Начало этим размышлениям положили песнопения, поемые за церковным Богослужением во вторую Неделю по Пятидесятнице. Тропарь: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце, Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве». Величание: «Ублажаем вас, святии сродницы наши, землю Русскую добродетельми вашими озарившии и образ спасения нам светоявленно показавшии».
Какая разница между землею Русской и землею Российской? Вместо наукообразных объяснений приведём укоренившиеся в русском языке словосочетания. Сама эта укоренённость свидетельствует об их жизненности, т.е. о том, что они являются не отвлечёнными философскими категориями, но выражают собой нечто существующее. Итак, из словосочетаний со словом «российский» привычно русскому уху звучат «российское государство», «российский император», «российский флаг», «всероссийский съезд»... И со словом «русский»: «русский святой», «русский царь», «русский бог», «русский мороз», «русское поле», «русская песня»...
Поменять местами многие из них невозможно. Нельзя сказать «российская вера», «российское небо», «российская душа»... Также нельзя сказать «русская империя», «русское гражданство», «русский паспорт». Невозможно сказать «российский святой», потому что нет «российской церкви». Стоп! Российская Церковь была, а российские новомученики и исповедники по сию пору есть в Русской Православной Церкви, потому что до 1943 года РПЦ МП официально именовалась как Греко-Российская Православная Поместная Восточная Церковь, кратко – Российская Церковь. Но правильно ли именовать «российскими» тех святых, которые принадлежат Русской Православной Церкви?
На проходившем осенью 1943 года Архиерейском Соборе Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий (Страгородский), и как пишет протоиерей В.Цыпин: «Изменение титула Патриарха (ранее было – Московский и всея России) связано с изменением официального названия Церкви: вместо Российская – Русская, а это изменение обусловлено было тем, что Россией в ту пору называлась только часть страны – РСФСР, а слово "Русь" обозначает также Украину и Белоруссию, иными словами, большую часть канонической территории нашей Поместной Церкви».
К названной протоиереем В.Цыпиным причине изменения патриаршего титула можно добавить и это небольшое наблюдение, что слово «Русь» в официальном документе в 1943 году звучало почти насмешкой. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» В 1943 году от слова «Русь» пахло (да, пожалуй, и до сих пор для большинства так называемых россиян продолжает пахнуть) «преданьми старины глубокой», былинами да сказками, т.е. именно тем, чем и должна пахнуть вера в Распятого на кресте в стране, устремлённой в светлое коммунистическое будущее. Впрочем, какими бы не были человеческие причины происшедшего переименования, нельзя не видеть в нём руку Божию, а именно: наша Церковь после годины кровавых гонений, как снятое со креста Тело Христово, была обвита новым именем: из Российской стала Русской.
Но вернёмся к разнице этих слов. Подобную ситуацию с именованиями можно наблюдать и в мiру. Российского языка в природе нет, зато есть множество российских писателей, российских учёных, российских спортсменов, российских врачей... На каком языке говорит большинство этих людей? На русском. Почему же тогда они зовутся российскими? Загадка.
Причём, все словосочетания со словом «российский» наполнялись смыслом тогда, когда можно было увидеть и потрогать российского императора. Когда его не стало, но стал российский президент, тогда все выражения со словом «российский» стали иметь уже совершенно отличный от прежнего смысл. Они стали иметь, если можно так выразиться, демократическое, а не самодержавное наполнение.
Вспоминается опыт советской жизни и её нововведений. При советской власти были советский человек, советская родина, советская земля... С исчезновением советской действительности исчезло и слово «советский», вернее сказать, осталось лишь в качестве воспоминания о ней. Не исчезнут ли, подобно советской земле, земли русская и российская?
Русская земля не исчезнет во век, но во второе Христово пришествие будет преображена в новую землю, потому что мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (ср. 2 Пет. 3:13). А вот российская земля… Не живёт ли она, подобно советской земле, придуманной жизнью?
Российской земли не было до императора Петра, как не было советской земли до 1917 года и не стало её после 1991. Конечно, слово «российский» бытовало и до Петровских новин, но смысл его был отличным от того, каким его наполнило тогдашнее переломное время. Вернее сказать, слово «российский» потому и понадобилось в своём особом качестве, чтобы, во-первых, отличить выражаемые им понятия от «русских», а во-вторых, слова «русский» явно перестало хватать для той шири, на какую раскинулась Российская империя. Но чтобы проще было понять, чем отличается российская земля от русской, вообразим себе невообразимое. Давайте представим, что советская жизнь простояла бы не 70, а 200 лет, т.е. столько же, сколько прошло времени от императора Петра до императора-страстотерпца Николая Александровича. Вообразим, что, придя в 2117 году в православный московский храм во вторую неделю по Пятидесятнице, можно было бы услышать пение: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Советская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия...»
Могло бы такое быть? А почему нет? Но если бы такое пение можно было услышать, то что бы это был за храм, что бы это была за земля, и что бы это были за святые? Неужели те самые русские святые, которых мы величаем в Русской Православной Церкви?
Елицы российстии, изыдите…
Была ли российская земля при преподобном Сергии Радонежском? Если и была, то своими смысловыми запахом и вкусом она существенно отличалась от российской земли времён императрицы Екатерины Алексеевны. Зато при преподобных Антонии и Феодосии Киево-Печерских российской земли не было точно.
«Довольно долго жители всей нынешней европейской части территории России, Украины и Белоруссии считали и называли Русью только маленькую часть страны – территорию нынешних Киевской, Черниговской и Переяславской областей Украины. Остальные территории тогда еще не воспринимались как Русь. Так, в берестяных грамотах, которые мы находим в Новгороде, в XII веке один новгородец пишет другому: «Я ходил в Русь». Значит, он совершил путешествие из Новгорода либо в Киев, либо в Чернигов, либо в Переяславль. В Новгородской летописи XIII века сказано, что новгородский епископ такой-то ходил в Русь, вернулся через год. Новгородцы начинают называть себя русскими не раньше XIV века». (А.А. Зализняк. Цитируется по: http://elementy.ru/lib/430720).
Какая русская земля подразумевается в величании: «Ублажаем вас, святии сродницы наши, землю Русскую добродетельми вашими озарившии…»? Великокняжеская, царская, императорская, президентская? Вопрос безсмысленен, потому что русская земля всегда была и будет одинакова для всех русских, от первого и до последнего, как одинакова их вера.
А что такое российская земля? Её нельзя потрогать, нельзя взять в ладанку, как берут с собой, словно святыню, русскую землю уходящие за неё в бой. И покидая родные берега можно взять с собой только русскую землю, а не российскую. Потому что выражение «русская земля» при предельной своей обобщенности остаётся предельно конкретным. Потому что конкретным и вещественным может быть только то, что связано с Богом. Русская земля навечно связана с Богом через православную веру русских людей.
Слова «русский» и «православный» всегда были равнозначны. Если русский, значит православный. «Русской» в значении сущ(ествительного), м.(р.), крещоный, христианин. Что ты, тварь, в русские не окрестился. сиб(ирское)» (В.И. Даль). А если русский и неправославный, значит, увы, нерусский.
А что такое российский? Слово «российский» должно покидать церковные стены всякий раз, когдасвященнослужитель возглашает: «Оглашеннии, изыдите...», потому что участвующие в церковных таинствах слова должны быть крещены. «Как понять это странное выражение: «крещеные слова»? Крещёный значит освящённый. Крещёными бывают не только люди, но слова, дела, мысли, изображения, вещи и многое другое, что освящается, т.е. выделяется из общего круга житейского пользования для того, чтобы быть принесённым Богу. Слово «русский» крещено, потому что говорит не столько о национальности, сколько об исповедании человеком православной веры. Слова «русский» и «православный» были искони равнозначны, и только в 20-м веке их значения разошлись. Впрочем, расшатывание этого краеугольного слова нашей жизни началось много раньше 20-го века. Так, например, писатель Л.Н. Толстой не может быть назван русским в самом главном смысле этого слова, поскольку он не был православным, но был еретиком. Правильно будет назвать его российским писателем или лучше: русским российским писателем по образцу бытовавшего не так давно выражения «русский советский писатель».
Причина предлагаемого мною именования писателя Льва Толстого не русским, но российским понятна: он не был православным. Но зачем добавлять слово «русский»? Затем, чтобы поставленные рядом слова «русский» и «российский» не смешались, и чтобы «российский» не подменил собой «русского». Но разве не произойдёт эта подмена ещё скорее и вместо прежнего имени не начнёт ли жить другое имя народа, если постоянно ставить рядом слова «русский» и «российский»? Они схожи в звучании, и тем легче могут перепутаться. А тот вероисповедальный смысл, который хранит в себе слово «русский», уже едва понятен сегодня самим русским, в большинстве своём забывших дорогу в родной храм. Кстати говоря, на суржике выражение «російський язик» звучит уже совершенно привычно.
Российский может вытеснить русского не по схожести звучания, а потому, что собирательная идея русского народа – Православие – им почти забыта. Поэтому, если произойдёт когда-либо перемена народного имени с Русского на Российский или на какое-либо другое имя, то она вместе со смертью народа будет свидетельствовать и о причине этой смерти, а именно, об утрате русским народом религиозного сознания и замене его земным, т.е. государственно-политическим сознанием. Иначе говоря, что не удалось сделать «советскому» – заменить веру в Бога верой в земное благополучие – сделает «российский».
Народ собирается воедино не общей плотью и кровью, но общей идеей, а великий народ – великой идеей. А что такое кровь? Она у всех людей общая – Адамова. Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор. 32:8). Для чего Он это сделал? Дабы, – разъясняет Апостол Павел, – они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17:27). Бог разделил людей для того, чтобы они искали Бога.
Поэтому в выражение «идея, собирающая народ» я вкладываю смысл – искание Бога. И у каждого народа своя идея, свой путь Богопознания. Кто-то из народов ищет Бога в Его Сыне, кто-то в соблюдении закона, кто-то в мировом господстве, кто-то в звёздах и планетах, кто-то в земном рае, кто-то в прогрессе… И это хорошо, что разные народы ищут Бога по-разному, потому что, когда они соединятся (а разве дело не к этому идёт?), тогда они опять начнут строить Вавилонскую башню. Если же Господь разделил народы, значит, тот, кто хочет их соединить, действует наперекор Ему.
Итак, вовсе не плоть и кровь являются причиной разделения и соединения, рождения и умирания народов, но Господь, устроивший пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор. 32:8), или, переводя этот стих на язык СМИ, разделивший народы по числу «национальных идей», т.е. по числу путей к Богу. Сколько этих путей? Сколько людей, столько и путей. Но есть один Ангел – Ангел Иеговы, или, говоря новозаветным языком, Сын Божий, Который собирает на земле единый народ – Православный, для того, чтобы наследовать этому народу Землю Обетованную – Небесное Царство.
Подлинно соединяет людей не плоть и кровь, но то общее дело, тот дух, которому они сотрудничают и сослужат. Что же такое со-служение человека тому или иному духу? Это и есть его вера. Иными словами, вера это – руководство человека незримым духом, которому он отдает свои ум, душу и тело. Яркое подтверждение тому, что не плоть и кровь разделяют людей, но духи, которым они служат, мы находим в книге Бытия, в жизни Исава и Иакова. Братья-близнецы, внуки праведного Авраама они, если судить по плоти, должны были сообща наследовать землю обетованную. Но Исав, которому по праву первородства, принадлежала большая её часть, лишился Божия благоволения. Значит, не кровь разделят людей, но – направление воль.
Пример такого разделения мы находим и в советской истории, которая доказывает, что, чтобы собрать новый народ из старых народов, вернее же, чтобы новое имя овладело народом, важны не столько плоть и кровь, сколько собирающая народ идея, или направляющая вера. Иными словами, другой Ангел должен взять за руку и повести к Богу народ, названный и назвавшийся другим именем. Поэтому, чтобы русский народ был народом-долгожителем, нужно разъяснять, что имя Руский говорит не о плотском и не о государственном, но о духовном единении русских людей в лоне Русской Православной Церкви.
Хочу поделиться с читателем любопытным наблюдением. Буквы «р» и «с» имеются во всех трех именованиях нашей родины: Русь-Россия-СССР. Но чем более становится букв «с» в имени страны, тем далее она оказывается от Православия. Выходит, прав был В.И. Даль говоривший, что слово «русский» следует писать так, как оно писалось изначально, т.е. с одной «с» – руский? В словарной статье «руский» он пишет: «Встарь писали Правда Руская, только Польша прозвала нас Россией, россиянами, российскими, по правописанию латинскому, а мы переняли это, перенесли в кириллицу свою и пишем русский».
Итак, переиначивая слова Апостола Павла о вере: вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1), можно сказать, что словом «руский» обозначается не столько видимый человек, не столько его плоть, но прежде всего внутреннее свойство – уверенность в невидимом. Каком? Во втором пришествии Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Рускость это – чуткое прислушивание к стуку Христа в земную дверь. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).
1. Re: «О, русская земля! Ты уже за холмом!..»