Православная культура - культура православных: взгляд изнутри

Часть 3. От игр - к делу

Церковнославянский язык  Семья  ДелоРус 
0
947
Время на чтение 17 минут
Начинаем публикацию материалов круглого стола «Церковнославянский язык: вчера, сегодня, завтра», проходившего в рамках VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» (21-25 мая 2012 года). 

 

Часть 1. «Женское» Православие

Часть 2. Дракон в шапке Санта Клауса 

В последнее время, как известно, церковнославянский язык часто (слишком часто!) подвергается нападкам за «сложность», «скучность» и даже «ненужность». Следствием этого являются призывы (опять же - особенно участившиеся в последнее время) сделать языком богослужений русский язык - якобы для того, чтобы народ, приходя в храм, всегда знал, «о чем там поется и говорится». Несостоятельность таких предложений очевидна, и многие уважаемые священнослужители высказались по этому поводу, я не стану здесь повторять их аргументы. Моя цель иная - попытаться, со своей стороны, ответить на вопрос: что надо сделать для того, чтобы церковнославянский язык не воспринимался как «чужой» и «ненужный».

Одно время мы с главным редактором издательства Новосибирской епархии протоиереем Александром Матруком много размышляли на эту тему. Появилась идея создать детские игры для приходских школ по изучению церковнославянского языка, шли даже переговоры с дизайнерами, и они были согласны серьезно заняться этой темой. Но, к сожалению, огромная занятость и недостаток времени помешали нам претворить свои задумки в жизнь. К тому же обнаружились и другие, связанные с этими планами, проблемы. Но о них я расскажу чуть позднее.

Итак, что же мы предлагали?

Начну с самого начала. Для того, чтобы церковнославянский язык стал родным - безо всяких кавычек, - необходимо его изучение с детства. До революции так и было: отрок, то есть семилетний ребенок, начинал его изучение по Часослову и Псалтири. Об этом говорит в своей статье «Как выучить церковнославянский язык», опубликованной на сайте «Русская народная линия» 24 марта этого года, Сергей Анатольевич Наумов, кандидат филологических наук, координатор круглого стола по этой теме в рамках VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры».

Но сегодня, на мой взгляд, такое невозможно. Во-первых, потому, что нынешние дети созревают раньше и к этому возрасту уже оказываются под мощнейшим негативным воздействием телевидения, интернета, компьютерных игр, что отрицательно сказывается на их духовном воспитании - даже если они вместе с родителями посещают воскресные богослужения и занятия в приходской школе.

Во-вторых, современные родители в большинстве своем сами не знают ни церковнославянский язык, ни основы православной веры; им самим нередко непонятен язык богослужений - отсюда и требования сделать его «доступным для понимания».

Следовательно, выход может быть в том, чтобы у родителей была возможность изучить церковнославянский язык вместе со своими детьми. А уже потом, получив возможность прочитать на нем Псалтирь, Часослов, обучать по ним детей и объяснять им написание трудных слов (естественно, смысл псалмов и других религиозных текстов должны объяснять священник или учитель приходской школы).

Далее, как лучше и легче всего изучить что-то новое, особенно ребенку? Конечно же, через игру. Здесь, как мне кажется, нужно идти постепенно, от простого к сложному, но при этом сверхзадачей должно быть создание устойчивого представления о церковнославянском не как об обычном языке, а как о языке церковном, языке общения с Богом. То есть игра - да, но вместе с этим и формирование иного отношения к слову, осознание его силы и - красоты, многозначности, то есть формирование у детей другой, более совершенной языковой культуры, нежели формирует сейчас школа и, тем более, интернет. Каким образом можно этого добиться?

Приведу пример. Вспомним, как мы учили буквы. Родители покупали нам кубики, на сторонах которых было по два изображения - самой буквы и предмета, на нее начинающегося. Мы играли, строили из них домики, и так, незаметно, запоминался образ буквы. Но церковнославянская азбука - необычная, она с самого начала должна внушать уважение, быть «не такой», как светская.

Предлагаю несколько вариантов игр для детей 4-6 лет:

 

КОНСТРУКТОР

1.Деревянные, но лучше пластиковые детали (есть такой мягкий пластик, используется в детских конструкторах) небольшой толщины (около 1 см), которые в собранном виде представляют собой храм - однокупольный или с несколькими куполами. Соединение деталей может быть шиповое или крестообразное.

На каждой детали с лицевой стороны имеется изображение буквы. Конечно, лучше всего, если буква будет соответствовать названию детали. Например,

Крест, Купол - К

Звонница - З

Алтарь - А

Придел - П и т.д.

Главное, чтобы дети не только строили храм, но и запоминали, как, на какую букву начинается та или иная деталь. Для этого к конструктору должна быть приложена инструкция (потому я и говорила о том, что такое изучение церковнославянского языка должно быть совместным - родителей и детей). И не нужно бояться, что в этом конструкторе не будут представлены все буквы. Наоборот, это будет стимулом для родителей приобрести еще конструкторы, чтобы азбука была полной, тем более, если ребенку понравится такое строительство, и он будет ожидать следующей покупки. Естественно, для этого нужно разработать конструкторы разных видов и разных размеров.

 

2. Наверное, всем понятно, что, если мы создаем конструктор здания храма, то, тем более, должны создать и его интерьер - по тому же принципу. Это непременно должен быть отдельный конструктор, ориентированный на то, чтобы ребенок его складывал «с изнанки». Так же должны быть изображения букв, так же должна быть инструкция. Вопрос о том, стоит ли в детском конструкторе полностью воспроизводить интерьер алтаря и устраивать Престол, оставляю на усмотрение тех, кто будет обсуждать этот проект.

Что касается подбора понятий, то они, естественно, не должны быть сложными, лучше, если ребенок всегда сможет их увидеть в храме. Даже можно будет специально дать ему задание - узнать в настоящем храме те детали здания и интерьера, из которых он собирал конструктор церкви, и назвать их.

 

Повторюсь - мои предложения касаются только создания игр по изучению церковнославянского языка. Что касается воспитательной работы по приобщению детей к православной культуре - это уже прерогатива педагогов воскресной школы, богословов, священников.

 

Кстати, у меня, попутно, есть еще одно предложение. Возможно, оно многим покажется неожиданным и спорным, но все же прошу обсудить вот такой момент.

Ребенок принимает, делает что-то «своим» через подражание. Малыш не может понять смысла богослужения, он не понимает, что поют священники, ему все кажется чужим, тем более, что ему просто не видно, что происходит - взрослые люди заслоняют все собой. Поэтому надо «приблизить» к нему, «сделать понятным», по возможности, хотя бы внешнюю сторону происходящего. Каким же образом?

Одного только конструктора, естественно, мало. Необходимо, чтобы дети имели возможность подробно рассмотреть детали храмового интерьера, «принять их в игру» - ведь, повторюсь, ребенок лучше познает мир через игры, значит, и «в церковь», как это ни непривычно звучит, он должен поиграть, чтобы в настоящем храме не чувствовать себя неуютно. А для этого, на мой взгляд, нужны и игрушечные кадила, и колокола, и подсвечники с игрушечными свечами (об игрушечных иконостасах я не говорю, это уже кощунство). Добавлю, что такие мысли возникли у меня не на пустом месте. Мне рассказывали об одном священнике, который таким образом, точнее, - в том числе и таким образом - приобщал своего маленького сына к церковной жизни. Сейчас мальчик уже большой, прислуживает в алтаре, жизнь церкви, в которой служит его отец, стала его жизнью, он принял ее всей душой. И этот пример, говорят, не единичен.

Конечно, создавая игровое пространство, необходимо четко сознавать границы дозволенного. Но, как мне кажется, должна быть и кукла-священнослужитель. Естественно, не такая кукла, которую можно таскать за волосы, «ставить в угол» и «кормить» с ложечки. Но - должна быть, как ключевая фигура в том, игрушечном храме. Да и родителям (тем более, учителям воскресной школы) проще объяснить детям ход богослужения, если у них будет не только модель храма, но и фигуры тех, кто его проводит - священников, диаконов, пономарей, клира. Какими же они должны быть?

Опять же, напомню, что главная цель игры - не развлечение, а просвещение ребенка, воспитание в нем понимания того, что церковь - это дом Божий. Следовательно, обычными  они быть не должны - никаких литых пластмассовых объемных фигурок, никаких ярких, «аляповатых» цветов одежды.

В моем детстве, помню, была одна интересная игра. На крестовидную подставку устанавливалась вырезанная из твердого картона кукла с магнитом в груди. К ней прилагались листы менее плотного картона с изображением разной одежды, к обратной стороне которой нужно было приклеить металлический кружок. Обратите внимание, что игра в самом начале также предполагала участие родителей, в частности, матери, ведь надо было вырезать изображение, наклеить кружок - маленькой девочке это было не по силам.

