Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Обратная перспектива

Священник  Александр  Шумский, Русская народная линия

30.04.2011


О загадке русской души …

Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью»...

Но мы попробуем спаять его любовью, -

а там увидим, что прочней...

Ф.И. Тютчев.

В чем заключается ваша главная военная тайна? - безнадежно вопрошал главный буржуин пленного Мальчиша-Кибальчиша в известной сказке А.Гайдара. Этот вопрос на протяжении столетий задавало каждое новое поколение людей Запада. Он волнует и нас, ибо и нам наша Тайна лишь приоткрывается, никогда не являя себя во всей полноте. Но на то она и Тайна. По меткому замечанию современного пушкиниста В.Непомнящего, западный человек все время пытается раскрыть Тайну до конца, разложить ее на элементы, а русский человек предстает перед Тайной в благоговейном созерцании.

У А. Блока читаем:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли нам ясен долгий путь...

О какой ясности говорит поэт? Конечно, не о самонадеянном всезнайстве поверхностного образованца-позитивиста, которому всегда все понятно. Нет, речь идет о глубинной сердечной ясности, которая возникает, как божественный дар, в молчаливом, молитвенном предстоянии перед Вечной Тайной. Это та ясность, которая сама является одной из сторон Тайны.

Русских людей часто упрекали и упрекают в равнодушии к земному устроению и материальному благополучию. В этой связи философ Н.Бердяев остроумно заметил, что русскому человеку свойственна безграничная бытовая свобода. Это естественно, поскольку, как говорит А. Блок:

Наш путь - степной,

наш путь - в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

И даже мглы - ночной

и зарубежной - Я не боюсь...

Неоглядная ширь русской равнины с ее безбрежной тоской мало совмещается с так называемыми удобствами жизни. Зато эти удобства легко совмещаются, например, с голландскими аккуратными дамбами или швейцарским прудиком с лебедями. Но ведь Швейцария, не в обиду будь швейцарцам сказано, в сравнении с Россией-океаном - всего лишь лужа.

Недавно мне пришлось беседовать с одним голландским бизнесменом. Он рассказывал, что у них в стране выведен особый сорт картофеля - сажаешь картофелину величиной с голубиное яйцо и получаешь ведро отборной картошки. У нас такой нет. Но, с другой стороны, космический корабль с потрясающим гагаринским веселым «Поехали!» стартовал из байконурской степи, а не из клумбы с тюльпанами.

Конечно, непременно найдется какой-нибудь так называемый интеллигент с лицом Егора Тимуровича, который скажет, что для него важнее голландский корнеплод, чем гагаринская улыбка. Ну что ж, ему можно в таком случае напомнить о незавидной судьбе Мальчиша-Плохиша, которого убегающий от красных буржуин выпихнул ногой из своего обоза.

Я, разумеется, не против голландских тюльпанов и швейцарских лебедей, являющихся, безусловно, частью Божьего творения. Я всего лишь не могу принять неуемного, настойчивого и богопротивного желания небольшой части жителей земли, называемой Западом, во что бы то ни стало превратить степь в клумбу, а океан в лужу. И я обязан, не испытывая ни к кому личной ненависти, твердо сопротивляться такому беззаконию. В этом, на мой взгляд, и заключен главный смысл православного русского сопротивления сегодня.

Русскому равнинному сознанию свойственно целостное восприятие предмета. Западный, перегородочный человек целостно мыслить не может, он весь погружен в детали. Здесь уместно сделать небольшое отступление. До революции и в советское время жил и творил великий кораблестроитель, механик, математик, адмирал и академик Алексей Николаевич Крылов (1863-1945). Личность удивительная и неправедно забытая, как, впрочем, и многие русские гении. Когда А.Н. Крылов находился по заданию Советского правительства за границей, его как известнейшего специалиста и ученого англичане пригласили присутствовать при спуске на воду нового гигантского корабля, который должен был стать гордостью английского флота. Алексей Николаевич прибыл в назначенный срок в порт, посмотрел на корабль и произнес несколько слов, буквально повергших в шок хозяев: «Эта штука плавать не может!» Все решили, что Крылов помрачился рассудком, потом стали смеяться. Но, когда корабль сошел со стапелей, смех сменился ужасом. Еще бы! Корабль начал медленно крениться и через считанные минуты перевернулся. Казалось бы, парадокс: англичане рассчитали каждую деталь, каждый винтик, но главного не заметили. А русский Крылов один раз взглянул и все понял. Одним словом - «гений, парадоксов друг».

Так в чем же все-таки заключается тайна русской души? Чтобы хоть отчасти ответить на этот вопрос, рассмотрим две, как мне представляется, ключевые фигуры средневековья и так называемой эпохи Возрождения. Речь идет о русском святом, преподобном Андрее Рублеве и о великом европейце Леонардо да Винчи. Возможно, кто-нибудь оспорит мой выбор и, наверное, можно было бы предложить иные пары. Но я выбрал именно их, потому что не нашел других столь диаметрально противоположных и всем известных личностей, олицетворяющих собой соответственно русский и западный пути в чистом, архетипическом виде.

Начнем с Леонардо. В культуре эпохи Возрождения ему нет равных. Это общепризнанный факт. Но мне хотелось бы обратить внимание на следующее: в Леонардо, подобно дереву в семени, заключена вся так называемая западная цивилизация. Он предопределил последующий характер ее развития больше, чем кто-либо другой. Именно его демоническая личность заслоняет небо западному человеку. Отпечаток леонардовской извращенной природы лежит на всех деяниях Запада, на всем его нравственном облике. Я не могу согласиться с очень мной уважаемым мыслителем и историком В.Кожиновым, утверждающим, что Запад не лучше и не хуже нас, он, дескать, просто другой. Я же утверждаю, что он хуже нас, потому что у истоков современной западной цивилизации стоит фигура, которую Ф.М. Достоевский мог бы назвать человекобогом. Известна богоборческая направленность Леонардо. Он, например, хотел все посчитать, всему придать числовое выражение, что сродни чернокнижию и каббалистике. А у истоков великорусской культуры и цивилизации стоит преподобный Андрей Рублев с написанной им бесподобной Божественной Троицей, в Которой мы зрим лик Богочеловека. Леонардо да Винчи - олицетворение линейной или прямой перспективы, так называемого прогресса, который по сути являет собой дурную бесконечность, не имеющую никакой цели, кроме ухода все дальше за горизонт, в небытие, в ничто. Западная история - это торжественное шествие навстречу антихристу. Сильнейший импульс этому движению дал Леонардо, несомненно имевший в себе антихристовы черты. В своих трактатах великий художник говорит о природе как о высшей инстанции, обходя при этом Бога. Зная свои невероятные способности, Леонардо не мог не считать себя сверхчеловеком.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. ДжокондаНа протяжении веков искусствоведы, философы, поэты и т.п. пытались и пытаются разгадать тайну улыбки знаменитой леонардовской Джоконды или Моны Лизы. Улыбается она, или нет? Позволю себе и я предложить гипотезу. Лицо Джоконды - это как бы лицо Запада. Сначала вы видите приятную улыбку и начинаете с доверием приближаться к ее обладателю и, только уже подойдя совсем близко, вы вдруг с леденящим сердце чувством обнаруживаете, что перед вами вовсе не улыбка, а змеиная бесовская ухмылка. Сколько раз мы попадались на подобную приманку!

Так было во времена свв. Кирилла и Мефодия в Моравии, так было в России во времена благоверного князя Александра Невского и преп. Сергия Радонежского, так было в 1812 году и в 1941-45 годах, так было на Балканах в последние годы уходящего века, и нет никаких оснований надеяться на то, что эта основная тема мировой истории поменяется в XXI столетии. Как верно заметил немецкий мыслитель Освальд Шпенглер, прямая перспектива предполагает такое сознание западного человека, при котором все окружающее пространство и народы, его населяющие, мыслятся лишь как объект освоения, объект захвата. Шпенглер даже непосредственно связывал прямую перспективу в живописи с появлением артиллерии и развитием баллистики. Безграничное расширение прямой перспективы, расширение любой ценой, ни на секунду не останавливаемое, - вот лейтмотив взаимоотношений Запада с остальным миром. Западоиды (термин А.3иновьева) по-другому просто не могут. Это их родимое пятно, проклятие манящего за спиной Моны Лизы пространства.

Запад напоминает акулу, которая, если не плавает и не ест беспрерывно, то тут же тонет и погибает, поскольку не имеет воздушного пузыря. Чтобы существовать, ей нужно постоянно двигаться и пожирать все, что встречается на ее пути. Не случайно немецкие асы времен Второй мировой войны на фюзеляжах самолетов нередко изображали акулу. Впрочем, это относится и к английским, и к американским летчикам. Так что ходячее выражение времен «холодной войны» «акулы империализма» имеет весьма глубокий смысл. Акула - древнейший океанический архетип Запада, которому может противостоять только русский материковый архетип матери-сырой земли. Очевидно, что акула на суше жить не сможет. Но перейдем от ихтиологии к философии. И здесь уместно обратиться к выдающемуся русскому филологу и мыслителю М.М. Бахтину. Характеризуя различные теории в эстетике, он приходит к следующему выводу: «...Гносеологическое сознание не может иметь вне себя другого сознания... Всякое единство есть его единство, оно не может допустить рядом с собой иного, независимого от него единства (единства природы, единства другого сознания), суверенного единства, противостоящего ему со своею, им не определенною судьбою...» Это, по сути, очень точное определение духа западной культуры, которая признает только монолог. Диалог, предполагающий признание за иной культурой такой же ценности, ей неведом. Развивая эту мысль, М.М. Бахтин пишет: «Эта вера в самодостаточность одного сознания во всех сферах идеологической жизни не есть теория, созданная тем или иным мыслителем, нет - это глубокая структурная особенность идеологического творчества нового времени, определяющая все его внешние и внутренние формы...» Здесь стоит обратить внимание на слова «структурная особенность». Они означают, что речь идет о самой природе явления, а не о его вторичном внешнем признаке.

Кто-то, может быть, возразит и скажет: а какое все это отношение имеет к реальной жизни, к политике, например? Ведь действительно, на первый взгляд, М.М. Бахтин рассуждает лишь об искусстве и эстетике, не сопряженных, казалось бы, непосредственно с такими феноменами жизни, как взаимоотношения народов, государств и т.п. Но это только на первый взгляд. При углубленном размышлении начинаешь вдруг ясно видеть, что между монологизмом западной культуры и, например, ковровыми бомбежками Сербии, Ирака, Ливии самая прямая связь. Надо же примерно наказать нерадивого ученика, который не желает внимать монологу мудрого учителя! Монологизм западной культуры обусловлен линейной или прямой перспективой сознания западного человека. Монологизму неведомы нравственная рефлексия, терзания совести, неуверенность в своих силах или просто глубокое размышление, ибо все перечисленное предполагает отказ от монолога и переход к диалогу с другим, который совсем не хуже, а может быть, даже и лучше тебя.

Монологическое сознание все устремлено только по направлению перед собой, оно не может оглядываться, углубляться в себя или смотреть в небо, ввысь. Нет, оно имеет право смотреть только на линию горизонта, и горе тому, кто посмеет заслонить этот взгляд или приостановить движение к этой линии. Когда гетевский Фауст восклицает: «Остановись мгновенье, ты прекрасно», он тут же погибает. Роковая ошибка Фауста именно в том и состоит, что он остановился. О таком финале его «честно» предупреждал Мефистофель. В этом собственно суть их договора. Кстати, Гете здесь нам еще раз напоминает, кто толкает человека за линию горизонта и кто его за этой линией ждет.

Обратная и прямая (линейная) перспектива - понятия, относящиеся не только к сфере живописи. Уже отец Павел Флоренский более широко рассматривал обратную перспективу, включая сюда богословие и науку. Много занимался данной проблемой академик Раушенбах. Мне представляется очевидным, что обратная и прямая перспектива есть различные типы миропонимания и мироощущения вообще. Они являются фундаментальными принципами мировоззрения и идеологии. Конечно, каждый конкретный человек не задумывается, к какой перспективе он имеет отношение. Более того, в жизни каждого отдельного человека все это может достаточно сложно и тонко переплетаться, как, например, у того же Фауста или булгаковского профессора Преображенского. Но я говорю об обратной и прямой перспективах применительно прежде всего к душам народов, а не отдельным личностям. Душа отдельного человека не тождественна душе народа, хотя последняя зачастую ярко себя проявляет в жизни и поступках конкретных людей.

Военная журналистка Елена Ржевская в своей книге «Февраль - кривые дороги» рассказывает о том, как в 1942 году ей довелось быть переводчицей при допросах пленного обер-лейтенанта Тиля. Однажды, когда немец ел между допросами, русская старуха, в избе которой все это происходило и которая отдала ему свою последнюю миску каши, вдруг заплакала, глядя на пленного. Далее между автором и старухой происходит следующий диалог.

- С чего вы? Тетенька, вот плачете, вы немца пожалели и испугали насмерть (немец подумал, что его хотят расстрелять - А.Ш.).

Старуха всхлипнула, высморкалась в конец головного платка.

- Не его, не-ет. Мне его мать жалко. Она его родила, выхаживала, вырастила такого королевича, в свет отправила. Людям и себе на мучение...

Через некоторое время переводчица спрашивает обер-лейтенанта:

- Вот у вас на пряжке выбито: «С нами Бог».

- Да-да. Так принято в вермахте.

- Но ведь Гитлер назвал христианское учение бесхребетным, непригодным для немцев.

- Ну, это традиция. Девиз, если хотите...

- Уж если с кем Бог, так это, знаете с кем? С той старухой-хозяйкой, что пожалела вас или вашу мать, уж не знаю кого.

О, старая матка! - с чувством сказал он, едва дав мне договорить. - Это так удивительно... Русская душа...

Елена Ржевская, назвав имя немца, не зафиксировала имени старухи. Это очень показательно и не случайно, потому что устами пожилой русской женщины говорил весь русский народ, что тут же почувствовал немец.

Вот так одна слеза безымянной русской женщины, одно ее кроткое, тихое, растворенное любовью слово вмиг рассеяли «ночную и зарубежную мглу» (вспомним А.Блока) обер-лейтенанта Тиля.

Впрочем, немец внешне, по крайней мере, быстро овладел собой. Елена Ржевская продолжает: «Мне-то казалось, в нем что-то сдвинулось. Нет, все при нем - незыблемый пласт стройных, крепко связанных между собой понятий. Не отягощенный сомнениями, он всякий раз определенно знает, как ему быть».

Эта сцена по глубинному нравственному смыслу удивительно, на мой взгляд, сопрягается с одной из вершин мировой литературы, главой из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», названной автором «Великий инквизитор». Великий инквизитор отвергает Богочеловека Иисуса Христа и фактически поклоняется врагу рода человеческого, предлагая людям все то, что не принял Иисус Христос, искушаемый в пустыне дьяволом. Великий инквизитор хочет отнять у людей свободу и загнать их в пустыню прямой перспективы, где можно двигаться только по одной горизонтальной линии - туда, где царит, по словам К.Леонтьева, «вторичное смесительное упрощение». И вот, когда он уже почти добился своего, вдруг приходит Спаситель мира Господь Иисус Христос, т.е. Тот, к Кому обращена обратная перспектива преображенной человеческой души. Старый инквизитор напуган, растерян, в безумии даже объявляет о том, что сожжет на костре Воплощенную Истину. И что же?

Предоставим слово Достоевскому:

...Но Он (т.е. Иисус Христос - А.Ш.) вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные девяностолетние уста. Вот и весь ответ. Старик вздрагивает. Что-то шевельнулось в концах его губ; он идет к двери, отворяет ее и говорит ему: «Ступай и не приходи более... не приходи вовсе... никогда, никогда!

Пленник уходит.

- А старик?

- Поцелуй горит на его сердце, но старик остается в прежней идее...»

Как здесь не вспомнить тютчевские строки, вынесенные в эпиграф. Читатель, подними глаза и перечитай их. Они явились ответом на одно из заявлений Бисмарка, иронически названного в стихотворении «оракулом наших дней». И у Достоевского, и у Елены Ржевской мы видим как бы очную встречу двух перспектив - прямой, сущность которой исчерпывается словами «железо» и «кровь», и обратной, сущность которой лучше всего может быть выражена словом «Любовь». Вот то самое, последнее спасительное слово, которое призвана сказать миру Россия! Вот та самая спасающая мир Красота!

В связи со сказанным, возникает в памяти еще одна история из мира искусства. Недавно в Россию приезжал известнейший немецкий театральный режиссер Питер Штайн. Он набирал труппу из русских актеров для постановки одной из шекспировских пьес. Когда его спросили, почему он не набирает труппу на Западе, Штайн дал поразительный ответ. «На Западе, - сказал корифей театрального искусства, - люди разучились страдать, а у русских этот дар еще не утрачен».

Жизнь по закону прямой перспективы делает человека плоским, одномерным и, говоря словами М.М. Бахтина, завершенным. У М.М. Бахтина читаем: «Своею завершенностью и завершенностью события жить нельзя, нельзя поступать; чтобы жить, надо быть незавершенным, открытым для себя... надо ценностно еще предстоять самому себе, не совпадать со своею наличностью». Запад завершен, в этом его трагедия, смертельная болезнь. У Запада нет ценностного предстояния самому себе, он совпал со своей наличностью. Все! Круг замкнулся, наступил духовный паралич.

Конечно, на Западе были и есть аристократы духа, такие как Вальтер Шубарт, Хемингуэй, Эллиот, Честертон, Шарль де Голль, Грэм Грин.., не принимающие закона прямой перспективы. Но их, увы, слишком мало. Можно лишь посочувствовать этим одиноким скитальцам.

Нынешнее состояние Запада очень опасно для остального мира, особенно для России. Да, к поступку, к творческому созидательному прорыву западнизм уже не способен, но он пытается создать антимир или антисистему, имитирующую жизнь.

В последнее время в массовой культуре Европы и США появилось множество произведений, в которых героями являются либо ожившие трупы, либо различные насекомые чудовища, вселяющиеся в тела людей и захватывающие мир. Конечно, такую антисистему в полной мере создать не удастся, но сама попытка ее создания приведет к огромным жертвам. У обратной перспективы совершенно иные законы. Человек, живущий по ним, глядит не только вперед, но одновременно устремляет свой взгляд в глубину, т.е. внутрь себя и ввысь. И тогда ему открывается то, что может быть выражено строками современного поэта Александра Сорокина:

...Все не так, как это раньше было!

И былой уверенности нет:

Впереди не смерть и не могила -

Только яркий нестерпимый свет...

Это совсем иное состояние духа, при котором человек способен ценностно предстоять самому себе, способен поступать и творить. В обратной перспективе нет завершенности, в ней человек открыт для вечности. Суть прямой перспективы - дурная бесконечность сменяющих друг друга и уходящих в ничто горизонтов. Суть обратной перспективы - вечность, в которой человек предстоит перед Божественной Троицей.

Россия, несмотря на все нестроения, беды, невероятные потери, постигшие ее за всю историю, жила, живет и будет жить по закону обратной перспективы. Именно по этой причине у нас ничего не может получиться на пути так называемых либеральных реформ. Как очень точно заметил В.Кожинов: «У русского человека вектор интересов направлен совсем иначе. Ему важнее не осуществление личных интересов, а некий смысл жизни, которому можно подчинить все, в том числе и саму жизнь, то есть он, русский человек, внеположен сам себе, и его отношение к миру в основе своей - сугубо религиозное, соборное».

Наш выдающийся православный богослов и подвижник благочестия священномученик архиепископ Иларион Троицкий писал в 1914 году: «...русская совесть имеет свой идеал, существенно отличный от европейского идола прогресса... Жизненный идеал славянства есть религиозный идеал православия. Но в чем религиозный идеал православия? Идеал православия есть не прогресс, но преображение». Эти замечательные слова владыки Илариона позволяют нам еще глубже понять смысл названия данной статьи. «Колесница прогресса, - продолжает владыка Иларион, - едет по трупам и оставляет позади себя кровавый след... (вспомним слова Бисмарка о железе и крови - А.Ш.). Разворачивающаяся перед нами великая борьба народов есть борьба двух идеалов: прогресс хочет уничтожить преображение, забывая слово Христа о том, что врата ада не одолеют истины». Преображающая Любовь - вот Святая Святых обратной перспективы христианской души!

Почему все-таки Запад выбрал путь, указанный Леонардо? Была ли у Запада альтернатива? Несомненно, была. В начале так называемой эпохи Возрождения мы встречаем явления, которые могли бы в случае их развития дать иное направление всей западной цивилизации. Здесь нет возможности подробно исследовать этот вопрос, поэтому ограничимся одним примером. Речь идет о великом художнике Джотто и его потрясающих фресках, так напоминающих нашу православную иконопись.

В живописи Джотто совсем не леонардовский дух. Но Запад все же выбирает человекобожеский путь Леонардо. Да и сам Джотто не смог удержаться на высоте своего призвания и в конце жизни сказочно разбогател, по одной из версий, занимаясь ростовщичеством. Есть все-таки какая-то изначальная порча западной души. Ведь трудно себе представить, чтобы преп. Андрей Рублев, творитель высочайшего монашеского делания - умной молитвы, вдруг на старости лет сделался бы «бизнесменом»...

Прп.Андрей Рублев. ТроицаСнова перед мысленным взором возникают две пары - Леонардо да Винчи с его Джокондой и преп. Андрей Рублев с Божественной Троицей. И невольно вспоминаются слова замечательного русского художника и мыслителя Ефима Честнякова: «Покажи миру свои грезы, и по ним ты займешь свое место». Да, у России и Запада совсем разные грезы. Кого же изобразил великий Леонардо? Уж не того ли, кто в последние дни придет смущать вселенную? Интересно здесь заметить, что когда человек попадает в Лувр, то на каждом шагу его сопровождают стрелки, указывающие путь к леонардовскому шедевру. Все остальные произведения искусства Лувра как бы только оформляют эту «картину картин». Моими суждениями, наверное, возмутятся искусствоведы, да и не только они. Скажут, вероятно, как вы можете в столь прекрасном лице видеть личину антихриста? Отвечу так: антихрист не может быть похож на персонажа фильма ужасов, на какого-нибудь Фредди Крюгера в хоккейном шлеме и с опасными бритвами вместо пальцев. Он придет обольщать мир и будет обладать таким обаянием, что содрогнутся даже избранные. Но я убежден, что никогда никому, в том числе и последнему планетарному бунтовщику, не удастся заставить Россию изменить своему великому призванию - быть удерживающей мировое зло.

Ах, если бы лица кто взглядом окинул,

В них все проявилось от горя.

Последний матрос Севастополь покинул,

Уходит он, с волнами споря.

А красное небо так больно сияет,

Оно собирает всю силу.

И нас это небо в себя помещает

И братскую эту могилу.

А вечный огонь над землею мерцает

И голосом, сверху идущим,

Матросскую песню поет и вещает

Победу в былом и грядущем.

(Сергей Попов)

Воскликнем же в дни Святой Пасхи вместе со святителем Иоанном Златоустом:

Где твое, смерть, жало?! Где твоя, ад, победа?!



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 43

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

43. Эрик : Re: Обратная перспектива
2011-05-06 в 17:03

простой

Я так понял, Вы пытаетесь меня уверить, что святый Божий царь Николай и его высокочтимый предок Александр II, купившие работы Леонардо, святых отцев не читали? Ну и ну.

Не лезьте со своими рекомендациями не по Вашему чину-званию относительно священных книг ко мне, убогому. Я то убогий, но Божий, а Вы для начала избавьтесь от почитания усатого бандита Джугашвили, богоборческого режима и его идолов вроде Кибальчиша (которого тут объявили носителем загадки русской души).

Наталия

Нельзя же быть "патриоткой"-невежой! Ну какой русский дух у архитекторов Московского Кремля Антонио Джиларди из Виченцы, Марко Руффо или Пьетро Антонио Солари из Милана? Они были католиками.
42. Сергей : РФ сегодня.
2011-05-05 в 21:15

1 Кор. гл. 6; стт. 9-10. - актуально.
Предлагаю для начала постараться (всенародно) не быть всем этим, потому что: Откр. гл. 21; ст. 8.

Есть другие предложения? ДО достижения всем народом этого минимального нравственного уровня нет смысла мечтать ни о чём великом. "Придёмте, припадём, покаемся"- это сказка и миф, так не бывает. Надо просто понять, что мы люди, и жить как люди. Для начала.
41. Сергей : Re: Обратная перспектива
2011-05-04 в 20:32

-28. Natalie : Re: 24
2011-05-01 в 21:38

"Россия не смогла осилить Его Заповедей."
Смогла.

Не смогла, это очевидно. Древняя Русь не мечтала о национальном мессианстве, и поэтому в ней было много Святых, общество жило по Заповедям и по законам. СССР тоже был вне религиозной фантастики, поэтому был ближе к Богу, чем экзальтированная, одурманенная Империя начала XX века. Эта идея - самообман, ложь, тонкое прельщение, гоните её проч. Миром управляет Бог, а не ракеты, крейсеры и боеголовки.
40. Женя : Re: Обратная перспектива
2011-05-04 в 08:40

Простому.
Зачем понимать отличие ? Что там понимать? И так видно. Не понимает кто-то да Винчи или Рублева , его личный вопрос. Зачем обязательно хаить. Я не понимаю картины Джексона поллока, ну что мне теперь его сравнивать с Моне и говорить что один хороший , а другой плохой?
39. Женя : Re: Обратная перспектива
2011-05-04 в 08:31

Ну что за люди?!!! Обязательно чтоб свое похвалить надо чужое обгадить. Ну почему так?! Ну хвалите то, что вам нравится без негативных сравнений. Нельзя их сравнивать. Совсем нельзя.
Ну не сравнивают ж е пылесос с чайником... Что там сравнивать?
38. Наталия : Re: Обратная перспектива
2011-05-03 в 22:03

Не удержалась, прочитав мнение Эрика о Московском Кремле. Эрик, Кремль Москвы гениален, Это никакой не шедевр итальянской архитектуры, это совершенно удивительное явление русского духа в камне, пример того, как русские усваивают чужое, делая его своим. Московский Кремль нельзя ни с чем сравнить, он несравним. А между тем зданий, построенных в стиле, например, Собора Петра в Риме, вы найдете по свету немало, даже в США. Всё западное перекликается друг с другом, а русское, съев западное, становится единственным в своем роде. Ну что вам говорить, надо видеть удивительность Кремля. Не случайно западный люд просто цепенеет, увидев Кремль, особливо со стороны, в общей панораме стен и башен. Шедеврище, что там Тадж Махалы и проч. В Кремле есть какая-то удивительная сила, глаз не оторвать.
37. простой : 34. Эрик
2011-05-03 в 20:34

Вот каша в голове!
И множественность духа века сего.
Вам же говорили , что Вы не способны отличать одно от другого.

Я буду отвечать на форуме людям, которые активно несут сюда безсмыслицу, которые еще не сформировались, и думают что истина - это их правильное понимание. Научиться, Эрик,можно только начав читать Св.Отцов хотя бы с малой долей к ним той любви, которую они имеют к нам, и ради нас трудились , и оставили нам неисчерпаемое духовное наследие. И сейчас молятся за нас перед Престолом Божиим.

Вот тогда Да Винчи предстанет перед Вами во всей своей "красе".И устыдитесь своих чувств и слов здесь.
Ведь покаяться,это значит устыдиться прежних своих.Нет?

Чтобы понять отличие архитектуры Кремля от искусства Да Винчи - начните читать акафист свт. Митрофану Воронежскому, а также житие.
36. Наталия : Re: Обратная перспектива
2011-05-03 в 17:51

Дорогой отец Александр, прошу простить меня за ярость ( №22). Конечно, Вы всё правильно написали, но всё равно - загадка русской души не поддаётся никаким логическим рассуждениям, в том числе и Вашим, отче. Она есть и будет до конца времени. И даже не надо об этом писать. Бог знает.
35. скептик : Re: Обратная перспектива
2011-05-03 в 15:15

кстати, о русской культуре и русских традициях:

Но прошло еще не меньше трехсот лет, прежде чем в середине XIX века это имя удалось соединить с конкретными работами и идентифицировать главный шедевр Рублева, да и вообще одну из святынь мирового искусства «Троицу». Сегодня знатокам удалось хотя бы подсчитать количество его работ, а их едва ли больше десяти.… Семь икон из иконостаса в Кремле, часть уцелевших фресок во Владимире, три изувеченных иконы «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел» из монастыря под Звенигородом и легендарная «Троица» в соборе Троице-Сергиевой Лавры. Только последняя икона уцелела без утрат. Иконами в Звенигороде накрывали бочки с квашеною капустой, а одна из икон служила ступенькой в лестнице. И это варварство творилось верующими прихожанами.

В таком же небрежении оказались и могилы Рублева и Даниила Черного.

http://obkom.com/mir...e-news-060520-1.htm
34. Эрик : Re: Обратная перспектива
2011-05-03 в 13:43

Да уж, сказки палача хакасского народа богоборца Голикова и загадка русского народа совместимы только для тех, кто тоскует по железному занавесу, отделявшему советский концлагерь от остального мира.

Что касается западной культуры, то взгляните, хотя бы, на досуге на Московский Кремль - шедевр итальянской архитектуры на русской земле.

Не любите Леонардо Да Винчи? Очень плохо! Добро пожаловать в Зимний Дворец! Святый Божий царь Николай приобрел в 1914 году "Мадонну с цветком" для коллекции Эрмитажа. Еще ранее, убиенный террористами царь Александр II купил в 1865 году "Мадонну Литту" для той же коллекции.
Что бы сделали наши великие императоры по прочтении опуса господина Шумского, в котором великий Леонардо назван автором работ "с извращенной природой"?..
33. Татьяна Федоровна : Наталии № 22
2011-05-02 в 08:47

//для евреев Иисуса Христа как Бога не было// Но они-то прекрасно знают - Кем является Христос для христиан. А это процентов 50 населения Земли. Наивное такое хамство. А я бы авторов привлекла, кроме разжигания религионой розни, еще и за пропаганду издевательств над животными.
\\Загадка русской души в том,что только мы защищаем тех, кого защищать не надо и за кого кровь лить не надо, защищаем тех,кто в этом нуждается\\ Поэтому и защищаем, что кто-то нуждается в защите. И еще. Нет для русских чужих. Все свои. Об этом еще Достоевсий писал. И неправда, что все нас ненавидят. Я общалась с простыми словаками, например, они очень жалели, когда уходили русские. А ненависть насильственно культивируют те, кто ненавидит Иисуса Христа и Православие. И ждет прихода антихриста. Возможно, не осознавая этого.
32. Женя : Re: Обратная перспектива
2011-05-02 в 07:34

Каноничному
Я рада, что вам понятно, что чужих детей или сестер, даже если они себя безобразно ведут, нельзя обзывать и что за покойных , даже тех, кого при жизни ненавидели, тоже говорить не надо.
31. Женя : Re: Обратная перспектива
2011-05-02 в 07:21

Григорию.
Я не говорю, что Да Винчи более великий художник. Если бы он занимался только искусством и в том же стиле, то еще куда ни шло......
Просто вещи не сравнимые абсолютно.
30. скептик : Re: Обратная перспектива
2011-05-02 в 05:08

2 Южноуралец
типичный поцреот что ли? типа воти он великий и умный я, а все вокруг софисты и ничего не добившиеся пустышки?

ваше комментарий по первому пункту вообще бессодержателен.

по пункту 2 вы ничего сказать не смогли.

по пункту 3 вы отвлеклись на прошлое, а речь о настоящем.

"бумажные фикции" - это, кстати, сила. циолковский тоже до полетов в космос не дожил, однако...
29. простой : 27. Сергей :
2011-05-01 в 22:07

"...кто создал больше в науке и технике, чем Русские и Европейцы? "

Китайцы, например, и очень давно!
Почему не получило развития - вопрос к нашим конспирологам, прекрасным мыслителям. Но здесь нужно закончить,поскольку может начаться спор, в котором не рождается истина.
28. Natalie : Re: 24
2011-05-01 в 21:38

"Россия не смогла осилить Его Заповедей."
Смогла.

"Мы - не всемирный удерживающий (Им является только Господь Дух Святый), а на определённом историческом периоде."
Лихо. Вы читали апостола Павла и толкования его слов об "удерживающем теперь"? Там речь шла не о Святом Духе.

Ваши метафоры про подсвечники - безсмыслица.

Не пишите с такой самоуверенностью о предметах, которые автору - иерею, по крайней мере, известны не хуже чем Вам.
27. Сергей : простой
2011-05-01 в 21:16

Спаси Господи, верю. Но я (уж простите, ради Христа) не верю, что этот период - завершающий.

и: кто создал больше в науке и технике, чем Русские и Европейцы? И это здорово.
26. простой : 24. Сергей :
2011-05-01 в 20:49

"Мы - не всемирный удерживающий (Им является только Господь Дух Святый), а на определённом историческом периоде"

на определённом историческом периоде - мы являемся всемирным удерживающим.
Период этот - завершающий историю.
Ну а тяга к позитивизму есть и у марсиан. Не верите?
25. простой : Re: Обратная перспектива
2011-05-01 в 20:36

Прекрасная статья!
Спасибо автору!
24. Сергей : Re: Обратная перспектива
2011-05-01 в 15:55

Хорошая статья.

Однако у Русских с Европейцами есть и нечто очень общее: тяга к позитивизму. Развитие техники шло параллельно-синхронно. Географические открытия - тоже. Запад отпал от Православия, Россия не смогла осилить Его Заповедей. Запад хотел завоевать весь мир, Россия остановила. Мы - не всемирный удерживающий (Им является только Господь Дух Святый), а на определённом историческом периоде. Сердце Православия - Балканы, а не северные просторы. Малые народы Православные (не только Славянские) - лампады пред иконами, а Россия и Запад - два тяжёлых подсвечника, один - пред Крестом, а другой - в притворе.
23. каноничный : Re: Обратная перспектива
2011-05-01 в 15:46

Женя, прочитал как вы дерете глотку (по вашей же терминологии) за израильскую проститутку в паралельной теме, все стало ясно с егор тимурычем, картошкой и масштабом личностей в науке
22. Наталия : Re: Обратная перспектива
2011-05-01 в 14:18

Есть некая похожесть комментариев здесь и на ЖЖ отца Кураева. Очень серьезно пишут люди, не понимая смысла, хотя они о разном. На ЖЖ протодиакона люди возмущены неким артефактом, прости Господи, Израильского ТВ, забывая,что для евреев Иисуса Христа как Бога не было. Был обычный учитель. Поэтому возмущаться тому,что они делают в своей стране и на своем ТВ неправильно и прокационно. Вот,что у нас в Отечестве творится и на нашем ТВ, гораздо страшнее,чем на ТВ ИЗраиля.
Также о загадке русской души. У нас в городе есть кафе "русская душа", не думаю, что его "основали" настоящие русские лоюди. Загадка русской души в том,что только мы защищаем тех, кого защищать не надо и за кого кровь лить не надо, защищаем тех,кто в этом нуждается: Европу 1944-1945 гг. поляков, нас страстно ненавидящих и не простивших нам то, что мы их избавили от фашистов; словаков,сербов и др. Только мы льем кровь за чужих. Ни одна нация этого никогда не делала. И никто не проливал кровь за нас. Слава Богу. Поэтому я бы не хотела быть ни немцем, ни американцем, ни арабом, спаси Господи, никем другим - только русской. Счастье родиться русским. И не надо писать о смешном: "загадке русской души", привлекая светские знания, отец Шумский, очень мелко. Русская душа вся нараспашку, и только тем,кто ненавидит русских, всё непонятно. Им и объяснять не надо. Христос Воскресе!
21. Ш : И.Сивашову п.15
2011-05-01 в 13:41

Да - воруют бачки из общественных туалетов. Увы - сдают крышки канализационных люков в металлолом. И водку пьют немеряно. И молодёжь колется и нюхает. И сирот при живых родителях запредельно много. А вот статья очень даже своевременна. И со скотством Вы всё же погорячились. Все перечисленные выше беды от потерянности душ народа русского. Заблудились души в дебрях мира сего и мечются в бесплодных поисках того Горнего Света, который они интуитивно помнят, но найти не могут. Но есть главное - эта интуитивная память в них жива. И поэтому они не скоты, как бы это не хотелось загоняющим их в стойло. Никто из этих блудных детей ещё не погиб. И Свет Горний у порога их закрытых отчаяньем сердец: "Се, стою у дверей и стучу". Когда уставшее от одиночества сердце откроется и впервые затрепещет от благодати Божественной Любви, жизнь изменится навсегда. Каждый, кто пережил это, подтвердит мои слова. Свидетельство этому - тысячи исцелившихся без лекарств от болезней неверия: алкоголизма, наркомании, блуда, рака. Поэтому и возрождается Русская Православная Церковь. Поэтому и гудит набатом колокольный звон по всей Руси-Матушке. Поэтому и поднимаются из руин Храмы предков наших. И статьи подобные поэтому пишутся. Жива Русь! И мы вместе с ней живы.
20. Татьяна Федоровна : Re: Обратная перспектива
2011-05-01 в 13:11

\\выведен особый сорт картофеля...\\речь идет не о сорте, а о безвирусном картофеле, который выращивается in vitro.Он очень дорогой. У нас тоже такой есть: в 90-е, на выставке в Петербурге, я такой купила - десяток клубней за кругленькую сумму. В первом поколении - эффект потрясающий. Во втором - никакого. То есть, "семена" для посадки необходимо каждый раз покупать в соответствующей компании, что недоступно для дачника и малодоступно для российского фермера. Так что, все западное имеет характер финансовой ловушки. А вот Гагарин проложил путь в космос всем!
Очень точен анализ "Моны Лизы".Есть и такое мнение, что у этой дамы парез(частичный паралич) левой (сердечной) стороны тела - отсюда и загадочная улыбка и безжизненность левой (нижней) руки (тоже ведь на западную цивилизацию похоже).
19. Южноуралец : Re: Обратная перспектива
2011-05-01 в 10:18

Мне известно лишь одно изобретение Леонардо Да Винчи, которым пользовались "века и народы" - колесцовый замок. Остальные "изобретения" - не более чем бумажные фикции. Тогда надо в великие изобретатели и Жюля Верна записать.

Пояснения для скептиков:

Западный, перегородочный человек целостно мыслить не может, он весь погружен в детали --- в чем смысл подобной сентенции? откуда этот вывод?

Смысл в том что западному человеку "за деревьями не видно леса". Надеюсь, вы понимаете смысл афоризмов русского народа. А откуда вывод. А вы статью как читали, повернув монитор вверх ногами? По-моему, она вся про это и написана. Дополнительно можете поинтересоватья, что такое схоластика, какая связь между ней и западной филисофией, между ней и Аристотелем. Можете поинтересоваться, откуда по Европе пошел анализ и скептицизм. Можете поинтересоваться, где был старейший университет, учрежденный арабами и еврееми, чему там учили.

Известна богоборческая направленность Леонардо --- и что в этом плохого? и с чего вдруг это делает весь запад хуже нас?

А вы, голубчик, не мимикрируйте. Скептиков от Запада никто и не отделяет. Слышали выражение "пятая колонна"? Вот. Так что у нас все логично, а вы лицо заинтересованное вот и не понимаете ничего.

Кстати, если вы не видите в богоборческой направленности ничего плохого, позвольте узнать, что вас так сюда манит, на черносотенный ресурс-то? Или "свои" вас не признают как пророка? Это еще можно понять, уровень образования - "шапок нахватался" и "книжек начитался".

Нынешнее состояние Запада очень опасно для остального мира, особенно для России --- это просто фобия.

Это мнение подкрепленное примерами из поздней истории. С которым можно полемизировать. А у вас ничем не подкрепленные выкрики из зала и софистика, не то сознательная, не то бессознательная.
18. Григорий : Обратная перспектива
2011-05-01 в 09:02

Хорошая сатья. Полностью согласен с батюшкой.

Что касается Жени, то тут дело ведь не в величии ув. Женя, тут дело совсем в другом.

Может Леонардо и более великий художник, чем Рублев(хотя я лично так не думаю), да только у Рублева было в душе НЕЧТО, чего они там на Западе увы.. давно уже потеряли - у него в душе была ЖИЗНЬ.

И это очень хорошо чувствуется в той же "Троице".
17. Женя : Re: Обратная перспектива
2011-05-01 в 07:58

Андрею Кочеткову.
Где вы увидели тоску? И как вы знаете, что Гайдар педераст, вы что с ним спали? Я сделала логические выводы из статьи, сказала что, на мой взляд, не корректно. Вот и все.
Благодарю вас за урок русского языка.
16. Женя : Re: Обратная перспектива
2011-05-01 в 07:48

Для тех, кто недопонимает слова интеллигент

"Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание) — особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к самоотречению."

Сравнивать несравнимое, между делом покойного куснуть....
Откуда он знал, что бы сказал Гайдар про улыбку Гагарина ?
Желаю всем, хотябы частично стать интеллигентами. а Люсии не брезговать конструктивностью суждений.
15. И. Сивашов : Re: Обратная перспектива
2011-04-30 в 23:55

Есть такое мнние, и мне оно кажется более убедительным, что Запад "покатился" в другую от нас сторону с победой ростовщической идеологии, на которую, кстати, сейчас нас и ориентируют.

И еще одно. Прошу понять правильно. Мне кажется, что пока в стране воруют бачки из общественных туалетов и сдают крышки канализационных люков в металлолом, эта чудесная статья несколько хм. преждевременна, по крайней мере пока уровень скотства не достигнет ходя бы отметки советсткого времени.
14. lucia : Re: Обратная перспектива
2011-04-30 в 23:21

Женя, Женя! О. позор! Какие ракеты? Вы же неграмотная?!
13. Кочетков Андрей : Женя 4
2011-04-30 в 21:21

Женя, не доставайте читателей своей нетрадиционной тоской о навсегда ушедших педерастах, включая Гайдара. Надоели уже.
"расщитана" пишется через букву "ч", многогранная Вы наша.
12. Сергей Швецов : анониму
2011-04-30 в 21:01

И Шекспир?
11. Шмелев Михаил : Жене п.4
2011-04-30 в 18:45

Когда пораженное окамененным нечуствием сердце остывает, человеком овладевает разум, который без света Любви становится холодным и хищным. Чужих для Православной Руси-Матушки многообразованных, многомыслящих, холодных и циничных интеллектуалов, к числу которых относился покойный Егор Тимурович и, судя по комментарию, относитесь Вы, отсылаю к Святому Апостолу Павлу: "Мудрость мира сего есть безумие перед Богом"(1Кор3:19). Учитесь жить сердцем, Женя, а разум приложится. P.S. Не припомню, чтобы Егор Тимурович в его бытность во власти сильно горел желанием накормить голодных. А вот появились голодные именно при нём после его трёхдневной денежной реформы-грабежа. Говорю, как современник его финансовых беспределов.
10. Женя : Re: Обратная перспектива
2011-04-30 в 18:07

Я знаю , поэтому пишу. Не в уме дело а в знании. Посчитайте сколько денег из бюджета нужно потратить на освоение космоса из кармана налогоплательщика. И почему не распределить средства так, чтоб и картошка была и космос освоен, пусть частично... Про немыслящих... Я имела ввиду, что нельзя сравнивать Да Винчи с Андреем Рублевым. Это нисколько не умаляет вклад Рублева в русскую живопись, иконопись.
За всю историю науки равной по масштабу личности Да Винчи практически нет... Может быть Николо Тесла.... Вот вам и все
9. Тверитянин : "...быть удерживающей мировое зло"
2011-04-30 в 17:52

Статья отца Александра удивительна: любой русский человек узнает в ней себя, свою историю, приоткроет вечную тайну русской души, которую никогда до конца не открыть, да и не надо...Так говорить и мыслить может только человек, безраздельно любящий свою Родину, и разделяющий её страдальческую судьбу. Убедительность "произношения" (высказывания) необыкновенная,а психологический и искусствоведческий экскурсы вызываеют живое сочувствие и полное согласие. Спаси Вас Боже, батюшка!
8. каноничный : Re: Обратная перспектива
2011-04-30 в 17:46

Женя, просветите меня, малообразованного и маломыслящего, сколько картошки потратил на голодающих Егор Тимурович и иже с ним вкупе
7. Пётр Петрович : Re: Обратная перспектива
2011-04-30 в 17:14

Многообразованному и многомыслящему Жене. А Вы голодали, когда учились правописанию?
6. скептик : Re: Обратная перспектива
2011-04-30 в 17:12

Западный, перегородочный человек целостно мыслить не может, он весь погружен в детали --- в чем смысл подобной сентенции? откуда этот вывод?

Известна богоборческая направленность Леонардо --- и что в этом плохого? и с чего вдруг это делает весь запад хуже нас?

Нынешнее состояние Запада очень опасно для остального мира, особенно для России --- это просто фобия.

2 Аноним
вам не кажется, что говорить о западном искусстве срамота - просто глупо?
5. Любящий Россию : Жене,которая обвиняет в необразованости
2011-04-30 в 16:14

Не знаете-не пишите. Ракетно-космическая отрасль толкает вперед другие отрасли и следовательно страну. А считать себя умным-злая болезнь.
4. Женя : Re: Обратная перспектива
2011-04-30 в 15:17

Егор Тимурович у же давно умер. Слово интеллигент в данном контексте звучит как оскорбление, как я понимаю, за то, что человек предпочитает деньги на освоение космоса потратить на картошку для голодающих.
Леонардо Да Винчи, кроме этой картины, написал, изобрел и создал очень многое, чем до сих пор восторгается и пользуется( открытиями и изобретениями) все человечество. Статья расщитана на людей малообразованных и маломыслящих
3. Шмелев Михаил : Если мы с Богом, то кто против нас?
2011-04-30 в 14:21

Чудесная статья. Пропасть между Западом и Православной Русью бездонна. Ограниченный западный эгоизм по вектору своей прямой перспективы всегда изменяет(ИЗ-МЕНЯ-ЭТО)окружающий мир, отвергая Творца этого мира. Русская душа в обратной созерцательной перспективе наполняется гармонией и совершенством Мира, любуется(ЛЮБИТ-ЭТО)Божьим Творением. Между Западом и Россией не просто пропасть. Мы живём в разных вселенных. А Мировое Зло будет удержано. Оно хоть и Мировое, но всего лишь мизерная низвергнутая часть Творения. Оно бессильно перед теми, чьи сердца любят и сами наполнены Божественной Любовью.
2. Аноним : Слишком длинно.
2011-04-30 в 10:38

Все ьез исключения т.н.западное искусство исчерпывающе охарактеризовано одним словом, которое произносит персонаж А. Смирнова в фильме "Операция "Ы" - "Срамота!"(с)
1. А. Рогозянский : Re: Обратная перспектива
2011-04-30 в 09:42

Спасибо, о. Александр! Христос воскресе!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме