Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Путь к спасению души

Протоиерей  Георгий  Городенцев, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 20.10.2011


Ответ Сергею Агапову …

На форуме одной из моих статей («Что такое «сергианство») появилась следующая реплика постоянного читателя РНЛ С.Агапова: «Уважаемый отец Георгий. Хочу услышать от вас, если сочтете нужным, ваше понимание возникшего на форуме противоречия. В настоящее время, мы оживленно обсуждаем статьи священника отца Алексия Бачурина. Отец Алексий, простите, если я ошибаюсь в трактовке его работ, считает, что мы должны отказаться от приписывания коммунистической идеологии и основанному на ней общественному строю положительных черт. Он считает, опять же по разумению моего грешного разума, что приписывая эпохе большого террора, положительные достижения, мы грешит против Христа. Статьи вызвали возмущение среди участников форума. Отца Алексия обвинили в лицемерии, власовстве, в очернении советского прошлого и в очернении русского народа.

И позвольте повторить ваши слова: «А некоторые даже православные христиане с пеной у рта пытаются доказать, что никакого их участия в этом преступлении (соучастия в низвержении самодержавия и ритуальном убийстве Царя) не было, нет и не может быть. Причем заявляют это и многие пожилые люди, учившиеся, например, в советской школе и, часто, в ВУЗе, где в курсе истории партии и просто истории нам в головы вдалбливали бредни о «гнилом царизме», «кровавом царе» и прочие хулы, которые мы изучали и в свое время принимали, косвенно этим подтверждая, что «правильно сделали, свергнув самодержавие и убив царя»! Таким образом, последнее, т.е. наше покаяние в соучастии в ритуальном убиении Царя, - это необходимое условие духовной жизни христианина, и тем более необходимое условие истинного христианско-православного подвижничества и аскезы в современном мире».

Протоиерей Георгий ГороденцевПочему, уважаемый отец Георгий, если к покаянию призывает отец Алексий, то это «тождественно ОСУЖДЕНИЮ». А если вы призываете к покаянию, то по вашему это не будет осуждением. Да отец Алексий не жалует палачей русского народа, но и вы исполнителей ритуального убийства тоже, вроде, не оправдываете. Хотя они и победили Антанту. Как нам быть? Мое мнение, дорогой батюшка, что вы и уважаемый отец Александр Васькин стоите на ложных позициях. Вы исходите их того, что общество, ослепленное бесовской ложью, может без покаяния воздвигнуть нечто доброе. Вы возразите, что как раз и призываете к покаянию. Мое мнение, что вы и отец Александр, и противники отца Алексия призываете больше к покаянию за грехи, посеянные в самодержавной России. Я с этим полностью согласен. Но я не согласен с тем, что нам не надо каяться за равнодушие к преступлениям коммунистического периода. Только не за грехи палачей и растлителей, а именно за равнодушие к ним. За то, что колоса на глиняных ногах, размалеванного бесом в красный цвет мы принимаем за земное царствие, заповеданное нам Богом. В это мне видится причина того, ваши размышления не показались мне достаточно убедительными. Не примите, дорогой отец Георгий мои слова за осуждение. А примите за боль, которая возникает при виде ожесточения, с которым мы поносим последними словами друг друга на форуме. Вот сейчас напишут: Сергий за капитализм, Сергий за Путина, Сергий власовец, митрофановец и поддерживает ижевских клириков. Последнее чистая правда. Всем помощи Божией. Прошу ваших святых молитв. Батюшка простите и благословите».

По некоторым причинам я не могу ответить на эти вопросы непосредственно на форуме, да и ответ получился слишком объемным, поскольку поставленные вопросы затрагивают очень болезненную тему, тем не менее, весьма активно обсуждающуюся на РНЛ. Итак, начну по порядку. Действительно ли, «приписывая советской эпохе положительные достижения, мы грешим против Христа»? Вопрос прямо таки богословский, поэтому даю на него и богословский ответ. Если считать, что в эту эпоху ничего положительного не было, а было лишь одно зло, - это значит эту эпоху искусственно демонизировать, поскольку только демоны творят одно зло и никогда не делают добра. Люди, даже очень злые, на такое не способны по своей собственной природе. Уже в силу одного только этого, советский период истории России с позиций православного богословия принципиально не может рассматриваться как сосредоточие одного лишь негатива, и СССР поэтому не есть «империя зла». Люди, в отличие от демонов, делают иногда зло, иногда добро. Вот почему в том периоде истории нашей страны было и злое, и доброе. Причем, на его протяжении зло иногда решительно доминировало, а иногда отступало на второй план; когда конкретно, - об этом уже судить объективным православным историкам. Конечно, были тогда времена, когда, скажу еще раз, зло проявлялось с невероятной, небывалой в истории человечества силой. Иногда такие времена некоторые недобросовестные и ангажированные исследователи абсолютизируют и интерполируют на весь советский период. Чем-то подобным занимается протоиерей Георгий Митрофанов; насколько этим грешит о.Алексий Бачурин, - судите сами. Но к реальной истории России того времени все это «творчество» имеет слабое отношение, а относится к характеристике личности самого такого исследователя. Как говорили древние святые отцы, и в наше время любил повторять о.Иоанн (Маслов): «Из одного и того же цветка можно вынести совершенно разное: так пчелка выносит из него мед, а паук - яд». Вот и судите сами, кто что выносит из новейшего периода истории нашей Родины, и кто при этом грешит против Христа, а кто - нет?!

Теперь другой вопрос, который Вы, Сергий, задаете: нужно ли нам приносить покаяние за, как Вы говорите, «наше равнодушие к преступлениям коммунистического периода»?! Ответ простой: если кто-то в этих преступлениях лично участвовал, то таковой, если хочет спасти свою душу, действительно должен принести за них покаяние в Церкви. Приписывание же всему русскому народу какого-то «предосудительного равнодушия» к преступлениям коммунистов совершенно неосновательно, во-первых, на основании элементарного знания истории. Как известно, русский народ не принял с «равнодушием» советскую власть, а достаточно долго ей сопротивлялся. Была ведь кровавая гражданская война, было последующее сопротивление нашего народа в виде восстаний и в другой форме. Наш народ подчинился этой власти лишь тогда, когда понял, что она попущена Богом за его грехи; попущена, - добавлю я, - за грех отступления от Царя Небесного и Царя земного. Здесь верно то слово, которое сказал некий старец своему духовному чаду; он сказал ему: «Отступление попущено Богом, не вздумай противиться ему своею немощною рукою, но ты, спасая, спасай свою душу!». Вот это-то, думаю, и понял наш народ, подчинившись, в конце концов, этой злой, но попущенной Богом советской власти, да так, что даже спас ее во время войны с фашизмом, почему и И.В.Сталин после Победы провозгласил тост именно за русский народ. Так что это, как Вы говорите, «равнодушие» я вменяю отнюдь не в преступление нашего народа, а в его добродетель, ибо лишь нарушение воли Божией есть грех, а ее исполнение (в данном случае через подчинение нашего народа хотя и злой, но попущенной Богом власти) - это добродетель. Приписывание же нашему народу какой-то общей ответственности за некое абстрактное «равнодушие», - это типичный прием психологической войны по навязыванию тому или иному народу чувства коллективной вины. Обычно такими нечистоплотными приемчиками «забавляется» Запад, навязывая, например, сербам коллективную вину за мнимый геноцид косовских албанцев; а нашему народу сейчас уже пытаются навязать чувство коллективной вины за развязывание второй мировой войны. Все эти лживые пропагандистские мифы, конечно, выгодны Западу, который, обвиняя в мнимых коллективных грехах другие народы, пытается скрыть собственные реальные преступления типа бомбежек Сербии, оккупации Ирака или разгрома Ливии. Но нам, русским православным патриотам, да еще на РНЛ, зачем нам это надо?! Мы что, полные лохи, чтобы подпевать этим западным специалистам информационно-психологической войны, и уж, надеюсь, совершенно точно не состоим у них на содержании?!

Теперь по поводу того, что я писал о ритуальном преступлении, состоящем в нашем соучастии в свержении самодержавия и злодейском убийстве Царя-мученика. Это я писал совсем не для того, чтобы осуждать кого-то, тем более, русских людей, а для того, чтобы показать каждому русскому православному христианину путь к личному покаянию и спасению души. Речь здесь идет не о какой-то «коллективной вине» перед Западом или его приспешниками, а о личном грехе пред Богом каждого русского человека, грехе, который мешает ему вести духовную и даже просто христианскую жизнь. Для того, чтобы избавиться от этого греха, православному христианину действительно необходимо принести в нем покаяние, тогда у него появится возможность духовной жизни. Но этим покаянием, по моему мнению, являются не какие-то громкие общественные дела или всенародные чины, а осознание христианином этого своего греха, раскаяние в нем и принесение покаяния за него на исповеди перед священником в церкви. А также принесение последующих плодов, достойных этого покаяния (ср.Лк.3,8), которые, очевидно, состоят в должном почитании христианином Царя-мученика и его мученического подвига. Так что здесь речь идет не о каких-то общественных деяниях, а о личном аскетическом подвиге православного христианина, который дает ему возможность настоящего духовного делания, ведущего ко спасению. Чего от всей души желаю как вам, Сергий, так и всем читателям и авторам РНЛ!


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 38

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

38. Ева : 25. Александр Б
2011-10-24 в 11:10

Отдельное спасибо!
37. Ева : 8. Князь Черниговский
2011-10-24 в 11:02

Извините отвечать на ту часть Вашего сообщения,где советский период нашей истории Вы критикуете и демонизируете,не буду,по той причине,что это на мой взгляд мало связано с темой покаяния по Царским мученикам.

"""Каяться предлагает аскетически и самостоятельно.Индуктивный подход к подвигу покаяния.Из ничего создать что-то.Я уж не говорю об опасностях на пути верующего, решившегося нести в одиночку такой подвиг.Закончиться может плачевно"""

На мой взгляд,индуктивный подход как раз очень продуктивный,и даже более того напишу,что без этого индивидуального и личного покаяния каждого всё в принципе будет бессмысленно.Здесь разделяю точку зрения о.Георгия.
И почему "из ничего" создать "что-то"? Теперь когда Царские мученики прославлены,это "из ничего" заполнено,и любой православный может начать,если не с покаяния сразу,то обойти стороной эту,образно говоря проблему,которая рано или поздно встанет перед ним, точно не сможет.Другое дело,здесь я согласна,что священники наши должны об этом чаще говорить,призывать,какими-то реальными делами на приходе к этому стимулировать.Это тоже важно.

"""Нет покаяние должно исходить из Церкви, именно Церковь должна призвать к нему, и если хотите руководить покаянием, вернее стать во главе его.Нужен Голос Церкви, "Соборной и Апостольской".И как я уже сказал, покаяние - это не только молитва, но, безусловно и дела, и правильно выстроенная система ценностей.И отношение к себе, и к ближнему, и к будущему государства Российского.Невозможно как отдельному человеку, так и целому народу принести покаяние, если наша церковь не подаст свой голос, не предложит путь, не освятит его своими молитвами.Не начнет крестный ход, который никогда не кончится.А этого нет"""

С этим,конечно,трудно не согласиться.Но разве этот путь не предложен Церковью? Предложен.Русская православная Церковь прославила Царских мучеников Николая Второго и его семью.Несмотря на какие-то антимонархические настроения обновленцев,в целом в Церкви священники и православные настроены весьма позитивно к монархии.По крайней мере препятствий к этому настрою я нигде не наблюдала.
Конечно,не всё так быстро и идеально свершилось,как хотелось бы,но движения есть,и это очень радует.

