Русскость - главное условие возрождения России

Доклад на конференции «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации»

Новости Москвы  Русская цивилизация  «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации» 
0
1125
Время на чтение 8 минут

Семь внутренних морей и семь великих рек...

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...

Вот царство русское... и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Федор Тютчев

6 октября в Санкт-Петербургском государственном университете прошла историко-политологическая конференция «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации». Начинаем публикацию докладов, прозвучавших на конференции.

Если окинуть мысленным взором весь перестроечный, реформенный период, то мы обнаружим, что его сущностью является борьба постлиберальных сил, как внутренних, так и внешних, с русскостью. Почему же постлибералы всех мастей так боятся русскости? И что такое русскость? Наверное, невозможно дать здесь какое-то однозначное, завершенное и исчерпывающее определение, потому что русскость - это, прежде всего, особое состояние души и сознания, сердечное чувство, которые с трудом поддаются вербализации. Но, все же, три главных признака русскости, без которых о ней вообще бессмысленно рассуждать, которые составляют ее основу, мы можем выделить. Это, говоря словами Константина Леонтьева: «Византийское Православие, родовое и безграничное Самодержавие и наш сельский поземельный мир (так по крайней мере думают многие о нашей поземельной общине)». Перед нами ни что иное, как перечисление главных составных частей православного социализма. Сходным образом определял русскость и Ф.М. Достоевский. Очевидно, что такая православно-самодержавная социалистическая русскость является единственной позитивной альтернативой постлиберальному глобализму, создающему условия для прихода антихриста. Православная и самодержавная всечеловечность, присущая русскости, противостоит антихристовой анархической общечеловечности. Попутно хотел бы заметить в этой связи, что, на мой взгляд, резкая критика Леонтьевым идеи всечеловечности и всеотзывчивости Достоевского является историософским недоразумением, поскольку, при ближайшем рассмотрении, между двумя нашими гениями не обнаруживается принципиальных различий в понимании роли Православия и русского самодержавия. Всечеловечность и всеотзывчивость у Достоевского отнюдь не предполагали растворения России в остальном мире, как казалось Леонтьеву, а вполне сопрягались с жестким империализмом и охранительством Федора Михайловича. Леонтьев, критикуя идею всечеловечности у Достоевского, незаметно для себя, приписал Федору Михайловичу черты толстовской либеральной розовой идеологии. Но это отдельный весьма интересный вопрос, и в формате данного выступления нет возможности высказаться по этому предмету более подробно.

Леонтьев совершенно точно показал, что русский человек по особому относится к идее государства. Он писал: «Государство у нас всегда было сильнее, глубже, выработаннее не только аристократии, но и самой семьи, всю силу нашего родового чувства история перенесла на государственную власть, на Монархию, Царизм». И Леонтьев вводит важнейшее для русского самосознания понятие - «родовое монархическое чувство». Вот с этим чувством, являющимся метафорой русскости, ничего не могут поделать до сих пор постлиберальные идеологи. Здесь следует добавить, что против леонтьевского понимания русскости выступают сегодня еще и многие наши националисты. Есть даже такие, которые называют себя либеральными националистами. Для них русскость - это кровь и почва. И больше ничего! Такие националисты ненавидят Империю и Православие. Ненавидят они также и самого Леонтьева за то, что он их уже очень давно вычислил: «Идея национальностей чисто племенных, в сущности, вполне космополитическая, антигосударственная, противорелигиозная, имеющая в себе много разрушительной силы и ничего созидающего. Кто радикал отъявленный, то есть разрушитель, тот пусть любит чистую племенную национальную идею; ибо она есть лишь частное видоизменение космополитической, разрушительной идеи». Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Сегодня мы видим, как либеральные националисты готовы слиться с ультралибералами-космополитами в революционной борьбе против наличной государственной власти.

Наши оппоненты пытаются обвинять нас в сталинизме, в какой-то особой любви к исторической фигуре по имени Сталин, но сами боятся признаться себе, что дело для постлиберального необольшевизма, который я называю коллективным Троцким, обстоит гораздо хуже. Они боятся признаться себе, что дело не в Сталине, а именно в «родовом монархическом чувстве» русского человека. Со Сталиным бороться можно, а вот с «родовым монархическим чувством» бороться бесполезно. Чувство вообще непобедимо. И в этом, вероятно, заключена наша главная военная тайна, которую никак не могут разгадать «проклятые буржуины». Посмотрите, какая паника началась на Западе после предвыборного съезда партии «Единая Россия» и выдвижения на первую роль Владимира Путина. Ведь рационально этот панический страх невозможно объяснить. Чувство можно победить только физически, уничтожив всех его носителей, а это дело очень непростое, хлопотное и длительное. Я лично в возможность уничтожения русского народа абсолютно не верю. Меня нередко упрекают в излишнем оптимизме. Но здесь уместно вспомнить мудрого Отто фон Бисмарка, который говорил, что «мир принадлежит оптимистам, пессимисты - всего лишь зрители». А еще железный канцлер предупреждал, что «с русскими стоит играть честно, или вообще не играть». С нами все играют нечестно, значит русская победа неизбежна.

Но вернемся к нашему «родовому монархическому чувству». Так называемый сталинизм - всего лишь одно из его проявлений. Хочется сказать коллективному Троцкому: давайте оставим Сталина в покое. Тем более, что в сталинской системе был существенный изъян - официальная атеистическая идеология. Давайте, следуя Леонтьеву, обратимся к лучшим представителям Византийской Империи, например, к императору Юстиниану Великому, сочетавшему глубочайшую веру с мощнейшей государственностью. Он, как известно, беспощадно расправлялся с либералами своего времени, предавая публичной казни тысячи педерастов. По этому поводу остроумно высказался диакон Владимир Василик, заметивший, что Юстиниан был гораздо круче Сталина. Он извращенцев беспощадно уничтожал, а Сталин всего лишь сажал их в тюрьму. Поскольку для нынешних либералов вопрос о правах сексменшинств - центральный, то пусть решают, кто для них предпочтительней - Сталин или Юстиниан. Другого выбора будущая русская Россия им не предоставит!

Итак, оставим Сталина в покое, хотя в полной мере вряд ли это получится, поскольку в Иосифе Виссарионовиче, как ни крути, просматриваются черты византийского кесаря, и я полагаю, что будь жив Константи Леонтьев, он вполне серьезно мог бы отнестись к такому выводу. Леонтьев писал: «Мы знаем, например, что византизм в государстве значит - самодержавие». И Сталин ощущал себя самодержцем и в частных разговорах иногда так себя называл. Но здесь наши либеральные критики, а также часть монархистов, в том числе из числа священников, возразят, что Сталин узурпировал звание самодержца, что он самозванец. Тогда давайте возьмем бесспорного самодержца - Петра I Великого, помазанного на царство Православной Церковью. И что же мы увидим? А мы увидим явление, которому философ Николай Бердяев дал парадоксальное определение: «Петр - это большевик на троне». Здесь никого не должно смущать слово «большевик». Сейчас, я полагаю, Бердяев мог бы сказать: «Петр - сталинист на троне». Тем более, что троцкисты Сванидзе с Млечиным именно так и считают. Все это означает лишь то, что в разные периоды русской истории русские самодержцы, в какой бы форме они ни были представлены, решали сходные задачи сходными способами.

В Петре и Сталине очень много общего, прежде всего, по направлению их деятельности и методам управления. И тот и другой вынуждены были модернизировать страну в кратчайшие сроки, то есть должны были совершить свой «большой скачок». И тот и другой вынуждены были прибегать к сверхжесткому методу управления, иначе «большой скачок» оказался бы невозможен и страна неизбежно прекратила бы свое независимое существование.

И сегодня мы снова стоим перед необходимостью модернизации в кратчайшие сроки, перед необходимостью нового «большого скачка», нравится это кому-то или нет. Либерально-троцкистская революция в России почти добила остатки советского запаса прочности. Поэтому, для спасения Родины необходим антилиберальный откат. Назовем его контрреволюцией или как-то иначе, это неважно. Если либералов и обывателей смущает в этой связи имя Сталина, давайте сделаем знаменем нового «большого скачка» имя Петра I. Нынешняя ситуация, на мой взгляд, имеет преимущество по сравнению с аналогичными ситуациями прошлого. Сегодня в России несомненно лучше материально-технические и оборонные условия для «большого скачка», чем при Петре I и Сталине. Поэтому, не будет необходимости в использовании сверхжестских репрессивных мер. Понадобится лишь непоколебимая политическая воля нового «самодержца». И еще одно преимущество для современной России состоит в том, что нынешний Запад в морально-волевом плане заметно уступает Западу времен Петра и Сталина. У нас сегодня достаточно политических, экономических и военных возможностей для того, чтобы поставить разлагающийся Запад на место. Надо только захотеть!

Главное недоразумение, связанное с Петром I, состоит в том, что его традиционно считают западником, а он на самом деле являлся таковым в гораздо меньшей степени, чем некоторые его предшественники и потомки. По характеру, привычкам, эмоциональному строю и, конечно, по вере, Петр I был совершенно русский человек и самодержец, в котором явно просматриваются черты византийского Василевса, но не западного менеджера. Именно прочный византинизм в Петре обнаруживал под западной мишурой Константин Леонтьев. Он писал, что, несмотря на западные мундиры, на всевозможные парики и чулки с башмаками, все «покоряются и служат одной идее Царизма, укрепившейся у нас со времен Иоаннов под византийским влиянием». В Петре I Леонтьев совершенно справедливо усматривал так же «цветущую сложность». Он писал: «С Петра явилось то разнообразие, без которого нет творчества у народов». И здесь с Леонтьевым полностью совпадает Достоевский: «Петр почувствовал в себе каким-то инстинктом новую силу и угадал потребность расширения взгляда и поля действия для всех русских». Вот где всемирная отзывчивость Достоевского органично сочетается с «цветущей сложностью» Леонтьева!

И, конечно, в этой связи особый интерес представляет суждение о Петре Великом нашего великого историка Василия Ключевского: «Он искал на Западе техники, а не цивилизации». И как удивительно Ключевский перекликается здесь с Достоевским, который, обращаясь к воображаемому западному оппоненту, пишет: « Не цивилизацию вашу несет она (реформа Петра I - А.Ш.) всем русским, а науку, добытую из вашей цивилизации».

Главное в Петре не внешнее западничество, а именно подлинная глубинная русскость, и только сейчас, пройдя со времен Петра огромный исторический путь, мы начинаем ее по-настоящему в нем ощущать и замечать. Петр строил Империю Русских и завещал ее нам. И грядущий самодержец России, кем бы он ни был, должен будет следовать заветам великого русского православного императора Петра I.

Когда я приезжаю в мой любимый Петербург, сразу спешу на Троицкий мост, чтобы насладиться великой имперской панорамой, открывающейся с него. Всех настоящих и будущих руководителей страны следует приводить сюда, чтобы они видели и понимали, какая страна им вручается! И, конечно, стоя на Троицком мосту, я всегда с волнением вспоминаю императора ПетраI и наших великих имперцев Леонтьева и Достоевского, олицетворяющих нашу русскость и нашу непобедимость.

Леонтьев любил Петербург, но отдавал предпочтение Москве, как более византийскому городу. Но сегодня Москву и Петербург уже нелепо противопоставлять друг другу, их вообще уже невозможно представить отдельно друг от друга, ибо они стали сдвоенным центром нашей Родины и олицетворением православной и имперской русскости, суть которой потрясающе выражена в пророческой строфе Федора Тютчева:

Москва и град Петров, и Константинов град -

Вот царства русского заветные столицы...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Re: Русскость - главное условие возрождения России

"Русский человек по особому относится к идее государства" Еще бы. У искренне православного народа нет сильной приверженности роду-племени. Не может искренне православный человек бойко толкаться локтями за место под солнцем и не конкурент для других в плане личного успеха. Да и некогда ему этим заниматься. Что остается? Государство как опора и ограждение внутри и извне. Поэтому, по известной поговорке, русский человек выбирает служить.
Архивариус / 26.10.2011, 07:32

12. 8. Н.Ролле :

//Потратили всех. вот и кончились.// Все бы Вам ерничать, лишь бы не думать... А вот и промахнулись! Людские потери в Войне были восполнены за десятилетие. А вот потом - Хрущев, Брежнев... - "почему-то" стали все меньше рожать. и к середине 60х годов Россия (РСФСР) стала вымирать. Хотя в масштабах СССР это было незаметно за счет высокой рождаемости в Средней Азии. Так что учите матчасть.
Дмитрий В.Ч. / 11.10.2011, 21:04

11. Эрик Лямпе

Их там пьяные поселяне побьют, отнимут грабли и пропьют.
дезинфектор / 11.10.2011, 13:59

10. Re: Русскость - главное условие возрождения России

Мечтателям о "больших скачках" следует вылезти из своих московских кабинетов, поехать за 300-500 верст в поле и продемонстрировать этот большой скачок собственным примером возделывания заброшенных русских земель. Только вот я не уверен, что привыкшие к кабинетам мечтатели на что-либо способны... .
Эрик Лямпе / 11.10.2011, 10:10

9. Александр Б.

Для меня оппоненты тоже все на одно лицо. Не все ли равно?
дезинфектор / 11.10.2011, 08:31

8. Re: Русскость - главное условие возрождения России

"И у Петра, и у Сталина людей хватало. Их хватило и на "жесточайшие репрессии", и на огромные военные потери, и на высокую смертность при строительстве, и на формирования кадров, и - при всем этом - на прокорм России." Потратили всех. вот и кончились.
дезинфектор / 11.10.2011, 08:31

7. Re: Русскость - главное условие возрождения России

//Нынешняя ситуация, на мой взгляд, имеет преимущество по сравнению с аналогичными ситуациями прошлого. Сегодня в России несомненно лучше материально-технические и оборонные условия для «большого скачка», чем при Петре I и Сталине. Поэтому, не будет необходимости в использовании сверхжестских репрессивных мер.// Увы, батюшка! Материально-технические условия сегодня в абсолютном исчислении лучше, но относительно стоящих перед Россией задач - хуже. Но главное не в этом. Сегодня у России нет в достатке главного ресурса - человеческого. И у Петра, и у Сталина людей хватало. Их хватило и на "жесточайшие репрессии", и на огромные военные потери, и на высокую смертность при строительстве, и на формирования кадров, и - при всем этом - на прокорм России. А сегодня Россия вымирает. Будем модернизацию проводить руками гастарбайтеров?
Дмитрий В.Ч. / 11.10.2011, 06:48

6. 4. и 5.

Уважаемые Ролле и ортодох! Подкорректируйте малость Ваши эмоции и комментарии в разные стороны, чтобы Вас тут не путали друг с дружкой... :о) Отдельно для орта: Ну, что ж Вы так сильно торопились от Октябрьской до "места встречи изменить низзя" (14:16)? Отдышались бы хоть малость прежде, чем предэкраном плюхаться. Не спешите. Мы подождем. Мы ведь всегда (почти) рады Вам! Хорошо хоть Вас за "клинским" не гоняют. :о) Мир Вам. P.S. Сделайте милость: пожалейте отца Александра.
Александр Бутов / 10.10.2011, 18:24

5. Для Адриан Роум

Я не немец. Я, как и любой нормальный человек,могу понять только то, в чём есть логика. А если понимать друг друга не надо, то зачем общаться ? НАДО ЛИ ПОНИМАТЬ ТО, ЧТО ПИШЕТ О. А. ШУМСКИЙ ? Вы ситаете, что не дадо ? Может быть, очень может быть...
ortodox / 10.10.2011, 10:16

4. Re: Русскость - главное условие возрождения России

Представляете, если вдруг в современнойГермании начнут писать - нас спасет немецкость!
дезинфектор / 10.10.2011, 07:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Новости Москвы
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Это самый подлый и мерзкий способ диффамировать человека»
О скандале вокруг Высшей политической школы им. Ивана Ильина при РГГУ и попытках очернить Дугина
25.04.2024
«Большевики и "родили" современную русскую нацию»
О русском национализме и русском мире
24.04.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Все статьи темы
«Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации»
Все статьи темы
Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25