Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Часть третья

Часть первая

Часть вторая

Как-то вертя в руках большую банку растворимого кофе, я обратил внимание на то, что надписи, сделанные для Хорватии, а также Боснии и Герцеговины несколько отличаются от надписей, сделанных на сербском языке. Рецепт изготовления текстов на «незалежней мове» прост: пиши как угодно, лишь бы не так, как «у москалей»!

Можно подбирать синонимы, можно «банку» назвать «жестянкой», а «гранулы» - в духе солженицынского героя - «зёрнышками» и т.п. Можно, в конце концов, просто менять порядок слов в предложении. Главное - чтобы получалось нечто, отличное от первоначального.

Примерно таким же принципом - «абы не як у москалив», - по-видимому, пользовались т.н. справщики, корежившие русские богослужебные тексты во времена печальноизвестых реформ патриарха Никона.

Об этих совершенно механических изменениях текстом молитвословий написано масса литературы, поэтому сейчас не хотелось бы останавливаться на этом вопросе.

Потому что рассуждения о том - какие тексты правильнее и точнее уводят от главного:

«...Первой и главной причиной разрыва были вопросы совести. Русскому человеку в середине 17-го века пришлось проклинать то, во что столетием ранее его учили свято веровать»[i].

«Князья» господствующей церкви публично отреклась от всего того, что составляло существо русского древлеправославного мировоззрения.

Это не значит, конечно же, того, что нужно было мертвой хваткой вцепиться в «Стоглав», но, право же, позиция некоторых русских патриотов выглядит не совсем последовательной. С одной стороны категорически отвергаются любые внешние изменения церковной жизни (не касающиеся, разумеется, литургии), и в то же самое время бунташный семнадцатый век раскрашивается в два цвета.

«Читая беседы некоторых миссионеров, можно подумать, что старообрядцы - это такие люди, которые верят в то, что в паровозе колёсами вертит окаяшка», - писал исследователь философии старообрядчества В.Г.Сенатов.

Теперь, в ХХ1-м веке уже нам, потомкам «лиц господствующего исповедания», довелось пережить всё то, на что наши предки обрекли людей, верных старорусской церковной традиции.

Всё - начиная от жестоких гонений и оканчивая высокомерно-снисходительным убеждением, что «стоит лишь православных христиан усадить перед телеканалом Дискавери, да снабдить «интересными газетами» про НЛО, - как всему «придурковатому» Православию наступит конец».

В другую крайность впадают романтически настроенные гуманитарии, а также сторонники идей «консервативной революции». Речь идёт, между прочим, именно о тех «романтиках», которые с реальным старообрядчеством образца начала ХХ1-го века никогда не сталкивались, и судят о нём не просто понаслышке, но ассоциируют его с «идеальным Православием».

Это уже было - в годы горбачевской перестройки воспитанные писателями-почвенниками патриоты пребывали в ожидании того, что стоит лишь выйти из забвения «человеку в рясе», как всё в России станет на свои места. Когда «человек в рясе Московской Патриархии» стал напоминать о.Федора из «Двенадцати стульев», взоры устремились к «человеку в рясе Зарубежной церкви». Сейчас можно в очередной раз надумать себе новый фантом, очароваться им как панацеей, а потом... в очередной раз жестоко разочароваться.

Пропитается романтик-патриот замечательными исследованиями А.М.Панченко, Б.А.Успенского, прот. С.А.Зеньковского, интерпретациями староверия, изложенными А.Г.Дугиным; воодушевится общением с каким-нибудь энергичным иерархом...

Выстроит в сознании образ «идеального Православия», в котором нет алчных попов и слащавой приторности портретов в стиле кустарного барокко, до сих пор позиционируемых в качестве икон....

А потом столкнётся с реальным приходским батюшкой откуда-нибудь из Ржева или Новозыбкова. Реальный батюшка окатит романтика чем-то типа: «Вы, щепотники-никонияне, хуже прокаженных!»

И всё, конец поискам древлего благочестия.

Очевиднейшая вещь: не хочешь разочарований, не позволяй себе ничем очаровываться, будь трезв!

Но откуда взяться трезвости, если рассуждения о старообрядчестве сводятся к двум схемам:

«Неправда гонителей говорит о правде гонимых»;

«Неправда раскольников говорит о правде Никона».

Человек, предрасположенный к восприятию первой схемы, как правило, в качестве «гонителей» подразумевает некий фантом, в котором отражен весь негатив, присущий обыденности РПЦ, усиленный шоком от «подвигов» антираскольничьих миссионеров в деле разорения старообрядческих монастырей. Соответственно, реальное старообрядчество подменяется «белым и пушистым» фантомом.

Во втором случае происходит, как правило, следующее. Образ реального старообрядца 19-21 века переносится в ситуацию 17-го века, и на основе такой манипуляции - игнорирующей исторический контекст - крепнет убежденность в безальтернативности никоновых новин.

«Неправда гонителей НЕ ВСЕГДА горит о правде гонимых»[ii].

Главной бедой старообрядчества, на мой взгляд, является вовсе не дремучесть. Как правило, старообрядцы - подобно баптистам - лучше знают Писание и тщательнее исполняют закон. Нет, не в мнимом невежестве дело.

Бедой старообрядчества является фарисейство. В буквальном смысле слова.  Не лицемерие, нет-нет! Именно фарисейство в евангельском смысле слова. Т.е. старообрядец убежден в том, что суть спасения заключается в тщательном исполнении религиозного закона.

Невольно вспоминается курьез, которым я часто иллюстрирую разговоры о старообрядчестве.

Мой хороший товарищ, лесник-белокриничник, рассуждает о религиозном выборе совершенно в духе лесковского героя:

«Тот, кто может держать все посты - старообрядец, кто не может все посты держать идет к никонианам, а кто поститься не может - идет в баптисты».

Но ничего, сейчас мы в течении нескольких лет обсуждаем лекции проф. А.И.Осипова, поэтому, Бог даст, на смену законничеству, придет ясное святоотеческое осознание того, что спасают человека не посты и молитвы, но рождающееся от них смирение[iii].

Что ж. Из того, что старообрядчество попало в ловушку законничества, вовсе не значит того, что эта неправда говорит о правде Никона.

Как можно воспевать деятельность человека, через которого пришел столь страшный соблазн?!

«...Первой и главной причиной разрыва были вопросы совести. Русскому человеку в середине 17-го века пришлось проклинать то, во что столетием ранее его учили свято веровать».

Другое дело, что нам всегда нужно помнить о том, что Господь ставит нас в условия, которые в наибольшей мере благоприятствуют нашему спасению. В этом смысле никоновы новины и нужно, наверное, воспринимать.

Но вместо этого сочиняются панегирики.


[i] П.Н.Милюков. Очерки по истории русской культуры, т.2, ч.1., М., 1992

[ii] Выражение о.Андрея Кураева.

[iii] Задумаются ли другие старообрядцы о том, что дело не в перстосложении, я не знаю. М.б. старообрядцы станут слушать лекции Осипова просто из любопытства: «а за что, интересно, никониане так люто ненавидят этого профессора?»

   

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

48. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Зачем сюда старообрядцы пристегнуты все-таки, какую-такую опасность они представляют? Полное равнодушие к поклонам до упаду и долгим службам надежно защищает современного человека от исхода в староверие. У нас просто шансов нет повторить их путь со всеми его бедами и победами. «Бедой старообрядчества является фарисейство. Не лицемерие, нет-нет!...» Ну, в каждой избушке свои погремушки. У нас – просто лицемерие, не отягощенное ни фарисейским усердием соблюдать чего-нибудь, ни трепетным отношением к обряду. Лицемерие вообще ничему не мешает . И на горизонте у нас угрожающе маячит не старообрядческое фарисейство, а «болото», одинаково равнодушное и к форме и к содержанию духовной жизни. Вот это родные нам «погремушки», издержки нашего пути , где всегда есть опасность соскользнуть в безверие, ползучую анархию и хаос. Нет никакого увлечения староверием. Старообрядцы – феномен мало на что похожий. И феномен не застывший, а развивающийся. Их лучше пока наблюдать без пристрастия, а не упрощать до схемы. Вот «католический юридизм и оправдание делами» - это, да, большая вероятность. Человек рациональный скорее всего отодвинет куда подальше вместе с поклонами и сокрушение сердца - это неприятно уму, ибо относится к миру невидимого, хлопотно, всякие издержки в виде обострения страстей и пр. Общество опять же требует деловитости, улыбчивой позитивности и не отвлекаться на внутренние переживания - времени нет. Оторопь вызывает «традиционный» ответ на всё это. Типа того, что на вашу бестолковую деятельность наше «болото» ответит своей принципиальной бездеятельностью – молись и кайся, все остальное сделает чудесный ворон, обязанный прилетать ежедневно. Позволено будет посомневаться, что это не традиция, а крайность, от которой много бед имели. Наша традиция дает человеку, во-первых, время на внутреннюю жизнь и предлагает совсем другой способ деятельности – не суетиться, не разменивать силы, а решать проблему в корне и уметь сосредоточиться на самом необходимом. Большое настоящее дело – всегда было лейтмотивом жизни и империи и СССР в лучшие их моменты. Эта разница в подходах очень заметно, когда сталкиваешься с людьми, воспитанными чуть западнее России. Как же их раздражает это наше неумение скурпулезно монотонно работать, доводить дело до конца, приглаживать все до мелочей до приличного вида. Не меньше выводит из себя нас, когда вместо изменений по существу, какие-то заплаты лепят и радуются. Впрочем, половинчатости и имитациям (делаем жесты) мы уже, кажется, научились.

Архивариус / 13.01.2012

47. Автору

Большое спасибо Вам, что напоминаете святое учение о сокрушении. Поклон и сердечные пожелания здравия.

Екатерина Домбровская / 26.11.2011

46. Ответ на 45., Павел Тихомиров:

Я же, вроде, ответил...Ну, ладно, спаси Христос за доброе расположение к нам, "осиповцам".Прошу св.молитв, а то сейчас немного прикрутило, так что, увы, не до полемики.

Пошли Вам Господь исцеления! Выздоравливайте! И приятного Рождественского поста!

Ева / 26.11.2011

45. Еве

Я же, вроде, ответил... Ну, ладно, спаси Христос за доброе расположение к нам, "осиповцам". Прошу св.молитв, а то сейчас немного прикрутило, так что, увы, не до полемики.

Павел Тихомиров / 26.11.2011

44. Ответ на 43., Павел Тихомиров:

Неужели необходимо разжевывать каждую совершенно очевидную мысль так тщательно

Ох,дорогой Павел,и разжевывать Вы ничего не хотите,и отвечать прямо на вопросы тоже.Что ж Ваше право.С вами "осиповцами" вообще трудно общаться. Оставим эту тему до лучших времен,тем более тема то серьёзная,требует мельчайшего осмысления.И от главной темы Вашей статьи ушли. Всего Вам доброго!

Ева / 22.11.2011

43. Еве

Соблюдение заповедей - условие необходимое но недостаточное. Имеется ввиду следующее: соблюдая заповеди человек получает возможность духовного преуспеяния. Но это не значит, что он автоматически возрастает духовно. Несоблюдение заповеди закрывает саму возможность духовного преуспеяния. Неужели необходимо разжевывать каждую совершенно очевидную мысль так тщательно?

Павел Тихомиров / 22.11.2011

42. 40. Павел Тихомиров

А при чем здеь Ваши ответы? Вы пишите,что десять заповедей относятся к нравственным и моральным категориям,а Заповеди блаженсва настраивают на категории духовности. ****Разумеется, речь шла о десяти заповедях, а не о заповедях блаженств. Ибо заповеди блаженства - отражают настрой на категории духовной, а не нравственной жизни**** Это Ваши же слова? Вот поэтому я и задала Вам вопрос может ли человек,нарушая одну пусть из десяти Заповедей,духовно повредиться?! А Вы вместо ответа на конкретный вопрос пишите о другом. Я ведь Вам хочу написать,что соблюдение Заповедей тесно сязаны с нашей духовностью,и самое интересное,что Заповеди блаженства без соблюдения первых десяти Заповедей просто не могут быть соблюдены и сохранены.Как можно быть чистым сердцем и при этом воровать или прелюбодействовать?

Ева / 22.11.2011

41. А.В.Шахматову

Ув. Шахматов, если Вы способны сменить гнев на милость, то у меня к Вам конкретный вопрос-просьба: Мои друзья из прихода РПСЦ (белокриничники, как и Вы, насколько я понял) хотели бы установить контакт с единоверцами из приходов Дального Зарубежья. Если Вы владеете конкретной информацией хотя бы по Австралии и по Германии, то мы бы были Вам весьма признательны. Спаси Христос!

Павел Тихомиров / 22.11.2011

40. ответ на №38, содержавшийся в № 34

Ева. Пожалуйста, будьте внимательны. Ваш вопрос: (№38) "...А вот,если человек преступил Заповедь,и убил кого-нибудь,он получается повредился только нравственно и морально или ещё и всё-таки духовно?..." Мой ответ (из комм. № 34); "исполнение нравственных заповедей и религиозных предписаний можно назвать условиями необходимыми, но недостаточными "

Павел Тихомиров / 22.11.2011

39. Ответ на 36., Павел Тихомиров:

Если грех толковать в категориях юридизма, то он является актом преступления заповеди, а если грех толковать в категориях аскетических - то он представляет собой соединение с падшим духом

Опять на мой взгляд несколько искусственное разделение,простите! Загляните в любое творение Святых Отцов,которые пишут о гибельности и совершении греха,когда человек не соблюдает и не хранит Заповеди.Состояние соединение с падшим духом,как органическое описание сущности греха тоже присутствует в аскетике. У меня только вопрос,на Ваш взгляд,что первично и что толкает к падшему состоянию христианина(именно его,потом попробую объяснить,почему выделила именно христианина) или греху,нарушение Заповедей или ещё что-то в Вашем понимании?

Ева / 22.11.2011

38. Ответ на 37., Павел Тихомиров:

Разумеется, речь шла о десяти заповедях, а не о заповедях блаженств.Ибо заповеди блаженства - отражают настрой на категории духовной, а не нравственной жизни.

Интересно,как Вы классифицируете Заповеди...А вот,если человек преступил Заповедь,и убил кого-нибудь,он получается повредился только нравственно и морально или ещё и всё-таки духовно?...Как Вы считаете отступил Святой Дух от такого человека?

Ева / 22.11.2011

37. Еве вдогонку

Разумеется, речь шла о десяти заповедях, а не о заповедях блаженств. Ибо заповеди блаженства - отражают настрой на категории духовной, а не нравственной жизни.

Павел Тихомиров / 22.11.2011

36. Еве

"...соблюдение Заповедей это всего лишь область,которая относится к морали и нравственности,ничего духовного Вы в соблюдении Заповедей не видите..." Именно так. Если грех толковать в категориях юридизма, то он является актом преступления заповеди, а если грех толковать в категориях аскетических - то он представляет собой соединение с падшим духом. Это и есть различные методы: схоластика, погрязшая в юридизме, и собственно святоотеческое понимание.

Павел Тихомиров / 22.11.2011

35. Ответ на 34., Павел Тихомиров:

Аморальное поведение не может подводить ко спасению не в силу нарушения нравственного закона, а в силу того, что совершая грех, человек соединяется со стихиями падших духов и, т.о.отпадает от реальности Св.Духа.

Простите,уважаемый Павел,не совсем Вас опять понимаю.А разве нарушение Заповеди(нравственного закона) это не грех сам по себе,который как раз и отдаляет нас от Святого Духа? Не совсем и понимаю тогда, откуда у Вас берется греховность сама по себе,по каким причинам она рождается,если не в силу нарушения Заповедей?! Или Вы думаете,что нарушая человек Заповеди будет всё равно пребывать со Святым Духом?

Однако, исполнение нравственных законов вовсе не является гарантией того, что человек спасается. Ведь если мы под спасением будем подразумевать именно жизнь в Духе, способность сопребывать со Духом Св., то тогда станет предельно ясно, что важно просто соблюдение заповедей вовсе не обязательно приводит к сокрушенному состоянию

Вы пишите о сокрушенном и покаянном состоянии,которое должно спасать человека,ну или вести к спасению,но интерено услышать Ваше мнение о том.Считаете ли Вы покаяние добродетелью? И как Вы думаете может ли стремление к покаянию православного быть Заповедью,которую дал нам Господь? И что Вы вообще понимаете под Заповедями? Потому что когда Вы приводите пример с аморальным поведением,у меня складывается впечатление,что для Вас соблюдение Заповедей это всего лишь область,которая относится к морали и нравственности,ничего духовного Вы в соблюдении Заповедей не видите.Могу ошибаться начет этого,поэтому и спрашиваю,что для Вас как для христианина является соблюдение Заповедей? Ответьте пока вне конткста о спасении.

Ева / 22.11.2011

34. Еве

Уважаемая Ева, я уже говорил в одном из комментариев, что исполнение нравственных заповедей и религиозных предписаний можно назвать условиями необходимыми, но недостаточными (если применить техническую терминологию). Аморальное поведение не может подводить ко спасению не в силу нарушения нравственного закона, а в силу того, что совершая грех, человек соединяется со стихиями падших духов и, т.о.отпадает от реальности Св.Духа. Однако, исполнение нравственных законов вовсе не является гарантией того, что человек спасается. Ведь если мы под спасением будем подразумевать именно жизнь в Духе, способность сопребывать со Духом Св., то тогда станет предельно ясно, что важно просто соблюдение заповедей вовсе не обязательно приводит к сокрушенному состоянию. Посмотрите на протестантов. Они прекрасно знают писание, они великолепные моралисты, но ведь какая самоуверенность! Какое отсутствие покаяния! Ну как же, они оправданы верой. Тоже самое и с католиками. Делание добрых дел , по их мнению, дарует от Господа некие "сверхдолжные" заслуги, а о духовности нет ни слова. А теперь посмотрите на наших с Вами единоверцев. Что, разве большинство из них не мыслит категориями протестантов и католиков?? Разве не устраивает свою жизнь согласно модусу вивенди, сформированному в эпоху Контрреформации? Ну и что, что чинопоследования сохраняют старые. Что, разве обряды спасают? Или, все-таки, состояние духа? Наши "антимодернисты" проклинают католиков за то, что те не такой как надо Символ веры читают, а сами-то жизнь устраивают вполне в стиле Ансельма Кентерберийского да Фомы Аквината. Обзывают всех, кто им не по нраву, экуменистами да протестантами, а сами мыслят категориями Оправдания да искупления. Вот именно это я и назвал ошибочной методологией. Один уважаемый профессор, не буду называть имен, на лекции говорит о митр. Могиле так: "он был, конечно же, православным, да вот только мыслил категориями католической мысли". Извините, а что важнее: соблюсти схоластическую заковыку или проповедовать такое выстраивание духовной жизни, где собственно духовного-то и нет, а есть социальное, нравственное и т.п.? Т.е. говорить о безусловно вещах необходимых, но явно недостаточных.

Павел Тихомиров / 22.11.2011

33. 32. Ева : Ответ на 31., Павел Тихомиров

Хочу немного дополнить и внести уточнение.Вы на самом деле изначально в статье придерживаетесь мысли,что добродетель(смирение) спасает. Но в следующем сообщении Вы пишите:"Методология, которая отталкивается не от умствований, а исходит из понимания того, что пребывание в Церкви зависит не от выученного катехизиса, и даже не от соблюдения нравственного закона, но от состояния духа""" Выделяю,что Вы пишите даже" не от соблюдения нравственного закона"(исполнение Заповедей),тогда непонятно,какое по Вашему должно занимать место в жизни христианина и влияние на его прибывание в Церкви исполнение Заповедей и какую роль при этом могут играть добродетели.Потому что насколько я понимаю,что именно добродетели нам помогают соблюдать и хранить Заповеди. ""Делание добродетели, - говорит авва Исаак, - есть хранение заповедей Господних".

Ева / 21.11.2011

32. Ответ на 31., Павел Тихомиров:

Ева, Вы невнимательно читаете мои комментарии

Простите,если невнимательна.Но я беру конкретно Ваши цитаты,возможно для меня Вы несколько непонятно излагаете свои мысли.В статье Вы пишите,ссылаясь на Осипова,что "смирение спасает",смирение имеется введу как некая добродетель. В другом сообщении Вы пишите,что соблюдение нравственного закона(заповеди) не спасают.Простите,возможно запуталась в Ваших мыслях. Но Ваши последние взгляды:

Посты и молитвы хороши не сами по себе, но как инструмент, подводящий нашу душу ко спасительному состоянию

Вполне мне импонируют,но насколько я понимаю к этому выводу Вы пришли раньше и написали об этом сразу.Речь шла не об этом в последнем сообщении.

А вот возведение соблюдения нравственных заповедей и религиозных предписаний в некую самодостаточность - это и есть классика фарисейства.Еще раз повторю: к сожалению, в современном русском языке слово фарисейство используется не по назначению. (Употребляется в качестве одного из синонимов лицемерия, а это не так). Почему-то все согласны с тем, что слова "прелесть", "обаяние" и т.п. используются не по назначению, а вот с Фарисейством не торопятся переосмыслять.

Не совсем соглашусь с Вами,что классика фарисейства именно в самодостаточности соблюдения нравственных заповедей и религиозных предписаний. Разве фарисеи соблюдали Заповеди,хотя знали их очень хорошо? Нет не соблюдали,поэтому речи о самодостаточности для них в отношении соблюдения заповедей слишком на мой взгляд неверны. Что касается религиозных предписаний,то здесь возможно согласиться с Вами и говорить даже о некой самодостаточности для фарисеев,но только в том смысле,что классика фарисейства как раз проявилась именно в предпочтении религиозных предписаний и только зацикливании на них,в ущерб соблюдению Заповедей.То есть фарисеи следовали букве закона,знали этот закон,но не исполняли его,как требовал от них Господь,а именно в любви к Богу и ближним своим.Поэтому когда Господь сказал,что пришел исполнить Закон,они Его не приняли и распяли,потому что фарисеи были не только ленивые и неблагодарные рабы,но и те,кто убили Сына Божьего.Помните притчу о злых виноградарях из Святого Писания?! Что касается лицемерия и его неуместности,то тоже не совсем соглашусь с Вами.Разве не лицемерие знать чего от них(фарисеев) хочет Господь,делать вид,что они этому следуют,а внутри быть предателями и ненавистниками заповедей Божьих и врагом ближнему своему?! Мертвецы и гробы украшенные снаружи,так о них говорит Господь.

Ева / 21.11.2011

31. Еве

Ева, Вы невнимательно читаете мои комментарии. Вы упрекаете меня в том, что: якобы «П.Тихомиров пишет,что спасение и не в соблюдении нравственного закона(заповеди),» На самом деле я писал следующее: «спасают человека не посты и молитвы, но рождающееся от них смирение[iii» Пожалуйста, будьте внимательной, иначе разговор с Вами утратит всякий смысл. Посты и молитвы хороши не сами по себе, но как инструмент, подводящий нашу душу ко спасительному состоянию. А вот возведение соблюдения нравственных заповедей и религиозных предписаний в некую самодостаточность - это и есть классика фарисейства. Еще раз повторю: к сожалению, в современном русском языке слово фарисейство используется не по назначению. (Употребляется в качестве одного из синонимов лицемерия, а это не так). Почему-то все согласны с тем, что слова "прелесть", "обаяние" и т.п. используются не по назначению, а вот с Фарисейством не торопятся переосмыслять.

Павел Тихомиров / 21.11.2011

30. Еве

С Вами тоже трудно не согласиться. История свидетельствует, какая была жесткая борьба за догматы, сколько крови пролилось... А из рассуждений Павла выходит, что в деле спасения они играют какую-то второстепенную роль.

Харитонов Андрей / 17.11.2011

29. Павел Тихомиров : Андрею Харитонову

****Тем не менее, существует принципиально иная методология. Методология, которая отталкивается не от умствований, а исходит из понимания того, что пребывание в Церкви зависит не от выученного катехизиса, и даже не от соблюдения нравственного закона, но от состояния духа.**** Всё это,конечно,прекрасно и понятно.Естественно,если христианин просто выучил наизусть катехизис(основные положения вероучения),а сам даже в принципе и не понимает,зачем ему это надо и с какой целью даются ему эти знания,то такой христианин похож на заблудшего в лесу,у которого есть компас,но он не знает для чего он ему и как им воспользоваться.С этим никто не спорит.Но это вовсе не говорит о том,что катехизис и знание догматов второстепенное имеет значение для христианина.Поэтому очень важный вопрос для христианина,что есть догматы и с какой целью Господь даровал ему это знание вероучения.Вопрос очень сложный,и то как отмахивается П.Тихомиров и упрощает его до "попугайничесва" просто недопустим. Так же и с соблюдением нравственного закона всё намного не так просто.Павел Тихомиров упоминает фарисеев с их благочестием,хотя как раз фарисеи,были суть внутри мертвецы и гробы,потому что глаголя о благочестии,они не были благочестивы,потому что практически не соблюдали нравственный закон(заповеди),за что и были уличены постоянно в этом Господом Иисусом Христом.Фарисеи знали закон и заповеди,но не жили по ним. П.Тихомиров пишет,что спасение и не в соблюдении нравственного закона(заповеди),хотя,если Вы обратитесь к почти каждому Святому Отцу,то везде Вы встретите призыв к соблюдению и исполнение Заповедей. Вот что пишет св.Григорий Нисский:"усердие к заповедям,исправление в образе жизни,чтобы проводить ее целомудренно,обращать взор к справедливому,не привыкать к страстям,не покоряться похоти,не лишаться добродетели" И немного к вопросу,о так не любимом Павлом знании основ вероучения,назовем это теоретической истиной христиансва(по определению богословов)догм,знание и исповедания которых имеют неразравную связь с практической жизнью христианина(соблюдением нравственного закона).Например,возвращаясь к св.Григорию Нисскому,писал о том,что тот кто ведет нехристианскую жизнь,тот фактически отрицает спасительную силу догматов,становится преступником их,- и кто исполнияет заповеди христианства,не исповедуя догматов его,тот тоже не может считаться христианином и не может надеяться на дарованные Спасителем блага. Как видим,уважаемый Андрей,теоретические и практические истины в христианстве одинаковы важны и потому одинаковы необходимы.

Ева / 17.11.2011

28. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Уважаемый Павел! Благодарю за развернутый ответ. Он дает обширную почву для размышлений. Спаси Вас Христос!

Харитонов Андрей / 17.11.2011

27. Андрею Харитонову

Уважаемый Андрей, серьезность и обстоятельность, с которой Вы подходите к теме, не может не вызывать искреннего восхищения. Я не претендую на учительство, просто делюсь некоторыми соображениями, исходя из своего опыта общения как с инославными, так и с различными категориями православных – в спектре от «меневцев» до «антимодернистов». Мне посчастливилось общаться не только с отечественными католиками, которые, увы, являются таковыми в лучшем случае по национальной принадлежности (поляки), а в худшем – просто в силу какого-то снобизма. И не только с отечественными баптистами, которые стали таковыми «благодаря» тому, что «и в церкви все не так». Это уже было в истории. Индия отвергла проповедь Евангелия именно в силу отторжения всего английского. Так и наши баптисты. Если бы церковнослужители не сводили исполнение своей службы к требисполнению, никаких штунд не было бы в помине. Но впервые сомнения в правильности антиэкуменического сознания зародились во мне после длительного общения с христианами из США, Португалии, Испании и других стран. Вопрос границ Церкви зачастую сводится к вопросу границ конфессиональных. Что такое конфессия? Конфессия – это исповедание. Явление, достаточно молодое, появившееся в эпоху Реформации и контрреформации. Когда религиозное самоопределение фиксировалось исповеданием того или иного Символа веры. К нам этот метод принесли ученики киевского митрополита Петра Могилы. Многочисленные катехизисы, в том числе и катехизис свт.Филарета, это все оттуда. Между тем, соединив воедино известное высказывание свт.Киприана с отождествлением Церкви Небесной с какой-то конкретной конфессией можно прийти к совершенно абсурдному выводу о том, что люди – по какой-то причине – выучившие не тот катехизис, не наследуют Царствия Небесного. Ну как же: раз они не принадлежат к единственно правильной конфессии, значит, нет им спасения! К таким чудовищным выводам можно прийти, если довести до логического конца метод мышления, который переняли от католиков деятели киевско-могилянской академии, и который нынче почитается «антимодернистами» в качестве «истин Православия». В другую крайность впадают экуменисты, пытающие разрешить вопрос границ Церкви в духе известной теории ветвей. Вы помните, что суть этой теории сводится к тому, что христианином почитается всякий, кто так или иначе исповедает некий «прожиточный минимум»: Троицу, Воскресение Христово и т.п. Это все – и конфессиональная исключительность, и конфессиональная всеядность – суть проявления того метода, который появился в Русском Православии после Раскола, и обрел законченные формы в виде т.н. «школьного богословия», схоластики. Это не значит, что дораскольное Православие обладало неким совершенным методом, а киевляне – по директиве Ватикана – подсадили нас на тот строй мысли, который преподавался в католических бурсах эпохи Контрреформации. Наверное, если бы Русское Православие не было больным, не было бы попущено столь страшных потрясений как Раскол и последующая экспансия западных идей. Тем не менее, существует принципиально иная методология. Методология, которая отталкивается не от умствований, а исходит из понимания того, что пребывание в Церкви зависит не от выученного катехизиса, и даже не от соблюдения нравственного закона, но от состояния духа. Безусловно, это вовсе не значит того, что можно позволить себе пренебрежение заповедями Моисея. Но они являются условием необходимым, но недостаточным – если позволить себе применить категории из другой области. Дело в том, что фарисеи – исторические фарисеи – были людьми достаточно благочестивыми, строго соблюдавшими закон. И уж свои катехизисы знали назубок. Но почему же их путь спасения отвергается Спасителем? Мы подходим к следующему вопросу: а в чем заключается спасение? Исполнение закона? Оправдание делами (вариант – оправдание верой)? Или очищение от страстей? В последнем случае вопрос границ Церкви понимаются в категориях аскетики. Пребывает человек в состоянии покаяния – он близок ко Христу, укоренился в какой-то страстишке – отпал от сопребывания со Духом Святым. Значит – выпал из Церкви. Другое дело, что если человек и не стремится ко Христу, то он к Церкви и не приближался. Т.е. ему и выпадать не от куда. Вы спрашивали о святоотеческих источниках, подтверждающих такой строй мысли. Поищите Хомякова, послушайте Осипова. Там есть и конкретные отсылки с первоисточникам, а главное - все пропитано подлинным святоотеческим духом. Чуждым как схоластического сектантства «антимодернистов», так и всеядности экуменистов. Что же касается борьбы за соблюдение формы, то как же без этого. Мы детям своим что говорим? «Спи, Славушка, за окошком волчок ходит!» Дело же не в том, что волчка никакого нет, а в том, что Славушке нужно самому отдыхать и братикам своим дать отдохнуть.

Павел Тихомиров / 17.11.2011

26. 24. Павел Тихомиров

Конечно, я признаю, что у инославных есть искренняя вера в Иисуса Христа, Крещение, желание следовать Евангельским заповедям, различные добродетели... Это невозможно не принимать во внимание. Но всё равно, налицо противоречия с Православной Церковью, о которых я написал чуть раньше. И главное - нет ВИДИМОГО единства в исповедании веры и общения в молитвах и Таинствах, как описывается единство Церкви в Катехизисе свт. Филарета Московского. Кстати, вы можете показать, на чем основано Ваше такое понимание границ Церкви, на каких мыслях Свв. Отцов или вероучительных документах? Хотелось бы по-подробнее разобраться в этом вопросе и при этом не погрешить против Православия.

Харитонов Андрей / 16.11.2011

25. 24. Павел Тихомиров

В основе многих инославных учений лежат положения, неприемлимые для церковного сознания. Например, отрицание иконопочитания, авторитета свв. отцов, 7-го Вселенского Собора и проч. Церковь ясно и недвусмысленно показывает чуждость ей людей, исповедующих такие положения. Она анафематствует их в день Торжества Православия. Поэтому я не могу себе представить, каким образом инославные, о которых вы написали, могут быть причастниками Св. Духа, находиться в невидимых границах Церкви и в тоже время придерживаться антицерковных убеждений. Благодать Св. Духа подается верным в Церковных Таинствах. Можно ли говорить о равной действенности наших, православных Таинств, и таинств у инославных. Многие Таинства они просто отвергают (анафема таким), другие понимают весьма своеобразно (например, Причащение). Апостольского преемства и священства у них нет. Так каким образом им подается спасительная благодать Божья? И зачем тогда бороться за единство видимой церковной структуры, если можно быть причастниками Св. Духа и вне её? А борьба эта принимала очень жесткие формы, была сопряжена с насилием ( в отношении к староверам, например)... В общем, вопросов у меня пока что больше чем ответов...

Харитонов Андрей / 16.11.2011

24. Андрею

Андрей, Вы оперируете не теми категориями. Пол-церкви, четверть... Дело не в фракциях и секциях. Воцерковленность - это не знание катехизисов и соблюдение неких корпоративных норм родного прихода. Сопребывание со Духом Святым - как следствие направленности души к Царствию Небесному, относительная свобода от порабощенности страстям,а главное - милость Господа. Безусловно, все это применимо и к инославным, в этом правда экуменизма. Но ложь экуменизма в том, что все пути воспринимаются равноспасительными. И игнорируются предостережения опытных аскетов о том,что не всякое состояние души является благодатным. Правда Православия не в катехизисах и чинопоследованиях,а в хранении духовного камертона.

Павел Тихомиров / 15.11.2011

23. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Специально,для клеветников на русских и православных (староверов). http://www.nita-press.de/news/a-1808.html

Аноним / 15.11.2011

22. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Только враги Бог и России могут называть русских и православных (староверов) раскольниками.

Аноним / 15.11.2011

21. Еве

Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года отменил клятвы на старые обряды и придерживающихся их. http://a2k.rbcmail.ru/Sobor/Deyanie.htm

Про отмену клятвы я знаю... Мне непонятно вот что: выходит, что со староверами у нас уже нет раскола и единая Церковь? Или раскол есть и у них пол-Церкви и у нас пол-Церкви??? (Прости, Господи) Или, как мне ответил Павел Тихомиров, граница Церкви не ясно где находится, и у раскольников есть принадлежащие к ней и у нас? Отсюда вывод, что на самом деле границы церкви не совпадают с официальной структурой и в конечном итоге искренне верующему христианину вовсе не обязательно принадлежать к ней, можно спастись и вне её... Что-то у меня в голове всё это не укладывается... Зачем тогда такая забота о единстве официальной церковной структуры, зачастую перерастающая в непремиримую борьбу?

Харитонов Андрей / 15.11.2011

20. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Специально,для кликуш,знайте,что русские и православные (староверы)везде принимают участие в добрых делах! РУССКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В АВСТРАЛИИ! Несмотря на жестокую судьбу, которая разбросала русских по белому свету, после кровавой церковной реформы, в 17 веке и геноцидной революции, в 1917 году, но они не пали духом и всюду обустраивались и созидали! Яркий пример - Русское Благотворительное Общество в Австралии, имени Преподобного Сергия Радонежского, которое начиналось с нуля, то есть собирали по копеечкам и строили всем миром Дом для старшего поколения, то есть русских бабушек и дедушек, чтобы они могли по православному и по-русски доживать свои жизни. Ныне русское творение уже разрослось, то есть превратилось в духовный и национальный центр, где Храм, уютные квартиры, столовая, с русской пищей, медицинское и человеческое обслуживание! Низкий поклон основателям и тем, кто продолжает святое дело - оказание внимания, ласки и ухода за русскими старцами! Царство Небесное всем усопшим, и доброго здоровья тем, кто продолжает богоугодные деяния и традиции. Хочется обратиться к молодёжи, которая приходит на смену – не забывайте значение слова БЛАГОтворительность, тогда и Бог будет с вами по жизни!

Аноним / 14.11.2011

19. 14. Павел Тихомиров

****Там есть бытовое благочестие, там есть соблюдение закона, там есть обида на несправдливость никониан и лживость нашей официальной церковной пропаганды, но собственно духовной борьбы (в том понимании, как это стало нормой в нашей традиции)там нет.**** Согласна с тем,что Вы перечислили,единственное,не могу согласиться с тем,что Вы отрицаете у них собственно духовную борьбу(в том понимании,как это стало нормой в нашей традиции),хотя последнее Ваше предположение несколько неясно,потому что не совсем понятно,что Вы имеете ввиду под нашей традицией борьбы со стастями....Тем более у староверов, насколько я знаю, борьба со страстями и грехами неотъемлемая часть духовной жизни.

Ева / 14.11.2011

18. 15. НовоГеоргий 2.5 : Трезвитесь,дорогой,это технически вполне возможно.

Я вам,не дорогуша,уважаемый! В следующий раз яснее пишите к кому обращаетесь.Берете цитату приведенную о.Ильей Киприана Карфагенского, и что-то рассказываете о пасынках и приемышах...

Ева / 14.11.2011

17. риторика и рефрены

И может ли православный спастись вне религиозного закона?

- ну это уж совсем некорректно - Вы же сами приводите цитату, что не может. Зачем тогда вся эта риторика и рефрены?

НовоГеоргий третий / 14.11.2011

16. 6. Харитонов Андрей

Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года отменил клятвы на старые обряды и придерживающихся их. http://a2k.rbcmail.ru/Sobor/Deyanie.htm

Ева / 14.11.2011

15. Трезвитесь

Не грубите о.Илье!

Дорогуша, я не понял - ведб моё высказывание дано до слов о.Ильи, так что грубить ему я ТЕХНИЧЕСКИ никак не мог. Трезвитесь!

НовоГеоргий третий / 14.11.2011

14. Еве

Понимаете, когда общаешься с человеком иной духовной традиции, то понимаешь, что ответ на вопрос о том, в чем заключается спасение дается совсем по иному. Образ действия ведь взаимосвязан с образом мысли. Одно дело представлять себе спасение в виде ОПРАВДАНИЯ, совсем иное - в виде ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА, еще иначе - В ДУХОВНОМ ИСЦЕЛЕНИИ. Разный акценты - разная... даже лексика. У нас нормой стал анализ внутреннего состояния - помыслов, страстей и т.п., там этого нет. Там есть бытовое благочестие, там есть соблюдение закона, там есть обида на несправдливость никониан и лживость нашей официальной церковной пропаганды, но собственно духовной борьбы (в том понимании, как это стало нормой в нашей традиции)там нет. Что же прп. Серафима, то , как раз к нему отношение у них крайне осторожное. Впрочем, дело даже не в нем самом, а в книжке Мотовилова. К которой они относятся так же, как мы к текстам, описывающим психосостояния блж.Анджелы, Терезы Авильской и т.п.

Павел Тихомиров / 14.11.2011

13. 10. НовоГеоргий 2.5

Не грубите о.Илье!

Ева / 14.11.2011

12. 8. Павел Тихомиров

****Они - хорошие христиане, они знают закон и исполняют его, но в старообрядчестве не было своего прп. Серафима Саровского, поэтому Осипов, столь ненавидимый мнимыми антимодернистами, так востребован в том числе и искренне ищущими староверами.**** А при чем здесь прп.Серафим Саровский и Осипов? Кстати сказать,как раз к прп.Серафиму Саровскому старообрядцы относятся весьма и весьма тепло,а Оипова любят по моим наблюдениям только из-за того,что тот прохладно относится к патр.Никону и вообще к синодальному периоду нашей Церкви.Но это так к слову. Как только староверы начинают копать глубже учение Осипова,то их постигает крайнее разочарование.... Что касается того,что у староверов мало святых,то это не только оттого,что у них оскудение,но и оттого,что к канонизации они относятся крайне осторожно. ****Нет, Ева, представьте себе, что нет. В том-то и дело, что сам строй мысли у человека, исповедующего старообрядчество совсем иной**** Простите,Павел,но это общие фразы,ничем не доказанные.Неужели Вы хотите написать,что староверам совершенно всё равно на христианские добродетели,например,смирение и цель их только попоститься , помолиться и всё?!!!

Ева / 14.11.2011

11. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Для меня раскол церковный трагедия. И печаль. А не способ на кого либо показывать пальцем.

иерей Илья Мотыка / 14.11.2011

10. Вы нас всех почитаете или пасынками или приёмышами

Вне церкви нет спасения. Кому церковь не мать, тому Бог не Отец, писал Киприан Карфагенский.

-а почему бы Вам, уважаемый, не процитировать Игнатия Брянчанинова???? И что - Вы нас всех почитаете или пасынками или приёмышами?

НовоГеоргий третий / 14.11.2011

9. Андрею Харитонову

Говоря о том, что вне Церкви нет спасения, предполагается то, что под Церковью подразумевается не "собрание верующих, исповедующих некий credo", но пребывание человека в Духе Святом. Что же касается границ Церкви, то этот вопрос не так прост, как кажется законникам и рьяным антиэкуменистам

Павел Тихомиров / 14.11.2011

8. Еве

"Можно подумать старообрядцы об этом не знают? " Нет, Ева, представьте себе, что нет. В том-то и дело, что сам строй мысли у человека, исповедующего старообрядчество совсем иной. Они - хорошие христиане, они знают закон и исполняют его, но в старообрядчестве не было своего прп. Серафима Саровского, поэтому Осипов, столь ненавидимый мнимыми антимодернистами, так востребован в том числе и искренне ищущими староверами. Что же касается поста, то дело не в отрицании его значения - кто ж спорит? - но в том, чтобы одно из средств не воспринималось в качестве цели. Только и всего.

Павел Тихомиров / 14.11.2011

7. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Вне церкви нет спасения. Кому церковь не мать, тому Бог не Отец, писал Киприан Карфагенский.

иерей Илья Мотыка / 14.11.2011

6. 5. Ева : Дополнение

Для староверов пост,молитва и добродетели имеют равное значение.Но спасет их Господь,а Осипова с Павлом видимо только смирение.

Я так понимаю, что староверы находятся в расколе с РПЦ МП, а следовательно и с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Правильно? Как тогда понимать спасение староверов вне Церкви? Возможно ли такое спасение?

Харитонов Андрей / 14.11.2011

5. Дополнение

""""Но ничего, сейчас мы в течении нескольких лет обсуждаем лекции проф. А.И.Осипова, поэтому, Бог даст, на смену законничеству, придет ясное святоотеческое осознание того, что спасают человека не посты и молитвы, но рождающееся от них смирение[iii].""" Можно подумать старообрядцы об этом не знают? Иногда не понимаю,что хочет сказать Осипов? Попробуйте родить смирение без молитвы? Или смирять себя на полный желудок,который не знает меры? ... _________________________________________ Понятно,что Осипов не отрицает рождение смирения из постов и молитв,но он слишком принижает значение последних,в полной уверенности,что пост и молитва не спасают.Безусловно спасает Господь,а пост,молитва и все те добродетели,которые дарует нам Господь лишь помогают нам спасаться,но никак не спасают сами по себе.Поэтому и "смирение" Осипова может рассматриваться по той же логике,как он рассматривает пост и молитву.Тем более,если пост - это на самом деле для некоторых спорный вопрос,то уж молитва в правильном и хорошем понимании ее предназначения в духовной жизни православного не заслуживает ТАКОГО отношения к ней.Тем более чаще и не знаешь,то ли смиренный настрой тебе помогает иногда хорошо помолиться,то ли молитва тебе дает в дальнейшем сил для смирения,которое помогает уповать на спасение. А по наблюдениям Автора получается,что для староверов неважны ни смирение, ни другие добродетели ,что, на мой взгляд, не соответствует действительности.Для староверов пост,молитва и добродетели имеют равное значение.Но спасет их Господь,а Осипова с Павлом видимо только смирение.

Ева / 14.11.2011

4. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Интересные наблюдения!.Только выводы, к сожалению, только больше запутывают. """Но ничего, сейчас мы в течении нескольких лет обсуждаем лекции проф. А.И.Осипова, поэтому, Бог даст, на смену законничеству, придет ясное святоотеческое осознание того, что спасают человека не посты и молитвы, но рождающееся от них смирение[iii].""" Можно подумать старообрядцы об этом не знают? Иногда не понимаю,что хочет сказать Осипов? Попробуйте родить смирение без молитвы? Или смирять себя на полный желудок,который не знает меры? ... Еще хотелось узнать,что Автор подразумевает под этой фразой:""Т.е. старообрядец убежден в том, что суть спасения заключается в тщательном исполнении религиозного закона.""" Интересно,какой смысл вкладывается в понимание "исполнение религиозного закона" в данном случае? И может ли православный спастись вне религиозного закона?

Ева / 14.11.2011

3. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Автору,не нужно писать много слов,чтобы показать, что вы пишите ерунду,особенно,когда начинаете что-то сочинять о православных и русских (староверах).

Аноним / 14.11.2011

2. ни рыба, ни мясо

Ситуация "ни рыба, ни мясо, ни Богу свечка, ни черту кочерга" и увеличение числа антиклерикально настроенных граждан (прежде всего - в среде элит, более всего подвергающихся продолжающейся модернизации)жолжна однозначно рассматриваться как итог секуляризации Отечества

НовоГеоргий третий / 14.11.2011

1. и заживём мы вольготно

Некоторые деятели - надо надеятся, хоть не все - продолжают опоганивать русский патриотизм инновационо и модернизационно. Но это хорошо - скоро будем слцшать службу под рок и на тусовочном сленге, бородатых мужчин в темных одеждах сменят эффетивные братики, женщин, похожих на монашек вытеснят молодухи с персингом - и заживём мы вольготно, праведно и прогрессивно. О петриотизме - как пережитке - надежнее забыть в эпоху глобабизации - и сммреннее переходить к общечеловеческому космополитизму...

НовоГеоргий третий / 14.11.2011
Павел Тихомиров:
Делание добрых дел может взрастить фарисейство
Отклик на статью Станислава Минакова «Закалка стали по Николаю Островскому»
01.10.2019
При каких обстоятельствах сербская русофилия может обернуться русофобией
Согласно последним опросам, 87% сербов воспринимают Россию как друга
27.09.2019
Космонавтика – это хорошо. А Космизм – плохо
О легкомысленном отношении к ереси Циолковского
18.09.2019
Так ли виноваты «неблагодарные братушки»?
О забытой вине русских и незаслуженном обвинении болгар в беспричинном предательстве и неблагодарности
16.09.2019
В Сербии нет культа Второй Мировой
Пока в Сербии не сложится общественного согласия по поводу осмысления трагедии 1941-45, от имени народов Югославии будет выступать… Хорватия
05.09.2019
Все статьи автора