Иван IV - первый русский царь, основатель Архангельска

Сегодня в Архангельске состоится церемония открытия гранитной плиты с портретом первого российского Царя

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
2814
Время на чтение 30 минут

Как сообщала РНЛ, 20 июня 2012 года в 13.00 в историческом центре Архангельска состоится церемония торжественного открытия гранитной плиты с портретом первого российского Царя Ивана Грозного - основателя столицы Поморья, создателя первого морского международного порта России в г. Архангельске.

Сегодня публикуем статью председателя оргкомитета по проведению мероприятий в честь основателя Архангельска, царя Ивана IV.

1.Реформы Ивана IV - первого русского царя

Титулом «царь» правителя Московского государства иногда величали уже Василия III. Его сын Иван в 1547 году торжественно венчался на царство по особому торжественному обряду. С тех пор российских монархов и официально, и в народе именовали царями. Ивану Васильевичу в 1547 году было всего 17 лет. Но царю Ивану пришлось рано повзрослеть, поскольку он лишился отца в 3-х летнем возрасте, и стал круглым сиротой в 8 лет после смерти Елены Глинской. Может быть, эти обстоятельства и способствовали формированию необычайной натуры первого русского царя. Это был талантливый человек и, наверное, самый гениальный государственный деятель в истории России. Гениальным его можно назвать потому, что он успел сделать за первые 30 лет своей жизни. А вот слово «наверное» приходится использовать в первую очередь из-за 6 лет опричнины. Можно сказать, что если бы он умер около 1565 года, то назывался б историками самым гениальным правителем Руси и России.

Какие политические действия царя Ивана позволяют говорить о нем, как о выдающемся правителе? Вот главные из них.

1.Создание основ всероссийского сословно - представительного органа власти, а именно созыв первых Земских Соборов.

2.Создание механизма исполнительной власти для эффективного управления государством, с помощью создания системы приказов - прообразов коллегий и министерств.

3.Создание основ самоуправления, сочетающегося с сильной центральной властью

4.Создание регулярной профессиональной армии

5.Создание основ правовой и судебной системы.

6.Введение и распространение книгопечатания в России 7.Установление контроля за Волжским торговым путем для эффективного участия в мировой торговле.

8.Начало политики выхода к Балтийскому побережью для приобретения удобных морских портов.

9.Расширение территории Российского государства на Восток, присоединение и освоение Сибири.

10.Превращение Руси в Россию путем создания условий для добровольного вхождения народов в Россию.

На решение некоторых из этих задач царь Петр I положил большую часть времени своего правления, то есть он довершил то, что начал Иван IV. Важность других моментов, касающихся деятельности Ивана Васильевича, стали осознавать только в XIX веке, а некоторые из них считаются важнейшими приоритетами государственной политики России в начале XXI века. Одно это может свидетельствовать о выдающемся государственном уме царя Ивана IV. Можно даже утверждать, что первый русский царь разработал и начал проводить в жизнь первую программу демократического развития российского общества и государства, программу, в которой забота об укреплении государства, сочеталось с заботами о благополучии граждан и общества. Недаром, некоторые историки называют середину XVI века периодом реформ в России. Второй период подобных системных реформ начнется в России только через 300 лет, когда будет отменено крепостное право.

Конечно, в своих действиях и стремлениях молодой царь был не одинок, вокруг него были талантливые, умные и энергичные сподвижники и советники. Но умение выбирать подобных сподвижников само по себе является одним из главных талантов политического деятеля. Позднее этот круг сподвижников Ивана IV, окружавших царя в молодости, будут называть Избранной Радой. Само это наименование принадлежит князю Андрею Курбскому, который какое-то время сам входил в этот узкий круг, но позднее, в начале второго периода деятельности царя, бежал в Литву, опасаясь за свою жизнь. Будучи уже за границей Курбский написал Ивану IV письмо, в котором оправдывал свой поступок и винил царя как раз в отступничестве от политики первых лет царствования. Царь ответил Курбскому своим посланием и тем самым положил начало переписке, которая впоследствии стала считаться одним из первых образцов (если не первым) русский художественной прозы Нового времени. Интересно, что начало этой переписки имело место в 1564 году, в том самом году, когда родился великий английский литератор У.Шекспир. Следует заметить, что проза Ивана IV по своим стилистическим и содержательным достоинствам мало в чем уступает лучшим произведениям Шекспира. Не удивительно, что даже те исследователи, которые отказывают Ивану IV во многих достоинствах великого государственного деятеля, признают царя талантливым литератором.

Даже введение и распространение книгопечатания в нашей стране было огромной заслугой Ивана IV.Он задумал создать печатную мастерскую еще в 1548 году - в свои 18 лет. Тогда мастеров печатников не пропустили в Москву из Западной Европы.Но к 1564 году желание царя было исполнено, и в Москве была напечатана первая книга.

Князь Курбский не был ни самым влиятельным, ни первым по времени советником молодого царя. Первенство (и в том, и в другом смыслах) принадлежало священнику Сильвестру, настоятелю Благовещенского собора в Кремле. По традиции этот собор считался церковью царской семьи, и поэтому молодой царь достаточно часто встречался с Сильвестром. Многие исследователи считают, что огромную роль в развитии молодого Ивана сыграл случившийся в 1547 году пожар в Москве, когда выгорела большая часть столицы. Следствием пожара стал бунт простых жителей Москвы, решивших, что пожар стал следствием поджогов, выгодных некоторым знатным людям и даже приближенным царя. В ходе бунта москвичи даже убили дядю царя, брата Елены Глинской, князя Юрия Ржевского. Эти трагические события сами по себе потрясли Ивана Васильевича, но еще более его потрясло то объяснение этих событий, которое было дано царю священником Сильвестром.

