19-20 февраля 2011 г. в С-Петербурге состоялся первый детско-юношеский военно-исторический Форум «Александровский Стяг», посвященный памяти великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.
В Форуме приняли участие 15 команд юношей и девушек 14-17 лет - воспитанники военно-патриотических клубов С-Петербурга и Ленинградской области, а также учащиеся общеобразовательных и православных школ из других регионов России: г. Орла, г. Рязани, г. Калуги, г. Ростова и Ростовской области, а также Московской и Белгородской областей.
В рамках программы образовательных мероприятий Форума прошли историческая викторина и конкурс рефератов, а также обзорные экскурсии по С-Петербургу и военно-тактическая настольная игра «Глазомер, быстрота, натиск».
Практически все мероприятия Форума прошли при участии СПб Государственного мемориального музея А.В.Суворова. Своими впечатлениями об этом событии поделился заместитель директора суворовского музея, кандидат исторических наук Тучапский Артемий Кириллович.
- Основными организаторами «Александровского Стяга» выступили Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями С-Петербургской Епархии РПЦ МП (далее - Военный отдел) и Ленинградский областной общественный фонд содействия национальному единению и согласию «Миротворец». Каким образом музей Суворова вошёл в состав участников детско-юношеского Форума?
- Работа с детьми это важное направление в деятельности нашего музея. Уже несколько лет для школьников у нас открыт военно-исторический кружок «Военное прошлое Приневского края». Проводятся лекции, экскурсии, научное консультирование. Однако у этого направления существуют сложности. Дело в том, что постоянное количество участников кружка, к сожалению, небольшое, в среднем 5 человек. Большая проблема приобщить школьников к исследовательской и лекционной работе, а рассказать нам есть что. При этом мы понимаем, что одними теоретическими занятиями молодёжь сегодня не увлечь. Вскоре через СМИ мы узнали о деятельности молодёжных объединений, входящих в Координационный совет военно-патриотических и спортивных клубов при С-Петербургской Епархии. В августе 2010 года я обратился в епархиальное управление, и меня направили в Военный отдел. Мы сразу нашли общий язык с руководством Отдела. У них ведётся серьёзная практическая работа с привлечением большого числа молодёжи, у нас работа теоретическая. Здесь наши интересы и совпали. Мы сразу договорились о совместной работе. Тогда же возникла идея проведения «Александровского Стяга» в том формате, в котором это мероприятие и состоялось.
- Центральным событием конкурсной программы первого дня Форума стала викторина «Военная история России». Ваши впечатления от этого состязания.
- Это полезное начинание, его нужно продолжать и совершенствовать. Викторина между командами заключалась в ответах на вопросы. Отметим сразу - молодые конкурсанты заранее знали только область вопросов, только самое общее тематическое направление - военная история суворовской эпохи. Тем не менее, ребята показали высокий уровень подготовки, большую общую эрудицию. Почти на все вопросы были даны ответы, хотя задания оказались сложные даже для специалистов. Кстати, хочу отметить дружный состав жюри. Ведь мы заранее не были друг с другом знакомы. Однако сразу нашли взаимопонимание. Судила викторину комиссия солидная, представительная, все настоящие знатоки истории. При этом у каждого своя специальность - военная история, богословие, филология, музееведение... Это, если можно так выразиться, расширяло оптику, что позволило оценить знания конкурсантов с разных точек зрения.
- Продолжением конкурсной программы Форума стала защита рефератов, которая состоялась 20 февраля в Государственном мемориальном музее А.В.Суворова. Что можно отметить в связи с этим мероприятием?
- Рефераты по суворовской теме конкурсанты прислали заранее, так что мы ознакомились с докладами ещё до открытия Форума. В ходе самих слушаний перед ребятами стояла непростая задача по защите своих работ. Поэтому слушания проходили в форме дискуссии. Скажу откровенно, у нас и была задача спровоцировать дискуссию. Конкурсанты защищали рефераты бойко, увлечённо. Вообще ребята получили очень полезную практику защиты своих суждений, своей позиции. Однако у меня есть и замечания. При всех стараниях далеко не все рефераты отличались самостоятельностью, новизной разрабатываемых тем. Не всем докладчикам удалось полностью раскрыть свой творческий потенциал, хотя стремление явно было. Но следует учитывать, что это наш первый опыт. В будущем, готовясь к очередному Форуму, нам необходимо более активно работать со взрослыми наставниками и руководителями команд, заранее сориентировать их, дать им направление в поиске тем. Хотелось бы, чтобы работы были более исследовательскими, чтоб у ребят формировался объективный взгляд на историю.
- Двухдневная программа «Александровского Стяга» была насыщена экскурсиями. Также в программу были включены игровые занятия. Это часть развлекательная или у этих мероприятий есть самостоятельное практическое значение?
- Экскурсионной программе Форума мы придаём очень важное значение, тем более, что большинство участников «Александровского Стяга» жители других городов и многие из них оказались в культурной столице России впервые. Наш Форум преследует две основные задачи - духовное просвещение и военно-патриотическое воспитание. В связи с этими задачами и были проведены две экскурсии, даже названия которых говорят сами за себя. По маршруту автобусной экскурсии «Святыни С-Петербурга» ребята посетили Смоленское кладбище, Иоанновский монастырь, православные храмы Невского проспекта, осмотрели достопримечательности Дворцовой набережной и Дворцовой площади, увидели Казанский и Исаакиевский соборы. Другую экскурсию «С-Петербург - город воинской славы» подготовили сотрудники нашего музея. Эта поездка познакомила ребят с памятниками воинской славы бывшей столицы Российской империи: Спасо-Преображенский храм (храм Преображенского лейб-гвардии полка), Пантелеимоновская церковь (строительство приурочено к победам русского флота при Гангуте и у острова Гренгам в 18 веке), Сампсониевский собор (Полтавская битва), Троицкий собор (полковой храм лейб-гвардии Измайловского полка) и др. Что касается настольной военной игры «Глазомер, быстрота, натиск», разработанной также сотрудниками суворовского музея, то она посвящена организации и вооружению европейских армий середины-конца 18 века. В игре используются фигурки-солдатики, изображающие воинов суворовской эпохи. Так в увлекательной форме ребята узнают об организации и тактике того времени, закрепляют полученные знания в процессе игры.
- И в заключение о пользе подобных мероприятий. Как можно обобщить положительный эффект первого детско-юношеского Форума «Александровский Стяг»?
- Сейчас мы подводим итоги Форума, делаем выводы на будущее. Но уже можно утверждать, что положительный эффект от проведения подобных мероприятий огромный. Викторины, конкурсы рефератов, экскурсии, исторические игры - всё это в сочетании даёт молодёжи повод к познавательной деятельности, мотивирует школьников к исследовательской работе. Надо признать, что проблема патриотического воспитания молодёжи стоит сегодня особенно остро. Надеюсь, что такие мероприятия, как Форум «Александровский Стяг», если они будут систематическими и плановыми, если они будут поддержаны государством и обществом, смогут способствовать её разрешению.
Беседу вёл заместитель директора Ленинградского областного общественного фонда содействия национальному единению и согласию «Миротворец» Д.А. Миронов
Февраль 2011 г.