Святая Земля и Дом Романовых

Новости Москвы  400-летие дома Романовых  Имперский архив 
0
1098
Время на чтение 18 минут

К 400-летию Династии и

130-летию Императорского

Православного Палестинского общества

5-14 июня 2012 года в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит Международная юбилейная выставка «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока». Организаторы выставки: Правительство Москвы, Императорское Православное Палестинское общество, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации. В рамках выставки запланирована обширная культурная программа с участием представителей ближневосточных стран.

С принятием христианства на Руси ее князья, цари и императоры всем сердцем стремились в Святой град Иерусалим, где ступал по земле Спаситель, Царь царствующих и Господь господствующих (1Тим.6,15), дарующий власть правителям мира сего. По летописному преданию уже святой Великий Князь Владимир, Креститель Руси, посылал в Иерусалим своих послов «съглядати земель их». В средневековой истории наиболее известно паломничество в ХΙΙ в. княжны-инокини преподобной Евфросинии Полоцкой, о котором повествуется в ее Житии: «И тако поиде во Иерусалим...». Не прекращалась связь между Святой Землей и Русью и в последующие столетия монголо-татарского ига, княжеских междоусобиц, строительства централизованного государства. После Великой Смуты рубежа XVI-XVII веков на Всероссийский Престол вступила Династия Романовых, продолжившая традиции державных русско-палестинских взаимоотношений.

Первый царь из Династии Романовых Михаил Федорович в 1619 году пригласил в Москву Иерусалимского Патриарха Феофана. Император Петр Ι обменивался грамотами со своим «нижайшим богомольцем» Патриархом Иерусалимским Досифеем об освобождении Иерусалима и положении паломников, которые подпадали под защиту Российской Империи по условиям Константинопольского мирного договора с Оттоманской Портой 1700 года. Императрица Анна Иоанновна установила в 1735 году Палестинские штаты - фонд, из которого ежегодно восточным Патриархам и монастырям выдавалось денежное содержание. Император Александр I в 1818 году создал Иерусалимское подворье в Москве, а его брат Император Николай I Павлович в 1847 году повелел образовать Русскую духовную миссию в Иерусалиме, которая и ведет с того времени свою славную историю.

По воле Государя Императора Александра II, считавшего, как и все Романовы, «палестинский вопрос» «вопросом сердца», в 1859 году был создан «Комитет для принятия мер по устройству в Палестине русских богоугодных заведений для православных поклонников». Первым из членов Императорской Фамилии паломничество в Святую землю в 1859 году совершил Великий Князь Константин Николаевич, сын Государя Николая I. Этот визит дал мощный толчок к приобретению новых русских владений в Палестине. Спустя пять лет, 28 июня 1864 года, в память Императрицы Александры Фёдоровны, матери Великого Князя Константина Николаевича и супруги Императора Николая I, был освящен во имя Царицы-мученицы Александры домовый храм Русской духовной миссии в Иерусалиме - первая русская церковь в Святой Земле. В октябре 1872 года, совершая поездку по Ближнему Востоку, Святую Землю посетил Великий Князь Николай Николаевич Старший в сопровождении герцога Евгения Лейхтенбергского и принцев Александра и Константина Ольденбургских. Они присутствовали при освящении русского Троицкого собора в Иерусалиме.

Особое место в истории взаимосвязей Святой Земли и Дома Романовых на рубеже ΧΙΧ-ΧΧ веков принадлежит Великокняжеской чете Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны. Великий Князь Сергей Александрович, еще не будучи в браке, впервые посетил Иерусалим в мае 1881 года в сопровождении Великих Князей Павла Александровича и Константина Константиновича. В память почившей Своей Матушки, Императрицы Марии Александровны, в верхней части Гефсиманского сада на склоне Елеона им было выбрано место для строительства церкви в честь святой Марии Магдалины. Хотя Императрица при жизни всем сердцем стремилась поклониться святым местам Палестины, такое паломничество не состоялась, что, впрочем, не мешало ей попечительствовать над русскими учреждениями в Святой Земле. На деньги Государыни Марии Александровны начальником Русской духовной миссии епископом Кириллом (Наумовым) была построена Русская больница в Иерусалиме и Русская школа для арабских девочек в Бет-Джале. Поэтому нет ничего удивительного в том, что память об Императрице Марии Александровне сохранилась и в названии Мариинского подворья.