Так вот, я предлагаю сделать куклу-священнослужителя по тому же принципу. Это должно быть изображение мужчины в подряснике (попутно детям объясняется, что такое подрясник), которое можно было бы укрепить на подставке. Оно должно быть статичным, чтобы его нельзя было просто так трясти, толкать, но чтобы оно могло прочно стоять, допустим, на амвоне уже собранной модели храма. На прилагаемых листах - изображения одеяний священника, диакона, пономаря. Причем нескольких видов: голубые, зеленые, золотые, белые, черные - чтобы объяснять, что, к примеру, в Богородичные праздники одеяние должно быть голубым, на Пасху - красным и т.д.И, опять же, подробная инструкция с написанием по-русски и по-церковнославянски деталей одежды: что такое, допустим, поручи, орарь, епитрахиль, набедренник и т.д.Можно также объяснить, зачем они нужны и что означают.

Таким образом, на мой взгляд, решаются две задачи: во-первых, просвещение ребенка, во-вторых, неназойливое приучение к тому, что все, имеющее отношение к церкви, должно быть написано на церковнославянском языке. То есть ребенок привыкает к образу церковнославянских букв, для него этот язык становится естественным и привычным. Кстати, именно так учат детей английскому языку.

 

Но вернемся к играм, непосредственно направленным на изучение языка богослужений.

 

Для детей от 5 лет и старше возможно создание лото, соответствующих возрасту детей, то есть отдельно лото для дошколят и детей младшего школьного возраста, а также мозаики,различных наборов паззлов.

 

ЛОТО

Наверное, нет надобности объяснять, что такое лото само по себе - вряд ли кто-нибудь не играл в него в детстве. Сложность лото церковнославянского заключается в подборе понятий на соответствующую букву и правильном выборе шрифта. Здесь, как мне кажется, необходимо ориентироваться на его удобочитаемость, зрительную запоминаемость и, что немаловажно, на красоту букв. Правда, возникает вопрос: нужно ли включать в лото изображения цифр или нужно сделать отдельное лото, цифровое. Но это детали.

Так или иначе, оно должно состоять из нескольких карточек с изображениями соответствующих букв и предметов и таких же отдельных картонных (хотя, конечно, лучше пластмассовых - они долговечнее) элементов.

Главное, чтобы ребенок смог вначале с помощью взрослого, а потом и самостоятельно сложить из карточек какие-нибудь слова. Для этого, естественно, необходимо, чтобы в наборе лото присутствовали изображения титлов.

Для детей младшего школьного возраста, которые уже изучили буквы церковнославянской азбуки, целесообразно писать под изображением само понятие.

 

МОЗАИКА

В наших магазинах сегодня полно наборов мозаики разных видов, в том числе и для изучения иностранного (английского) языка. Поэтому нет необходимости изобретать велосипед, ведь то, что используется для изучения чужого языка, тем более с успехом можно применить для изучения родного церковнославянского. Было бы желание у предпринимателей воплотить этот и им подобные проекты в жизнь.

В настоящее время буквенная мозаика выпускается нескольких видов:

1. Элементы разного цвета с изображенными на них буквами. Как вариант подобной мозаики - общеизвестная игра «Эрудит», но это уже для детей более старшего возраста. Впрочем, думается, что и взрослые бы не отказались от подобного «церковнославянского эрудита».

2. Фишки в виде букв, также разноцветные, которые вставляются в пазы платы. При желании, из них можно составлять не одно слово, а целую фразу.

3. Магнитная мозаика - металлические элементы, которые собираются на магнитной доске (или наоборот). К слову, для такой мозаики прекрасно подошел бы материал, из которого нынче повсеместно делают магнитики на холодильник - достаточно прочный и долговечный.

 

НАБОРЫ ПАЗЗЛОВ

За последние годы складывание различных картинок из паззлов стало любимым занятием многих детей. И здесь, по моему убеждению, открываются самые большие возможности для изучения церковнославянского языка. Каким же образом? Приведу несколько примеров развивающих и дидактических игр, основанных на складывании паззлов, почерпнутых мной опять же из игр по изучению английского языка.

1.Детям 5-7 лет, для использования на уроках в воскресной школе.

Набор включает в себя 20 (можно больше) картонных карточек, которые, в свою очередь, состоят из 2-х элементов, соединенных как паззлы (на одном из них имеется вырез, соответствующий выступу на другом). На 1-м элементе изображение буквы и название предмета или понятия на эту букву. На 2-м - изображение самого предмета или понятия.

А)Стопка элементов 2-го типа поочередно кладется перед детьми. Ребенок берет элемент и называет букву (Аз, Буки, Веди, Глаголь и т.д.), на которую начинается изображенный предмет или понятие. Если он ошибется, стопка элементов переходит к следующему. Количество правильных ответов записывается. Выиграет тот, кто наберет большее число очков.

Б)Учитель кладет перед собой элементы 1-го типа (изображения букв), а элементы 2-го типа раздает детям поровну. Поочередно поднимает свои элементы и просит детей назвать букву и прочитать написанное под ней слово. Отвечает тот, у кого есть элемент 2-го типа с соответствующим изображением. После правильного ответа оба элемента соединяются в карточку. Если ответ неправильный, учитель кладет свой элемент вниз стопки. Выигрывает тот, кто первым соберет свои карточки.

Возможны и другие варианты игры, для дома.

 

2. Для детей младшего и старшего школьного возраста.

Складывание картины с одновременным изучением церковнославянского языка.

Набор паззлов, на обратной стороне каждого элемента - определенная буква или титло. Смысл игры - собрать одновременно картину на лицевой стороне и какую-либо фразу (высказывание Святых отцов или текст псалма и т.п.) на оборотной стороне. Естественно, можно высказывание сделать главным, то есть создать красивую картинку с византийским узором, ярким фоном и т.д. К набору должна прилагаться инструкция.

 

Вы думаете, что на этом возможности игрового приобщения современных детей к церковнославянскому языку и православной культуре заканчиваются? Ничего подобного! Диапазон приложения сил здесь поистине безграничен. Ведь, кроме складывания чего бы то ни было, детей интересуют и другие игры. Например, огромная популярность у так называемых игр-«бродилок». Причем сюжетом такой игры может стать любое значимое событие в истории русского Православия, от путешествия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия до походов святых равноапостольных князей Владимира и Александра Невского, знаменитого Куликовского сражения и т.д.

***

Меня могут спросить: почему я публикую эти проекты вместо того, чтобы самостоятельно воплощать их в жизнь на территории Новосибирской митрополии?

Да, у меня имеются (теоретически) для этого все возможности, тем более, что в настоящее время я занимаюсь организацией собственного издательства. Но, во-первых, не хочется впадать в «местечковость». По большому счету, не так важно, кто и где сможет реализовать идеи создания православных игр. Главное, чтобы они были реализованы. Во-вторых, есть еще и чисто экономические причины.В-третьих, по моему убеждению, чем больше людей займется этим делом, тем лучше.

Конечно, не будем наивными, всем понятно, что одними играми проблему «отчужденности» современных людей от церковнославянского языка не решить. Проблема эта и намного шире, и глубже. И тут мы опять возвращаемся к теме православной культуры в ее, так сказать, народном аспекте.

Позвольте задать вопрос: что конкретно было сделано за все годы непрекращающейся борьбы с противниками введения в школы ОПК для ее действительно широкой пропаганды среди детей и взрослых? Я говорю не про научные конференции, не про баталии в СМИ, даже не про подписание многочисленных неработающих соглашений с министерством и департаментами образования. В данном случае я имею в виду так называемую прозу жизни: продвижение традиционной русской православной культуры «в массы» с помощью определенной группы товаров. Так вот, в этом направлении почти ничего сделано не было.

Нет, конечно, кое-что делалось - выпускались православные книги, аудио-диски, фильмы, но вот беда: до «широких слоев населения страны» это, как правило, не доходило и не доходит. Потому что «потребляется», в основном, только «своими», воцерковленными или начинающимися воцерковляться. Есть такое понятие - «нишевание». Мы прочно заняли «православную нишу» и работаем строго внутри нее. Но как же все остальные люди, светские, но не менее, а, может, и более нас нуждающиеся в книгах, аудио-дисках и фильмах, созданных в лучших традициях православной культуры? Они остаются «за скобками».

А мы потом удивляемся злобным и невежественным комментариям к антицерковным выпадам. Удивляемся, что люди причиной того, что они не ходят в храм, называют «непонятный язык богослужения». Хотя, к примеру, ради того, чтобы пользоваться компьютером, английский - чужой, еще более непонятный язык, изучили без разговоров. Но он им нужен, востребован, а церковнославянский - нет.

Я часто слышу и читаю рассуждения о том, что мы, православные, мол, «не от мiра сего», что Церковь Христова всегда была гонима... Не всегда. Почти тысячу лет русские ассоциировали себя с Православием, оно вошло в нашу душу, было частью жизни всего народа.

Одна маленькая деталь: с 90-х годов вновь приобрели большое значение баптистерии, и при строительстве новых храмов, если есть возможность, сразу сооружают в крестильне купель, в которой может поместиться один или даже несколько взрослых людей. Но в старых-то храмах этого не было! А почему? Потому что каждого младенца крестили на сороковой день от рождения, то есть практически все русские были крещеными.

Крестины, венчание, отпевание близких - это были естественные события народной жизни, эта была та часть православной культуры, которая находилась в области подсознания. Достоевский писал книги, которые продавались не в церковных лавках, а в светских книжных магазинах, и понятны они были всем без исключения, и христосовались в пасхальные дни все - знакомые и незнакомые, родственники и соседи, и «яблочный» Спас отмечали всей Россией, и мясом в Великий пост на базаре не торговали, потому что постились все, и это было естественно и обыденно... В этом смысле не было никакого разделения на верующих и неверующих, православных и светских. Все было общим, и культура была общая.

А сейчас мы, православные миряне (не все, конечно, но многие), сами отделяем себя от остальных, светских, людей. Есть«наша культура», чистая, а есть - их «чужие»«грязные» СМИ, телевидение, компьютерные игры, «их» ток-шоу, эстрада... Один народ, а народных культур - две. И вторые ничего не знают о первой. Не знают не только о церковнославянском языке, его непреходящей духовной и культурной ценности для нас, русских, но и о том, что это вообще такое - традиционная русская православная культура. Не потому не знают, что не хотят, что она, действительно, им чужая, а потому, что современная православная культура умозрительна.

Она заключается,в основном, в православных беседах, конференциях, в попытках ввести в школы изучение ОПК. Она не стала естественной средой обитания, воздухом, которым дышишь и не замечаешь его.Почему же так происходит?

Рискну высказать свое личное мнение по этому поводу.

Когда в конце 80-х - начале 90-х годов Церковь начала подниматься, к ней со всех сторон устремились мирские люди, ищущие Бога. Они сделали огромное дело: возродили храмы, монастыри. Они создали православные братства, действующие под эгидой своих епархий. Они крепко сгруппировались вокруг Церкви как не только религиозной, но и общественной организации, и сказали: «Веди нас, руководи нами!» И Церковь повела, стала осуществлять различные социальные проекты и заниматься делами, ей, в сущности, не свойственными. В итоге, сами того не желая, мы превратили и продолжаем своими «благими намерениями» превращать Церковь в некую «квази-православно-христианскую» партию, а Святейшего Патриарха - в подобие ее «генерального секретаря». В таком случае стоит ли удивляться отношению к нему малоцерковных и вовсе не верующих людей не как к Предстоятелю Русской Православной Церкви, церковному иерарху, который совершает, в первую очередь, молитвенное служение Богу, а как к обычному «публичному человеку», политику! Стоит ли тогда удивляться и тому, что введение Основ православной культуры воспринимается нашими «оппонентами» не как просвещение детей о их духовных традициях, а как навязывание им знаний о «генеральной линии партии».

Это мы своим излишним рвением довели ситуацию до абсурда, это мы, «сжимая» Церковь в своих «удушающих объятьях», мешаем ей проповедовать Слово Божие так, как было сказано: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). Пора, нам, наконец, разжать «объятья» и начать действовать самим - по благословению, но самостоятельно.

При всем своем неприятии скандально известного форсайт-проекта «Детство 2030», я не могу не отметить продуманность его авторами шагов по продвижению к нужным им целям - изменению сознания наших детей в сторону, так сказать, «креативной либерализации западного толка». Они-то прекрасно помнят слова известного русского педагога Сухомлинского: «Сегодня - дети, завтра - народ». И действуют - неотступно, непрерывно, по всем фронтам. Среди их мишеней не только семья, но и градостроительство, здравоохранение, культура и творчество, бизнес детских товаров. А что же мы, православные? Почему мы не действуем по тем же направлениям, реализуя свои цели? Продвигая свою, русскую культуру и свои православные ценности? Мы только говорим, рассуждаем, полемизируем...

Но жизнь состоит не только из разговоров, она состоит из огромного количества бытовых мелочей. И вот этих-то мелочей у нас и нет. Казалось бы, что может быть естественнее - сформировать среду обитания, которая бы постоянно ненавязчиво напоминала... нет, не о Боге, это само собой, и не стоит использовать церковные символы всуе, - о традиционной русской православной культуре. Это ведь не только храмы, не только картины Васнецова, Нестерова, Корина. Ее не надо лишь изучать, как нечто чуждое и незнакомое нам, она должна быть разлита везде - в изображениях на поздравительных открытках, в цитатах классиков русской литературы на обложках тетрадей, в светлых личиках наших традиционных пупсов, которых девочки могут запеленать, прижать к груди так, как издревле мать прижимала к груди ребенка...

Русская православная культура должна одержать победу над навязываемыми нам культурными суррогатами в разных областях жизни - от искусства до бизнеса, пора уже от обороны, от постоянной сдачи позиций неприятелю переходить к наступлению.

Но для этогонужно, как это ни парадоксально, чтобы за дело взялись светские люди. Да-да, те самые, которые, может, и в храме-то не бывают или бывают два раза в год - на Рождество и Пасху, но при этом причисляют себя к православным. А таких в России, как известно, большинство.

Надо, чтобы их производства, фирмы, ООО и ЗАО были заняты реализацией православных проектов. На их мощностях, их усилиями должны выпускаться товары, которые бы показали большинству населения России, что оно живет не на территории огромного склада второсортной китайской продукции, а в стране со своими богатейшими культурными традициями. Думаете, бизнесмены не согласятся? А это как сказать. Если убедить их, что у них будет мощный рынок сбыта - согласятся. И деньги найдутся. Даже без государственной поддержки. Надо лишь, чтобы этим занимались не Церковь, не епархиальные структуры, а миряне, православные профессионалы, действующие в том самом «грязном мiру», но не по его волчьим законам, а по нашим традиционным нравственным нормам.

Друзья, братья и сестры! Хватит требовать поддержки от Церкви, настало время нам поддержать ее. Пусть она молится о нас, а мы пойдем проповедовать православные духовные и культурные ценности не словом - оставим его священнослужителям, а делом. Если вас заинтересовали идеи игр, предложенные в этом материале, реализуйте их, внесите свою лепту в возрождение православной культуры. Предлагайте свои проекты и воплощайте их в жизнь. Тогда, Бог даст, наступит день, когда нам не придется с грустным видом подсчитывать проценты учеников, выбравших для изучения ОПК, не придется полемизировать на тему «как сделать богослужение понятным». Потому что наша вера, наша культура, наши традиции будут понятны всем жителям России без исключения.

P.S. В следующей статье я надеюсь продолжить эту тему и поделиться с читателями некоторыми идеями православного интернет-бизнеса.

Галина Пырх, редактор Новосибирского епархиального издательства в 2005-2011-х годах

 

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

43. Ответ на 42., Иван:

сейчас разговор как раз подошел близко к теме

Хочу лишь заметить, что свернул он с темы Вашими усилиями (мой комм.11 в рамках темы, это Вас на Кураева снесло), а вернулся моими. Алине. Удаляюсь. Простите.
С. Швецов / 31.05.2012, 07:04

42. 40. Алина

Уважаемая Алина, сейчас разговор как раз подошел близко к теме. А что он идет в такой оскорбительной для сторон форме - так Вы же, наверное, давно на форуме, коль это уже третья часть Вашей статьи. И просто сравните мои комментарии и г-на Швецова. Мои комментарии только в отношении его персоны такие, я был корректен даже с о. Николаем Савченко, а это нелегко, поверьте. Ну а тут - по иному человек не хочет, да уже и не может. И если Вы напишите еще одну часть, все будет так же. Я хотел бы Вам объяснить свою позицию, почему нельзя выпускать кукол-священников, но Вы просите прекратить, а если я напишу, Швецов начнет новый виток "гонки вооружений". Так что объясню ее уже в новой Вашей статье.
Иван / 30.05.2012, 18:34

41. Ответ на 39., С. Швецов:

И снова Вы перепутали русские традиции с православными.

Это Вы, как всегда перепутали - а я процитировал священника, на которого ВЫ сами сослались. Песня про путаницу "религиозных и национальных" традиций - Ваша постоянная и ЕДИНСТВЕННАЯ. Впрочем, еще в дело и не в дело - про язычество и оккультизм. //Ну, это уже сдвиг.// Не у меня.
Иван / 30.05.2012, 18:23

40. Еще одно обращение к Швецову и Ивану

Точнее, просьба. Прошу вас прекратить оставлять здесь комментарии и вообще закрыть эту тему. Что касается кукол-священников и прочего, предложенного мной в этой статье, то, не дождавшись НОРМАЛЬНОГО обсуждения, я решила продолжить эту тему и пояснить, с чего мне вообще взбрело в голову предлагать подобное. Конечно, по хорошему так надо было сначала подготовить аудиторию, а уж потом предлагать, но да что уж теперь... Поторопилась, признаю. Так что давайте прекратим здесь данную неудачную дискуссию. Надеюсь, в следующий раз комментарии будут по теме статьи.
Алина / 30.05.2012, 05:44

39. Ответ на 38., Иван:

И снова Вы перепутали русские традиции с православными. Национальное с религиозным. Когда-то и православие было не в русских традициях. Так сувенирную - можно? Ну, это уже сдвиг.
С. Швецов / 29.05.2012, 21:56

38. 36. С. Швецов

p.s. Кстати о критской кукле..ну, Швецов...оскорбленный наш. Во-первых, это сувенирная кукла, а не наглядное пособие. Во-вторых, подпись священника (нашего!) под ней: "Сувенирная кукла… священника в рясе и с крестом. Подобные сувениры не в русской традиции и русских коробят." Опять Ваш "прецедент".
Иван / 29.05.2012, 21:04

37. Ответ на 36., С. Швецов:

Ну что ж, еще раз прошу прощенья у автора и в..не знаю, который раз //В дни отрочества Афанасия..подробно распросив детей// т.е. дети сами играли, а не взрослые учили их играть в Церковь с использованием наглядных пособий. Единственный адекватный вопрос Вы было задали "а в чем разница?", но просветление было недолгим. Поскольку автор недоволен (и я ее полностью понимаю), то на него, как на на все остальное, отвечу в другом месте. Причем, не сомневаюсь, что в это место, где бы оно ни было, Вы придете за мной сами.
Иван / 29.05.2012, 20:03

36. Ответ на 33., Иван:

///даже отказался разбираеть швецовские парадоксы/// Никаких парадоксов не было. ///просто вдалбливал г-ну Швецову мое мнение о Вашем проекте. которое он пытался подменить/// Ваше первоначальное и последующее мнение - "игра в церковь недопустима". Это мнение неверное, что я и показал своим примером из жития св.Афанасия, который играл в Церковь, а св.Александр не только не воспретил этого, но и фактически поощрил. Оскорбления, из которых во всем остальном состоит Ваша реплика, удаются Вам, конечно, лучше всего. Я их ценю, со всем соглашаюсь и пропускаю. Теперь о куклах-священниках. Знаете, Ваня, православные острова Крит считают иначе, чем Вы. Они, конечно, погрязли в кощунстве, и по части духовности им до Вас, как до Луны пешком. http://clck.ru/19WU7
С. Швецов / 29.05.2012, 19:32

35. 31. С. Швецов: "наконец-то, хоть до кого-то дошло, что нас никогда не видели вместе"

5+++!!! :)
Александр Бутов / 29.05.2012, 19:23

34. 31. С. Швецов

См. мой ответ Алине.
Иван / 29.05.2012, 15:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Анатольевна Пырх
Мигранты и их дети
Свои среди своих, чужие среди нас…
02.04.2024
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Кто стоит за беспределом?
История мытарств многодетной матери вышла на новый виток
09.08.2023
Все статьи Галина Анатольевна Пырх
Церковнославянский язык
Об историческом русском правописании
Литературный язык мог бы иметь два варианта правописания – современный, очищенный от иноземных заимствований и исторический
16.10.2023
Влюбленный в церковнославянский язык
Памяти Анатолия Алексеевича Матвеева
16.08.2023
Все статьи темы
Семья
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Формула семьи: Скачковы
«Господь помогает нам руками других людей»
20.11.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Все статьи темы
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06