""""СССР поэтому не есть «империя зла»."Нет, СССР - это вигвам кровожадных дикарей на поруганной ими же земле Русского государства.Россия погибнуть может, да и правду сказать погибла, столетие скоро, но Русь - никогда.Еще повоюем.А о.Алексию Бачурину спасибо"""

Простите,но это другая тема...Мне бы хотелось сказать спасибо о.Георгию за его ответ.
36. Ева : 33. свщ Алексий Бачурин
2011-10-24 в 10:07

"""Одно дело - принимать, как необходимость и печаловаться, другое - приветствовать, аплодировать и благодарить. И третье - призывать к чисткам и сокрушаться их отсутствием."""

Так все-таки,когда необходимо,можно принимать?!
35. свщ Алексий Бачурин : Незабудке на 21.
2011-10-24 в 09:00

Дорогая матушка! Каяться надо в своих собственных грехах, а не в грехах родителей и предков. Важно - не называть греховные дела прошлых дней ,,славными свершениями'', потому что тогда мы становимся их соучастниками. Надо печалиться о них и молиться о наших отцах, которые не понимали, что делают, и о нас, понимающих, но поступающих ещё хуже. Храни Вас Господь.
34. Венцеслав Крыж : Отнюдь! Преследовать еретиков и врагов России долг каждого православного.
2011-10-23 в 15:18

Следует помнить слова Иоанна Златоуста: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутьи или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить, не отказывайся, - ударь его по лицу, сокруши уста его, освяти руку твою ударом, ибо христиане - хранители и защитники Господа. Пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться слуг Божиих... До смерти борись за Истину и Господь будет сражаться за тебя...»
33. свщ Алексий Бачурин : На 32.
2011-10-23 в 08:04

Одно дело - принимать, как необходимость и печаловаться, другое - приветствовать, аплодировать и благодарить. И третье - призывать к чисткам и сокрушаться их отсутствием.
32. Венцеслав Крыж : Нет, князь Черниговский Вы не правы.
2011-10-22 в 16:27

"Советский человек или китаец может быть и может аплодировать чисткам, русский и православный - никогда". Святые преподобные Геннадий Новгородский и Иосиф Волоцкий чистили еретиков. Царь Иван Грозный чистил бояр-изменников. Царь Петр чистил бояр-изменников. Екатерина Великая чистила зарвавшихся клирикалов. Николай 1 чистил декабристов. Сталин чистил троцкистов. Так что тут-то Вы пальцем в небо, уж не обессудьте.
31. дед пенсионер : 19. свщ Алексий Бачурин :Описка на описке. Патриарх Сергий Страгородский - совсем не ,,св''.
2011-10-22 в 14:12

Поживем - увидим, даст Бог.
30. Александр Бутов : 28. Князю Черниговскому
2011-10-22 в 12:25

Спасибо Вам.
Вы хорошо пишете.
Якоби не так просто читать. Купив несколько лет назад, так и не смог его осилить. Очень пронзительный дух. Чем-то напоминает Виктора Николаева - "Живый в помощи" и другие его книги: не всякий выдержит.

Вы пишете: "Уж точно не может быть ПРОЩЕНО и тем более забыто нами..."
А помните слова из письма дочери святого Царственного мученика-страстотерпца Николая (по памяти): "Отец просил передать всем, что ... он всех простил."?

Наверняка, помните. Но...
Но по своей немощи, подавляющее большинство людей может отделять (в своем личном восприятии) совершаемое другими человеками зло от самих этих человеков В ОЧЕНЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ.
29. свщ Алексий Бачурин : Автору.
2011-10-22 в 05:32

Ваше Высокопреподобие, простите за ошибку в обращении. Ночная работа непродуктивна: думаешь одно, пишешь другое, третье мерещится.
28. Князь Черниговский : Cон в руку.
2011-10-21 в 20:25

Жизнь сама каждый день дает нам примеры системы без покаяния и жизни с покаянием.Статья Сотниченко - сон в руку.Страшненький сон, признаюсь вам.//ruskline.ru/n...lina_i_mao_czeduna/.
Живая вода и вода мертвая.Чужая земля и земля-матушка.По сути, отсутствие покаяния - постоянно ломающийся конвейер по производству бракованных кирпичей.Потому, что глина в начале конвейера качества непотребного.Вариант один,-из кирпичей дома строить, но определенное число выкидывать перед всем народом.Мол, меры принимаем.
Покаяние - это насаждение сада Божьего уже здесь на земле.Корни покаяния в поминании Государя и Семьи, плоды - в неистребимой вере в милость божью над нами.В милосердие суда Его.Заменить адский конвейер дивным садом, без чисток, тюрем, убийств и разстрелов.Новое поколение вырастить и думать они должны по-новому, или по-старому, но давно уже забытому старому.И прежде всего необходимо донести значение слова "лишнее".И здесь, как более кстати, пример Государя и Семьи.Одежда, донашиваемая детьми друг за другом, брюки или сапоги Царя в заплатках.Довольствоваться необходимым, не быть завистливым, не желать большего.Поэтому, вырастить и воспитать сейчас ребенка - подвиг, подвиг вырастить деревцо в саду божьем.
Советская составляющая всегда провоцировала самые низкие, животные чувства в человеке.Жажда крови, чувство мщения, стукачество...
Сравните:
"Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы".Царевич Алексей Николаевич.
и второе:
"В Советском Союзе Сталину пришлось также неоднократно производить чистки государственного и партийного аппарата. Уверен, что наш народ поддержит аналогичное решение Владимира Путина и будет аплодировать массовым увольнениям и посадкам депутатов от "Единой России".Сотниченко.
И заметьте, Сотниченко не упоминает о цели чисток, как царство справедливости, вряд ли он сам в это верит.Нет, чистки нужны для ..."реализации проектов".
Я же прошу вас, не участвуйте в этом.Советский человек или китаец может быть и может аплодировать чисткам, русский и православный - никогда.
Цель покаяния сформулировал Царевич Алексей.А второму высказыванию сами дайте характеристику.
Замечу, что и сам о.Георгий интуитивно чувствует тоже самое:"Вот почему в том периоде истории нашей страны было и злое, и доброе. Причем, на его протяжении зло иногда решительно доминировало, а иногда отступало на второй план".Злое и доброе.При чем злое было настолько злым и нехарактерным для характера и устройства души русского человека, что можно говорить о некоем сосуществовании добра и зла, раздельно и неслиянно.Простите, если неказисто выразился.Добавлю, что такое "доминирующее решительно" положение зла было попущенно Богом, но сам народ никогда не принимал зависимое положение добра, как естественное.

Отвечу и сталинисту Роуму.Не для спора с ним, для наглядности.Его слова - это все та же мертвая вода равнодушия.Истоки ее на советских форумах или различных тупичках интернета.Можно ли злиться в ответ на подобную злость?Ведь это нам пример того, что не есть покаяние.Приведу слова:"15. Адриан Роум : Re: Путь к спасению души 2011-10-21 в 01:51:
Думается, нашему народу бывшие князья больше не понадобятся.
Князья, которые не находят в себе мужества понять, почему их сверг народ. Они перестали быть БЛАГОродными по делам своим, а остались только по выспреннему названию.
Да, свержение этих паразитических, разложившихся сословий, которые прекрасно описал Толстой в начале "Войны и мир", да и вся наша классическая литература того времени, было необходимо и неизбежно. И народ пошел сознательно за большевиками, потому что не хотел больше содержать разложившихся паразитов. Ведь крестьян, истинных кормильцев, не величали господами."

Жалко тот народ, которому больше князья не понадобятся, жалко и тот народ, который не помнит, что наиболее пострадавшим сословием было именно крестьянство.И рабочий класс.За рабочий класс говорить имею полное право.Я все-таки слесарь 4 разряда, было дело, было.А начинал на заводе с грузчика.Эх, какие у меня были друзья - сварщики...Да, так вот, занялся я недавно темой жизни рабочего класса в России, не пролетариата, упаси Бог, любой бы рабочий в начале 20 века обиделся бы на такое прозвище.Замечательные люди были:Сормовцы, Ижевцы, Харьковцы.Мастера, гордые своей рабочей косточкой, уважающие себя и других.Интересная тема.Как и та, почему те же питерские полки рабочих сражались против красных, сопротивление ижевцев, корниловский полк харьковцев.Да, много их было.Много их потом по лагерям сидело и в 20-х и в 30-х.Никак не могли смириться, что они "пролетариат", причем пролетариат безправный.Считаю, что до сих пор существует сопротивление настоящих рабочих и той власти, что сейчас.Нет, уже не вооруженное, но не менее сильное.Вы хоть раз и навсегда зарубите себе на носу, товарищ сталинист, что самыми пострадавшими за 70 лет советской власти были как раз крестьяне и рабочие.А крестьян "господами" не называли?Так Алексей Николаевич постоянно играл с крестьянскими детьми.Играл с удовольствием и они отвечали ему любовью.Много ли детей будущих "вождей" играло в деревне с детьми крестьянскими?Тему мужика во дворце даже и поднимать не буду.Читайте Якобия.
Спасибо Сергею Агапову за правильно задаваемые вопросы, за попытки осмыслить, без осуждения, за осуждение того, что прощено быть не может.Уж точно не может быть прощено и тем более забыто нами.Зло, пришедшее на нашу землю и вцепившуюся в него кровавым клещом добром называть негоже.Как и смешивать его с добром.Субстанции разные.
27. Александр Бутов : 16. Адриану Роуму - губительное сочетание 1 и 2 - см. ниже
2011-10-21 в 10:16

1. "Нужно ... перестать христианство и Православие привязывать безусловно к самодержавию."

- Наоборот. Именно привязывать. Именно безусловно. Именно к самодержавию. Именно как благое и душеспасительное для всех и каждого ЦЕЛЕполагание. Другое дело - КАК именно, какими путями?

2. "Надо спасать, что нам досталось от предков - этим и занимается РЕАЛЬНО Путин."

- NO COMMENTS. По-моему, весьма, как говорят некоторые, транспарентно.
26. Александр Бутов : 13-14. свщ. Алексий Бачурин: "Только тогда наступит национальное примирение."
2011-10-21 в 10:07

Нам не дано (не душеполезно) знать, когда и как оно наступит.
Простите.
25. Александр Бутов : 8. Князь Черниговский: "покаяние должно исходить из Церкви, именно Церковь должна призвать к нему, и если хотите руководить покаянием, вернее стать во главе его.Нужен Голос Церкви, "Соборной и Апостольской"."
2011-10-21 в 10:00

Уважаемый брат во Христе!

Протоиерей Иоанн (забыл его фамилию), духовник Александра Григорьевича Ракова, питерского православного издателя, как-то (несколько лет назад) отвечая Александру Григорьевичу на его, созвучный ныне рассматриваемому вопрос о покаянии (это слух, это было опубликовано), сказал очень просто:

"ПОКАЯЛИСЬ УЖЕ."

Вот такая вот точка зрения, такое вот ОТНОШЕНИЕ к вопросу о покаянии за СОУЧАСТИЕ (ВСЕХ православных - в частности, ныне здравствующих) в грехе цареубийства свв. Государя Мученика-Страстотерпца Николая II и Его Семьи.

Вы же с отцом Георгием Городенцевым, каждый по-своему, призываете ПРОДОЛЖАТЬ (или НАЧАТЬ) каяться ВСЕМ.
Всю свою оставшуюся сознательную жизнь.
Но в отличие от Вас, отец Георгий ЧЕТКО сказал, как именно надо каяться отдельно взятому человеку.
Вы же толкуете про какое-то непонятное (прежде всего, Вам самому) соборное покаяние. Покаяние - это ЛИЧНОСТНЫЙ поступок, который может выражаться по-разному и всегда является результатом СВОБОДНОГО волеизъявления (выбора) этого человека.
Что же касается соборного волеизъявления и форм его выражения, то ответ батюшки Иоанна на рассматриваемый вопрос о НАШЕМ покаянии в совершенном в 1918 году злодеянии является правильным. Правильным, прежде всего, с точки зрения СОБОРНОГО покаяния, именно к которому Вы и призываете.
Почему правильным?
Потому что СОБОРНОЕ покаяние нашего народа в этом грехе УЖЕ СОСТОЯЛОСЬ, выразившись в прославлении Государя и его семьи в лике святых.
24. Артур : Сергей Агапов
2011-10-21 в 09:47

будем надеяться, что наши дискуссии помогут нам всем в поисках примирения и согласия.



