Четыре немецких пишущих машинки

Писательские будни

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
1564
Время на чтение 16 минут

Валентину Расутину

О, как писалось в молодости! Быстро, весело, помногу. Ну не печаталось, не издавалось, что из того! Сказал же Гоголь: «Печать вздор! Всё будет в печати!».

О, незабвенная моя первая пишущая машинка! Изношенные буквы, кривые строчки, изорванные, избитые тринадцатимиллиметровые ленты. В конторе лесхоза она была, и я ходил на неё смотреть. Даже не смотреть, а хоть взглянуть издали. Отец говорил, что ждут новую, а эту он возьмёт себе, то есть для меня. И я дождался этого дня! Отец научил меня поднимать и опускать валик, вставлять листок, устанавливать интервал между строк. Я очень волновался и от этого резко и сильно ударял по клавишам. И вот - я написал свою фамилию. Печатными буквами! О, не смейтесь над отроком - это было событием для человека, дерзающего осчастливить своим присутствием мир. Не помню, что потом печатал, конечно, стихи, но вот машинописные буквы фамилии на светло-желтой бумаге помню. Нет, и стихи вспомнил:

Мир, сплотив миллионы сердец,

К коммунизму идёт,

А его ведёт

Товарищ Сталин - наш второй отец.

Всё-таки не первый. А машинка «Москва» была первой. Она досталась мне уже почти полной развалиной, и я скоро превратил развалины в руины. Но дело обучения машинописи пошло-поехало. Учил я себя писать на машинке варварским способом, вначале одним пальцем тыкал, потом двумя. Если палец промахивался и нажимал не ту клавишу, я этот палец в наказание за промашку кусал. Зубы были крепкие, грамотность повышалась быстро.

Достать новую ленту было невозможно. И опять же отец приносил ленты, уже избитые, обезцвеченные. Бывало, что яснее первого, лицевого, экземпляра были вторые и третьи, которые шли под копирку. Тут я запнулся: уже надо объяснять, что такое копирка. Получается, пишу не для молодёжи, а для старшего поколения. Нынешний школьник в сочинении по повести Гоголя «Шинель» сообщает: «Акакий Акакиевич работал ксероксом». А что? Он же переписчик, размножал бумаги. И мне Акакий ближе и понятнее, чем все эти ксероксы, факсы, принтеры, файлы, мегабайты, сайты, принтеры, картриджи, сканеры, всякие виндоусы, яндексы, мэйлы, флэшки, - всё это кажется мне каким-то новым матерным языком демократической словесности. Только в электронном адресе завитушка в середине называется по-русски, да и та собака.

Итак, о пишущих машинках. Конечно, вначале всегда писал от руки. Но рукопись в редакцию не понесёшь, время не пушкинское, нужна рукопись машинописная. Да и почерк свой сам иногда не понимал. Ещё и фигурял выражением Стендаля, что ужасный почерк - признак гениальности. Переписывал попонятнее, отдавал машинистке. Дорого. Хотя застал времена, когда машинописная страница - тридцать строк - стоила десять копеек. Но при моей тогдашней нищете и это - деньги. Надо было заводить свою машинку. А как купить? Нужно было разрешение. Да. А где взять? Ещё же не был членом Союза писателей. Где-то, как-то, после кого-то обзаводился старьём, мучился, брал напрокат... Помню эти «Ундервуды», «Оптимы», «Прогрессы», но всё было старым, ненадёжным, ломалось. Потаскай-ко в ремонт, да поплати-ка за него. Мечталось о новизне.

И вот - свершилось! Я - член СП СССР, у меня в руках талон на немецкую пишущую чудо-машинку «Эрика». По тем временам лёгкая, в серо-голубом футляре, будто внутри гармошка или маленький аккордеон. Меня даже спросили в автобусе: «На свадьбу играть едешь?» За этой машинкой я вначале ухаживал прямо как за первой любовью. Берёг, протирал, смазывал. И она отвечала взаимностью, была безотказной. Выносила и дальние переезды, и разницу температур, и молотила по четыре, по пять экземпляров. Притащил её раз к родителям в свою Вятку, работал на ней в чулане, но вскоре нагрянули кировские писатели, вытащили в поездку по области, и мы ездили дня три. Выступали, радовались жизни. Хотя и дожди шли, а все равно хорошо - родина! Вернулся к родителям, пошёл в чулан проведать свою «Эрику» - батюшки мои, стоит в луже воды, весь поддон залило. Но ведь вот что такое немцы - вылил из машинки воду, протёр полотенцем, вставил сухой, чистый лист и стал работать.

А дальше, хоть и стыдно, а надо рассказать, как я изменил «Эрике». Лет пятнадцать она безропотно тянула лямку. Уже была и контужена: я с ней выпрыгивал из электрички, она кувыркалась по асфальту платформы. Раз зажало её в грузовом лифте, но всё она жила, всё пахала и пахала.

И вот событие - в Литературный фонд завезли австрийские, то есть опять же немецкие, пишмашинки «Юнис люкс». Аккуратные, плосконькие. Футляр красно-белый или сине-белый. Но распределяли вначале не всем, а лишь делегатам писательского съезда. Каковым я уже и был, и эту «Юнис люкс» схватил сразу в обнимку. Выбрал, конечно, цвета моря и белых над ним облаков. Как элегантна, как легка! Какой шрифт, как мягко скользила каретка, как неслышно проворачивалась вместе с бумагой. Я её полюбил, а уж как она меня-то любила! Именно она соблазняла меня сразу набирать, а не мучиться с рукописью. Но я всё-таки не поддался. Хотя официальные письма, иногда статьи шпарил на этой «Юнис» прямо на чистовую. Но что касалось рассказов и повестей, тут всегда требовалось рукописное. Хотя уже не перьевой писал, а, для скорости, шариковой. Но прямая связь: голова-сердце-душа-рука-ручка-бумага сохранялась и при шариковой.

О бедной «Эрике» вспоминал редко, и всегда с оттенком вины перед ней. Какая выносливая была, как мы с ней в ванной или на кухне коммуналки прокручивали сотни страниц, да ещё и по нескольку экземпляров, легко ли! Однажды сел и за «Эрику». Прочистил, спугнув маленького паучка, зарядил листок. Печатаю - нет мягкого знака. Немка моя за годы разлуки огрузинилась. «Гогол, - сообщала она, - болшой русский писател, любил сол и фасол». Опять задвинул её под стол.

Жизнь моя переползла за полвека, уже было полдомика в деревне, в Подмосковье. Возить туда-сюда машинку, эту бело-синюю полинявшую красавицу, не хотелось. Везёшь её, думаешь сесть за работу, а чаще всего даже футляра не снимешь. Чего и снимать, уже пора ехать обратно.

Опять вспомнил про «Эрику». Давай её отремонтирую и вывезу на постоянное место жительства, на почётную старость в деревню. Может, ещё вместе и потрудимся. Но уже такие машинки не брали в ремонт, на всех полках нагло разлеглась электронная продукция. Уже почти все мои соратники по перу обзавелись и компьютерами, и принтерами, писали удивительно помногу, уже ворвался интернет, возможность передавать написанное в редакцию, не отрывая сидячего места от стула. Я так не мог. И не от упрямства, просто мне надо было поехать в редакцию самому, отвезти рукопись, попить чаю с редакторами, поговорить с ними не по телефону. Компьютерные тексты ужасали меня тем, что были уже будто бы законченными, книжными, как их править? Тогда как с машинописью я не церемонился, черкал вдоль и поперёк. Напишу от руки, поправлю, перепишу на машинке, полежит, поправлю, опять перепишу. А тут вроде как всё уже и законченное.

На очередной день рождения родные и близкие, беря в рассуждение наступление века электроники и, видимо, надеясь, что с новой техникой и я буду писать по-новому, подарили мне, нет, пока не компьютер, а пишущую машинку, но электронную. Дорогую, опять же немецкую, с памятью. Мне говорили, что это такая же машинка, как и «Эрика», как и «Юнис люкс», но только облегчённая, упрощённая, отлаженная. Мне показали, как на ней работать. Но я точно знал, что у меня ничего не получится, и за это электронное немецкое чудо не сел. Хотя имя ей дал: «Электронка».

Однажды, оставшись дома один, включил её. «Электронка» загудела, замигала, каретка подёргалась, поёрзала влево-вправо, вверх-вниз и, как образцово-показательная, остановилась в начале строки. Я нажал клавишу с буквой «а» и буква появилась на бумаге с такой ошеломляющей моментальностью, что я понял - никаким моим мыслям не угнаться за такой скоростью. Особенно поражало то, что можно ни о чём не заботиться, ни об интервале, ни о красной строке, ни о конце строки. «Электронка» молотила исправно. Вдобавок всё помнила и даже исправляла ошибки - внутри, где-то там, был у неё словарик. Кроме основной двухцветной ленты в ней была еще лента коррекционная, полупрозрачная. Она выскакивала откуда-то снизу и подставляла себя под удар в том случае, когда ловила меня на ошибке, и сама забивала неверную букву, тут же скрывалась, тут же возвращалась лента основная, тут же щёлкала буква правильная.

Нет, не смог я полюбить эту «Электронку». Но и она была взаимна в нелюбви ко мне. Шипела, шипела негромко, но, конечно, по-змеиному. Даже отодвигалась, огоньки мигали презрительно. Работу она исполняла чётко, но холодно, как подёнщину. Когда я выключал её, в ней еще долго что-то передёргивалось, потрескивало, будто она обсуждала и критиковала всё, что я её заставил написать.

Но вот что случилось с «Юнис», с моей верной малышкой «Юнис». Она с горя заумирала. Ещё бы - хозяин завёл какую-то новую лакированную стерву.

Умирание «Юнис» я понял, когда, устав от того, что «Электронка» совершенно вампирски вытягивает из меня поток сознания, что я обессиливаю от сидения перед ней и что начинаю писать как-то рассудочно и умственно, то есть неинтересно, тогда я решил вернуться к «Юнис». Но та не захотела работать. Совсем умерла или забастовала, не понял. Я сказал ей: «Служила ты долго и честно, я тебя не брошу. Тебя и «Эрику» отвезу в деревню, буду на вас любоваться и вспоминать золотое время».

Но, товарищи, вы понимаете, что это значит - сказать любимому существу о расставании. «Юнис» моя молча собралась в путь, но по дороге пыталась скрыться. На автовокзале пошел купить хлеба, «Юнис» спряталась за кассой. В автобусе забилась под сиденье и затаилась, я чуть её не забыл. Принёс в свои полдома, открыл футляр, протёр тряпочкой. Заменил ленту, зарядил бумагу. Нет, не прощала «Юнис» измены, безмолствовала. Ладно, заслужил. Зачехлил её, поместил на книжную полку.

И вот что произошло назавтра. Назавтра мне позвонила знакомая из серьёзного учреждения и сообщила, что у них меняют всю пишущую технику и что я могу приехать и забрать легендарную машинку ещё конца девятнадцатого века. Называется «Континенталь». Немецкая. Что она вполне исправная, на ходу. Надо ли говорить, что я помчался за ней тут же. Как её припёр в общественном транспорте, сам удивляюсь. Она же большая, корпус стальной, килограммов двадцать. Её можно было с пятого этажа бросать, и ничего бы с ней не случилось. Позвал товарища, который понимал в технике. И он и я были в восторге от «Континенталя». А домашние в ужасе, назвали его динозавром. Я ему присвоил имя «Бисмарк», ибо в годы создания «Континенталя» как раз Бисмарк правил Германией. Мой «Бисмарк» был произведён на диво. Высокий, основательный, сверкающий кнопочками шрифта, серебряным звоночком, сигналящем о близком завершении строки, никелированными ручечками, планками, рукоятками, переключателями. Мы во всём этом к концу дня разобрались. Смазали наилучшим часовым маслом, опробовали. Мягкий ход, деликатная смена режимов. Шрифт старомодный, но такой приятный для глаз. Я специально поставил «Бисмарка» рядом с электронной дамочкой и спросил:

- Ну что, краля, а ты будешь исправно работать через сто три года, а? Да нет, тебя из мира выпрут всё новые и новые модификации офисной техники, так ведь?

«Электронка» презрительно молчала, а «Бисмарк» спокойно возвышался и, как честный работяга, ждал команды к труду.

Но вначале я освободил его от соседства. Вынес «Электронку» во двор, но не выбросил в мусор, всё-таки надо уважать техническую мысль, поставил на парапет, аккуратно сложил на крышке провода, простился. К обеду её кто-то приватизировал.

О, «Бисмарк» был великий трудяга. Я взгромоздил его на самое для него подходящее место, на дубовый подоконник, и начал строчить: «Немецкая точность и русская духовность в союзе меж собой могли бы дать миру образец симфонии государства и личности, труда и молитвы, союза небес и земли.... - высокопарный текст очень нравился «Бисмарку». Я продолжал: - Две крупнейшие монархии Европы были последними способными спасти мир от всех искажений пути к спасению. Они были преднамеренно и целенаправленно поссорены и войной друг с другом проложили путь к гибели, называемой демократией. Но несмотря и на первую и на вторую мировые войны, русские и немцы...». -Тут я вновь тормознул: как это несмотря на? А на что смотря?

В общем и целом я был доволен «Бисмарком». Вывезти в деревню всё-таки пришлось, так как своей громадностью он устрашал домашних. Причём, всё время требовал работы. Как бы даже молча упрекал за безделье. В деревне я как-то автоматически взял с полки «Юнис», снял футляр. Вставил, как делал это сотни раз, писчую бумагу, прокрутил валик, сдвинул каретку вправо, ударил по клавишам. И - «Юнис» откликнулась, заиграла. Поехала влево каретка, затрепыхался поглощаемый листок, покрывающийся, как ныне говорят, текстовой массой.

Может, это кому-то и смешно, что я наделяю машинки человеческими качествами, но я объяснил возвращение «Юнис» в строй тем, что с «Бисмарком» у неё наладились прекрасные отношения. Он молотил официальные письма, предисловия, статьи, а «Юнис» очень обожала писать «про любовь». «Ах, как остро не хватает в мире любви! Ах, как хочется внезапно охватываться мыслями о любимом (вариант: о любимой). Ах, не надо нам ждать, чтобы нас любили, надо любить самим! О, главное в любви - благодарность тому сердцу, в котором живёшь. Нельзя из него уходить: оно сожмётся и начнёт умирать». Это «Юнис» вроде как сама писала. Я же, сгорбившись над ней, выпечатывал: «В зрелые годы не любят внезапно, а любят, как дышат». Самое смешное, что и «Эрика» встала в строй, и как-то сам собой вернулся мягкий знак, а с ним и фраза: «Гоголь - великий русский писатель». То есть «Эрика» всё мне простила и служила на совесть. Лишь бы смазывал иногда. Да даже и без смазки не скрипела, впрягалась и тянула лямку. Это не «Бисмарк»: он работает-работает и вдруг резко тормозит. Такой немецкий порядок - орднунг. Надо бежать за маслёнкой.

Вначале «Бисмарк» и «Юнис» стояли вместе, но работа моя как-то не шла. Было такое ощущение, что им и без меня хорошо и без работы неплохо. И без работы неплохо. Думаю, они даже как-то общались. И то сказать, у них была одна родина, обе попали на чужбину, было о чём поговорить. «Бисмарк» пережил две войны, а «Юнис» была дамочка современная. При «Юнис» старик «Бисмарк» как-то спотыкался, становился косноязычен, а «Юнис» начинала быть какой-то игривой. Хулиганила даже. Ни с того, ни сего писала заявку: «Ах, как хочется писать о любви! Ах, ах, вспомним библиотекаршу воинской части, которая учила разбирать части речи и члены предложения!» Ещё бы не помнить! Но что чем выражено, какие там сказуемые, какая мне была разница, она была так красива, так умна, что было совсем непонятно, как это она вдруг замужем? Вот тут вам и краткие прилагательные, вот тут вам и первое и второе склонения.

«Юнис» хотелось писать и о том, как мы, с моей юной женой, склонялись над кроваткой доченьки, как везли на море сыночка, как совсем скоро его сын, наш внук, приталкивал к окну стул, залезал на него и глядел на голубей. А потом затаскивал к себе сестричку, нашу внучку, чтобы и она увидела птичек... Обо всём этом очень хотела написать «Юнис», и у неё бы получилось, но вторжение электроники в писательскую жизнь помешало. Вот, если бы остановилась моя писательская кухня на уровне механических машинок, тогда да.

Но не мы в этом мире диктуем условия жизни, их перед нами ставят. Пришлось и мне вживаться в требования современности и, «задрав штаны» бежать за полиграфией. Издатели безжалостны. Не стали брать машинописные тексты. Говорили: «Мы вас любим, но поймите и нас. Машинопись сканируется плохо, да и вам же лучше, загоняйте текст на флэшку, приносите, мы отформуем и в типографию, а лучше всего сбросьте по электронному адресу». Да уж, словечки: загоняйте, сбросьте, отформуем.

Конечно, и издателей можно понять, уже один редактор вёл враз в месяц пять-шесть книг, не как раньше, одну в два месяца. Да ещё был штат рецензентов, контрольная вычитка, корректура. Скажут, вот она бюрократическая система. Да эта система издавала прекрасные книги, и они, в доходах государственного бюджета, были на втором месте после продажи алкогольной продукции. Много и мусора, особенно идеологического, издавалось, но это было ничто по сравнению с теперешними помойками демократической пропаганды пошлости, насилия, разврата, оккультности. Да и тексты книг были куда грамотней. Даже уже напечатанную книгу вновь прочитывали и замеченные опечатки излагали типографским способом на отдельном листочке и прилагали его к каждому экземпляру книги. Да, сидели и вкладывали. А тиражи какие были! Сказка! Едешь на Запад, или на Восток, спрашивают: «Какие у вас тиражи книг?» - «Вот эта повесть вышла тиражом двести тысяч, эта три с половиной миллиона экземпляров». Уважали.

Компьютеры создали видимость лёгкости писательского труда, книг стало выходить раз в десять больше. Пошли в писатели актёры, политики, дипломаты, все. Ведь это же кажется так легко - сел за компьютер и... шлёп-шлёп хоть десятью пальцами.

А я, что называется, не вписался. Это же ужас - не успеваешь еле-еле коснуться клавиши, как на экране моментально прорезается буква, потом другая, вот и слово, вот и строка. Но я уже не понимаю, зачем эти слова. Неверно написал слово - оно подчёркивается. Нет, в машинке связь между головой, рукой и бумагой не разрывалась. В компьютере провал, который в обычной машинке виден: от клавиши к шрифту идёт тяга, она помогает свинцовой букве ударить по ленте, та отдаёт часть своей краски, буква шрифта появляется на белой бумаге. Тут и другая на помощь, и третья. Любо-дорого. Бодро и радостно выстраиваются слова в рядок, к месту подскакивает запятая, вот и точка. Всё путём. Вот и предложение, которое можно или забраковать, или переделать, а то и одобрить. В компьютере вроде всё закончено. Чего переделывать - страница выходит как в книге.

А ещё угнетало то, что написанное надо было «загонять в память». На машинке собираешь урожай страниц, раскладываешь экземпляры по номерам, тоже удовольствие. А тут термин - «сбросить». На рабочий стол, на флэшку, в корзину. Всё это сбрасывание происходило молча, на поверхность не выходило ни криков, ни стонов, ни даже звука раздираемой бумаги, ни пламени от её сгорания, ничего. А эти всякие базы данных, файлы, сервисы, форматы, таблицы, виды, вставки, это постоянное зудение надписей внизу справа: «Безопасность компьютера под угрозой», «Срок действия антивирусной программы закончился», «Обновления для вас готовы». Да ещё какая-то «напоминалка», да ещё кто-то сильно умный суёт в окно всякие изречения. Какие и с юмором. Ещё, что особенно противно, - дни рождения всяких эстрадных шавок. По бокам красотки, по виду проститутки, чего-то все хотят. Мне говорят: не замечай, но как не замечать: всё это пред тобой, лезет в глаза. И вроде бы подчиняется тебе вся эта экранность, постоянно вроде бы ждёт твоей команды, а на самом деле не она при тебе, а ты при ней. Эта вроде бы приданная для ускорения писательского мастерства штучка смеет указывать, что мои, родные вятские слова, то есть самые русские - это устаревшее. Я возмущался: что ты лезешь, немецкое производство, не в своё пространство! Тебе в сбербанке стоять, тебе чеки выписывать, а не о русской жизни рассказывать.

А эта флешка, или флэшка, показать бы её Толстому, да сказать бы: «Вот, весь ты тут и с войной и с миром», - он бы с ума сошёл. Эта флешка, как дамочка лёгкого поведения, таскалась по редакциям и приносила домой всякую заразу. Надо было чистить, ставить программы антивирусные. Тоже возня, тоже деньги.

Нет, не пускала меня в себя новая жизнь, не интегрировался я в неё. Сами посудите: вот ты спишь, а компьютер стоит на столе в изголовье и всё помнит. Я засыпаю, а он запомнил все мои труды, я сплю, а он помнит. Легко ли? Стоит ночью, подмигивает красным колдунским зрачком: «Всё, всё-ё о тебе знаю. А ты спи, спи». Что-то в этом оккультное, экстрасенсное.

Ну что, сказал я себе однажды, пора сдаваться. Победила русскую ментальность общемировая тенденция к стандартизации жизни, а? Ну, ещё немного потрепыхаемся, ну, ещё пообслуживаем остатки своих читателей рассказами о рассветах и закатах Руси, о сенокосах и рыбалках, о черёмухе над рекой и о замирании сердца, когда провожаешь девушку и стесняешься коснуться её даже мизинцем, а дальше? И мои читатели вымрут, и я вымру. Но ведь Русь, Россия останется! Ну как иначе? Ну, неужели иначе? Ведь мир без России умрёт автоматически, Россия - душа мира, тело без души - пища червям. Конечно, так оно нам и надо. Но, Господи, не все же пляшут в дискотеках, не все же курят, не все же потребляют наркоту, не все же напиваются, не все же считают любовью постыдное партнёрство, не все же поглощают наркоту. Не все же ставят похоти плоти выше спасения души. Ты сейчас из церкви пришел, шёл туда в сумерках, возвращался при солнце, видел же, сколько в храме деточек, сколько пап и мам, и бабушек, и дедушек, не печалься, всё хорошо.

А достань-ка ты, брат, давний подарок, о котором и позабыл, наверное, да вот вспомнил, когда стал рассуждать о написании слов. А подарок этот состоит из гусиного пера, чернильницы, пузырька с чернилами и песочницы с песком. И называется высокоторжественно: «Набор «Пушкинский». И прибери-ка, брат, на столе, поставь-ка письменный сей прибор да начертай на чистом листке... Что ж начертать-то? Фамилию, что ли, свою? Я её и так не забыл. Изречение какое? Таким пером надо непременно что-то разумное, доброе, вечное. Не писать же исследование «О категориях постсоветского электората». И фразы: «Ваня любит Маню, а Маня любит Петю», тоже проехали, хотя Ваню жалко. Нет, брат, не мучай перо и сам не мучайся».

Хотя на одно я отважился, на прописи. Ведь я ещё застал время, когда были уроки чистописания. Вот я вывожу букву «А» заглавную и «а» прописную, строчную. Как красива левая ножка буквы, как хитрая лапка лисы, как основательна и пряма правая. Её хвостик, как рука, подаваемая следующей букве. Поясок волнистый, с нажимом в середине. Вот буква «Б». Какая надёжная, размашистая над ней крыша, как вымпел над парусником. А у прописной «в» такая кокетливая петелька, «в» буква чаще как предлог, часто живёт в строке в гордом одиночестве, она указательная: пошли в тёмный лес, в минуты жизни трудные... Обмакиваю перо и радуюсь, что даже спустя шестьдесят пять лет не разучился писать красиво. Это не моя заслуга, это гусиное перо меня возвращает на три эпохи назад.

Сидел, сидел и осмелился что-то написать. И написалось. Конечно, не своё, пушкинское: «Минута - и стихи свободно потекут». У него именно потекут, как лесной чистый ручей, выбегающий на солнечную поляну и напаяющий корни деревьев, трав и цветов. Как представить Александра Сергеевича над клавиатурой, выстукивающего на ней: «Мороз и солнце, день чудесный, ещё ты дремлешь, друг прелестный? Пора, красавица, проснись! Открой сомкнуты негой взоры...» А это: «Вся комната янтарным блеском озарена, весёлым треском трещит затопленная печь, приятно думать у лежанки, но, знаешь, не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?» Ему бы эта система многое бы подчеркнула: и «сомкнуты», и «запречь», и «затопленная»... Затопленная, в лучшем случае, низменность. Выкинул бы Александр Сергеевич всю эту аппаратуру. Да и не было бы его при ней. А был он при Михайловском, при Арине Родионовне, при России... Летело его гусиное перо по шероховатой бумаге: «Летя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня, и навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня».

Летело, летело, летело, да и улетело...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Четыре немецких пишущих машинки

Как хорошо Вы поделились своими писательскими буднями с Валентином Распутиным (посмотрела «ниже», прочитала комментарии, стало ясно, что Ваш рассказ – «письмо», написанное Валентину Распутину «переиздали» сегодня). Многие, судя по комментариям, не поняли этого, о них, о комментариях напишу, то что думаю, после. Владимир Николаевич, даже нет сомнений, В.Г. Распутин совершено всё понял. .... «Электроника» презрительно молчала. «Юнис (люкс)» очень обожал «писать про любовь». Это «Юнис» вроде как сам писал. «Бисмарк» («Континенталь») был великий трудяга ....

. Это для писателя не предметы, это «живые» помощники-секретари, каждый со своими «мыслями, думами, характером». Как в песне «Солдатушки, бравы ребятушки» для солдата – «... наши жены – пушки заряжены, вот кто наши жены. Наши деды – славные Победы, вот кто наши деды» - вот так. Я так поняла. P.S. Двоих комментаторов «обвиняю» в «плагиате». «Послав» Достоевского «отдыхать» и в «стиле» - «Бедные люди», как выразилась «бесценная Варвара Алексеевна – Варвара Доброселова», имея ввиду В.Н. Крупина, точнее - его "текст" : 17. Наталья Чернавская : Ответ на 16., ерусалимецъ: 2012-04-20 в 13:43 Как-то мне всё таки грустно от этих Ваших советов стало: купи себе гусиное перо, строчи свою "нетленку" для личной психотерапии хоть какой орфографией, всё равно уже ничего не изменишь, разрушенного не восстановишь, время вспять не повернуть, так что и дергаться не надо, да и Господь на с не за яти будет судить. Наверное, Вы правы, а всё равно как-то грустно. ----------------------------------------- Тогда Вам нужно ещё раз перечитать текст В.Н. Крупина, под которым мы общаемся.

. Так вот, сии ПЕЙСатели, общающиеся под Вашим «текстом», конечно же, общение в ... трендовом стиле – стиле беллетристики, которОе есть – массовая литература, соответствующая массовой культуре во главе с масс-медиа, с константой, которая не изменяет своего значения в рамках процесса перестройки – перекодировки сознание, конечно же, русского человека, со времён ЛёвИ Троцкого - Лейба Давидовича Бронштейна, которого за подобную пропаганду навечно «наказали». Но теперь у них – наоборот, клянут большевиков и коммунистов, и все –« по счёту» Интернационалы, а «любят» Российскую Империю и Государей и всё ... славянофильское и русофильское, при этом любя, как это не парадоксально, всё тот же Интернационал, который ... заказывает «музыку».
вода / 06.10.2016, 08:28

22. Ерусалимцу

Примеры Ваши весьма показательные. Я поняла, что в первом об иврите речь. Если он внедрялся так же, как сейчас украинский - сочувствую сие претерпевшим, как обстоит дело с украинским, я в курсе, бываю периодически в оной "самостийной" - в кавычках во всех смыслах - державе. А в примере с тв Вы не правы, нравственная цензура необходима, но запретить намного легче, чем научить. Не помните, уже больше года назад было на похожие темы обсуждение под статьёй моего мужа, А. Чернавского о творчестве инока Всеволода "Осторожно, сердце", там я написала, что обучение церковнославянскому гораздо успешнее в летнем монастырском лагере или в тереме при деревянной церкви проходило у меня - обстановка способствовала, именно, что вспоминались устьцилёмские пейзажи и интерьеры. Там обсуждалось, помимо романов злополучного автора, что вообще сейчас православные читают, и, вот, не помню, приводила ли там я "Необычайное путешествие в Древнюю Русь" Татьяны Мироной как пример и образец для подражания. У неё там в занимательной форме, увлекательно даются основы славянской грамматики под тем соусом, что двое мальчишек попадают через подземный ход в древнем монастыре во времена благоверного князя Александра Невского и должны либо научиться ей, либо пропасть. Мы в лагере в монастыре с детьми по этой книге тоже играли, писали берестяные грамоты, искали по ним клад (кто правильно прочтёт - тот найдёт), и в моей практике это был самый успешный опыт обучения, причём случайных, можно сказать, детей, в лагерь не за этим они приехали, а в целом за романтикой: в палатках в сосновом бору пожить, на восстановлении разрушенных церквей потрудиться. Это я к тому, что будь у меня талант и время - я бы подобную книгу по старой орфографии написала, вроде того, что хоть я сама очутилась, например, в царской России у прабабушки своей и должна соответствующим образом писать и говорить. Мечты, мечты, где ваша сладость... А староверов-стариков нельзя было не полюбить, не за грамотность одну, а за простоту и сердечность, позже среди православных старух встречала я похожих - бывало, и в хрущобах они жили, а куда денешься, как раскулачили, пригнали на север, кто выжил - многие там и остались. Лишь у одной, когда стал зять священником - получилось обратно в деревню вернуться, срубить там просторный дом, двумя коровами и пасекой обзавестись...Меня очень поддерживала в своё время Нина Павловна Саблина, как жалко, что нет её уже, остались прекрасные книги, те же "Буквицы", дети с радостью их дорисовывают-раскрашивают. Понапрасну Вы в пессимизме меня обвиняете, моя позиция простая - делай, что должно и будь, что будет, напишите и издадите хорошее пособие по старой орфографии - оно и меня и Вас переживёт. Только нужно обсуждать со специалистами, с той же Мироновой, например, раз Нины Павловны не стало, раньше можно было это на секции по языку на Чтениях сделать, а сейчас в сети, думаю, можно её найти.

21. Re: Четыре немецких пишущих машинки

От полноты сердца глаголют уста. Было бы что сказать, а на машинке, компьютере, или гусиным пером, какая разница.
Венцеслав Крыж / 21.04.2012, 03:01

20. Ответ на 18., Наталья Чернавская:

Не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца, по слову апостола - 2Кор 3.3 - важно, чтобы записана была Истина, пусть бы и совсем без книг, в этом смысле я и написала.

Вы, дорогая Наталья,вроде как старообрядцев любите, а при этом очень уж ОТДЕЛЯЕТЕ внутреннее от внешнего. Оно, конечно, и в панельных домах могут жить чистые души, а в старых московских двориках - мерзавцы, да только вот в панельных домах моральных уродов все равно всегда больше будет. Не нравятся мне эти Ваши пораженческие (пусть даже и с оптимистической интонацией) разговоры о большевистских методах и об "насильно мил не будешь". Насильно мил не будешь - это так Путин отвечает, когда его спрашивают, когда же, наконец, введут на ТВ нравственную цензуру. Захотел бы, стал бы мил насильно. Вот был такой еврей, по фамилии, кажется, Перельман. И решил этот еврей возродить древнееврейский язык. И сказал этот еврей своей невесте: "Женюсь я на тебе только с одним условием: со дня нашей свадьбы мы будем с тобой общаться исключительно на древнееврейском языке". Невесте едва не стало дурно (она не владела древнееврейским), но она согласилась... Слова, типа "холодильник", "шприц","электричество" приходилось выдумывать на ходу... Когда у этой безумной пары родился сын, то ему не брали няньку и не давали общаться с соседскими детьми, чтобы тот не нахватался других языков...Об этом безумии и "большевистском насилии" можно долго рассказывать, но результатом этого насилия стало возрождение мертвого языка! Или другой пример, менее яркий - украинцы (те, которые не считают себя малороссами). У нас принято смеяться над всеми этими выдуманными словами (литак, напрям, слуховка)- действительно, здесь есть и насилие над языком, но, с другой стороны, есть и творчество, есть борьба за свой язык! А мы все насилия боимся. Пусть из языка выброшено несколько прекрасных букв, пусть язык засоряется варваризмами - "насильно мил не будешь". Я предложил вариант ЭЛЕМЕНТАРНОГО возвращения в русский язык самой красивой славянской буквы ЯТЬ - и вот только два человека меня поддержали... впрочем, тут я, кажется,невольно прихожу к такому же пораженческому выводу, что и Вы :))
ерусалимецъ / 20.04.2012, 20:11

19. Ерусалимцу

Простите за ошибки, дёргал ребёнок, отвлекалась и отправила второпях.

18. Ерусалимцу

Улетел недописанный комментарий. Бунин хорош тем, что, по-моему, яснее прочих передал горький дух белой эмиграции: даже после поражения бегства, жизни на чужбине - сознание какого-то превосходства, а попросту говоря - гордыни. Вот публикует РНЛ прекрасные воспоминания Степана Ерохина, там описано, что и перед самой войной не так, как в отчётах расписывали, с грамотой и школами обстояли дела в деревне, но всё-таки факт, что в середине века, после войны, советская власть сумела дать образование всем, кто этого хотел, в том числе и деревенским детям, и детям репресированных и раскулаченных, все освоили упрощённую советскую орфографию и, как мечтал Некрасов, стали ею напечатанного копеечные издания Пушкина читать. Другое дело, что недолго музыка играла... Я ещё в первый класс с перьевой ручкой и чернильницей - непроливайкой пошла, училась в прописях писать с нажимом, а теперь это только в отдельных элитных гимназиях принято, слушала выступление на Рождественских чтениях на церковнославянской секции, помогает, дескать, не только красивый почерк сформировать, но и многие другие качества характера. Было общедоступным - стало для избранных желающих. Так же и со старой орфографией - кто и где ей обучает? Кем это востребовано? По моим наблюдениям - никто и никем. Есть желание и силы - нужно и писать - печатать на ней, и обучать ей, хоть одного человека научите - уже результат. Но его ещё найти нужно, этого человека, насильно мил не будешь. Я как древница ценю гармонию формы и содержания, где идеал - когда Евангелие и с золотом, и с миниатюрами, и с киноварными вязью и буквицами, вот есть такое Лицевое Сийское XVI века, там на каждом листе миниатюра... Ну и так далее, красивая книга - сокровище, однако все полки этими сокровищами заставлены, а вот проще в сети, чем на полке, нужный текст найти, опять же - бумага экономиться, не нужно драгоценные леса рубить... Не говорю уже, что самые прекрасные рукописные книги на пергамене из телячьей коже написаны, варварство всё-таки. Не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца, по слову апостола - 2Кор 3.3 - важно, чтобы записана была Истина, пусть бы и совсем без книг, в этом смысле я и написала.

17. Ответ на 16., ерусалимецъ:

Как-то мне всё таки грустно от этих Ваших советов стало: купи себе гусиное перо, строчи свою "нетленку" для личной психотерапии хоть какой орфографией, всё равно уже ничего не изменишь, разрушенного не восстановишь, время вспять не повернуть, так что и дергаться не надо, да и Господь на с не за яти будет судить.Наверное, Вы правы, а всё равно как-то грустно.

Тогда Вам нужно ещё раз перечитать текст В.Н. Крупина, под которым мы общаемся. У него ведь, по сути, о том же, но интонация какая-то другая, и финал с гусиным пером отнюдь не грустный, а напротив, вполне оптимистичный, не порвалась, дескать, связь времён. О том же в другой интонации, впору по Вашей терминологии только высокой орфографией печатать, Бунин сказал: Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. Хотя у него и другое есть: Шепнуть заклятие при блеске Звезды падучей я успел, Да что изменит наш удел? Все те же топи, перелески, Все та же полночь, дичь и глушь... А если б даже Божья сила И помогла, осуществила Надежды наших темных душ, То что с того? Уж нет возврата К тому, чем жили мы когда-то, Потерь не счесть, не позабыть, Пощечин от солдат Пилата Ничем не смыть - и не простить, Как не простить ни мук, ни крови, Ни содроганий на кресте Всех убиенных во Христе, Как не принять грядущей нови В ее отвратной наготе. У меня в "Церковнославянской грамоте" есть эти его, и много других прекрасных творений

16. Ответ на 15., Наталья Чернавская:

Дневник Ваш прочту на досуге,а пока бухаюсь спать. Как-то мне всё таки грустно от этих Ваших советов стало: купи себе гусиное перо, строчи свою "нетленку" для личной психотерапии хоть какой орфографией, всё равно уже ничего не изменишь, разрушенного не восстановишь, время вспять не повернуть, так что и дергаться не надо, да и Господь на с не за яти будет судить. Наверное, Вы правы, а всё равно как-то грустно.
ерусалимецъ / 19.04.2012, 17:42

15. Ерусалимцу

Ну вот мы и вернулись на круги своя, то бишь к Пушкину ("Пушкин, кстати, своим гусиным пером в старой орфографии писал, так что уж для полного счастья можно её выучить"). Так что, если не получится купить, просто возьмите гусиное перо и перепишите любимые стихи - в старой орфографии. Во время оно мне приходилось пушкинские рукописи в Пушкинском доме видеть, но тогда, хоть и занималась я средневековой агиографией, но была некрещёной, и хоть часто Д.С. Лихачёва видела и слушала на открытых заседаниях отдела древнерусской литературы, не знала, что в лагерь на Соловки за ять он попал. Всё это позже пришло, а окончательное понимание - в Абези, был такой лагерь по дороге на Воркуту, я снимала фильм про Карсавина, там умершего и похороненного, могила чудом сохранилась. Карсавин в лагере писал в старой орфографии, например, Венок сонетов, а письма домой - в новой, чтоб своих не подвести под монастырь (а дочь всё-таки посадили)иногда комбинировал...И Анатолий Ванеев, которому он перед смертью передал рукописи, молодой тогда советский учитель, в лагере ставший его учеником, из почтения к памяти учителя тоже стал старую орфографию осваивать. Когда мы возвращались со съёмок, мне в поезде приснился Карсавин, спасибо, дескать, что навестили (у него на могиле никто из родных не бывал, далеко ехать). И я попросила его помочь мне. Вскоре, уже лет 10 назад, нашёлся и учебник подходящий, и время. Молитвослов у меня изначально был старый. И одно время дневные Евангелие с Апостолом положенные я только по-славянски читала, но потом всё-таки Апостол русский предпочла, славянский не всегда понимала.Сейчас в пост, что положено, то есть пророка Исайю, Бытие и Притчи по-русски читала, внимания на орфографию как-то не обращала. Ошибки на обложках и вывесках - плохо, но ведь это выражение той-же тенденции - самодеятельности, которую в целом и Вы, и я одобрили. Тема это вообще глубже, пока переписывали, а не печатали книги, больше свободы у писцов было, не так жёстко была закреплена норма, а на пороге нового машинного времени вылилось это в никоновскую реформу и раскол. Вышел, кстати, в "Вере" мой старый полевой дневник http://rusvera.mrezha.ru/656/12.htm Бывало и староверы, когда не могли хороших бумаги и чернил достать, писали и переписывали в тетрадках в клеточку шариковыми ручками, но при этом обязательно сохраняли полуустав, не всегда по всей строгости орфографию сохраняя... Ну а мне в своё время пришло много списков соловецких житий переписать -сверить, жаль, не дал Бог красивого почерка, некоторые древники такие таланты у нас были, любой почерк могли скопировать, и скоропись, и полуустав.Потому, думаю, и не понимали мои письма, их и по-советски-то поди разбери. А вообще я сторонница рукописей, много ль пользы изобретение Гутенберга принесло людям, что недорого даётся - недорого и ценится. И писать в старой орфографии для меня - психотерапия, что-то вроде санатория для души, как один знакомый монах про свой монастырь говорил. Я и славянские тексты, из Пролога, например, люблю копировать полууставом (в старой скорописью пишу), глазу приятно и всем понятно. Но это всё филологические добродетели, а нынче дай Бог нам и остальным крещёным христианам прочие заповеди соблюсти и добродетели не растерять, в лагеря-то за ять сажали, но Господь Бог за другое нас судить будет...

14. К Дорогой Редакции!

Дорогие мои! Хорошие! Смиренно прошу Вас вернуть мне прежний (как был до перерегистрации) ник - Ерусалимецъ ( с БОЛЬШОЙ буквы). Не знаю, чем заслужил вашу немилость и почему я стал ерусалимцемъ с маленькой... Оно, конечно, для смирения полезно, но такое написание полностью противоречит мною же разработанным правилам Высокого письма(см. пост 8 пункт III), согласно которому ЕРЪ ставится ТОЛЬКО после слов с заглавной буквы! С постом номер 8 согласились целых два человека, значит, вы и их обидели. С уважением, Ерусалимецъ ( в девичестве - ерусалимецъ). ОТ РЕДАКЦИИ РНЛ. Дорогой Ерусалимецъ! Да мы б с радостью, но не можем! Изменить свое имя на форуме можете только Вы сами т.к. нам неизвестен выбранный Вами пароль.
ерусалимецъ / 18.04.2012, 18:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Крупин
Лазарева суббота
Как я умирал
26.04.2024
Удел Божией Матери
1. Из книги «Афон. Стояние в молитве»
24.04.2024
Алексей Фатьянов
«Писатель о писателях»
18.04.2024
Александр Твардовский
«Писатель о писателях»
17.04.2024
На картошку!
Как на канале «Россия 1» оскорбили наше прошлое
13.04.2024
Все статьи Владимир Крупин
Бывший СССР
День памяти первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06