Проблемы российской жизни в произведениях позднего Толстого

К 190-летию писателя

0
1616
Время на чтение 7 минут

Великие русские писатели чувствовали, что они больше, чем писатели, стремясь улучшить нравственную атмосферу общества, облегчить положение народа. Особенно это характерно для жизни и творчества Л.Н. Толстого.

В «Войне и мире» писатель восхищается народом, победившим Наполеона, причём народ - это не только крестьяне и солдаты, а всё лучшее в русской нации, что объединяет простых людей и Кутузова, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Петю и Наташу Ростовых, а именно: «скрытая теплота патриотизма». Народ - это не только грозная военная, но и творческая, созидательная сила. С какой теплотой он пишет об артелях строителей, потянувшихся в Москву, чтобы отстроить столицу после оставления её французами! И своих героев-дворян Толстой оценивает прежде всего с точки зрения того, насколько они могут проникнуться общим чувством с народом, сблизиться с народом. Пьер Безухов и на поле Бородина, и в плену был с народом, став после этого декабристом.

В следующем романе, «Анна Каренина», казалось бы, речь идёт не о народе: здесь ставится проблема семьи, любви, поэтому Некрасов полушутливо отозвался о романе:

Он доказал с умом нам и талантом,

Что женщине нельзя гулять

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адьютантом,

Когда она жена и мать.

Действительно, Анна, сделав личные чувства целью жизни, не осознала, что счастье - в радостях семьи, а не в любовной страсти. Но как она, решив покончить с собой, не подумала о своих детях? Толстой объясняет это. Вторые роды Анны были очень тяжёлыми, и она принимала морфий, чтобы избавиться от болей. По сути, она стала наркоманкой. От этого её рассудок помутился, что толкнуло её к самоубийству, хотя погубили Анну прежде всего светское ханжество и собственное своеволие. Это отмечают исследователи романа, но «морфинизм» Анны они почему-то не принимают во внимание.

И всё-таки «Анна Каренина» ــ не только семейно-любовный роман. Это произведение о пореформенной России, о русском народе. Слова Константина Левина «У нас теперь всё это переворотилось и только укладывается» очень точно характеризуют пореформенный период, когда отменили крепостное право, соответствующие ему законы и «укладывается» буржуазный строй. Левин любит народ, ищет «средства работать производительно» и для народа, и для себя. Он, по словам Толстого, приходит «в восхищение от силы, кротости, справедливости» народа, но его раздражают «беспечность, неряшливость, пьянство, ложь», хотя «он считал и самого себя частью народа». Самый автобиографический герой Толстого, Левин думает об изменении положения народа: «Вместо бедности - всеобщее богатство, довольство; вместо вражды - согласие и связь интересов». Он, как и Толстой, косит и скирдует сено с мужиками, тянется к их трудовой правде. Левин любуется, как молодой крестьянин Иван Пармёнов с красавицей-женой работает «легко, весело и ловко», и он задумался, не переменить ли ему «ту столь тягостную, праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Здесь писатель объединяет «мысль семейную», т. е. проблему семейного счастья, с проблемой мужика и барина: любовь и совместная с народом трудовая жизнь - вот решение обеих проблем.

Толстого волнует проблема ответственности правящего сословия за тяжёлую жизнь народа. Она поставлена в публицистических и художественных произведениях 80-х годов. В «Исповеди» он называет людей своего круга «паразитами жизни» и призывает искать смысл жизни у тех «людей, которые делают и на себе несут свою и нашу жизнь». Писатель посещает тюрьмы, суды, ночлежки, фабрики. В трактате «Так что же нам делать?» он приходит к выводу, что десятки тысяч тружеников Москвы живут в «голоде, холоде и унижении», тогда как незначительная часть москвичей объедается осетриной и покрывает лошадей коврами, называя это преступлением, и предрекает, что нам грозит «рабочая революция с ужасами разрушений и убийств». Думаю, и нынешним властям неплохо бы прислушаться к предостережениям Толстого.

Писатель «отрёкся от жизни» своего круга в 80-е гг., и новые взгляды его определяет точка зрения крестьянина. Проблема земельной собственности поставлена во многих произведениях позднего Толстого. В рассказе «Много ли человеку земли нужно?» Пахом, позарившись на даровые башкирские земли, обежал до захода солнца огромный участок земли, который по договору с местным старшиной (оказавшимся чёртом) должен был достаться ему, и рухнул замертво. Так что досталось ему лишь три аршина для могилы. Жадность, внушённая дьяволом, погубила Пахома.

В рассказе «Зерно с куриное яйцо» мужики нашли огромной величины зерно, и дряхлый дед сказал, что раньше все зёрна были такими. Это было тогда, когда земля была вольной, и на ней трудились сообща. А потом мужики стали жить плохо потому, что «у земледельческого народа отнята земля», как писал Толстой в статье «Великий грех». В статье «О голоде» писатель прямо указывает: «Народ голоден оттого, что мы слишком сыты». Вспомним слова третьего мужика из комедии «Плоды просвещения»: «Помилосердствуй, отец. Земля наша малая, не то, что скотину, ــкурицу, скажем, и ту выпустить некуда». Главное в пьесе - не высмеивание увлечения спиритизмом помещика Звездинцева, а взаимоотношения господ и мужиков. При помощи ловкой горничной Тани мужикам удалось склонить помещика к продаже им земли в рассрочку. Мысль автора ясна: земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает.

В драме «Власть тьмы» также отражены конфликты эпохи установления буржуазных отношений в деревне: здесь и разорение крестьян, и уход в город «на чугунку», и расслоение деревни, и появление батрачества. Старик Аким послал сына работать на железную дорогу, а сам устроился в городе «золотарём», потому что земля не может прокормить семью бедного крестьянина. А разбогатевший после женитьбы на Анисье Никита уже не хочет работать и нанимает батрака - отставного солдата Митрича. Многое повидавший в жизни, Митрич растолковывает Акиму, как «облупляют народ» крестьянские банки, что вызывает негодование Акима: «Как же это так? Бог трудиться велел. А ты, значит, тае, положил в банку деньги, да и спи, а деньги тебя, значит, тае, поваля кормить будут. Скверность это, значит, не по закону это». Самим названием пьесы писатель характеризует крестьянскую жизнь, полную бесправия, темноты и невежества. И исследователи драмы под словами «власть тьмы» подразумевают забитость и предрассудки крестьянства, а также власть денег, которую несут в деревню капиталистические порядки. Всё это в пьесе есть. Но нельзя забывать, что Толстой не ставил целью создать произведение с резкой критикой существовавших порядков, а писал, по его словам, пьесу из «крестьянского быта», где осуждается прелюбодеяние. Словосочетание «власть тьмы» взято из Нового Завета: так Христос назвал поведших его на Голгофу иудеев и римских легионеров. Ведь Толстой в 80-е годы написал немало произведений на морально-этические темы, где критикует чувственную любовь: «Дьявол», «Отец Сергий», «Крейцерова соната». В них «тьмой» являются греховные соблазны, внушенные человеку дьяволом, спасение от которых писатель видит в следовании заповедям Бога. И здесь Никита попал под власть дьявольской «тьмы», нарушив четыре заповеди Христа: «не прелюбодействуй», «не пожелай жены ближнего своего», «не лжесвидетельствуй», «не убий». И покаяние Никиты перед всеми людьми в конце пьесы - это освобождение его из-под «власти тьмы», возвращение его к народной нравственности. Многое сделал для возрождения Никиты и его отец, честный Аким. Критики склонны видеть в Акиме непротивленца, а в батраке Митриче - бунтаря, обличителя. Но так ли это? Ведь Аким решительно противится всякому злу. Другое дело, что он не знает и не догадывается о некоторых тёмных делах: об отравлении Петра, об убийстве рождённого Акулиной от Никиты ребёнка. Невозможно представить себе, чтобы Аким, узнав о творившихся преступлениях, не предотвратил бы их. А Митрич, зная, что убивают только что родившегося ребёнка, спокойно лежит на печи. Ясно, что спившийся батрак занимает подчинённое положение в семье Никиты (кстати, пьянство - это тоже аспект «власти тьмы»); тем не менее, он не особенно переживает, поскольку очерствел, стал равнодушным к злодеяниям. Раньше он был добрым человеком, спас на войне ребёнка, но постепенно утратил и веру в людей, и любовь к ним. «Завернись с головой и спи», ــ отвечает он девочке Анютке, догадывающейся о том, что происходит. И это философия Митрича - закрывать глаза на творившиеся злодеяния; тьма его «засосала». Кто же после этого непротивленец - Митрич или Аким? Всё же Толстой доказывает, что и в тяжёлых условиях существования народ сохранил нравственную силу и стойкость: честность и правдивость побеждают зло «тьмы».

«Воскресение», последний роман русской литературы ХIХ в., стал совершенно новым произведением в нашей литературе и в творчестве Толстого. Главное действующее лицо здесь - Катюша Маслова, человек из народа. Князь Нехлюдов осознал себя виновным в том, что случилось с Катюшей. В нём проснулась совесть, он думает не только о Масловой, но и о народе, ужасаясь «тьме» русской деревни: «умирание детей, сверхсильная работа женщин, недостаток пищи для всех». Нехлюдов осознаёт, что народ трудится до седьмого пота, чтобы мы «покупали себе шляпы, трости, коляски». Он хочет отдать мужикам землю без всякого выкупа, но тёмный народ противится, боясь, нет ли здесь подвоха. В этом романе Толстой впервые изображает революционеров, причём с явной симпатией. Катюша на каторге восхищается революционерами Щетининой и Симонсоном, понимая, что они - «за народ, против господ».

Не случайно многие герои позднего Толстого порывают со своим окружением, сближаются с народом. Это и князь Нехлюдов в «Воскресении», и князь Касатский из повести «Отец Сергий», и Фёдор Протасов из драмы «Живой труп». Сам Толстой выступал как защитник народа, поборник социальной справедливости не только в своих художественных и публицистических произведениях. Он организовал помощь голодающим в годы неурожая, делил с мужиками тяготы крестьянского труда, трижды обращался к царям - Александру II, Александру III и Николаю II, ــ критикуя российские порядки. И причиной ухода Толстого из Ясной Поляны были не семейные разногласия и натянутые отношения с женой, а прежде всего желание писателя жить по тем принципам, которые он проповедовал в своих произведениях. Известные слова Константина Батюшкова «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь» особенно применимы к жизни и творчеству Толстого. Его жизнь - пример тому, каким должен быть настоящий писатель: не жаждать премий и наград, поощрений со стороны властей, а указывать власть предержащим на проблемы, которые необходимо решать, болеть за народ и защищать его интересы.

Александр Владимирович Макеев, канд. фил. наук, доцент

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Макеев
«Больная совесть наша»
К 195-летию со дня рождения Федора Достоевского
11.11.2016
«Теперь ли нам дремать в покое?»
Отечественная война 1812 года в русской литературе XIX в.
07.09.2012
Художественное слово Некрасова
К 190-летию со дня рождения
09.12.2011
Все статьи Александр Макеев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33