itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Художественное слово Некрасова

К 190-летию со дня рождения

0
722
Время на чтение 4 минуты

Некрасова в последнее время мало вспоминают. Критики больше уделяют внимание идейному содержанию его произведений, реалистическим и демократическим тенденциям в них, не отдавая должное художественному мастерству. А ведь если последнего нет, то читатель видит в произведении лишь «прекрасное намерение, дурно выполненное» (Белинский).

Н.А.НекрасовДля большого поэта характерна афористичность мышления, многие его строки становятся крылатыми словами, и мы, употребляя их, нередко забываем об авторстве. У Некрасова много афоризмов: «Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано», «Нужны нам великие могилы, если нет величия в живых», «Горда свинья: чесалася о барское крыльцо», «Братья - писатели, в нашей судьбе что-то лежит роковое», «Дело прочно, когда под ним струится кровь», «Бывали хуже времена, но не было подлей», «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином», «Воля и труд человека дивные дива творят!», «Сейте разумное, доброе, вечное», «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «Злобою сердце питаться устало - много в ней правды, да радости мало», «Жаль только: жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»...

Меткость афоризмов - не единственное художественное достоинство произведений Некрасова. Как метафористично его изображение дождя:

И по дороге моей

Светлые, словно из стали,

Тысячи мелких гвоздей

Шляпками вниз поскакали.

Некрасов и мастер гротеска. Вот отрывок из поэмы «Современники»:

Князь Иван - колосс по брюху,

Руки - род пуховика,

Пьедесталом служит уху

Ожиревшая щека.

Вспомним и описание пьяницы из незавершенного романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»: «В комнату вошел полуштоф, заткнутый человеческой головой вместо пробки».

Когда поэт пишет о возвышенном, он использует «высокую» лексику, церковнославянизмы: «вещее перо», «светильник разума» («Памяти Добролюбова»), «божии ратники», «мирные дети труда» («Железная дорога»), «обитель», «сеятель», «хранитель» («Размышления у парадного подъезда»).

При описании крестьян-просителей в последнем стихотворении «высокая» лексика удачно сочетается с «низкой»: «армячишка худой», «котомка», «самодельные лапти». И слова эти настолько конкретны, что читатель легко представляет себе некрасовских мужиков, ассоциируя их с крестьянами с картин В. Перова, И. Репина. Использование диалектизмов и просторечий придает произведениям особый колорит, создает впечатление достоверности: «парень был Ванюха ражий», «выдь на Волгу», «то бурла́ки идут бечевой».

Чтобы мысль поэта была более ясной, он переделывал написанное, стремясь избежать завуалированности. Так, в первом варианте «Элегия» начиналась по-другому:

Старо, не правда ли, печь хлебы из муки?

Однако ж из песку попробуй испеки!

Окончательный текст:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте юноши! Не стареет она.

Появились четкость мысли, исповедальный дух, обращение к молодому поколению.

В условиях цензуры поэт не всегда мог открыто выразить свои мысли, поэтому прибегал к эзопову языку. В словах «много в отечестве нашем зверей» («Псовая охота») Некрасов намекал на тех «зверей», которые, увлеченные охотой, вытаптывают все посевы у мужиков. Словами «в городе волки по улицам бродят, ловят детей, гувернанток и дам» в стихотворении «Путешественник» поэт обличал жандармов, хватающих всех без разбора. Поэт удачно использовал и прием «остранения»: говорил об общеизвестном так, будто бы это было откровением. В «Отрывках из путевых записок графа Гаранского» граф, долго живший во Франции, удивляется, почему на русских полях работают «не только мужики, но даже дети их, беременные бабы», и считает, что фигуры в немецких сюртуках с нагайками вразумляют народ, «что изнурительно излишество в работе».

Если поэт пишет о народе и для народа, закономерно его обращение к фольклору. Использование богатства русского фольклора - еще одна отличительная особенность творчества Некрасова. «Важен в поэме стиль, отвечающий теме», - указывал поэт. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» немало народных песен, обработанных автором, пословиц, поговорок, загадок. Вот лишь несколько примеров: «Из дурака, родименький, и горе смехом прет» (пословица: «Из дурака и плач смехом прет»); «Высоко бог, далеко царь» (пословица: «До бога высоко, до царя далеко»); «Замок - собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом» (загадка: «Маленькая собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает»). Говорящая птица, скатерть-самобранка также взяты из фольклора, из народных сказок.

Произошло и обратное явление: фольклоризация произведений самого Некрасова. Некоторые стихотворения поэта и отрывки из его поэм стали народными песнями. Таковыми стали стихотворения «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося») и «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу»). Песня «Назови мне такую обитель» - это отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Песня «Коробушка» - часть поэмы «Коробейники». Песня о Кудеяре-атамане («Было двенадцать разбойников») представляет собой отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», она напоминает библейскую легенду о разбойнике, ставшем праведником, народным заступником.

Народ-труженик был главным героем произведений Некрасова. Любовь поэта к народу не была безответной. В день похорон Некрасова две крестьянки возложили к его могиле венок, на ленте которого было написано: «От русских женщин». Творчество поэта, с большим художественным мастерством воспевшего лучшие черты нашего народа: нравственность, трудолюбие, ум, духовное богатство, - не может быть забыто народом.

Александр Владимирович Макеев, кандидат филологических наук, доцент социально-гуманитарного факультета РГСУ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Художественное слово Некрасова

Всякий человек и осбенно великий, противоречив, да и грехов по жизни у него можно наскрести большую кучу - ведь великий на виду. И у нас процветает сегодня смердяковская манера охулять наших великих соотечественников. Даже "духовенство" этим занимается. И о Достоевском, и уж, конечно, о Некрасове много распространяется всяких пасквилей. Ну, что ж, многие из них были грешниками - Мусоргский страдал алкогольной зависимостью, Чайковский от извращенных наклонностей, Достоевский был игрок - можно перечислять долго. Но благородная память народа помнит только то, что тронуло народное сердце, что возвысило его или что явило справедливость и высоту (как у Сталина). Потому наш народ не обращает внимание на вырожденцев-хулителей, а собирает все ценное в свою уникальную историческую и культурную копилку, из которой питается его душа. Спасибо за памятную статью о Николае Алексеевиче Некрасове.
Адриан Роум / 10.12.2011, 10:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Макеев
«Больная совесть наша»
К 195-летию со дня рождения Федора Достоевского
11.11.2016
«Теперь ли нам дремать в покое?»
Отечественная война 1812 года в русской литературе XIX в.
07.09.2012
Все статьи Александр Макеев
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54