На форуме одной из моих статей («Что такое «сергианство») появилась следующая реплика постоянного читателя РНЛ С.Агапова: «Уважаемый отец Георгий. Хочу услышать от вас, если сочтете нужным, ваше понимание возникшего на форуме противоречия. В настоящее время, мы оживленно обсуждаем статьи священника отца Алексия Бачурина. Отец Алексий, простите, если я ошибаюсь в трактовке его работ, считает, что мы должны отказаться от приписывания коммунистической идеологии и основанному на ней общественному строю положительных черт. Он считает, опять же по разумению моего грешного разума, что приписывая эпохе большого террора, положительные достижения, мы грешит против Христа. Статьи вызвали возмущение среди участников форума. Отца Алексия обвинили в лицемерии, власовстве, в очернении советского прошлого и в очернении русского народа.
И позвольте повторить ваши слова: «А некоторые даже православные христиане с пеной у рта пытаются доказать, что никакого их участия в этом преступлении (соучастия в низвержении самодержавия и ритуальном убийстве Царя) не было, нет и не может быть. Причем заявляют это и многие пожилые люди, учившиеся, например, в советской школе и, часто, в ВУЗе, где в курсе истории партии и просто истории нам в головы вдалбливали бредни о «гнилом царизме», «кровавом царе» и прочие хулы, которые мы изучали и в свое время принимали, косвенно этим подтверждая, что «правильно сделали, свергнув самодержавие и убив царя»! Таким образом, последнее, т.е. наше покаяние в соучастии в ритуальном убиении Царя, - это необходимое условие духовной жизни христианина, и тем более необходимое условие истинного христианско-православного подвижничества и аскезы в современном мире».
Почему, уважаемый отец Георгий, если к покаянию призывает отец Алексий, то это «тождественно ОСУЖДЕНИЮ». А если вы призываете к покаянию, то по вашему это не будет осуждением. Да отец Алексий не жалует палачей русского народа, но и вы исполнителей ритуального убийства тоже, вроде, не оправдываете. Хотя они и победили Антанту. Как нам быть? Мое мнение, дорогой батюшка, что вы и уважаемый отец Александр Васькин стоите на ложных позициях. Вы исходите их того, что общество, ослепленное бесовской ложью, может без покаяния воздвигнуть нечто доброе. Вы возразите, что как раз и призываете к покаянию. Мое мнение, что вы и отец Александр, и противники отца Алексия призываете больше к покаянию за грехи, посеянные в самодержавной России. Я с этим полностью согласен. Но я не согласен с тем, что нам не надо каяться за равнодушие к преступлениям коммунистического периода. Только не за грехи палачей и растлителей, а именно за равнодушие к ним. За то, что колоса на глиняных ногах, размалеванного бесом в красный цвет мы принимаем за земное царствие, заповеданное нам Богом. В это мне видится причина того, ваши размышления не показались мне достаточно убедительными. Не примите, дорогой отец Георгий мои слова за осуждение. А примите за боль, которая возникает при виде ожесточения, с которым мы поносим последними словами друг друга на форуме. Вот сейчас напишут: Сергий за капитализм, Сергий за Путина, Сергий власовец, митрофановец и поддерживает ижевских клириков. Последнее чистая правда. Всем помощи Божией. Прошу ваших святых молитв. Батюшка простите и благословите».
По некоторым причинам я не могу ответить на эти вопросы непосредственно на форуме, да и ответ получился слишком объемным, поскольку поставленные вопросы затрагивают очень болезненную тему, тем не менее, весьма активно обсуждающуюся на РНЛ. Итак, начну по порядку. Действительно ли, «приписывая советской эпохе положительные достижения, мы грешим против Христа»? Вопрос прямо таки богословский, поэтому даю на него и богословский ответ. Если считать, что в эту эпоху ничего положительного не было, а было лишь одно зло, - это значит эту эпоху искусственно демонизировать, поскольку только демоны творят одно зло и никогда не делают добра. Люди, даже очень злые, на такое не способны по своей собственной природе. Уже в силу одного только этого, советский период истории России с позиций православного богословия принципиально не может рассматриваться как сосредоточие одного лишь негатива, и СССР поэтому не есть «империя зла». Люди, в отличие от демонов, делают иногда зло, иногда добро. Вот почему в том периоде истории нашей страны было и злое, и доброе. Причем, на его протяжении зло иногда решительно доминировало, а иногда отступало на второй план; когда конкретно, - об этом уже судить объективным православным историкам. Конечно, были тогда времена, когда, скажу еще раз, зло проявлялось с невероятной, небывалой в истории человечества силой. Иногда такие времена некоторые недобросовестные и ангажированные исследователи абсолютизируют и интерполируют на весь советский период. Чем-то подобным занимается протоиерей Георгий Митрофанов; насколько этим грешит о.Алексий Бачурин, - судите сами. Но к реальной истории России того времени все это «творчество» имеет слабое отношение, а относится к характеристике личности самого такого исследователя. Как говорили древние святые отцы, и в наше время любил повторять о.Иоанн (Маслов): «Из одного и того же цветка можно вынести совершенно разное: так пчелка выносит из него мед, а паук - яд». Вот и судите сами, кто что выносит из новейшего периода истории нашей Родины, и кто при этом грешит против Христа, а кто - нет?!
