Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Часть третья

0
1152
Время на чтение 5 минут

Часть первая

Часть вторая

Как-то вертя в руках большую банку растворимого кофе, я обратил внимание на то, что надписи, сделанные для Хорватии, а также Боснии и Герцеговины несколько отличаются от надписей, сделанных на сербском языке. Рецепт изготовления текстов на «незалежней мове» прост: пиши как угодно, лишь бы не так, как «у москалей»!

Можно подбирать синонимы, можно «банку» назвать «жестянкой», а «гранулы» - в духе солженицынского героя - «зёрнышками» и т.п. Можно, в конце концов, просто менять порядок слов в предложении. Главное - чтобы получалось нечто, отличное от первоначального.

Примерно таким же принципом - «абы не як у москалив», - по-видимому, пользовались т.н. справщики, корежившие русские богослужебные тексты во времена печальноизвестых реформ патриарха Никона.

Об этих совершенно механических изменениях текстом молитвословий написано масса литературы, поэтому сейчас не хотелось бы останавливаться на этом вопросе.

Потому что рассуждения о том - какие тексты правильнее и точнее уводят от главного:

«...Первой и главной причиной разрыва были вопросы совести. Русскому человеку в середине 17-го века пришлось проклинать то, во что столетием ранее его учили свято веровать»[i].

«Князья» господствующей церкви публично отреклась от всего того, что составляло существо русского древлеправославного мировоззрения.

Это не значит, конечно же, того, что нужно было мертвой хваткой вцепиться в «Стоглав», но, право же, позиция некоторых русских патриотов выглядит не совсем последовательной. С одной стороны категорически отвергаются любые внешние изменения церковной жизни (не касающиеся, разумеется, литургии), и в то же самое время бунташный семнадцатый век раскрашивается в два цвета.

«Читая беседы некоторых миссионеров, можно подумать, что старообрядцы - это такие люди, которые верят в то, что в паровозе колёсами вертит окаяшка», - писал исследователь философии старообрядчества В.Г.Сенатов.

Теперь, в ХХ1-м веке уже нам, потомкам «лиц господствующего исповедания», довелось пережить всё то, на что наши предки обрекли людей, верных старорусской церковной традиции.

Всё - начиная от жестоких гонений и оканчивая высокомерно-снисходительным убеждением, что «стоит лишь православных христиан усадить перед телеканалом Дискавери, да снабдить «интересными газетами» про НЛО, - как всему «придурковатому» Православию наступит конец».

В другую крайность впадают романтически настроенные гуманитарии, а также сторонники идей «консервативной революции». Речь идёт, между прочим, именно о тех «романтиках», которые с реальным старообрядчеством образца начала ХХ1-го века никогда не сталкивались, и судят о нём не просто понаслышке, но ассоциируют его с «идеальным Православием».

Это уже было - в годы горбачевской перестройки воспитанные писателями-почвенниками патриоты пребывали в ожидании того, что стоит лишь выйти из забвения «человеку в рясе», как всё в России станет на свои места. Когда «человек в рясе Московской Патриархии» стал напоминать о.Федора из «Двенадцати стульев», взоры устремились к «человеку в рясе Зарубежной церкви». Сейчас можно в очередной раз надумать себе новый фантом, очароваться им как панацеей, а потом... в очередной раз жестоко разочароваться.

Пропитается романтик-патриот замечательными исследованиями А.М.Панченко, Б.А.Успенского, прот. С.А.Зеньковского, интерпретациями староверия, изложенными А.Г.Дугиным; воодушевится общением с каким-нибудь энергичным иерархом...

Выстроит в сознании образ «идеального Православия», в котором нет алчных попов и слащавой приторности портретов в стиле кустарного барокко, до сих пор позиционируемых в качестве икон....

А потом столкнётся с реальным приходским батюшкой откуда-нибудь из Ржева или Новозыбкова. Реальный батюшка окатит романтика чем-то типа: «Вы, щепотники-никонияне, хуже прокаженных!»

И всё, конец поискам древлего благочестия.

Очевиднейшая вещь: не хочешь разочарований, не позволяй себе ничем очаровываться, будь трезв!

Но откуда взяться трезвости, если рассуждения о старообрядчестве сводятся к двум схемам:

«Неправда гонителей говорит о правде гонимых»;

«Неправда раскольников говорит о правде Никона».

Человек, предрасположенный к восприятию первой схемы, как правило, в качестве «гонителей» подразумевает некий фантом, в котором отражен весь негатив, присущий обыденности РПЦ, усиленный шоком от «подвигов» антираскольничьих миссионеров в деле разорения старообрядческих монастырей. Соответственно, реальное старообрядчество подменяется «белым и пушистым» фантомом.

Во втором случае происходит, как правило, следующее. Образ реального старообрядца 19-21 века переносится в ситуацию 17-го века, и на основе такой манипуляции - игнорирующей исторический контекст - крепнет убежденность в безальтернативности никоновых новин.

«Неправда гонителей НЕ ВСЕГДА горит о правде гонимых»[ii].

Главной бедой старообрядчества, на мой взгляд, является вовсе не дремучесть. Как правило, старообрядцы - подобно баптистам - лучше знают Писание и тщательнее исполняют закон. Нет, не в мнимом невежестве дело.

Бедой старообрядчества является фарисейство. В буквальном смысле слова.  Не лицемерие, нет-нет! Именно фарисейство в евангельском смысле слова. Т.е. старообрядец убежден в том, что суть спасения заключается в тщательном исполнении религиозного закона.

Невольно вспоминается курьез, которым я часто иллюстрирую разговоры о старообрядчестве.

Мой хороший товарищ, лесник-белокриничник, рассуждает о религиозном выборе совершенно в духе лесковского героя:

«Тот, кто может держать все посты - старообрядец, кто не может все посты держать идет к никонианам, а кто поститься не может - идет в баптисты».

Но ничего, сейчас мы в течении нескольких лет обсуждаем лекции проф. А.И.Осипова, поэтому, Бог даст, на смену законничеству, придет ясное святоотеческое осознание того, что спасают человека не посты и молитвы, но рождающееся от них смирение[iii].

Что ж. Из того, что старообрядчество попало в ловушку законничества, вовсе не значит того, что эта неправда говорит о правде Никона.

Как можно воспевать деятельность человека, через которого пришел столь страшный соблазн?!

«...Первой и главной причиной разрыва были вопросы совести. Русскому человеку в середине 17-го века пришлось проклинать то, во что столетием ранее его учили свято веровать».

Другое дело, что нам всегда нужно помнить о том, что Господь ставит нас в условия, которые в наибольшей мере благоприятствуют нашему спасению. В этом смысле никоновы новины и нужно, наверное, воспринимать.

Но вместо этого сочиняются панегирики.


[i] П.Н.Милюков. Очерки по истории русской культуры, т.2, ч.1., М., 1992

[ii] Выражение о.Андрея Кураева.

[iii] Задумаются ли другие старообрядцы о том, что дело не в перстосложении, я не знаю. М.б. старообрядцы станут слушать лекции Осипова просто из любопытства: «а за что, интересно, никониане так люто ненавидят этого профессора?»

   
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

48. Re: Роль некоторых церковных деятелей в опоганивании русского патриотизма

Зачем сюда старообрядцы пристегнуты все-таки, какую-такую опасность они представляют? Полное равнодушие к поклонам до упаду и долгим службам надежно защищает современного человека от исхода в староверие. У нас просто шансов нет повторить их путь со всеми его бедами и победами. «Бедой старообрядчества является фарисейство. Не лицемерие, нет-нет!...» Ну, в каждой избушке свои погремушки. У нас – просто лицемерие, не отягощенное ни фарисейским усердием соблюдать чего-нибудь, ни трепетным отношением к обряду. Лицемерие вообще ничему не мешает . И на горизонте у нас угрожающе маячит не старообрядческое фарисейство, а «болото», одинаково равнодушное и к форме и к содержанию духовной жизни. Вот это родные нам «погремушки», издержки нашего пути , где всегда есть опасность соскользнуть в безверие, ползучую анархию и хаос. Нет никакого увлечения староверием. Старообрядцы – феномен мало на что похожий. И феномен не застывший, а развивающийся. Их лучше пока наблюдать без пристрастия, а не упрощать до схемы. Вот «католический юридизм и оправдание делами» - это, да, большая вероятность. Человек рациональный скорее всего отодвинет куда подальше вместе с поклонами и сокрушение сердца - это неприятно уму, ибо относится к миру невидимого, хлопотно, всякие издержки в виде обострения страстей и пр. Общество опять же требует деловитости, улыбчивой позитивности и не отвлекаться на внутренние переживания - времени нет. Оторопь вызывает «традиционный» ответ на всё это. Типа того, что на вашу бестолковую деятельность наше «болото» ответит своей принципиальной бездеятельностью – молись и кайся, все остальное сделает чудесный ворон, обязанный прилетать ежедневно. Позволено будет посомневаться, что это не традиция, а крайность, от которой много бед имели. Наша традиция дает человеку, во-первых, время на внутреннюю жизнь и предлагает совсем другой способ деятельности – не суетиться, не разменивать силы, а решать проблему в корне и уметь сосредоточиться на самом необходимом. Большое настоящее дело – всегда было лейтмотивом жизни и империи и СССР в лучшие их моменты. Эта разница в подходах очень заметно, когда сталкиваешься с людьми, воспитанными чуть западнее России. Как же их раздражает это наше неумение скурпулезно монотонно работать, доводить дело до конца, приглаживать все до мелочей до приличного вида. Не меньше выводит из себя нас, когда вместо изменений по существу, какие-то заплаты лепят и радуются. Впрочем, половинчатости и имитациям (делаем жесты) мы уже, кажется, научились.
Архивариус / 13.01.2012, 08:10

47. Автору

Большое спасибо Вам, что напоминаете святое учение о сокрушении. Поклон и сердечные пожелания здравия.

46. Ответ на 45., Павел Тихомиров:

Я же, вроде, ответил...Ну, ладно, спаси Христос за доброе расположение к нам, "осиповцам".Прошу св.молитв, а то сейчас немного прикрутило, так что, увы, не до полемики.

Пошли Вам Господь исцеления! Выздоравливайте! И приятного Рождественского поста!
Ева / 26.11.2011, 14:42

45. Еве

Я же, вроде, ответил... Ну, ладно, спаси Христос за доброе расположение к нам, "осиповцам". Прошу св.молитв, а то сейчас немного прикрутило, так что, увы, не до полемики.
Павел Тихомиров / 26.11.2011, 13:42

44. Ответ на 43., Павел Тихомиров:

Неужели необходимо разжевывать каждую совершенно очевидную мысль так тщательно

Ох,дорогой Павел,и разжевывать Вы ничего не хотите,и отвечать прямо на вопросы тоже.Что ж Ваше право.С вами "осиповцами" вообще трудно общаться. Оставим эту тему до лучших времен,тем более тема то серьёзная,требует мельчайшего осмысления.И от главной темы Вашей статьи ушли. Всего Вам доброго!
Ева / 22.11.2011, 16:05

43. Еве

Соблюдение заповедей - условие необходимое но недостаточное. Имеется ввиду следующее: соблюдая заповеди человек получает возможность духовного преуспеяния. Но это не значит, что он автоматически возрастает духовно. Несоблюдение заповеди закрывает саму возможность духовного преуспеяния. Неужели необходимо разжевывать каждую совершенно очевидную мысль так тщательно?
Павел Тихомиров / 22.11.2011, 13:35

42. 40. Павел Тихомиров

А при чем здеь Ваши ответы? Вы пишите,что десять заповедей относятся к нравственным и моральным категориям,а Заповеди блаженсва настраивают на категории духовности. ****Разумеется, речь шла о десяти заповедях, а не о заповедях блаженств. Ибо заповеди блаженства - отражают настрой на категории духовной, а не нравственной жизни**** Это Ваши же слова? Вот поэтому я и задала Вам вопрос может ли человек,нарушая одну пусть из десяти Заповедей,духовно повредиться?! А Вы вместо ответа на конкретный вопрос пишите о другом. Я ведь Вам хочу написать,что соблюдение Заповедей тесно сязаны с нашей духовностью,и самое интересное,что Заповеди блаженства без соблюдения первых десяти Заповедей просто не могут быть соблюдены и сохранены.Как можно быть чистым сердцем и при этом воровать или прелюбодействовать?
Ева / 22.11.2011, 13:22

41. А.В.Шахматову

Ув. Шахматов, если Вы способны сменить гнев на милость, то у меня к Вам конкретный вопрос-просьба: Мои друзья из прихода РПСЦ (белокриничники, как и Вы, насколько я понял) хотели бы установить контакт с единоверцами из приходов Дального Зарубежья. Если Вы владеете конкретной информацией хотя бы по Австралии и по Германии, то мы бы были Вам весьма признательны. Спаси Христос!
Павел Тихомиров / 22.11.2011, 13:10

40. ответ на №38, содержавшийся в № 34

Ева. Пожалуйста, будьте внимательны. Ваш вопрос: (№38) "...А вот,если человек преступил Заповедь,и убил кого-нибудь,он получается повредился только нравственно и морально или ещё и всё-таки духовно?..." Мой ответ (из комм. № 34); "исполнение нравственных заповедей и религиозных предписаний можно назвать условиями необходимыми, но недостаточными "
Павел Тихомиров / 22.11.2011, 12:51

39. Ответ на 36., Павел Тихомиров:

Если грех толковать в категориях юридизма, то он является актом преступления заповеди, а если грех толковать в категориях аскетических - то он представляет собой соединение с падшим духом

Опять на мой взгляд несколько искусственное разделение,простите! Загляните в любое творение Святых Отцов,которые пишут о гибельности и совершении греха,когда человек не соблюдает и не хранит Заповеди.Состояние соединение с падшим духом,как органическое описание сущности греха тоже присутствует в аскетике. У меня только вопрос,на Ваш взгляд,что первично и что толкает к падшему состоянию христианина(именно его,потом попробую объяснить,почему выделила именно христианина) или греху,нарушение Заповедей или ещё что-то в Вашем понимании?
Ева / 22.11.2011, 12:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14