Вкратце о И.В.Сталине

Размышления после полемики

Новости Москвы  Иосиф Сталин 
0
2576
Время на чтение 8 минут

Вкратце, потому что говорить о нем необходимо гораздо больше, на что у меня сейчас не хватает сил и времени. Но с Божией помощью я думаю вернуться к этому вопросу позже и при этом гораздо более обстоятельно. У меня уже были две статьи на эту тему («Промысел Божий в деяниях И.В.Сталина», «Когда в народе нет покаяния...»), и я сделал некоторые выводы из полемики вокруг них, в связи с чем несколько изменил и свои взгляды на данную проблематику. Но сейчас буду говорить об этом кратко, опуская многие (даже важные) подробности, а излагая лишь самое существенное. Что, впрочем, отчасти и хорошо, поскольку позволяет изложить саму суть вопроса.

Во-первых, следует признать, и я этого никогда не отрицал, что «десталинизаторы» совершенно правы, обвиняя Сталина во многих преступлениях, а «сталинисты» неправы, пытаясь его во всем обелить. Возьмем для примера самое существенное из этих преступлений - гонения на Церковь. Конечно же, прав, например, о.Николай Савченко, утверждающий (цитирую по памяти), что «Ленин закрыл 10 тысяч церквей, а Сталин - 20 тысяч». И действительно, именно Сталин объявил третью пятилетку (1937-1942 г.г.) пятилеткой безбожия, когда к ее концу в СССР вообще не должно было остаться ни одной церкви. К этому дело и шло, так в 1939 году на территории России оставалось лишь около 100 приходов из многих тысяч, бывших до революции. Храмы по преимуществу были закрыты, священники и епископы - репрессированы. Конечно, это было страшное злодеяние, и никакого оправдания оно иметь не может. Все попытки утверждать, что Сталин здесь не причем, что это делали за его спиной другие, - исторически несерьезны. Но, что самое главное, как я покажу ниже, такие попытки и не православны.

Все это, конечно, правда, и если бы дело только этим и ограничивалось, то тогда действительно можно было бы противопоставлять гонителю Сталину гонимых им новомучеников; тогда действительно почитание вождя было бы оскорблением памяти новомучеников, как, скажем, (аргумент десталинизаторов) «почитание Нерона или Диоклетиана является оскорблением памяти мучеников, ими убиенных». Однако весь секрет, вся тонкость и вся хитрость или, лучше сказать, мудрость состоят в том, что дело только этим не ограничилось. Как известно, И.В.Сталин, в отличие от тех же Нерона и Диоклетиана, резко изменил свою политику по отношению к Церкви, прекратив гонения на нее. Почему это произошло? Некоторые считают, что сие было следствием его личного покаяния, другие говорят, что здесь действовали преимущественно прагматические мотивы. Раньше (до полемики вокруг моих прошлых статей) я больше склонялся к мнению последних, сейчас - разделяю мысли первых. Думаю, что личное покаяние раба Божия Иосифа, которое он принес на исповеди перед неким, как говорят, церковным иерархом - это не миф, а действительность. Впрочем, это лишь мое мнение, которое может быть и ошибочным, но, что самое важное, ни доказать его, ни опровергнуть - невозможно. Еще в меньшей степени можно доказать или опровергнуть то, что это покаяние было принято Богом. Ведь мало совершить формальную исповедь, для действительного покаяния нужно, чтобы она еще и была принята Господом, ибо только Он имеет власть прощать людям их грехи. Так вот это последнее по отношению к Иосифу (Сталину) не только нельзя доказать или опровергнуть (никакой исторический «микроскоп» или «телескоп» на это абсолютно не способен), но и сами эти доказательства или опровержения, без прямого и ясного свидетельства Божия, - душевредны, поскольку, занимаясь ими, человек пытается, так сказать, пересудить суд Божий.