Теперь другой вопрос, который Вы, Сергий, задаете: нужно ли нам приносить покаяние за, как Вы говорите, «наше равнодушие к преступлениям коммунистического периода»?! Ответ простой: если кто-то в этих преступлениях лично участвовал, то таковой, если хочет спасти свою душу, действительно должен принести за них покаяние в Церкви. Приписывание же всему русскому народу какого-то «предосудительного равнодушия» к преступлениям коммунистов совершенно неосновательно, во-первых, на основании элементарного знания истории. Как известно, русский народ не принял с «равнодушием» советскую власть, а достаточно долго ей сопротивлялся. Была ведь кровавая гражданская война, было последующее сопротивление нашего народа в виде восстаний и в другой форме. Наш народ подчинился этой власти лишь тогда, когда понял, что она попущена Богом за его грехи; попущена, - добавлю я, - за грех отступления от Царя Небесного и Царя земного. Здесь верно то слово, которое сказал некий старец своему духовному чаду; он сказал ему: «Отступление попущено Богом, не вздумай противиться ему своею немощною рукою, но ты, спасая, спасай свою душу!». Вот это-то, думаю, и понял наш народ, подчинившись, в конце концов, этой злой, но попущенной Богом советской власти, да так, что даже спас ее во время войны с фашизмом, почему и И.В.Сталин после Победы провозгласил тост именно за русский народ. Так что это, как Вы говорите, «равнодушие» я вменяю отнюдь не в преступление нашего народа, а в его добродетель, ибо лишь нарушение воли Божией есть грех, а ее исполнение (в данном случае через подчинение нашего народа хотя и злой, но попущенной Богом власти) - это добродетель. Приписывание же нашему народу какой-то общей ответственности за некое абстрактное «равнодушие», - это типичный прием психологической войны по навязыванию тому или иному народу чувства коллективной вины. Обычно такими нечистоплотными приемчиками «забавляется» Запад, навязывая, например, сербам коллективную вину за мнимый геноцид косовских албанцев; а нашему народу сейчас уже пытаются навязать чувство коллективной вины за развязывание второй мировой войны. Все эти лживые пропагандистские мифы, конечно, выгодны Западу, который, обвиняя в мнимых коллективных грехах другие народы, пытается скрыть собственные реальные преступления типа бомбежек Сербии, оккупации Ирака или разгрома Ливии. Но нам, русским православным патриотам, да еще на РНЛ, зачем нам это надо?! Мы что, полные лохи, чтобы подпевать этим западным специалистам информационно-психологической войны, и уж, надеюсь, совершенно точно не состоим у них на содержании?!
Теперь по поводу того, что я писал о ритуальном преступлении, состоящем в нашем соучастии в свержении самодержавия и злодейском убийстве Царя-мученика. Это я писал совсем не для того, чтобы осуждать кого-то, тем более, русских людей, а для того, чтобы показать каждому русскому православному христианину путь к личному покаянию и спасению души. Речь здесь идет не о какой-то «коллективной вине» перед Западом или его приспешниками, а о личном грехе пред Богом каждого русского человека, грехе, который мешает ему вести духовную и даже просто христианскую жизнь. Для того, чтобы избавиться от этого греха, православному христианину действительно необходимо принести в нем покаяние, тогда у него появится возможность духовной жизни. Но этим покаянием, по моему мнению, являются не какие-то громкие общественные дела или всенародные чины, а осознание христианином этого своего греха, раскаяние в нем и принесение покаяния за него на исповеди перед священником в церкви. А также принесение последующих плодов, достойных этого покаяния (ср.Лк.3,8), которые, очевидно, состоят в должном почитании христианином Царя-мученика и его мученического подвига. Так что здесь речь идет не о каких-то общественных деяниях, а о личном аскетическом подвиге православного христианина, который дает ему возможность настоящего духовного делания, ведущего ко спасению. Чего от всей души желаю как вам, Сергий, так и всем читателям и авторам РНЛ!
39. 25. Александр Б
38. 8. Князь Черниговский
37. 33. свщ Алексий Бачурин
36. Незабудке на 21.
35. Отнюдь! Преследовать еретиков и врагов России долг каждого православного.
34. На 32.
33. Нет, князь Черниговский Вы не правы.
32. 19. свщ Алексий Бачурин :Описка на описке. Патриарх Сергий Страгородский - совсем не ,,св''.
31. 28. Князю Черниговскому
30. Автору.