Православная культура – культура православных: взгляд изнутри

Часть 2. Дракон в шапке Санта Клауса

Семья  Основы православной культуры 
0
772
Время на чтение 11 минут

Часть I «Женское» Православие

Есть в Бердске (городе-спутнике Новосибирска) православная гимназия, где уже около 10 лет преподают Основы православной культуры. Я была там в прошлом году во время визита в гимназию нашего Владыки, архиепископа (ныне митрополита) Тихона.

Знаете, что произвело на меня самое сильное впечатление? Нет, не иконы в каждом классе, а лица – лица педагогов и ребят. Я долго не могла сформулировать, что в них было такого – ни особенной благовоспитанностью, ни выдающейся красотой, ни, тем более, каким-то сверхвысоким интеллектом они не сияли. Тогда что? Много позже я поняла: они были нормальными! То есть самыми обычными лицами детей и взрослых. И преподаватели, и гимназисты хорошо знали, что есть добро и что есть зло, что такое хорошо и что такое плохо и поступали в соответствии с обычными, традиционными русскими православными нормами, правилами человеческого поведения. В наше время это – редкость.

Мы, делегация Новосибирской епархии, посетили несколько классов, и младших, и старших, и нигде, ни на одном лице я не увидела грубой печати раннего взросления, приобщенности к грязным «тайнам» современной взрослой жизни, что свойственно ныне большинству учеников общеобразовательных школ города. Если даже они об этих «тайнах» и знали, то, благодаря православному воспитанию, обладали стойким иммунитетом ко всей этой духовной «заразе».

***

В нашей епархии (теперь митрополии) существует давняя традиция: летом на корабле «Святой апостол Андрей Первозванный» наши миссионеры посещают отдаленные села в низовьях Оби, а осенью в поездку по районам Новосибирской области отправляется поезд «За духовное возрождение России»; в последние годы туда, где нет железной дороги, идет одноименный миссионерский автопоезд.

Просматривая «по долгу службы» сотни фотографий, привезенных из этих поездок, я всегда поражалась тому, насколько чистые глаза у ребятишек в глубинке! Бытует мнение о повальном пьянстве, о нищете сельчан, об их вымирании, и, казалось бы, не чистота, а дегенерация должна отражаться во взорах. Но нет, несмотря на все трудности, в них бьется огонек живой жизни души.

15 февраля в Новосибирске прошло награждение победителей Регионального этапа Всероссийского конкурса культурологических, образовательных, социально-просветительских, информационно-медийных проектов «Семья – основа государства», инициаторами которого на российском уровне было АНО «Семья России», а на региональном – Новосибирское отделение общественного движения «Всероссийское родительское собрание», НРОО «Ассоциация православных родителей» вкупе с Новосибирской областной юношеской библиотекой.

На конкурс было прислано более полутора сотен работ, причем многие приходили уже тогда, когда официально прием проектов был прекращен. Каждый из членов жюри делал себе пометки на память, записывая то, что его более всего привлекло или, наоборот, оттолкнуло в работах.

Было несколько номинаций конкурса, в том числе образовательная и социально-культурологическая. Я просмотрела 58 работ первой номинации, абсолютное большинство которых было как раз из сельских районов Новосибирской области, и несколько работ из второй, и сделала свои выводы.

Во-первых, что бы ни говорили столичные и прочие журналисты, никогда не бывавшие дальше 100 км от родного города, несмотря ни на что, глубинка жива. Причем не просто жива, не просто сохраняет волю к жизни – она стремится эту жизнь улучшить; люди не только не теряют человеческого облика – они, наоборот, более нравственны, более культурны, чем жители областного центра. Самые проникновенные работы были именно из районов. Как вам, например, сценарий конкурса бабушек, или соревнования между отцами – не разовых мероприятий, а составных частей повседневной деятельности сельских учителей? Педагоги (дай Бог им доброго здоровья!) прислали на конкурс подробнейшие методические разработки, свидетельствующие о годах (!) напряженной работы по семейной тематике. И, главное, я обратила внимание, что занимались этим не только те, кто уже имеет большой стаж работы, но и совсем молодые, только-только вступающие на учительскую стезю.

Во-вторых, еще раз отмечу: дети в селах более нравственны, чем их городские ровесники. Они «не ушиблены» компьютером и компьютерными играми так, как горожане. И, опять же, они умеют отличать добро от зла. Но…

А вот теперь о том, что меня задело или, как сейчас говорят, «напрягло».

Из 58 работ в образовательной номинации НИ В ОДНОЙ я не встретила даже упоминания о русских традициях семейного воспитания. Ни один из участников конкурса не назвал имен Ушинского, Сухомлинского, Макаренко. Только в одной работе промелькнуло что-то о методе Шаталова, но это уже, как говорится, из другой оперы. Зато ссылок на американских, английских, французских педагогов было полно. Китайскую притчу о воспитании, слово в слово переписанную, я встретила в десятке проектов. Короче, был полный интернационал – представлены самые разные педагогические традиции, включая казахскую (из одного села, где проживают, в основном, казахи) и татарскую(от педагога-татарина – учителя русского языка и литературы, закончившего, к тому же, мусульманское духовное училище, чтобы служить в сельской мечети). Но только не русские. Словно и не существовало у нас никогда своих особенностей воспитания детей, создания новой семьи, отношения к старшему поколению…

Напомню,в конкурсе,в основном,принимали участие опытные педагоги с тридцати- и более -летним стажем. Уж, казалось бы, им ли не знать о русской, российской школе педагогики! Ан нет. Выпало из памяти. Исчезло. Почему?

Конечно, самим учителям лучше знать причины этой странной «амнезии», у меня же есть своя версия.

На протяжении многих десятилетий именно русские жили вне своих традиций, поскольку наши традиции были православными, а Православие являлось главным врагом атеистического государства.

Православие ассоциируется с монархией настолько крепко, что, говоря об одном, невозможно обойти второе. Грузинские князья, так же, как и восточные падишахи, баи, шейхи, калифы были для нас, русских,абстракцией, героями сказок из «Тысячи и одной ночи», поэм Лермонтова «Мцыри», «Тамара», «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели и других художественных произведений. Слово «аллах» тоже, как правило, не вызывало особых эмоций, тем более, что большинство и не стремилось узнать основы мусульманства или изучить Коран.Поэтому кавказские и восточные народы могли жить в соответствии со своими древними традициями и почитать своих богов.

Это было не так «страшно», как если бы мы вдруг захотели, в рамках школьных уроков истории, изучать не только деятельность русских царей, которая, без привязки к православной культуре, зачастую выглядела странной и непонятной, но и само православное вероучение. И поняли бы глубинный смысл лозунга «Православие. Самодержавие. Народность». И стали бы задавать неудобные вопросы – себе или учителям…

Чтобы этого избежать, нас лишили традиций, национальной культуры, нас лишили возможности возвращения к себе. Ну, не совсем, конечно, лишили.Пушкина и того же Лермонтова, да и кое-что из Ушинского все же оставили. Гоголя и Достоевского школьники тоже «проходят». Да и языческие хороводы девушек в кокошниках всегда украшали любой концерт. Выражаясь современным языком, с помощью манипуляции сознанием нам внушили, что мы, действительно, предпочитаем этот, «скомпилированный» языческо-псевдонародный вариант традиций подлинному.

Но главное, даже эту суррогатную русскую народную культуру затем стали «разбавлять» чужими культурами, точнее, если придерживаться «кулинарных» ассоциаций, не культурами, а «ароматизаторами, идентичными натуральным». Где-то с 80-х годов в эту «бурду» добавили немного йоги, восточных единоборств, китайские гороскопы, в 90-х туда же в качестве приправы пошел американо-негритянский рэп, испанский мачо – как образец «настоящего мужчины». С начала 2000-х с лихвой «бухнули» настоянных на англо-американизмах «юзеров» и «геймеров», все это заправили новоявленным, выросшим в массовых количествах «офисным планктоном» с его космополитными замашками,а в последние годы еще «поперчили» французским опытом соблюдения прав детей. Если я что забыла, читатели, надеюсь, дополнят список «ингредиентов» получившейся «русской народной культуры». Русской, подчеркиваю, поскольку большинство иных народов, проживающих в России, все же сумело сохранить до сей поры свою, национальную, культуру и свои народные традиции, в том числе воспитания. Не без потерь, конечно, но все же…Мы – нет.