Следует заметить, что в годы боярского правления (после смерти Елены Глинской), положение в Московском государстве ухудшилось. Не стало сильной верховной власти, роль которой в централизованном государстве чрезвычайно велика. Возросли злоупотребления властью во многих регионах, усилилось давление на людей, не принадлежащих к высшей знати, ухудшилось положение и служивых людей, и крестьян, уменьшилась и вера в законность, порядок, возросла преступность. Этим упадком порядка и нравов Сильвестр и объяснил трагические события в Москве. Эти события - Божье наказание за грехи. Но наибольшая вина за эти грехи легла на царя, поскольку именно правитель страны должен обеспечивать порядок и справедливость в государстве. Земная власть над людьми дана правителям для того, чтобы они заботились о всех людях своего государства. Царь Иван не радел, не заботился о государственных делах и своих подданных, и Русь постигло Божье наказание как предостережение. Фактически перед молодым царем было развернуто учение об ответственности царя перед своими подданными и государством, это был религиозный вариант учения об общественном договоре.

Иван IV, начиная с 1547 года, стал воспринимать свое положение как положение лица служащего обществу и государству. В начале 1549 года он выступил перед собранием представителей сословий, перед собором. Иван IV объявил, что государство потрясали злоупотребления высших чиновников, бояр, но теперь эти злоупотребления и преследования простых людей должны быть прекращены. Царь призвал бояр прекратить произвол и злоупотребления властью. Юный царь фактически обещал стать гарантом справедливости в государстве. И действительно, после 1549 года царь активно участвовал в государственной деятельности, которая приняла фактически демократический характер.

То обстоятельство, что подобное преображение царя произошло под влиянием священника, не было случайным. Сильвестр стал служителем Благовещенского собора относительно незадолго до событий 1547 года. Он не был коренным москвичем, а был жителем Новгорода, откуда был вызван в Москву, вероятно, митрополитом Руси Макарием, который до того, как стать главой Русской православной церкви, был архиепископом в Новгороде. Можно сказать, что Сильвестр соединил в себе и христианские гуманистические ценности, и демократические традиции Новгорода. Следует заметить, что, по мнению многих исследователей, Сильвестр был близок к идеям нестяжателей, так что идея служения людям, обществу, вполне соответствовала и религиозным, и политическим представлениям человека, которого судьба сделала духовником молодого Ивана IV.

Само использование терминов «демократия «и «демократические» по отношению к событиям эпохи царствования Ивана Васильевича, может вызвать упреки в неправомерном применении терминологии более позднего времени. Действительно, подобные термины не использовались в Московском государстве в XVI веке. Но они также не использовались и в Англии в 1215 году, когда английскому королю Иоанну I навязали Великую хартию вольностей, и в Исландии в X веке, когда там сложилась система управления с помощью альтинга, предтечи современных парламентов. В этих случаях предпочитали говорить о правах, вольностях, свободе, законности и даже неприкосновенности личности. Но вряд ли кто станет всерьез возражать против демократического содержания названных явлений и событий.

Становление демократии связано со становлением правового государства, а последнее невозможно без наличия системы законов, свода законов. И такой свод законов был составлен при Иване IV в 1550 году и получил название «Судебник». Этот Судебник регламентировал большинство сторон общественной жизни, деятельности государства и взаимоотношений граждан между собой и с государственными органами. Следует заметить, что в этот Судебник вошли многие положения, которые были разработаны при Иване III в 1497 году. Но Судебник Ивана III, строго говоря, еще не относился ко всей Руси, поскольку ряд земель вошел в состав единого Русского государства со столицей в Москве позже 1497 года, например, Псковская земля, Рязанское княжество. Поэтому Судебник 1550 года можно считать вторым общегосударственным русским правовым сводом после Русской Правды, восходящей к Ярославу Мудрому.

Судебник 1550 года дает достаточно полное представление о социальной структуре русского государства в середине XVI века, об основных общественных слоях, группах, сословиях. Под сословием принято понимать слой людей, у которых общие экономические интересы, закрепленные в правах и обычаях. Высший социальный слой составила боярская знать, в основном это были потомки старинных княжеских родов или тех бояр, которые издавно являлись приближенными московских князей. По традиции только из этого слоя назначались лица на высшие государственные и военные должности - как на центральные, так и в регионах. Взаимоотношения между представителями высшей знати, боярами определялись в соответствие с давними традициями, которые нашли свое выражение в разрядных книгах, где была зафиксирована иерархия бояр, их место в иерархии. Это место и давало право на определенную должность. Подобная система, получившая название местничества, породила много проблем, поскольку затрудняла государственную службу талантливым и энергичным людям, происхождение которых не позволяло занять высокое место. Борьба с системой местничества заняла довольно значительное место в деятельности Ивана IV. Насколько это было тяжелым делом можно судить по тому, что уничтожено окончательно местничество было только в конце XVII веке, когда при царе Федоре Алексеевиче были сожжены разрядные книги. Следующим по значению социальным слоем были дети боярские, те служившие царю и боярам люди, из которых сформировалось позднее дворянское сословие. Главным занятием этих людей была военная служба. За эту службу те из них, у которых не было наследственно родовых земель, вотчин, наделялись землей во временное пользование. Такая земля называлась поместьем, а ее владельцев стали называть помещиками. Помещики были по сравнению с обладателями вотчин менее родовиты и богаты и должны были больше времени уделять государственной службе. Этих людей с боярами объединяла, прежде всего, обязанность нести военную службу, участвовать в походах и войнах. Наделение землей было платой за риск и опасности - собственно, так обстояло дело в большинстве государств того времени.

