26 июня исполнилось 85 лет со дня рождения протоиерея Александра Соколова. Неутомимый пастырь, радетель и молитвенник за землю Русскую, выдающийся историк - все это он, батюшка Александр. Так с почтением и любовью называют его прихожане и все, кому посчастливилось знать этого доброго и мудрого человека.
Молва об ученом священнике из Балахны вышла далеко за местные пределы. Как самобытного историка древней Руси отца Александра Соколова знают и ценят в Москве и Туле, Смоленске и Ставрополе, Сольвычегодске и Челябинске, Калуге и Севастополе. Ему пишут из Киево-Печерской лавры и Белгородской областной библиотеки, Дивеева и Московского патриархата - отовсюду.
Ум и сердечность
С митрофорным протоиереем Александром Соколовым мы познакомились заочно. Батюшка, по его словам, любил читать «Нижегородскую правду» и давно обратил внимание на страницу «Отчина». Автор же настоящих строк прочел одну за другой семь книг «балахнинского Нестора» и мысленно не раз с ним беседовал, не переставая восхищаться глубиной и ясным слогом его трудов.
Когда отец Александр пожелал встретиться, и лестно было, и неловко. Лестно потому, что не всякому выпадает такая удача. Понятна и неловкость, ибо, кто я и кто - всеми уважаемый пастырь и признанный историк.
Но с первых же минут встречи от смущения не осталось следа. Выручила простота и сердечность собеседника, да и вся его домашняя обстановка, аскетическая и трудовая.
Митрофорный протоиерей Александр родился в деревне Самарино Городецкого уезда Нижегородской губернии. В школе учился в ближних селениях Шадрине и Брилякове. В годы войны Саша потерял отца, отвоевавшего «от звонка до звонка» и погибшего в 1945-м, в самый канун Победы. Погибли в блокаду Ленинграда и мать с четырьмя сестрами и братишкой. И он остался почти в одиночестве на тропе жизни, на которую едва ступил.
В армию Александра поначалу не брали из-за подорванного в военное лихолетье здоровья. Была учеба в ремесленном училище, работа в вагонном депо. Но в 1947 году юноша все-таки надел погоны и прослужил три года. Потом он работал на стройке Горьковской ГЭС, и вскоре женился на девице по имени Александра. Прожили в любви и согласии всю жизнь.
Путь к истине
Веру во Христа Спасителя заронили в его душу родители.
- Я любил ходить в церковь, - вспоминает батюшка. - Там было красиво, а пение хора и обращенные ввысь молитвы побуждали думать о вечном.
В 1958 году, взяв благословение у настоятеля Балахнинской Сретенской церкви протоиерея Петра Морозова, он поступил в духовную семинарию и пять лет спустя окончил ее по первому разряду. В том же 1962 году Александр был рукоположен во священника и отправился служить в Казанскую церковь Дальнеконстантиновского района Горьковской области.
Потом его перевели настоятелем в Балахну, в Сретенскую церковь. Оттуда - в нижегородскую Преображенскую.
И вот уже более трех десятков лет батюшка служит в церкви Сретенья Господня города Балахны. За ревностное пастырское служение о. Александр Соколов награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени, орденом святого Даниила Московского II степени, разными церковными медалями
Муза отца Александра
Он хорошо помнит, как приобщился к русской истории, полюбил ее всем сердцем.
- В нашем доме, у отца хранились книги исторического и духовного содержания, - вспоминает батюшка. - Я их читал, размышлял. Знал и краткую историю России, и священную историю Ветхого и Нового заветов. В записные книжки переписывал и молитвы, и сведения по истории.
Первым опытом его литературного творчества стало родословие потомков Ярослава Мудрого. Было это в 1975 году. С тех пор научный поиск и писательство стали неотъемлемой частью жизни батюшки. Вскоре пришло увлечение генеалогией потомков рюриковичей. И не удивительно: Рюрик - легендарный основатель русской государственности, жизнь его детей, внуков и правнуков - от Александра Невского до Ивана Грозного - канва нашей истории.
Четверть века собирал батюшка сведения о легендарном князе Рюрике. Объездил много городов, рылся в букинистических лавках, знакомился с историками. И вот книга готова. Сколько трудов положено на алтарь истины! В 2002 году вышло первое издание «Потомства Рюрика», пять лет спустя, - второе, исправленное и дополненное. Книга явилась масштабным описанием генеалогического древа государства Российского. Рецензенты с учеными степенями дали ей высокую оценку, назвав «Полезным путеводителем по истории Отечества» и отметив «упорство и профессионализм» автора.
Подвижничество протоиерея Александра Соколова на ниве литературы и историографии - явление не исключительное. Как справедливо заметил современник: «Священнослужители на Руси издревле отличались книголюбием. Они черпали сюжеты для своих проповедей не только в книгах Священного писания, но и в русской истории. Истинными героями для них являлись ревнители веры, защитники Православия и Русской земли».
И примеров тому много. Были и митрополит Илларион, автор «Слова о Законе и Благодати», и Нестор-летописец, и протоиерей Сильвестр, написавший знаменитый «Домострой».
Патриотическое напряжение
По словам директора Балахнинского краеведческого музея кандидата исторических наук Марии Карташовой, отец Александр сумел вдохнуть новую жизнь, заново открыл для современного читателя имена святых русских витязей, защитников веры и самостийности Российского государства.
Вслед за «Потомством Рюрика» вышли книги о князьях Пожарских, Нижегородском ополчении, святых князьях Георгии Всеволодовиче и Александре Невском, полководце периода Смуты Скопине-Шуйском, первом собирателе Руси святом Андрее Боголюбском, герое Куликовской битвы святом Дмитрии Донском.
Книга о святом благоверном Дмитрии Донском содержит отдельное исследование об участии нижегородцев в Мамаевом побоище 1380 года. По-разному трактовали историки этот эпизод. Устойчивой была точка зрения о том, что, мол, великий князь нижегородско-суздальский Дмитрий Константинович (тесть Дмитрия Донского) в то время склонялся скорее к Орде, чем к Москве. Отец Александр, изучив и проанализировав многочисленные источники, пришел к однозначному выводу: в битве на Куликовом поле дрался и нижегородский полк. «В рати Дмитрия Ивановича было 50 бояр нижегородских». А каждый боярин, как правило, приводил отряд ратников. Вот и получается - полк. Выводы о. Александра позволили руководству государственного музея-заповедника «Куликово поле» установить на месте сражения русских с татаро-монголами еще один памятный знак - в память воинов-нижегородцев.
Но все названные книги - не просто добросовестно собранный свод исторических сведений. И не только вклад в историка в разработку той или иной темы. Книги о. Александра исполнены патриотизма, веры в добро и истину Христову. Они и своего рода ответ православного пастыря и публициста на вызовы времени, на нынешнюю Смуту.
В отзыве на книгу об Александре Невском «Святой витязь земли русской» наместник петербургской Александро-Невской лавры архимандрит Назарий отметил: «Через все повествование красной нитью проходит высокое патриотическое напряжение. В наш век оскудения и обесценивания нравственных норм и законов книги, подобные Вашей, играют огромную роль в оздоровлении общества и в возрождении ключевых православных ценностей». Воистину так.
Многая лета!
Митрофорному протоиерею Александру Соколову минуло 85. Он - член Русского исторического общества и многих других научных обществ. Два года назад батюшку приняли в Союз писателей России, членский билет вручил ему лично глава Союза Валерий Ганичев.
Не смотря на преклонный возраст отец Александр полон идей и творческих замыслов. Физических и духовных сил ему прибавляют неиссякаемое добротолюбие и сознание того, что вышедшие из-под его пера труды во славу Божию нужны людям. Его драгоценный дар еще послужит и нам, и будущим поколениям. Послужит матушке России, которую он беззаветно любит.