древних и только Петр отвечает - за Христа Божия. После этого Христос предрекает, что его ждет путь великих страданий, на котором он будет отвержен старейшинами, первосвященниками и книжниками, и будет убит, и в третий день воскреснет. И вслед за тем говорит, обращаясь к ученикам и всем человекам: «Аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует ми» (Лк. 9:23-24).
Только на этом пути может человек усвоить плоды Крестной Победы Христа и сподобиться вместе с Ним Воскресения. Этот путь - отвержение себя, что для земнородных есть ни что иное, как крестораспятие. Но ведь идти теперь можно след в след за Христом, как идут мелкие лодчонки в фарватере великого корабля, лететь как малые птицы, которых на своих крылах переносят птицы большие, сильные...
Празднование Воздвижения - есть чествование Креста Господня, а это значит и чествование христианского узкого, крестоносного пути. Другого пути у нас нет. Путь Креста. Путь распятия человеческой греховности в себе, из поколения в поколение передающейся и преумножающейся предрасположенности ко греху, пусть следования за Господом. Путь от гордыни ко смирению, путь молитвы и упования на помощь Божию, путь, привлекающий к себе Божественную благодать, «немощное врачующую и оскудевающее восполняющую». Путь грешных, но решительных и мужественных, ревностных и вдохновенных, готовых к тому, что на них ополчится мир: ближний и дальний, как ополчался он на Христа, которому пришлось пережить ужас оставленности и одиночество. И разве нам удастся уйти от этого?
СИЛА И СЛАВА
Один православный, вступив в молодости на стезю Христову, вспоминает, что чувствовал себя в годы подвижничества ходящим по канату, натянутому через бездну. Но когда это чувствование преложилось в видение распятых рук Христа, собирающих воедино расходящиеся горизонтали мира: разделенные враждою народы, рук, распростерстых на Кресте навстречу страждущему и воюющему со всеми и с самим собой человечеству, рук, пронзенных и окровавленных, рук Благого Молчания, Агнца Кроткого и Смиренного, рук исцелявших всех, даровавших жизнь, преломлявших хлеб и кормивших, - тому подвижнику стало не просто намного легче. Он почувствовал, что у него за плечами разверзлись крылья.
«Сколь же важно видеть самый образ Креста? - говорит святой Андрей Критский, - Воззрение на Крест вдыхает мужество и изгоняет страх... Кто стяжал Крест, тот стяжал сокровище».
Когда царица Елена приказала раскопать то место, где, как ей указали, мог быть завален землей, мусором и камнями Крест Господень, обнаружились в земле три креста - Господа и двух распятых с ним разбойников. Чтобы определить, на каком же кресте был распят Спаситель, все кресты поочередно приложили к тяжело больной женщине, и та исцелилась только от прикосновения к одному Кресту. Это же священное древо приложили к проносимому мимо мертвецу, и тот ожил...
С тех пор мир познал спасительную и неодолимую силу Креста, и не того только священного древа, которое было окроплено кровию Господа, но Креста, как знака, как символа и живого оружия Победы над диаволом.
Вот как о том повествует свод житий святых...
По сказанию святого Прохора, ученика Иоанна Богослова, святой апостол знамением креста исцелил лежавшего при пути больного человека. Некто благочестивый Ир, по наставлению св. апостола Филиппа, начертал рукою своею образ Креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха - и тотчас усохшая рука исцелилась, око прозрело, слух открылся и больной стал здоров.
Когда святой Епифаний, в детстве своем, будучи еще некрещеным, повержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, нашедший его некий христианин трижды знаменовал его крестом и тем уврачевал.
Святая праведная Фекла осенила крестом «множество дров и хворостия, собранного под нею на сожжение ея» - и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Святая мученица Василиса Никомидийская оградила себя знамением Креста, и в пещи «стояла на мног час, в огни горящем» без всякого вреда. Обреченные на растерзание зверей святые мученики Авдон и Сеннис оградили себя святым крестом, и лютые звери, подобно кротким агнцам, лобызали ноги человеков Божиих.
Под действием целебной силы Креста Христова оказывались безвредными и убийственные яды. Святой епископ Иулиан, начертав на поднесенной ему злоумышленниками чаше святой Крест, выпил смертоносный яд и не почувствовал в своем теле никакого вреда. Подобным образом преподобный Венедикт осенил крестом сткляницу - ядоносный сосуд разбился, как бы от каменного ударения.
...Матери осеняли детей крестами с верой и молитвой, и Крест хранил детей. Испокон века христиане крестили пищу, крестили свое жилище, крестились при вхождении и выхождении из дома, при всяком важном деле. Верили в серьезнейших делах друг другу на слово, если слово человеческое было запечатлено целованием креста.
«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос, - учил преподобный Иосиф Волоцкий, - Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, - туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
Явленный через триста лет после распятия Господа Иисуса Христа Честный и Животворящий Крест Христов стал хранителем всей вселенной и каждого человека в отдельности.
...Поцелуем же свой нательный крест, поцелуем же мысленно и кресты наших жизней, ибо все они - от Христа и во благо нам: во исправление, очищение, исцеление и спасение наше Царствия Небесного ради.
Иллюстрация: Русская икона Спас Благое Молчание. 17 век.
2012 г.
12. благодарность автору
11. Re: Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
10. Re: Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
9. "Но в игольное ушко ему пройти трудно."
8. Спасибо!
7. Re: Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
6. Re: Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
5. преткнувшись о щедрый подарок...
4. Спасительная сила Креста
3. Re: Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня