Путь к спасению души

Ответ Сергею Агапову

Проблемы церковной жизни 
0
790
Время на чтение 6 минут

На форуме одной из моих статей («Что такое «сергианство») появилась следующая реплика постоянного читателя РНЛ С.Агапова: «Уважаемый отец Георгий. Хочу услышать от вас, если сочтете нужным, ваше понимание возникшего на форуме противоречия. В настоящее время, мы оживленно обсуждаем статьи священника отца Алексия Бачурина. Отец Алексий, простите, если я ошибаюсь в трактовке его работ, считает, что мы должны отказаться от приписывания коммунистической идеологии и основанному на ней общественному строю положительных черт. Он считает, опять же по разумению моего грешного разума, что приписывая эпохе большого террора, положительные достижения, мы грешит против Христа. Статьи вызвали возмущение среди участников форума. Отца Алексия обвинили в лицемерии, власовстве, в очернении советского прошлого и в очернении русского народа.

И позвольте повторить ваши слова: «А некоторые даже православные христиане с пеной у рта пытаются доказать, что никакого их участия в этом преступлении (соучастия в низвержении самодержавия и ритуальном убийстве Царя) не было, нет и не может быть. Причем заявляют это и многие пожилые люди, учившиеся, например, в советской школе и, часто, в ВУЗе, где в курсе истории партии и просто истории нам в головы вдалбливали бредни о «гнилом царизме», «кровавом царе» и прочие хулы, которые мы изучали и в свое время принимали, косвенно этим подтверждая, что «правильно сделали, свергнув самодержавие и убив царя»! Таким образом, последнее, т.е. наше покаяние в соучастии в ритуальном убиении Царя, - это необходимое условие духовной жизни христианина, и тем более необходимое условие истинного христианско-православного подвижничества и аскезы в современном мире».

Протоиерей Георгий ГороденцевПочему, уважаемый отец Георгий, если к покаянию призывает отец Алексий, то это «тождественно ОСУЖДЕНИЮ». А если вы призываете к покаянию, то по вашему это не будет осуждением. Да отец Алексий не жалует палачей русского народа, но и вы исполнителей ритуального убийства тоже, вроде, не оправдываете. Хотя они и победили Антанту. Как нам быть? Мое мнение, дорогой батюшка, что вы и уважаемый отец Александр Васькин стоите на ложных позициях. Вы исходите их того, что общество, ослепленное бесовской ложью, может без покаяния воздвигнуть нечто доброе. Вы возразите, что как раз и призываете к покаянию. Мое мнение, что вы и отец Александр, и противники отца Алексия призываете больше к покаянию за грехи, посеянные в самодержавной России. Я с этим полностью согласен. Но я не согласен с тем, что нам не надо каяться за равнодушие к преступлениям коммунистического периода. Только не за грехи палачей и растлителей, а именно за равнодушие к ним. За то, что колоса на глиняных ногах, размалеванного бесом в красный цвет мы принимаем за земное царствие, заповеданное нам Богом. В это мне видится причина того, ваши размышления не показались мне достаточно убедительными. Не примите, дорогой отец Георгий мои слова за осуждение. А примите за боль, которая возникает при виде ожесточения, с которым мы поносим последними словами друг друга на форуме. Вот сейчас напишут: Сергий за капитализм, Сергий за Путина, Сергий власовец, митрофановец и поддерживает ижевских клириков. Последнее чистая правда. Всем помощи Божией. Прошу ваших святых молитв. Батюшка простите и благословите».

По некоторым причинам я не могу ответить на эти вопросы непосредственно на форуме, да и ответ получился слишком объемным, поскольку поставленные вопросы затрагивают очень болезненную тему, тем не менее, весьма активно обсуждающуюся на РНЛ. Итак, начну по порядку. Действительно ли, «приписывая советской эпохе положительные достижения, мы грешим против Христа»? Вопрос прямо таки богословский, поэтому даю на него и богословский ответ. Если считать, что в эту эпоху ничего положительного не было, а было лишь одно зло, - это значит эту эпоху искусственно демонизировать, поскольку только демоны творят одно зло и никогда не делают добра. Люди, даже очень злые, на такое не способны по своей собственной природе. Уже в силу одного только этого, советский период истории России с позиций православного богословия принципиально не может рассматриваться как сосредоточие одного лишь негатива, и СССР поэтому не есть «империя зла». Люди, в отличие от демонов, делают иногда зло, иногда добро. Вот почему в том периоде истории нашей страны было и злое, и доброе. Причем, на его протяжении зло иногда решительно доминировало, а иногда отступало на второй план; когда конкретно, - об этом уже судить объективным православным историкам. Конечно, были тогда времена, когда, скажу еще раз, зло проявлялось с невероятной, небывалой в истории человечества силой. Иногда такие времена некоторые недобросовестные и ангажированные исследователи абсолютизируют и интерполируют на весь советский период. Чем-то подобным занимается протоиерей Георгий Митрофанов; насколько этим грешит о.Алексий Бачурин, - судите сами. Но к реальной истории России того времени все это «творчество» имеет слабое отношение, а относится к характеристике личности самого такого исследователя. Как говорили древние святые отцы, и в наше время любил повторять о.Иоанн (Маслов): «Из одного и того же цветка можно вынести совершенно разное: так пчелка выносит из него мед, а паук - яд». Вот и судите сами, кто что выносит из новейшего периода истории нашей Родины, и кто при этом грешит против Христа, а кто - нет?!

Теперь другой вопрос, который Вы, Сергий, задаете: нужно ли нам приносить покаяние за, как Вы говорите, «наше равнодушие к преступлениям коммунистического периода»?! Ответ простой: если кто-то в этих преступлениях лично участвовал, то таковой, если хочет спасти свою душу, действительно должен принести за них покаяние в Церкви. Приписывание же всему русскому народу какого-то «предосудительного равнодушия» к преступлениям коммунистов совершенно неосновательно, во-первых, на основании элементарного знания истории. Как известно, русский народ не принял с «равнодушием» советскую власть, а достаточно долго ей сопротивлялся. Была ведь кровавая гражданская война, было последующее сопротивление нашего народа в виде восстаний и в другой форме. Наш народ подчинился этой власти лишь тогда, когда понял, что она попущена Богом за его грехи; попущена, - добавлю я, - за грех отступления от Царя Небесного и Царя земного. Здесь верно то слово, которое сказал некий старец своему духовному чаду; он сказал ему: «Отступление попущено Богом, не вздумай противиться ему своею немощною рукою, но ты, спасая, спасай свою душу!». Вот это-то, думаю, и понял наш народ, подчинившись, в конце концов, этой злой, но попущенной Богом советской власти, да так, что даже спас ее во время войны с фашизмом, почему и И.В.Сталин после Победы провозгласил тост именно за русский народ. Так что это, как Вы говорите, «равнодушие» я вменяю отнюдь не в преступление нашего народа, а в его добродетель, ибо лишь нарушение воли Божией есть грех, а ее исполнение (в данном случае через подчинение нашего народа хотя и злой, но попущенной Богом власти) - это добродетель. Приписывание же нашему народу какой-то общей ответственности за некое абстрактное «равнодушие», - это типичный прием психологической войны по навязыванию тому или иному народу чувства коллективной вины. Обычно такими нечистоплотными приемчиками «забавляется» Запад, навязывая, например, сербам коллективную вину за мнимый геноцид косовских албанцев; а нашему народу сейчас уже пытаются навязать чувство коллективной вины за развязывание второй мировой войны. Все эти лживые пропагандистские мифы, конечно, выгодны Западу, который, обвиняя в мнимых коллективных грехах другие народы, пытается скрыть собственные реальные преступления типа бомбежек Сербии, оккупации Ирака или разгрома Ливии. Но нам, русским православным патриотам, да еще на РНЛ, зачем нам это надо?! Мы что, полные лохи, чтобы подпевать этим западным специалистам информационно-психологической войны, и уж, надеюсь, совершенно точно не состоим у них на содержании?!

Теперь по поводу того, что я писал о ритуальном преступлении, состоящем в нашем соучастии в свержении самодержавия и злодейском убийстве Царя-мученика. Это я писал совсем не для того, чтобы осуждать кого-то, тем более, русских людей, а для того, чтобы показать каждому русскому православному христианину путь к личному покаянию и спасению души. Речь здесь идет не о какой-то «коллективной вине» перед Западом или его приспешниками, а о личном грехе пред Богом каждого русского человека, грехе, который мешает ему вести духовную и даже просто христианскую жизнь. Для того, чтобы избавиться от этого греха, православному христианину действительно необходимо принести в нем покаяние, тогда у него появится возможность духовной жизни. Но этим покаянием, по моему мнению, являются не какие-то громкие общественные дела или всенародные чины, а осознание христианином этого своего греха, раскаяние в нем и принесение покаяния за него на исповеди перед священником в церкви. А также принесение последующих плодов, достойных этого покаяния (ср.Лк.3,8), которые, очевидно, состоят в должном почитании христианином Царя-мученика и его мученического подвига. Так что здесь речь идет не о каких-то общественных деяниях, а о личном аскетическом подвиге православного христианина, который дает ему возможность настоящего духовного делания, ведущего ко спасению. Чего от всей души желаю как вам, Сергий, так и всем читателям и авторам РНЛ!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