В 1882 году по воле Государя Императора Александра III Миротворца было учреждено Императорское Православное Палестинское общество, которое Великий Князь Сергей Александрович возглавлял до своей гибели в 1905 году, после чего руководство перешло к Великой Княгине Елисавете Феодоровне и продолжалось до рокового 1917 года. На освящение храма в честь святой Марии Магдалины и память своей покойной Матушки Императрицы Марии Александровны, которое состоялось на Покров 1888 года, Великий Князь Сергей Александрович прибыл уже с супругой Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. С тех пор их судьбы неразрывно связанны со Святой Землей. Их имена носят Сергиевское и Елизаветинское подворья. А позже, 22 мая 1896 года, в память могучего Самодержца Александра III, Брата Великого Князя Сергея Александровича, была освящена церковь во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского рядом с Порогом Судных Врат на Александровском подворье.

В январе 1889 года Иерусалим посетил Великий Князь Александр Михайлович. В 1890-1891 годах кругосветное путешествие совершил племянник Великого Князя Сергея Александровича - Наследник Цесаревич Николай Александрович. Первоначально было запланировано и его посещение Святой Земли. Специально к этому событию была подготовлена к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по политическим причинам посещение Иерусалима Наследником Цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование. В письме к начальнику миссии архимандриту Антонину (Капустину) князь В. Барятинский писал: «Его Императорское Высочество глубоко сожалеет о том, что в этот раз Ему не удалось выполнить душевное своё желание лично посетить Святой град и места столь дорогие всему христианскому миру и нашему Царскому Дому в особенности. Государь Наследник утешается мыслью, что Ему удастся в будущем посетить Иерусалим и поклониться Гробу Господню». Однако посетить Иерусалим святому Царю-страстотерпцу Николаю ΙΙ Александровичу так и не удалось.

В начале ХХ века, в 1903 году, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме стал архимандрит Леонид (Сенцов), а в 1905 году произошло злодейское убийство революционерами-террористами Великого Князя Сергея Александровича, председателя Палестинского общества, так много сделавшего для утверждения русского влияния на Святой Земле. Взрыв бомбы в Кремле потряс не только православную Россию, но волнами разошелся по многим европейским странам, чьи Владетельные Дома были связаны кровными узами с Династией Романовых, а также отозвался в странах Ближнего Востока.

Прощание и панихиды по Великому Князю продолжались целую неделю. В это время приходят сообщения из разных мест Европы о реакции на это злодеяние. В Болгарии весть об убийстве Великого Князя Сергея Александровича вызвала страшное волнение в обществе. Все возмущены против бессовестных негодяев, ставящих Россию в ужасное положение. Газеты оплакивают гибель Великого Князя, сражавшегося во время войны за освобождение под Карсом и Эрзерумом. Берлинские газеты в эти траурные дни выражают надежды, что убийство Великого Князя не заставит русское правительство отказаться от предполагаемых реформ, так как последние являются единственным средством успокоить умы. В Вене Император Франц-Иосиф назначил при австрийском дворе многодневный траур по случаю кончины Великого Князя Сергея Александровича. Чтобы лично разделить с Августейшими Родственниками боль утраты, 23 (10) февраля 1905 года с экстренным поездом московско-брестской железной дороги прибывают в Москву из-за границы для присутствия на похоронах Великого Князя Сергея Александровича их королевские высочества великий герцог гессенский Эрнст-Людвиг с августейшей супругою великой герцогиней Элеонорой.

Пред одной из панихид по Великому Князю в Москве слово произносит Преосвященный епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). Проповедь имеет столь важное значение, что ее публикует официальный орган Святейшего Синода - «Прибавления к Церковным Ведомостям». В прощальном слове владыка Иннокентий называет Великого Князя Сергея Александровича «жертвой Царской крови», как бы предвидя, что его убийство станет прологом к расправе над Царской Семьей и другими членами Дома Романовых и свержению монархии в России, повлекшему затем за собой реки народной крови.