Другим важным сословием, было духовенство. В 1551 году был проведен церковный собор, получивший название Стоглавый (по числу статей, в которых были изложены его решения). Решением этого собора духовенство подчинялось только церковным иерархам и подлежало юрисдикции особых церковных судов. Судебник 1550 года гарантировал права еще одного складывающего сословия - посадских людей. Это были селившиеся на окраинах городов, в посадах, люди. Это были занимавшиеся торговлей и ремеслом, будущие горожане, городские жители. Судебник подчеркивал их преимущественное право на торговлю и ремесло (а не обитателей монастырей, например).

Самым многочисленным социальным слоем, сословием, были крестьяне. Это были самые зависимые в государстве люди. Они занимались различными промыслами и земледелием, а земля-то им не принадлежала. Она находилась в собственности владельцев вотчин, поместий, а также в собственности монастырей и самого царя. Этих людей кормила земля, а они кормили все общество, ибо были основным податным сословием. Они платили налоги, подати и в натуральной форме - продуктами, и в денежной, а последнее обязательство было связано с уровнем развития торговых отношений. Крестьяне были зависимыми от земли, и от хозяев земли, но последние сами были зависимыми от крестьян. Что стоит земля, которую никто не будет обрабатывать и использовать?

Не удивительно, что хозяева земли были заинтересованы в крестьянах. И крестьяне при Иване IV имели свои права и свободы. Эти права были гарантированы подтверждением их имущественных прав и права на судебную защиту в Судебнике 1550 году. Самое главное, что этот же Судебник гарантировал право крестьянского сословия на свободу. Судебник подтверждал ежегодное право крестьян на уход от прежнего хозяина земли к другому - тому, кто больше понравится, то есть к тому, кто обеспечит лучшие условия жизни и хозяйствования. Право на свободу было связано с Юрьвым днем, приходившимся на 26 ноября. В течение недели до этого дня и недели после, крестьяне могли менять хозяев земли по своему выбору. Для этого надо было заплатить определенную сумму денег за выход. Но эти деньги мог фактически внести и заинтересованный новый хозяин земли. Право Юрьева дня содержалось уже в Судебнике 1497года, изданного при Иване III. Символично, что Иван IV подтвердил это право вольности, этот обычай. Но от многих других обычаев он решительно отказывался.

Одним из принципиальных нововведений Ивана IV стала отмена кормлений. Это понятие подразумевает систему управления каким - то регионом, через назначаемого царем наместника, который собирает с региона налоги в казну государства, а заодно и средства на содержание самого себя, на свой корм. При такой системе неизбежны злоупотребления, причем, при полном отсутствии контроля за кормящимся наместником. Не высылать же за каждым наместником комиссию контролеров? Да и эта комиссия будет кормиться или за счет жителей региона или за счет щедрости наместника. Вместо кормлений Иван IV стал вводить систему местного самоуправления. Сельское население и население городских посадов должны были выбирать из своих рядов земские избы и земских старост. К этим выборным людям и органам переходили функции сбора налогов, управление и забота о судопроизводстве. Разумеется, избрание управленцев не служило гарантией от злоупотребления, но все же местный человек больше на виду, более связан с регионом, избиратели знают его качества, да и система периодических выборов лучше, чем несменяемое правление высокородного пришельца.

Интересно заметить, что борьба с должностными злоупотреблениями, с коррупцией занимала огромное место на протяжении всей деятельности правления Ивана IV. Применение термина «коррупция» в данном случае достаточно уместно. Сам термин, как и явление им обозначаемое, были широко распространены в Древнем Риме. Коррупция - это буквально порча. Но не просто порча - это порча государственного аппарата, когда государственные чиновники используют свое положение во вред интересам общества и правам отдельных людей и делают это из личных, корыстных побуждений. Два основные проявления коррупции - это прямые взятки и круговая порука должностных лиц, то есть система, когда господа управленцы оказывают друг другу взаимные услуги и прикрывают друг друга. Прикрывают друг друга чаще всего высшие должностные чины, как в центре, так и в регионах.

Иван IV хорошо представлял себе механизм коррупции, не случайно, Судебник 1550 года содержит статьи, предусматривающие наказания несправедливым судьям и лихоимцам-чиновникам. Коррупция присутствует практически во всех государствах, и с ней тяжело бороться. Но в деспотических государствах бороться с коррупцией просто невозможно, поскольку невозможна в принципе система контроля за самими органами власти. А государства с демократическими элементами, такими как выборное самоуправление и соответствующее законодательство, дают реальную возможность противодействия коррупции.

В демократических общественных устройствах и государствах выборное самоуправление должно быть соединено с эффективной центральной властью. В первые годы правления Ивана IV были созданы постоянные органы управления каким-то конкретным видом государственной деятельности - приказы. Эти приказы в начале XVIII века, при Петре I, будут реорганизованы в коллегии, а в начале XIX века, при Александре I, последние будут реорганизованы в министерства. Но сам принцип государственных ведомств восходит к Ивану IV.

В 1549 году создаётся Посольский приказ - предтеча министерства иностранных дел, а в 1555 - Разбойный приказ - предтеча министерства внутренних дел. Разбойным приказ назывался, конечно, не потому, что в нем работали лихоимцы, а потому, что он предназначался для борьбы с преступниками.

Функции высшего государственного органа, своего рода Госсовета или Сената, выполняла Боярская Дума, в которую входили представители знатных родов. Следует заметить, что этот орган существовал и до Ивана IV, и в первые годы правления Ивана Васильевича роль Думы была достаточно значительной. В определенном смысле Боярскую Думу можно сравнить с верхней палатой английского парламента - палатой лордов, представителей высшей родовой аристократии Англии. Но в английском парламенте ко времени правления Ивана IV все большую роль играла нижняя палата парламента - палата общин, в которую входили избранные представители сословий - дворянства, купечества, духовенства - то есть основных незнатных сословий. На Руси этой традиции не было. Можно вспомнить Новгородское вече, и вече других городов, но не было представительного органа, собираемого со всей Русской Земли. А при Иване IV было положено начало такому органу. Речь идёт о Земских Соборах, первый из которых был созван Иваном Васильевичем в 1549 году. Земские соборы достаточно регулярно будут проводиться в XVII веке, и в этом же веке многие участники этих соборов действительно будут избираться от разных городов и регионов России. На Земском соборе 1549 года представители были не избраны своими сословиями, а отобраны, приглашены от имени царя. Но все же в соборе участвовали представители помещиков, духовенства и купечества. Сам факт приглашения царем представителей незнатных сословий для совета по важнейшим государственным делам можно посчитать важнейшей социальной реформой в сфере внутренних социальных преобразований, проведенных царем Иваном IV в первые годы его правления.

2. Внешняя политика Ивана IV. От Руси к России

Внешнеполитические достижения Московского государства в эти годы были не менее эпохальными, впечатляющими, и не менее продуктивными. В состав Московского государства была включена часть территории, занимаемая ранее Золотой Ордой. Ранее уже говорилось, что Золотая Орда к середине XV века была расколота на несколько враждующих между собой государств: Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Ногайскую Орду. Междоусобицы, военные столкновения между ханствами, приводили к переселению многих людей из этих ханств в другие государства, туда, где жизнь была спокойней и благополучней, например, в Литву, Польшу. Постепенно все больше людей стало переселяться в Московское государство. Переселялись представители высшей знати со своими подчиненными людьми. Знатные переселенцы наделялись землей, и сами становились частью московской знати, получая зачастую княжеский титул, - так появились князья Черкасские, Мещерские, Юсуповы. Выше упоминалось, что от одного из подобных переселенцев, Кара-Мурзы, берёт начало род Карамзиных, давших России знаменитого автора «Истории государства Российского».

Самым влиятельным из перечисленных государств было Казанское ханство. К середине XVI века в Казани среди представителей знати было много сторонников сближения с Московским государством, и даже вхождения Казани в состав Московского государства. Один из таких людей, Шах - Али, стал правителем Казанского ханства около 1550 года. Но противники союза с Московским государством вынудили его покинуть Казань. Власть в ханстве перешла к той группе знати, которая не хотела союза с Москвой, а искала покровительства у Турецкой империи. Но союз с Турцией на практике был неосуществим, а Московское государство было заинтересовано в контроле над Волжским торговым путем. Все эти обстоятельства привели к вооруженному противостоянию, и в 1552 году в ходе военного похода войско Московского государства во главе с самим царем взяло Казань штурмом. Позднее, в 1556 году Астраханское ханство добровольно признало власть Москвы. Народы Поволжья, жившие на территории Казанского и Астраханского ханств, вошли в состав Русского государства, которое стало превращаться в Россию.

При Иване IV процесс расширения государства принял принципиально новый характер. При отце и деде Ивана IV происходило собирание земель русских, собирание в единое целое тех земель, которые входили в государство Ярослава Мудрого в середине XI века, то есть, вокруг Москвы объединялись прежние земли и княжества Русского государства. Вхождение в состав Московского государства земель Казанского, Астраханского, а затем Сибирского ханств, означало собой начало того процесса, в результате которого Русь, собрав вокруг себя народы, превратилась в Россию. Россия уже при Иване IV стала в географическом отношении евро-азиатской страной, а, присоединив Урал и Сибирь, превратилась в крупнейшее государство в мире.

Народы Поволжья, Урала, Сибири, а затем Севера и Дальнего Востока только выиграли от этого процесса. Образовавшиеся после разгрома Золотой Орды ханства практически не имели шансов остаться самостоятельными государствами, обеспечивающими своим подданным благополучную жизнь. Раздоры и войны делали невозможной мирную жизнь. Влиятельными соседями этих ханств, которые в будущем могли претендовать на включение последних в свою территорию, были Турция, Иран и Китай. Но все эти государства в своем социальном развитии выбрали принципиально недемократический, деспотический характер общественного и государственного устройства. Выбрали они и не самый эффективный способ функционирования экономики. Все это в итоге привело перечисленные страны к отставанию в уровне жизни своих подданных от уровня жизни людей, живших в странах, выбравших демократическое направление развития. Эти страны выиграли и в экономической, и военной мощи. Экономическое и социальное отставание недемократических и не рыночно-ориентированных государств, стало очевидным уже в XVIII веке, но неизбежность отставания определилась еще раньше, в XVII и даже XVI веке. Выбор развития, сделанный Иваном IV и его окружением в середине XVI века, был благоприятен в принципе и перспективе, и для государства, и для людей, народов, входящих в него.