39. 25. Александр Б

Отдельное спасибо!
Ева / 24.10.2011, 07:10

38. 8. Князь Черниговский

Извините отвечать на ту часть Вашего сообщения,где советский период нашей истории Вы критикуете и демонизируете,не буду,по той причине,что это на мой взгляд мало связано с темой покаяния по Царским мученикам. """Каяться предлагает аскетически и самостоятельно.Индуктивный подход к подвигу покаяния.Из ничего создать что-то.Я уж не говорю об опасностях на пути верующего, решившегося нести в одиночку такой подвиг.Закончиться может плачевно""" На мой взгляд,индуктивный подход как раз очень продуктивный,и даже более того напишу,что без этого индивидуального и личного покаяния каждого всё в принципе будет бессмысленно.Здесь разделяю точку зрения о.Георгия. И почему "из ничего" создать "что-то"? Теперь когда Царские мученики прославлены,это "из ничего" заполнено,и любой православный может начать,если не с покаяния сразу,то обойти стороной эту,образно говоря проблему,которая рано или поздно встанет перед ним, точно не сможет.Другое дело,здесь я согласна,что священники наши должны об этом чаще говорить,призывать,какими-то реальными делами на приходе к этому стимулировать.Это тоже важно. """Нет покаяние должно исходить из Церкви, именно Церковь должна призвать к нему, и если хотите руководить покаянием, вернее стать во главе его.Нужен Голос Церкви, "Соборной и Апостольской".И как я уже сказал, покаяние - это не только молитва, но, безусловно и дела, и правильно выстроенная система ценностей.И отношение к себе, и к ближнему, и к будущему государства Российского.Невозможно как отдельному человеку, так и целому народу принести покаяние, если наша церковь не подаст свой голос, не предложит путь, не освятит его своими молитвами.Не начнет крестный ход, который никогда не кончится.А этого нет""" С этим,конечно,трудно не согласиться.Но разве этот путь не предложен Церковью? Предложен.Русская православная Церковь прославила Царских мучеников Николая Второго и его семью.Несмотря на какие-то антимонархические настроения обновленцев,в целом в Церкви священники и православные настроены весьма позитивно к монархии.По крайней мере препятствий к этому настрою я нигде не наблюдала. Конечно,не всё так быстро и идеально свершилось,как хотелось бы,но движения есть,и это очень радует. """"СССР поэтому не есть «империя зла»."Нет, СССР - это вигвам кровожадных дикарей на поруганной ими же земле Русского государства.Россия погибнуть может, да и правду сказать погибла, столетие скоро, но Русь - никогда.Еще повоюем.А о.Алексию Бачурину спасибо""" Простите,но это другая тема...Мне бы хотелось сказать спасибо о.Георгию за его ответ.
Ева / 24.10.2011, 07:02

37. 33. свщ Алексий Бачурин

"""Одно дело - принимать, как необходимость и печаловаться, другое - приветствовать, аплодировать и благодарить. И третье - призывать к чисткам и сокрушаться их отсутствием.""" Так все-таки,когда необходимо,можно принимать?!
Ева / 24.10.2011, 06:07

36. Незабудке на 21.

Дорогая матушка! Каяться надо в своих собственных грехах, а не в грехах родителей и предков. Важно - не называть греховные дела прошлых дней ,,славными свершениями'', потому что тогда мы становимся их соучастниками. Надо печалиться о них и молиться о наших отцах, которые не понимали, что делают, и о нас, понимающих, но поступающих ещё хуже. Храни Вас Господь.

35. Отнюдь! Преследовать еретиков и врагов России долг каждого православного.

Следует помнить слова Иоанна Златоуста: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутьи или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить, не отказывайся, - ударь его по лицу, сокруши уста его, освяти руку твою ударом, ибо христиане - хранители и защитники Господа. Пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться слуг Божиих... До смерти борись за Истину и Господь будет сражаться за тебя...»
Венцеслав Крыж / 23.10.2011, 11:18

34. На 32.

Одно дело - принимать, как необходимость и печаловаться, другое - приветствовать, аплодировать и благодарить. И третье - призывать к чисткам и сокрушаться их отсутствием.

33. Нет, князь Черниговский Вы не правы.

"Советский человек или китаец может быть и может аплодировать чисткам, русский и православный - никогда". Святые преподобные Геннадий Новгородский и Иосиф Волоцкий чистили еретиков. Царь Иван Грозный чистил бояр-изменников. Царь Петр чистил бояр-изменников. Екатерина Великая чистила зарвавшихся клирикалов. Николай 1 чистил декабристов. Сталин чистил троцкистов. Так что тут-то Вы пальцем в небо, уж не обессудьте.
Венцеслав Крыж / 22.10.2011, 12:27

32. 19. свщ Алексий Бачурин :Описка на описке. Патриарх Сергий Страгородский - совсем не ,,св''.

Поживем - увидим, даст Бог.
дед пенсионер / 22.10.2011, 10:12

31. 28. Князю Черниговскому

Спасибо Вам. Вы хорошо пишете. Якоби не так просто читать. Купив несколько лет назад, так и не смог его осилить. Очень пронзительный дух. Чем-то напоминает Виктора Николаева - "Живый в помощи" и другие его книги: не всякий выдержит. Вы пишете: "Уж точно не может быть ПРОЩЕНО и тем более забыто нами..." А помните слова из письма дочери святого Царственного мученика-страстотерпца Николая (по памяти): "Отец просил передать всем, что ... он всех простил."? Наверняка, помните. Но... Но по своей немощи, подавляющее большинство людей может отделять (в своем личном восприятии) совершаемое другими человеками зло от самих этих человеков В ОЧЕНЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ.
Александр Бутов / 22.10.2011, 08:25

30. Автору.

Ваше Высокопреподобие, простите за ошибку в обращении. Ночная работа непродуктивна: думаешь одно, пишешь другое, третье мерещится.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 07:54
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00