«И тяжки словеса пустые»

Доклад на слушаниях в Общественной палате РФ

Новости Москвы 
0
655
Время на чтение 16 минут
В минувший четверг, 8 декабря, в Москве в Общественной палате РФ состоялись слушания на тему «Вместе в прошлом - вместе в будущем (единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого и путь к новым свершениям)», целью которых стало обсуждение подготовки празднования 400-летия преодоления Смуты XVII в. на Руси и восстановления российской государственности. Инициировал слушания, вел его пленарное заседание член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

«Урок преодоления Смуты, урок созидания народного единства, урок вразумления народом элиты должен быть не только достоянием исторических судеб, этот урок, я в этом убежден, важен для нашего будущего» - подчеркнул о. Всеволод во вступительном слове. В обсуждении приняли участие священнослужители, видные представители научных кругов и общественности, руководители властных структур различного уровня из Москвы и регионов, исторически связанных с Народным ополчением 1611-1612 гг. На слушаниях в пленарном заседании также выступил известный публицист, постоянный автор Русской народной линии Сергей Скатов, давно и плодотворно работающий в данной тематике. Его доклад предлагаем вниманию наших читателей сегодня.

* * *

Пожарский, Минин, Гермоген,

или Спасенная Россия.

Слог дурен, темен, напыщен -

И тяжки словеса пустые.[1]

А.С.Пушкин

«...мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, - а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут»[2]

Н.М.Карамзин

«...такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы»[3].

П.А.Столыпин

Наши слушания посвящёны 400-летию преодоления Смуты на Руси, восстановления российской государственности. Тема в канун юбилейных торжеств актуальна чрезвычайно, и низкий поклон Общественной палате РФ за инициативу.

Смею, однако, заверить, что и мы, нижегородцы, на родине Кузьмы Минина «не дремлем».

Подготовку к празднованиям мы начали загодя, в 1998 г., когда в Н.Новгороде был создан общественный благотворительный Фонд Минина и Пожарского, главной задачей которого стало увековечивание памяти героев Народного ополчения 1611-1612 гг.

Мы изначально настаивали на переносе официального празднования народной победы 1612 г. с 7 ноября, как было установлено ельцинским Указом 1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России», на 4 ноября (в Православии традиционно - День Казанской иконы Божией Матери). В 1999 г. инициировали учреждение и начали отмечать два новых областных праздника: 21 мая - Дня памяти гражданина Минина (предполагаемая дата кончины национального героя); 4 ноября - Дня славы Нижегородского ополчения. С 2001 г. ежегодно проводим межрегиональную культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества» по маршруту ополченцев Минина и Пожарского. На протяжении многих лет, в том числе совместно с рядом столичных общественных организаций, таких как Нижегородское землячество в Москве, православно-патриотическое Движение «Народный Собор», Фонд постановки памятника Патриарху Гермогену в Москве и др., организуем научно-практические конференции, общественные слушания, крестные ходы, другие памятные мероприятия. Издаем литературу соответствующего содержания.

Одно из таких изданий вышло в свет буквально на днях - 2-хтомный сборник архивных материалов, летописных, литературных, научных источников под названием «Подвиг Нижегородского ополчения»[4]. Сборник поистине уникален. Многие материалы, в него вошедшие, десятилетиями не переиздавались или же публикуются впервые. В целом даётся объемная и, что важно, объективная картина событий 400-летней давности. Выпущен в нижегородском издательстве «Книги» при содействии областного правительства по заказу Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, который докладчик представляет.

При жизни митрополит Николай (Кутепов) окормлял деятельность Фонда Минина и Пожарского. Народной победе 1612 г. давал высочайшую оценку, а подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского приравнивал к деяниям святых благоверных Великих князей земли Русской Дмитрия Донского и Александра Невского. Владыки нам сегодня в жизни и работе очень не хватает.

Сделано, в общем, на совесть и многое. Но ситуация по стране следующая.

* * *

Опросы, проводимые в канун Дня народного единства - 4 ноября, свидетельствуют: граждане России в массе своей не знают, как правильно праздник называется, а молодые люди нередко полагают, что Минин с Пожарским освободили народ... от татаро-монгольского ига[5]! СМИ с тревогой, а порой злорадством констатируют, что День народного единства с трудом приживается в России. Пишут, что непонятна идеология нового праздника, его содержание, дискутируют на тему, что и зачем мы 4 ноября отмечаем.

Между тем, идеология Дня народного единства, как день, ясна.

Праздник светский, учрежден в честь народной победы 1612 г. в соответствии с вековой традицией - по Дню Казанской иконы Божией Матери, который, в свою очередь, обязан царскому установлению 1649 г. Призывает к народному единству, которого так нам сегодня не хватает. Именно единство явило собой ополчение Минина и Пожарского, многонациональное по составу. Явило, добавим, в период иноземной оккупации, внутреннего раздора, затяжной гражданской войны.

И так ли нов «новый» праздник, как утверждают? Впервые День народного единства мы отметили 4 ноября 2005 г., но учрежден был Госдумой РФ еще осенью 2004 г. по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Другими словами: семь лет, с учетом современных информационных технологий, - срок более чем достаточный, чтобы разъяснить народу прописные, вроде бы, истины.

Однако по сей день в России - ни одного полноценного музея Народного ополчения 1611-1612 гг., музеев Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, а лишь кое-где скромные экспозиции, не говоря о других, менее известных и прославленных героях Смутной поры.

В школьных учебниках о народной победе 400-летней давности - несколько абзацев.

Былые исторические, литературные источники переиздаются редко, а если переиздаются, то тиражами, на массы не рассчитанными. Новейших научных изысканий крайне мало, и входят они в оборот с превеликим трудом, годами ожидая публикации в изданиях для узкого круга специалистов-историков.

При этом либеральными издательствами, СМИ массово тиражируются «материалы», «исследования», претендующие на сенсационность и бросающие тень на светлые образы руководителей ополчения. В трактовке событий, исторических личностей одна «сенсация» противоречит другой. что вносит еще большую смуту в умы и души людей.

Так, по мнению одних авторов, всем в ополчении заправлял Кузьма Минин, который подавлял «слабохарактерного» воеводу Дмитрия Пожарского, в решениях и делах был столь изворотлив и крут, что, пополняя ополченческую казну, торговал людьми (в буквальном смысле трактуя призыв земского старосты «жен и детей закладывать»). Другие, наоборот, уверяют, что заправлял как раз Дмитрий Пожарский, и стратегической целью князя было - узурпировать российский престол!

Хватает и помпезной трескотни, которая ничего, кроме раздражения и зевоты, не вызывает. «Пожарский, Минин, Гермоген,//или Спасенная Россия.//Слог дурен, темен, напыщен -//И тяжки словеса пустые», - в эпиграмме на «сочинение» такого рода в лицейские годы писал А.С.Пушкин.

В итоге потомки не ведают, как правильно величать Кузьму Минина, народного героя! «Козьма Минин», «Кузьма Минич (Минин сын) Захарьев Сухорукий», «Минин, Захарьев Сухорук, Кузьма Минич», «Косьма Минич Захарьев-Сухорук» и т.д, и т.п. Хотя при жизни героя звали исключительно «Кузьма Минин»[6]. Причем, фамилию, заслужив дворянство (посадским фамилия не полагалась), он получил по имени отца, Мины, по отцу же получил отчество - Минич. Таким образом, героя звали «Кузьма Минич Минин» - остальное «приписали» доброхоты много позже деяний и кончины героя[7].

Кстати говоря: в соответствии с последними научными данными, и к Балахне Кузьма Минин отношения не имеет (балахнинские Минины, как недавно установили ученые, - однофамильцы героя). И, разумеется, никакой Минин не татарин, пусть и крещеный[8], а доподлинно русский из семьи, имеющей глубокие православные корни[9].

7-ми лет не хватило на элементарное - снять и показать народу простенький телесериал, где, как минимум, в доходчивой форме ему, народу, растолковать, что и почему на Руси 400 лет назад делалось. Правда, был заказ Федерального агентства по культуре и кинематографии во главе с М.Швыдким: десятки миллионов бюджетных рублей ухнули на маловразумительную «художественную» киноленту «1612». За сей «шедевр» сценаристу Арифу Алиеву и режиссеру Владимиру Хотиненко, должно быть, стыдно.

Стыдно должно быть всем нам - за картину в канун 400-летия народной победы в целом!

* * *

В чем дело? Быть может, мы «...излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве...», как писал Н.М.Карамзин, поездив «по Европам»? Или опасаемся, по примеру телеведущего В.Познера, как бы не обидеть поляков? Что ж, обратимся к европейскому опыту.

Возьмем Францию. «Как с писаной торбой», здесь носятся с Жанной д’Арк. Не счесть стихов и романов, ей посвященных, документальных и художественных кинолент, живописных, скульптурных работ... Пусть с запозданием, в 1920 г., то есть спустя пять столетий после деяний и мученической кончины, католической церковью причислена к лику святых. Жанна д’Арк, Орлеанская Девственница, - во Франции это более чем героиня. Она, выражаясь современным языком, - общенациональный бренд, непреходящее достояние народа и государства.

Весной 2011 г. официальная делегация Нижегородской области побывала в Орлеане. По обмену опытом. «Целью поездки, - сообщила пресс-служба губернатора и областного правительства, - стало участие в празднике в честь национальной героини Франции Жанны д`Арк и проведение переговоров с французскими коллегами по вопросам организации подобных праздников», поскольку «в Нижегородской области осенью 2011 г. планируется организовать праздничные мероприятия в память о 400-летней годовщине патриотического воззвания Кузьмы Минина». Здесь с 29 апреля по 8 мая 2011 г. прошли торжества, посвященные 582-й годовщине снятия осады Орлеана. Торжества проводятся ежегодно, привлекая со всего мира десятки тысяч туристов, гостей. Программа включает в себя службу в кафедральном соборе, военный парад, выступления официальных лиц, лазерное шоу: сюжеты истории Столетней войны, жизни и подвига Жанны д`Арк проецируются на стены кафедрального собора в ночь с 7 на 8 мая... Итогом поездки стал телефильм «Кузьма Минин и Жанна д'Арк: аналогии», снятый нижегородскими журналистами и показанный по местному телевидению[10].

Спору нет: аналогии в судьбах русского героя и французской героини напрашиваются сами собой. Стоит, однако, заметить, что в духовом плане подвиг Кузьмы Минина несравненно выше! Дело в том, что англичане и французы, католики по вероисповеданию, сто лет сражались друг с другом, в конечном счете, за власть. В то время как православной по духу России со стороны католического Запада грозила ватиканская уния, а значит, потеря традиционной Веры, национальных ориентиров и опор.

Телефильмом, правда, и ограничилось: отдельных торжеств в Н.Новгороде в честь великого земляка Кузьмы Минина осенью 2011 г. не случилось. В принципе, «промолчала» вся Россия.

Единственным мероприятием, достойным упоминания, был крестный ход, посвященный 400-летию воззваний народу священномученика Патриарха Московского и всея Руси Гермогена и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина, началу формирования Народного ополчения. Проводился по инициативе Фонда постановки памятника Патриарху Гермогену в Москве и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 21 по 23 сентября с.г. маршрутом ополчения Минина и Пожарского (автобусами, пешим порядком) от Н.Новгорода до Москвы. Нижегородская православная общественность в подготовке и проведении крестного хода приняла посильное участие

* * *

Что касается «исторических обид»... Тех же французов нисколько не смущает, что войскам Жанны д'Арк противостояли англичане.

Не смущает и нас французское мнение, когда ежегодно с триумфом празднуем годовщину Бородинского сражения. Нечто готовится и на 2012 г., когда предстоит 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 г. Что конкретно готовится, мы в деталях не знаем, но в этих целях издан специальный Указ Президента РФ, выделены федеральные средства. А появился Указ в 2007 г., с тех пор неоднократно дополнялся, совершенствовался, претерпев целых семь редакций!

Аналогичный Указ Д.Медведев подписал весной этого года по поводу 1150-летия зарождения российской государственности[11].

Помимо этого, существует президентский Указ «О праздновании 150-летия со дня рождения Петра Столыпина» в 2012 г. Этим Указом кабинету министров предписывается «образовать оргкомитет по подготовке и проведению празднования», разработать и утвердить «план основных мероприятий».

Однако факт остается фактом: в отношении 400-летия победы ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского подобного Указа нет! Хотя юбилей идет (должен, во всяком случае, идти) полным ходом! И необходимо уже сейчас издавать книги, снимать кино, восстанавливать памятники истории и культуры, закладывать и открывать новые памятники, музеи, мемориалы, приводить в порядок объекты инфраструктуры в местах, где 400 лет назад прошли ополченцы Минина и Пожарского...

«Вопрос» отдан на откуп регионам. А они, во-первых, административно разобщены. Во-вторых, бюджеты их не резиновые. И, в-третьих, не все и везде ответственны в той мере, что регионы, исторически связанные с ополчением 1611-1612 гг.

При таком подходе праздничные мероприятия в большинстве мест сведутся к одному Дню народного единства, а значит, к рядовым заседаниям и банкетам, концертам на площадях, ни к чему не обязывающим шествиям под разномастными знаменами и транспарантами - если, конечно, погода позволит. Но все это на 4 ноября и без того дежурно проводится! И выглядеть в юбилейный год будет нелепо, особенно в сравнении с размахом других юбилейных торжеств, выпавших на 2012 г.

Посудите сами. На памятник реформатору П.Столыпину в столице по «команде» Кремля скинулись всем олигархическим «мiром», и место подыскано - «престижней» не бывает. В то время как на памятник Патриарху Гермогену в Москве «с мiру по нитке» собирает упомянутый выше общественный Фонд. 400-летие мученической кончины Патриарха-героя не за горами, но где памятник Гермогену будет установлен? И будет ли установлен вообще?

В самом центре Москвы - просторный Кутузовский проспект, а улица Дмитрия Пожарского «о 6 домах» - где-то на окраине в Химках. Улицы Кузьмы Минина в Москве нет. И там же, на Кутузовском, музей-панорама Бородинского сражения, после которого «Москва, спаленная пожаром», была «французу отдана». Но - ни одного музея Народного ополчения, его героев, благодаря которым столица от иноземца в 1612 г. была освобождена... И это - в Москве, которая испокон веков служит примером другим так называемым периферийным регионам! Что же говорить о «периферийных»?

* * *

А потому первостепенная задача наших слушаний: найти слова, аргументы, чтобы убедить Президента России, премьер-министра страны в необходимости президентского Указа, Всероссийского - на правительственном уровне - оргкомитета, которые бы придали должный статус торжествам, связанным с юбилеем народной победы 1612 г.

Вторая не менее важная задача: создать наш собственный - общественный Всероссийский оргкомитет (или совет), который взял бы на себя связующие функции между общественностью и властями «в центре» и «на местах», экспертную роль в оценке тех или иных проектов, предлагаемых в рамках торжеств. Подобная общественная структура крайне необходима, и попытки ее создать ранее предпринимались. В частности, на протяжении последних лет работой по консолидации общественных сил в этом направлении активно занимался депутат Госдумы РФ от Нижегородской области, председатель Правления Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, председатель Попечительского совета Фонда Минина и Пожарского А.А.Козерадский.

* * *

По-моему глубокому убеждению, предстоящий юбилей ставит определенные задачи и перед Русской Православной Церковью.

Например, значительным явлением мог бы стать крестный ход из Н.Новгорода до Москвы. Выйти предлагается в начале сентября по пути ополченцев Минина и Пожарского и 4 ноября, на День Казанской иконы Божией Матери, войти в Москву. Вношу это предложение от имени нижегородцев - православных верующих. Однако в одиночку нам со столь масштабной задачей не справиться. В связи с чем предлагается уже сейчас создать при Патриархии рабочую группу, в которую бы вошли и представители регионов.

И, конечно, вопрос вопросов, - о необходимости канонизации, церковном прославлении народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Это мнение среди православных верующих звучало в былые времена. Особенно настоятельно - столетие назад, сразу за прославлением священномученика Патриарха Гермогена в 1913 г., на 300-летие Династии Романовых. Однако обрушившиеся на Россию Первая мировая война, эпоха «революционных перемен» помешали задуманному. Звучит это мнение и сегодня.

В последнее десятилетие были неоднократные обращения верующих к иерархам на местах, в Патриархию. Тема регулярно находит отражение в церковных печатных и электронных СМИ, причем вопросу дается подробное, с точек зрения исторических реалий и православного канона, обоснование[12].

Разумеется, вопрос канонизации, причисления к лику святых в Русской Православной Церкви очень непростой. И вопрос этот - сугубо церковный. Но если бы это случилось, если бы народные герои, веками чтимые народом (потому и НАРОДНЫЕ!), были прославлены и родной Церковью, стало бы это актом огромной не только церковной, но и общенациональной значимости!

* * *

И последнее.

Митинги, шествия с транспарантами - это хорошо. Но приоритетом в канун знаменательного юбилея для всех нас, и общественности, и властных структур, должно стать ПРОСВЕЩЕНИЕ народа. Цель должна быть поставлена четко - преодоление информационного вакуума, сложившегося в правдивом толковании событий Смутного времени. Народу надо ОБЪЯСНИТЬ! Народу надо ПОНЯТЬ!

Речь - о «национальных задачах», о которых, по меткому выражению столь чтимого либералами Петра Столыпина, народы иногда «забывают...; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы».

С.В.Скатов, зам. директора Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), координатор Движения «Народный Собор»


[1] Эпиграмма на поэму С.А.Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия» (1807). Датируется 1814 - май 1817 г.г.

[2] «О любви к Отечеству и народной гордости», впервые опубликовано в «Вестнике Европы», 1802, № 4.

[3] Из речи П.А.Столыпина на заседании Государственной Думы 5 мая 1908 г.

[4] Подвиг Нижегородского ополчения. В двух томах – Н.Новгород, изд-во «Книги» по заказу Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), 2011. – 624 с., 672 стр., 2000 экз..

[5] Нижегородцы, увы, не исключение: не так давно на местном ток-шоу («В городе N», ННТВ), посвященном предстоящему юбилею победы 1612 г., юноша уверял, что ополченцы Минина и Пожарского избавили Россию от татаро-монгол.

[6] Упомянем хотя бы царскую грамоту «О пожаловании… Кузьму Минина в… думные дворяне».

[7] Прозвище «Сухорук», «Сухорукий» К.Минин получил от летописцев (хронографов), творивших через десятилетия после кончины героя. Козьмой стали именовать с середины XVII в., когда в обиход в царском кругу стала входить греческая, византийская «мода», итогом коей стала церковная реформа Патриарха Никона. А псевдониму «Кузьма Захарьев сын Минина Сухорука» обязан известному писателю Мельникову-Печерскому, представившему для публикации в столичном журнале «Москвитянин» подложную купчую (№8 за 1852 г.).

[10] Найти фильм можно здесь – http://www.government-nnov.ru/?id=89908

[11] Указы Президента РФ – от 28 декабря 2007 г. N 1755 «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года» (с изменениями от 13 января 2009 г., 12 января, 19 февраля, 15 мая, 11 сентября, 6 декабря 2010 г., 16 января 2011 г.), от 3 марта 2011 г. N 267 «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Скатов
Купно заедино!
Размышления в связи со 100-летием Союза писателей Чувашской Республики
23.11.2023
На праведном пути!
Обращение Нижегородского отделения «Русского Собрания» к властным структурам Чувашской Республики
20.10.2023
Русские своих не бросают!
«Дело» патриота Михаила Щеглова продолжим
07.09.2023
Доброволец – это Добро и Воля!
К 30-летию легендарной обороны русскими добровольцами высоты Заглавок в Республике Сербской
12.04.2023
Все статьи Сергей Скатов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06