Не случайно, что уже в начале XVII века целый народ добровольно перешёл в русское подданство. Это были калмыки, или как их прежде называли джунгары или ойраты. Они проживали ранее примерно на северо-западе современного Китая. В начале XVII века китайская армия повела против джунгар войну на уничтожение. Чтобы не погибнуть джунгары перешли на территорию Московского государства, на юг Урала, а потом получили разрешение поселиться на северном побережье Каспийского моря. Их потомки и проживают там в наши дни, составляя основное население Калмыкии. В XVIII веке также добровольно в состав России войдут казахи и многие другие народы.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что народы, входившие в состав Руси, а затем России начиная с XVI века, считали свое пребывание в составе России лучшим вариантом реального исторического развития. Конечно, положение большинства представителей этих народов не было идеальным и безбедным. Большинство людей испытывало и притеснения, и страдало от бедноты, неграмотности и других негативных факторов. Периодически, из-за различного рода притеснений чиновников, сборщиков налогов Московского государства, среди новых народов России вспыхивали недовольства, иногда перераставшие в восстания. Но эти притеснения и даже злоупотребления со стороны чиновников не носили характер национального гнета. Чиновники и наместники точно так же обирали и простых русских людей, близких им по кровному родству. Взяточнику очень трудно остановиться перед искушением настоять на взятке или поборах. Сам же притесняемый иногда может объяснить поборы и притеснения не жадностью чиновника, а его этническим отличием.

В целом Московское государство отличалось большой терпимостью к представителям тех народов, которые начинали присоединяться к Руси с XVI века, даже если эти народы исповедовали не православную религию и не какое-либо другое христианское вероучение. Для Московского государства того времени была характерна большая веротерпимость по сравнению даже с передовыми государствами Европы. Достаточно напомнить, что время Ивана IV - это время религиозных войн во Франции, в ходе которых католики и протестанты убивали друг друга, не щадя даже детей. В XVI веке из Испании были изгнаны десятки тысяч людей, исповедовавших мусульманскую веру. А в Московском государстве большая часть народов Поволжья остались мусульманами по вероисповеданию.

О степени вовлечения представителей народов, вошедших в состав Московского государства при Иване IV, можно судить даже по следующему характерному событию: В 1558 году, в том самом, когда на престол Англии вступила знаменитая Елизавета I, началась Ливонская война - самое значительное внешнеполитическое событие правления Ивана IV. И на первом этапе этой войны русскими войсками командовал предпоследний правитель Казанского ханства Шах-Али, которому сдавали города последние правители Ливонского ордена. Одно это обстоятельство показывает степень межнационального доверия в Московской Руси. И это обстоятельство показывает всю несостоятельность тезиса об исключительно насильственном характере присоединения к России Казани и татарского народа. Не мог же покоренный возглавлять войско покорителей.

Благодаря всем этим обстоятельствам в XVI веке всерьез и надолго в составе России оказались тюркоязычные потомки волжских булгар, которых называли казанцами, а затем татарами. В состав России вошли также чуваши, финно-угорские народы мари (черемисы), мордва, удмурты.

Несколько позднее русское подданство приняли восточные соседи Казани тюркоязычные башкиры и северные народы ненцы и коми. Этот процесс продолжался и при ближайших преемниках Ивана IV на троне Московского государства. Уже через сто лет после смерти Ивана Васильевича Московское государство простиралось до Камчатки и северо-восточного Китая, включая в себя многие и малочисленные, и многочисленные народы Урала, Сибири и Дальнего Востока. В основном вектор расширения Московского государства, избранный Иваном IV, полностью оправдал себя.

Оправдал себя и противоположный вектор расширения - западный, точнее северо-западный, балтийский. Следствием этого выбора и стала уже упоминавшаяся Ливонская война. Собственно, это была война за морские порты, за выход к морю, за возможность иметь флот и вести морскую торговлю на мировом уровне. Эта война была продиктована не имперскими, захватническими мотивами в духе Юлия Цезаря или Чингисхана. От выхода к морю зависело экономическое благополучие и государства, и его граждан. К середине XVI века Московское государство уже контролировало Волжский торговый путь и извлекало выгоды из торговли с Ираном и другими государствами Азии через Каспийское море. Но к этому времени значение речных торговых путей уже упало, а еще больше упало значение сухопутных торговых путей. Великие морские открытия XV и XVI веков и развитие судоходства необычайно повысили роль морской торговли. Для того чтобы быть активным участником этой торговли, надо было иметь удобные порты или, по крайней мере, выход к морю.

Для Московского государства были возможны два варианта решения этой проблемы:

1.Выход к побережью Черного моря.

2.Выход к побережью Балтийского моря.

Вначале Иван IV склонялся к Черноморскому варианту, как и многие его преемники, вплоть до Петра I. Но это означало войну с Крымским ханством, которое было самым сильным из наследников Золотой Орды, и самое главное, за которым стояла Турецкая империя, достигшая к XVI веку вершины своего могущества. Но даже победа над Крымским ханством и овладение побережьем и портами Черного моря мало что давало России.

К важнейшим торговым морским путям из Черного моря можно попасть только через проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. Все они находились под контролем Турции, поэтому даже овладение побережьем Черного моря принесло бы мало экономических выгод. Другое дело Балтийское побережье, овладев которым можно было обеспечить выход к ведущим торговым странам Европы и всего мира. Именно этим и объясняется то упорство, с которым Иван IV вел Ливонскую войну, затянувшуюся на 25 лет, с 1558 по 1583 годы.

Даже с правовой и моральной точки зрения Ливонская война выглядела достаточно оправдано. Восточное побережье Балтийского моря, за обладание которым, собственно, и шла война, принадлежало до 1558 года Ливонскому ордену. Этот орден занимал восточную часть территории некогда могущественного Тевтонского ордена. Западная часть Тевтонского ордена была уже секуляризована, то есть стала светским государством, герцогством Пруссией, а затем частью Бранденбургского государства, из которого впоследствии выросло королевство Пруссия. Время орденских государств уже прошло, что понял и последний владетельный великий магистр Тевтонского ордена, сделавший себя герцогом Пруссии. Ливонский орден уже не представлял значительной военной силы и вообще выглядел анахронизмом в середине XVI века, во время становления и развития национальных государств.

Военные действия против Ливонского ордена развивались успешно. Орден терпел поражение от русских войск и терял города. В 1561 году Ливонский орден прекратил свое существование. Но на земли ордена, Ливонию, предъявили претензии его соседи и соседи Прусского государства - Швеция и Литва. В итоге война против орденского государства превратилась в войну против двух сильных государств и приняла затяжной характер. В 1569 году ситуация еще более ухудшилась для Русского государства. В этом году Литва и Польша объединились в одно государство - Речь Посполитую. Две страны уже давно связывали тесные узы, особенно после того, как королем Польши в XVI веке стал великий князь Литвы - Ягайло. И до времен Ливонской войны на польском троне сидели потомки Ягайло - Ягеллоны. Благодаря этому был возможен особый союз между Литвой и Польшей - личная уния, то есть союз, основанный на родственных связях правителей. Следует напомнить,что польский король считался выборным - его избирала высшая знать, шляхтичи (дворянство Польши) на своем особом съезде - Сейме. Польское дворянство, шляхта очень гордилась этой привилегией избрания, считая ее гарантией особой свободы и прав военного, служивого сословия, шляхты.

Последний король из династии Ягеллонов не имел наследников, и выбирать после его смерти приходилось бы человека из другого рода. Но выбор человека из польского или литовского рода задевал бы гордыню и интересы других родов. Поэтому в короли было решено выбирать представителя иноземного, знатного рода, а для сохранения союзнических отношений между Польшей и Литвой было принято решение о создании единого государства, которое и получило название Речь Посполитая. Следует напомнить, что это название означало буквально республика. Можно напомнить, что само слово « республика» возникло в Древнем Риме и в переводе с латинского означало «дело народа». Это в XIX веке понятие республика стало восприниматься как антипод монархии. А в Польше и Литве с XVI до XVIII веков избирали королей республики.

Подобная система, в конце концов, закончилась драматично и для Польши, и для Литвы, но вначале наиболее негативные последствия объединения двух государств испытало на себе Московское государство, которое оказалось в состоянии одновременной войны с Литвой, Польшей и Швецией. Успех первых лет войны сменился неудачами уже примерно с 1563-64 годов. Ситуация могла значительно улучшиться в 1572 году, когда после смерти последнего Ягеллона, короля Сигизмунда II выбирали нового короля Речи Посполитой. Одним из кандидатов был второй по старшинству сын Ивана IV Федор, будущий царь Федор Иоаннович. Некоторые представители шляхты Речи Посполитой были заинтересованы в его кандидатуре. В случае избрания Москва могла бы в лице Польши и Литвы получить союзников в Ливонской войне и захватить ту часть побережья Балтийского моря, на которую претендовала Швеция с удобными морскими портами Ригой и Ревелем (Таллином). Собственно это и произошло спустя 150 лет, уже при Петре I.

Но король Польши должен был быть католиком, а смена религии была малоприемлемо для членов семьи Московского царя, воспринявшего идею «Москва - третий Рим». Новым королем Польши в 1573 году стал брат французского короля, принц Генрих Анжуйский. Но в 1574 году умер король Франции, у которого тоже не было детей, и Генрих Анжуйский буквально сбежал с польского трона, предпочтя трон французский. Этот трон не принес, впрочем, ему счастья поскольку Генрих через 15 лет был убит религиозным фанатиком, да и все его царствование во Франции прошло среди мятежей и раздоров.

Речи Посполитой пришлось избирать нового короля, и одним из претендентов снова был член царского русского дома, но теперь уже не царевич, а сам Иван IV. Однако серьезных усилий для избрания на польско-литовский трон царем предпринято не было, возможно, в первую очередь опять же из религиозных соображений. Новым королем стал князь Трансильвании Иштван Батори. Трансильвания в XVI - XVII веках была самостоятельным княжеством, занимавшим часть современной Венгрии и Румынии. Иштван Батори происходил из знатного, но не королевского венгерского рода. Он стал князем Трансильвании в результате избрания в 1571году, а через 5 лет он был избран и королем Речи Посполитой. Не случайно, Иван IV поначалу пренебрежительно относился к королю, не имевшему монархического происхождения. На беду царя и Московского государства Баторий, звавшийся после избрания королем Стефаном Баторием, оказался энергичным человеком и талантливым военачальником. Начиная с 1577 года его войска захватили южную часть Ливонии, а затем даже несколько русских городов. В 1581 Стефан Баторий осадил Псков. На севере бывшей территории Ливонского ордена также складывалась неудачная для Московского государства ситуация из-за успешных действий шведских войск.

Многолетняя война истощила ресурсы Московского государства. Иван IV был вынужден искать мира. В начале 1582 года был заключен мир с Речью Посполитой, а в 1583 году со Швецией. Россия потеряла все свои приобретения в Ливонии, за которые вскоре началась многолетняя война между Швецией и Речью Посполитой. Эта война закончилась переходом удобных портов Балтии к Швеции после ослабления Речи Посполитой. А еще позже, опираясь уже на дружественную Речь Посполитую, Петр I завершил стратегический план Ивана IV, выиграв второй этап Ливонской войны, известной под названием Северной войны 1700 - 1721годов.

3. Трагическое завершение царствования Ивана IV

Неудачный исход Ливонской войны имел тяжелейшие последствия для Московского государства. Но эти последствия оказались не единственными и даже не самыми трагическими моментами царствования Ивана IV. Самые трагические события были связаны с событиями во внутренней политике Ивана Васильевича. Примерно с 1560 года царь начал отходить от ориентации на демократические преобразования общественной и государственной жизни России. Царь стал склоняться к деспотизму - и в выборе методов управления государством, и в личных поступках. Царь одного за другим отдаляет от себя тех людей, кто составлял его окружение с конца 40-х г.г. XVI века, тот круг советников и сподвижников, который князь Курбский назвал Избранной радой. Прежде всего был удален священник Сильвестр, вскоре умерший в фактическом изгнании. Но изгнаниями дело не ограничилось. Начались смертные казни людей, состоящих в непосредственной близости к царю. Иногда это были даже не казни, а просто убийства людей, вызвавших гнев царя. Именно в начале этого периода беспричинных убийств Курбский и бежал в Литву. Это бегство только усилило гнев царя.

Деспотизм и произвол возрастали. А что же стало с первоначальным обещанием царя покончить с произволом и неправедными делами, с его стремлением создать систему правовых отношений в России, ввести справедливый суд, наконец? Царь нашел своеобразное юридическое решение этой проблемы. Он, вероятно, искренне считал тех людей, которые подвергались преследованиям, изменниками государства, причем, зачастую отождествлял измену себе лично с государственной изменой, ибо считал себя человеком, избранным на царство самим Богом, считал себя помазанником Божьим.

В 1565 году царь учредил знаменитую опричнину, то есть систему, при которой часть русских земель отделялись в особую область, где не действовали старинные обычаи, принятые нормы судопроизводства и права. Бесконтрольные казни ограничивала и традиция, согласно которой высшие иерархи Русской православной церкви, прежде всего митрополиты, могли заступиться за обвиняемых в преступлении. Царь под угрозой ухода с трона заставил Боярскую Думу и церковное руководство узаконить свое право на полный произвол. Опричнина, от слова «опричь», «кроме», и означала область, на которую право и традиции не распространялись. Царь подобрал себе особое воинство в несколько тысяч опричников, которые готовы были беспрекословно выполнять любое желание царя, а свою задачу видели в искоренении измены, крамолы. В каком-то смысле опричники, их союз напоминали католические военно-монашеские ордена, вроде Тевтонского.

Поскольку вначале казни, репрессии обрушились на представителей знати, на бояр, некоторые историки видели в опричнине чуть ли не принципиальную социальную или политическую борьбу царя с аристократическими родами. Но в ходе опричнины пострадали десятки тысяч людей из всех сословий - от крестьян до священников и даже до двоюродного брата царя князя Владимира Старицкого. Все они были убиты по приказу Ивана IV. Именно из-за этих многочисленных трагических злодеяний периода опричнины царя Ивана и стали называть Иваном Грозным. Апофеозом злодейств эпохи опричнины стал разгром Новгорода, учиненный царем в 1570 году. Иван Грозный заподозрил новгородцев в измене и повел своих опричников на первую столицу Русского государства. Начались дознания, пытки и казни. Тысячи новгородцев были убиты, невзирая на социальное положение, пол, возраст. Новгород был разорен до основания, и полностью уже никогда не смог оправиться и восстановить свое былое значение. С тысячами убитыми новгородцами были уничтожены и остатки новгородской вольности, сохранившиеся еще по договору Новгорода с Иваном III. Был искоренен сам дух демократических традиций Русской республики.

После Новгорода печальная участь постигла и Москву, которая в 1571 году была сожжена в результате набега войск Крымского ханства. Опричное войско, скорое на расправу со своими безоружными соотечественниками, не смогло противостоять вооруженному противнику. Это событие несколько отрезвило Ивана IV, который отменил опричнину и даже казнил многих опричников. Следует заметить, что следующий 1572 год оказался трагическим для столицы Франции Парижа, где в августе этого года произошла кровавая резня, вошедшая в историю как Варфоломеевская ночь. Этой ночью было убито большое количество протестантов, съехавшихся на свадьбу сестры короля. Судя по цифрам, приводимым различными историками, в Новгороде погибло меньше людей, чем во время убийства протестантов в Париже.

Отмена опричнины не изменила устоявшийся деспотический характер правления Ивана IV. Репрессии продолжались, правда не в таком широком масштабе. Лишения и тяготы затянувшейся Ливонской войны, привели к тяжелейшим социальным последствиям: разорению целых регионов, бедственному положению огромного количества простых людей, усилению преступности. В социальном плане эта ситуация привела к затрудению в обозримом будущем демократического развития России и к утрате возможности достичь экономического благополучия.

Как можно объяснить те изменения в поведении царя, которые привели к тяжелейшим последствиям для русского общества и государства? Чаще всего в качестве причин называют целый ряд факторов как объективного, так и субъективного, личностного характера. Важнейшим объективным фактором стали первые неудачи в Ливонской войне, вызвавшие недовольство и подозрения царя, посчитавшего эти неудачи следствием нерадения или даже измены воевод. Объективными факторами можно считать и неэффективное противоборство со злоупотреблениями властью, с ходом внутренних реформ. Людям XXI века понятно, что реформы не проводятся очень быстро и не дают быстрого эффекта. Но царь-реформатор и в этих неудачах был склонен видеть противодействие и измену, по крайней мере, подозревать людей даже из числа ближайшего окружения.

Подозрительность царя стала одним из самых основных факторов, определивших его поведение начиная с 1560 года. Незадолго до этого произошло несчастное событие в личной жизни царя - умерла его первая жена Анастасия. Можно сказать, что со смертью Анастасии умерла сила, сдерживающие дурные, негативные внутренние наклонности царя. На поверхность проступили многие обиды, долгое время уже копившиеся царем, о которых ранее мало кто подозревал, но которые царь хранил в своей памяти с ранних детских лет, то есть на протяжении двадцати лет. <...> Не случайно, первое письмо царя Ивана князю Курбскому содержит перечисление детских обид, нанесенных боярами юному царю после смерти царицы Елены Глинской. В этом письме Иван Грозный с обидой вспоминает, как князь Иван Шуйский облокачивался бесцеремонно на царскую кровать. Не случайно, первый самостоятельный значимый поступок царя Ивана заключался в его приказании убить одного из Шуйских - и это в 13 лет.

Эта страсть, эти обиды и желание мстить были усмирены наставлениями Сильвестра и других советников царя. Сильвестр, судя по всему, сумел облагородить душевные порывы царя проповедью христианских моральных ценностей, глубоко гуманистических по своему существу. Тех ценностей, которые превозносят любовь к ближнему, умение прощать, необходимость служить людям.

Но в 1553 году произошли два события, одно из которых стало большим личным потрясением для Ивана IV, а второе способствовало изменению его восприятия и отношения к христианству, а так же к способу управления государством. В начале 1553 года царь заболел, причем очень серьезно. Возникли даже опасения, что он может умереть. Царь хотел, чтобы бояре присягнули на верность его сыну и наследнику Дмитрию, полугодовалому младенцу. Но младенческий возраст наследника позволял предположить, что вместо него долгое время будут править родственники матери царевича. А многие бояре этого не желали: они упорствовали, высказывали свое недовольство. Упорствовал и двоюродный брат царя Владимир Старицкий, которого некоторые бояре желали видеть преемником Ивана IV. Царь выздоровел, но в душе его, конечно, осталась обида на тех, кто упорствовал или выражал неудовольствие. Впоследствие это недовольство воспринималось царем как свидетельство измены ему лично, а, следовательно, как государственная измена.

После выздоровления царь из религиозных соображений совершил поездку по некоторым монастырям. В одном из них он встретился с человеком, который, как считал князь Курбский, сыграл решающую роль в изменении и религиозных, и политических убеждений царя. Это изменение в убеждениях и привело через несколько лет к изменению в поведении Ивана Васильевича, к тому изменению, из-за которого царь получил прозвище Грозный, а в его правлении следует выделять два столь разных этапа.

Князь Курбский столь большое значение придавал встрече и беседе царя с Вассианом Топорковым. Это был племянник главы иосифлян Иосифа Волоцкого, бывший некогда епископом, а потом попавший в опалу и ставший простым монахом. В своем третьем послании к Ивану Грозному Курбский пишет, что Вассиан советовал Ивану IV «не держать при себе советников мудрее себя». Этот совет, по мнению Курбского, и запал в душу царя и способствовал постепенно изменению отношения царя к его советникам из числа Избранной рады. В конце третьего послания Курбский восклицает: «Вспомни же дни своей молодости, когда, блаженно царствовал! Не губи себя, и вместе с тобой и дома своего!...Очнись и встань! Никогда не поздно, ибо самовластие наше и воля; до того, как расстанется с телом душа, данная на покаяние нам Богом, не отъемлется от нас, ради перемены к лучшему».

Князь Курбский совсем не случайно соединял в своем послании вопросы политические (мудрое управление, советники) и вопросы религиозные. По Курбскому, мудрое и благодатное для Руси правление молодого Ивана объясняется влиянием Сильвестра, который увещевал царя действовать исходя из христианского нравственного благочестия. А Вассиан Топорков, по мнению Курбского, привил царю Ивану другое понимание христианского благочестия, в котором вместо нравственного поведения требуется сверхмерное почитание обрядов, то есть он привил внешнее благочестие, не требующее нравственного самопожертвования и сдерживания страстей.

Можно сказать, что в 50-е годы XVI века в борьбе за душу царя вновь столкнулись два направления русского христианства: нестяжатели и иосифляне. Курбский прямо пишет: « Что достойно царского сана, а именно справедливый суд и защита, то уже давно исчезло по молитвам и советам Вассиана Топоркова, из среды лукавьейших иосифлян...».Священник Сильвестр был по своим воззрениям сторонником Нила Сорского и его последователей, делавших акцент на нравственном учении христианства о добродетели и любви к людям.

То понимание причин изменения поведения царя Ивана, которое выдвинул князь Курбский, представляется достаточно обоснованным. Религия в XVI веке играла огромную роль, а царь Иван был очень религиозен. Период опричнины не случайно характеризуется усилением внешней религиозности царя, усилением внимания к обрядам, количеству молитв. Но в своем поведении, в своих мирских поступках, царь перестал считаться с гуманистическими христианскими принципами.

Это отступление привело к очередной личной трагедии Ивана IV. В 1581 году в припадке гнева он так сильно ударил своего сына Ивана, что тот вскоре скончался. Эта была смерть наследника, поскольку первый сын царя Дмитрий, скончался в младенчестве, в 1554 году. Другой сын, Фёдор по своим душевным способностям был практически не пригоден для управления государством. А последнему, самому младшему сыну Ивана IV Дмитрию было всего два года, когда в 1584 году скончался сам царь. Личная трагедия царя стала вскоре и трагедией всей страны, поскольку после смерти Дмитрия и Федора пресеклась династия Рюриковичей, и Россия вступила в самый тревожный период своей истории, в период Смуты.

Но перед своей смертью царь Иван IV компенсировал неудачный исход Ливонской войны. Он повелел основать город-порт Архангельск, который вскоре превратился в крупнейший порт Европы, став широкими воротами России в Европу.

Рауф Габидулин, председатель оргкомитета по проведению мероприятий в честь основателя Архангельска царя Ивана IV

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Грозный
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59