Итак, судить об этом определенно - невозможно; можно только верить или не верить в это. Но есть и другая сторона покаяния, видеть которую каждый может и без всякого микроскопа или телескопа, может свободно видеть и невооруженным взглядом. Речь идет о делах человека после его покаяния, ведь еще св_Иоанн Креститель сказал фарисеям: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк.3,8), состоящие в том, что человек меняет свою прошлую греховную жизнь и свои прошлые злые дела на противоположные. Так были такие плоды у раба Божия Иосифа или нет? Вот тут-то та аргументация, которую приводят «десталинизаторы» и которую я отчасти процитировал в начале этой статьи, оборачивается против них же самих, как и их сравнение Сталина с Нероном и Диоклетианом. Ведь что мы видим отчасти из слов «десталинизаторов», но и, восстанавливая при этом всю историческую картину: вначале гонитель Церкви, закрывающий храмы и пытающийся ее полностью уничтожить, но затем чуть ли не покровитель Церкви на высшем государственном уровне, препятствующий ее уничтожению и поддерживающий ее, - Нерон и Диоклетиан последнее не делали! И, думаю, очень символичен жест И.В.Сталина, когда он после известной исторической встречи как заправский иподиакон поддержал за руку будущего Патриарха - Митрополита Сергия, сказав при этом: «Это всю, что я могу пока для вас сделать».

Вот в этом-то пункте (плода покаяния Сталина) «сталинистам» следует ломать копья с «десталинизаторами», а не пытаться доказать, что Сталин - это кристально чистая личность во всех периодах своей жизни и своего правления. Да не чистый он, а разбойник кающийся; пытающийся же доказать обратное «сталинист», мало того, что действительно оскорбляет память новомучеников, но еще и умаляет действие промыслительной силы Божией. Ведь для Промысла Божия куда больше славы обратить к покаянию лютого разбойника и гонителя, чем праведника. Можно, конечно, по аналогии с такой ложной «апологией» Сталина некоторыми «сталинистами» утверждать, что и благоразумный разбойник на кресте на самом деле был величайшим «филантропом», а Мария Египетская и до своего обращения была целомудренной, - да только какая польза от такого вранья?! Не польза это, а, повторяю, величайший вред, состоящий в умалении славы Божией, Который, «оказывается» обратил не разбойника и величайшую блудницу, а «вполне порядочных людей». Все это верно и по отношению к И.В.Сталину. Повторяю, разумному «сталинисту» надо ломать копья со своими оппонентами именно в вопросе: было ли покаяние И.В.Сталина явлено им в делах или нет?

Вот тут-то, снова повторяю, аргументы «десталинизаторов» оборачиваются против них же самих, чем мы и воспользуемся. Например, некоторые из них утверждают, что-де храмы открывал не Сталин, а немцы и только на захваченных территориях, а Иосиф Виссарионович вынужден был считаться с этим, и эти открытые храмы он уже закрыть не мог. Ну почему же не мог? Раз фашисты открывали, то очень даже удобно было объявить клириков этих храмов фашистскими приспешниками, и всех поголовно расстрелять или отправить в лагеря. Разве не таким безжалостным и беззаконным тираном представляют себе Сталина «десталинизаторы»? Почему же тогда в данном конкретном случае он поступил иначе? Далее, последние утверждают, что храмы открывались лишь на захваченных немцами территориях, Сталин, якобы, никаких храмов открывать не разрешал. Прекрасно; вспомним теперь их же аргумент, что к 1939 году на территории России вследствие сталинских гонений на Церковь осталось лишь около 100 приходов. Далее вспомним, что немцы сумели оккупировать территории приблизительно до линии Ленинград-Москва-Сталинград, и сопоставим эти два факта. Тогда согласно логике «десталинизаторов» выходит, что на всей остальной территории России после 1945 года было менее ста приходов. Это при том, что перед «перестройкой» (т.е. уже после Хрущевского гонения, который закрыл более двух третей открытых при Сталине храмов), в одной Москве было несколько десятков православных церквей. А Московские и Ленинградские академии и семинарии, что, также были снова открыты «на оккупированных немцами территориях»?! Отсюда явно видна неправота «десталинизаторов».

Конечно же, покаяние И.В.Сталина, явленное им в делах, имело место. И если о.Николай Савченко по своему обычаю представит нам какую-нибудь убогую статью, брошюрку или другую цидулку вождя, написанную после 45-го и имеющую атеистические высказывания, то тогда мы на это возразим, что Сталин жил в окружении коммунистов-атеистов, и делал для Церкви (как он и сказал Митрополиту Сергию во время их исторической встречи) лишь то, что «пока мог». Для «товарищей» вождь вынужден был оставаться таким же, как и они, «убежденным коммунистом-атеистом». Вот так или приблизительно так, на мой взгляд, «сталинистам» следует парировать аргументацию своих оппонентов, парировать, учитывая покаяние Иосифа Сталина.

Учитывая это последнее достаточно легко решается противоречие, состоящее в одновременном уважении Иосифа Виссарионовича Сталина и почитании новомучеников. Ведь мученики, как нам это известно из их житий, всегда пытались обратить ко Христу и своих гонителей, убеждая их в этом и молясь за них. Иногда мученикам это удавалось, тогда через это покаяние бывших гонителей им не только прощались страшные грехи гонения на Церковь, пытки и убиения святых мучеников, но, зачастую, они становились святыми (в частности, иногда сами становились мучениками), которых прославила Церковь. Сейчас мне недосуг, но если кого-то более подробно интересует эта тема, могу в будущем представить целый список царей, князей, прочих правителей и власть имущих (начиная с апостола Пала), которые, вначале будучи гонителями, затем чрез покаяние обратились и стали святыми. Если же они прославлены Церковью в сонме ее других святых, в том числе, и в сонме убиенных ими самими мучеников, то очевидно, что никакого противоречия между теми и другими - нет; нет противоречия и в том, чтобы православному христианину почитать тех и других. Покаяние бывшего гонителя все меняет. Очевидно, это применимо и к И.В.Сталину; применимо, конечно, не в том смысле, что он стал вследствие своего покаяния святым. Для этого ему надо было всенародно покаяться в своих грехах (в первую очередь в бывшем антихристианстве) и, возможно и очень вероятно, вследствие этого самому принять мученическую кончину (подобные примеры таких мученических актов царей, бывших ранее гонителями, в житиях святых имеются). Чего он, однако, не сделал, поэтому святым не стал, но, как очевидно из всего вышесказанного, покаяние все же принес.

Что может возразить на это православный «десталинизатор»? Утверждать, что И.В.Сталин в принципе не мог принести такое покаяние? Это значит искусственно демонизировать его личность, а также еще в большей степени, чем неразумный «сталинист», умалять славу промыслительной силы Божией, Который, оказывается, «в принципе не мог обратить к покаянию такого страшного грешника!» - что является абсолютно не православным учением. Утверждать же, что раб Божий Иосиф не мог принести личного покаяния или, что оно не принято Богом, также никто не может. Как я уже говорил, опровергнуть или доказать это - невозможно и душевредно. Итак, «десталинисту» остается неблагодарная работа говорить на белое, что оно «черное», т.е. что никакого покаяния И.В.Сталина в его делах не было. В частности, прекращение гонений на Церковь - это лишь мелкий (варианты: не заслуживающий внимания, вынужденный, вредный (!) факт. С чем мы, конечно, будем спорить и именно здесь, как я и сказал выше, будем ломать копья с нашими оппонентами, тем более, что эти их голословные утверждения достаточно легко в этом случае опровергаются.

В заключение статьи хочу сказать еще два слова. Некоторых смущает, что из-за личности И.В.Сталина между членами РПЦ вообще и на РНЛ, частности, возникают разногласия. Думаю, что ничего страшного в этом нет, поскольку это вопрос не догматический и даже не имеющий прямого отношения к православно-христианской нравственности. Не думаю, что человека на загробном суде Божием будут судить только за то, что он «уважал или, наоборот, не уважал Сталина»; как и Русская Православная Церковь (я имею в виду именно Церковь, а не протоиерея Георгий Митрофанова) не судит советского ветерана Великой Отечественной за то, что он шел в бой «За Родину! За Сталина», но уважает его за то, что он Родину защищал. Поэтому, и не думаю, что православные «десталинизаторы» или «сталинисты» только из-за этого одного своего наименования не наследует Царство Божие. Так что разделение православного народа Божия по этому вопросу не имеет никакого нравственного и, тем более, вероучительного значения. В наше время верующие люди расходятся во мнениях по многим второстепенным вопросам, также не имеющим нравственного или вероучительного значения, и никого это не пугает. Страшно другое, страшно, когда некоторые действительно пытаются придать вопросу о Сталине нравоучительное значение - вот это уже действительно может разделить и Церковь, и, тем более, РНЛ.

Наконец, надо было бы сказать самое главное: почему идет такая полемика вокруг памяти И.В.Сталина, и какую пользу от этой полемики мы можем получить? Но это отдельный очень важный и интересный вопрос, на который у меня уже пороху не хватает. Думаю, не хватит его и у нашего зачастую ленивого читателя, который, как я уже успел заметить, любит маленькие заметки, но неохотно читает большие статьи. Поэтому об этом, если Бог даст, в будущей более обстоятельной и подробной публикации.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

169. О Сталине

Вы постоянно спорите Сталин тиран, либо вождь народов. Обвиняете друг друга в глупости и так далее. Но откуда нам наверняка знать что было? Факт что без Сталина мы не выиграли бы войну. Факт, что он был строгим и справедливым, однако как и всякий человек иногда ошибался. А если смотреть статистику, от современного политического режима погибло гораздо больше народа. Вот это факты. А остальное могли придумать люди, которым это могло быть выгодно сейчас. Живите настоящим. А вот опрос кстати, результаты которого огорчают. http://mapax.ru/question/75
Eduardos777 / 23.04.2012, 16:16

168. 167. Н.Ролле :

Не называйте меня ма шер...

"Милостивая государыня" - больно длинно. Но как скажете...
Артур / 08.11.2011, 10:47

167. Артур

Не называйте меня ма шер...
дезинфектор / 08.11.2011, 09:49

166. 165. Н.Ролле :

Поздно, ма шер, поздно...
Артур / 08.11.2011, 09:21

165. Артур

это вы с крыжом и Шмаксимом.
дезинфектор / 08.11.2011, 09:02

164. 159. Н.Ролле :

http://www.youtube.c.../watch?v=u0nQMgaJibc

Ну, Эрика и Лебедева я узнал... А третий кто? Савченко?
Артур / 08.11.2011, 06:16

163. Прочтя 160-й

В детской песенке про медвежонка: "и доволен не с проста, что родился без хвоста" - пели о безпричинной и лёгкой радости детишки. Взрослым так радоваться может быть и возможно только без смирения не получится. Так же не постигнет и понимание
Читатель / 07.11.2011, 19:57

162. 134. Сергий Агапов

Спасибо,уважаемый Сергий,за Ваш ответ! С уважением,Наташа!
Ева / 07.11.2011, 19:16

161. 156. Артур

:)))) Интересное наблюдение,наводит на размышления!:)))
Ева / 07.11.2011, 19:11

160. "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; И от истины отвратят слух и обратятся к басням".

Дорогой Артур и Владимир! Для того чтобы смягчить остроту нашей полемики дарю вам эти замечательные строки из журнала «Московской патриархии». Пусть их сладость сгладит вам неприятные ощущения от некоторых моих слов. С братской любовью Сергий. К шестидесятилетию социалистической отчизны Новая советская Конституция, проект которой столь широко и глубоко обсуждался в нашей стране, называет новую историческую общность всех наций и народностей Советского государства, основанного в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, советским народом. К этой общности принадлежат также и верующие различных религий, в том числе православные, составляющие неотделимую часть советского народа. В праздничные дни шестидесятилетнего юбилея Родины верующие люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви и к другим Церквам и религиозным объединениям Советского Союза, усердно молятся о возлюбленном Отечестве, горячо желая ему дальнейших и все больших успехов. Бог, Творец и Промыслитель всякого совершенства…, как мы веруем, благословляет день шестидесятилетнего юбилея Советского государства. …Этот день – действительно праздник всякого человека в нашей стране, исполненного патриотических чувств. Вот почему горяч религиозный ответ на праздник всего советского народа… . История – нелицеприятный свидетель происходящего, и, как бы ни интерпретировались исторические события, исследователь не сможет избежать сопоставления тех или иных фактов или их истолкований с ходом исторического процесса, без сомнения, существующего и, без сомнения, направляющего развитие к большему совершенству, как справедливо заметил о. Пьер Тейяр де Шарден (см. "Будущее человека" и др. его работы), основываясь, думается нам, на приведенных словах Евангелия от Матфея. Для верующих, к какой бы религии они ни принадлежали, главной проблемой является соответствие их собственной религиозной идентичности, т. е. подлинная вера, утверждаемая в делах, во всецелой жизни. При этом вера не должна рассматриваться как некий кодекс догм, но как эквивалент истины, зовущей к совершенствованию во всех аспектах, до высочайших пределов. Шестидесятилетний юбилей Советского государства – это в какой-то степени и юбилей Русской Православной Церкви, осуществляющей свою спасительную миссию в совершенно новых, никогда не встречавшихся в истории социальных условиях (см. нашу статью в "ЖМП", 1967, № 7 и др.). Россия была православной монархией, где Церковь формировала государственную идеологию и в силу тесных связей с государством теряла в значительной части свою идентичность, становясь департаментом государства. Это не было скрыто от тех людей в Церкви и обществе, которые понимали отрицательные стороны подобного положения, порождавшие фикции, одинаково опасные как для Церкви, так и для государства. Тяжесть государственной структуры подавляла Церковь, лишала ее свободы в провозглашении спасительных истин не в мертвости буквы, но в живом слове, зовущем к спасению в совершенстве, При встрече с революцией в Церкви обнаружился существенный недостаток: она не была в состоянии стряхнуть с себя наследие векового, навязанного ей монархического ига, она не была достаточно сильной, чтобы переступить через барьеры враждебности и непонимания, предрассудков в отношении нового мира, носителями которых были те церковные деятели, которые имели тесную связь со структурой царизма. Говоря сейчас о Церкви, мы имеем в виду Церковь в смысле ее внешней структуры в Российском государстве. Постепенно под влиянием новых норм жизни происходило формирование нового общественно-христианского сознания, которое способно синтезировать глубокую православную веру, преданность традициям с социалистическим образом мышления, с сознательным и ответственным служением в Церкви, обществе и государстве. Рост самосознания христиан и христианских общин сказался прежде всего в патриотизме…. Патриотическое служение иерархов и рядовых членов Церкви не раз отмечалось правительственными наградами, оно постоянно проявляется в каждом месте, во многих случаях повседневной жизни. Недавно проведенная в Москве Всемирная конференция… – яркий показатель той большой и ответственной деятельности, какую развивают христиане и последователи иных религий в нашей стране, основываясь на возросшем самосознании советского народа в результате социалистического развития. Требования внутреннего переосмысления церковного бытия, о которых говорилось выше, одним из результатов имели активное участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении к единству всего христианского рода. При этом за последние годы, после Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Найроби в особенности, определилось усиление вклада в экуменическое движение Церквей из социалистических стран, в том числе из СССР, которые в этой деятельности выражают одновременно свои религиозные позиции и убеждения социалистические. Упомянутая Всемирная межрелигиозная конференция отметила важность социалистического развития не только для утверждения идей мира, разоружения и справедливых отношений между народами, но и для повышения сознательности и ответственности в религиозном служении верующих новому миру. Можно сказать, что Русская Православная Церковь в условиях социалистического строя живет полноценной жизнью и что возможности для лучшего устроения не исчерпаны до конца, поскольку неизмеримые потенциальные силы имеются в верующей среде, в тех, кого мы называем прихожанами и кто составляет нашу Церковь. Наши духовные учебные заведения – семинарии и академии – приносят свои добрые плоды в деле укрепления Церкви, в развитии богословия, в экуменической и миротворческой деятельности, в пастырском душепопечении на приходах, в монастырях, во внутрисоюзных и заграничных церковных учреждениях. Что касается религиозного воспитания, то оно должно сообразовываться с принципами свободы совести, принятыми в Советском Союзе, а потому не может быть насильственным, как это имело место в дореволюционный период. Важнейшими являются и такие области, как активное участие верующих в жизни христианской общины-прихода, как миротворчество, как добросовестный труд на производстве и улучшение общественных отношений, как вхождение в смысл и значение экуменической деятельности и многое другое, что воспитывает личность и общину в подлинно христианском духе и что одновременно делает их полезными и нужными в социалистическом созидании. Жизнь Русской Православной Церкви многообразна, и было бы трудно в рамках журнальной статьи изложить все, что ее касается и что возникает в мыслях в связи с юбилеем Советского государства. Одно лишь можно отметить, что жизнь Церкви одновременно и традиционная, и обновляющаяся. Существующее формальное истолкование бытия Церкви в развитом социалистическом обществе, мы полагаем, не исчерпывает всей сложности органического единства самосознания православного участника социалистического строительства, члена Церкви и гражданина государства. *** Представляется полезным в связи с шестидесятилетним юбилеем Советского государства сказать несколько слов о новой Конституции, особенно о той части, где говорится об основных правах и свободах. То, что будет изложено, не составляет какого-либо суммирования мнений, возникавших среди верующих в процессе обсуждения проекта; скорее то будет одно из них – мнение автора. Сказанное в преамбуле Конституции, в первой части об основах общественно-политического и экономического строя, во второй – о государстве и личности, а также в остальных частях, во всех главах и разделах, может быть прокомментировано и поддержано верующим, во-первых, как гражданином своего государства, которое восходит на все более высокие ступени организованности, во-вторых, как членом социалистического общества, прилагающим и свои силы к развитию, укреплению и защите новой формации мировой жизни, возникшей после победы Великой Октябрьской социалистической революции, в-третьих, из патриотических побуждений, черпающих силы как в уважении к истории родной страны, так и в осознании реальности развития Советского государства и общественных отношений в нем, наконец, в-четвертых, как христианином, почерпающим моральные критерии и оценки в религии. Самое понятие советского народа, включенное в Конституцию, как уже отмечалось вначале, охватывает с точки зрения верующего и его собственное самосознание как часть этого единого целого. Принцип равноправия особенно наглядно прослеживается в статье, трактующей о свободе совести. Отправление религиозного культа и ведение атеистической пропаганды – внешние проявления исповедания и неисповедания. По-видимому, и здесь имеется нужный баланс. Если говорить о пропаганде, то ведь и отправление религиозного культа с необходимостью вовлекает проповедь религиозных идей, воспитание в религиозном духе, воздействие не только на чувства, но и на ум, и на волю. Исповедание любой религии, отправление религиозных культов и неисповедание никакой религии, ведение атеистической пропаганды – то и другое должно происходить (!!!) , несомненно, так, чтобы соблюдались прочие нормы Конституции, т. е. чтобы не происходило вмешательства в личную жизнь – ст. 56; чтобы уважалась личность и охранялись права и свободы каждого советского человека – ст. 57; чтобы уважались права и законные интересы других лиц, велась борьба с антиобщественными поступками, оказывалось содействие охране общественного порядка – ст. 65; чтобы проявлялась забота о воспитании детей, о подготовке их к общественно полезному труду, к тому, чтобы они росли достойными членами социалистического общества – ст. 66; чтобы оберегалась природа и охранялись ее богатства, чтобы проявлялась забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей – ст. 67 и др. Таким образом, мировоззренческие расхождения между верующими и неверующими, между соблюдающими религиозные культы и ведущими атеистическую пропаганду не должны создавать атмосферы отчуждения, препятствовать общим усилиям в деятельном сотрудничестве во имя полнокровной жизни народов Советского Союза, во имя прогресса и лучшего будущего всех людей. Нужно с удовлетворением отметить, что положения Конституции не просто декларируются, но обеспечиваются пройденным этапом исторического пути Советского Союза – пути борьбы, достижений, успехов. В Конституции нет места утопическим мечтаниям, безосновательным прожектам; в ней – реальная жизнь. Всякому утверждению Основного Закона страны легко находится гарантия и в самом тексте, и в укладе жизни советского общества. При этом в Конституции намечается дальнейшая перспектива развития социалистической демократии с соответствующим балансом прав и обязанностей, с основательными гарантиями, обеспечиваемыми в ходе социалистического созидания. Верующий человек с глубоким удовлетворением отмечает, что новая Конституция является опорной ступенью в дальнейшем развитии социалистической демократии, основой сотрудничества всех членов социалистического общества, в том числе религиозных людей, верных чад Русской Православной Церкви, на благо советского народа, на славу и пользу Отечества, для укрепления дружбы народов, мира, счастья и всеобщего благополучия. "Святейшие" Патриархи Сергий, Алексий и Пимен, видные иерархи, богословы на протяжении истекших лет неоднократно выражали отношение православного народа к Родине, государству, Советской власти, социалистическому строю. Мера такого отношения – наибольшая благожелательность и стремление внести собственный вклад в общее созидание. Патриотизм православного народа, о котором столь много говорилось и писалось, это действительное и постоянное состояние, проверенное историей Отечества. В свете сказанного понятно отношение религиозной части советского народа к празднованию 60-летнего юбилея своей страны. "Многая лета", возглашаемое в православных храмах в честь "богохранимой страны нашей, властей и народа ее", – внешний знак глубоко внутреннего чувства любви и благожелательности верующих. Пусть же процветает и крепнет возлюбленная наша Родина! Да торжествует гуманная, справедливая и миролюбивая внутренняя и внешняя политика Советского государства! "Журнал Московской патриархии", № 11, 1977 г.

Сергий Агапов / 07.11.2011, 15:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Новости Москвы
Все статьи темы
Иосиф Сталин
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Сталин и космополиты: проигранная битва.
Как «общечеловеки» перехватили управление
11.04.2024
«Ангел поцеловал писателя в темя»
Об автобиографическом фильме Александра Проханова «Исповедь»
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31