«Серые волки». Часть 1. В ожидании грозы

Глава 4. Заветы отца

0
553
Время на чтение 15 минут

Предисловие

Часть 1. В ожидании грозы. Глава 1.  Малая родина

Часть 1. В ожидании грозы. Глава 2. Зорька

Часть 1. В ожидании грозы. Глава 3. Земля крестьянам, а власть кому?

 

Несмотря, что войну «ждали», сообщение о ее начале прозвучало, как гром среди ясного неба. А последовавшие за этим события на фронте повергли в шок весь народ. В нашей местности была объявлена всеобщая мобилизация. Перед убытием отца на призывной пункт мы с ним уединились в саду за столиком друг против друга, и начался между нами прощальный разговор.

Отец, участник Гражданской войны на командных должностях, был очень трудолюбивым и ответственным человеком, пользовался большим уважением и доверием у сельчан. Тем дороже было мое ощущение, что наша прощальная беседа была больше похожа на откровенный разговор двух взрослых и равных людей, чем на наставления о том, что можно делать, а что нельзя. При этом я подумал, что это, возможно, будет последний разговор в нашей жизни. Ведь неизвестно какие бедствия принесет война, и кто в ней уцелеет.

Основные мысли я кратко записывал в тетрадь. Честно говоря, в дальнейшей своей жизни я не встречал такого человека, с которым бы я мог так, от всей души, поговорить о жизни. С одной стороны, даже с друзьями не всегда можно было выложить все, что у тебя накипело на душе - всегда была боязнь непонимания. С другой стороны, возможно было ожидать и предательство -  по болтливости или с какой-то определенной целью. И этих людей (порой даже довольно близких) нельзя было осуждать. Шпиономания, повсеместные поиски вредителей и врагов народа тяжелейшим прессом ложились на сознание советского человека в тридцатые годы. Каждый мог стать жертвой «сверхбдительности» соседа и или сослуживца, особенно если он попадал в руки правоохранительных органов. Многие тысячи людей были подвергнуты репрессиям в результате вольного или невольного оговора близких им людей.

В свойственной ему неторопливой манере отец начал оглашать свои размышления. Начал он с того, что с сегодняшнего дня я остаюсь за старшего в семье, и на моем попечении будут мать и двое значительно младших по возрасту детей - брат и сестра. Он обратил мое внимание на то, что я уже не по годам возмужавший и довольно грамотный человек:

«Ты научился во многом разбираться в жизни самостоятельно. Хорошо выполняешь многие работы по дому и делаешь это по своему разумению, качественно и быстро. Теперь тебе придется всем нашим хозяйством заниматься самостоятельно. Делай это, советуясь с мамой. Она имеет большой жизненный опыт и много чего умеет делать, но силенки у нее уже далеко не те, что были в молодости. Ведь она родила десять детей, из которых шесть живы, и имеет уже двух внуков от твоей старшей сестры. Война будет долгой и кровопролитной. Ведь столкнулись две великие державы. Погибнут миллионы людей, не меньше будет и искалеченных и бездомных. Нынешние средства уничтожения ужасны по своей силе истребления всего живого, и не только живого».

«Немцы принесут неисчислимые страдания нашем народу. Вполне возможно, что они придут и в нашу область и даже дальше на Восток. Но в конечном итоге они должны быть изгнаны с нашей земли. Это следует из истории России и Священного Писания. Так, в откровении Иоанна Богослова (Ю.О. - Откр. 13,10) сказано: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убитым мечом». Это пророчество, несомненно, будет исполнено по отношению к захватчикам. Их испокон веков на Руси не жаловали, а гнали и истребляли».

«Помни, что есть такая народная мудрость - живи днем так, чтобы ночью ты спал спокойно. Ведь впечатления дня беспокоят сон. Вроде все прошло, а человек все равно задумывается над тем или иным событием и слышит некий голос, который ему о них напоминает. Это голос совести. И его не всегда можно заглушить. Не позволяй себе никого притеснять, унижать. Этим ты друзей не приобретешь, а недругов наверняка прибавится. Главное здесь - не делать необдуманных, страшных шагов, зная безвозвратность сотворенного тобой. Надо всегда стараться найти разумное решение».

«В повседневной жизни придерживайся двух правил. Никогда сам не падай духом и не внушай уныния другим. Мы не должны унывать, потому что наше расположение духа отражается на окружающих. Мрачные мысли отнимают и у тебя, и у них силу, энергию, бодрость и надежду на будущее. Надо смело смотреть вперед, отыскивая всегда светлую точку. Тогда окружающая нас жизнь покажется радостнее, светлее и прекраснее. В некоторых обстоятельствах, если возможно, лучше промолчать, чем высказывать свои опасения. А если в этом есть острая необходимость, то надо это сделать в корректной, взвешенной форме. Часто люди опускают руки в отчаянии, видя, что их труды напрасны и плодов не видно. Будем помнить, что за тучами всегда светит солнце и терпеливо ожидать, чтобы оно вновь воссияло и нам».

«В жизни существует такое понятие, как разумная расчетливость. Один и тот же результат, в конечном итоге, может быть получен в разные сроки, с большими или меньшими затратами и потерями. Это относится к любому виду деятельности. Расчетливость и осторожность должны быть у человека на вооружении на протяжении всей жизни, и особенно в период его активной деятельности. Отсутствие этих качеств у человека приводит к беде. За примерами далеко ходить не надо». (При этом были названы семьи из нашего поселка, хозяева которых не рассчитывали свои пищевые запасы до урожая будущего года и залезали в долги).

«Даже в самых сложных обстоятельствах не теряй присутствия духа и помни, что в правом деле тебе всегда будет оказана помощь». На это я спросил: «Кто же может мне оказать такую помощь, кроме тебя, когда ты уезжаешь?» После короткого раздумья отец ответил:

«Ты еще слишком молод, имеешь недостаточный жизненный опыт, многое недоступно твоему пониманию. Знай одно: в мире существуют силы, которым известно все о наших делах. Понимаю, что молиться Всевышнему открыто сейчас бывает не просто и даже опасно. Но Бог должен быть всегда у тебя в сердце. По моему разумению эта война нам ниспослана неспроста. Слишком много люди нагрешили на нашей земле. Разрушили храмы, наказали и уничтожили много ни в чем неповинных людей, в том числе священнослужителей. Власти насильно отлучали народ от Православной Христианской Веры. А ведь Бог поругаем не бывает. Зло, в конечном итоге, не остается безнаказанным - за него когда-нибудь придется платить, и довольно высокую цену».

«Поэтому всегда и везде веди себя благопристойно. Не богохульствуй, не хули Всевышнего, старайся не ругаться, особенно матерными словами. Голос и язык дан Всевышним человеку для добрых дел, для общения. Человек выражает своим голосом радость, горе, недовольство, возмущение. Но очень важно при этом как он это делает, и какие слова употребляет. В снежных горах от малейшего колебания воздуха нависший снег может отделиться от глыбы и произвести обвал - лавину, уносящую за собой все в пропасть. Трудно даже вообразить, но одно слово может иметь такие страшные последствия даже на силы природы. А ведь влияние наших слов на человека еще сильнее. Необдуманное слово, часто случайно и легко брошенное на ветер, двигает событиями в течение длительного времени. Пустые слова - слова, которые возникают из праздной, легкомысленной жизни наносят человеку вред, наносят ему раны. Они нередко переходят из уст в уста, чернят нравственный облик человека, выражают злорадство при виде чужой неудачи или беды и из пустых становятся жестокими. В празднословии и жестокословии, а также в громкоголосии там, где без этого можно обойтись, упражняются обычно люди не очень умные, которые хотят чем-то отличиться, обратить на себя внимание, завоевать дешевый авторитет».

«Ты должен обращаться с ближними своими, да и со всеми, с кем тебя сведет судьба, ровно, спокойно, без повышения голоса - так же, как ты бы хотел, чтобы твои собеседники обращались с тобой. Гнев не раз уже, и вполне справедливо, сравнивали с сумасшествием. В гневе человек бывает «вне себя», как помешанный. Он уже не помнит себя и не властен над собой. Часто в таком состоянии дело доходит до рукоприкладства, что приводит к долговременным последствиям. Если у твоего собеседника есть какая-то предвзятость или он проявляет раздражение или негодование против тебя, то он, видя противоположное к себе отношение, проникнется к тебе в конечном итоге уважением и доброжелательством. Понятно, что это положение не относится к нашим врагам. Очаг возможной ссоры и вражды надо погасить, не дав ему разгореться».

«Воздерживайся от пьянства и табакокурения. Не только не делай, но и никогда не желай людям зла (враги здесь не в счет). Никогда никому не завидуй. Для себя и своей семьи, а я надеюсь, что она у тебя когда-нибудь будет, делай все своим умом и своими руками».

«Никогда не теряй надежды, так как без надежды жизнь человека вообще теряет смысл. Не мелочись в делах - можно прослыть скупым, крохобором. Но и не роскошествуй - к роскоши люди всегда относятся с подозрением. Имей в виду, что трусы, предатели и подлецы, хотим мы того или нет, но, к сожалению, являются частью нашего общества. Человек, не подготовивший себя к защите от их действий, рискует многим, порой даже своей жизнью».

«В работе или общении с людьми очень важно проявлять терпение, настойчивость и выдержку. Только так можно достичь положительного результата. Далеко не все владеют этим, казалось бы, простым даром. Поэтому и теряют очень многое, а порой даже все. Терпеливый и расчетливый рыболов или охотник, как правило, приходит домой с добычей, а торопыга часто с пустыми руками. Терпению надо учиться у умудренных жизнью людей, а также у самой природы и ее обитателей - скажем, у тех же волков, которые терпеливо выслеживают и преследуют свою добычу».

«Запомнить тебе надо на всю жизнь, что даже в самой критической, казалось бы безвыходной ситуации, надо искать выход. Не теряй разума, не впадай в панику, ищи его - он всегда должен быть. Последствия паники всегда страшны. Люди при этом калечат себя и друг друга, и даже гибнут. Поэтому всегда смотри, наблюдай и думай, прежде чем сделать что-то серьезное. Хорошенько подумай, если предоставляется такая возможность. Но часто обстоятельства складываются так, что решение надо принимать немедленно, так как промедление может привести к гибели человека или большим материальным потерям. Вот тут-то должна сыграть совокупность положительных качеств человека: жизненный опыт, знания, умение грамотно оценивать сложившуюся ситуацию и быстро принимать решение. В таких случаях риск неизбежен и оправдан. Но имей в виду, что ошибки в наших действиях очень дорого обходятся нам, а иногда приводят к трагическим последствиям. Такова она - жизнь».

 «У любого человека есть естественная потребность в общении. Как правило, он стремится поделиться с тобой своей радостью или горем. Но в общении очень важно быть не просто выслушанным и понятым, но и почувствовать, что с тобой по-настоящему разделяют твою радость, а в горе готовы прийти тебе на помощь. Поэтому не стесняйся предлагать и оказывать помощь людям. Помни, что не болтовня или напускная веселость украшает человека, а немногословие и деловитость - особенно перед лицом надвигающейся опасности». 

«Много несчастий и бед приносит людям страх. Он часто парализует волю человека и порождает либо панику, либо бездействие, которые ведут к гибели. Здесь важно понять и оценить ситуацию. Если зло неизбежно, то все свои силы надо сконцентрировать на его преодоление или уменьшение возможного ущерба. Ну, а если опасность еще только воображаемая, то необходимо вовремя понять ее природу и привести свои нервы в порядок. Жизнь, особенно в военных условиях, очень часто требует от нас бесстрашия и решительных действий. Однако, следует иметь в виду, что бесстрашных людей от рождения, вообще-то, не бывает. Человека с раннего детства учат преодолевать страх. Но он часто приходит и во взрослом состоянии. В этом случае наиболее удачно и быстрее всего получается групповое обучение. Вот, скажем, после артиллерийской подготовки конный эскадрон пошел в атаку на противника. Кони рванулись вперед, блестят клинки, слышится мощное «Ура». Если в атаке участвует еще не обстрелянный и не очень храбрый кавалерист, он все равно мчится вперед, позабыв о чувстве страха. Правда, после боя далеко не всякий скажет, что ему не было страшно и он навсегда преодолел страх. В преодолении страха и неуверенности в себе не следует сосредотачиваться только на неприятном. Займись самовнушением, вспоминай о благополучных завершениях ранее совершенных дел и излечениях от болезней. Положительный самонастрой часто помогает в жизни».

«Нельзя путать осторожность со страхом, боязнью что-то делать, нерешительностью. Это совершенно разные вещи. Осторожный человек всегда сдержан, бережлив, негруб. Он предусматривает не только возможную выгоду, но и опасность для себя, для людей и дела, которое ему поручено. Но не только это надо иметь в виду. В каждом деле бывает очень важным момент, когда необходимо определить целесообразность и полезность выполнения какой-либо работы. Отсюда следует вывод. что не за всякую работу надо браться. В нашей колхозной жизни масса примеров, когда бездумно выполненная работа наносила вред земле и являлась не только ненужной, но и ущербной для жизни людей и природы. Посмотри, сколько загублено гектаров полей и лугов из-за вырубки защитных лесонасождений, не позволявших развиваться оврагам и предотвращающим вынос плодородной почвы с полей на луга».

«Не увлекайся праздной жизнью. Она очень доступна и привлекательна, но оказывает огромное отрицательное влияние на людей - опустошает карманы и кладовые, разрушает семьи, расшатывает здоровье и подрывает авторитет не только хозяина дома, но и всей семьи. Это вызывает осуждение людей».

«Ничего не делай сгоряча такого, о чем потом можешь пожалеть. Начиная какое-то важное дело, всегда думай о его конце и возможных последствиях. Начало часто бывает привлекательным, а вот конец непредсказуем. Уклоняйся от зла и стремись делать добро. Но в то же время знай, что всех вокруг не облагодетельствуешь. Удерживай язык свой от злых и лукавых речей. Старайся не воздавать злом за зло, и на ругательства не отвечай ругательствами. Будь всегда собранным, опрятным, аккуратным, подтянутым, но без щегольства и претензий на свою исключительность. На работу не напрашивайся, но и от работы не уходи. Главное, чтобы исполнять ее добросовестно и в срок. Позаботься о первом впечатлении людей о себе - оно многое определяет. Не давай никаких поводов для жалости к себе и зависти. Это унижает человека. Не забывай, что каждый день твоей молодой жизни решает твою будущую судьбу. Поэтому не пропускай ни одного дня без работы над собой. Дорожи своей молодостью - этим драгоценным даром. Смотри на нее как на сокровище, которое надо как можно дольше сохранить и разумно использовать». 

«Не вступай в праздные разговоры и бесполезные споры, которые нередко ведут к обострению отношений, а зачастую, под пьяную руку, и к драке. К ним относятся и всякого рода кривотолки, вторгающиеся в сокровенную область чужих человеческих отношений. Часто неумные «шутки» приводят к разбитым жизням, распаду семей. Недаром в народе говорят, что «добрые слово лечит, а злое калечит». При общении с одним человеком улучшается настроение, восстанавливается бодрость и работоспособность, а от встречи и после разговора с другим - наоборот чувствуешь себя опустошенным, уставшим, как будто отняли силу, энергию. Старайся не общаться с такими людьми, а если этого не избежать, то не раскрывай им свою душу. Не открывай души и каждому встречному. Понаблюдай за человеком внимательно и тебе станет ясно, кто перед тобой - порядочный, уравновешенный и деловой человек или бездельник, хвастун и болтун, привыкший жить чужим трудом. Такие люди очень часто употребляют слова не к месту, и не по делу. Помни, что многие люди могут обратить твои слова тебе во зло».

«Наше дело употреблять в оборот все то полезное, что мы имеем, чтобы ничего не пропало. Этот разумный крестьянский подход далеко не всеми соблюдается. Имей в виду, что очень многим людям стало свойственно сваливать свои промахи и ошибки на других за случившиеся по их вине несчастия и неудачи. Мы никогда не должны перекладывать свою ответственность на других, а сами обязаны отвечать за свои проступки. И если нам приходится страдать, мы должны безропотно нести это наказание с полным сознанием того, что оно заслуженно».

«Научись разумно планировать свою деятельность и не откладывай назавтра дела, намеченного к исполнению сегодня. Завтра обстановка может измениться к худшему или могут появиться другие, более важные дела. Время, в отличие от товаров, нельзя купить или одолжить. Оно невосполнимо. Если сосчитать все минуты и часы, которые у человека пропадают без употребления, в безделье, в праздной болтовне, то насчитались бы целые годы. Сколько добра можно было бы сделать за это время для себя и других людей? Время для выполнения добрых дел всегда ограничено, а силы человека не беспредельны».

«Постарайся содержать свои помышления, слова и чувства в чистоте и спокойствии. Меньше всего доверяй пропаганде, с чьей бы стороны она не исходила и в какой бы форме не преподносилась. В любой пропаганде, устной или письменной, много лжи, которая кому-то выгодна. Один из примеров такого действа мы сейчас переживаем. А что еще будет впереди? Знаю одно - нашему народу предстоит пережить страшные испытания и понести огромные людские и материальные потери. То, что мы слышим сейчас по радио и читаем в газетах - лишь маленькая часть правды. Что значит «внезапное нападение без объявления войны»? Ведь об этом у нас трубили чуть ли не на каждом углу и не один месяц! Огромная сила была сосредоточена на границе и с той, и другой стороны. Спрашивается, зачем? Для развлечения военнослужащих? Но ведь солдата после призыва в армию учат, прежде всего, воевать - истреблять солдат противника, убивать. Ошибки наших руководителей, в конечном счете, дорого обошлись и еще обойдутся нашему народу».

«Не допускай, чтобы невинные люди страдали по твоей вине. У тебя имеется оружие. Не стреляй в незнакомого и безоружного человека, разберись, кто он. Ты ведь не знаешь, кто перед тобой - друг или враг. Завтра ты можешь оказаться на его месте». Отец, оказывается, знал о моих похождениях (в том числе и ночных) по полям, лугам и лесам. Он поинтересовался: «А каковы твои успехи по стрельбе из винтовки?» Я, конечно же, был удивлен и насторожен таким вопросом. Но он успокоил меня, сказав, что давно уже раскрыл мою тайну - только раньше времени не хотел вмешиваться в мои дела. «Вел ты себя здесь осторожно и я бы даже сказал, скрытно, не вызывая никаких подозрений ни у жителей поселка, ни у властей. Что касается меня, то отцу положено знать о проделках своих детей, особенно подрастающих сыновей». (Речь шла об обнаружении мною его тайника с винтовкой и стрельбе из нее в глухих местах леса.)

Далее отец отметил, что он внутренне одобрял то, что я в ночное время, еще до начала войны, ходил по лесам, полям, лугам с волчицей и собакой, изгоняя из себя страх и учась самостоятельной ориентации на местности. «Поскольку ты уже разумно использовал один из моих оружейных тайников, теперь владей и другим хранилищем. Ты найдешь там очень ценные вещи, которые наконец-то дождались своего часа». Чтобы не отвлекаться и не прерывать беседу я не стал уточнять содержание второго склада. Для этого у меня будет еще немало времени впереди, после проводов отца. Но отец встал с места, прошел во двор и указал мне место нахождения этого тайника, кратко проинформировав меня о его содержимом. Там оказались вещи, которые мне потом очень пригодились: кавалерийское седло, наган, маузер, сабля, две гранаты и патроны. Конечно, об этом богатстве более никто не знал. Часть этого имущества потом перекочевала со мной в партизанский отряд. Все оно было грамотно упаковано и хорошо сохранилось. Умели наши люди прятать такие вещи! 

Возвратившись в сад, мы снова сели за стол, и отец продолжил свое напутствие:

«Мне все на земле выполняем дело, порученное нам Всевышним. Каждому из нас дан талант для его полезного употребления. Сама наша жизнь и есть этот дар. Жизнь на Земле нам дана не для того, чтобы прожить ее беззаботно и в довольстве какое-то количество лет. В конечном итоге за все, сотворенное нами здесь придется отвечать перед Тем, от кого мы эту жизнь получили. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много было вверено, с того много и взыщут. На нас лежит строгая ответственность за этот талант, вверенный нам Богом. Будь то земное богатство - деньги, силы, здоровье, или духовные способности. Одному дано меньше, другому больше. И все это вверено человеку всего лишь на время и для того, чтобы он применил данное ему к делу - во славу Божию и на пользу ближних своих. И от нас Бог потребует строгий отчет за все нами содеянное».

 «Не пренебрегай советами других людей, особенно старших, познавших жизнь во многих ее проявлениях. При этом тщательно пропускай эти советы и мнения через свой ум и знания. Советчиков в нашей жизни бывает много, а вот умных и достойных людей негусто. Запомни еще одно жизненно важное правило: в серьезном деле никогда не пренебрегай мелочами. Ведь мелочи могут только на первый взгляд показаться таковыми. А в народе говорят: вся наша жизнь состоит из мелочей».

Было высказано немало и других, как я полагаю, мудрых мыслей. Далее мы разговаривали о наших хозяйственных делах - в основном, о том, как лучше поступить с нашей пасекой (к сожалению, я так и не успел применить на деле эти советы). Наконец, как бы подытоживая нашу беседу, отец сказал: «Ты, сынок, внимательно слушал меня, не перебивая и при этом что-то записывал. Я благодарен тебе за внимание ко мне. Имей в виду, что это не какие-нибудь надуманные нравоучения. Это обобщение моего собственного жизненного опыта, наблюдений и размышлений. Думаю, что хотя бы некоторые из этих советов тебе в жизни пригодятся».

Я от всей души поблагодарил отца за такую первую в моей жизни откровенную беседу. Могу сейчас точно сказать, что услышанные тогда мною мысли и советы отца навсегда поселились у меня в голове, хотя и признаюсь, что до глубокого понимания многих из них я в то время, видимо, еще не дорос. Главное, что я вынес тогда из нашей беседы, это отцовский наказ о достойном, уважительном сосуществовании среди людей. На прощание мы пожелали друг другу пережить это тяжкое время и сохранить свои жизни. Каждый из нас наверняка подумал (по крайней мере, о себе я точно могу сказать), что эта беседа, возможно, будет последней в нашей жизни. Отец пообещал ежедневно молить Всевышнего о даровании нам силы достойно пережить эти тяготы во имя будущей жизни.

Следует сказать, что, вполне очевидно, молитвы отца дошли до Бога и, несмотря на смертельные испытания, все члены нашей семьи вышли из войны живыми. Отец вернулся с войны с изрядно подорванным здоровьем. Господь сохранил его во время этой жестокой и кровавой человеческой бойни, но его судьба сложилась в дальнейшем трагично - в 1946 году он погиб в Белоруссии от рук отщепенцев во время нападения банды. Три его сына также испытали достаточно лихолетья, но живыми вернулись к мирной жизни. Брат Александр за войну сменил несколько разбитых в сражениях танков и чудом уцелел в своем последнем бою в Венгрии, у озера Балатон. Там его, уже горящего, вытащили из машины, а затем несколько месяцев приводили в госпиталях в человеческий вид. Брат Иван, как врач, в атаки не ходил, но тоже был неоднократно ранен и контужен. И после войны ушел из жизни сравнительно молодым. На мою долю тоже достались две контузии и три серьезных ранения, последнее из которых ощущаю до сих пор.

.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Это слово русского человека

Спаси Господи! Распечатать и дать прочитать детям - и не только. Каждая фраза золото. Не часто можно встретить такое.
Георгий / 30.03.2012, 04:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Степан Николаевич Ерохин († 2013)
Пути Господни
Эпилог. Главное на войне - беречь людей
08.05.2015
Неожиданная встреча
О пребывании в Чехословакии
07.05.2015
Здравствуй, Русь Великая!
После войны
05.05.2015
«Серые волки». Часть 2
Глава 25. Враг терпит поражение
12.10.2012
Все статьи Степан Николаевич Ерохин († 2013)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06