Вспомним нашу человеческую МУЗЫКАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ: по грехопадению Адама и Евы и изгнанию их из Эдема, Господь по своему неизреченному милосердию даровал - открыл - им чудесную способность: потребность оплакивания своих прeгрешений (покаянный плач) и, в тоже время, сохранять благодарность Творцу, произнося СЛАВОСЛОВИЯ ЕМУ И ВОИНСТВУ ЕГО (гимны).
Плач и гимн - вот истоки того, что позже стало именоваться «музыкой». Прошло время, и по произволению своему и греховности своей человек стал забывать это изначальное предназначение Музыки, привнося её божественную способность воздействия на человеческую душу в земную жизнь: труд, семья, рождение, похороны и т.д. Так возник Фольклор, самобытное искусство человеческое, что и сегодня сохраняет свою живительную силу и способность быть всепомощником человеку. Перешагнём через века и вот мы в дне сегодняшнем, среди моря разливанного самых различных и порой взаимоисключающих музыкальных жанров, стилей, понятий, вкусов, предпочтений и т.п. Но во всём этом бесконечном разнообразия всегда можно точно и почти безошибочно определиться - какие истоки питают эту музыку - духовно-нравственные, созидательные или это музыка от лукавого, бесовская музыка, что уже потому и не может именоваться Музыкой, ибо все связующие с Творцом, созидательные нити порваны в ней окончательно...
И, дабы сохранить свою душу от повреждения, от нарочитого сатанинского вредительства, должно соблюдать величайшую осторожность и бдительность в выборе СВОЕГО жанра, своего предпочтения, своей Музыки...
Моя музыка
К великому сожалению чаще всего не мы выбираем, но нас выбирают: неуспехи нашего светского воспитания и маловерие тому причина, также как и наша «всеядность» и неустойчивость перед искушениями, коими переполнен современный мир. Только серьёзное и достойное полноценное музыкальное воспитание и стойкая вера может даровать нам возможность самим оценивать и принимать (или не принимать) самые различные музыкальные течения, направления, стили, избегая подделок под музыку, отделяя прекрасное от дурного, находя для себя то истинное и великое, что греет сердце, возвышает ум, душу, очищает и приближает к Богу. Это и есть МОЯ МУЗЫКА, которую я могу, должен найти, встретить и сделать своим спутником-помощником на всю оставшуюся земную жизнь. Так хочется и так должно быть, но этого нет, а если и есть, то лишь для незначительного посвящённого и просвещённого меньшинства: большинству же уготовлена другая участь. Вот об этом и хотелось бы здесь поведать, предостеречь да помочь советом...
Другая участь
Кто бы мог подумать, что великий дар, великое искусство постижения и познания мира - МУЗЫКА, в 21-м веке будет подменено суррогатом, эрзацем, ложью в привлекательной бесовской обёртке. Как это могло случиться-статься, что окончательно обезумевший мир поверил в великий обман и принял по сути дела волка за овцу, доверившись бесчисленным музыкальным поделкам и подделкам, которые лишь потакают нашему незнанию, отсутствию «поставленного» вкуса, «ласкают» наш необученный слух и бесконечно отдаляют от подлинной истинной божественной Музыки. Когда же произошла эта подмена нравственно-эстетических ценностей, это навязанное вырождение слуха и вкуса? Пусть исследуют учёные мужи этот феномен, ну а нам, наконец, пора назвать вещи своими именами, попытаться понять самих себя, определиться в своих предпочтениях и обрести стойкий иммунитет против искусителей века сего - продавцов от искусства, торгующих возле храма искусств. Должно сознаться самим себе: все мы, обыкновенные и неискушённые люди, испытываем скрытую неудовлетворённость от навязываемого нам слухового мусора, ностальгируем по утраченному естеству и сохраняем в себе естественное желание это утраченное обрести заново, вернуться на круги своя...
«Попса»
«То не выпь кричит в лесу, не медведь ревёт, не хохочет то
Кикимора поганая. То из чащи из густой, из трясин-болот,
Приползла на Русь «попса» окаянная...» -
поёт в своей песне Тимур Шаов.
Лучше и не скажешь: как слизь дурманная опутала она всех и вся, ничего не дающая ни душе, ни сердцу, но лишь бередящая наши вечные раны и болячки на уровне бездушной рефлексии, на уровне безучастно-прикладном, на младенческом уровне: «приятно - неприятно». Главный её признак это отсутствие содержания, художественного образа, музыкального смысла, которые подменяются навязыванием и удержанием «комфортного» эмоционального состояния (меланхолия, ностальгия, слёзы, томление, парение и т.п.), текстом «ни о чём», утробным бормотанием, «криком отчаяния» и целым набором спецприёмов, рассчитанных на сиюминутную реакцию плоти. Среди них - монотонное вдалбливание ничего не значащих слов, магическо-заговорческий шёпот-ужас, примитивно-банальная интонация, вскрики-всплёски-шорохи, два-три аккорда из разряда «два притопа - три прихлопа» и т.п. Массовая аудитория, не познавшая и азов музыкального образования, а её около 90% от всех, легко «клюёт» на пикантные и стандартные «сюжеты»: чаще всего это любовное томление во всех его плотских проявлениях, разочарование, аффективные состояния, мистика, агрессия. Музыкальная «база» для озвучки этих эмоциональных позиций более чем примитивна: электронно-машинные стандарты в заданном режиме «остинато», назойливо повторяющиеся инструментальные «риффы», унылый однообразный дряблый ритм, дебильные тексты с бесконечными «ля-ля-ля» и «трали-вали...», бесцветный тембр, дешёвые голосовые эффекты и спецобработка естественного звука на «незвук». Отсутствие элементарного вкуса и творческих подходов, замена настоящего профессионализма на воинствующую дилетанщину - вот незаменимые свойства этой, легко входящей и ещё легче выходящей, массово-психозной продукции. Изготовители её - огромный штат-клан подельщиков и продавцов - имеют миллиардные доходы от многомиллиардной армии потребителей, ибо «попса» сегодня затмила всё и вся и спрос на неё не притупляется: ведь не нужно никаких усилий, никакой культуры и вкуса для её потребления, да и стоит она недорого, дёшево. Как жвачка жуётся она и отрыгивается, не оставляя после себя никакого душевного отклика, сердечного отзыва, эстетического наслаждения.
«Попса» от «попсовать» (словарь Даля), что значит «испортить, напакостить» и это полностью соответствует «жанру», который вовсе не жанр, но «коммерчески ориентированный» способ выколачивания денег из низкопробной, неоригинальной и дурнопахнущей «продукции», которой мы услаждаемся и упиваемся, не ведая порой, что уже зомбированы, посажены на потребительскую иглу, лишены возможности контролировать себя, личностно опустошены и дезориентированы. Последнее самое страшное. Но что делать, если попсовая «музыка» и денно и нощно навязывается всеми СМИ-ТВ, звучит и снизу и сверху, предлагается везде, где чем-либо торгуют, и никуда от неё не спрячешься, не спасёшься?
Спасёшься и вернёшься в нормальное и естественное русло-состояние, если однажды (быть может, уже сегодня) скажешь себе: я человек, творение Божие, и достоин подлинно человеческой Музыки, где есть, прежде всего, созидательная мысль, нравственный настрой, душевная искренность и сердечная доверительность, где есть доброе начало и образная выразительность, питающие воображение, и где Музыка, ностальгируя по утраченному, восстанавливает нашу способность воспринимать этот мир как чудесно-первозданный.
Перед автором не ставится задача исследования всех негативных проявлений «попсы», как чисто коммерческой «инициативы» предпринимателей от музыки.
Следует также определённо отделить её («попсу») от жанров популярной музыки, не порывающей с традициями «эстрадной» музыкой 60-70-х годов, сохраняющих все признаки ЖИВОЙ музыки, но уже с современным содержанием и новым инструментальным и исполнительским стилем.
Анализ состояния современной массовой культуры, популярной музыки, её жанров, исполнителей, проблематика массового культурного воспитания во всероссийском масштабе достаточно подробно представлена в многочисленных статьях, книгах и журналах. Здесь же мы затрагиваем самые актуальные и больные для нашего общества музыкальные проблемы...
Рок-музыка
Когда полвека тому назад возник «рок» («Rock» - англ. качать), никто и не предполагал, что сегодня он затмит умы всем и вся, вытеснит все прочие жанры и воссядет королём и победителем. В чём дело, в чём притягательная сила этого феномена? Ответ прост: в основе рока лежит эффект пробуждения первобытного инстинкта «синхронного качания», когда постоянно вращающаяся назойливо-остинатная ритмоформула (ударные) вызывает активную плотско-мускульную реакцию + эмоциональное возбуждение, которым трудно воспротивиться, ибо магическая сила ритма обращена к «нижним этажам головного мозга». А вот и «заключение» экспертов: «средства психологического воздействия, применяемые в рок-музыке, относятся к разряду сильнодействующих шоковых раздражителей, парализующих иммунный механизм и вызывающие состояние аффекта». Таким образом, сознание отключается и «действия» становятся бесконтрольными, а действительность окрашивается в иллюзорные тона, подобно состоянию наркотического опьянения. Потребность испытать именно такое состояние, выйти за пределы реальной действительности, которая не радует, но лишь томит да огорчает, выдаёт и нравственно-интеллектуальный потенциал потребителя, которых миллионы...
Если первые образцы танцевального рока (ранний «рок энд рол») и последующие его модификации отражали и выражали «чувство протеста против социальной и нравственной несправедливости», всегда свойственное молодому поколению, то более поздний рок стал добычей коммерческого вампира - рынка, что узрел в роке небывалую возможность нажить «бешенные деньги» и не ошибся: современная «рок-индустрия» по размаху и обороту оступает лишь ВПК (военно-промышленному комплексу). А потому и содержанием сегодняшнего рока стали в основном мир наркотических иллюзий, стихия разрушения, секс и эротика, плотская развязанность и вседозволенность, - иными словами, мир сатанинских вожделений и бесовских потуг. Антидуховная суть рока, разрушающая человеческое сознание и отдаляющая тем самым от Бога очевидны: колдовской обряд, шаманское действо современных рок-концертов по своей отвратительно-отталкивающей сути являются верхом циничной спекуляции, надругательством над божественной сутью человека. Оглупление же аудитории при помощи воспроизведения языческого обряда, введение её в неуправляемое транс-состояние производится средствами запредельными, но заимствованными из арсенала живой музыки.
Вот как это делается.
Если исследовать «средства музыкальной выразительности», используемые в роке, то получается следующая неприглядная картинка.
1.Современные технологии позволяют извлекать из инструментов звуки с частотными показателями, находящими за пределами нашего слухового восприятия, но действующие на подкорку головного мозга, что, парализуя волю, вводят в состояние прострации или же возбуждения, доходящее до экстаза.
2. Повышенные до предела громкостные и шумовые характеристики + динамизация спецэффектов непременно подавляют и угнетают психику, способствуя полному подчинению языческому обряду, проявлению самоэкзальтации и т.п.
3. Как это всем известно и понятно, в рок-музыке мелодия отсутствует начисто: её заменила «темброво-артикуляционная речитация», которая единственно и возможна в этом «жанре», ибо традиционная мелодика, наполненная смысловым содержанием никак не вписывается в обряд, смысловым содержанием которого является бессмыслица, поддержание бессмысленного транс-состояния, приближающемуся к шоковому безумию. И если в раннем роке мелодия ещё присутствовала, то в рыночно-коммерческом она просто не нужна.
4. Современная рок-индустрия для эпатирования потребителя и извлечения дополнительной прибыли привлекает целый арсенал дополнительных аксессуаров: цвето-свето-возбудители, пританцовывающие и приплясывающие полуголые женщины (эротический аспект), карнавальное одеяние и эксцентричное поведение рокеров (декоративный аспект), улюлюкающие и скандирующие «группы поддержки» и многое другое. Понятно, что в этой обстановке водка, никотин, пиво, наркотики и другие вспомогательные средства являются не только позволительными, но и желательными. А потому грандиозные рок-зрелища-«ристалища», как правило, заканчиваются погромами и скандалами с драматическими последствиями. И эта вакханалия, этот узаконенный шабаш находит своих фанатичных последователей, завзятых поклонников и защитников (потребителей), которым всё это безумно нравится и за что они готовы отдать последние деньги. Последнее обстоятельство, это явное (не в обиду им сказать) помешательство миллионов и миллионов можно объяснить полным отсутствием альтернативы, возможности узнать и войти в ДРУГУЮ МУЗЫКУ, которая есть и которая рядом, но к которой ещё надо проложить дорожку...И вина за это ложится на тех людей и те государственные и общественные структуры, которые не только не обеспечивают эту альтернативу, но потакают всевозможным рок-мероприятиям, рок-нашествиям, рок-фестивалям, доводя до абсурда ситуацию в массовой культуре, которая по сути дела является манифестацией АНТИКУЛЬТУРЫ...
Что делать?
Мы не случайно вынесли за скобки проблему массового отравления психотропными потребительскими «жанрами» («попса» и рок-музыка). Многообразие потребительских жанров в культуре, их историю социальные и общественные аспекты здесь опускаются. Именно «попса» и рок-музыка являются сегодня теми катализаторами музыкального негатива, что определяют сегодня «уровень падения и деградации» массовой культуры и сознания». Хотим мы этого или не хотим, но должны сознаться: дальнейшее неучастие и непротивление, дальнейшее безучастное и пассивное соглашательство с подлыми законами паука-рынка приведёт уже завтра массовую аудиторию, и прежде всего, молодое поколение, к полному вырождению чувства прекрасного, ощущений красоты, гармонии природы и человека, дарованным нам Творцом. Но стихия бесовская, разрушительная, будет торжествовать и подсчитывать свои дивиденды. Необходимо, потому, в корне пересмотреть концепцию массового музыкального воспитания на всех уровнях государственных и общественных организаций. Сегодня и миссионерские отделы при епархиях смогли бы включить в свою работу и пункты о музыкальном приобщении паствы (в особенности детской) к духовным родникам отечественной музыкальной культуры. Вед, если преодолеть это засилье псевдо-культуры и псевдо-музыки, то открывается простор для возрождения и торжества вечно живоносного фольклора, нового расцвета авторской песни, реанимации массовых инструментальных жанров - духовых и народных коллективов и конечно же наша выдающаяся отечественная классическая музыка, включая и лучшие образцы современной русской музыки, займёт, наконец, своё достойное место в репертуаре профессионалов и любителей...
Вместо заключения
Духовная составляющая в творчестве и исполнительстве сегодня не только имеет место, но место первенствующее. И это отрадное явление, но, вместе с тем, стоит опасаться попыток синтеза массовой культуры с темой духовной там, где их возможности и потенциал никак не пересекаются.
Имеется в виду тенденция некоторых ансамблей и исполнителей-солистов соединить элементы «попсовых» наработок с образами эпическими, православно-патриотическими, духовными. Здесь благие цели порой могут служить больше повреждению образа, чес его утверждению. Ведь жанр духовной песни использует специфические средства и подвластен потому лишь людям истиной веры. То же самое можно утверждать против попыток оправдать и культивировать «православный рок», исходя из того что рокеры тоже могут верить в Бога. Безусловно, могут, но нельзя соединить агрессивную и разрушительную природу нынешнего рока с мировоззрением, предлагающим созидание, всепрощение, покаяние и благостность. Сегодня появляются основания, что мы ждали все эти 20 лет разрушения и хаоса: время собирать камни НАСТУПАЕТ И НАСТУПИЛО УЖЕ СЕГОДНЯ...
Владимир Успенский, композитор
декабрь 2011 г.
16. Александру Б., 13
15. 11. Леониду Болотину
14. Иванов (12): "только тогда, когда сам человек этого хочет"
13. Вик12
12. к Вик12
11. С Вами спорить не собираюсь бывают или не бывают экуменические концерты
10. 8. Леониду Болотину
9. Re: Музыка среди нас...
8. Вик12: Вы обвинили В.Н.Успенского во лжи!
7. 5. Леониду Болотину.