Почти столько же времени, как спор норманистов и антинорманистов, длится и другой спор - спор русофобов и, скажем так, русофилов.
Русофобы, указывая на явную нетрадиционность, явную «неправильность» русского народа по сравнению с другими народами, желая показать русскую «отсталось» и «ущербность», говорят: «Да посмотрите на себя, вы ведь даже называетесь не по-людски - все народы называются именем существительным: англичане, немцы, французы, евреи, финны, татары и т.д., а вы - русские - именем прилагательным, вы даже да имени существительного не доросли!»
На что наши патриоты невнятно и неумело защищаются, пытаясь найти обозначения других народов в других языках именами прилагательными.
Да полно вам! Здесь русофобы совершенно правы фактически - слово русский отвечает на вопрос - чей, какой? Русский народ является совершенно оригинальным народом, народом, подобным которому не было и нет в истории человечества.
Мы - народ-бессеребряник, народ-нестяжатель, народ, бросающийся на помощь любому другому народу мира после первой же просьбы о помощи, хотя прекрасно знаем, что не только оплаты, но даже благодарности за эту помощь, как правило, не получим.
Мы - народ, не умеющий мстить. Западные историки с удивлением отмечали и не понимали, почему Красная Армия в 1945 г. не вырезала Германию в отместку за уничтоженные города и села на оккупированной немцами советской территории, за моря крови, пролитой немцами. Это не понимали и сами наши солдаты.
Русский солдат, три года идя от родного пепелища, знал, что, придя в Германию, он выведет во двор первую же немецкую семью с малыми детьми и стариками и «положит» их всех из автомата, а потом пусть хоть трибунал, хоть что. И эта уверенность помогала ему выживать в бою. Он знал, что до этого он умереть не имеет права.
И он заходил во двор и выламывал дверь, и видел испуганную немецкую женщину и испуганных немецких детей, и...подавал им буханку хлеба. (76)
Почему?
Почему мы не уничтожаем народы, которые оказались более слабыми, как американцы индейцев, как немцы евреев и славян, как хорваты и венгры сербов, как турки армян?
Почему мы носимся (как носились и в царское время, и при Советской власти) с идеями сохранения самобытности вепсов и удмуртов, вотяков и эвенков, зырян и адыгов, чукчей и нанайцев?
Где еще в этом мире так «носятся» с малыми народами? И кто бы нас обвинил, если бы мы их просто ассимилировали? Никто!
Так почему?
Почему у нас не прижилось гордое название «великорус» или «великоросс»? Почему мы так цепляемся за это «неправильное» название - русский. Мы не хотели быть великоруссами, мы не хотели быть советскими, мы не хотим быть россиянами, мы хотим быть только русскими! Почему?
Даже наша Церковь называется «неправильно» - Русская Православная Церковь, хотя она - поместная, действующая на территории Российской Империи - России, так наша страна называется и сейчас.
Поэтому она должна «правильно» называться - Российская Православная Церковь.
Современные европейцы подсознательно тоже хотят, чтобы мы были Русь, чтобы мы были русскими. На международных автомобильных номерах мы читаем - «RUS».
Даже в коммунистическом Гимне Советского Союза нет слова Россия, но - Русь! - «...сплотила навеки Великая Русь!».
Так почему мы так упорно не хотим быть россиянами, а только -русскими, Русью?
Для ответа на этот вопрос нам опять придется углубиться в Русскую Историю, прийти к истокам Русского государства.
Меня, как христианина, в первую очередь интересует духовная составляющая этого вопроса - в чем заключается Промысл Божий в создании русского народа, в чем заключается Воля Божия, которую мы должны исполнить по замыслу Творца?
IX век, самое начало.
Византийскую Церковь сотрясают ереси.
Для устранения ересей один за другим собираются Вселенские Соборы. Только что завершился VII Вселенский Собор в г. Никея (787 г.)
Он осудил ересь иконоборчества, однако император Лев V (813 - 820 гг.) вновь возобновил ее. (77) (78)
Более жуткой ереси я представить себе не могу - ту икону Спасителя или Божьей Матери, или твоего Святого, перед которой ты доверяешь Господу самые сокровенные мысли, перед которой ты молишь Господа, как Последнюю и Верховную Инстанцию о помощи родным и близким или неблизким тебе людям, то окно в потусторонний мир, в мир Небесного Совершенства, вдруг, по решению лжесобора - это мы сейчас его так называем, а тогда - Собора 754 г. в предместье Константинополя - Иерия, (77) (78) священник объявляет идолом, доской, кумиром, ложью, а солдаты ее срывают, выносят, сдирают оклад, плюют, бросают на землю, попирают ногами, сжигают.
Какие жуткие нравственные мучения должен был претерпевать христианин, живущий в то время в Византии!
Какую печаль должен был испытывать Господь, глядя на своих неразумных детей, охваченных ересью иконоборчества, или на своих верных чад, жестоко наказуемых, но не отрекающихся от Творца.
За пять первых веков легальной жизни Византийской Церкви было созвано семь Вселенский Соборов для осуждения постоянно возникающих ересей - в среднем - один Собор в 60 лет, а между ними - борьба.
Окончательное Торжество Православия наступило только в 843 г., на Поместном Соборе. (77) (78)
Явно видна необходимость создания нового народа, народа-Богоносца, народа - хранителя Православия, народа - Света Божьего.
Старые народы-избранники не выполнили предназначения Божьего:
- евреи - Богом созданный народ - поставили закон выше Правды Божьей, выше Милости Божьей, выше Благодати Божьей, ожидавшие Спасителя, так и не узнали его и отвергли Его;
- греки ко времени пришествия Спасителя имели богатейшие традиции в философии, поэтому пытались больше постигнуть Его умом, чем сердцем и постоянно скатывались в ереси;
- латины имели богатейшии традиции в создании правового государства и создавали Римскую курию, как религиозно-светское государство, забывая, что Царство Божие - не от мира сего, и тоже грешили ересями.
И Господь создает новый народ, не имеющий традиций, не имеющий чувства общности, не имеющий даже самого названия.
И нарекается народ - «Русь», то есть «Свет», а люди - «русскими», то есть «людьми Света»!
Решение принято! Нам только остается следить за датами.
843 г. - окончательное Торжество Православия;
852 г. - «...нача ся прозывати Руска земля...» (47) - начала называться Русская земля;
859 г. - «...имаху дань варязи изъ заморья (заморье - Южное Приильменье - прим. авт.) на чюди, на словѣнехъ, на мери, и на всѣхъ кривичѣхъ...»; (47)
862 г. - «...и идоша за море кь варягомъ, к руси...» (47) (призвание руси - прим. авт.);
862г. Великоморавское посольство князя Ростислава с просьбой прислать славянам христианских учителей, и богослужения вести на понятном народу славянском языке;
863 г. - выезд солунских братьев в Моравию, (55) перевод Священного Писания на церковно-славянский язык - язык, специально созданный для Богослужений, язык, который уже тогда несколько отличался от разговорного - в него не вошли грубые физиологические обозначения.
866 г. - поход Аскольда и Дира на греков (47) и первое Крещение руси.
882 г. - убийство Олегом Аскольда и Дира и начало объединения народов всей в будущем Русской равнины под властью Рюриковичей. Походы Олега на Константинополь и широкое знакомство с Византией - религиозным и культурным центром тогдашнего мира.
945 г. - заключение договора с греками: «А христиан русских приводили к присяге в церкви Святого Илии, что стоит над Ручьем в конце Пасыпчей беседы, и хозар - это была соборная церковь, так как много было христиан - варягов» (47).
955г. - Крещение княгини Ольги.
988 г. - Крещение князя Владимира и киевлян, последующее Крещение руси.
Народ создан из полян и радимичей, древлян и кривичей, новгородских словен и чуди, печенегов и потомков скифов, руси и варягов, всех тех, кто в ту пору оказался на русской равнине и стал называться русским, то есть светлым, и стал называться Православным, то есть правильно славящим Бога, и со временем термины «русский» и «православный» стали пониматься, как синонимы.
Создан новый народ-Богоносец, но он принципиально отличается от народов-Богоносцев прежнего времени.
Если созидая и оберегая евреев для последующего служения Богу, Господь часто позволял им жестокости и беззакония (с точки зрения сегодняшнего права) по отношению к другим народам, то русским этого не позволяется - не позволяется гордиться и обижать беззащитных, не позволяется безмерно обогащаться или обогащаться за счет других, не позволяется забывать о Христе и отпадать от него.
Русь XI - XII веков - сильнейшая, богатейшая держава, внешних врагов практически нет - половцы, как правило, выступают в составе войск русских князей против других русских князей, с другими половцами и контролируются русскими князьями. Но Русь погрязла в княжеских, междуусобных бандитских разборках. Бесконечные и часто бессмысленные войны ожесточают сердца, попирают справедливость, уводят от Веры.
И Господь смиряет нас, попуская Батыево нашествие. Летописцы совершенно правильно отмечают, что Господь наводит поганых за грехи за наши.
Вернулись мы к Господу и Господь опять помогает нам создать великое государство - государство Московское: Святую Русь Ивана Великого.
Опять зажирели и загордились своей силушкой при Иване IV и Борисе Годунове, да еще стали с интересом поглядывать на западных католиков - и Господь наказывает нас ужасами Смутного времени.
И опять Россия воскресает и опять жаждет удовольствий мира сего, и к 1812 г. русские дворяне изъясняются исключительно на французском языке, а их отпрысков воспитывают французы и француженки.
И Господь попускает нам для вразумления воинское нашествие этого же французского языка во главе с другими европейскими народами - нашествие двунадесяти языков, как тогда говорили.
И народ воспрял и опять обратился к своим святыням. На медали в честь победы над Наполеоном были выбиты великие слова: «Не нам Господи, не нам, но Имени Твоему».
Духовная высота оказалась таковой, что даже Император Александр Павлович инсценирует свою смерть в Таганроге и тайно отправляется в Сибирь, где до окончания своих дней подвизается под видом старца Феодора Кузьмича. (79)
Потом опять отступление и смирение японской войной и первой русской революцией 1905 -1907 гг.
Но вот 1914 год - Великая война, которую называли тогда Второй Отечественной войной.
Успехи 1914 года и неудачи 1915....
1916 год - год коренного перелома в войне.
Русские армии наступают на всех фронтах, организована военная промышленность, которая поставляет вооружение в изобилии, продовольственное снабжение даже улучшилось (из-за закрытия экспорта), Россия - единственная из воюющих держав, в которой нет продовольственных карточек (есть только карточки на сахар). (75)
Вооружений и боеприпасов произведено в запас столько, что хватило бы на 3 месяца непрерывного сражения. Это подтвердила потом Гражданская война, когда Красная Армия 3 года успешно воевала при неработающей промышленности. Решающее наступление назначено на 15 мая 1917 г. когда будут развернуты 50 новых дивизий.
Священство живо обсуждает вопрос о том, как будет управляться и кем Вселенская Церковь после захвата и присоединения к Российской Империи Черноморских проливов, города Константинополь и прилегающих к ним территорий.
По планам послевоенного устройства к России должны отойти огромные территории за счет Германии, Австро-Венгрии, Турции.
Русская армия по количеству и качеству вооружений уверенно выходит на первое место в мире! Россия сильна, как никогда!
Россия на взлете!
Но... Россия уже очень далеко ушла от Бога. Русская интеллигенция развращена ложными картинками западной «демократии», русский рабочий класс развращен самой высокой в мире зарплатой, самым совершенным в мире рабочим законодательством (75) и бесчисленными агитаторами, которые призывают все время бастовать и требовать еще большей зарплаты, русское священство симпатизирует идеям обновленчества.
Большинству интеллигентов Царь представляется дураком, цепляющимся всеми силами за власть.
Моей бабушке Вере Федоровне в феврале 1917 г. было 14,5 лет.
И вот она, курсистка Московского Елизаветинского института, с такими же пигалицами, надев на грудь красный бант, ходила по улицам Москвы и кричала: «Ура! Да здравствует свобода!» Они, по наущению взрослых, тоже считали Царя дураком...
А взрослые дяди из Священного Синода приветствовали отречение Государя Императора и благословили Временное правительство, и призвали паству к поддержке Временного правительства.
Кстати, поражает причина возникновения массовых беспорядков в Петрограде, переросших в Февральскую революцию.
Послушаем историка: «...В конце февраля вдруг ударили сильнейшие морозы, до 43 градусов.
На железных дорогах вышло из строя 1200 локомотивов - у них полопались трубки паровиков, а запасных не хватило. И не могли вовремя сделать такую мелочь из-за забастовок. Потом добавились обильные снегопады, а в деревнях не хватало рабочих рук для расчистки путей. В результате всего этого на станциях застряли 5700 вагонов, в том числе и с продовольствием. И кто же знал, что вызванные этим трехдневные перебои с черным хлебом в столице (только с черным - и белый, и другие продукты лежали свободно) как раз и станут той искрой, которая вызовет колоссальный взрыв в уже раскаченной и взбаламученной, развращенной безнаказанностью питерской человеческой массе?...»(7)
Причина поражает и сейчас, почти через 90 лет - во время Великой войны, на третий ее год в столичном магазине три дня нет черного хлеба!
Какое издевательство! - Белый хлеб лежит, другие продукты лежат, а вот черного нет!
Бей, круши, убивай, грабь! Долой самодержавие!
Вывод здесь только один - сытая Россия, великая Россия, могучая Россия, Россия - владычица мира, но Россия без Веры, Россия без Совести, Россия без Бога Богу не нужна!
