Отыщи всему начало, и ты многое поймешь…
Козьма Прутков
Семь греческих городов, как известно, оспаривали право называться родиной великого Гомера. Нешуточное соперничество идет и за высокое звание родины русского мыслителя и стихотворца Козьмы Пруткова.
Порой местом рождения Пруткова называют имение А.К.Толстого Красный Рог Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская область), где прошли детские годы писателя и куда он вернулся, оставив службу. По другому же утверждению, мыслитель явился на свет в деревне Павловка Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Липецкой области), принадлежавшей богатому елецкому помещику Михаилу Жемчужникову - отцу поэта и драматурга Алексея Жемчужникова.
Тем не менее, на наш взгляд, есть на Руси замечательный и живописный уголок, который с не меньшими основаниями может именоваться родиной Козьмы Пруткова. Это – усадьба Пустынька на речке Тосне, купленная матерью писателя Анной Алексеевной Толстой.
Само название усадьбы заставляет вспомнить об уединенной молитвенной жизни, о сакральной созерцательности. В письме историку Н.И.Костомарову Толстой так называл свое имение: «Подобие Фиваиды, Пустынькою нарекаемое…» (Фиваида - регион в Египте, где поселились раннехристианские монахи-отшельники). Алексей Константинович Толстой был глубоко верующим человеком, и эти духовно-мистические аналогии не могли не настраивать его на особый творческий лад.
Именно с Пустынькой, по нашему мнению, связаны самые ранние моменты яркой творческой жизни мыслителя, поэта и директора Пробирной Палатки Козьмы Пруткова.
Некоторые произведения, которые ныне выходят под именем Пруткова, лишь впоследствии были объединены в единый «прутковский» цикл. Так, в 1850 году соавторы Толстой и Жемчужниковы пишут водевиль «Фантазия», который на следующий год был поставлен на сцене Александринского театра. Свои имена авторы утаили от публики, подписав пьесу инициалами Y и Z . Есть основания утверждать, что «Фантазия» была написана в имении Пустынька, которое было куплено у литератора А. Копьева – известного столичного острослова и драматурга, автора нескольких популярных комедий, в том числе «Обращенный мизантроп или Лебедянская ярмарка», «Что наше, тово нам и не нада». Среди исследователей нет единодушного мнения, когда именно была приобретена Пустынька, хотя этот вопрос представляется принципиальным для определения точного места рождения Козьмы Пруткова. Есть важная подсказка для исследователя. Поскольку Алексей Данилович Копьев скончался 5 июля 1846 года, то следовательно Толстые стали хозяевами имения не позднее этого времени. (Покупка Пустыньки у единственного сына Копьева Юрия Алексеевича исключается, так как в старости отец проклял его и лишил наследства).
28 апреля 1850 года Алексей Константинович Толстой по высочайшему повелению был прикомандирован к сенатору князю Давыдову для ревизии Калужской губернии – поводом для этого послужил донос на губернатора Смирнова. Возведенные обвинения в итоге не подтвердились. В ноябре 1850 года А.К. Толстой покинул Калугу и уехал в Санкт-Петербург. «Хотя он и объяснял свой отъезд болезнью вызвавшего его к себе Василия Перовского (дяди писателя – авт.) , но, по всей вероятности, одною из причин его возврата в Петербург были приготовления к постановке на Александринскую сцену «Фантазии» Козьмы Пруткова», - отмечает биограф писателя А.А.Кондратьев[1].
Водевиль «Фантазия» не был принят публикой, а кроме того – драматическое произведение вызвало неудовольствие присутствовавшего в театре императора Николая I. Первая постановка пьесы оказалась и последней. Как отмечают исследователи, «причина провала «Фантазии» на сцене Александринского и состояло в том, что ни публика, ни критика не восприняли пьесу как пародию. Ее сочли плохим водевилем. Публика не уловила юмора в отношении авторов к жанру»[2]. Алексей Толстой был известен в литературных кругах с 1841 года, когда увидела свет фантастическая повесть «Упырь», то есть к созданию Козьмы Пруткова он пришел уже зрелым и состоявшимся автором. Идея приписать различные сатирические произведения, в том числе водевиль «Фантазия», одному лицу – Козьме Пруткову, - появилась у соавторов в 1853 году. Дальнейшая работа над сочинениями Пруткова шла в Петербурге и его окрестностях, о чем в старости Алексей Жемчужников рассказывал юному Ивану Бунину: «Мы, я и Алексей Константинович Толстой…жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах, потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову». В 1853 году к творческому союзу Алексея Толстого, Алексея и Владимира Жемчужниковых присоединился Александр Жемчужников.
Унаследовав имение после смерти матери, Алексей Константинович Толстой часто жил и работал в Пустыньке, принимал здесь гостей, среди которых были А. А. Фет, П. Полонский, Н. И. Костомаров, И. А. Гончаров и многие другие. Знаменитое стихотворение Толстого «Колокольчики мои» было посвящено цветам, сорванным на берегу Тосны…В 1862 году А.К. Толстой писал И.С.Тургеневу: «Стыдно будет, если не заедете в Пустыньку. Ведь это ровно ничего не значит: стоить только Вам взять билет до Саблина (вторая станция от Петербурга). Вы приедете в 1 час пополудни, а на другой день можете выехать в Москву опять-таки в 1 час пополудни, а здесь много хорошего, а именно: рвы, потоки, зелень, комнаты с привидениями, хроники, старая мебель, садовник с необыкновенно крикливым голосом, древнее оружие, простокваша, шахматы…»
Имение Пустынька стало свидетелем трогательной любовной истории, изменившей жизнь Алексея Толстого. Сюда после смерти матери, противившейся против брака сына, писатель привез Софью Андреевну Миллер, союзу с которой препятствовал также и затянувшийся бракоразводный процесс Софьи и полковника Миллера. «Софья Андреевна и ее родственники жили в Пустыньке, и Толстой, если даже был занят при дворе, уезжал туда при первой возможности. Дом на берегу Тосны был для него в то время значительно приятнее интимных вечером и семейных обедов в Петергофе и Царском Селе, куда он не имел возможности ввести свою подругу», - пишет биограф Толстого А.А.Кондратьев[3]. Годы, проведенные в Пустыньке, стали для А.К. Толстого счастливыми и плодотворными. Поэтому исследователь творчества писателя имел все основания назвать Пустыньку «поэтическим Парнасом»[4].
В Пустыньке царил дух Пруткова – атмосфера вечной игры, дружеского озорства и шутовства. Любопытные воспоминания о Пустыньке оставил Афанасий Фет, побывавший здесь в 1862 году. «Невзирая на самое разнообразное и глубокое образование, - вспоминал Фет, - в доме порой проявлялась та шуточная улыбка, которая потом так симпатически выразилась в сочинениях «Козьмы Пруткова». Надо сказать, что мы как раз застали в Пустыньке единственного гостя - Алексея Михайловича Жемчужникова, главного вдохновителя несравненного поэта Пруткова. Шутки порою проявлялись не в одних словах, но принимали более осязательную обрядную форму. Так, гуляя с графиней в саду, я видел в каменной нише огромную, величиною с собачку, лягушку, мастерски вылепленную из зеленой глины. На вопрос мой - «что это такое?» - графиня со смехом отвечала, что это целая мистерия, созданная Алексеем Михайловичем, который требует, чтобы другие, подобно ему, приносили цветов в дар его лягушке. Так я и по сей день не проник в тайный смысл высокой мистерии».
Уже после смерти А.К.Толстого в Пустыньке гостил русский поэт и философ Владимир Соловьев.
Увы, имение Толстого не сохранилось до наших дней, как не осталось и фотоматериалов, которые позволили бы нам хотя бы примерно описать внешний и внутренний вид Пустыньки, которая, по мнению частого гостя усадьбы критика А.В.Никитенко, представляла собой «нечто вроде роскошного замка». Но лучшим памятником Пустыньке могут служить гениальные произведения, написанные хозяином усадьбы и его гостями. Имение Пустынька по праву занимает достойное место в «литературной географии» усадеб русских писателей среди Михайловского и Ясной Поляны, Шахматова и Красного Рога.
Ирина Тарасова, Александр Беззубцев-Кондаков
[1] Кондратьев А.А. Граф А.К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества. СПб., 1912. С. 27
[2] Смирнов А. Козьма Прутков. Жизнеописание. СПб., 2010. С. 180
[3] Кондратьев А.А. Граф А.К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества. СПб., 1912. С. 46
[4] Трухин М.Д. А.К.Толстой и мир русской дворянской усадьбы. М., 2009. С. 231