Наступил Великий Пост. Холодильник - на замок, телевизор - на помойку, компьютер - по благословению... хотя, тоже на помойку, глаза в пол...
Или наоборот. Улыбаемся, всех любим, место в транспорте уступаем, даже в пустом... Нет, что-то не то! А как же правильно? Что же это за состояние, когда веселиться нельзя, да и мрачными ходить не положено?
В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6,16).
Читая эти слова Спасителя, мы должны помнить, что уныние и лицемерие это грехи, которые могут коснуться сегодня и нас, в дни Великого поста. Мы тоже можем, вольно или не вольно, как книжники и фарисеи, лишь показаться истинно постящимися и благочестивыми людьми, используя для этого различные ухищрения и приемы.
Раньше, в дни поста, книжники и фарисеи надевали на себя старые ветхие одежды или носили рубище, голову посыпали пеплом и имели унылые и печальные лица. Пеплом мы голову вряд ли будем посыпать, а вот прийти в гости и показательно сидеть за столом, отказываясь от скоромной пищи, ссылаясь на пост, можем с превеликим усердием. И таким поведением, конечно, мы уподобимся древним фарисеям или современным католикам, которые, кстати говоря, головы пеплом посыпают до сих пор. Совершают они этот древний обряд в так называемую Пепельную среду, то есть в первый день их Великого Поста, в знак покаяния, и в Великую или Страстную пятницу.
Вообще, в понятие строгого поста в католицизме входит запрет есть мясо и правило, согласно которому постную пищу можно есть досыта только один раз в день, что, впрочем, не исключает легкого завтрака и ужина. Кроме Пепельной среды и Страстной пятницы днем строгого поста является Рождественский сочельник.
Ещё пост в католической церкви имеет и возрастные рамки: воздержание от мясной пищи предписывается с 14 лет, строгий пост - с 21 года до 60 лет при условии, если эти ограничения не мешают ежедневным занятиям верующих и не отражаются на их здоровье. «Апостольская конституция о покаянии» разрешает также местным епископским конференциям менять сроки постов и формы их исполнения там, где это обусловлено необходимостью.
Интересны и установки католиков в отношении подготовки к причастию. До недавнего времени причастники должны были воздерживаться от пищи с полуночи. Но Папа Павел VI, по просьбам трудящихся, значительно сократил срок этого, так называемого, евхаристического поста. Теперь от причастников требуется лишь, чтобы они не принимали пищу минимум за час до момента причащения. Возможно, совсем скоро и этот час у католиков исчезнет, и их «причастие» станет лишь частью церковного обеда. Эдакий римско-католический шведский стол с зубочистками и торжественным «амэн» между тостами.
Ещё дальше ушли протестанты. Постоянно размножающееся количество церквей протестантского вероисповедания не даёт возможности однозначно идентифицировать каноны их постов, и, чтобы не запутаться вместе с ними, рассмотрим лишь установления лютеранской церкви.
Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост, который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако, лютеранские посты не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи, включая мясо. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.
Обращаясь к текстам Ветхого и Нового Заветов, лютеране делают вывод, что апостолы никак не регламентируют практику постов, предоставляя таковые свободному усмотрению христиан. Однако, лютеране вовсе не отменили посты. В дни Великого Поста настоящие лютеране в отношении пищи соблюдают умеренность и воздержанность, не отказываясь, тем не менее, целенаправленно от каких-либо ее видов, так как это проявление поста находится в опасном соседстве с учением о спасении по делам, что отрицается лютеранской церковью. В Аугсбургском Исповедании сказано: «Намереньем апостолов было отнюдь не установление праздников, но обучение вере и любви». Поэтому каждый протестант может поститься по своему усмотрению, ориентируясь на цитируемые все в Аугсбургском Исповедании слова святого Иринея Лионского: «Отсутствие единообразия в постах единства веры не нарушает».
Отношение к посту в известных псевдохристианских сектах ещё интереснее. Мормоны, к примеру, среди других сектантов, просто аскеты. Им строго- настрого запрещено употреблять спиртные напитки и наркотики, курить, пить кофе, пепси-колу, вступать в половые отношения до брака. Один день в месяц они даже «постятся», пропуская два приема пищи.
А вот Свидетели Иеговы себя даже размышлениями на эту тему не обременяют. Вот что написано в их «постном уставе». «Поститься или нет в определенных обстоятельствах - это личное дело. Никому в этом вопросе не следует судить другого.» (Ст. Б 15.11. 1996 г. стр. 7)
Вывод очевиден. Чем проще пост, тем дальше от Христа. И в этом смысле радостно, что у нас в Православии постных дней в году больше, чем скоромных. Но главное, конечно, не количество.
Как хочется на время Великого поста обрести то дивное состояние «светлой печали», а не диетического уныния! Как хочется научиться поститься не желудком, а сердцем! «Не брюхом, а духом», как говорил приснопоминаемый схииеродьякон Андроник из Псково-Печёрского монастыря.
«Не одевайтесь в чёрное во время поста, как католики...», - сказал на проповеди в Прощеное воскресение один пожилой и мудрый священник, лишь перефразировав смысл слов из Святого Писания:
«Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоил.2:13).
Анатолий Артюх, Гатчина