Моя знакомая рассказывала, что ее родственница, милейшая женщина, в прошлом – преподаватель эстетики, - каждый год поздравляет ее с Рождеством и Пасхой, всегда заказывает молебны о здравии всех родных, но при этом очень гордится дипломом профессионального (!) астролога и на Новый год обязательно составляет гороскопы близких людей на предстоящий год по восточному календарю. Она не видит никакого противоречия в том, что верит в силу звезд и символов китайского календаря так же, как в Силу Божию. И если бы она одна!

В предновогоднем номере рекламной газеты мне попалось на глаза иллюстрированное объявление, просто убившее наповал своей абсурдностью. При этом реакция тех, чье внимание я пыталась обратить на него, была на редкость единодушной. На меня смотрели недоуменно: «Ну и че такого?». А было изображено следующее: над текстом парил упитанный дракон в шапке Санта Клауса и шубе Деда Мороза (по сложившейся традиции, как известно, рождественского Санта Клауса изображают в полушубке с ремнем, а этот «символ года» подпоясан не был).Так вот, люди – обычные светские люди, все с высшим образованием, но не воцерковленные, коих у нас сегодня немало, - искренне не понимали, что меня так ужаснуло. Дикую смесь китайской, языческо-славянской и католическо-христианской традиций они посчитали абсолютно нормальной. Их понятие о «русской народной» культуре не входило в противоречие с этим «интернационально-религиозным» символом. Зато в него не было включено представление о Православии и православных традициях как единственно подлинно народных для большинства россиян. Впрочем, удивляться не приходится. Даже те, кому, казалось бы, «по статусу» положено формировать мировоззрение подрастающего поколения в русле родной культурной традиции, зачастую этого не делают.

В школе, где учится мой сын, перед Новым годом проводили конкурс новогодних поздравлений, и все стены были увешаны изображениями крылатого змея. Но никто из учителей не подсказал школьникам, что дракон на Руси искони считается символом зла, и недаром Змей Горыныч во всех русских сказках – побеждаемый отрицательный персонаж, потому что добро всегда торжествует над злом. Это мог быть хороший урок воспитания в национальной традиции, но китайский «гость» оказался крепче внедрен в сознание детей и взрослых, чем память о русской культуре, и потому победил он. Примечательно, что ни у кого при этом не возникло никаких ассоциаций с изображенным на российском гербе и монетах драконом, поверженным копьем святого Георгия Победоносца.

Сейчас идет Великий пост – но ни его смысл, ни его правила светских людей не интересуют. В лучшем случае он воспринимается ими как время обязательной «православной диеты», в худшем – непосильное бремя, «истязание организма неизвестно зачем». Зато с появившихся недавно на столбах объявлений о проведении семинара по «йоге питания» сорвали адреса и телефоны: интересно же! И, уверена, те, кто их взял и посетил семинар, будут строго соблюдать все предписанные ограничения в еде, свято уверенные в их пользе для себя.

Есть у нас очень популярный сайт, который так и называется: «Новосибирский городской сайт», или, коротко, НГС. При любом упоминании на нем, в любом контексте Православной Церкви тут же появляются комментарии, которые свидетельствуют о полном незнании не только сути православного вероучения, но и истории Русского Православия. И, главное, все, связанное с православной религией и культурой, воспринимается немалым числом комментаторов как что-то чужеродное, не имеющее лично к ним никакого отношения. При этом большинство позиционирует себя как русских людей.

Вот уже несколько лет в июне в городе проходит выставка-ярмарка «Артания», на которую съезжаются народные умельцы из разных городов России. В прошлом году было интересно посмотреть, к примеру, на изделия алтайских мастеров, выполненные в строгом соответствии с их традициями (хотя, к слову, многие из алтайцев – православные, крещеные еще святителем Макарием), армянских и якутских авторов. Все они носили яркий отпечаток национальной религиозной культуры. Не было только традиционных русских изделий. Хотя нет, были…

В последние годы у нас активизировалось некое языческое сообщество, которое пытается «возродить» культ поклонения «истинно славянскому божеству» Перуну – что особенно забавно в Сибири, где о нем и понятия-то никто никогда не имел, как и (до конца XVI века, если не ошибаюсь) о самих славянах. Так вот, языческие поделки были представлены во множестве –всякие обереги в виде лохматых домовят, хочунов и прочей нечисти. Разбирали их охотно.

К чему я все это пишу? Да к тому, что современное российское русское общество утратило способность своей национальной, религиозной и культурной идентификации – в отличие от большинства других народов, проживающих на территории нашей страны. Утратило – со всеми вытекающими из этого последствиями. Ведь засилье китайского ширпотреба и псевдоиндийских поделок не только портит эстетический вкус – оно подспудно еще и формирует абсолютно другую культурную и духовную среду. Причем если на попытки внедрить экуменизм в религиозную жизнь мы реагируем достаточно резко, то к смешению национальных традиций относимся спокойно. И получается то, что получается…

В нашем полуторамиллионном Новосибирске полно забегаловок типа «Дядя ДёнеР» (чисто узбекский проект), «Уйгурская кухня», в последнее время приобрели огромную популярность «суши-бары». В один из них я зашла: симпатичные девушки славянской внешности, одетые в белые кимоно, под латиноамериканские ритмы разносили по залу, интерьер которого был оформлен в западноевропейском стиле, японские кушанья. Кем ощущает себя здесь человек, к какой культуре пытается приобщиться? Или он воспринимает все это как образчик единой «мировой», то есть космополитичной культуры? А себя, соответственно, «гражданином мира»?Космополиту ведь одинаково безразличны и японские, и русские, и немецкие, и аргентинские традиции – не только кулинарные, но и любые другие. И любая духовность ему так же чужда, как, к примеру, Дон Жуану понятие искренней любви.

Наши дети, да и взрослые тоже, варятся в этом мутном вареве непонятно какой культуры и теряют представление о базовых ценностях, свойственных русскому народу.

Когда плохо на душе, что нужно делать: идти в храм и исповедоваться или купить оберег «от сглаза», или прочитать, что там написано в гороскопе про «свой» знак Зодиака? А если нет денег, нет работы? Сходить к какой-нибудь «потомственной мастерице» Дарье, которая «уберет невезение в жизни», купить пузатую жабу с монеткой в пасти – для «удачи в делах»или все же обратиться с искренней молитвой о помощи к Богу? Чаще всего, к сожалению, люди выбирают легкий путь – без покаяния и молитвенного труда. И не потому, что им лень или они законченные атеисты – просто от незнания того, что русский народ всегда, в любых ситуациях просил помощи, прежде всего, у Спасителя.

Да, школьники учат Пушкина. И читают в его сказках: «Королевич Елисей,/ Помолясь усердно Богу,/ Отправляется в дорогу…» или: «К ним народ навстречу валит,/ Хор церковный Бога славит…». Но кто из учителей, когда делал акцент на том, что это и есть подлинная русская народная культура?

Современные девочки-подростки подражают американским кинозвездам и отечественной «секс-знаменитости» Ксюше Собчак в поведении, манере говорить, в одежде. Они стремятся походить фигурой на известных заграничных «топ-моделей», не догадываясь, что все эти образы – «не нашего поля ягода». Нигде, ни в сказках, ни в песнях, ни в классической отечественной литературе никогда подобные образы возникнуть не могли.

Возможно, я не права, но мне кажется, что введение Основ православной культуры вызвало бы меньше негативных эмоций и явного и скрытого сопротивления, если бы разработчики учебника изначально назвали его «Основы традиционной российской культуры». Не «русской» - иначе наши неоязычники завопили бы, что традиционным на Руси было язычество, а не христианство, - а именно «российской», поскольку в России-то с самого начала ее существования традиционной была только православная культура. И тут уж никуда не денешься –остальные религиозные культуры (в том числе славянское язычество) традиционными для России как целого государства назвать нельзя. В таком случае было бы совершенно логичным признать и приоритет православной культуры над всеми другими, и право русского народа изучать ее как духовный фундамент своей истории. Тогда, вполне вероятно, то же светское большинство не рассматривало бы Православную Церковь как «институт, чуждый русскому духу», «насаждающий свои взгляды на жизнь бедным детям» (все цитаты в кавычках взяты из комментариев на уже упоминавшемся сайте НГС). И чужеземные драконы в шапках Санта Клауса не летали бы над нами столь безнаказанно, сея историческое беспамятство и духовный нигилизм.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Позиция

Преодолеть парадоксы мировоззрения 95% жителей республики Коми, считающих себя православными христианами, возможно только тогда когда наши слова и дела будут соответствовать друг другу. Большинство родителей для своих детей выбрали модуль светской этики. Причина разброса мнений родителей при выборе курса для своих детей и в том, что трудно осмыслить противоречивые названия некоторых курсов. Религия и культура, мало совместимые понятия. И разве может быть этика светской. Требуется серьезная дискуссия культурологов, филологов и богословов. На мой взгляд, «Основы русской цивилизационной культуры» – достойное для общественного признания, название учебного курса, отражающего все, в том числе этические, нравственные и религиозные смыслы жизни, и идеалы для подражания. Цивилизационные аспекты культуры описывал наш знаменитый зырянский земляк Питирим Сорокин.

2. Re: Православная культура – культура православных: взгляд изнутри

Картина понятная и предложение переименовать курс дельное. Хотя переменой названия, боюсь, ничего не решить. А на Рождественских чтениях казалось, что Новосибирск - один из оазисов православной культуры с хорошими православными гимназиями, приезжали оттуда педагоги, или, может, только из одной, из Академгородка, уже не помню точно, но впечатление осталось...

1. опыт сотрудничества с дипломницей

недавно мне довелось помогать студентке готовить диплом. "Тема сиротства в русской литературе". Разложили прочтение темы в дворянской лит-ре, демократической, "мещанской" и т.п. Разделили на литературу о детях и литературу о детях для детей и т.п. пока дожили до предзащиты, текст буквально растерзали. Сказки руководительница выкинула - т.к. ей не понравилось то, что в качестве награды за смиренное отношение к издевательствам мачехи в традиционных сказках преподносится счастливое замужество. А счастливое замужество не вписывается в ту идейную схему, которая внедряется нонешними идеологами. Чарскую и Лукашевич категорически заставили выкинуть. "Республику Шкид" отвоевали, а вот Макаренко спасти не удалось. Был вычеркнут полностью, хотя по логике мы выстраивали простую схему: литература сочувствия - стимулирование соучастия - вопросы практики. Вначале, разумеется, надеялись на чудо-запасы рефератов в сети, но там такая ахинея, что просто тошно. Т.е. если разборы отдельных произведений еще проскакивают в череде "кратких пересказов", написанных для дебилов, то чего-то системного и близко нет. Но дело не в этом, а в том, что же именно вымарывается нонешними идеологами.
Павел Тихомиров / 02.05.2012, 08:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Пырх
Мигранты и их дети
Свои среди своих, чужие среди нас…
02.04.2024
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Кто стоит за беспределом?
История мытарств многодетной матери вышла на новый виток
09.08.2023
Карательная психиатрия – новое оружие ювеналов
В Новосибирске продолжается измывательство над многодетной матерью
19.07.2023
Беспредел в законе
В Новосибирске в тюрьме умирает человек, и никому до этого нет дела
06.06.2023
Все статьи Галина Пырх
Семья
«Семья, как малая церковь, невозможна без собраний»
По мнению Виталия Милонова, именно шестидневная учебная неделя является косвенной причиной разводов
19.04.2024
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
Теряем здравый смысл...
Скульптурные игрушки в центре Кириллова
17.04.2024
«Реальные дела воспитывают "лучше всякой болтовни"»
Об идее создания в России министерства по молодёжной политике и воспитанию
12.04.2024
«Нужно найти для них новую семью»
О ситуации вокруг детей, найденных в подвале петербургского дома
12.04.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35