Но перед концом Самодержавная Россия пережила свой расцвет, пик земного могущества и славы, что нашло отражение в грандиозных торжествах 1913 года в честь 300-летия правления Династии Романовых. Готовясь к романовскому юбилею, архимандрит Леонид возвел на Святой Земле два храма: Животворящей Троицы при Дубе Мамврийском в Хевроне в честь рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и в память трехсотлетия царствования Дома Романовых на горе Кармил в Хайфе, для чего проявил недюжинное дипломатическое умение и такт. Поэтому нет ничего удивительного в том, что во время отпуска в 1912 году архимандрит Леонид удостоился аудиенции у Императора Николая Александровича. Для начальников Миссии это было исключительным событием.

Юбилейные торжества продолжались весь год, а их начало пришлось на февраль месяц, когда в 1613 году состоялось обрание первого Царя из Династии Романовых Михаила Феодоровича на Всероссийский Престол. Это событие широко отмечалось не только в России, но и во многих странах, в том числе Ближнего Востока и в Иерусалиме. Во всех восточных патриархатах этот знаменательный юбилей был отпразднован как великое народно-церковное торжество, и православное население Востока в этот исключительный праздник слилось с благочестивым русским народом в восторженном прославлении заслуг русского Царствующего Дома и в горячих молитвах Царю царствующих, в благодарениях и молениях за русского Царя и за всю Императорскую фамилию.

Периодическая печать, греческая, славянская и арабская, в целом ряде юбилейных статей ознакомила восточное население с историческою судьбою Царствующего Дома Романовых и особенно раскрыла участие русских государей в защите и покровительстве восточному православию и содействие Дома Романовых политическому благополучию восточных народов, находившихся под мусульманским игом. Такие статьи нашли себе место в журналах и газетах - «Церковная Истина» (Константинополь), «Проодос» и «Неологос» (Константинополь), «Амалфия» (Смирна), «Священный Союз» (Афины), «Государство» (Афины), «Пантен» (Александрия), «Аl Nihmat» («Благодать», Дамаск), а также в многочисленных славянских изданиях.

В самый день царственного юбилея, 21 февраля, повсюду на Востоке были совершены торжественный богослужения с поминовением почивших членов Царствующей Фамилии и с благодарственными молебствиями о здравии и многолетии Государя Императора и всего Царствующего Дома. Так, в Константинополе богослужение в этот день было совершено в патриаршем храме св. Георгия Победоносца самим Святейшим Германом V, патриархом вселенским, при участии всех членов священного синода Константинопольской церкви и патриаршего клира. Во многих городах патриархата также были совершены 21 февраля литургии и молебны. Особенною торжественностью отличалось богослужение в городе Смирне, совершенное местным митрополитом Хрисостомом в храме св. Фотинии, в присутствии русского генерального консула г. Каля и громадного числа богомольцев из греков. За богослужением митрополит Хрисостом произнес сильное и выразительное слово, которое произвело на всех большое впечатление. В Александрийском патриархате, по распоряжению блаженнейшего патриарха Фотия, 21-го февраля во многих церквах были совершены литургии с панихидами и молебнами. Сам патриарх в этот день служил в Каире; особенною торжественностью отличалось богослужение в Люксоре, совершенное Птолемаидским митрополитом Михаилом, в присутствии Великого Князя Константина Константиновича и Великой Княгини Елисаветы Маврикиевны. В Иерусалиме, в храме Воскресения Господня, богослужение было совершено блаженнейшим патриархом Дамианом, с собором иерархов Сионской церкви.

