Часть 1. «Женское» Православие
Часть 2. Дракон в шапке Санта Клауса
В последнее время, как известно, церковнославянский язык часто (слишком часто!) подвергается нападкам за «сложность», «скучность» и даже «ненужность». Следствием этого являются призывы (опять же - особенно участившиеся в последнее время) сделать языком богослужений русский язык - якобы для того, чтобы народ, приходя в храм, всегда знал, «о чем там поется и говорится». Несостоятельность таких предложений очевидна, и многие уважаемые священнослужители высказались по этому поводу, я не стану здесь повторять их аргументы. Моя цель иная - попытаться, со своей стороны, ответить на вопрос: что надо сделать для того, чтобы церковнославянский язык не воспринимался как «чужой» и «ненужный».
Одно время мы с главным редактором издательства Новосибирской епархии протоиереем Александром Матруком много размышляли на эту тему. Появилась идея создать детские игры для приходских школ по изучению церковнославянского языка, шли даже переговоры с дизайнерами, и они были согласны серьезно заняться этой темой. Но, к сожалению, огромная занятость и недостаток времени помешали нам претворить свои задумки в жизнь. К тому же обнаружились и другие, связанные с этими планами, проблемы. Но о них я расскажу чуть позднее.
Итак, что же мы предлагали?
Начну с самого начала. Для того, чтобы церковнославянский язык стал родным - безо всяких кавычек, - необходимо его изучение с детства. До революции так и было: отрок, то есть семилетний ребенок, начинал его изучение по Часослову и Псалтири. Об этом говорит в своей статье «Как выучить церковнославянский язык», опубликованной на сайте «Русская народная линия» 24 марта этого года, Сергей Анатольевич Наумов, кандидат филологических наук, координатор круглого стола по этой теме в рамках VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры».
Но сегодня, на мой взгляд, такое невозможно. Во-первых, потому, что нынешние дети созревают раньше и к этому возрасту уже оказываются под мощнейшим негативным воздействием телевидения, интернета, компьютерных игр, что отрицательно сказывается на их духовном воспитании - даже если они вместе с родителями посещают воскресные богослужения и занятия в приходской школе.
Во-вторых, современные родители в большинстве своем сами не знают ни церковнославянский язык, ни основы православной веры; им самим нередко непонятен язык богослужений - отсюда и требования сделать его «доступным для понимания».
Следовательно, выход может быть в том, чтобы у родителей была возможность изучить церковнославянский язык вместе со своими детьми. А уже потом, получив возможность прочитать на нем Псалтирь, Часослов, обучать по ним детей и объяснять им написание трудных слов (естественно, смысл псалмов и других религиозных текстов должны объяснять священник или учитель приходской школы).
Далее, как лучше и легче всего изучить что-то новое, особенно ребенку? Конечно же, через игру. Здесь, как мне кажется, нужно идти постепенно, от простого к сложному, но при этом сверхзадачей должно быть создание устойчивого представления о церковнославянском не как об обычном языке, а как о языке церковном, языке общения с Богом. То есть игра - да, но вместе с этим и формирование иного отношения к слову, осознание его силы и - красоты, многозначности, то есть формирование у детей другой, более совершенной языковой культуры, нежели формирует сейчас школа и, тем более, интернет. Каким образом можно этого добиться?
Приведу пример. Вспомним, как мы учили буквы. Родители покупали нам кубики, на сторонах которых было по два изображения - самой буквы и предмета, на нее начинающегося. Мы играли, строили из них домики, и так, незаметно, запоминался образ буквы. Но церковнославянская азбука - необычная, она с самого начала должна внушать уважение, быть «не такой», как светская.
Предлагаю несколько вариантов игр для детей 4-6 лет:
КОНСТРУКТОР
1.Деревянные, но лучше пластиковые детали (есть такой мягкий пластик, используется в детских конструкторах) небольшой толщины (около 1 см), которые в собранном виде представляют собой храм - однокупольный или с несколькими куполами. Соединение деталей может быть шиповое или крестообразное.
На каждой детали с лицевой стороны имеется изображение буквы. Конечно, лучше всего, если буква будет соответствовать названию детали. Например,
Крест, Купол - К
Звонница - З
Алтарь - А
Придел - П и т.д.