И Господь попускает нам великие скорби, великие беды, великие унижения, великие потери для того, чтобы мы остановились в своем безумии, осмотрелись, переосмыслили свое призвание в этом мире и вернулись опять на стези выполнения Воли Божией и засветились своими русскими, то есть светлыми, душами.
И Господь попускает нам Гражданскую войну и послевоенный голод, ужасы коллективизации и 1937 года, «безбожную» пятилетку 1938 - 1942 гг. и германское нашествие.
«Безбожная» пятилетка предполагала последнюю церковь в Советском Союзе закрыть в 1942 г.
Перед германским нашествием 1941 г. в Советском Союзе оставалось не закрытыми около 150 церквей.
Гитлеровское нашествие было последним наказанием нашему народу за вероотступничество.
При первой же возможности на оккупированных территориях стали открываться Православные храмы. Так за время оккупации на территории Белоруссии было отремонтировано 57% от сохранившихся церквей. (80)
На территории Украины, Прибалтики, в традиционно русских областях положение было аналогичным.
Глубочайшая Вера вернулась и на советские территории. Поражают рассказы о том, как молись матери, жены, невесты о своих ушедших на фронт мужчинах.
Герой Сталинграда - сержант Павлов на развалинах дома, который станет потом знаменитым своей неприступностью, «Домом Павлова», нашел Святое Евангелие, которое перевернуло его душу. Потом он скажет: «Я шел с Евангелием и не боялся». (81) Потом он станет архимандритом Кириллом...
«В начале войны патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Промыслом Божиим для изъявления воли Господней и определения судьбы русского народа был избран Илия Салиб (Караме) - митрополит гор Ливанских (Антиохийский Патриархат).
Он почитал Россию, ее святыни и понимал, что значит она для мира.
После обращения Александра III Илия Салиб горячо, всем сердцем, молился о спасении страны Российской перед Казанской иконой Божией Матери. Владыка спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего - ни стола, ни стула - лишь каменный пол и стены. Он затворился там и три дня не вкушал еды и питья, и не спал, а только молился - на коленях перед иконой Матери Божией с лампадой. Илия Салиб просил Заступницу открыть, чем можно помочь России. Каждое утро владыке приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, где враг. И вот через трое суток бдения потолок келии растворился и воссиял столп огненный, в котором явилась Сама Матерь Божья.
«Сын мой, встань, не плачь, молитва твоя услышана,» - трехкратно произнесла Пресвятая Дева.
Матерь Божия объявила, что он избран, как истинный молитвенник и друг России, чтобы донести волю Божию до страны и народа российского: «Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство - для богослужения в храмах.
Сейчас готовится к сдаче Ленинград. Город Святого Петра не сдавать. Доколе Мое изображение находится в нем - ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город.
Необходимо отслужить молебны перед Казанской иконой Божией Матери под Москвой, под Сталинградом...
Икона с войсками должна идти до границ России. По окончанию войны митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
Владыка Илия связался с представителями Русской Православной Церкви и с советским правительством и передал им Господне определение», (вся цитата по (82)).
Потом, в 1947 г. Сталин пригласит митрополита Илию в Советский Союз, и одарит его богатыми подарками, и наградит его Сталинской премией.
Но это потом...
А сейчас идет война, идет 1943 год, и коммунист Сталин делает то, что не решился сделать никто из послепетровских Российских Императоров - ни Елизавета Петровна, ни Александр Павлович, ни Николай Александрович - он возобновляет Патриаршество на Руси.
Патриаршество было восстановлено в 1918 году, но после смерти Патриарха Тихона Советская власть не разрешала собрать Поместный Собор Русской Православной Церкви для избрания нового Патриарха, да и собирать было особенно некого - десятки тысяч священнослужителей были расстреляны или сидели в концлагерях.
Сталин обещает благосклонную политику и невмешательство во внутреннюю литургическую жизнь Церкви.
Сталин даже предлагал субсидирование Патриархии, от которого митрополит Сергий категорически отказался. (80)
И...война покатилась на Запад. Сталин, в целом, сдержал свое слово и массовых гонений на Церковь при его жизни уже не было.
....Конец 60-х - 70-е годы XX века - годы моей юности...
Годы - удивительные своей цельностью и в тоже время - противоречивые. КПСС отказалась от физического уничтожения церковной организации, но пытается создать альтернативную идеологию добра, сформулированную в Кодексе строителя коммунизма.
Братцы! Да это же христианство, только до неузнаваемости искаженное и извращенное, и неестественно отлученное от Бога!
Те же заповеди: чти отца своего и мать свою, не убий, не укради, не прелюбы сотвори, не солги!
Обличение заменено критикой, исповедь и покаяние - самокритикой, литургия - партийным собранием, которое делится на две части - литургия оглашенных (не членов партии - открытое) и литургия верних (членов КПСС - закрытое).
Даже в члены КПСС принимают, как в Древней Церкви оглашенных - после года испытательного срока и к вновь принимаемым приставляются «крестные родители» - восприемники (рекомендующие из опытных коммунистов). В ЗАГСах и Дворцах бракосочетания появляются торжественные обряды - породии на браковенчание.
И мы живем по Божьим заповедям, не подозревая, что они - Божии, и мы готовы для подвига во имя Правды, во имя Справедливости, во имя своей Родины!
Глядя на старые фотографии, всматриваясь в эти чудесные одухотворенные лица, не перестаешь удивляться - как это так, мы не знали Бога, а жили по Его заповедям, мы не знали Бога, а исполняли Божии законы!
Мы опять стали сильнейшей державой мира, мы успешно соперничали с Америкой, которая находится в несравненно более благоприятных климатических условиях, а экономическое благосостояние ее строится на спекуляции мировыми деньгами - долларами. Давно уже известно, что доллар не подкреплен фактическим материальным содержанием, и если все кредиторы попытаются его одновременно отоварить, мировая валютная система рухнет. Американцы печатают долларов столько, сколько им надо.
Несмотря на стенания о нашей отсталости, у нас была высочайшая общественная производительность труда, а плановая экономика позволяла эффективно концентрировать ограниченные материальные ресурсы на нужных направлениях.
Мы могли завалить весь мир своими качественными, но поразительно дешевыми товарами. Современный Китай нам, тогдашним, в подметки не годится!
Подсознательно понимая, что коммунистическая правда - это полуправда, мы искали Правду во всей ее полноте, не понимая в своем богатстве, в своей успешности, в своем могуществе, что эта Правда во Христе.
Постепенно, как и к 1916 году, мы перестали жить по Божьим законам, мы, - в поисках земного счастья, земного рая, прошли мимо Христа, не узнали Его, не захотели заметить Его.
Мы перестали работать и служить, мы перестали рожать и воспитывать детей, мы захотели порнографии и проституции, мы захотели пьянства и наркомании, мы захотели только отдыхать и только развлекаться, и были наказаны за это идиотизмом горбачевской перестройки.
Я специально так подробно остановился на двух великих этапах русского материального и военного могущества - 1916-1917 гг. и 1980-1990 гг., как на самых ярких примерах одновременно и духовной немощи, духовного падения, духовного отпадения от Христа, духовного предательства того Божьего замысла, который Господь предопределил России.
А замысел совершенно очевиден - хранить Истину для всего мира в Вере Православной, быть народом-Заступником, быть народом- Спасателем, быть народом-Совестью, быть народом-Любовью, быть народом - Светом Божьим, к которому, как мотыльки к светильнику, будут тянуться души всего мира, чающие настоящей Веры, настоящей Надежды, настоящей Любви!
Греки назвали нас «ρωζ» (рос) по имени народа, упомянутого в Священном Писании.
«В греческом переводе пророка Иезекииля раз встречается название «ρωζ»: «И бысть слово Господне ко мне, глаголя, сыне человечь, утверди лице Свое на Гога и на землю Магога, князя Рωζ (Рос)».
В «Апокалипсисе» указывается, что Гог и Магог перед концом света во главе бесчисленных войск сатаны подойдут к «священному граду».
При том интересе, с каким византийцы относились к пророчествам о гибели мира, совершенно естественно, что схоластические комментаторы Библии стали искать, где же обитает этот страшный народ ρωζ. Большинство церковных комментаторов помещали страну Гога и Магога по ту сторону Кавказских гор, вообще куда-нибудь подальше на север, называя их гиперборейскими народностями (т.е. народами Севера) и скифами.
Итак, название ρωζ было хорошо знакомо византийскому обществу задолго до появления русских.
Опустошительные набеги русских в начале IX в. навели ужас на византийцев. К тому же созвучие названия «русь» с библейским «рос», конечно, не могло остаться незамеченным. Невольно могла зародиться мысль, что выступивший на историческую сцену русский народ - это есть библейский народец ρωζ ужасный своим именем, связанный с эсхатологическими пророчествами. Понятно, почему в житии Георгия Амастридского пишется о русских: «φθоρоπоιоϑ και πραγμα και οϑομα», т.е. нападающие русские - народ, несущий гибель и по своим делам и даже по одному имени!
Разумеется, для византийцев, хорошо знакомых с пророчествами и «Апокалипсисом», само имя ρωζ было зловещим, ципсрпйьн, т.е. несущим гибель» (вся цитата по (73)).
Поэтому совершенно понятно наше подсознательное желание не быть «россами» - войсками сатаны, народом, несущим гибель, но быть Русью (Светом!), русскими (людьми Света!), несущими людям Свет Истины, Надежду, Любовь, Спасение!
Мы, русские (люди Света!) - единственный народ на земле, который являет не генетическое, но духовное братство.
Многие русские святые не являются славянами по крови.
Например, святые такой русской глубинки, как Великий Устюг - Прокопий и Иоанн - по крови не славяне.
Прокопий - немец, а Иоанн - монгол, принявшие Православие.
Последний Русский Император - святой страстотерпец Николай Александрович и его Святая Семья практически немцы по крови. Ведь, начиная с Императора Петра III, все наследники русского престола женились исключительно на немецких принцессах.
Но как же ярко и как чисто они сияют нам своими русскими (светлыми!) душами с Небес! Великий наш современник - православный американец иеромонах Серафим (в миру Юджин Роуз) любил Россию, как свою духовную Родину. В нем нет ничего чужого - он русский, он светлый, он наш, он Православный!
Русским (светлым) человеком может стать любой инородец, искренне принявший Православие, и он будет нам своим, родным, вне зависимости от того, на каком языке говорили его предки и какого цвета у него глаза, волосы или кожа.
Одно время к нам на Петербургское подворье Валаамского монастыря на воскресную Литургию приходила молодая негритянка (скорее всего - мулатка). Она не была красива с точки зрения славянских критериев красоты русской женщины.
Но как же она сияла своей прекрасной русской душой! Ей любовались все, ее любили все, ей радовались все!
Говорят, что сейчас она уехала из города. Дай Бог тебе здоровья и счастья, чистая русская душа!
Историки, не понимающие назначение Святой Руси, удивляются, зачем на протяжении многих веков Русь бескорыстно защищает народы мира, получая в ответ недоверие, неблагодарность, ненависть.
Русь стала щитом для Европы, о который разбилось Батыево нашествие.
Русь стала защитой нынешней Украины от католиков-поляков и мусульман-турок, завоевала для нее нынешние южные и восточные области, и Крым.
Русь спасла от уничтожения турками и персами армян и грузин, греков и румын, сербов и болгар.
Русь спасла Европу от Наполеона и германского нашествия в 1914 г.
Русь опять спасла Европу от ужасов нацизма.
Русь - народ-спасатель.
Мы бросаемся всюду, где слышны крики о помощи - на Кубу и во Вьетнам, в Корею и Монголию, в Египет и Афганистан.
Не всегда помощь оказывается уместной, как в Афганистане, но она всегда искренна, она всегда бескорыстна!
И в духовном смысле эта помощь всегда своим, русским, ближним!
Это выполнение заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя».
Кто ближний твой? А тот, кто нуждается в твоей помощи!
Александр Васильевич Суворов любил повторять замечательную формулу: «Мы - русские, с нами Бог!»
Но у этой формулы есть и обратное значение: «Если Бог не с нами, то мы не русские, не светлые».
Сейчас все чаще и чаще мы видим этнических русских, у которых души не русские, не светлые.
Душу можно представить как чистый, сияющий сосуд, как сосуд для общения с Богом, который Господь влагает в наши тела и который после смерти предъявляется Ему для отчета. Но как через этот сосуд можно общаться с Богом, если его стенки закопчены бесовским дымом табакокурения, если его стенки запотели от пивных и водочных испарений, если в нем копошатся тараканы срамословия, а снаружи и до самой пробки он оклеен похотливыми картинками блуда, изображающими человека в виде самого гнусного на свете животного, а не творения Божьего, созданного по Его Образу и по Его Подобию.
В 1999 г. мы совершили нравственное преступление, которое по тяжести своей может сравниться с цареубийством.
Мы, впервые в русской истории, предали на поругание народ, на который несправедливо напали и который кричал нам о помощи. Мы предали сербов - самый духовно близкий нам народ, который любит нас, как братьев и в трудную минуту повторяет слова: «На небе Бог, на земле - Россия!»
Прости нас, родная Сербия, мы обязательно тебе поможем, нам только надо воскреснуть самим.
Русскость - функция переменная.
Ты не можешь называться русским, если у тебя черная душа, хоть представишь генеалогическое древо от самого Рюрика, но если ты ищешь Бога, идешь к Богу, служишь Богу, то ты - русский без всяких дополнительных на то доказательств!
В XIX веке, желая искусить одного крестьянина, спросили: «Почему ты так не любишь евреев, ведь все первые христиане были евреи, ведь все апостолы были евреи, ведь Матерь Божия была еврейкой, ведь даже Господь по плоти был еврей?»
На что крестьянин дал удивительно точный духовный ответ: «Нет, в то время евреи были русскими».
И мы всегда помогаем своим, русским, вне зависимости от того, как они себя в данный момент называют - китайцы, кубинцы, вьетнамцы или африканские негры - это наши родные русские братья и сестры, потомки Адама и Евы, которым плохо, которые жаждут Правды, Справедливости, Света!
И перед нами не надо рассыпаться в благодарностях (да никто и не рассыпается) - мы выполняем послушание Господне - «нет подвига выше, чем душу положить за други своя!»
Сейчас Россия обманута, унижена, разгромлена, разорена, но это не какое-то исключительное для нас состояние - так было много раз на протяжении более, чем тысячелетней русской истории - чернели русские души и Россия погибала, светлели - воскресала.
Сейчас все чаще и чаще звучат напоминания о последних временах.
Выдающийся русский мыслитель - Лев Александрович Тихомиров в 1907 г. написал удивительно современные нам строки: «Настоящее время имеет множество признаков конца века, и правы нравственно те, которые предупреждают нас: «Дети! Последнее время...» Эти времена действительно последние, но, собственно по характеру, по напряжению силы зла и по ослаблению стремления людей к Богу. А «последние» ли эти времена по сроку, хронологически? Этого, мне кажется, нельзя знать.
Думается, что если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы пораженная гнусным видом мерзости запустения, и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну... до более благоприятных условий.
Итак, я думаю, что сроков не положено. Они зависят от нас, людей, от свободной склонности к добру или злу, к Богу или сатане.
В определении... всего срока мировой жизни участвуют три элемента. Из них два постоянных и один переменный. Сатана в каждую минуту готов завладеть миром и выпустить для этого всегда готового антихриста. Другой элемент - спасительная благодать Божия - точно так же всегда, независимо от сроков, готова защитить нас. Обе эти силы противоположны по целям и стремлениям, одинаковы по определенности и постоянству напряжения в своих целях и стремлениях. Но есть третий элемент - сам человек. Напряжение его свободной воли искать - Бога или сатану, - есть величина переменная. Ее-то действие и решает вопрос о продолжительности сроков. Они Господом Богом предусмотрены, и в этом смысле предопределено, как Божественное действие благодати, так и допущение злу. Но все это предусмотрено и предопределено лишь в зависимости от человеческой свободной воли, которую Господь не насилует ни в какую сторону.
Это обстоятельство - зависимость сроков от нас самих - и есть, мне кажется, причина того, что сроки нам не открыты. Знание их связывало бы нашу свободную волю различными соображениями - «еще не скоро» или «все равно ничего не поделаешь».
Между тем нужно, чтобы наше делание или неделание обусловливалось не такими соображениями, а свободным исканием добра и зла, свободным желанием быть с Богом или наоборот - с сатаной.
С этой точки зрения для христианина нужно не численное предусмотрение сроков, а различение духовно-нравственной зрелости добра и зла для того, чтобы бороться за добро и созидать дело Божие в соответствии с состоянием мира.
В этом смысле различие лица времени нужно и полезно. Мне кажется, что только в этом смысле оно и указано нам Спасителем», (вся цитата по (83))
Святая Русь, Святой Свет...
Ты не умерла, Ты не сгинула, Ты не скрылась, но как святой град Китеж погрузилась в наши русские сердца, в наши русские души и сияешь там светом Фаворского Преображения!
Но чтобы Ты опять вернулась на нашу Русскую Землю, нам надо вспомнить и уже никогда не забывать, что наше самое главное оружие и наше самое главное сокровище - это Православие и, что русское Православие - это не только и не столько немощные старушки, переживающие о своих непутевых чадах.
Православие - это и огненный воин Архистратиг Михаил, предводитель Небесных Сил Бесплотных!
Православие - это и непобедимые конники - святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский!
Православие - это и русские богатыри - святой преподобный Илия Муромец и святой благоверный князь Александр Невский!
Православие - это и «игумен Земли Русской» святой преподобный Сергий Радонежский, благословивший на подвиг героев Куликова поля и пославший туда своих иноков Пересвета и Ослябю, бывших до пострига боярами - «спецназом» того времени!
Православие - это и святой Патриарх Гермоген, поднимающий Русь на битву с оккупантами и предателями!
Православие - это и непобедимый витязь Александр Васильевич Суворов, несмотря на неожиданную атаку турок, не покинувший Божественную Литургию, и сражавшийся потом в безнадежной позиции, но с Божией помощью победивший!
Православие - это и последний защитник Брестской крепости, 20 июля 1941 г., когда все вокруг еще отступали и бежали, когда немецкие танки уже форсировали Днепр, нацарапавший на стене каземата: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина»!
Православие - это и приказ Народного Комиссара обороны СССР И.В.Сталина №227 от 28 июля 1942 г.: «Ни шагу назад!»!
Православие - это святой русский солдат Женя Родионов, казненный чеченцами за отказ снять свой нательный крест!
Православие - это русское красное Знамя Победы над поверженным Берлином - логовом антихриста того времени!
Господь обещал Аврааму не истреблять самые нечестивые города на земле - Содом и Гоморру, если там окажется хотя бы десять праведников. Не оказалось их там...
Но в наших русских городах еще живут и двадцать, и пятьдесят, и сто пятьдесят праведников, которые знают: мы - воины Христовы, мы с Богом и Бог с нами!
Россия - последняя крепость добра в этом мире, лежащем во зле. Мы на виду у всех и нам некуда отступить, нам негде укрыться.
Мы, как воины на высоте, по которой ведется ураганный огонь из всех видов оружия, на нас накатываются бесчисленные цепи атакующих.
Но мы знаем, что с нами Бог! Но мы знаем, что с нами Правда! Но мы знаем, что мы - люди Света!
Но мы знаем, что это к нам, к русским христианам обращены слова Спасителя:
«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5,14 -16).
И мы будем сражаться тем великим русским оружием, которое побеждало врагов на протяжении всей Русской Истории - Верой, Надеждой и Любовью!
И будет у нас опять все: и добрые и удалые молодцы, и красные и стыдливые девицы, и мужественные и работящие мужья, и любящие и рожающие жены, и светлые и мудрые старцы и старицы, и непобедимая Красная Армия, и могучая Русская Держава!
И будут опять с нами: и иеромонах Кукша, и святитель Николай, и князь Пожарский, и гражданин Минин!
Ей, грядите!
Пора!
Послесловие
Уже после написания этого сочинения и подготовки его к изданию я познакомился с новой для себя книгой Валентина Васильевича Седова «Славяне»(Москва, 2002 г.), в которой он сообщает: «...В наше время известный иранист В.В. Абаев аргументировано показал соответствие этнонима русь с основой иранского происхождения rauka - / - ruk - «свет, белый, блестеть...»»
Первое ощущение было ужасным.
Я ощутил себя лягушкой-путешественницей, которая с отчаянным криком: «Это я придумала!» - летит обратно в свое грязное, холодное болото.
Но потом, успокоившись, пришел к мысли, что это ведь хорошо, что моя поганая гордость, которая является причиной почти всех моих грехов, получила такой жесточайший удар - теперь потише будет.
И потом я подумал, что это ведь замечательно, что эти ранее сокрытые знания о Святой Руси, как о Святом Свете, Господь сейчас открывает в разных местах разным людям независимо друг от друга и вооружает ими.
Значит, наша современная разруха не является целью Божией к уничтожению России, а лишь Его попущением, которое надо преодолеть с Его же помощью.
Значит, нынешнее американское нашествие ничуть не сильнее и не страшнее нашествия монгольского в 1237 г., нашествия французского в 1812 г., нашествия германского в 1941 г.
Значит, опять действует универсальная формула: «Господь никогда не посылает испытания выше наших сил».
Значит, у нас опять есть силы с Божией помощью воскресить Россию!
Да, будет очень трудно. Да, будет очень страшно. Да, будут великие жертвы.
Но будет и великий подвиг, и в наших русских сердцах будут опять звучать великие русские слова: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Список использованной литературы
1 Ю. Никольский, С. Афанасьева «Скажи мне правду о войне...», Издательство «Орловская правда», 2005 г.
2 С.Г. Лозинский «История папства», Москва, 1986 г.
3 Всемирная история, т. III, Москва, 1957 г.
4 «Повесть временных лет», Ленинград, 1983 г.
5 Б.Н.Флоря, «Сказания о начале славянской письменности», Санкт-Петербург, 2000 г.
6 С.В. Фомин «Святой праведный старец Феодор Кузьмич. Из истории почитания его Царским Домом и русским народом». «Трибуна русской мысли» № 2, 2002 г.
7 В. Шамбаров, «За веру, царя и отечество», Москва, 2003 г.
8 Д. Поспеловский «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР». Москва, 1996 г.
9 Газета «Русь державная», № 11 (101), Москва, 2002 г.
10 «Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы ее Казанской». Санкт - Петербург, 1995 г.
11 «Россия перед вторым пришествием», составитель С.Фомин, Москва, 1998 г.
12 «Святая Русь. Исторический календарь - альманах», Москва «Русская идея», 2000