Патриархи Константинопольский, Александрийский и Антиохийский в день царственного юбилея отправили Государю Императору приветствие по телеграфу и были почтены Высочайшими ответами. В Дамаске, в отсутствие блаженнейшего Григория IV, патриарха Антиохийского, находившегося в России, торжественное богослужение в юбилейный день совершил в патриаршем храме Успения Богоматери Латакийский (Лаодикийский) митрополит Арсений, состоящий временным наместником его блаженства. И в других городах Сирии юбилейное русское торжество было ознаменовано праздничными богослужениями. В частности, в городе Захле торжественную службу, в юбилейный день, совершил Селевкийский митрополит Герман, приветствовавший Государя Императора особою телеграммою, на которую последовал милостивый ответ. И в греческом королевстве во многих епархиях духовенство и народ молились 21 февраля за Государя Императора и за Россию. Особенною торжественностью отличалось юбилейное празднество в Афинах. Не говорим уже о славянских народах на Балканском полуострове, которые слились с братским русским народом в горячих молитвах за Царствующий Российский Дом и с большим энтузиазмом отпраздновали юбилейный день 21 февраля, - как об этом своевременно и в подробностях сообщалось в многочисленных и восторженно составленных телеграммах из Софии, Белграда, Цетинье и многих других городов в пределах Болгарии, Сербии и Черногории. Юбилейное торжество русского Царствующего Дома еще раз засвидетельствовало о тесном братском союзе православных народов Востока с Российским Царствующим Домом и с единоверным русским народом.

В конце юбилейного 1913 года, 14-го ноября, Иерусалимский Патриарх Дамиан в сослужении архимандрита Леонида, русского и греческого духовенства совершил освящение храма в память трехсотлетия царствования дома Романовых на горе Кармил в Хайфе. На освящении присутствовали российский вице-консул в Хайфе П.П. Секретарев с сотрудниками вице-консульства, представители Палестинского Общества, учительский персонал русских школ с учащимися старших классов, иностранные вице-консулы в Хайфе, разнообразное христианское духовенство, Хайфские жители - православные, инославные и мусульмане. Освящение совершилось торжественно и надолго запомнилось всем присутствовавшим.

Указом от 5 сентября 1914 года за № 14917 Св. Синод уведомлял архимандрита Леонида, что всему русскому и греческому духовенству (священнослужителям и церковнослужителям), участвовавшим в праздновании, даются юбилейные медали в память трехсотлетия царствования Дома Романовых, кроме того, священнослужителям вручаются особые нагрудные знаки. Так завершились юбилейные романовские торжества на Святой Земле.

Первая мировая война и клятвопреступный февральский бунт 1917 года, приведший к свержению монархии в России, потрясли жизнь Русской духовной миссии в Иерусалиме. Еще в декабре 1914 года турецкие власти в Палестине вынудили русское мужское население покинуть Святую Землю и выехать в Александрию. Начальник Миссии архимандрит Леонид (Сенцов), весь состав Миссии и старшие сестры обителей были высланы из Палестины. Храмы закрыты, а помещения Миссии, монастыри и паломнические приюты оказались заняты турецкими войсками. Оставшиеся в Святом Граде, но изгнанные из своих обителей, монашествующие, паломники и члены Миссии терпели немало лишений. В 1917 году архимандрит Леонид отправился на Поместный собор Русской Православной Церкви, и впоследствии умер в Москве через год. В июле того же 1918 года в Екатеринбурге была злодейски убита Царская Семья, а под Алапаевском замучены Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, Великий Князь Сергей Михайлович, князья Иоанн Константинович, Константин Константинович (младший), Игорь Константинович, Владимир Павлович Палей. Еще несколько Великих Князей расстреляны в Петропавловской крепости. Оставшиеся в живых члены Императорской Фамилии оказались в изгнании в разных странах вместе с миллионами русских людей.

В то время, как в 1919 году в Иерусалим из Египта возвратились члены Русской Духовной Миссии и монашествующие, игумен Серафим (Кузнецов), бывший начальник Свято-Серафимовского скита близ Белогороского монастыря, пробирался с честными останками Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары через охваченную гражданской войной Россию в Китай. Через год он доставил останки мучениц в Палестину, где они обрели упокоение в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Погребение в январе 1921 совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан.

Попытка опамятования и покаяния в грехе Бого - и цареотступничества была предпринята русским народом на Приамурском Земском соборе во Владивостоке в июле-августе 1922 года. Соборяне восстановили Династию Романовых на Всероссийском престоле и решили отправить делегацию к Великому Князю Николаю Николаевичу Младшему и Вдовствующей Императрице Марии Феодоровне, находившейся тогда в изгнании в Дании. После ее смерти в 1928 году многие монархисты и русские беженцы в рассеянии склонны были считать главой Дома Романовых Великого Князя Кирилла Владимировича, хотя другие члены Династии за ним такового первенства не признавали. Как бы там ни было, но присылка Патриархом Иерусалимским Дамианом Великому Князю Кириллу Владимировичу частиц Животворящего Креста Господня и других святынь в марте 1931 года было преподнесено великокняжеской канцелярией как патриаршее признание императорского достоинства последнего.

Не признавала «Главой Императорского Дома» и сына Великого Князя Кирилла Владимировича - Великого Князя Владимира Кирилловича игуменья Тамара (в миру Княжна Императорской крови Татьяна Константиновна Романова, дочь Великого Князя Константина Константиновича, известного поэта «К.Р.»), когда он посетил Святую Землю в 1962 году. Она, будучи игумений Елеонского Вознесенского монастыря, выбрала очень взвешенную линию поведения: «Будем вспоминать хорошее прошлое и не будем говорить о будущем...»

Десятилетиями послереволюционный раскол Матери-Церкви и русского мира пагубно сказывался и на жизни Русской духовной миссии в Иерусалиме. В уврачевании его выдающееся значение имеет канонизация преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, сначала в 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей, а затем в 1992 году - Архиерейским собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Теплая молитва к новомученице ХХ века стала объединять православных людей в Отечестве и рассеянии сущих.

В том же 1992 году стало возможным членам Династии Романовых посещать с визитами Россию. На Покров впервые совершила паломничество на Уральскую Голгофу Ольга Николаевна Куликовская-Романова, супруга Тихона Николаевича, внука Императора-Миротворца Александра ΙΙΙ и родного племянника Царя-страстотерпца Николая Александровича. По ее инициативе на Ганиной яме, месте уничтожения честных останков Царской Семьи, и возле шахты Новая Селимская в 18 км от Алапаевска, где приняла смерть преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, были совершены памятные богослужения. Тогда же в стране начал свою деятельность основанный ими Благотворительный фонд «Программа помощи России» имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны, Матери Тихона Николаевича и багрянородной Сестры Царя-мученика Николая ΙΙ Александровича.

В 2004 г. мощи преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, верной спутницы Великой Княгини, пребывали в России. Из конца в конец страны с благоговением и умилением переносились святые мощи этих угодниц Божиих, чей земной путь страдальчески оборвался на уральской земле.

В сентябре 2009 года состоялась торжественная передача частиц мощей преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, пребывающих в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, в Московскую Марфо-Мариинскую обитель милосердия, основанную Великой Княгиней. Богослужение и торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

31 марта 2012 года торжества, посвященные 20-летию прославления преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, прошли в подмосковном селе Усово, Одинцовского района. До революции здесь находилась зимняя резиденция Великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. А теперь рядом со старыми зданиями вырос новый храм Спаса Нерукотворного Образа, освященный Святейшим Патриархом Кириллом, и Православный просветительский центр, которые совместно с Елисаветинско-Сергиевским обществом и выступили организаторами праздничных мероприятий.

Помощница настоятеля храма, к.и.н. Анна Витальевна Громова, председатель попечительского совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», оказавшего 2 ноября 2011 года поддержку в организации здесь XIV ежегодных Свято-Елисаветинских чтений, призвала начать подготовку к празднованию 150-летия со дня рождения Великой Княгини, которое будет отмечаться в 2014 году. А исполнительный директор Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, автор исследования «Романовский Иерусалим» к.и.н. Ритта Борисовна Бутова провела для участников торжеств, среди которых была и О.Н. Куликовская-Романова, небольшую экскурсию. Интересно было узнать о роли имения Усово-Ильинское и Спасского храма в жизни Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Начиная с Русско-японской, а затем и в Первую Мировую она переоборудовала все помещения в имении Ильинское в лазарет для раненых.

Если мощи преподобномученицы Великой Княгини пребывают на Святой Земле, то честные останки ее мужа Великого Князя Сергия Александровича ныне почивают в Новоспасском монастыре, родовой усыпальнице бояр Романовых, отметившей в 2011 году двадцатилетие со дня возобновления монашеской жизни. Издревле здесь покоятся останки предков Императорского Дома Романовых, начиная с родоначальника Романа Юрьевича Захарьина, матери первого Царя Михаила Феодоровича инокини Марфы и заканчивая дядей Царя-страстотерпца Николая Александровича Великим Князем Сергием Александровичем, чьи останки были в 1995 году перенесены в усыпальницу в возрожденном храме в честь небесного покровителя рода Романовых - преподобного Романа Сладкопевца. Сам храм был построен в память о посещении обители в 1900 г. святой Царской Семьей и освящен в 1902 г. в присутствии Великого Князя Сергея Александровича и его супруги преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

В 1998 г. в монастыре была установлена точная копия креста, стоявшего в Кремле на месте убиения Великого Князя Сергея Александровича революционерами-террористами. Все Цари и Императоры Всероссийские, а в наше время представители Династии Романовых отдавали и отдают долг памяти, посещая Новоспасский монастырь. В нынешнем празднике, состоявшемся 21 августа 2011 года, по приглашению наместника, епископа Воскресенского Саввы приняла участие Ольга Николаевна Куликовская-Романова, супруга Тихона Николаевича, внука Императора Александра ΙΙΙ и родного племянника святого Царя Николая Александровича.

Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Перед богослужением он освятил новые главы для Покровского храма обители. После окончания Божественной литургии О.Н. Куликовская-Романова поклонилась праху родственников, осмотрела экспозицию Романовского музея, расположенного в храме преподобного Романа Сладкопевца. В храме, недалеко от гробницы Великого Князя Сергея Александровича, установлена памятная доска с надписью: «Здесь возлег на вечный покой преосвященный епископ Порфирий Успенский, автор многих сочинений о христианском Востоке. Молитесь о нем». Начальник первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме преосвященный Порфирий был с 1878 г. до своей кончины в 1885 г. настоятелем Новоспасского монастыря, где и упокоились его бренные останки. Так переплелись посмертные судьбы «иерусалимца» епископа Порфирия и Великого Князя Сергия Александровича, первого председателя Палестинского Общества, много трудов положившего для процветания Русской Духовной миссии в Святой Земле, хотя при жизни они, может быть, никогда и не встречались.

В ходе подготовки к празднованию 400-летия Династии Романовых и в честь 155-летия со дня рождения Великого Князя Сергея Александровича (1857-1905) преосвященный епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря совершил 12 мая 2012 года Божественную Литургию в храме преподобного Романа Сладкопевца, где располагается Усыпальница бояр Романовых. После Литургии по убиенному приснопамятному Великому Князю Сергию была совершена панихида. Среди молящихся находилась родственница Великого Князя Сергея Александровича, его внучатая племянница Княгиня Марина Павловна Романова-Измайлова. Затем в стенах Новоспасской обители была проведена Вторая открытая научная конференция, приуроченная ко дню рождения Великого Князя Сергея Александровича.

К 400-летию Династии Романовых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новоспасским монастырем совместно с Благотворительным фондом имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны будет отлит и установлен 1000-пудовый колокол, получивший наименование «Царского или Романовского Благовестника». На нем будут отлиты слова: «БЛАГОВЕСТВУЙ ЗЕМЛЕ РАДОСТЬ ВЕЛИЮ, ХВАЛИТЕ НЕБЕСА БОЖИЮ СЛАВУ. В ГОД 400-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ». На колокол собирают, как повелось издревле на Руси, всем миром. Поэтому посильная лепта каждого русского человека, каждого гражданина страны любой веры и политических убеждений послужит богоугодному делу преодоления смуты и возрождения единого Отечества.

...После освящение 27 октября 1872 года Троицкого собора Русской духовной миссии в Иерусалиме, на колокольню был поднят большой колокол, и с тех пор русский звон возвещает Иерусалиму и его окрестностям о том, что на севере есть великий народ-христоносец, сохраняющий правую веру в Господа нашего Иисуса Христа, смертью смерть поправшего и восшедшего на небеса близ святой горы Сион. Бог даст, его звук сольется со звоном «Романовского Благовестника», возвещая Святому граду и миру о возстании из мертвых Царской России, всем сердцем любящей ставший родным и близким Иерусалим.

Литература и источники

Бутова Р.Б. Романовский Иерусалим. «Русская история». № 3(17), 2011. С. 36-41.

Великий Князь Сергей Александрович Романов. Биографические материалы. Кн. 3: 1880-1884. М., 2009; Кн. 4: 1884-1894. М., 2011.

Дмитриев И.Д. Московский Новоспасский монастырь. М., 2003. Репринт: М., 1909.

Дмитриевский А.А.. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме. М. 2006. Репринт: СПб, 1906.

Назаренко А.В. Русские в Святой Земле. «Русская история». № 3(17), 2011.

Никодим (Ротов), архиман. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Официальный сайт Русской Духовной миссии в Иерусалиме.

Паломничество Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Вышинскую пустынь, Святой град Иерусалим и Ярославскую губернию. Нижний Новгород. 2010.

Письмо генерал-майора князя В. Барятинского, состоящего при наследнике цесаревиче великом князе Николае Александровиче, к архимандриту Антонину. Красное море, 30 ноября 1890 г. // Архив РДМ. П. 69. Д. 1442. 1 л.

Прибавления к Церковным Ведомостям. 1905. № 9. С. 382-383.

Прибавления к Церковным Ведомостям. № 20. 1913. С. 918-922

Сообщение Канцелярии Его Императорского Величества о присылке Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Дамианом Императору в изгнании Кириллу Владимировичу частиц Животворящего Креста Господня и других святынь Членам Императорской Семьи. март 1931 г. Оповещение № 56/57, ноябрь 1930 - апрель 1931. - С. 20. Официальный сайт Российского Императорского Дома.

Хвалин А. Восстановление монархии в России. Приамурский Земский Собор 1922 года. Материалы и документы. М.: 1993. - 168 с.

Хвалин А. «Жертва Царской крови». К годовщине злодейского убиения Великого Князя Сергия Александровича. Русская линия. 1.03.2008.

Хвалин А. Торжества в Новоспасском монастыре. Исполнилось двадцать лет со дня возобновления монашеской жизни в древней московской обители. Русская народная линия. 24.08.2011

Хвалин А. «Да процветает Великая Россия под сенью Царей Дома Романовых». К 400-летию Династии... Русская народная линия. 29.03.2012

Хвалин А. «Великая Княгиня Елисавета Феодоровна объединила русских людей в Отечестве и в рассеянии». Торжества в честь святой преподобномученицы прошли в подмосковном селе Усово. Русская народная линия. 02.04.2012

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Хвалин
Под скипетродержавие Русского Царя
Поздравляем известного богослова и почётного гражданина города Владивостока митрополита Вениамина (Пушкаря) с 85-летием
07.11.2023
100-летие Приамурского Земского Собора, часть 1
Монархическое собрание в Союзе писателей России
26.10.2022
Монархист со стажем
Известному писателю Андрею Юрьевичу Хвалину — 60 лет
15.11.2019
«Русская дипломатия как прямое отражение желаний и забот государя»
Как МИД Российской Империи обеспечивал восточное путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890-91 годов
07.08.2018
Ложь из недр большевистского агитпропа
История Цесаревича Николая Александровича и балерины М. Кшесинской
06.02.2018
Все статьи Андрей Хвалин
Новости Москвы
Все статьи темы
400-летие дома Романовых
Все статьи темы
Имперский архив
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59