Это вряд ли, дорогой Сергий. В Вашей искренности я не сомневаюсь, но очень жаль, что Вы не видите, что вашим сторонникам не нужно примирение и согласие: им нужна капитуляция перед их сословным или же политическим реваншизмом, или же реваншизмом фрустрированного диссидентского сознания, довольно пошло маскируемым оправославленной демагогией – смесью правды и лжи, меда и дегтя, яда и бальзама, елея и помоев.
23. Венцеслав Крыж : Да и не Вам решать, кто принадлежит к народу.
2011-10-21 в 09:39

Хорошая описка. Непременно Владыку Сергия прославят.
22. Артур : 20. свщ Алексий Бачурин :
2011-10-21 в 09:36

А свщ Алексий Бачурин - еще не вся Церковь и даже не значительная ее часть. К счастью для нас всех.
21. Незабудка : Князю Черниговскому на п.8
2011-10-21 в 08:19

Спасибо за разъяснение. Я то увидела только концовку статьи и не поняла ее начало.
Батюшка Алексий Бачурин, ответьте мне пожалуйста на давно мучающий меня вопрос. Нужно ли нам всем каяться в грехе цареубийства в индивидуальных исповедях или это должна быть в скором времени общая исповедь? Очень жду ответа.
20. Георгий : Re: Путь к спасению души
2011-10-21 в 07:24

Спаси Бог, дорогой о.Георгий. Ваши ответы всегда читаю с интересом. Очень в точку цитата о пчеле и пауке. Дело не в самой истории, а в том, чем живет ее интерпретатор.
19. свщ Алексий Бачурин : На 18.
2011-10-21 в 06:11

Описка на описке. Патриарх Сергий Страгородский - совсем не ,,св''. ,,Товарищ прокурора'' - совсем не ,,товарищ прокурор''. Товарищ Роум - совсем не весь русский народ и не ему решать, кто к народу принадлежит, а кто - нет.
18. Венцеслав Крыж : Большевики сносили памятники!
2011-10-21 в 04:53

Хрущев сносил памятники, демшиза сносила памятники. Может лучше заняться собственными грехами?
17. Адриан Роум : Прошу прощения за описку в 16-м
2011-10-21 в 03:41

Правильно: св. Патриарх Сергий Страгородский
16. СТРОИТЕЛЬ : Церковь и самодержавие.
2011-10-21 в 03:38

Из книги Евгения Анисимова "Петр Великий. Личность и реформы".
Но особо значительным и грубым было постановление Синода от 17 мая 1722 года, нарушавшее тайну церковной исповеди - одного из священных таинств, наряду с таинствами брака, причащения и крещения. Согласно указу от 17 мая, священник в случае, " если кто при исповеди объявит духовному отцу своему некое несделанное, но еще к делу намеренное от него воровство, наипаче же измену, или бунт на государя, или на государство, или злое умышление на честь, или здравие государево, и на фамилию его величества, а объявляя толикое намеряемое зло, покажет себе, что не раскаевается, но ставит себе в истину, и намерения своего не отлагает..то должен духовник не токмо его за прямо исповеданные грехи прощения и разрешения не сподоблять, но и донести вскоре о нем, где надлежит". Другими словами, для священника, принимающего исповедь прихожанина, путеводной звездой должен являться очередной закон по борьбе с врагами государства, а не нормы христианской догматики, требующие сохранения тайны исповеди.
Примечательно, что священник должен не только донести на своего прихожанина, но и пройти весь путь доносчика: ехать "в указанное место" и "тамо уже, где о таких злодействах следование бывает, все об оном злом намерении слышенное объявлять именно, без всякого прикрывательства и сомнения". Церковники предупреждались, что, "ежели кто из священников сего не исполнит и о вышеозначенном услышав, вскоре не объявит, тот без всякого милосердия, яко противник и таковым злодеям согласник паче же государственных вредов прикрыватель, по лишении сана и имения, лишен будет и живота".
15. Адриан Роум : Re: Путь к спасению души
2011-10-21 в 01:51

Думается, нашему народу бывшие князья больше не понадобятся.
Князья, которые не находят в себе мужества понять, почему их сверг народ. Они перестали быть БЛАГОродными по делам своим, а остались только по выспреннему названию.
Да, свержение этих паразитических, разложившихся сословий, которые прекрасно описал Толстой в начале "Войны и мир", да и вся наша классическая литература того времени, было необходимо и неизбежно. И народ пошел сознательно за большевиками, потому что не хотел больше содержать разложившихся паразитов. Ведь крестьян, истинных кормильцев, не величали господами.
В новом соц. устройстве должны были ВСЕ жить от своего труда и быть товарищами (евангельское определение). И эта заповедь Божия!
То что социализм был не христианский, а "жидовский" (вначале), так наша церковь, забывшая во многом Евангелие, и не способна сама была инициировать или поддержать вообще никакого. Только Св.Патриарх Сергий Староградский прозрел Божий Промысел и подчинился ему.
А Великий Сталин перевел "жидовский" социализм в русский, национальный и готовился сделать его постепенно христианским, с предоставлением бОльших свобод советам на местах. И народ, и новое духовенство были уже к этому готовы.
Нужно также, наконец, перестать христианство и Православие привязывать безусловно к самодержавию. Царствие Божие не от мира сего. И мы знаем, что Божий избранный народ в ветхозаветные времена управлялся и без царя, непосредственно Богом. И Бог был даже оскорблен, когда иудеи потребовали царя, "как у всех народов".
Даст ли нам Бог царя, это Его дело. И новые поколения не готовы к этому. Но кто-то уже сегодня предлагает восстанавливать к для этого сословия. Большей глупости нельзя и придумать. Это все мечты и вредная маниловщина.
Надо спасать, что нам досталось от предков - этим и занимается РЕАЛЬНО Путин. И сохранить, по возможности, нашу веру от модернистких искажений.
Далее, спасать деревню, без которой нет России. Потом укреплять информационное контр-наступление против наших западных "партнеров", благоустраивать страну, строить малые зеленые усадебные города,
и хранить нашу природу и землю.
Вот поле для реальной деятельности, вне витания в облаках.
И вся наша история, слава Богу, логична и благословенна!
14. свщ Алексий Бачурин : На 9.
2011-10-21 в 01:49

Памятники палачам и преступникам должны быть снесены. Это не месть, а справедливость и любовь.
13. свщ Алексий Бачурин : Автору.
2011-10-21 в 01:43

Ваше Высокопреосвященство, я не силён в ботанике и не смею определять видовую и классовую принадлежность оппонентов. Вам же - Бог судья. Про себя скажу, что на мне много грехов, но никогда нигде и ничем я не очернил русского народа или какой-то этап его исторического существования. Но стоял и стою на том, что всё должно быть названо своим именем: жертвы - жертвами, доносчики - доносчиками, палачи - палачами, а коммунизм - иудействующей квазирелигией, несовместимой с христианством. Только тогда наступит национальное примирение. Простите.
12. Писарь : Re: Путь к спасению души
2011-10-20 в 22:13

Ув.Протоирей Георгий Городенцов.

Большое спасибо Вам за статью и разъяснение.
Русский Народ давно почитал Царя яко мученика промеж себя и никогда не одобрял того,что утворили изверги с Царской Семьей и никогда одобрить не мог,подобные дела.
И не одобрит впредь.

Никогда не было равнодушия к тому что произошло с Царской Семьей, в душе всякого русского человека.
Извините,если был резок и не совсем верно Вас понял.

Почитание Царственных Страстотерпцев действительное,в сердце,в молитве.
Сострадание как ко зверски убиенным близким,с чувством собственной вины,если бы к примеру не отпустил-бы одних на дачу.
А ведь чуяло сердце.
Так тяжело было,так тяжело.
А решил,что на погоду.
Пройдет.
Кто забудет?
Кто себе простит?
Всю жизнь будет человек каяться и корить себя будет,до самой своей смерти.

Отношение, как к горю,имеющему самое непосредственное отношение к каждому русскому человеку-вот достойный плод покаяния.
Говорить не о чем.
Поскольку возразить нечего.
Надо делать.
Спаси Вас Господи.
11. свщ Алексий Бачурин : На 8.
2011-10-20 в 21:55

Спасибо. Храни Вас Господь.
10. Сергий Агапов : 8. Князь Черниговский
2011-10-20 в 20:18

Спаси Вас Господи, дорогой брат. Ваше выступление всколыхнуло совесть, пробудило действительное покаяние. Насколько страшны и верны слова Святителя Иоанна! Очень точно Вы определили сущность гнилого плода революции, который, в конце концов, и свалился сам с дерева истории. Господь долготерпив и милостив. Действительно, и в советские годы он неотступно был с нами, и Русский народ оказался достойным ожиданий Спасителя. Сонмы мучеников и страдальцев от безбожной коммунистической власти украсили обители Царя Небесного, сколько воинов и тружеников тыла заслужили прощения грехов от Всемилостивого Отца. Но гниль этого плода продолжает угрожать нашему будущему, протягивает свои метастазы и к нам в Церковь. Я согласен с вами что «…покаяние должно исходить из Церкви, именно Церковь должна призвать к нему, и …стать во главе его. Нужен Голос Церкви, "Соборной и Апостольской».
Благодарю отца Георгия за ответ. Будем надеяться, что батюшка не оставит и дальше тему покаяния, будем надеяться, что наши дискуссии помогут нам всем в поисках примирения и согласия. У нас одна земля, одна Родина, с нами Господь и Мать Церковь. И защищать их мы должны и обязаны плечом к плечу. Божией помощи вам дорогие отцы, братья и сестры.
9. Венцеслав Крыж : Re: Путь к спасению души
2011-10-20 в 19:49

"Мы не оставили потомкам и Богу суд - мы сами взялись судить покойников. Мстить им. Мы думали, что они не ответят. А они ответили, и будут отвечать дальше. Если и не они, то Господь, любя нас и желая нашего спасения, остановит нас, видя наше коснение во лжи. Мы с вами, братья и сестры, стали тревожить своей непочтительной болтовней и, более того, стали судить! покойных. И даже уже некоторые сомнительные могилы некоторых сомнительных личностей, то ли императоров, то ли нет, то ли генералов, то ли предателей, уже отрыли, бедные кости перенесли с места на место, руководствуясь политическим сиюминутным корыстным смыслом, закопали, спели "Вечная память" и всё. И всё?

Вы так думали, братья и сестры? Нет, братья и сестры, не всё. Тот человек, тот народ, который берет на себя ответственность перезахоранивать уже погребенных, и тем самым старается изменить статус покойных, старается изменить духовный баланс, такой народ должен быть уверен в своей ответственности за это. Эта ответственность неотвратима. И она уже сбывается на наших глазах. Это ведь мы выпустили из-под земли духов гробокопательства. Это ведь мы стали откапывать и отпевать то лжемощи, то лжегероев. А вышли бесы-гробокопатели. И теперь копание могил и сносы памятников начнутся повсеместно. И будут продолжаться до тех пор, пока мы с вами, братья и сестры, не перестанем мстить мертвым.

Хотя, возможно, уже поздно, мы распоясались в своем неправедном корыстном сребролюбивом судилище мертвецов".
8. Князь Черниговский : Здравствуйте, Ева.
2011-10-20 в 16:23

Здравствуйте, Ева.Уверен, что вы прочитаете эту статью.Лучшего повода и фона для того, чтобы ответить вам на вопрос о покаянии и представить трудно.Напишем белым по красному.Статья - продукт умственного и волевого напряжения советского человека.Воспитанного в советских традициях и в дивных садах советского образования.
Сразу процитирую Ильина:"Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера;не просто в "образовании"(ныне обозначаемом в Советии пошлым и постылым словом "учеба"), ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера.Образование без воспитания формирует человека, а разнуздывает и портит его...".С 1917-го года русского человека именно разнуздывали и портили.Получилось ли?Многое и получилось.Активисты, партийная номенклатура, советская бюрократия, -безликая масса передового отряда мировой закулисы, зарвавшегося большевизма.
Немного отступлю и процитирую из статьи два момента.Первое:"Наш народ подчинился этой власти лишь тогда, когда понял, что она попущена Богом за его грехи...".И второй:"...наш народ, подчинившись, в конце концов, этой злой, но попущенной Богом советской власти, да так, что даже спас ее во время войны с фашизмом...".То есть, наш народ подчинился безбожной власти и не только подчинился, но и спас ее.Здесь возникает два вопроса.История прежде всего аппелирует к разуму.И тот же Ильин подчеркивал, что русский народ в революцию руководствовался шкурными интересами и равнодушием.И это так.Тот же русский крестьянин во время войны свое благосостояние не только не растерял, но и преумножил.Да так, что решил подождать в сторонке, чем свара в больших городах закончится, "авось пронесет".То же самое и все остальные слои русского общества.Не пронесло.Ни крестьян, ни казаков, ни рабочих, ни военных.Итак, мы снова возвращаемся к равнодушию.Свт.Иоанн Шанхайский, чудотворец громогласно призывал к покаянию.Что же он имел ввиду?Прежде всего он говорил о том, что повинны соучастием (молчанием, попустительством, забвением о царе, радостью по случаю свержения его, одобрением ареста, вычеркиванием из молитв, непоминовением за упокой) в цареубийстве.Вот его слова из доклада «Духовное состояние эмиграции» на Всезарубежном Соборе 1938 г.: «...нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжких грехов [клятвопреступления и цареубийства], и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако, до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе. Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции...».
Вчитайтесь, "когда отстаивают плоды революции".Плод революции - это и есть чудовищная карикатура на Российскую Империю, под названием СССР, плод ее, опять же по Ильину "химера советского коммунизма", целью которого было "растворить все национальные культуры в бесцветности и безвидности всесмешения".Плодом ее были и пророки химеры - все без исключения большевицкие и советские вожди.Никогда и никто из них не отказался от тех горьких плодов."Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым" Матфея 12:33.
Чем хороши статьи о.Алексея Бачурина.Да тем что, он смог в них отделить русское от советского, что он не изрубил оба дерева в щепки и не бросил щепки в одну кучу, тем, что не подвел нас к дереву худому и не пытается накормить нас гнилыми плодами.
Покаяние, Ева, - это целая система воспитания нового человека.Человека "духа, веры, совести и характера".Который никогда не выдаст черное за белое.Мы должны сбросить с себя прежде всего нечистые одеяния большевизма, как бы пафосно это ни звучало, иначе мы никогда не попадем на пир избранных.Система воспитания на твердом камне Православной веры.
Демонизируем ли мы свое прошлое?Нет.Мы гордимся "творческим актом" русского народа и после революции.И любим мы все то, что было подлинно русским.Вступление наших войск ли в западную Украину, а это воспринималось в то время как приход русских братьев, освобождение ли Европы от фашизма, так и это было подвигом русского солдата ("стоит над рекою Алеша, в Болгарии русский солдат").И этим подвигом русский солдат увлек за собой и остальные народы, со-принадлежащие ему.К сожалению, каждый раз, вслед за подвигом, приходила мертвечина советских органов, советской составляющей.И именно ее мы имеем право и ненавидеть и отвергать.Нам не стоит каяться перед всем миром.Своей кровью русский солдат искупил все злодеяния советского клеща.
Как яркий пример - Феодосийская операция наших войск декабрь 1941 года - май 1942 года.Подвиг солдат - подвиг русских людей.Подлость и безжалостность Мехлиса - подлость и безжалостность советской составляющей.
Сейчас речь идет Об Евразийском и Таможенном союзе.Знает ли кто - нибудь о том, что идеи это чисто немецкие и созрели в Германии еще к середине 19 века?Но, вернемся.Вот вам и ответ на тему "сергианства".Вспомните Декларацию митрополита.Не будем судить, но вспомним:"Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас."Варшавское убийство "из-за угла" - это убийство Войкова.То есть убийство цареубийцы есть удар по нам (по Церкви).Станцию "Войковская" уже переименовали?Поверьте, вы увидите плоды покаяния тогда, когда не будет ни станций "Войковckих", ни проспектов "Маркса", ни улиц "Советских", когда уберут трупы с Красной Площади и вынут из Кремлевской Стены прах садистки Веры Землячки.Уж не при тов.Сталине ли Веру в стену положили?Да и не только ее.Уж не при нем ли продолжали платить пенсии оставшимся в живых цареубийцам, не при Хрущеве и Брежневе продолжали платить пенсию (и какую!), извергу Харьковского ЧК С.А.Саенко?Не можете советская система платить маньякам деньги и претендовать на звание "я другой такой страны не знаю".
Что же нам пытается сказать о.Георгий?Русский народ не только подчинился безбожникам, но и спас их.То есть, при развале СССР русский народ уже впадает в иной грех.Предательство и равнодушие к попущенной Богом власти.Так ли?Нет, нет и нет.Мягко, очень мягко стелeт о.Георгий.Почувствуйте разницу.Русский народ подчинился безбожной власти и Русский народ подчинился воле Божьей.Вот такая богословская разница между разсуждениями о.Георгия и о.Алексия.И уж если попустил Бог такой власти быть на нашей земле, то и время несения наказания определил.Уж точно наш народ не спасал безбожников.Если б не зверства не немцев, подобные зверствам "советской составляющей" скажем тремя годами раньше или 8-ю годами раньше, то не было бы власти большевиков.Устал от одних зверств.А так наш народ защищал прежде всего свою землю, свою русскую землю, единственное, что у него не смогли еще отнять полностью.
"Приписывание же нашему народу какой-то общей ответственности за некое абстрактное «равнодушие»".Видите ли об "абстрактном равнодушии" как о нечто реальном говорил не только о.Иоанн Шанхайский, но и многие, многие, многие.Вениамин Федченков, Антоний Храповицкий, десятки и сотни.О.Георгий освобождает от ответственности от "равнодушия".В 41-ом один человек в Берлине тоже освободил немецкий народ от чувства вины за содеянное.
Каяться предлагает аскетически и самостоятельно.Индуктивный подход к подвигу покаяния.Из ничего создать что-то.Я уж не говорю об опасностях на пути верующего, решившегося нести в одиночку такой подвиг.Закончиться может плачевно.
Нет покаяние должно исходить из Церкви, именно Церковь должна призвать к нему, и если хотите руководить покаянием, вернее стать во главе его.Нужен Голос Церкви, "Соборной и Апостольской".И как я уже сказал, покаяние - это не только молитва, но, безусловно и дела, и правильно выстроенная система ценностей.И отношение к себе, и к ближнему, и к будущему государства Российского.Невозможно как отдельному человеку, так и целому народу принести покаяние, если наша церковь не подаст свой голос, не предложит путь, не освятит его своими молитвами.Не начнет крестный ход, который никогда не кончится.А этого нет.
То, что вы, Ева, написали про свой приход радует.Но это лишь начало пути.Очень маленький шажок., пламя скорее от спички, нежели от свечи.Без мощной поддержки и руководства все заглохнет.Процесс подобный вашему должен стать всеобщим другими словами, а как, если вы и сами признаете свой случай, как редкий?
"СССР поэтому не есть «империя зла»."Нет, СССР - это вигвам кровожадных дикарей на поруганной ими же земле Русского государства.Россия погибнуть может, да и правду сказать погибла, столетие скоро, но Русь - никогда.Еще повоюем.А о.Алексию Бачурину спасибо.За "ангажированную абсолютизацию и интерполирование".Кстати, кто-нибудь знает, что это все значит?
7. М.Яблоков : «Отступление попущено Богом, не вздумай противиться ему своею немощною рукою, но ты, спасая, спасай свою душу!»
2011-10-20 в 12:50

Спаси Вас Господи, дорогой батюшка. Полностью Вас поддерживаю. Просто под каждым словом можно подписаться...
Никаких "пересмотров" нашей истории быть не может. Это есть преступление перед русским народом, за которое рано или поздно они все равно ответят - митрофановы, чапнины, мещериновы и прочие иуды.
6. Артур : Re: Путь к спасению души
2011-10-20 в 11:57

Всё четко и спокойно! Мы, как бы ни смешно и самонадеянно с моей стороны это ни звучало, расходились с отцом Георгием по ряду вероучительных вопросов, но тут остается только принести благодарность... Поклон!
5. СТРОИТЕЛЬ : О причинах проявления Богопопущенной власти
2011-10-20 в 11:05

Из книги Евгения Анисимова "Петр Великий. Личность и реформы."
Как писал в 1916 году П.В.Верховской,"современное государственное положение церкви в России, коренящееся в церковной реформе Петра, всегда обязывало и обязывает духовенство защищать и оправдывать не только наличный государственный строй независимо от его нравственных достоинств, но вытекающие из него события и явления. Так, например, духовенство защищает клятву именем Божиим, впервые введенную Петром и Феофаном по политическим соображениям, раньше защищало крепостное право, телесные наказания и до сих пор защищает смертную казнь. Не имея силы громко осудить самые основы современной материальной культуры, духовенство и школьное богословие оправдывает накопление богатств, отдачу денег под проценты, капитализм и т.д.и, напротив, борется против социализма, безучастно к рабочему вопросу". Превращение церкви в контору по делам веры, подчинение всех её ценностей нуждам самодержавия во многом означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства и имеющим свои истоки в этатизме, государственном мышлении, в авторитарной светской власти. Церковь с ее тысячелетними традициями проповеди морали, защиты униженных и поверженных государством, церковь, которая в древности "печалилась" за казнимых, могла публично осудить тирана, стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, как хранительница духовного начала, утратила свой высший моральный авторитет. Не случайно этот народ впоследствии так равнодушно смотрел и на гибель церкви под обломками интегрировавшего ее самодержавия, и на разрушение ее храмов. Если говорить о вере, то она сохранилась лишь благодаря приходскому духовенству, тем простым священникам, которые всегда были со своим народом и разделили с ним его судьбу даже в тюрьмах и лагерях.
4. Александр Бутов : автор: "о ритуальном преступлении, состоящем в НАШЕМ СОУЧАСТИИ в свержении самодержавия и злодейском убийстве Царя-мученика"
2011-10-20 в 10:43

Благословите, отец Георгий.

Мне бы очень хотелось, чтобы Вы, батюшка, уточнили одну деталь.
Весьма существенную, на мой взгляд!
Связанную с необходимостью, по Вашему мнению, принесения покаяния каждого ныне живущего православного христианина в его личном соучастии в вышеозначенном грехе - "на исповеди перед священником в церкви".

ВОПРОС: Был ли мне прощен вышеозначенный грех, как и ВСЕ прочие (ранее совершенные), в православном таинстве святого крещения, принятого мною в 2003 году?

Заранее благодарю Вас и прошу Ваших святых молитв обо мне грешном.

С уважением,
Александр Бутов
г. Москва
3. Незабудка : Спасибо
2011-10-20 в 10:41

Спаси Господи, Батюшка, за Вашу статью.
Вы лично мне очень помогли этим ответом. Ответили именно на тот вопрос, который меня долго мучал.
Скажите, может ли Батюшка на исповеди не понять мое раскаяние в грехе Цареубийства? Очень меня это страшит.
2. Венцеслав Крыж : С такими священниками как отец Георгий
2011-10-20 в 09:33

я чувствую себя спокойно и за себя, и за России. Спаси Вас Господи, дорогой отец Георгий.
1. Венцеслав Крыж : Re: Путь к спасению души
2011-10-20 в 09:21

Прекрасная статья, спокойная, трезвая истинно православная.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме