Я наград не ждал себе!
Не себе искал победы!
Генрик Ибсен
Наша московская квартира на Зубовском бульваре, где мне посчастливилось родиться и вырасти, всегда, сколько себя помню, полнилась самыми разными людьми: учеными, журналистами, художниками, спортсменами и т.д. Одной из заметнейших личностей среди других гостей нашего дома неизменно был близкий друг моего отца, Владислава Станиславовича Шумского, выдающийся русский историк Николай Николаевич Молчанов. Вот от него я впервые и услышал о генерале де Голле.
В моем детско-подростковом сознании эти два слова почему-то сливались в одно и жили в виде некоего сказочно-мифического существа, которое звалось Генералдеголлем.
Об этом существе Молчанов мог рассказывать сутками. Я мало что помню из этих ранних рассказов. Хорошо врезалось в память лишь то, что этот Генералдеголль был самым умным, самым смелым, ненавидел фашистов и очень любил нашу страну. Монография Николая Молчанова «Генерал де Голль» по сей день считается непревзойденным шедевром в голлистике.
Почему образ де Голля продолжает волновать нас спустя целую эпоху? За более чем тридцать лет со дня смерти генерала-президента в мире произошли такие колоссальные качественные и, как принято сейчас говорить, системные изменения, что простой перечень их занял бы десятки, если не сотни страниц. Это и телекоммуникативная информационная перманентная революция, связанная с тотальной компьютеризацией, и так называемая глобализация, стремящаяся под видом борьбы с различными видами мирового зла, зачастую специально инспирируемыми, стереть все национально- культурные различия для того, чтобы привести мир к финалу, о котором говорится в Апокалипсисе, это и откровенно глумливое попрание всякой нравственности, прежде всего христианской, в мировой политике. Казалось бы, де Голль безнадежно устарел. Ну как, скажите, старенькому «Рено» угнаться за каким-нибудь «семисотым-восьмисотым» «Мерседесом»? Как совместить мировую паутину Интернета с нежеланием старика Шарля более самого необходимого времени держать в руках обыкновенную телефонную трубку? Молчанов приводит слова Андре Мальро, одного из немногих людей, которые могли посещать экс-президента в Коломбэ: «Как он глубоко воплощает прошлое Франции». Как совместить всякие современные «партнерства ради мира», за которыми стоит лишь желание США поглотить всех своих партнеров, с фундаментальным деголлевским положением о «приоритете национального фактора»? Как, наконец, совместить вопиющую аморальность многих нынешних властителей мира (вспомним хотя бы недавнюю грязную историю, связанную с президентом США Биллом Клинтоном и Моникой Левински) с безупречными личными качествами Шарля де Голля, по-рыцарски нежно и трепетно любившего свою супругу мадам де Голль и тяжелобольную дочку? Так что же получается, наш генерал всего лишь красивая восковая фигура в отвратительной кунсткамере мадам Тюссо, великолепный старик, на которого можно только любоваться, словно на рыцарские доспехи времен Орлеанской девы, хранящиеся в Парижском национальном музее? Неужели Шарль де Голль заслужил лишь чести пополнить пантеон «дорогих покойников», как называл лучших европейцев далекого прошлого Ф. М. Достоевский?
Если ответить на все эти вопросы утвердительно, т.е. признать безнадежную отсталость и устарелость де Голля и его идей, то возникает еще один вопрос: чего же в таком случае боятся наши либерал-демократы, которые устами бывшего нижегородского губернатора и экс-вице-премьера буквально вопят, что самое страшное для России, если ее возглавит человек типа генерала де Голля? Чего опасаться человека, идеи которого, по мнению наших прогрессистов, отжили свой век? Ладно еще, если бы этот курчавый бывший пляжный преферансист вспомнил нашего товарища Сталина, которого, кстати, сам де Голль считал наиболее выдающимся политиком своего времени, но почему же он так, до дрожи в шулерских руках, боится француза, уже более тридцати лет покоящегося на сельском кладбище в Коломбэ? Не вспоминается ли российским политическим силам, которые, пользуясь смертью настоящего хозяина, блудливо-беспардонно присвоили себе название «правых», судьба пушкинского Дон Гуана, погибшего от каменного рукопожатия статуи Командора? Кстати, де Голль очень любил русскую классику и перед своей последней поездкой в СССР усердно перечитывал А.С. Пушкина. Может быть, Борис Немцов с Ириной Хакамадой тайком от своей тусовки проштудировали «Мемуары надежд» Шарля де Голля, где есть такие слова: «Буржуа? Я им никогда не был. Буржуазия - это богатство, стремление к доходам, к собственности. Моя семья и я, мы всегда были бедны... Я никогда не чувствовал себя связанным с интересами этого класса». Представляете, какой холодок, особенно при чтении последних слов, должен проходить по спине тех, кто выносит из Дома Советов ксероксные коробки, набитые долларами, кто переводит деньги из пенсионного фонда на свой личный счет в Швейцарию, кто курирует все расширяющийся российский игорный бизнес и т. п.
Ну ладно, когда боятся наши так называемые буржуа (кстати, отдадим должное чувству опасности у бывшего нижегородского губернатора), но вот совсем недавно заговорило полупрозрачное инфернальное существо из Нового Света по имени Збигнев Бжезинский. Я не имею под рукой газеты с интересующим нас высказыванием ведущего в США специалиста по России, но за смысл его ручаюсь: Россия не смеет даже помыслить о том, что у нее когда-нибудь появится лидер с качествами генерала де Голля, - так примерно рассуждает ведущий русофоб всех времен и народов. Здесь старина Збигнев себя полностью выдает. Из его высказывания можно сделать только два вывода: во-первых, Бжезинского до сих пор трясет от воспоминаний о времени, когда вредный генерал де Голль буквально не давал продохнуть США в Европе; во-вторых, он панически боится, что в России появится свой де Голль, человек деголлевского типа, понимающий современные реалии, отдающий себе отчет в том, что Россия не может игнорировать Запад, но в то же время способный этот самый Запад поставить на место, разумно используя силовые методы. Ведь де Голль преподал всему миру великий урок - можно эффективно противостоять США даже при наличии небольших материальных и военных ресурсов, главное - это отсутствие страха и мощная человеческая и политическая воля.
Гениальность де Голля как уникального западного политика проявилась прежде всего в ясном понимании того, что только сильная Россия всегда была и будет гарантом равновесия и стабильности в мире, а значит, и гарантом жизни на земле. Он всегда и везде об этом открыто писал и говорил. Оценка де Голлем мировой роли России поразительно совпадает с воззрением на миссию нашего Отечества многих православных русских святых, мыслителей и писателей, всегда рассматривающих Россию как единственную силу, способную удерживать разрушительный натиск антихристова воинства. Нет никаких сомнений в том, что после окончания Второй мировой войны и краха фашистской Германии антихристовы силы все больше и больше приобретают черты дяди Сэма. Не надо забывать, что проблема антихриста не только духовная, но и политическая. Это означает, что последнего планетарного бунтовщика, человека греха и погибели, будут поддерживать конкретные политические круги и конкретные государства во главе с США, что теперь совершенно очевидно. Но это значит также, что «шествию великого разрушителя» будут несомненно противостоять другие политические круги и другие государства, возглавляемые Россией. Политическая позиция президента де Голля, определяемая прежде всего его отношением к России-СССР и США, выходит далеко за рамки обычной политики и исполнена глубочайшего провиденциального смысла.
Так что если генерал де Голль и западник, то совсем особого типа, который уже едва ли существует в современном мире. И вообще, можно ли в новой и новейшей истории отыскать еще хотя бы одного западного лидера, занимающего высший государственный пост, который бы относился к нашей стране так, как президент Франции де Голль? На мой взгляд, деголлевское русофильство - совершенно беспрецедентный феномен западной жизни. В этом смысле у де Голля на Западе нет никаких серьезных предшественников, как, впрочем, нет и серьезных последователей. Не может не удивлять то, насколько де Голль доверял нам, русским, никогда не разделяя русскую историю на дореволюционную и послереволюционную. Генерал всегда говорил о вечной, неизменной в своей основе, великой России. Сильнейшей и, наверное, самой уникальной стороной личности Шарля де Голля была его способность прозревать за политической конъюнктурой, повседневной конкретикой непреходящие истины. Скажу парадоксальную на первый взгляд вещь: де Голль собственно и не был политиком, он прежде всего - великая личность, великий интеллектуал, поставленный провидением служить своей родине и миру в качестве политика высшего ранга. Аналог де Голлю можно найти только в древней (Марк Аврелий) или средневековой (Жанна д'Арк, Александр Невский) истории. Наполеон ни в какое сравнение с де Голлем не идет. Они абсолютно полярные типы. Наполеон думал исключительно о собственном величии, о безграничной личной власти, и только в этой связи для него представляло ценность величие Франции. Император Наполеон окончил свои дни на далеком заброшенном острове, и потом его прах поместили в величественный, но не греющий сердца пантеон. А тело президента де Голля покоится на тихом сельском кладбище в Ко- ломбэ. Деревенские детишки приносят цветы на его могилу, и каждую весну из кроны дерева, что растет у изголовья генерала, раздаются соловьиные трели.
Шарль де Голль любил Францию, как свою жену, как тяжелобольную и поэтому еще более любимую дочь. Власть сама по себе для генерала не представляла никакой ценности. Он воспринимал власть лишь с утилитарной точки зрения, как инструмент, с помощью которого можно принести пользу своей отчизне. Для Наполеона величие Франции отождествлялось с подавлением и уничтожением других народов, что ставит его в один ряд с Гитлером. Не случайно очень многие в России считали Наполеона антихристом. Есть основания полагать, что и сам император не возражал против такого отождествления. Для де Голля величие родины означало прежде всего ее независимость и духовно-нравственное процветание. Военную силу генерал-президент рассматривал исключительно как средство защиты, а не нападения. Такое отношение к государственной и военной мощи еще больше сближает де Голля с Россией, правители которой во все времена воспринимали силу исключительно с позиции самозащиты. Великий подвижник благочестия митрополит Филарет (Дроздов), современник А. С. Пушкина, вникал во все сферы современной ему жизни и в своих проповедях не один раз говорил, что без сильной армии мир невозможен. И кажется удивительным, что французский президент, который вроде бы лишь «глубоко воплощает прошлое Франции», не любящий телефон и автомобиль, вкладывает колоссальные средства в создание самой современной армии, разворачивает масштабную ядерную программу, мечтает об освоении космического пространства. Чтобы добиться поставленных целей, де Голль совершает финансовое чудо, выразившееся в создании так называемого «тяжелого франка», заставившего считаться с собой не только гордый английский фунт, но и наглый американский доллар, не говоря уже о немецкой марке. А военный самолет «Мираж» признавался одной из лучших в мире машин своего класса! Все эти и другие успехи позволили великому генералу подняться уже в полный рост и на поставленный однажды журналистами вопрос, что он думает о президенте США Джоне Кеннеди, небрежно, с присущим только ему юмором, бросить фразу: «У этого молодого человека хороший парикмахер».
Вообще де Голль, набрав силу, любил подурачить «большую механическую деревню» (так генерал нередко называл США). Например, однажды президент Франции потребовал, чтобы ему обменяли в Центральном банке США миллион бумажных долларов на настоящие золотые слитки, сославшись на неоднократные заявления США о том, что их бумажные долларовые купюры полностью и даже больше обеспечены золотым запасом страны. Настоящее золото де Голлю выдали: а куда тут денешься, - но с тех пор в Минфине США вышло жесткое распоряжение, запрещающее подобного рода обмены. У ЦРУ тогда были, помимо СССР, еще две головные боли - это, как догадывается читатель, де Голль и лидер антиамериканского движения в Латинской Америке Чегеварра. Сейчас, в отсутствие этих факторов, США ощущают свою почти полную безнаказанность.
Одной из граней гениальной деголлевской натуры было феноменальное чувство истории. Он не просто блестяще знал мировую историю, он ее чувствовал буквально кожей. Такому чувству нельзя научиться, это дар Божий. Здесь с де Голлем может сравниться, пожалуй, только один политик высшего ранга. Речь, как, возможно, догадывается читатель, идет о Сталине. Одна из главных бед послесталинской эпохи состоит в том, что не оказалось больше в нашей стране политических лидеров, так глубоко понимающих историю. Хрущевско- брежневское пренебрежение историей - одна из причин падения СССР. Но сказанное относимо также и к последеголлевской Франции.
Де Голль обладал ярко выраженным даром предвидения. Достаточно вспомнить, как этот якобы ретроград и консерватор, в семье которого не в чести был день взятия Бастилии, зато всегда свято чтилась память Орлеанской девы, перед самым началом Второй мировой войны бегал по военным и министерским инстанциям, предсказывая неминуемое нападение Гитлера на Францию и ее неизбежное поражение в том случае, если в кратчайшие сроки не будет создана современная танковая армия. В ответ над ним смеялись, издевались, называли сумасшедшим, когда генерал пытался доказать крайнюю слабость оборонительной «линии Мажино». Как тут не вспомнить нашего лесковского Левшу, мечущегося в горячечном бреду и повторяющего, что в Англии ружья кирпичом не чистят. Не вняли в свое время власти предержащие двух стран своим оракулам. В России это закончилось крымской катастрофой, а во Франции тем, что немцы, опрокинув одним ударом кованого сапога «линию Мажино», словно та была сделана из папье-маше, не вылезая из танков, доехали до Парижа, а несчастный генерал с нечеловеческой болью в сердце все вспоминал и вспоминал слова Отто фон Бисмарка, сказанные им после поражения Франции во Франко-прусской войне 1870-1871 годов: «Франции оставили лишь глаза, чтобы оплакивать свои несчастья». Неужели опять все повторится?! И здесь, пожалуй, впервые по-настоящему проявилась гениальная способность де Голля быть на «ты» с историей. Уже в своих первых обращениях к французскому народу из Лондона де Голль говорит непосредственно от имени Франции тоном средневекового монарха, повелевающего своими подданными. Внешне это походило на сумасшествие, особенно после обнародования манифеста о создании Совета обороны империи. Посудите сами, манифест начинается такими словами: «Именем французского народа и Французской империи МЫ, генерал де Голль, глава свободных французов, постановляем...»
Н.Н.Молчанов, приведя эту «королевскую формулу» де Голля, говорит о ее «небывало самоуверенном тоне». По моему мнению, слова «самоуверенный тон» не совсем адекватны сказанному генералом. Сколько мы знаем в истории людей, которые пытались говорить от ее имени «самоуверенным тоном», не имея на то никаких оснований! Но что потом с ними было?! Вспомним хотя бы судьбу Лжедимитрия I, прах которого был заряжен в пушку и затем в таком постыдном виде проделал обратный путь в сторону Запада. Во Франции одновременно с де Голлем пытался, предварительно сговорившись с Гитлером, вещать от имени французского народа лжепатриот, глава предательского режима Виши маршал Петен. Все аргументы были, казалось бы, на его стороне. Весь католический епископат Франции присягнул петеновскому «правительству»!!! И что же? В 1945 году, после освобождения Франции, маршал Петен был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Кстати, этой заменой главарь вишистского режима обязан прежде всего де Голлю, проявившему здесь свое поистине монаршее великодушие. Вряд ли на такое же великодушие мог бы рассчитывать генерал де Голль, попади он в руки вишистской охранки.
На первый взгляд манифест о создании Совета обороны империи совершенный абсурд, начиная с названия документа. Де Голль называет Францию империей, а не республикой. (Кстати, генерал-президент почти никогда не употреблял название Французская Республика, а говорил исключительно о Франции, тем самым настаивая на единстве и непрерывности истории своей страны. Так же он относился и к России.) В первом же предложении манифеста мы сталкиваемся с немыслимым, взаимоисключающим, казалось бы, сочетанием понятий. С одной стороны, де Голль называет себя во множественном числе «мы», т.е., по существу, императором, поскольку обращается от имени Французской империи. Тем самым де Голль подчеркивает, что восстанавливает имперскую традицию, пресеченную франко-прусской войной в 1870 г., и не признает законным ни одно из «правительств», действующих в настоящий момент на территории Франции. Таким образом, генерал как бы присваивает себе неограниченную власть. С другой стороны, де Голль тут же заявляет, что он всего лишь «глава свободных французов». И дело здесь, конечно, не в болезненной самоуверенности, которую часто демонстрируют отгородившиеся от реального мира монархисты, а, напротив, в тончайшем историческом расчете, сочетающемся с могучей интуицией, которые только и делают политика подлинным реалистом. В сопряжении всего пяти слов «мы, генерал де Голль» и «свободных французов» с особой яркостью и гениальным лаконизмом обнаруживается деголлевский «творческий традиционализм» (термин историка С.М.Сергеева). Де Голль, словно Паганини, на скрипке которого осталась всего одна неподпиленная недругами струна, в самый ответственный для Отечества момент берет такую потрясающую ноту, которая заставляет забиться в унисон сотни тысяч сердец молодых и старых французов и француженок, отцов и матерей, пышек и гаврошей, простых сельских краснолицых кюре и городских оборванцев-клошаров. Творческий традиционалист де Голль словами своего манифеста и другими призывами попал в какую-то самую главную нервную точку французской истории и сумел разбудить во французах погребенный под плитой либерализма, казалось бы навсегда, древний архетип, столь необходимый для сплочения нации в борьбе с тевтонами. Подобное историческое чудо и попадание в архетип чуть позже произошло в далекой и всегда любимой де Голлем стране, когда над ее необозримыми просторами негромко, с легким грузинским акцентом прозвучали извечные русские слова: «Братья и сестры».
О взглядах де Голля на историю стоит поговорить несколько подробнее, ибо это позволит нам еще глубже понять особое отношение Его Величества Шарля к России. Объяснить тягу де Голля к нашей стране лишь одними политическими интересами было бы как однобоко, так и несправедливо. Если бы генерал руководствовался только этими интересами, то вряд ли бы он стал так настойчиво искать контакта с СССР и лично со Сталиным в самом начале Великой Отечественной войны, когда на Западе практически никто из серьезных политиков уже не сомневался в том, что в самое ближайшее время кремлевские звезды будут заменены свастикой. Все западные политики думали лишь об одном: какую выгоду они смогут извлечь из краха СССР. А де Голль, этот парадоксальный французский Дон Кихот, не только не разделяет убеждений своих западных коллег, но, напротив, все его высказывания как в частных беседах, так и в официальных выступлениях, все его послания И.В. Сталину после 22 июня 1941 года, когда Советская Армия стремительно отступала, неся колоссальные потери, полны оптимизма и неподдельной радости, скрытый смысл которой можно было бы выразить так: «Ну наконец-то этот паршивец Гитлер влез в Россию, теперь ему точно крышка». Де Голля ни на секунду не смущает ни огромный перевес немецких сил, ни их подход вплотную к белокаменной столице нашей Родины. Его. вообще ничто не смущает, и это поистине поразительно и политически совершенно необъяснимо. Де Голль, словно библейский пророк, все видит на много лет вперед, мыслит не днями, а эпохами. Иначе как объяснить вот такое, например, послание И. В. Сталину 27 сентября 1941 года: «...Я не сомневаюсь, что благодаря героизму советских армий победа увенчает усилия союзников, и новые узы, созданные между русским и французским народами, явятся кардинальным элементом в перестройке мира». Это говорится в момент, когда по всей Германии бюргеры готовятся к проведению своего ежегодного, любимого, но в данном случае совсем особенного праздника пива в Мюнхене, посвященного победе вермахта под Москвой, в момент, когда ликующая Германия получает сотни тысяч писем с Восточного фронта с вложенными в конверты фотографиями, на которых ее сыновья, Гансы и Фрицы, белоснежно улыбаются на фоне повешенных русских Иванов, Петров, Марий, Зой или торчащих обугленных деревенских труб, а миленькие Гретхен и Урсулы со слезинками восторга в глазах показывают эти фотографии аккуратным мальчикам и девочкам со словами: «Смотрите, дети, это наш папа», в момент, когда русский предатель Власов готовит свой коварный удар в спину Сталина, а тучный Черчилль с полуметровой сигарой во рту и рюмкой армянского коньяка в пухлой руке сонными, но зоркими глазками поглядывает на происходящее и прикидывает, «а что Англия будет с этого иметь?».
Как уже сказано выше, де Голль больше чем политик, он, как сейчас принято говорить, харизматическая личность, интуитивно прозревающая грядущее. Для меня несомненно, что генерал был человеком верующим. Интересно, что харизматичность де Голля был вынужден признать даже откровенно его не любивший великий политик и прагматик Уинстон Черчилль. Молчанов приводит высказывание о де Голле английского премьер-министра: «...О нем говорили в насмешку, что он считал себя живым воплощением Жанны д'Арк. Это не казалось мне таким нелепым, как выглядело». Согласись, читатель, такое признание «английского бульдога» дорогого стоит и помогает нам глубже проникнуть в тайну личности Его Величества Шарля. Особый взгляд де Голля на историю обусловлен в первую очередь его общим мироощущением, не свойственным западному менталитету, но родственным, по моему убеждению, той картине мира, которая присуща русскому сознанию.
Несколько лет назад была опубликована моя статья в газете «Десятина» (N 5 за 2000 г.) «Обратная перспектива», где я пытаюсь обосновать мысль о том, что Запад живет по закону прямой, или линейной, перспективы. Для человека, живущего по этому закону, прошлого нет, есть только непрерывное движение вперед за линию горизонта, в «дурную бесконечность». Русскому сознанию присущ закон обратной перспективы, когда предметы, находящиеся на огромном расстоянии позади нас, вдруг вырастают, выходят на передний план и начинают определять настоящее. Обратная перспектива и неразрывно связанный с ней архетип сознания становятся явственно ощутимыми в переломные, катастрофические моменты истории, например во время войны. В мирное, плавно текущее время архетип может не замечаться в силу своей невостребованности. Например, Сталин не смог бы, при всем своем необъятном могуществе, в мирное время обратиться к народу со словами «Братья и сестры» или разрешить назвать танковую колонну именем князя Дмитрия Донского, не говоря уж о служении православных молебнов о победе Красной Армии. Так же и де Голль, стань он, например, лидером в сытой, либеральной и мирной Франции, не посмел бы заявить в манифесте: «Мы, генерал де Голль». Но де Голль никогда и не стал бы руководителем Франции в либерально-сытое время, так как он, будучи носителем архетипа Жанны дАрк, не был бы востребован французами. Он ведь и ушел в 1968 году от власти во многом потому, что увидел свою ненужность спокойно и сытно живущим соотечественникам. Только война заставила принять французов Его Величество Шарля.
Для меня несомненно, что влечение де Голля к России имеет и мистическую сторону, так как генерал не мог не ощущать родственность своего сознания русскому «обратному» мировосприятию.
Де Голль был внутренне очень одиноким человеком. Ему не удается найти в современной Франции достойного собеседника. Поэтому в любую свободную минуту мы видим генерала-президента с той или иной книгой в руках, авторы которых уже покинули земную жизнь. Его постоянные гости - это философ Бергсон, крупнейший представитель интуитивизма, столь близкого де Голлю; литератор Морис Баррес, который привил элите, по словам генерала, «сознание вечных национальных ценностей, объединявших ее с предками...»; публицист и поэт Шарль Пеги, певец Жанны д'Арк, поклонник силы, государственной мощи и армии. Любил и хорошо знал де Голль русскую классику.
Н.Н.Молчанов изумительно точно и тонко подмечает: «В представлении де Голля время как бы течет обратно к прошлому. Конечно, это странное понимание истории, хотя иногда возвращение к прошлому может означать движение вперед».
Жаль, что де Голль не был знаком с трудами русского гения Константина Леонтьева, ярчайшего представителя «творческого традиционализма», который значительно раньше и глубже Пеги и Барреса писал о волновавших генерала вопросах. Одна из краеугольных мыслей Леонтьева заключается в том, что Россия, если она не хочет быть добычей Запада, должна больше думать о силе, а не о благе. Как удивительно эта леонтьевская мысль перекликается с деголлевской, высказанной незадолго до окончания президентства: «Французы не имеют больше великих национальных стремлений. Они думают о своем жизненном уровне, что не является национальной задачей». Однажды при обсуждении вопроса о повышении жизненного уровня в стране де Голль резюмировал: «Это важно для французов, но не для Франции». Когда некоторые из бывших соратников генерала после войны занялись прежде всего решением личных карьерных вопросов, он с презрением говаривал: «Буржуазная пыль рассеялась». Как был бы рад К.Леонтьев, услышав подобное! А вот у бывшего нижегородского губернатора, у Збигнева Бжезинского и им подобных должна после этих слов затрястись нижняя челюсть.
Надо особенно подчеркнуть, что в своем отношении к стяжательству, к собственности, ко всякой буржуазной пошлости генерал проявляет себя как истинный христианин. Сейчас, спустя более тридцати лет после смерти де Голля, мы видим, к каким катастрофическим последствиям привело человечество неуемное желание во что бы то ни стало повышать свой жизненный уровень. А генерал, сам будучи человеком весьма скромных потребностей, призывал французов к самоограничению. Разве это противоречит Евангелию? Нет, но противоречит тем, кто сегодня ради своей ненасытной утробы подводит мир к последней черте. Прежде всего это относится, конечно, к США, в которых великий генерал всегда прозревал главную опасность для будущего человечества. Обыватель не любит, не желает самоограничиваться в силу своей духовно-душевной и умственной ограниченности. Поэтому внутренняя политика де Голля, основанная на приоритете национального величия, в конечном счете должна была натолкнуться на глухую стену непонимания и отчуждения. Де Голль никогда не поступался своими принципами ради сохранения власти. В этом состояли его величие и одновременно ахиллесова пята. В нем всегда жил дух подлинного рыцаря, презирающего страх перед толпой, источающей злобу. Еще де Голль чем-то напоминает мне Бранда, главного героя одноименной пьесы великого норвежского драматурга Генрика Ибсена. Бранд стремится вырвать народ из цепей обывательщины, широко открыть окно в душной и темной комнате навстречу свежему воздуху и солнечному свету, он зовет людей идти вслед за собой к горным вершинам, но они не выдерживают лишений, связанных с восхождением, и оставляют своего пастыря. Уходя, де Голль вполне мог бы бросить в лицо французам слова Бранда:
В час святой, в огне свечей
Вы лишь внешним пленены,
А потом - скорей домой,
К лени, к тупости немой,
В серых будней влезть штаны...
Огромная эрудиция генерала де Голля, помноженная на его интуицию, всегда позволяла ему зреть в корень любого события. И здесь нельзя не вспомнить Льва Николаевича Толстого и его роман «Война и мир». Толстой видит самую сильную сторону М.И.Кутузова в том, что он, в отличие от большинства современников, понимал и чувствовал извечные русские реалии и истины и поэтому не мешал, по возможности, естественному ходу развития событий в войне 1812 года, которые должны были неминуемо, по мнению главнокомандующего, привести к полному поражению противника.
Де Голль, прекрасно знавший не только русскую историю, но и русскую классику, конечно, не мог не заинтересоваться рассуждениями Льва Николаевича об истории, о роли личности в ней, объективных и незыблемых законах, по которым выстраиваются исторические события. Я полагаю, что философия истории яснополянского графа сыграла не последнюю роль в том, что будущий президент Франции ни на мгновение не усомнился в победе русского оружия над немецким. Многие православные люди сегодня склонны резко критиковать Толстого, и есть за что, но мы должны помнить: «Война и мир» - одна из самых почвеннических наших книг. Именно в этом романе Лев Николаевич гениально показал извечную, православную, архетипическую Россию. Вспомним, например, как Кутузов припадает накануне Бородинского сражения к иконе Божией Матери, а за ним и вся русская армия. Такие сцены не забываются. И как же созвучны толстовской философии истории деголлевские слова из «Мемуаров надежд»: «Франция возникла из глубины веков. Она существует. Ее зовут грядущие столетия. Но всегда, во все времена, Франция оставалась сама собой. Границы Франции могли меняться, однако оставались неизменными ее рельеф, климат, реки и моря, наложившие на нее особый отпечаток... Но благодаря присущим стране географическим особенностям, благодаря гению населяющих ее рас, благодаря окружающим ее соседям эта нация обрела свойственный ей определенный характер». Эти рассуждения де Голля близки также нашим евразийцам: Савицкому, Трубецкому, Гумилеву и др. В сущности, де Голль приходит к фундаментальному выводу о том, что в политике, в формировании и развитии наций ключевую роль играет, как он говорит, «природа вещей». Не эту ли самую природу тонко чувствует и понимает Кутузов, заявляя, что заставит французов жрать конское мясо?
Кстати, следует заметить, что де Голль никогда не испытывал чувства исторической обиды от поражения своего соотечественника в войне 1812 года. Здесь нет ничего удивительного, так как генерал очень хорошо понимал, что Наполеон, напав на Россию, нарушил «природу вещей» и получил за это справедливое возмездие, точно также, как впоследствии Гитлер. В то же время характерно, что де Голль чрезвычайно болезненно переносил поражение своей родины во франко-прусской войне. Странный западник Шарль де Голль, не правда ли? Но и в данном случае не следует удивляться, поскольку в представлении де Голля, по моему мнению, Германия олицетворяла собой воинствующий волюнтаризм, постоянно нарушающий мировое равновесие, в то время как Россия - объективная и справедливая сила, все умиротворяющая и расставляющая по надлежащим местам, несмотря на свои внутренние колебания. Ведь даже «красный», советский Сталин, имеющий к 1945 году невиданный по мощи военно-политический потенциал, проявил удивительную сдержанность, свидетельствующую, что и он всерьез задумывался о «природе вещей», когда отказался от сильного искушения взять Константинополь и распространиться в Европе больше объективно положенного.
Парадоксально, но Германия, воплощение внутреннего бюргерского порядка и аккуратности, всегда вносила беспорядок и дисгармонию в мир, в то время как Россия, воплощение внутреннего беспорядка, страна «абсолютной бытовой свободы», напротив, всегда восстанавливала в мире порядок и баланс. В этом заключена некая тайна.
В конце своего правления де Голль, по многочисленным свидетельствам, часто произносит фразу: «Будущее не зависит от нас, оно зависит от Бога». Я полагаю, что к этому глубочайшему выводу генерал пришел не в час закатный. Он просто в конце своей политической карьеры и жизни счел возможным вслух высказать то, что понимал уже очень давно, - всем в мире управляет Промысел Божий. Поэтому глубоко заблуждаются те, кто приписывает генералу непомерное тщеславие, переоценку собственных возможностей. Что касается тщеславия, то это то свойство падшего человеческого существа, от которого не свободен ни один потомок Адама. Святые отцы учили, что тщеславие подобно троерожцу, у которого, как его ни бросай, один из рогов всегда будет торчать вверх. Поэтому удивляться следует не тому, что тщеславие не обошло де Голля стороной, а тому, насколько его оказалось немного по сравнению с другими политическими лидерами той эпохи.
В самых главных или, как сейчас принято говорить, судьбоносных вопросах де Голль всегда демонстрирует адекватность жизни, «природе вещей», хотя и он, конечно же, подчас и ошибался, и заблуждался. Но если у большинства политиков ошибки и заблуждения составляют едва ли не большую часть их биографий, то у де Голля они сведены к возможному для реальной жизни минимуму. Другое дело, что многое из гениально задуманного генералом не удалось осуществить, и из-за этого мы пожинаем сегодня один плод горше другого. В этой связи я хочу еще раз вернуться к обращению де Голля к Сталину 27 сентября 1941 года. Там руководитель движения «Свободная Франция» из лондонского сиротского далека говорит не только о неминуемой победе России над Германией, но уже смотрит на годы вперед и предлагает, по существу, свой проект послевоенного устройства мира, сформулированный буквально в одном предложении: «...новые узы, созданные между русским и французским народами, явятся кардинальным элементом в перестройке мира».
Ты представляешь, уважаемый читатель, какие сложные, мягко говоря, чувства испытали Черчилль и Рузвельт, когда на их рабочие столы легла бумага с деголлевским текстом?! Особенно, вероятно, опешил от вопиющей наглости Балерины (так за длинные ноги Черчилль иногда называл де Голля) английский премьер-министр. «Ну надо же, пригрел этакого долговязого генералишку у себя под боком, а он, нате вам, что вытворяет, мир вздумал без нас делить!» - так примерно, я полагаю, рассуждал Черчилль. Обезноженный Рузвельт, покачиваясь в своем инвалидном кресле, вероятно, периодически брал бумагу со стола и с рассеянным недовольством перечитывал ее. Потом, очнувшись от оцепенения, приказал срочно соединить его с Черчиллем. И только один человек, которого английский премьер прозвал дядюшка Джо, с едва заметной за плотными кавказскими усами улыбкой, попыхивая трубкой, вероятно, думал: какой интересный парень этот де Голль, надо бы к нему хорошенько присмотреться.
Было отчего всполошиться Лондону и Вашингтону. Ведь де Голль в своем обращении к Сталину осознанно (и в какой исторический момент!) предлагает создать ни больше ни меньше как, говоря современным геополитическим языком, новый «центр силы» СССР - Франция в противовес старому «центру силы» США - Англия. Этому гениальному проекту не суждено было осуществиться, так как де Голль с 1946 по 1958 год был не у дел, а Сталин умер в 1953 году. Драгоценное время было упущено. Пришедший на смену Сталину Хрущев в силу своего дремучего невежества и личностной ничтожности не мог подняться на высоту деголлевских идей, хотя отношения между СССР и Францией оставались хорошими. Но это было совсем не то, что предлагал французский президент предшественнику Никиты Сергеевича. Сам де Голль прекрасно понимает изменившуюся ситуацию, когда в 1953 году говорит: «Эра гигантов на какое-то^время кончилась. Рузвельт ушел, Сталин умер, Черчилль готовится покинуть сцену, де Голль больше не у дел». Эра гигантов так больше и не вернулась, если не считать президентское правление самого де Голля с 1958 по 1969 год.
Президентское правление де Голля отличительно во многих отношениях, о чем уже говорилось выше. Но об одной особенности деголлевского стиля руководства хотелось бы сказать подробнее. Эту особенность можно обозначить как всеохватность. Не было той области жизни, в которую бы не пытался вникать де Голль. Если, например, президент посещал какую-нибудь сельскую местность, то предварительно просматривал книги по животноводству, садоводству или виноделию. Если он наведывался на военный авиационный завод, где производились знаменитые «Миражи», то и этому тоже предшествовала соответствующая подготовка. Де Голль досконально знал все этнические и культурные особенности тех народностей, которые составляли французскую нацию. Поэтому генерал всегда точно представлял, как с кем разговаривать. Образно говоря, президента интересовал весь жизненный спектр, от высшей политики до новых типов устричных ножей, но при этом де Голль никогда не путал главное и второстепенное. Его всеохватность весьма напоминает сталинскую. Поэтому де Голля можно с известной долей условности назвать французским Сталиным, делая, конечно, ударение на первом слове. Сталина, впрочем, не назовешь русским де Голлем.
До конца своего президентства сугубый традиционалист де Голль демонстрирует исключительно творческий подход к делу. Никто никогда не замечал у генерала признаков угасания интеллекта или отсутствие свежих мыслей. Перед своим уходом с президентского поста де Голль, безусловно, понимал, что нужно ему сделать для того, чтобы понравиться обывателю, но он не желал опускаться с уровня тех задач, на который поставило его Провидение. И честь ему за это и хвала!
Де Голль, беспредельно любя французскую культуру, делал все возможное, чтобы замедлить ее деградацию, связанную с тем, что Константин Леонтьев называл «эгалитарным процессом», приводящим жизнь и культуру к «смесительному упрощению» и уравнению. В сущности, президент, подобно нашему К.П.Победоносцеву, пытался «подморозить», насколько хватало его власти и личных сил, то положение, которое сложилось в стране в деголлевский период. Конечно, генерал понимал, что силы не равны и рано или поздно его «заморозка» отойдет, но, как настоящий и последний рыцарь Европы, стоял до конца, сражаясь одновременно и с внутренним, и с внешним эгалитаризмом, возглавляемым США.
Можно только удивляться, как одному человеку удавалось в течение десяти лет эффективно противостоять практически всем ведомствам США, от ЦРУ до министерства культуры. Деголлевское однозначное неприятие системы ценностей Нового Света (помните - «большая механическая деревня») привело не только к запрещению располагать ядерное американское оружие на территории Франции и выходу последней из военной организации НАТО, но и к фактическому запрещению в стране рекламы американских товаров. Очень скромно вело себя в деголлевской Франции американское кино. И не случайно, что на времена де Голля падает расцвет французского кинематографа; один Жан Габен чего стоит! Таким образом, тотальному американизму президент Франции противопоставил свой личный тотальный голлизм. Не пример ли это тем, кто представляет или будет представлять верховную власть в России! Неужели потенциальные возможности нашей страны меньше Франции?!
Внутри страны де Голль вел мощную и бескомпромиссную борьбу с коррупцией во всех эшелонах власти. Воры и жулики, обычно активно плодящиеся в условиях парламентской неразберихи и депутатской неприкосновенности, трусливо поджали хвосты в период правления генерала-президента, при котором так называемая законодательная власть была существенно ограничена. Желающие взять не свое, естественно, люто ненавидели де Голля. Вот еще одно объяснение неприятных чувств, которые возникают у бывшего нижегородского губернатора при упоминании имени французского президента.
Особая и, как мне представляется, интереснейшая тема - это отношения де Голля и Католической Церкви. Насколько мне известно, у нас данной темой специально никто не занимался, да и во Франции, вероятнее всего, тоже. Между тем без рассмотрения, пусть даже в самых общих чертах, отношений Католической Церкви и де Голля образ последнего, как мне кажется, остается неполным. Молчанов в своей книге данный вопрос затрагивает, но подробно не разбирает. Я исхожу из предположения, что эти отношения были весьма неоднозначными на протяжении всей политической карьеры генерала-президента. Посудите сами, де Голль из Лондона, начиная с 1940 года, призывает своих соотечественников вести активную вооруженную борьбу с немецкими захватчиками. Предатель Петен вступает в сговор с Гитлером и создает марионеточный вишистский режим, призывающий, в свою очередь, народ прекратить всякое сопротивление немцам. Весь католический епископат, как уже говорилось выше, присягнул Петену. В создавшейся ситуации католические священнослужители, начиная с епископа и кончая последним сельским священником, обязаны были развернуть широкую антидеголлевскую пропаганду среди своей паствы. Не сомневаюсь, что во Франции сохранились архивные материалы, среди которых должны находиться какие-то католические издания того времени, обличающие «провокационную», «подрывную» деятельность основателя движения «Сражающаяся Франция».
Вообще с самого начала Второй мировой, а затем и Великой Отечественной войны поведение Ватикана по отношению к Гитлеру было колеблющимся и неустойчивым. С одной стороны, руководство Католической Церкви опасалось вождя нацистов, который ненавидел христианство в любой форме, поскольку сам собирался стать богом. С другой стороны, католические прелаты не могли не радоваться, когда Германия напала на Россию, поскольку руками Гитлера рассчитывали уничтожить Православную Церковь, а там, глядишь, и с фюрером как-нибудь договорились бы. То, что в ряде случаев католики, как, например, хорваты в Сербии или униаты в Западной Украине, поддерживали немцев и с их помощью расправлялись с православными, хорошо известно.
Н.Н.Молчанов пишет, что «Ватикан до сих пор (до лета 1944 г. - А.Ш.) не признавал «Свободную Францию» и сохранял тесные отношения с Виши. Французская Католическая Церковь соответственно оказывала безоговорочную поддержку Петену». Между тем к концу войны вишистский режим перешел уже все мыслимые границы сотрудничества с фашистами. В частности, петеновская охранка активно помогала гестапо в выявлении и уничтожении французских антифашистов и в угоне части населения в Германию. Несомненно, что Ватикан не только не признавал де Голля, но и благословлял паству вести с ним и его движением активную борьбу. И только в июне 1944 года папа Пий XII вынужден был принять в своей резиденции генерала, уже ставшего к этому времени фактическим лидером Франции. Таким образом, была перевернута еще одна позорная страница в истории папства. Но де Голль никогда открыто и публично не выступал против руководства Католической Церкви, что объясняется чисто политическими соображениями. В том же 1944 году главе Временного правительства Франции Шарлю де Голлю один из епископов прямо заявил, что католические прелаты обеспокоены сближением генерала с коммунистами, т.е. с СССР. Я полагаю, что на самом деле прелатов беспокоила не столько коммунистическая опасность, сколько изменившаяся политика И.В.Сталина по отношению к Православной Церкви, которая получила значительную свободу: вновь открывались храмы, Духовные семинария и академия, возвращалось репрессированное духовенство. Вождь СССР предельно отрицательно относился к Католической Церкви, справедливо считая ее пособницей гитлеризма. Планы Ватикана, вожделенно ожидающего краха Православия в России, провалились. И только ничтожество Н.С.Хрущева, который после смерти Сталина снова объявил войну Православной Церкви, позволило прелатам вздохнуть с облегчением.
Де Голль с его предельным русофильством не мог не вызывать у Ватикана с его предельной русофобией подозрения и недовольства, особенно после того, как стал президентом Франции. Кроме того, не следует забывать, что Ватикан на протяжении всей своей истории старался не допускать серьезного усиления королевской власти в подконтрольных ему государствах, следствием чего являлись регулярные столкновения пап и королей. Ватикан сам стремился к светской власти, и отсюда возникло такое свойство Католической Церкви, как папоцезаризм. Исторически вполне объяснимо, почему деголлевская конституция 1958 года, значительно усиливающая исполнительную президентскую власть, не могла прийтись прелатам по вкусу. Я говорю о внутренней, скрытой стороне отношений де Голля и Католической Церкви, потому что внешне все выглядело, как говорят французы, комильфо. Более того, первый экземпляр своих «Военных мемуаров» де Голль направил не кому-нибудь, а именно Римскому папе. Но автор мемуаров не мог поступить иначе, ибо таков был этикет для людей его уровня.
Мы не найдем ни одного аспекта в политике, особенно внешней, где де Голль не обнаруживал бы своего уникального подхода, своей чисто деголлевской позиции. Разгадка этого феномена заключается, по моему мнению, в том, что в действиях генерала всегда присутствовало нечто большее, чем голый политический интерес. В этой связи хотелось бы обратить внимание на ближневосточную политику президента Франции, тем более что именно она во многом, если не в первую очередь, привела к эскалации драматических событий 1968 года и добровольной отставке де Голля. Начнем с того, что генерал не одобрял создание государства Израиль, считая, что его появление породит новый клубок неразрешимых проблем. Если кто-то попытается усмотреть в этой позиции де Голля признаки антисемитизма, будет глубоко не прав. Всякого рода фобии, связанные с национальным вопросом, были несвойственны французскому президенту. В ближайшее окружение де Голля входило немало евреев, например, родной брат Свердлова, ярый голлист и патриот Франции. Но сионизм, как опаснейшее и агрессивное политическое течение, де Голль отвергал полностью. У внимательного читателя может возникнуть закономерный вопрос: «Если де Голль так плохо относился к сионизму, то почему же Франция продавала Израилю самолеты «Мираж» и соответствующее стратегическое сырье?» Причина заключается в том, что в парламенте Франции была очень влиятельная просионистская группировка, которая по существу выполняла функцию израильского лобби. Вот она-то и пробивала выгодные для Израиля торговые и даже стратегические сделки. И де Голль объективно не всегда имел достаточно сил, несмотря на свои весьма большие президентские полномочия, чтобы противостоять подобным инициативам парламента. Не надо забывать, что де Голль - не Сталин и его так называемый авторитаризм несопоставим с властными возможностями «вождя всех времен и народов». Но однажды Его Величество Шарль все же решился встать в полный рост. В народе говорят: «Конец - всему делу венец». Действительно, завершение жизни человека, пожалуй, налагает на него самую большую ответственность. Здесь, как при исполнении музыкального произведения, - сфальшивил маэстро в последней партии, даже в последней ноте, и люди покидают зал с горьким осадком в душе.
25 декабря 1968 года, незадолго до отставки де Голля, произошло событие, проверившее на прочность все его убеждения, чаяния и идеалы, всю систему ценностей, сформированную за многие годы. В этот день израильская авиация бомбит бейрутский аэродром и уничтожает находящиеся там гражданские самолеты. Погибают ни в чем не повинные люди. По существу, это был крупнейший государственный террористический акт. Реакция президента Франции была молниеносной. Де Голль в одностороннем порядке принимает решение о полном запрещении поставки Израилю партии «Миражей», несмотря на то, что Тель-Авив уже перевел во Францию деньги за эти боевые самолеты! Дерзость со стороны де Голля была неслыханной, - таким образом с Израилем еще никто никогда не поступал. Кто-нибудь, возможно, подумает: «Вот ловкач этот де Голль, деньги за самолеты взял, а сами самолеты по назначению не отправил». Но так может думать только самый наивный человек, не представляющий себе всех последствий несоблюдения такого рода контрактов, тем более с Израилем. Материальная выгода в данном случае была ничтожной по сравнению с политическими и моральными потерями лично для де Голля. И сам президент это, конечно, очень хорошо понимал. Он полностью отдавал себе отчет в том, какие силы воздвигает против себя. Весь мир был ошеломлен. Де Голль и раньше не мог похвастаться обилием друзей в Европе, а после такого «выкрутаса» шансов привлечь кого-нибудь на свою сторону у него вообще не оставалось. Только СССР поддержал президента Франции, но этого было явно недостаточно. Да, собственно, де Голль в сложившейся ситуации, как и в большинстве других, ни на кого, кроме себя, и не рассчитывал. Такого «бунта» послевоенный цивилизованный мир еще не видел. И никакой политической выгоды, подчеркну еще раз, де Голль от своего поступка получить не мог, поскольку, как точно по этому поводу резюмирует Н.Н.Молчанов, «теперь международный сионизм объявляет ему войну не на жизнь, а на смерть». Так чем же руководствовался президент Франции? Люди, которые привыкли усматривать за любым человеческим действием корысть, не смогут ответить на этот вопрос. В лучшем случае они назовут де Голля сумасшедшим. На мой же взгляд, де Голль, отбросив всякие политические соображения, поступает здесь, руководствуясь исключительно духовно-нравственными мотивами. Совершая акт политического самоубийства, Его Величество Шарль проявляет поистине королевские мужество и героизм, заставляющие нас невольно вспомнить великий европейский эпос. Поэтому абсолютно прав был «лейтенант Рузвельта» (кличка, данная де Голлем английскому премьеру) Уинстон Черчилль, не считающий смешным уподобление генерала Жанне д'Арк. Последний рыцарь Европы пал в сражении, но он его не проиграл и по-прежнему остается великим примером.
Но безмерно человеческое лукавство, и зачастую бывает так, что люди нравственно нечистоплотные пытаются прикрыть свои темные дела, ссылаясь на высокие авторитеты и ценности. 22-23 января 2003 года в Париже состоялась встреча между президентом Франции Шираком и канцлером Германии Шредером, посвященная сорокалетию договора о франко-германском сотрудничестве, подписанного де Голлем и Аденауэром в Елисейском дворце 22 января 1963 года. Ширак и Шредер подчеркнули, что этот договор положил начало интеграционному процессу в Европе. Ширак сделал особенное ударение на том, что его нынешняя встреча с лидером Германии является прямым продолжением великого дела президента де Голля по созданию единой Европы. Большинство людей принимают все это за чистую монету, ведь трудно себе представить, что президент Франции, серьезный политик, может откровенно и нагло лгать. Но именно так, дорогой читатель, и обстоит дело. Ширак, ссылаясь на де Голля, даже не просто лжет, он фактически глумится над памятью великого генерала. «Что же, - спросит кто-нибудь, - разве де Голль был против европейской интеграции?» Нет, Шарль де Голль, как глубочайший реалист, признавал необходимость европейской интеграции, потому что видел ее неизбежность. Но весь вопрос в том, что де Голль понимал под интеграцией, какой ему виделась единая Европа. Так вот, интеграционные проекты де Голля и Ширака-Шредера представляют собой, как говорят на одесском Привозе, «две большие разницы». Де Голль видел единую Европу как конфедерацию независимых суверенных государств под эгидой Франции, что вполне естественно, поскольку центрообразующей силой в Европе могут быть либо Германия, либо Франция, как два самых сильных материковых государства. Больше некому. Англия, будучи сателлитом США и островным (атлантическим) государством, на эту роль претендовать объективно не может. Что получается, когда в Европе начинает доминировать Германия, история нам уже показала. Поэтому стремление де Голля поставить во главу европейского угла Францию вполне закономерно и справедливо. Здесь де Голль прежде всего заботился о мирном будущем Европы. Обвинения де Голля в бонапартизме, которые исходили от правящих кругов США, принимать всерьез, конечно, нельзя.
Конфедеративный проект де Голля отвергал все, что может так или иначе подорвать незыблемый для генерала принцип национального суверенитета. Поэтому де Голль ни под каким видом не принимал идею противоположного унитарного интеграционного проекта о создании в единой Европе наднациональных органов власти. Кроме того, деголлевский проект предполагал включение в единую Европу славянского элемента, прежде всего России, как равноправного члена семьи, а не в качестве пасынка или Золушки. Немецкий вариант европейской интеграции французский президент исключал полностью. Сейчас же становится все более очевидным, что общий европейский дом в конце концов станет копией немецкого.
Еще во времена де Голля Германия, будучи «политическим карликом», претендовала на роль «экономического гиганта» и вдвое превосходила Францию по экономическим показателям. Сегодня эта разница выросла во много раз, а карлик, как в сказке братьев Гримм, превратился в здоровенного бугая со зверским аппетитом. Недаром же Германию называют «большим желудком Европы». Германия приближается к своим довоенным границам. На очереди Чехословакия, Калининград и т. д. Но есть два непреложных закона, один природный, другой политический. Природный - приходит осень, и перелетные птицы отправляются на юг; политический - объединяется Германия, и начинается война под девизом «дранк нах Остен». Так уже было дважды в истории, и каждый раз все с удивлением думали, что это какое-то недоразумение. Сейчас Германии не хватает по большому счету только двух вещей: постоянного членства в Совете Безопасности ООН и ядерного оружия. И то и другое Германия справедливо рассчитывает приобрести через Францию. А что такое Германия с атомной бомбой, как ты думаешь, читатель? Не забудем, что де Голлю даже в самом кошмарном сне не могло присниться, что страна, породившая Гитлера, когда-нибудь получит ядерное оружие. Де Голль категорически отказывался говорить на эту тему с немецкой стороной, за что его люто ненавидел преемник канцлера Аденауэра Эрхард.
Итак, Германия набирает силу не по дням, а по часам и растекается по Европе с пугающей быстротой. Этому расползанию и пожиранию уже никто в Европе противостоять не может, тем более что так называемый эмиссионный центр, т.е. монетный двор, чеканящий единую европейскую деньгу «евро», располагается в Германии. Как ты думаешь, читатель, что по этому поводу сказал бы создатель «тяжелого франка» президент де Голль? В большой единой Германии, как в огромном пивном котле, неизбежно начнут бродить дрожжи реваншизма, и ослабленная Россия в очередной раз породит у немцев нестерпимое желание осуществить план молниеносной войны. Сытость бошей обманчива. Россия вот-вот займет место между молотом и наковальней, т.е. между США и Германией. Мы не нужны Западу, ни европейскому, ни новосветному. И это очень хорошо! Подтверждаются слова, сказанные Александром III своему сыну, о том, что у России нет друзей, кроме ее армии и флота. С Божией помощью Россия, оставшаяся в одиночестве, вынуждена будет позаботиться о своих единственных друзьях, и здесь нам не обойтись без творческого осмысления опыта великого де Голля. Недавно я узнал, что в Москве собираются поставить памятник Шарлю де Голлю. Это радует и обнадеживает.
Вряд ли мне когда-нибудь удастся побывать на сельском кладбище в Коломбэ, а вот Митинское кладбище, где покоится тело Николая Николаевича, посещу обязательно, выпью сто грамм и помолюсь за упокой души рабов Божьих Николая и Шарля.
Статья впервые опубликована в 2003 году.
2. 37. amurgalva
1. Re: Последний рыцарь Европы