Главное, чтобы дети не только строили храм, но и запоминали, как, на какую букву начинается та или иная деталь. Для этого к конструктору должна быть приложена инструкция (потому я и говорила о том, что такое изучение церковнославянского языка должно быть совместным - родителей и детей). И не нужно бояться, что в этом конструкторе не будут представлены все буквы. Наоборот, это будет стимулом для родителей приобрести еще конструкторы, чтобы азбука была полной, тем более, если ребенку понравится такое строительство, и он будет ожидать следующей покупки. Естественно, для этого нужно разработать конструкторы разных видов и разных размеров.
2. Наверное, всем понятно, что, если мы создаем конструктор здания храма, то, тем более, должны создать и его интерьер - по тому же принципу. Это непременно должен быть отдельный конструктор, ориентированный на то, чтобы ребенок его складывал «с изнанки». Так же должны быть изображения букв, так же должна быть инструкция. Вопрос о том, стоит ли в детском конструкторе полностью воспроизводить интерьер алтаря и устраивать Престол, оставляю на усмотрение тех, кто будет обсуждать этот проект.
Что касается подбора понятий, то они, естественно, не должны быть сложными, лучше, если ребенок всегда сможет их увидеть в храме. Даже можно будет специально дать ему задание - узнать в настоящем храме те детали здания и интерьера, из которых он собирал конструктор церкви, и назвать их.
Повторюсь - мои предложения касаются только создания игр по изучению церковнославянского языка. Что касается воспитательной работы по приобщению детей к православной культуре - это уже прерогатива педагогов воскресной школы, богословов, священников.
Кстати, у меня, попутно, есть еще одно предложение. Возможно, оно многим покажется неожиданным и спорным, но все же прошу обсудить вот такой момент.
Ребенок принимает, делает что-то «своим» через подражание. Малыш не может понять смысла богослужения, он не понимает, что поют священники, ему все кажется чужим, тем более, что ему просто не видно, что происходит - взрослые люди заслоняют все собой. Поэтому надо «приблизить» к нему, «сделать понятным», по возможности, хотя бы внешнюю сторону происходящего. Каким же образом?
Одного только конструктора, естественно, мало. Необходимо, чтобы дети имели возможность подробно рассмотреть детали храмового интерьера, «принять их в игру» - ведь, повторюсь, ребенок лучше познает мир через игры, значит, и «в церковь», как это ни непривычно звучит, он должен поиграть, чтобы в настоящем храме не чувствовать себя неуютно. А для этого, на мой взгляд, нужны и игрушечные кадила, и колокола, и подсвечники с игрушечными свечами (об игрушечных иконостасах я не говорю, это уже кощунство). Добавлю, что такие мысли возникли у меня не на пустом месте. Мне рассказывали об одном священнике, который таким образом, точнее, - в том числе и таким образом - приобщал своего маленького сына к церковной жизни. Сейчас мальчик уже большой, прислуживает в алтаре, жизнь церкви, в которой служит его отец, стала его жизнью, он принял ее всей душой. И этот пример, говорят, не единичен.
Конечно, создавая игровое пространство, необходимо четко сознавать границы дозволенного. Но, как мне кажется, должна быть и кукла-священнослужитель. Естественно, не такая кукла, которую можно таскать за волосы, «ставить в угол» и «кормить» с ложечки. Но - должна быть, как ключевая фигура в том, игрушечном храме. Да и родителям (тем более, учителям воскресной школы) проще объяснить детям ход богослужения, если у них будет не только модель храма, но и фигуры тех, кто его проводит - священников, диаконов, пономарей, клира. Какими же они должны быть?
Опять же, напомню, что главная цель игры - не развлечение, а просвещение ребенка, воспитание в нем понимания того, что церковь - это дом Божий. Следовательно, обычными они быть не должны - никаких литых пластмассовых объемных фигурок, никаких ярких, «аляповатых» цветов одежды.
В моем детстве, помню, была одна интересная игра. На крестовидную подставку устанавливалась вырезанная из твердого картона кукла с магнитом в груди. К ней прилагались листы менее плотного картона с изображением разной одежды, к обратной стороне которой нужно было приклеить металлический кружок. Обратите внимание, что игра в самом начале также предполагала участие родителей, в частности, матери, ведь надо было вырезать изображение, наклеить кружок - маленькой девочке это было не по силам.
