Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Церковные и духовные издания Российской Империи синодального периода

Андрей  Хвалин, Русская народная линия

Имперский архив / 28.03.2011

Важным источником для изучения Имперского периода русской истории, наряду с архивными официальными документами, являются как публикации в церковных и духовных изданиях того времени, так и они сами. Малодоступные дореволюционные статьи и заметки, прошедшие духовную цензуру, и ныне представляют неподдельный, а в иных случаях - и прикладной интерес для боголюбивого читателя. А осмысление характера церковно-духовной периодики синодальной эпохи, ее зарождения и этапов становления многое может прояснить для понимания нынешнего строительства «вертикали церковной прессы» в целом, а также роли и места в этом процессе «Русской народной линии», в частности.

Тем более это представляется актуальным, так как, по мнению к.и.н., преподавателя Казанской духовной семинария А.В. Журавского, до сих пор вообще «остается не изученной история духовных журналов в XX в.». О состоянии церковной публицистики в XIX веке есть небольшие обзорные разделы в таких, например, известных работах по истории Русской Православной Церкви, как «Пути русского богословия» Г. Флоровского и «Истории Русской Церкви. 1700-1917» И.К. Смолича.

Временем становления и бурного развития русской духовно-церковной журналистики и публицистики в работах многих исследователей принято считать последнюю четверть XVIII века. Наиболее известные издания того периода - «Утренний свет» (СПб., 1777 - 1779 гг.; М., 1779 - 1780 гг.), «Вечерняя заря», «Беседы с Богом» (1787 - 1789 гг.). Первым церковным журналом, издававшимся на протяжении почти 100 лет, был журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» (1821 - 1917 гг.). Киевская духовная Академия с 1837 года начинает издавать «Труды Киевской духовной Академии». В издательской деятельности принимали участие также Московская духовная Академия, Казанская духовная Академия - четыре академии выпускали 19 периодических изданий.

По мнению И.К. Смолича, именно на 60-ые гг. XIX века приходится начало русской прессы как массового явления. Церковь стремилась освещать политические, социальные, культурные вопросы с христианских позиций в собственных периодических изданиях. Оживление церковной жизни в провинции привело к возникновению журналов, специально посвященных событиям в епархиях, - «Епархиальных ведомостей», в которых обсуждались вопросы современности, а также помещались проповеди и статьи религиозного содержания. Так возникла церковная периодическая печать, которую необходимо учитывать, чтобы иметь верную картину не только церковной жизни, но и церковно-политической ситуации 2-й половины XIX - начала XX века.

В подготовке периодических изданий принимают участие духовные семинарии. Их основные издания - это богословско-публицистические журналы, такие, как «Духовная беседа» (1858 - 1876 гг.), «Духовный дневник» (1864 - 1866 гг.), «Руководство для сельских пастырей». В XIX - начале XX века главное место занимали журналы православных монастырей. Основное содержание их - религиозно-нравственные статьи для назидательного чтения: «Русский паломник» (1885 - 1917 гг.), «Воскресный день» (1885 - 1917 гг.), «Отдых христианина» (1901 - 1917 гг.).

Официальные издания Русской Православной Церкви XIX века можно разделить на центральные и епархиальные (или региональные) периодические издания. В 1860 г. стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости». С 1861 г. - епархиальные ведомости начинают выходить в Киеве, Тамбове, Чернигове и др. городах. В 1904 г. все епархии, кроме Туркестанской и Финляндской, имели свои епархиальные издания. К центральным, то есть издаваемым Синодом или Синодальным ведомством, относятся журналы «Церковный вестник», «Церковные ведомости» и др.

Весьма показательным было учреждение в конце позапрошлого века Всероссийского Миссионерского Общества, вызванное к жизни широким распространением неправославных воззрений. Общество должно было объединить все силы Российской Православной Церкви для борьбы с сектантством и атеизмом и стать центром всей православной России. В качестве задач Всероссийского Миссионерского Общества были обозначены: «...развитие (в количественном и качественном отношении) сил внутренней миссии, разработка противосектантской и противораскольнической политической литературы, распространение в обществе путем литературным истинных сведений о сектантах и раскольниках, борьба с неверием и народными пороками...» (Дородницин А.Я. Об учреждении Всероссийского Миссионерского Общества//Миссионерское обозрение. - 1901. № 3. С. 359).

В это общее русло укладываются публикации, например, журнала «Миссионерское обозрение», главного из дореволюционных апологетических журналов, против сектантского учения Л.Н. Толстого. Впоследствии разрозненные журнальные статьи могли быть собраны под одной обложкой и выпущены отдельной книгой.

В Синодальной библиотеке Русской Православной Церкви мною были просмотрены в 2005-2007 гг. подшивки более трех десятков церковных и духовных изданий («Американский православный вестник» (Нью-Йорк), «Богословский вестник» (Московская Духовная Академия), «Божия нива» (Сергиев Посад), «Вера и Церковь» (Москва), «Вера и разум» (изд-е Харьковской духовной семинарии, Харьков), «Голос истины» (Москва), «Голос Церкви» (изд-е Чудова монастыря, Москва), «Голос Толстого и единение» (Москва), «Друг истины» (Москва), «Духовная беседа» (изд-е Санкт-Петербургской духовной семинарии), «Душеполезный собеседник» (изд-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря), «Душеполезное чтение» (Москва), «Кормчий» (Москва), «Мир Божий» (Санкт-Петербург), «Миссионерское обозрение» (Киев, Санкт-Петербург), «Московские церковные ведомости» (Москва), «Пастырский собеседник» (Москва), «Православный благовестник» (Москва), «Православное обозрение» (Москва), «Православный собеседник» (изд-е Казанской Духовной Академии), «Православно-русское слово» (Санкт-Петербург), «Приходское чтение» (Санкт-Петербург), «Проповеднический листок» (Киев), «Русский паломник» (Санкт-Петербург), «Смоленские епархиальные ведомости» (Смоленск), «Странник» (Санкт-Петербург), «Тверские епархиальные ведомости» (Тверь), «Христианин» (Санкт-Петербург), «Христианин» (Сергиев Посад), «Христианское чтение» (изд-е Санкт-Петербургской Духовной Академии), «Церковные ведомости» (издание Св. Синода, Санкт-Петербург), «Церковный вестник» (официальный орган Св. Синода, Санкт-Петербург), «Чтения в историческом обществе Нестора Летописца» (Киев), «Чтения в Церковно-историческом и археологическом обществе» (Киев), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (Москва, Сергиев Посад).

В большинстве из них обнаружены чрезвычайно интересные и полезные статьи и заметки, которые постепенно станут появляться в рубрике «Имперский архив». Сегодня же, чтобы впоследствии не повторяться и не возвращаться к этому вновь, дадим хотя бы краткие сведения о некоторых основных церковно-духовных изданиях синодального периода.

«Американский православный вестник» (Нью-Йорк)

С 1895 года в Нью-Йорке (США) стал выходить на двух языках - русском и английском орган Православной Американской Миссии «Американский Православный Вестник» (иноязычное название - Russian Orthodox American messenger), в задачу которого входило «...Возвещать догматическую и историческую правду православия, раскрывая истинное учение Церкви как положительным путем, так и путем разъяснения и опровержения заблуждений противников, - это основная задача Миссии указывает, таким образом, и существенное направление нашего журнала»

Цели и статус издания определялись «Указом Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Николаю, Епископу Алеутскому и Аляскинскому», датированным 16 сентября 1895 года за № 27638. В указе говорилось: «...признавая необходимым с развитием миссионерского дела в Америке, особенно между униатами, издание печатного органа для Алеутской епархии, посредством которого можно было бы не только влиять на вновь присоединенных, но и отражать нападки враждебных православию униатов-католиков, ходатайствует о разрешении Вам издавать газету на русском языке с параллельным, если потребуется, английским текстом, по программе, принятой для «Духовного Вестника С.-Петербургской епархии» с наименованием такой газеты «Американский Православный Вестник», под условием выпускать оную два раза в месяц, в той местности, где это признано будет наиболее удобным и полезным...»

Как следует из редакционного анонса, соответственно задачам Русской Православной Миссии в Америке, журнал имел целью: возвещать в инославной среде догматическую и историческую правду Православия, как путем раскрытия положительного учения Церкви, так и путем разъяснения и опровержения заблуждений противников; защищать правоту русского православного дела от неприязненных выходок некоторых местных газет, враждебно относящихся к успехам русских миссионеров в этой стране; всем православным - переселенцам из «старого края» внушать чувства любви и преданности своей вере и родине, воодушевляясь которыми они могли бы не только противостоять неблагоприятному влиянию окружающей инославной среды, но и сами - влиять на нее; приобщая путем печати душу и сердце этих людей к жизни родного народа - одновременно и в читателях Старого Света вызывать участие к жизни и быту их далеких земляков. Постепенно знакомить местных иностранных читателей - американцев с действительным типом русского человека, с духом и обычаями русской страны, поселяя в американской среде - на место предубеждения - симпатии к нашему родному народу.

В годы издания с 1896-1918 журнал выходил в основном с периодичностью 2 раза в мес. (1915 г. № 13 - 1917 г.: еженед.; в 1918 г.: ежемес.). Имел приложение Russian Orthodox American Messenger. - New York. 1902-1910 гг.: № 18 на англ. яз.

«Богословский вестник» (Москва)

Издавался Московской Духовной Академией (Сергиев Посад, Московской губ.) с 1892 по 1918 г. Ранее название с 1843 г «Творения святых отцев в русском переводе». С 1892 г. издание «Богословского вестника» осуществлялось ежемесячно, книжками от двенадцати до пятнадцати листов (пагинация в 1901-1916 гг. по третям года, номер в среднем 60-80 с.; в 1917 г.: т. 1 (янв. - апр./май); т. 2 (июнь/июль - окт./дек.), по следующей программе: Первый отдел включал в себя Творения Св. Отцев в русском переводе. Во втором отделе печатались исследования и статьи по наукам богословским, философским и историческим. Третий отдел посвящался вопросам современной жизни: в него входили обозрения современных событий из церковной жизни России, православного Востока, стран славянских и западно-европейских, а также сведения о внутренней жизни Академии. Четвертый отдел включал в себя критику, рецензии и библиографию по богословским, философским и историческим наукам. Пятый отдел составляли Приложения, в которых, в частности, были опубликованы Основное богословие или Христианская Апологетика. Курс лекций заслуженного профессора Императорского Харьковского университета протоиерея В.И. Добротворского и другие сочинения церковноучителей, протоколы заседаний Совета Московской Духовной Академии.

«Вера и Разум» (Харьков)

Богословско-философский журнал «Вера и разум» выходил при Харьковской Духовной семинарии (Харьков, типография окружного штаба, Немецкая, № 26). Ранее название «Харьковские епархиальные ведомости» с 1867 по 1883 г. В 1884 г. Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарев) преобразовал «Харьковские епархиальные ведомости» в журнал «Вера и Разум». Под этим названием издавался с 1884 (январь) по1917 г. (декабрь).

Периодичность: «Харьковские епархиальные ведомости»: 1867-1882 гг.: 2 раза в мес., 1883 г.: еженед.; «Вера и разум»: 1884-1915 гг.: 2 раза в мес.(24 номера в год), 1916-1917 гг.: ежемес. (1916 г.: № 1 (янв.) - № 12 (дек.); 1917 г.: № 1 (янв.) - 9/12).

Включал в себя три отдела:

Первый отдел церковный, в который входило все, относящееся к богословию в широком смысле: положение догматов веры, правил христианской нравственности, изъяснение церковных канонов и богослужения, истории Церкви, обозрение замечательных современных явлений в религиозной и общественной жизни;

Второй отдел философский, состоящий из отдельных исследований из области психологии, метафизики, истории философии, также биографических сведений о замечательных мыслителях древнего и нового времени, отдельных случаев из их жизни, более или менее пространных переводов и извлечений из их сочинений с объяснительными примечаниями, где это оказывалось необходимым; особое внимание уделялось мыслям языческих философов, могущим свидетельствовать, что христианское учение близко к природе человека и во время язычества составляло предмет желаний и исканий лучших людей древнего мира.

Третий отдел епархиальный. Так как издание заменяло Харьковские епархиальные ведомости, то в нем в виде особого приложения, с особой нумерацией страниц, под название «Листок для Харьковской епархии», существовал особый отдел, в котором помещались сведения, составляющие обыкновенно официальный отдел в Епархиальных Ведомостях, и известия, относящиеся к внутренней жизни обще-церковной и собственно Харьковской епархии.

Все приложения приброшюрованы отдельными листами к номерам журнала: 1884-1903 гг. «Листок для Харьковской Епархии» (2 раза в месяц. Печатался в каждом номере с отдельной годичной пагинацией, 628-760 с.); 1904-1906 гг. «Известия по Харьковской епархии». (Печатались в каждом номере с отдельной годичной пагинацией, 1222-1246 с.); 1907-1916 гг. отчеты о состоянии епархиального училища, Харьковского отдела православного Палестинского общества; отчеты братств; протоколы и журналы заседаний епархиальных съездов; 1915-1917 гг.: «Пастырь и паства».

«Вера и Церковь» (Москва)

Духовный богословско-апологетический журнал «Bеpa и Церковь», начавший выходить с 1899 г., как заявлялось его издателями, имел своею задачею отвечать на запросы религиозной мысли и духовной жизни современного общества в противодeйствие рационализму и неверию.

В cooтветствиe с такой основной задачей журнала, в нем, согласно утвержденной Св. Синодом программе, помещаются статьи по всем отделам богословия (в широком значении этого слова), служащие к разъяснению преимущественно таких духовных вопросов, которые подвергаются несогласным с учением православной Церкви толкованиям в современной жизни и мнимо-либеральной печати. Статьи этого первого - научно-богословского отдела, утверждаясь на Св. Писании и святоотеческих творениях и в то же время стремясь к научной обоснованности, предлагаются в общедоступном изложении; здесь, между прочим, печатаются публичные богословские чтения для образованного общества из круга ведущихся в Москве и других городах.

Второй отдел журнала, который справедливо можно назвать церковно-общественным, посвящался обозрению выдающихся явлений церковной жизни современного общества. В нем отмечаются, а по мере нужды и обсуждаются, на ряду с типами и фактами положительного характера, и встречающиеся в жизни отклонения от устоев церковности, преимущественно засвидетельствованные печатным словом. В виду выдвинутого жизнью вопроса об образовании и воспитании нашего юношества именно в духе православной веры, в журнале помещаются, между прочим, сообщения и рефераты, читаемые в «Отделении педагогического общества при Московском университете по вопросам религиозно-нравственного образования». Заключительную часть отдела в каждой книжке журнала составляет духовная библиография, имеющая предметом своим вновь выходящие книги преимущественно богословско-апологетического и учебного содержания.

Приложение: 1902. Михаил (Грибановский). еп. Св. ап. Павел и его послания: Из академических лекций... (к кн. 1-2. 4-5, 7-8).

Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения журнал одобрен для приобретения в фундаментальные библиотеки средних учебных заведений; многими епархиальными преосвященными он рекомендован для церковных и благочиннических библиотек.

Журнал выходил десять раз в год (за исключением июня и июля месяцев) книжками в 8-10 листов. Печатался в типографии Г. Лисснера и А. Геккеля (Воздвиженка, Крестовоздвиженский пер., д. Лисснера). Последний номер вышел в 1907 году.

«Голос истины» (Санкт-Петербург)

Журнал «Голос истины» являлся еженедельным иллюстрированным церковно-народным апологетическим приложением к «Миссионерскому обозрению». Издавался в 1909-1916 гг.

Приложение: 1911, 1913-1914 Друг христианина: (Православный календарь); 1912 Церковный свет и разум: [Опыт церковной хрестоматии] (к № 13); листки Православное слово (к № 16-17, 21, 24); 1913 Для школы и амвона (к № 3); «К друзьям читателям» (к № 20); 1916 Великопраздничный собеседник: Сб. проповедей, религиозно-назидательных статей для амвона, школы и семьи / Сост. В.Ф. Зарайский.- 12 вып.

«Душеполезное чтение» (Москва)

 

Ежемесячное издание духовного содержания «Душеполезное чтение» издавалось в Москве, в Университетской типографии на Страстном бульваре, затем при церкви Святителя Николая в Толмачах. Выходил журнал с 1860 по 1917 г.

Руководством к деятельности редакции «Душеполезного чтения» стали слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «И правительством и частными людьми усиленно распространяемая грамотность и любовь к чтению, - писал он Святейшему Синоду, - требуют здравой пищи, и особенно тогда, когда светская литература повсюду предлагает чтение большею частию суетное и неблагоприятное для истинного назидания народа. Посему предлагаемое повременное издание, - «Душеполезное чтение» может соответствовать современным настоятельным потребностям - служить духовному и нравственному наставлению христиан, удовлетворять потребности назидательного и понятного духовного чтения».

В состав журнала входили:

1) Труды, относящиеся к изучению Св. Писания, творений св. отцев и православного Богослужения. 2) Статьи вероучительного и нравоучительного содержания, с обращением особенного внимания на современные явления в общественной и частной жизни. 3) «Публичные богословские чтения». 4) Церковно-исторические рассказы на основании первоисточников и исторически авторитетных памятников. 5) Воспоминания о лицах замечательных по заслугам для Церкви и по духовно-нравственной жизни. 6) Письма и разные исследования, в частности, преосвященного Феофана-затворника, иеросхимонаха о. Амвросия Оптинского, «Беседы» Вселенского патриарха Анфима VII, достойного преемника святейшего патриарха Фотия и мудрого первосвятителя православной Церкви; Уроки благодатной жизни по руководству о. Иоанна Кронштадтского, слова, поучения и внебогослужебные беседы особенно на основании святоотеческих творений и наиболее знаменитых пастырей Церкви. 7) Общепонятное и духовно-поучительное изложение сведений из естественных наук. 8) Описание путешествий к святым местам и «богоспасаемым градам». 9) Новые данные о расколе, особенно при содействии видного специалиста по расколу Н.И. Субботина. 10) По возможности документальные и в то же время понятные сведения о западных исповеданиях: римско-католическом, англиканском, лютеранском, реформатском, многоразличных сектах с разбором их учений и обрядов. 11) Отклики на современность.

В приложении к журналу печаталось с особым счетом страниц Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского, с примечаниями протопресвитера Московского Большого Успенского собора В.С. Маркова.

Помимо этого в приложении опубликовано: 1861-1863, 1871-1874 Древний патерик, изложенный по главам; 1862 Страхов И. По поводу одной статьи о положении причетников (февр.); 1868 Псалмы в рус. переводе (янв.-февр., апр.-май); 1874 Хойнацкий А.Ф. О таинстве исповеди (июль-дек.); 1875 Хойнацкий А.Ф. О таинстве брака (янв., март-май); Хойнацкий А.Ф. О совершении таинства елеосвящения (июль); 1892-1893 Св. Александр Невский: Сказание современника очевидца; 1900-1901 Антонов Е.А. Рассмотрение изданной поповнами австрийского согласия книги «Разбор ответов на 105 вопросов» и др.

В «Душеполезном чтении» некоторые статьи иллюстрировались соответствующими рисунками.

Издание вызывало широкий отклик в тогдашнем российском обществе: известный всей России преосвященный Феофан - доктор богословия и затворник, на обращенный к нему вопрос о выборе чтения, писал: «Для чтения выписывайте журнал «Душеполезное чтение». Очень пригодный журнал и дешевый - 4 р. с пересылкой». И в другом месте он же пишет: «Душеполезное чтение» я получаю. Это единственный журнал, где статьи не отуманиваются мудрованиями...» И еще: «Муж ваш сделал вам подарок не наилучший... Лучше всех журналов духовных: «Душеполезное чтение» и дешевле всех».

«Московские ведомости» свидетельствуют, что «Душеполезное чтение» «всецело и исключительно оправдывает свое название...» «Среди журналов, избравших для себя нарочитою целью - давать своим читателям назидательное чтение, - говорит «Руководство для сельских пастырей», - на первом месте мы должны поставить «Душеполезное чтение»...» И в «Русском слове» читаем: «Душеполезное чтение» богато, как и всегда, статьями популярными и нравоучительными, которые все читаются легко и с интересом. Большую ценность представляют печатающиеся здесь письма преосвященного Феофана-затворника и Амвросия Оптинского, этих двух великих знатоков души и учителей христианской мудрости. В этих письмах и поучениях заключается целая система христианской философии...» Редакция «Троицких листков» со своей стороны присовокупляет: «От души советуем нашим читателям выписывать этот воистину душеполезный журнал. Это такое чтение, которое дает пищу уму и сердцу и за которым отдыхает душа...»

Определением Училищного Совета при Святейшем Синоде от 16-19 июня 1898 года за № 477, утвержденным г. Обер-Прокурором Св. Синода, постановлено: «Издаваемый в Москве ежемесячный духовный журнал «Душеполезное чтение» - одобрить, в настоящем его виде, для библиотек церковно-приходских школ».

«Кормчий» (Москва)

Еженедельный иллюстрированный религиозно-нравственный журнал издавался с 1888 по 1917 г. в Москве при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке.

Приложение: 1895 Сведения о выдающихся событиях современной жизни; 1896-1915 Воскресные листки; 1901-1917 Народная библиотека «Кормчего»; 1903-1915 Современное обозрение; 1904-1913 Пастырь-проповедник; 1907 Современные вопросы при свете христианства; 1908 «Пред судом Божиим»; 1910 Запросы христианской жизни; 1911-1913 Воскресные вечера: Сб. религиозно-нравственных статей.- 3 вып.; 1912-1913 «На святую войну за веру»; 1913 Друг детей; 1914 На борьбу с современным хулиганством; За святую трезвость; 1915 На служении слову Христовой истины; 1916 Жития святых.- 7 кн. (к № 4, 8, 21/22, 33/34, 35/36. 47/49); Правда Божия (к № 12/13, 19/20, 29/30) и др.

«Миссионерское Обозрение» (Киев, Санкт-Петербург)

Противосектантский, духовный полемико-апологетический журнал «Миссионерское Обозрение» издавался с ежемесячной периодичностью с 1896 по 1916 гг. (1896-1898 гг. в Киеве; 1899-1916 гг. в Санкт-Петербурге).

Приложение к журналу «Миссионерское Обозрение» (СПб. 1901-1902) выходило с периодичностью 4 раза в год (1901 г. - кн.1-кн. 4; 1902 г. - кн.1-кн.2).

Проповеди «Миссионерского Обозрения» (СПб. 1901-1903) с периодичностью 6 раз в год (1901 г.: январь-февраль - ноябрь-декабрь 6 вып.; 1902 г.: январь-февраль - ноябрь-декабрь 5 вып.; 1903 г.: январь-февраль - июль-декабрь 4 вып.). В 1901-1915 гг. издавалась серия «Народно-миссионерская библиотечка», №№ 1-12; книги, брошюры, календари и листки религиозно-нравственного содержания. 1904 г.: «Вести о Русско-японской войне», №№ 1-10, всего 112 с. В 1909-1916 гг. издавался журнал «Голос истины». В 1915 г.: «Православный благовестник». Систематический сборник подробных конспектов для воскресных и праздничных проповедей, внебогослужебных бесед и миссионерских собеседований. Безплатное приложение журнала «Миссионерское Обозрение». Пг., 1915 (№ 1 (январь-февраль) -№ 10 (ноябрь-декабрь).

Завоевав в первые годы своего издания широкую популярность и перестав быть в силу разносторонности и жизненности своего содержания узким специальным органом, «Миссионерское Обозрение» стало заключать в себе, наряду с всесторонним исследованием и обличением расколо-сектантских заблуждений, православно-апологетическое обозрение выдающихся событий современной церковно-общественной жизни. Понимая внутреннюю миссию Церкви в широком смысле и значении, редакция «Миссионерского Обозрения» считала главнейшими и существеннейшими своими задачами в то духовно-смятенное время - 1) миссию среди интеллигенции примирение ея с Церковью путем удовлетворения ея религиозных запросов всесторонним выяснением вопросов веры и духовной жизни; 2) объединение с православною Церковью русских людей, отторгшихся от православия; 3) ограждение верных чад от вовлечения в раскол и ереси; 4) охранение нетвердых в вере от соблазна и колебаний и, наконец, 5) возвращение к истине заблудших отщепенцев.

«Московские церковные ведомости» (Москва)

Еженедельная газета для духовных и светских лиц, издававшаяся Обществом любителей духовного просвещения в Москве с 1880 г. по 1918 г. (с 1869 по 1879 гг. имела название «Московские епархиальные ведомости») и содержащая, кроме московской хроники и внутренних известий, статьи о славянских народах, миссионерской деятельности и по разным вопросам церковной истории и критико-библиографический отдел.

Приложение: 1892 Холера (к № 31); 1906 Православные братства в борьбе за веру православную и русскую народность (к № 43); 1906, 1908-1909 журн. Братское слово; 1906-1915 листки Московский благовест: 1907 Восторгов И.И., прот. Можно ли христианину быть социалистом? (к № 1); Для чего человек живет на белом свете,- 7 с. (к № 12); 1907-1916 Филарет (Дроздов), митр. Полное собрание резолюций / Под ред. каф. прот. B.C. Маркова; 1909 Устав церковно-приходских братств трезвости в Московской епархии (к № 47); 1910 Крылов В. и др. Опыт каталога книг религиозно-нравственного содержания для б-к московских гор. нач. уч-щ.- 18 с. (к № 2); 1913 Макарий (Невский), митр. Архипастырское воззвание...; 1915 От комиссии по удовлетворению религиозно-нравственных нужд воинов, находящихся в госпиталях..., / Сост. при Комитете Е. И. высочества вел. кн. Елисаветы Федоровны (к № 7); 1915, 1917 Журналы заседаний съезда духовенства Московской епархии.

«Пастырский собеседник» (Воронеж)

Еженедельный журнал «Пастырский собеседник» выходил в Воронеже с 1884 г по 1910 г. (в 1888/1889-1910 гг. издавался в Москве).

Приложение: 1884-1892 Слова, беседы и поучения; 1891 Никольский В.И. Двунадесятые праздники православной Церкви или «Цветник церковного сада» (к № 4); Пастырское назидание: Сб. статей для чтения при внебогослужебных пастырских собеседованиях: Извлечение из... журн. «ПС» за 1884-1890 гг.- 2 т.; 1892 Сб. проповедей на дни высокоторжественные.- 256 с; 1893-1906 журн. Христианская беседа; 1896-1898 Церковный год пастыря-проповедника; 1897 Распоряжения и разъяснения по вопросам церковной практики; 1899-1900 Преображенский В., прот. Святые учители веры и благочестия; 1900 Сб. руководственных правил о призрении бедных и сирот духовного звания. - VIII, 112 с.; 1901 Церковное благоустройство: Сб. действующих церковно-гражданских законоположений, относящихся к духовному ведомству.- 2 вып.; 1903 Недоуменные вопросы из области церковно-приходской практики и разъяснение их; 1902-1905 Вестник церковно-общественной жизни; 1903-1906 журн. Народный благовестник и др.

«Православное обозрение» (Москва)

Ежемесячный журнал, издававшийся в Москве с1860 по 1891г.

Приложение: 1860-1867 Памятники древней христианской письменности в рус. переводе.- 7 т.; 1861 Климент Римский, св. Послание 1-е к коринфянам. Гл. 1-XV (к т. 4-5); 1862 Сочинения древних христианских апологетов: Юстин Мученик, св. Апология 1. Разговор св. Юстина с Трифоном Иудеем / Предисл. свящ. П.А. Преображенского. О св. Юстине философе и мученике и его Апологиях (к т. 7-9); 1863 Речь к эллинам. Увещание к эллинам. О единовластительстве. Отрывок о воскресении. Апология Татиана / Пер. и комментарии П.А. Преображенского (к т. 10-12); 1864 Афинагора афинянина философа христианского Прошение о христианах / Предисл. и пер. Е.И. Ловягина (к т. 13-15); 1865 Феофил Антиохийский, св. Св. Феофила к Автолику о вере христианской: Кн. 1-3 / Предисл. и пер. П.А. Преображенского (к т. 16-18); 1866 Мелитон Сардинский. Сочинения / Предисл. и пер. П.А. Преображенского (к т. 19-21); 1867 Устав и штат православных дух. семинарий.-52 с. (к № 6); Устав и штат дух. уч-щ и Положение об Учебном комитете при Св. Синоде (к № 7-9); 1868-1871 Ириней Лионский, св. 5 книг «Против ересей» / Предисл. и пер. П.А. Преображенского.-716,XIII с; 1869 3-я Книга Маккавейская / Пер. с греч. А.А. Сергиевского, свящ.- 18 с. (к т. 1); Платон (Левшин), митр. Письма... к преосв. Амвросию и Августину / С предисл. и примеч. С.К. Смирнова.- 83 с. (к т. 1-2); 1871-1873?, 1876 Ипполит, св. О философских умозрениях или обличение всех ересей / Пер. и предисл. П.А. Преображенского; 1874-1875 Соколов Н.К., проф. Церковное право: Курс лекций...; 1875 О проекте Устава эмеритальной кассы духовенства Московской епархии (к № 11); Памяти рект. МДА прот. Александра Васильевича Горского: Собрание слов и речей при гробе и во время 40-дневного его поминовения (к № 12); 1875, 1877-1878 Ниль. История св. Восточной Церкви: Патриархат Александрийский.- 176 с.; 1876 Апокрифическое сказание об успении св. евангелиста Иоанна Богослова: С 3 прил. / Пер. с арм. Н.О. Эмина,- 46 с. (к т. 1); 1877 Сказание о свв. Фаддее и Варфоломее апостолах Армении / Пер. с арм. Н.О. Эмина.- 36 с. (к т. 2); 1878 Дю-Буа-Реймонд Э. О пределах естествознания: Речь... в публичном заседании нем. естествоиспытателей и врачей / Пер. с нем.... Е. Милославской.- 32 с. (к т. 1); Псалтирь / В новом слав. пер. Амвросия (Зертис-Каменского), архиеп. Московского; Предисл. П.И. Горского-Платонова.- 192 с. (к т. 1-2); 1882 Отчет о состоянии Московского епарх. Филаретовского ж. уч-ша в уч.-воспитательном отношении за 1880-81 уч. г.- 39 с. (к т. 1); 1883 Филарет (Дроздов), митр. Письма... к князю Сергею Мих. Голицину.- 121 с. (к т. 1-3); 1885 Свв. Кирилл и Мефодий, апостолы славянские.- 68 с. (к т. 1); 1887 Житие прп. Варлаама Важеского: Издание древнего рукописного жития / С предисл. А.И. Григоровича.- 47 с. (к т. 2); 1888 Каптерев Н.Ф. О сочинении против раскола Иверского архим. грека Дионисия, написанном до Собора 1667 г.- 70 с. (к т. 2-3); 1890 Комаров В.Ф. Средства к улучшению церковного пения...- 65 с. (к т. 1); Иерусалимский храм Соломона.- 232 с. (к т. 2); 1891 Трубецкой С., кн. Мнимое язычество или ложное христианство?: Ответ о. Буткевичу...- 27 с. (к т. 1); Макарий (Булгаков), митр. Опыты сочинений семинарские и академические...- 154 с. (к т. 2-3) и др.

«Православный собеседник» (Казань)

Один из старейших духовных журналов России и первое печатное академическое издание Казани. Выходил в свет с 1855 по 1917 г.

Открытый в 1855 г. архиепископом Григорием (Постниковым) специально как противораскольнический журнал, он сразу же стал изданием, выражающим интересы всей преподавательской корпорации.

В журнале публиковались статьи, исследования, переводы богослужебных и канонических текстов, как маститых профессоров, так и дипломные работы выпускников академии.

Главной особенностью «Православного собеседника», отличавшей его от других академических журналов России XIX века, было его стремление всегда обсуждать проблемы церковно-общественной жизни с точки зрения современности, с позиции трезвого и свежего взгляда. Такие разные по темпераменту и стилю управления ректоры духовной академии, как архимандриты Иоанн (Соколов) и Никанор (Бровкович), стремились к одному и тому же: приблизить сугубо научный академический журнал к проблемам и интересам современности.

При этом «Православный собеседник» продолжал оставаться академическим изданием самого высокого уровня. Чего стоит только опыт археографической публикации памятников древнерусской книжности и церковного права из собрания «Соловецкой библиотеки», предпринятой канонистом А.С. Павловым и филологом И.Я. Порфирьевым, или же масштабный проект перевода деяний поместных и вселенских соборов, задуманный архимандритом Иоанном (Соколовым).

Еще одной яркой чертой казанской духовной школы и редакции журнала было сотрудничество со старейшим вузом Казани - Императорским университетом. В XIX веке сам журнал печатался в университетской типографии, и большая часть его редакторов были параллельно профессорами университета.

В 1867 г. в качестве приложения к журналу начинает выходить «Издание по Казанской епархии» - официальный печатный орган с отчетами об архиерейском служении, вакансиях на приходах и др.

Среди других Приложений: 1855 Игнатий Богоносец, св. Послания; Игнатий, блж., митр. Сибирский и Тобольский. Послания; Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих; 1855-1857, 1870-1881 Феофилакт, блж., архиеп. Болгарский. Благовестник или Толкование на Св. Евангелие; 1858 Григорий Двоеслов, св., еп. Римский. Собеседования о жизни италийских отцев и о бессмертии души; 1859, 1862-1871, 1873-1875 Деяния Вселенских соборов,: Изд. в рус. пер.-Т. 2-7; 1862 Максим Грек, прп. Сочинения; Стоглав: (По рукоп. Казанской академии, б. Соловецкой б-ки, № 932, XVII в.); 1867-1890 журн. Известия по Казанской епархии: 1870 Снегирев В. Учение о Лице Господа Иисуса Христа в 3-х первых веках христианства; Проскинитарий: Хождение строителя старца Арсения Суханова в 7157 (1649 г.) во Иерусалим и в прочие святые места; 1870-1917 Протоколы (журналы) заседаний Совета Казанской ДА; Курганов Ф.А. Устройство управления в церкви королевства Греческого; 1872 Гусев Д.В. Ересь антитринитариев 3-го века; Красносельцев Н.Ф. Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан; 1873 Книга о антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих; 1873-1916 Отчеты о состоянии Казанской ДА; 1874 Верховский Т.А., свящ. Стародубье: Записки протоиерея; 1875 Благовещенский А. История старой Казанской духовной академии 1797-1818 г.; 1877 Карпов А. Азбуковники или алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой б-ки; Деяния 9 Поместных Соборов; В рус. пер.; 1878 Крижанич Ю. Обличение на соловецкую челобитную: Сочиненное убо на сербском языке..., / Пер. же на славянский диалект... Ф. Поликарповым: В лето... 1704 мес. авг. в день; Легатов И. Сказание о совращении в мнимое старообрядчество Ф.С. Батракова и обращении его в православие; Малов Е. О новокрещенской конторе...; Знаменский П.В. Духовные школы в России; 1881-1883 Благовещенский А. История Казанской дух. семинарии с 8-ю низшими уч-шами за XV111-X1X столетия.- 467, [1], ΙΙ с.; 1881-1892 Описание рукописей Соловецкого м-ря, находящихся в б-ке Казанской ДА; 1888 Юнгеров П.А. Объяснение Книги пророка Михея.- 372 с; 1890 Знаменский И.С. Сист. указ. статей, находящихся в разных духовных журн. и епарх. ведомостях, по предмету Св. Писания Ветхого и Нового Завета...: Ч. 2: Новый Завет, вып. 1-2.- 167, 121 с; 1892-1893 Машанов М.А. Обзор деятельности братства св. Гурия за 25 лет его существования 1867-1892; 1894 Последование Св. Страстей и Пасхальной Недели: Рукопись патриаршей Иерусалимской б-ки; 1894-1895 Писарев Л.И. Учение блж. Августина, еп. Иппонийского, о человеке в его отношении к Богу.- 358,[2], VII с.; 1900-1902 Сб. сочинений студентов Казанской ДА.- 2 вып.; 1905, 1907-1910, 1912, 1914, 1916 Отчеты Церковного историко-археологического об-ва Казанской епархии; 1912-1916 журн. Инородческое обозрение; отчеты Об-ва вспомоществования недостаточным студентам; списки книг приобретенных для Академической б-ки; сист. каталог книг фундаментальной б-ки Казанской ДА; отзывы о сочинениях на соискание степени и о курсовых сочинениях студентов и др.

В 1905-1907 гг. часть либерально настроенных профессоров академии (Л. Писарев, М. Машанов и др.) как приложение к Православному собеседнику пытались издавать «Церковно-общественную жизнь» - полемический журнал «на злобу дня», ориентированный на проблемы церковно-общественного реформаторства. Этот проект прекратил свое существование, так как не выражал мнения большинства членов академической корпорации.

В 1912-1916 гг. при «Православном собеседнике» издавалось «Инородческое обозрение», вокруг которого группировалось новое поколение теоретиков миссионерства (начало этнографического периода в миссионерстве).

В 1918 г. в связи с закрытием академии издание журнала было прекращено.

«Православно-русское слово» (Санкт-Петербург)

Издание Санкт-Петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Выходил духовный и церковно-общественный журнал «Православно-русское слово» с 1902 г. по 1905 г. с периодичностью 2 раза в месяц. Адрес редакции и конторы: С.-Петербург, Стремянная улица, д. № 20.

Издатели и редакция ставили своею целью служение духовно-нравственным интересам преимущественно образованного православно-русского общества и защиту православной истины и ее служителей от враждебных отношений к ней со стороны зараженных либеральным суемудрием и религиозным скептицизмом интеллигентов.

Программа журнала включала следующие разделы:

1.       Ежемесячное обозрение текущих замечательных событий из жизни церковно-общественной с православно-христианской точки зрения.

2.       Статьи богословского характера по религиозно-нравственным и церковно-общественным вопросам, возникающим в современной русской жизни и печати; беллетристические произведения и стихотворения, посвященные тем же вопросам.

3.   Извлечения из творений св. отцев и учителей Церкви, дающие руководительные начала для правильного понимания и разрешения означенных вопросов.

4.   Обозрения: а) текущей духовной журналистики, б) светской печати и в) книгоиздательства преимущественно по тем же указанным вопросам, с критическими замечаниями по поводу тех или других сочинений и отдельных их мыслей.

5. Ответы редакции на недоуменные серьезные вопросы, предлагаемые читателями из области богословской и церковно-практической.

6. Известия и заметки преимущественно о деятельности духовно-просветительных обществ и их членов, а также и о лицах, заявляющих себя этого рода деятельности.

В «Православно-Русском Слове» помещались доклады и рефераты, после прочтения их в собраниях «Христианского Содружества учащейся молодежи».

Выходили и особые приложения к журналу. Например, в 1903 г. в качестве отдельного безплатного приложения под заглавием «Современные церковно-общественные вопросы в решении их архипастырями и выдающимися богословами Русской Церкви» издан большой том избранных статей из сочинений выдающихся русских иерархов и богословов по вопросам, особенно возбуждающим интерес и недоразумения в тогдашнем обществе, как, напр., о Церкви и ее авторитете, о важности пастырства, о сущности христианства, о смысле жизни, о духе и плоти, о непротивлении злу, с вытекающими отсюда ошибочными воззрениями на свободу совести, на войну, суд и наказания, о значении человеческой личности, о святости брака, о религиозно-нравственном воспитании, о христианском призвании женщины и проч.

Приложение: 1902 Сергиев И.И., прот. Полный круг слов и поучений... (к № 17); 1903-1904 Современные религиозные и церковно-общественные вопросы в решении их архипастырями и выдающимися богословами Русской Церкви: Вып. 1-2 и др.

«Странник» (Санкт-Петербург)

Духовный учено-литературный журнал (Санкт-Петербург, Адрес редакции: Невский просп., д. № 105, кв. 1). Издавался с 1860 по 1917.

С 1880 г. журнал выходил по новой программе, утвержденной Св. Синодом:

1) Общедоступные статьи, исследования, заметки и необнародованные материалы по всем отделам русской церковной истории.

2) Общедоступные статьи по разным отраслям богословского знания, преимущественно по общей церковной истории.

3) Слова, поучения, речи, беседы и другие нравоучительные произведения.

4) Рассказы, очерки, характеристики, повести из прошлого и современного быта нашего духовенства.

5) Бытовые очерки и характеристики из области религиозного строя и нравственных отношений нашего образованного общества и простого народа.

6) Стихотворения.

7) Ежемесячное общее обозрение текущей церковно-общественной жизни России.

8) Отдельные статьи, посвященные обсуждению выдающихся дел и вопросов отечественной церкви, духовенства и нравственной стороны русского быта.

9) Наблюдения, записки и дневники приходских священников, сельских учителей и других народных деятелей.

10) Хроника важнейших правительственных и церковно-административных распоряжений и указов.

11) Иностранное обозрение: важнейшие явления современной церковно-религиозной жизни православного и не православного мира на Востоке и Западе, особенно у славян.

12) Обзор русских духовных журналов и епархиальных периодических изданий.

Приложение: 1860 Гречулевич В.В. Притчи Христовы: О немилосердном рабе; О милосердном самарянине.- 8 с; 1861 Словарь к евангельскому повествованию (к т. 1); Остромысленский Е. Об образовании сельского простонародия; 1862 Прозоровский Д.И. О хронологии 70 толковников (к т. 1); 1863-1864 Проповеди; 1863-1864 журн. Чтение для детей; 1863-1869 газ. Современный листок политических, общественных и литературных известий; 1878 Много ли знает человек о Вселенной? / Пер. с нем. А. Ковальницкого, свяш.- 41 с. (июнь/июль); 1898-1913 Общедоступная богословская библиотека: Собрание лучших сочинений известнейших писателей богословов в русской и иностранной богословской литературе по всем отраслям богословского знания.- 32 вып.; 1898 Толмачев И.В. Православное собеседовательное богословие или Практическая гомилетика...- Т. 1 (Вып. 1 Общедост. богосл. б-ки); 1900-1901 История Христианской церкви в XIX в.- 2 т. (Вып. 6-7 Обшедост. богосл. б-ки); 1900-1911 Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.- 12 т. (Вып. 5, 8-9, 12-13. 15, 18-19. 21, 23, 25, 27 Обшедост. богосл. б-ки); 1902-1903 Фаррар Ф.В. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви.- 2 т. (Вып. 10-11 Обшедост. богосл. б-ки); 1902-1911 Христианство, наука и неверие на заре XX в.- 10 вып.; 1905-1913 Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: Т. 1-12 (Вып. 14, 16-17, 20. 24, 26, 28-32 Обшедост. богосл. б-ки); 1907-1908 Муретов М.Д. Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса»; 1910 Баллард Ф. Чудеса неверия и др.

Особняком от общепринятого мнения о журнале «Странник» и вообще о церковной печати стоит мнение такого церковного авторитета, которым является святитель Игнатий (Брянчанинов). В своих широко ныне известных «Письмах к родным и друзьям» он писал: «Сочинения принадлежат не мне, а милости Божией, которая захотела или вознаградить мое убогое произволение, данное ею же, или за те лютыя скорби и гонения, которыя мне были попущены и от которых Господь избавил меня, вывести из житейскаго моря в пристанище уединения.

«Странник», журнал вредный для духовенства, как отделяющий его от народа в касту, и не только не укрощающий, но и разжигающий ненависть касты к прочим сословиям. Для овец оружие волков неестественно. Овцы покоряли волков любовию и кротостию, а если в дело пошли зубы, то овцам не устоять, особливо при нынешнем охлаждении мирян к религии, а паче к духовенству. Об епархии думать мне невозможно по расстроенному моему здоровью и по отдельному совершенно характеру от всех архиереев. Они - воспитанники Академий, а я - воспитанник монастыря, следовательно, персона решительно отсталая, нисколько не подходящая к целому составу.

Настоящее мое положение - самое нормальное. 8 января 1864». (Письмо № 509. «О своих сочинениях, журнале «Странник» и об отличии своего направления от других архиереев»).

«Тверские епархиальные ведомости» (Тверь)

Периодическое издание, орган Тверской епархии, основан в 1877 г., выходили 2 раза в месяц, с 1907 г. - еженедельно по 52 выпуска в год; печатались в тип. Тверского губернского правления, с 1909 в частных типографиях. Распространялись среди офиц. подписчиков (церкви, монастыри), число частных подписчиков не превышало 10 тыс. чел. В официальной части печатались распоряжения епархиального архиерея, приказы, сведения о назначениях; в неофициальной части - материалы по истории Тверской епархии, ее церквях, монастырях, духовных учебных заведений и др., биографии тверских церковных деятелей, сведения по истории сектантства и раскола; в приложениях - отчеты о состоянии епархиальных учреждений (жен. училищ, братств, миссионерских к-тов и др.). Издание прекращено в 1918, восстановлено в 1990 г.

«Христианин» (Сергиев Посад)

Журнал церковно-общественной жизни, науки и литературы, издававшийся с 1907 г. по 1916 г. при Московской духовной академии группой профессоров при главенстве архиепископа Евдокима (Мещерского).

Приложение: 1907 Гольтц Л.Э. Служение женщины в христианской церкви; 1908 Тареев М.М. Живые души; Грегоривиус Э. Небо на земле; 1909-1910 Евдоким (Мещерский). На ниве Божией.- 2 т.; 1909-1916 журн. Маленький христианин; 1911 Саблер В.К. О мирной борьбе с социализмом; 1912 Указ. к книге «Апостол и евангелист Иоанн Богослов» (к т. 3); 1913-1915 Новгородский П.Ф. Райские цветы с русской земли; 1914 Путятин Р.Т., прот. Дневник; Живое слово: Проповеднические труды студентов академии / Под ред. В.П. Виноградова, доц.; 1915 Конверс Ф. Дом молитвы,- 120 с. (к № 6/7-12) и др.

«Христианское чтение» (Санкт-Петербург)

Журнал Санкт-Петербургской духовной академии. Издавался ежемесячно с 1821 по 1918 г. (1893-1896 6 раз в г.).

Обширная программа журнала была рассчитана на удовлетворение потребностей служителей Церкви, простых верующих и деятелей науки.

По первоначальной программе журнал включал следующие рубрики: 1) писания Святых Отцов, в переводе на русское наречие, «по содержанию своему способные питать не только ум, но в то же время и преимущественно сердце»; 2) изыскания и рассуждения касательно христианской религии, о её существе, благотворности, божественности и основании, т.е. книгах Ветхого и Нового Завета, во всех отношениях; 3) христианское учение или изъяснение предметов православного вероучения и правил христианской жизни; 4) церковное красноречие; 5) духовная история; 6) назидательные размышления и 7) христианская библиография, отечественная и внешняя.

С 1855 по 1867 год в этой части журнала публиковались писания Святых Отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения - святого Дионисия Ареопагита "О церковной иерархии", святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского отрывок из "Слова о божественном священнодействии", преподобного Максима Исповедника "Тайноводство церковное", сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, святителей Германа и Паисия Патриархов Константинопольских, Николая Кавасилы, Марка Ефесского и Феодора Студита.

Приложение: 1875 Алф. указ. книг поступивших в б-ку СПбДА в 1875 г.; 1885 Маттеи Х.Ф. Каталог книг печатных и рукописных б-ки Покойного проф. Маттеи; 1896-1899 Родосский А.С. Описание книг гражданской печати XVIII столетия, хранящихся в б-ке СПбДА; 1895-1900, 1911-1914 Иоанн Златоуст, св. Творения.- 8 т.; 1907-1908 Феодор Студит, прп. Творения.- 2 т.; 1911-1912 Никодим (Милаш). Правила православной церкви с толкованиями.- 2 т.; журналы заседаний совета и отчеты СПбДА и др.

Для истории академической редакции академического журнала заслуживает упоминания тот факт, что с октября 1875 по август 1879 года редакция "Христианского чтения" приняла в пользу славян и в пользу раненых и больных русских воинов 37657 рублей 46 копеек, доставленных в редакцию большею частью духовенством разных епархий. До апреля 1877 года денежные и вещевые пожертвования направлялись в Славянский комитет, а со времени объявления Россиею войны Турции, только треть денежных пожертвований отправляема была в комитет, а две трети и все тюки с вещами редакция отправляла в главное управление Общества попечения о раненых и больных русских воинах.

«Церковные ведомости с Прибавлениями» (Санкт-Петербург)

Еженедельный духовный журнал при Св. Синоде, издаваемый 1888-1918 гг. Являясь, с одной стороны, наследником журналов «Духовная Беседа» (печатала синодальные документы с 1859 г.), и «Церковный Вестник» (орган СПб. духовной академии, печатал синодальные документы с 1876 г.), «Церковные ведомости», с другой стороны, стали первым самостоятельным органом Св. Синода, независимым ни от частных лиц, ни от других учреждений.

В указе от 14-18 октября 1887 года, за № 2117, об издании при Святейшем Синоде особого еженедельного духовного журнала, в частности, говорится: «В настоящее время настала потребность Святейшему Синоду иметь свой собственный орган, независимо от того или другого духовного журнала, имеющего специальные пели, и принадлежащего известному лицу или учреждению. Необходимость сия открывается из следующих соображений: 1) желательно, чтобы синодальные постановления возможно скорее достигали до подведомых лиц и учреждений; 2) необходимо, чтобы синодальные постановления и распоряжения делались известными, по возможности, всем подведомым Святейшему Синоду лицам и учреждениям и имелись для руководственных справок в каждой церкви и в каждом учреждении, подведомственном Синоду; 3) в последнее время церковная жизнь в отечестве получила усиленное движение: открываются церковно-приходские школы и дается им определенная и прочная организация; ведется деятельная борьба с противохристианскими и противоцерковными сектами; в особенности развивается апостольское дело миссий, как внутри, так и вне пределов России; возникают новые обители мужские и женские, и сии, как вновь учреждаемые обители, так и прежде бывшие, в особенности проявляют свою благотворительную и просветительную деятельность; почти повсеместно возникают братства для воспособления православным церквам и школам, которые на окраинах России получают особенное значение, как для церкви так и для государства. Центральному духовному управлению необходимо иметь особый орган, в котором бы не только своевременно сообщались об этих проявлениях церковно-государственной жизни, но и преподавались бы руководственные указания и наставления, и в котором бы был веден правильный и, по возможности, живой и подробный отчет всему, что делается в том или другом подведомом Святейшему Синоду учреждении; 4) бывали случаи, что появлялись в печати ложные известия о разных мероприятиях в церковном управлении. Для опровержения таковых известий чрез своевременное сообщение точных сведений о мероприятиях высшего духовного управления необходимо, чтобы издание, называемое органом Святейшего Правительствующего Синода, было под ближайшим и непосредственным его надзором и руководством, чтобы лица, заведующие сим изданием, находились в ближайшем отношении к центральным учреждениям духовного ведомства и имели возможность получать немедленно верные сведения о распоряжениях и мероприятиях высшего духовного начальства. На основании изложенных соображений Святейшего Синода определяем: Издавать при оном с 1-го января наступающего 1888 года особый духовный журнал, под заглавием «Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Синоде».

Цель создания отдельного органа Святейшего Синода состояла в том, чтобы уста­новить прямые и непосредственные сношения с теми учреждениями и лицами, которые обязаны исполнять его поста­новления, «чтобы дело Божие творилось с разумением закона и в духе любви».

Журнал состоял из двух частей: официальной и неофициальной, имевшей название «Прибавления к «Церковным Ведомостям».

В официальной части помещались: Высочайшие повеления по ведомству православного исповедания, руководящие и разъяснительные постановления Св. Синода, приказы и сообщения Обер-Прокурора Св. Синода и распоряжения состоящих при Центральном Управлении духовного ведомства учреждений.

В неофициальной части печатались избранные слова из святоотеческих творений и проповеди современных архипастырей и пастырей Русской церкви и статьи богословского и церковно-исторического содержания применительно к нуждам и вопросам времени. Особый отдел посвящался возможно полному обзору текущей церковной жизни и включал в себя сведения о монастырях и церквях, о праздниках и церковных торжествах, о выдающихся событиях епархиальной жизни, о духовно-учебных заведениях, церковно-приходских школах, из жизни русского раскола и сектантства и пр.

В журнале делался обзор богословской журнальной литературы и отмечались выдающиеся из выходивших в свет книг духовного содержания, также велась постоянная хроника церковной жизни на православном Востоке и на инославном Западе и давались ответы на разные запросы и недоумения, возникавшие в пастырской и церковно-богослужебной практике.

Приложение: 1889 Рачинский С.А. Открытое письмо; 1893 Смоленский С.В. Главнейшие песнопения Божественной литургии: Вып. 3; 1896 Плоды учения графа Л.Н. Толстого.- 2 кн.; 1901 Березвичи и Красносток; 1904 Циркуляр Главного штаба № 34.- 15 с. (к № 8); 1905 Последование молебного пения о мире во время междуусобной брани...- 8 с. (к № 44); 1906 Журналы заседаний Высочайше учрежденного особого присутствия при Св. Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на Поместном церковном соборе вопросов; 1908 Зачем он страдал?.- 16 с; 1910-1916 Приходское чтение; 1917 Изменения в тексте Минеи дополнительной, в связи с происшедшей переменой в гос. управлении.- 4 с. (к № 22); Молебное пение при открытии поместного Собора Всероссийской Православной Церкви; Молитва.- 2 с. (к № 34); Молебное пение о спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений; Молитва,- [4] с. (к № 36/37) и др.

«Церковный вестник» (Санкт-Петрбург)

Официальный орган Святейшего Всероссийского Синода и состоящих при нем центральных учреждений. Основан в 1875 г. Журнал издавался при Санкт-Петербургской Духовной академии. Выходил еженедельно до 1917 г., включал в себя официальную и неофициальную части. Прибавления издавались ежемесячно отдельными книжками.

Журнал ставил целью удовлетворить потребности всех образованных людей, не чуждых церковно-религиозного идеала, в том числе, конечно, прежде всего потребность нашего отечественного духовенства - знать.современную жизнь Церкви Христовой вообще, православной восточной в частности и нашей отечественной в особенности, и следить за течением этой жизни во всей ее широте и разнообразии, притом в соприкосновении ее с жизнью светского общества.

В программу журнала входили:

1)  Передовые статьи, имеющие своим содержанием рассуждения, в которых научный богословский материал предлагается в общедоступной форме;

2)  Статьи церковно-общественного характера, посвященные обсуждению различных церковных и общественных явлений, по мере того, как выдвигает их текущая жизнь; в этом отделе редакция дает широкое место и голосу своих подписчиков, и читателей, которые соблаговолят высказаться по тем или другим назревающим вопросам жизни.

3)  Мнения и отзывы - в каковом отделе излагаются и подвергаются критическим замечаниям факты и явления церковно-религиозной жизни, как они отображаются в текущей духовной и светской печати;

4)  Обозрение духовных журналов;

5)  Обозрение светских журналов со стороны статей, представляющих церковно-общественный интерес;

6) Книжные новости - критические заметки о вновь выходящих книгах и полный список книг, выходящих с разрешения духовной цензуры;

7) Корреспонденции из епархий и из-за границы о выдающихся явлениях местной жизни;

8) «Из области церковно-приходской практики» - отдел, в котором редакция дает разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики;

9) Постановления и распоряжения правительства;

10) Летопись церковной и общественной жизни в России, представляющая обозрение всех важнейших событий и движений в нашем отечестве;

11) Летопись церковной и общественной жизни за границей, сообщающая сведения о всех важнейших событиях и движениях церковно-общественной мысли и жизни за пределами нашего Отечества;

12) Разные известия и заметки, не укладывающиеся в вышеозначенных отделах.

Приложение: I875-1916 журн. Христианское чтение; 1895-1900 Иоанн Златоуст, св. Творения; 1906 Феодор Студит, прп. Полное собрание творений.- 2 т.; 1911-1912 Никодим (Милаш), еп. Правила православной Церкви с толкованиями.- 2 т.; 1913 Иоанн Дамаскин, св. Полное собрание творений: Т. 1 и др.

«Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (Москва)

 

Ежемесячное издание, являвшееся наряду с другими, повременными и периодическими, органом одноименного Общества, созданного в Москве в 1863 году. Уставной целью Общества стали «занятия изысканиями в области церковно-археологической науки, по вопросам православной иконографии, литургики, по истории московских церквей, по изучению и описанию памятников, древности, богослужебных книг, архивных дел и пр.». С момента создания Общества стали выходить и «Чтения...» в основном по 12 книг в год (1869-1870, 1914-1917 4 раза в г.) вплоть до 1917 г.

Председателями Общества в разное время были арх. Иаков (1863 - 70); И.Н. Рождественский (1870 - 92); И.Д. Петропавловский (1892 - 94); И.Ф. Мансветов (1902 - 08); Н.Д. Извеков (1908 - 17). Если в 1864 г. в рядах Общества было 94 человека, то к 1913 г. в него входило176 членов. Среди них такие выдающиеся деятели российской культуры и науки, как И.С. Аксаков, Е.В. Барсов, Н.И. Барсуков, И.М. Бодянский, И.Д. Беляев, И.И. Срезневский и др.

Приложение: 1865 Жизнь св. прп. Иосифа Волоколамского.- 180 с; 1868-1869 Тридентский собор.- 215 с; 1870 Памятная книжка для христианского отрока,- 43 с. (к кн. 12); 1871 Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Описание Евангелия, писаного на пергамине в Новгороде для Юрьевского м-ря 1120-28 г.- 32 с. (к вып. 1); 1873-1877 Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Замечания на древнеславянский перевод Псалтири XIII-XIV в. с греч. текстом Феодоритовой псалтири по древним памятникам; 1879 Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. О переводе древне-славянской Псалтири,- 112 с. (окт.); 1910-1914 Сист. каталог Московской епарх. библиотеки: Т. 1, вып. 1-4.-421 с; 1915 Отчет о состоянии Об-ва любителей духовного просвещения за 1914-1915 гг.- 32 с. и др.

Естественно, перечисленными изданиями не исчерпывается весь список церковно-духовной периодики синодального периода. Особая тема - епархиальные ведомости, представляющие собой кладезь полезной информации, не введенной еще в научный оборот. В рубрике «Имперский архив» боголюбивый читатель уже познакомился со Словом «Россия и Восток» священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, републикованного из ныне малодоступных «Владивостокских епархиальных ведомостей». Данную линию по мере возможностей и соборными усилиями надеемся продолжить. Как бы там ни было, несмотря на стремительное развитие современных технологий сбора и распространения информации, а также ее носителей, печатное слово, тем более - церковное, останется жить и вызывать к себе наше пристальное внимание и трепетное благоговение.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Леонид Болотин : БОГ в помощь, Андрей!
2011-03-28 в 23:42

Рад, что рубрика «Имперский Архив» в столь краткий срок — с середины Января нынешнего года — получила столь плодотворное развитие. БОГ в помощь Тебе, Андрей Юрьевич! Касательно темы настоящей публикации, в перечень можно бы добавить один существенный периодический источник. Это «Журнал Министерства Внутренних Дел» (1829-1861), который, конечно, не был собственно синодальным органом, но стал своеобразной предтечей многих церковных повременных изданий. Кстати, тематически «ЖМВД» почти не содержал материалов, посвященных собственно деятельности полиции. Зато культура, история, краеведение, статистика, здравоохранение были в зоне его внимания. Были там и разделы, посвященные церковному быту, описаниям монастырей, церковной археологии.
http://dic.academic....rokgauz_efron/41157/Журнал
http://ru.wikipedia.org/wiki/%;C6%F3%F0%ED%E0%EB_%CC%E8%ED%E8%F1%F2%E5%F0%F1%F2%E2%E0_%E2%ED%F3%F2%F0%E5%ED%ED%E8%F5_%E4%E5%EB
1. Александр : Re: Церковные и духовные издания Российской Империи синодального периода
2011-03-28 в 20:52

Некоторые издания были переизданы в наше время. До чего славные, полезные и до сих пор актуальные книжицы. И при этом весьма доступные. Ныне таковых почти нет...ЖАЛЬ.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме