Надеюсь, что Александр Дмитриевич Терлецкий, простит нам с редакцией «Русской народной линии» такое самоуправство.
+ + +
Основной проблемой - сверхзадачей - изучения творчества каждого значительного писателя является извлечение уроков (научений) из его литературного и жизненного опыта. В этом заключается высшее и истинное назначение науки (по значению самого слова). Если наука ничему не научает человека, то грош ей цена.
В последнее время в отечественном литературоведении «научный» плюрализм, продолжающий марксистскую традицию извращения Истины на более высоком профессиональном уровне, начал уступать место православно-христианскому подходу к литературным явлениям, позволяющему по ясным и простым критериям различать добро и зло, правду и ложь. Такой подход может быть продуктивен в исследовательской работе при должной строгости в соблюдении второй заповеди Закона Божьего: «Не сотвори себе кумира...» (Исх. 20, 4) и евангельской заповеди: «Не судите, да не судимы будете; / Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). Мы затронем всего лишь один немаловажный аспект двуединого вопроса, продолжающего по сей день волновать русскую литературу и общественную мысль: кто виноват и что делать? Сразу оговоримся, что ответы на все вопросы давно даны Священным Писанием и Православной Церковью - мы только их принимаем вслед за русскими классиками и прилагаем к художественной литературе и жизни.
А. С. Пушкин в стихотворении, давшему название и первый эпиграф знаменитому роману Ф. М. Достоевского - «Бесы», предстает как поэт подлинно міровой скорби. Духовная сущность этой всеобщей скорби, далеко не всеми замечаемой, заключается в порабощенности (после грехопадения) человеческого рода падшими духами - сатаной и бесами, вследствие чего «...вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римл. 8, 22), так как «попали богоотступники из-под природной власти Божией в добровольную кабалу к нечистому» [6; С. 14]. Освобождение от этого бесовского рабства - важнейшая задача, стоящая перед человечеством на протяжении всей его истории.
Целый ряд стихотворений Пушкина наглядно свидетельствует, что он, в отличие от многих его исследователей и комментаторов, хорошо понимал кто такие бесы и куда они могут привести человека. Поэтому покуда они нас туда не привели, духовный опыт поэта да послужит нам в назидание. Приведем несколько примеров:
Вдали тех пропастей глубоких,
Где в муках вечных и жестоких
---
Где слез во мраке льются реки,
Откуда изгнаны навеки
Надежда, мир, любовь и сон,
Где море адское клокочет,
Где, грешника внимая стон,
Ужасный сатана хохочет... [7; Т. 1; С. 290]
(1821 г.)
Любопытен комментарий к этому отрывку известного пушкиниста Б. В. Томашевского: «Вероятно, первая попытка разработать сюжет комической поэмы, действие которой происходит в аду» [7; Т. 1; С. 395].
И дале мы пошли - и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня <...>
...Тогда я демонов увидел черный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной -
И бесы тешились проклятою игрой... [7; Т. 2; С. 211-212]
(1832 г.)
В примечаниях стихи опять представлены как «шутливое подражание эпизодам из «Ада» Данте» [7; Т. 2; С. 386]. Однако образно-поэтический строй этих и других произведений Пушкина, содержащих описание преисподней, говорит обратное: ему было явно не до смеха, когда смеялись бесы:
(Подражание итальянскому)
Как с древа сорвался предатель-ученик <...>
...Там бесы, радуясь и плеща, на рога
Приняли с хохотом всемирного врага
И шумно поднесли к проклятому владыке...
[7; Т. 2; С. 292-293]
(1836 г.)
В самих же «Бесах» (1830), написанных Болдинской осенью - и что показательно - сразу после «Мадонны», ощущение реальности их власти над человеком передано поэтом поразительно естественно и - по Достоевскому - с «надрывом»:
Хоть убей, следа не видно,
Сбились мы, что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам <...>
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре <...>
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне... [7; Т. 2; С. 179-180]
Преемственная сюжетно-образная связь пушкинской «Телеги жизни» (1823) с его «Бесами» - очевидна. Менее заметна несомненная причинно-следственная духовная связь между событиями, описанными в этих произведениях. В «Телеге» имеется одно очень важное указание на причину того, что совершается в «Бесах». Пушкин так описывает начало жизненного странствования:
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!... [7; Т. 1; С. 324]
Одним из главных (но не единственным) признаков того, что человек находится во власти бесов, является его «странное тяготение» к сквернословию. Этим пороком, по замечанию известного духовного писателя епископа Варнавы (Беляева), «растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, но никак не могут справиться с этой пагубной привычкой, оставаясь наедине, в кругу друзей, когда ничто уже не заставляет сдерживать себя» (См.: Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Т. 2. Нижний Новгород, 1996. С. 136-147, 353-356).
Православный взгляд на матерную брань предельно однозначен: по своей духовной сущности это антимолитва, обращение к сатане и нечистым, срамным и злым демонам и поэтому ничего кроме вреда и посрамления принести человеку в конечном итоге не может, так как является смертным грехом - отречением от Бога и попранием обетов Святого Таинства Крещения. Употребляющий матерную брань прежде всего позорит честь матерей, он уподобляется чудовищу, когда со словом мать связывает понятие только о блуде и кощунствует, будучи сам рожден и воспитан матерью. Матерщина является прямым нарушением V заповеди Закона Божьего о почитании отца и матери, за соблюдение которой дается благополучие и долголетие. Как не может быть ничего общего между истиной и ложью (I Ин. 2, 21), светом и тьмой (2 Кор. 6, 14), Царством Небесным и преисподней, верностью и предательством, чистой любовью и блудной страстью, христианским смирением и сатанинской гордыней, жертвенностью и ростовщичеством; как не течет «из одного отверстия источника сладкая и горькая вода» (Иак. 3, 11), так не совместимы истинная вера в Бога и богопротивное сквернословие.
Православному человеку хорошо известно, что в мiре нет ничего случайного и все наши бедствия совершаются по грехам нашим. Глубокое осознание этого непреложного закона рождает не оправдание зла и подчинение ему, а неложное, приносящее «достойный плод» (Мф. 3, 8) покаяние, сопротивление греху в самом себе и его носителям в окружающем мiре. Среди причин, по которым были попущены Богом в нашем Отечестве «великие потрясения» (не затихающие до сих пор), не последнее место занимает то печальное обстоятельство, когда в устах и сердцах многих крещеных русских людей молитвы к Богу, Его Пречистой Матери и святым угодникам стали постепенно вытесняться матерной руганью, т.е. призыванием бесов. Духовное растление русского народа выгодно только врагам русского народа - это аксиома. Поэтому тяжело и грустно читать, слышать и видеть, когда это растление поддерживается (чаще по неразумию) людьми, считающими себя русскими патриотами и верующими.
Любителям так называемых «крепких» (а в действительности - гнилых) выражений давно бы пора крепко подумать, как жить дальше: продолжать «из любви к искусству» заниматься самоосквернением и заражать дурным примером чистые души детей (на радость невидимым и видимым бесам) или все же набраться мужества, проявить выдержку и прекратить призывание бесов на свою голову, на своих ближних и свой народ.
Из аскетического опыта православных подвижников известно, что с утра после пробуждения каждого человека подстерегает бес-предваритель и по зову (обращению к нему) может управлять своей жертвой в течение дня. Поэтому в утреннем молитвенном правиле мы обращаемся к своему Ангелу-Хранителю с просьбой: «Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертного сего телесе...» (См. Православный молитвослов). Нечто подобное может произойти «с утра» нашей жизни; и если не избавиться от преследующего нас беса - он будет «водить» нас до гробовой доски.
Мирскому сознанию при материалистическом мiровосприятии - в этом его трагедия - непросто осознать всю пагубность сквернословия. Оно так же опасно, как опасен демон, им призванный, похищающий у человека любовь, счастье и вечное блаженство и ввергающий его безсмертную душу «в огонь вечный» (Мф. 25, 41). Но вернемся к Пушкину...
«Телега жизни» не без помощи призванных поэтом бесов (других примеров призывания приводить не станем: их, к сожалению, немало) в свой срок привезла его на Черную речку - место дуэли с Дантесом. Однако за полгода до своей неслучайной гибели Пушкин, «исполнясь волею» Бога - по Его призыву в «Пророке» (1826), «Дабы скорей узреть - оставя те места, / Спасенья верный путь и тесные врата» («Странник», 1835), принял евангельский ответ на вопрос: что делать, если «телегу жизни» водят бесы? - «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Им было написано стихотворение - один из лучших образцов русской христианской поэзии - переложение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, в день памяти которого (28 января по ст. стилю) смертельно раненный на дуэли Пушкин, по свидетельству В. А. Жуковского, «исповедался и причастился с глубоким чувством» [1; С. 76], а на следующий день тихо скончался.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого Поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи. [7; Т. 2; С. 294]
(1836 г.)
Обстоятельный разбор этого стихотворения сделан В. В. Лепахиным в статье «Отцы пустынники и жены непорочны...» (Опыт построчного комментария)» [1; С. 313-330]. Отметим только, что в молитве преподобного Ефрема Сирина перечислены отличительные христианские добродетели, составляющие основу правильной - православной - духовности. Если же в сердце человека вместо духа «смирения, терпения, любви и целомудрия» гнездится дух превозношения, нетерпения, самолюбования, бесстыдства, пошлости и разврата - духовность его по природе своей - бесовская.
Итогом жизненного странствования под водительством бесов может стать участь Писателя из многими забытой басни И. А. Крылова «Сочинитель и Разбойник». В ней «славою покрытый Сочинитель», оказавшись после смерти в аду, с удивлением и возмущением обнаруживает, что он грешнее и потому страшнее наказан, чем Грабитель с большой дороги, который «По лютости своей и злости /...вреден был, / Пока лишь жил». Писателя уже «давно истлели кости», но его «творений яд не только не слабеет, / Но, разливаяся, век от веку лютеет» [5; С. 594-596]. Поэтому - по делам его «и казни мера» - мучениям Сочинителя на том свете конца не предвидится:
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек
И страсти и порок?
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слез и крови - ты виной....
А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!
Есть свидетельство, что эта поучительная басня в свое время соотносилась с именем А. С. Пушкина (см.: А. С. Пушкин: путь к Православию - с. 265).
Небезынтересно и уместно по сходству образов провести параллель между пушкинской «телегой жизни» и гоголевской «птицей тройкой» и рассмотреть этот последний авторский образ-символ Руси в эсхатологической перспективе. Знаменитое лирическое отступление в конце первого тома «Мертвых душ» начинается такими словами: «И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит:... летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мелькании...» Обращаем внимание: движение тройки начинается не с обращения к Богу: «Господи, благослови!», а с призывания нечистого (правда, Чичиков имел обыкновение иногда креститься).
Далее по тексту поэмы: «Русь, что бойкая необгонимая тройка... мчится вся вдохновенная Богом!..» И автор вместе с «пораженным Божьим чудом созерцателем» задается вопросом: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа» [3; С. 235-236].
Младший современник Н. В. Гоголя - А. К. Толстой (190-летие со дня рождения которого исполнилось 24 августа (6 сентября) сего года) в своем известном стихотворении 1840-х годов «Колокольчики мои...» в унисон автору «Мертвых душ» вопрошал:
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? Кручиной?
Знать не может человек -
Знает Бог единый! [10; С. 38]
На исходе ХХ века мы стали свидетелями свершившегося факта: Русь- «птица тройка» донеслась до «перес-тройки». Показательно, что смысл и главная цель этого грандиозного исторического мероприятия были заложены и символически выражены в его названии. Слово «перес» - третье (!) из начертанных на стене чертога вавилонского царя Валтасара во время ночного пиршества - означает «разделение царства» (см. русский синодальный перевод Библии - Дан. 5, 28). Апофеозом «перес-тройки» стал Беловежский путч (8 декабря 1991 года), когда «тройка» бывших коммунистических начальников: Ельцын, Кравчук и Шушкевич - подписали беззаконное соглашение о развале СССР, т. е. о разделении Царства Третьего Рима - расчленении исторической территории Государства Российского. По-видимому, архитекторы «перес-тройки» вышли из среды потомственных юмористов-КВНщиков. Реализация этого бесовского каламбура стала возможной вследствие почти повального отступления нашего народа от Бога и усиленного призывания - через повсеместное распространение сквернословия - бесов, которые не замедлили активизироваться и выполнить свою разрушительную «работу адовую».
Сейчас - по мере приближения мiровой истории к своему неизбежному концу - вопрос о дальнейшем движении России приобретает особую остроту. Для русского человека начала III тысячелетия старый спор славянофилов и западников становится очевидным выбором между жизнью и смертью, определяющем в земном пространстве его вечную участь. Но и при видимом торжестве демо(но)кратии упование Н. В. Гоголя на Божье чудо остается в силе. Существует немало пророчеств о восстановлении в последние времена мiра Русского Православного Царства и Божьего покровительства верным в эпоху гонений антихристовых (см.: Россия перед Вторым Пришествием). Укажем только на некоторые библейские. В III Книге Ездры - «ветхозаветном Апокалипсисе» - имеется предсказание о «Помазаннике, сохраненном Всевышним к концу» времен (12, 32). А в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова - обетование, данное Богом Ангелу Филадельфийской (братолюбивой) Церкви: «... ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Откр. 3, 8-10). Там же есть и таинственное упоминание о «стане святых и городе возлюбленном» (Откр. 20, 8), сопротивляющихся антихристу до Второго Пришествия Христова. Приведем еще одно свидетельство-обетование, записанное в поэтической форме Вяч. И. Ивановым сразу после октябрьского переворота:
Знаю, Господи, - будет над Русью чудо:
Узрят все, да не скажут, пришло откуда.
И никто сего чуда не чает ныне.
И последи не сведает о причине.
Но делом единым милости Господней
Исхищена будет Русь из преисподней.
Гонители, мучители постыдятся;
Верные силе Божией удивятся,
Как восстанет дивно Русь во славе новой
И в державе новой, невестой Христовой.
И вселенной земля наша тем послужит;
А сатана изгнан вон горько востужит;
Что одолеть не силен ее твердыни,
Божии не горазд разорить святыни,
Но своею же победился победой.
Кто верит вести, слово другим поведай. [4; С. 65]
(11. 11. 1917 г.)
Но обетования Божии исполнятся только при условии сохранения верности Богу. «Если не будет покаяния у русского народа, конец мiра близок»[9; С. 141], - предупреждал нас св. прав. Иоанн Кронштадтский сто лет назад. Тем не менее, при любом исходе, спасение России - как и всего рода человеческого - совершилось.
Из нашего - увы! - не совсем «прекрасного далека» православный поэт иеромонах Роман (Александр Матюшин) так отвечает на вопрос Гоголя:
Россия-Русь! Куда б ты не неслась
Оборванной, поруганной, убогой, -
Ты не погибнешь! Ты уже спаслась,
Имея столько праведных у Бога! [8; С. 36]
(11 января 1993 г.)
Для нас же вопрос пока остается открытым: захотим мы спастись или нет? Но «воистину, - по слову о. Серафима (Роуза), сказанному еще до «перестройки» в августе 1982 года, - сейчас уже позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас» [9; С. 339]. Если мы с Божьей помощью научимся к каждому своему слову, поступку (труднее всего - помыслу) прилагать ясный и определенный критерий Христовой Истины, основанной на целомудрии, смирении и правильной любви (см.: 1 Кор. 13, 1-8) и следовать Ей всей своей жизнью, - все бесовские усилия запутать нас, сбить с пути спасения, смутить наши души и утопить их в смрадном болоте греха - все эти козни диавольские останутся тщетными. Тогда, по слову апостола Павла, никто и ничто не сможет «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл. 8, 39).
А самый простой и надежный способ избавления от греха сквернословия - это искренняя молитва к Богу, которая по мере усердия и постоянства обращает грешника к покаянию, приводит к Причастию Святых Христовых Тайн и открывает ему врата в Жизнь Вечную!
Литература:
1.А. С. Пушкин: путь к Православию. - М.: «Отчий дом», 1999.
2.Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. - Т. 2. - Нижний Новгород, 1996.
3.Гоголь Н. В. Собр. соч. В 7-ми томах. - Т. 5. - М.: «Художественная литература», 1978.
4.Иванов Вяч. И. Собр. соч. - Т. 4. - Брюссель, 1987.
5.Крылов А. И. Сочинения. В 2-х томах. - Т. 2. - М.: «Художественная литература», 1984.
6.Нилус С. А. ПСС в 6-ти томах. - Т. 6. - М., 2005.
7.Пушкин А. С. Собр. соч. В 10-ти томах. - М.: «Правда», 1981.
8.Роман (Матюшин), иеромонах. Внимая Божьему веленью. - Минск, 1998.
9.Россия перед Вторым Пришествием. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993.
10.Толстой А. К. Сочинения. В 2-х томах. - Т. 1. - М., 1981
Впервые опубликовано: «Графская пристань». 29.09.2007 http://d13632.t24.tavrida.net.ua/article.php?id=1295
3. поздно
2. рассказать бы Гоголю
1. Re: Что делать, если «телегу жизни» и литературы водит бес?