Так вот, я предлагаю сделать куклу-священнослужителя по тому же принципу. Это должно быть изображение мужчины в подряснике (попутно детям объясняется, что такое подрясник), которое можно было бы укрепить на подставке. Оно должно быть статичным, чтобы его нельзя было просто так трясти, толкать, но чтобы оно могло прочно стоять, допустим, на амвоне уже собранной модели храма. На прилагаемых листах - изображения одеяний священника, диакона, пономаря. Причем нескольких видов: голубые, зеленые, золотые, белые, черные - чтобы объяснять, что, к примеру, в Богородичные праздники одеяние должно быть голубым, на Пасху - красным и т.д.И, опять же, подробная инструкция с написанием по-русски и по-церковнославянски деталей одежды: что такое, допустим, поручи, орарь, епитрахиль, набедренник и т.д.Можно также объяснить, зачем они нужны и что означают.
Таким образом, на мой взгляд, решаются две задачи: во-первых, просвещение ребенка, во-вторых, неназойливое приучение к тому, что все, имеющее отношение к церкви, должно быть написано на церковнославянском языке. То есть ребенок привыкает к образу церковнославянских букв, для него этот язык становится естественным и привычным. Кстати, именно так учат детей английскому языку.
Но вернемся к играм, непосредственно направленным на изучение языка богослужений.
Для детей от 5 лет и старше возможно создание лото, соответствующих возрасту детей, то есть отдельно лото для дошколят и детей младшего школьного возраста, а также мозаики,различных наборов паззлов.
ЛОТО
Наверное, нет надобности объяснять, что такое лото само по себе - вряд ли кто-нибудь не играл в него в детстве. Сложность лото церковнославянского заключается в подборе понятий на соответствующую букву и правильном выборе шрифта. Здесь, как мне кажется, необходимо ориентироваться на его удобочитаемость, зрительную запоминаемость и, что немаловажно, на красоту букв. Правда, возникает вопрос: нужно ли включать в лото изображения цифр или нужно сделать отдельное лото, цифровое. Но это детали.
Так или иначе, оно должно состоять из нескольких карточек с изображениями соответствующих букв и предметов и таких же отдельных картонных (хотя, конечно, лучше пластмассовых - они долговечнее) элементов.
Главное, чтобы ребенок смог вначале с помощью взрослого, а потом и самостоятельно сложить из карточек какие-нибудь слова. Для этого, естественно, необходимо, чтобы в наборе лото присутствовали изображения титлов.
Для детей младшего школьного возраста, которые уже изучили буквы церковнославянской азбуки, целесообразно писать под изображением само понятие.
МОЗАИКА
В наших магазинах сегодня полно наборов мозаики разных видов, в том числе и для изучения иностранного (английского) языка. Поэтому нет необходимости изобретать велосипед, ведь то, что используется для изучения чужого языка, тем более с успехом можно применить для изучения родного церковнославянского. Было бы желание у предпринимателей воплотить этот и им подобные проекты в жизнь.
В настоящее время буквенная мозаика выпускается нескольких видов:
1. Элементы разного цвета с изображенными на них буквами. Как вариант подобной мозаики - общеизвестная игра «Эрудит», но это уже для детей более старшего возраста. Впрочем, думается, что и взрослые бы не отказались от подобного «церковнославянского эрудита».
2. Фишки в виде букв, также разноцветные, которые вставляются в пазы платы. При желании, из них можно составлять не одно слово, а целую фразу.
3. Магнитная мозаика - металлические элементы, которые собираются на магнитной доске (или наоборот). К слову, для такой мозаики прекрасно подошел бы материал, из которого нынче повсеместно делают магнитики на холодильник - достаточно прочный и долговечный.
НАБОРЫ ПАЗЗЛОВ
За последние годы складывание различных картинок из паззлов стало любимым занятием многих детей. И здесь, по моему убеждению, открываются самые большие возможности для изучения церковнославянского языка. Каким же образом? Приведу несколько примеров развивающих и дидактических игр, основанных на складывании паззлов, почерпнутых мной опять же из игр по изучению английского языка.
1.Детям 5-7 лет, для использования на уроках в воскресной школе.
Набор включает в себя 20 (можно больше) картонных карточек, которые, в свою очередь, состоят из 2-х элементов, соединенных как паззлы (на одном из них имеется вырез, соответствующий выступу на другом). На 1-м элементе изображение буквы и название предмета или понятия на эту букву. На 2-м - изображение самого предмета или понятия.
А)Стопка элементов 2-го типа поочередно кладется перед детьми. Ребенок берет элемент и называет букву (Аз, Буки, Веди, Глаголь и т.д.), на которую начинается изображенный предмет или понятие. Если он ошибется, стопка элементов переходит к следующему. Количество правильных ответов записывается. Выиграет тот, кто наберет большее число очков.
Б)Учитель кладет перед собой элементы 1-го типа (изображения букв), а элементы 2-го типа раздает детям поровну. Поочередно поднимает свои элементы и просит детей назвать букву и прочитать написанное под ней слово. Отвечает тот, у кого есть элемент 2-го типа с соответствующим изображением. После правильного ответа оба элемента соединяются в карточку. Если ответ неправильный, учитель кладет свой элемент вниз стопки. Выигрывает тот, кто первым соберет свои карточки.
Возможны и другие варианты игры, для дома.
2. Для детей младшего и старшего школьного возраста.
Складывание картины с одновременным изучением церковнославянского языка.
Набор паззлов, на обратной стороне каждого элемента - определенная буква или титло. Смысл игры - собрать одновременно картину на лицевой стороне и какую-либо фразу (высказывание Святых отцов или текст псалма и т.п.) на оборотной стороне. Естественно, можно высказывание сделать главным, то есть создать красивую картинку с византийским узором, ярким фоном и т.д. К набору должна прилагаться инструкция.
Вы думаете, что на этом возможности игрового приобщения современных детей к церковнославянскому языку и православной культуре заканчиваются? Ничего подобного! Диапазон приложения сил здесь поистине безграничен. Ведь, кроме складывания чего бы то ни было, детей интересуют и другие игры. Например, огромная популярность у так называемых игр-«бродилок». Причем сюжетом такой игры может стать любое значимое событие в истории русского Православия, от путешествия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия до походов святых равноапостольных князей Владимира и Александра Невского, знаменитого Куликовского сражения и т.д.
***
Меня могут спросить: почему я публикую эти проекты вместо того, чтобы самостоятельно воплощать их в жизнь на территории Новосибирской митрополии?
Да, у меня имеются (теоретически) для этого все возможности, тем более, что в настоящее время я занимаюсь организацией собственного издательства. Но, во-первых, не хочется впадать в «местечковость». По большому счету, не так важно, кто и где сможет реализовать идеи создания православных игр. Главное, чтобы они были реализованы. Во-вторых, есть еще и чисто экономические причины.В-третьих, по моему убеждению, чем больше людей займется этим делом, тем лучше.
Конечно, не будем наивными, всем понятно, что одними играми проблему «отчужденности» современных людей от церковнославянского языка не решить. Проблема эта и намного шире, и глубже. И тут мы опять возвращаемся к теме православной культуры в ее, так сказать, народном аспекте.
Позвольте задать вопрос: что конкретно было сделано за все годы непрекращающейся борьбы с противниками введения в школы ОПК для ее действительно широкой пропаганды среди детей и взрослых? Я говорю не про научные конференции, не про баталии в СМИ, даже не про подписание многочисленных неработающих соглашений с министерством и департаментами образования. В данном случае я имею в виду так называемую прозу жизни: продвижение традиционной русской православной культуры «в массы» с помощью определенной группы товаров. Так вот, в этом направлении почти ничего сделано не было.
Нет, конечно, кое-что делалось - выпускались православные книги, аудио-диски, фильмы, но вот беда: до «широких слоев населения страны» это, как правило, не доходило и не доходит. Потому что «потребляется», в основном, только «своими», воцерковленными или начинающимися воцерковляться. Есть такое понятие - «нишевание». Мы прочно заняли «православную нишу» и работаем строго внутри нее. Но как же все остальные люди, светские, но не менее, а, может, и более нас нуждающиеся в книгах, аудио-дисках и фильмах, созданных в лучших традициях православной культуры? Они остаются «за скобками».
А мы потом удивляемся злобным и невежественным комментариям к антицерковным выпадам. Удивляемся, что люди причиной того, что они не ходят в храм, называют «непонятный язык богослужения». Хотя, к примеру, ради того, чтобы пользоваться компьютером, английский - чужой, еще более непонятный язык, изучили без разговоров. Но он им нужен, востребован, а церковнославянский - нет.
Я часто слышу и читаю рассуждения о том, что мы, православные, мол, «не от мiра сего», что Церковь Христова всегда была гонима... Не всегда. Почти тысячу лет русские ассоциировали себя с Православием, оно вошло в нашу душу, было частью жизни всего народа.
Одна маленькая деталь: с 90-х годов вновь приобрели большое значение баптистерии, и при строительстве новых храмов, если есть возможность, сразу сооружают в крестильне купель, в которой может поместиться один или даже несколько взрослых людей. Но в старых-то храмах этого не было! А почему? Потому что каждого младенца крестили на сороковой день от рождения, то есть практически все русские были крещеными.
Крестины, венчание, отпевание близких - это были естественные события народной жизни, эта была та часть православной культуры, которая находилась в области подсознания. Достоевский писал книги, которые продавались не в церковных лавках, а в светских книжных магазинах, и понятны они были всем без исключения, и христосовались в пасхальные дни все - знакомые и незнакомые, родственники и соседи, и «яблочный» Спас отмечали всей Россией, и мясом в Великий пост на базаре не торговали, потому что постились все, и это было естественно и обыденно... В этом смысле не было никакого разделения на верующих и неверующих, православных и светских. Все было общим, и культура была общая.
А сейчас мы, православные миряне (не все, конечно, но многие), сами отделяем себя от остальных, светских, людей. Есть«наша культура», чистая, а есть - их «чужие»«грязные» СМИ, телевидение, компьютерные игры, «их» ток-шоу, эстрада... Один народ, а народных культур - две. И вторые ничего не знают о первой. Не знают не только о церковнославянском языке, его непреходящей духовной и культурной ценности для нас, русских, но и о том, что это вообще такое - традиционная русская православная культура. Не потому не знают, что не хотят, что она, действительно, им чужая, а потому, что современная православная культура умозрительна.
Она заключается,в основном, в православных беседах, конференциях, в попытках ввести в школы изучение ОПК. Она не стала естественной средой обитания, воздухом, которым дышишь и не замечаешь его.Почему же так происходит?
Рискну высказать свое личное мнение по этому поводу.
Когда в конце 80-х - начале 90-х годов Церковь начала подниматься, к ней со всех сторон устремились мирские люди, ищущие Бога. Они сделали огромное дело: возродили храмы, монастыри. Они создали православные братства, действующие под эгидой своих епархий. Они крепко сгруппировались вокруг Церкви как не только религиозной, но и общественной организации, и сказали: «Веди нас, руководи нами!» И Церковь повела, стала осуществлять различные социальные проекты и заниматься делами, ей, в сущности, не свойственными. В итоге, сами того не желая, мы превратили и продолжаем своими «благими намерениями» превращать Церковь в некую «квази-православно-христианскую» партию, а Святейшего Патриарха - в подобие ее «генерального секретаря». В таком случае стоит ли удивляться отношению к нему малоцерковных и вовсе не верующих людей не как к Предстоятелю Русской Православной Церкви, церковному иерарху, который совершает, в первую очередь, молитвенное служение Богу, а как к обычному «публичному человеку», политику! Стоит ли тогда удивляться и тому, что введение Основ православной культуры воспринимается нашими «оппонентами» не как просвещение детей о их духовных традициях, а как навязывание им знаний о «генеральной линии партии».
Это мы своим излишним рвением довели ситуацию до абсурда, это мы, «сжимая» Церковь в своих «удушающих объятьях», мешаем ей проповедовать Слово Божие так, как было сказано: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). Пора, нам, наконец, разжать «объятья» и начать действовать самим - по благословению, но самостоятельно.
При всем своем неприятии скандально известного форсайт-проекта «Детство 2030», я не могу не отметить продуманность его авторами шагов по продвижению к нужным им целям - изменению сознания наших детей в сторону, так сказать, «креативной либерализации западного толка». Они-то прекрасно помнят слова известного русского педагога Сухомлинского: «Сегодня - дети, завтра - народ». И действуют - неотступно, непрерывно, по всем фронтам. Среди их мишеней не только семья, но и градостроительство, здравоохранение, культура и творчество, бизнес детских товаров. А что же мы, православные? Почему мы не действуем по тем же направлениям, реализуя свои цели? Продвигая свою, русскую культуру и свои православные ценности? Мы только говорим, рассуждаем, полемизируем...
Но жизнь состоит не только из разговоров, она состоит из огромного количества бытовых мелочей. И вот этих-то мелочей у нас и нет. Казалось бы, что может быть естественнее - сформировать среду обитания, которая бы постоянно ненавязчиво напоминала... нет, не о Боге, это само собой, и не стоит использовать церковные символы всуе, - о традиционной русской православной культуре. Это ведь не только храмы, не только картины Васнецова, Нестерова, Корина. Ее не надо лишь изучать, как нечто чуждое и незнакомое нам, она должна быть разлита везде - в изображениях на поздравительных открытках, в цитатах классиков русской литературы на обложках тетрадей, в светлых личиках наших традиционных пупсов, которых девочки могут запеленать, прижать к груди так, как издревле мать прижимала к груди ребенка...
Русская православная культура должна одержать победу над навязываемыми нам культурными суррогатами в разных областях жизни - от искусства до бизнеса, пора уже от обороны, от постоянной сдачи позиций неприятелю переходить к наступлению.
Но для этогонужно, как это ни парадоксально, чтобы за дело взялись светские люди. Да-да, те самые, которые, может, и в храме-то не бывают или бывают два раза в год - на Рождество и Пасху, но при этом причисляют себя к православным. А таких в России, как известно, большинство.
Надо, чтобы их производства, фирмы, ООО и ЗАО были заняты реализацией православных проектов. На их мощностях, их усилиями должны выпускаться товары, которые бы показали большинству населения России, что оно живет не на территории огромного склада второсортной китайской продукции, а в стране со своими богатейшими культурными традициями. Думаете, бизнесмены не согласятся? А это как сказать. Если убедить их, что у них будет мощный рынок сбыта - согласятся. И деньги найдутся. Даже без государственной поддержки. Надо лишь, чтобы этим занимались не Церковь, не епархиальные структуры, а миряне, православные профессионалы, действующие в том самом «грязном мiру», но не по его волчьим законам, а по нашим традиционным нравственным нормам.
Друзья, братья и сестры! Хватит требовать поддержки от Церкви, настало время нам поддержать ее. Пусть она молится о нас, а мы пойдем проповедовать православные духовные и культурные ценности не словом - оставим его священнослужителям, а делом. Если вас заинтересовали идеи игр, предложенные в этом материале, реализуйте их, внесите свою лепту в возрождение православной культуры. Предлагайте свои проекты и воплощайте их в жизнь. Тогда, Бог даст, наступит день, когда нам не придется с грустным видом подсчитывать проценты учеников, выбравших для изучения ОПК, не придется полемизировать на тему «как сделать богослужение понятным». Потому что наша вера, наша культура, наши традиции будут понятны всем жителям России без исключения.
P.S. В следующей статье я надеюсь продолжить эту тему и поделиться с читателями некоторыми идеями православного интернет-бизнеса.
Галина Пырх, редактор Новосибирского епархиального издательства в 2005-2011-х годах
(Продолжение следует)
43. Ответ на 42., Иван:
42. 40. Алина
41. Ответ на 39., С. Швецов:
40. Еще одно обращение к Швецову и Ивану
39. Ответ на 38., Иван:
38. 36. С. Швецов
37. Ответ на 36., С. Швецов:
36. Ответ на 33., Иван:
35. 31. С. Швецов: "наконец-то, хоть до кого-то дошло, что нас никогда не видели вместе"
34. 31. С. Швецов