Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Еще раз об участи младенцев, умерших некрещеными

Протоиерей  Георгий  Городенцев, Русская народная линия

09.04.2012


Ответ диакону Владимиру Василику …

Прот.Георгий Городенцев

Мне пришлось написать уже несколько статей об участи младенцев, умерших некрещеными.  Если говорить об этом вкратце, то, по моему мнению, Православие учит, что души этих деток идут в ад, но не в место мучений, а на лоно Авраамово или место, подобное лону Авраамову, где нет мучений, но нет и полной райской радости. Интересно, что все эти статьи встречали ожесточенные нападки целого ряда лиц. В частности, это учение было подвергнуто критике на сайте «Православие в России», где мне пеняли, что, де, «протоиерей Георгий Городенцев забыл о том, что 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев - канонизированы Церковью». По-видимому, на этом сайте считают, что раз они канонизированы, то сразу после своей мученической смерти попали в рай. Этот же нелепый аргумент, свидетельствующий о полной догматической безграмотности его авторов, приводился и в полемике вокруг моих прошлых статей по этому вопросу на РНЛ. (См. «Об участи Вифлеемских младенцев»). 

Но как раз протоиерей Георгий ничего не забыл, а вот мои оппоненты, по-видимому, не знали, не знали, да забыли общеизвестное учение Православной Церкви о том, что все ветхозаветные праведники, в число которых входят и 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев, до искупления, содеянного Господом Иисусом Христом на Кресте, шли в ад, на лоно Авраамово. И лишь на третий день по искуплении, т.е. в Свое Воскресенье, Господь извел их из ада. И каждый желающий легко может убедиться в этом через несколько дней, на Пасху, посмотрев на каноническую икону Воскресения Христова, на которой Господь изображен изводящим из ада души этих праведников, среди которых находились и души Вифлеемских младенцев. Так что участь последних с удивительной точностью подтверждает как раз именно то мнение, что души не крещеных деток, подобно этим младенцем, идут в ад, на лоно Авраамово, а совсем не противоположное мнение моих оппонентов.

И что за странный аргумент, состоящий в том, что Вифлеемские младенцы, будучи не крещеными, канонизированы Церковью? Так ведь все ветхозаветные праведники, будучи не крещеными, ибо крещения тогда не было, - канонизированы Церковью. В том числе Адам и Ева (их память в Неделю святых праотец), и что с того? Повторяю, до Воскресения Христова души всех ветхозаветных праведников пребывали в аду, на лоне Авраамовом. А Адама и Еву Господь изводит из ада первыми, что символически изображено на иконе Воскресения, где Он держит Адама правой рукой, а к Еве простирает левую руку. Если же нас хотят укорить, что, вот, мол, не крещеные Вифлеемские младенцы, которые ничего доброго лично не сделали, но лишь невольно пострадали за Христа, - канонизированы. То мы ответим, что Православная Церковь действительно иногда канонизирует младенцев, которые невольно пострадали от рук, например, ритуальных убийц, как это было с младенцем Гавриилом Белостокским, прославленным Церковью в качестве мученика (память 20 апреля по ст.ст.). Но это относится лишь к крещеным детям, а убиенные Вифлеемские младенцы канонизированы не крещеными, как и все ветхозаветные праведники, потому, что, повторяю, крещения тогда еще не было. Так что не надо этим спекулировать!

Все это я посильно постарался изобразить в своей прошлой статье «Об участи Вифлеемских младенцев». По ее поводу также высказывались разные мнения, но наиболее интересный вопрос задал известный автор РНЛ, уважаемый мною диакон Владимир Василик. Цитирую: «Досточтимый о.Георгий... Как Вы в контексте Ваших рассуждений рассматриваете Видение Василия Нового, согласно которому души некрещеных детей на Страшном Суде ВСЕ ИДУТ в место покоя на Западе?». Думаю, что о.Владимир, будучи незаурядным православным богословом, сам прекрасно знает ответ на этот вопрос, но хочет оказать мне услугу, поскольку этот ответ будет в пользу моего вышеприведенного мнения.

Но сначала полностью приведу это видение, процитировав его все с того же сайта «Православие в России». Итак: «О младенцах, не просвещенных святым крещением. И после этих отделил Господь от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Посмотрел Господь на них и сжалился над ними с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их за то, что не просветили их святым крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им покойное место на западе и несколько причастное на­слаждению вечному, но так, чтобы они не видели лица Господня. Они же всегласно прославили Бога: «Владыко, Господи, благословен Ты и благ и милосерд, потому что, как Господь жизни и смерти, лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами; но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение. Это были младенцы, не принявшие святого крещения. Возрастом все они были одинаковы».

Интересно, что мои оппоненты на этом сайте считают эту цитату подтверждающей их ложное и не православное мнение, состоящее в том, что некрещеные младенцы по смерти идут в рай. Они по своей богословской безграмотности не замечают ключевые слова сей цитаты: «покойное место НА ЗАПАДЕ». Что же это за место? Очевидно, что это явно не рай, который согласно учению Св.Писания и Св.Предания находится на востоке: «И насадил Господь Бог рай в Едеме НА ВОСТОКЕ» (Быт.2,8). А что же находится на западе, который противоположен востоку? Логично предположить, что там находится противоположный раю ад. Что подтверждает и цитируемое моими оппонентами житие преподобного Василия Нового (память его как раз в эти дни, 8 апреля по н.ст.). Так в примечании к этому житию говорится: «Восток представляется в Св.Писании страною света, символом Царствия Христа, Который называется Востоком свыше, тогда как запад является синонимом царства тьмы и мрака, царства сатаны» (Св.Димитрий Ростовский, Жития святых. Книга седьмая. М., 1906., с.537).

Так что, как видим, и эта цитата подтверждает, что не крещеные младенцы получают от Бога покойное место на западе, т.е. в аду; покойное, потому что там, как и на лоне Авраамовом, нет мучений. И как евангельский Лазарь они имеют на этом лоне малое утешение (ср.Лк.16,22.25). Забавно, что один из основных укоров людей с вышеупомянутого сайта в адрес нас, отстаивающих православное учение о том, что не крещеные младенцы идут в ад, состоит в том, что мы, якобы, проповедуем «безнадежное для этих младенцев учение». Конечно, если по своей богословской безграмотности считать ад только местом страшных и безысходных мучений, то это действительно выглядит так. Но если помнить, что там есть место покоя и утешения - лоно Авраамово (из которого Господь уже однажды извел души праведников в рай, память чего мы будем совершать через несколько дней на Пасху), - то это совсем не так. И кстати сказать, как это видно из цитаты жития преп.Василия, взятой с самого сайта «Православие в России», сами не крещеные младенцы, находясь, по-видимому, в аду, на лоне Авраамовом или подобном ему месте, свое положение отнюдь не считают чрезвычайно печальным и безнадежным. Но, наоборот, благодарят Бога за Его к ним милость: «И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им покойное место на западе и несколько причастное на­слаждению вечному, но так, чтобы они не видели лица Господня. Они же всегласно прославили Бога: «Владыко, Господи, благословен Ты и благ и милосерд, потому что, как Господь жизни и смерти, лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами; но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение. Это были младенцы, не принявшие святого крещения».

Еще одно ложное мнение, которое хотят приписать мне на этом сайте, что я, якобы. ради благих нравственных целей (уменьшения абортов) искажаю догматическое учение Церкви. Как они мнят, цитирую: «Протоиерей Георгий Городенцев так высказывается о посмертной участи младенцев потому - что считает: таким пропагандистским трюком он будет способствовать уменьшению количества абортов. Резюме для его статьи можно подвести такое: "Я везде говорю, что не крещённые младенцы попадут в ад - для того, чтобы аборты делать неповадно было!"

Ребята, не надо фантазировать, приписывая мне небылицы! Все гораздо проще: просто здравое православное догматическое учение соответственно приводит и к здравым нравственным выводам; и, наоборот, ложное, не православное учение ведет к искажению нравственности. Так и здесь: здравое, православное учение, состоящее в том, что души некрещеных младенцев идут в ад, естественно предостерегает матерей, в которых есть хоть какая-то крупица веры, от абортов. А вот противоположное учение явно поощряет их к этому, ведь согласно ему: «души этих убиенных младенцев, якобы, идут в вожделенный для всех людей рай». Далее, православное учение заставляет родителей таких детей, особенно их матерей, вымаливать у Бога души этих младенцев, как находящихся в аду. А противоположное учение склоняет их к нерадению, утверждая, что они итак в раю.

Так кто же на деле проповедует безнадежность для этих деток, мы ли, православные, призывающие их матерей молиться за них, давая им этой молитвой надежду на лучшую участь, или наши оппоненты, явно или неявно склоняющие этих матерей к противоположному?!

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. Сергей А. : Об участи младенцев
2012-04-09 в 22:58

Слава Богу, что Господь не похож на Вас. "...пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное". (Матф.19:14) Ну, а как же первые мученики за Христа (причем взрослые), отец богослов, которые не сподобились святого Крещения, но своей кровью запечатлели верность Ему. Если обращение их состоялось в самом амфитеатре, при виде пыток и страданий самих христиан? Самого себя не спрашивали? Молчите? И правильно делаете.
5. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : все верно!
2012-04-09 в 20:50

Добрый день Вам отче Георгие! Полностью с Вами согласен. От и до. Мало того, я и сам давным давно написал объемную проповедь по этому поводу основываясь только на Священном Писании. Она сохранилась у меня в черновиках и в виду этой Вашей статьи я постараюсь ее восстановить и отдать редакции РНЛ для публикации и для поддержки именно этого правильного мнения. Спасибо Вам дорогой собрат! Христос Воскресе!
4. Hyuga : Автору
2012-04-09 в 17:10

С абортами вопрос слишком сложен, чтобы пытаться отыскать какое-то простое решение. Огромное число абортов это позор стране. В первую очередь - позор власти всех уровней. Потому что там, где толстый список Форбса и коренное население не нужно, там иного как и ожидать.
Но тут есть ещё и другая, пусть даже менее приметная сторона вопроса. Возложение вины на женщину более как несправедливо. Что остаётся делать нашей замордованной и униженной женщине - ответ лежит на поверхности - прочь бежать от плотского греха. Нормальная женщина без плотского удовольствия прожить может, нормальный же мужчина нет и физиологию тут не обманешь. С подачи наших "охранителей нравственности" замужней женщине проще всего отойти от мужа, а незамужней и вовсе избегать брака и родить исключительно только для себя (что всё чаще практикуется).
И не есть ли сии излишние "увещевания" попыткой разрушения семьи, осознанной или неосознанной. А ежели осознанной?
Аборты - это плохо, аборты - это позор для страны. Только давайте не винить в том женщину, а сообща искать цивилизованное (разумное) решение проблемы.
3. Елена Л. : Re: Еще раз об участи младенцев, умерших некрещеными
2012-04-09 в 10:18

Конечно, прав о.Георгий. Православная Церковь всегда учила о том, что некрещеные младенцы не попадают в Рай. Зачем бы тогда наши благочестивые предки старались поскорей окрестить слабых и болезненных младенцев сразу после их рождения, пока они не умерли? Ведь это считалось трагедией, если ребенок умер некрещеный, за него нельзя было подавать на литургию, у него не было христианского имени.
2. Писатель : Схоластика
2012-04-09 в 10:16

Если меня однажды спросят, что такое схоластика, я непременно приведу в пример стаью о. Георгия Городенцева. Это поразительный пример, когда возгордившийся своим образованием пастырь, ловко жонглируя богословской терминологией, совершенно выпадает из самого духа Евангелия. Даже если отец прав, то его брезгливо-пренебрежительное отношение к своим оппонентам ("полная догматическая безграмотность", "ложное и неправославное мнение" и пр.) язвительные колкости ("не знали, не знали, да забыли") представляют собой верные признаки охладевания души, и в таком состоянии вести полемику по вопросам богословия мне кажется просто невозможным.
Что же по существу вопроса, то не являясь столь образованным богословом, как отец Георгий (без язвы!) я все же хочу выразить свое недоумение, а надо ли нам определять судьбу умерших, не предать ли их воле Божьей, и молиться о том, чтобы наша любовь к ним нашла свое проявление никак не в определении жестких рамок условий их пребывания. К тому же я никак не могу понять, что имеют в виду наши богословы, когда употребляют термин "вечность". Понимают ли они, что законы времени непременимы к вечности, а потому наше сознание, скользящее в потоке времени, ничего не может знать о существовании вне его. Ведь совершенно очевидно, что в вечности нет ни девяти дней, ни сорока, ни даже тысячелетий, и пребывание в вечности начинается буквально в момент смерти. А это означает, что никто там никого не ждет, и ждать не может, а значит все умершие появляются там одномоментно. И тогда возникает множество вопросов, к которым я и приступать боюсь.
1. Калужанин : Об участи
2012-04-09 в 09:58

Спаси Бог!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме