Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православие без границ?

Игумен  Даниил  (Гридченко), Русская народная линия

03.03.2011

Для начала - цитата из письма, пришедшего на сайт Ново-Иерусалимского монастыря. «В первых числах февраля я была в «Современнике» на спектакле «Враги. История любви» по роману Исаака Зингера. Режиссёр - Евгений Арье, наш бывший соотечественник, живущий в Израиле. Во время одной мизансцены героиня Чулпан Хаматовой с насмешкой произносит фразу: «Был один еврей - по воде ходил». Я не могу передать её интонацию, но это действительно прозвучало как насмешка. В зале раздался смех. Всё это меня возмутило, и, придя, домой, я зашла на сайт театра (впервые) и на его форуме выразила возмущение».

Далее в письме - диалог с устроителями зрелища, содержание которого можно было бы и предугадать. В ответ на апелляции к совести театральных деятелей, не особенно чуткой, судя по всему, - стандартное ерничанье и насмешки на грани кощунства. Собственно говоря, ничего удивительного, - всё в контексте знакомого евангельского сюжета-предупреждения о метании бисера пред известными малосимпатичными животными... И стоило ли обольщаться? Как будто со времён Нерона и Диоклетиана ненависти к Христу стало меньше... Она никуда не девалась. Согласно духу времени она лишь меняет свои формы: и если «исааки зингеры» разного рода, «московские комсомольцы» восьмидесятилетней давности имели возможность убивать, то у нынешних неприятие христианства носит характер преимущественно гадливо-издевательский. Что, по сути, дела не меняет, конечно...

Во всей этой истории удивило другое. Где-то с полгода назад портрет уважаемой Чулпан Хаматовой появился на глянцевой обложке православного журнала «Фома». Там же и интервью соответствующего тематике содержания. Известная артистка рассказывала о своей помощи больным детям. И всё бы хорошо, кроме одного - православие получается какое-то странноватое - «без границ». Причём без границ в самых неожиданных направлениях...

Журнал «Фома», как известно, - журнал для сомневающихся. Так вот сомнения действительно возникают. Относительно соответствия православной вере взглядов некоторых его авторов и экспертов, прежде всего. Актриса Чулпан Хаматова, писатель Дмитрий Быков... Если человеку до Христа и дела нет, если он допускает в Его адрес (пусть даже и в рамках своей профессии) кощунственно-двусмысленные выпады, то, простите, какой он христианин? Всё-таки вещи нужно называть своими именами. Либерал, гуманист, просто хороший человек, - для вышеуказанных персонажей, - гораздо более точные характеристики. Что, впрочем, не освобождает их от определённого рода ответственности, особенно в свете недавних постановлений архиерейского Собора относительно противодействия богохульству... (Кстати, обстоятельство, что в самом тексте романа фразы, оскорбившей нашу корреспондентку, не обретается, а она - лишь театральная «авторская находка», - является явно отягчающим).

Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18:6). Печально, но факт, - в роли потенциальных утопленников наши нынешние «продвинутые» православные либералы выступают всё более уверенно. Или либеральные христиане... В самом этом наименовании непреодолимое противоречие. Гуманизм, либерализм, который по сути своей эгоцентричен, с православием, которое теоцентрично, христоцентрично, - не согласуется. Никак. Соприкасаясь с православием, либерализм не питается им, но, со свойственной ему циничной решительностью, православие разрушает и губит.

Яд, соединяясь со здоровой пищей, своих смертоносных качеств не теряет. И не так уж и важно, в какую обёртку отрава упакована. Так что неуклюжие попытки «примазать» к православию либерализм, даже буддизм, рок-музыку, коммунизм, что угодно, - вполне в рамках дьявольской стратегии разрушения.

И как, и чем, в таком случае, противостоять безбожному миру, который обрушивается на Церковь всё более нагло? Соглашательством или непримиримой борьбой с ним? Но на каждый чих не наздравствуешься, как известно... И если на любую провокацию, на всякий эпизод типа того, что произошёл в театре «Современник» (кстати, он еще не самый вопиющий) последует реакция, то, кажется, Церкви ничего больше и не останется, как только «реагировать»... Может быть, определяясь в самих себе, поступить так, как, размышляя о своём сокровенно-революционном, советовал небезызвестный большевистский лидер: прежде чем объединяться, решительно и окончательно размежеваться? Относительно разделения возникают вполне обоснованные сомнения. Но и «безразмерным» православие не бывает. Очевидно, в любом случае, прежде чем объявлять громогласно о принадлежности вере православных христиан кого бы то ни было, не мешало бы для начала вежливо поинтересоваться: а како веруеши-то?

Ведь опасность существует не придуманная: бросаясь в мир с распростёртыми объятиями и завязанными глазами, рискуем в «братских» объятиях и задохнуться...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 23

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

23. Владимир Гурболиков : Re: Православие без границ?
2011-03-06 в 13:17

Никакого "Православия без границ" наш журнал не исповедует. У нас было две публикации с Хаматовой, никто и нигде не писал, что она православный воцерковлённый человек, даже наоборот. Разговор был также и не о театре -- исключительно о причинах, заставляющих как нецерковных, так и церковных людей обратиться к делам милосердия. И о том, какие проблемы в связи с этим возникают, что переживают люди, на кого обращают внимание. Для журнала, ведущего от лица Церкви диалог с нецерковными людьми, среди которых есть и сама Чулпан, и такие же как она, но безвестные люди -- это мне не кажется ошибкой или тем более преступлением. Это обосновано -- но чтобы понять, чем, надо читать журнал, а не останавливаться в ужасе. А то мы уподобимся тем фарисеям, которые были в шоке от того, что Господь общается с мытарями, блудницами и грешниками.

Но проблема, тем не менее есть. Тут уже давали ссылку на статью Полины Тюренковой. А я, в свою очередь, сошлюсь на свой отклик, который написал в продолжение диалога об этой теме:
http://gurbolikov.li...nal.com/340749.html
22. Аноним : 21 Шмелеву михаилу
2011-03-04 в 10:47

К счастью, Хаматовой в наших сердцах нет. Посмотрите на ее игру сердцем, а не мужским глазом - сплошной хасидский истеризм.
21. Шмелев Михаил : 19. Ерусалимецъ
2011-03-04 в 10:12

Нет, не черезчур. Помощь детям не оправдывает хулы на Духа Святого. Если допускать публичное оскорбление наших святынь, то либель Руси от либеразма души неизбежна. Тысячи мучеников шли на смерть за право не говорить таких слов. Тем более, что слов таких в романе нет - они являются "остроумной" находкой труппы. Нет большего греха, чем грех совершаемый осознано. Может Хаматова и бриллиант на фоне малаховско-собчаковского навоза, но она сама выбрала себе такую смердящую оправу. Горько наблюдать превращение ангела в беса, но это выбор её свободной воли. Не покается публично в оскорблении Господа нашего, народа Русского и Веры его Православной - будет изгнана из наших сердец навсегда.
20. Александр Изгоев : 18. "...театр должен и может нести духовность".
2011-03-04 в 10:04

Когда-нибудь Вы, уважаемая Прихожанка, поймёте, что это иллюзия - насчет душеполезной духовности (Вы же её имели в виду?). Хотя и очень привлекательная иллюзия, и с виду не кажущаяся таковою.

Проще сказать, театр не способствует умерщвлению страстей и умиротворению духа, и, как главное следствие, не способствует взращиванию ХРИСТИАНСКОЙ любви к ближнему. Точнее сказать, обретению ее в себе как дара Божьего, который невозможно получить от Господа при отсутствии деятельного (напр., "театро-не-ходительного" и "спектакле-не-смотрительного") личного желания избавиться от страстей. Точнее сказать, от порабощенности ими.

Может, это не к месту, но хочется привести здесь слова одной немолодой прихожанки Феодоровского (если не ошибаюсь) собора Царского Села, сказанные мне в письме 3 года назад:
"Чем занята? А вот после похорон своей сотрудницы поняла, что несу ответственность НЕ ЗА ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, а за тех, с кем жизнь свела."

Храни Вас Господь.
19. Ерусалимецъ : 17. Шмелев Михаил
2011-03-04 в 00:51

И все-таки это уже чересчур. У нас так много талантливых, непошлых, культурных, умных актрис, да еще всерьез помогающих больным детям? Фраза, сказанная ей со сцены, ее явно не красит, но она все же играла роль, и главная вина тут - режиссера. Насколько помню очень качественный американский фильм по тому же роману Башевиса-Зингера, речь там шла о непростых отношениях человека, выжившего после Холокоста и двух женщин (он был влюблен в обеих одновременно). Учитывая, что все герои романа - евреи, НЕ ИМЕЮЩИЕ К ХРИСТИАНСТВУ НИ МАЛЕЙШЕГО ОТНОШЕНИЯ, вполне можно представить в устах кого-то из них такую вот (безусловно, мерзкую) шуточку.
Подчеркиваю: я не оправдываю невольное богохульство Чулпан Хаматовой, но на фоне прихожанки Петровского монастыря Волочковой, Даниловского монастыря - Андрея Малахова, "глубоко верующей" певицы Валерии, "глубоко верующей" порнописательницы Калядиной, священников-апологетов мультсериала "Симпсоны", сердечных поздравлений Эрнсту (хочется верить,что их писал не лично Святейший), приглашений Ксюши Собчак на Всемирный Русский Собор и прочего расцветшего пышным цветом православно-гламурного кошмара Хаматова - что та Катерина, - "луч света в темном царстве".
18. Прихожанка : Ивану Федоровичу (13)
2011-03-03 в 22:22

как Вы думаете прокормятся ли артисты театра если они будут играть только перечисленные Вами постановки?

К сожалению, нет. Но театр должен и может нести духовность. Только для этого нужны определенные условия: моралью общества должны быть христианские ценности, и театр не должен находиться на самоокупаемости – нужна должная поддержка его со стороны государства. В нынешних условиях, конечно, это невозможно. Наша современная культура, и театр как её часть, являются наглядной демонстрацией выполнения плана А. Даллеса (если таковой действительно существует):
«Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить…Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей — отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.
Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности…Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать на молодежь — станем разлагать, развращать и растлевать ее».

Православным не пристало лицедействовать. Душевредно это.

О духовной основе русского театра можно почитать здесь:
http://www.ruskline....va_russkogo_teatra/

17. Шмелев Михаил : Бог шельму метит
2011-03-03 в 21:05

Всё в этом мире промыслительно. Что можно ждать от человека, фамилия которого имеет корень ХАМ? Ещё более удивительно, что и судьба хулительницы в фамилии прописана и звучит приговором Господа (с добавлением одной недостоющей буквы):-"ХАМА-ТО В Ад!"
16. Прихожанка : Александру Изгоеву (14)
2011-03-03 в 19:29

Уважаемый Александр!
Я знаю, что Храм Христа Спасителя - собственность Москвы и передан в бессрочное пользование РПЦ. Но это не помешало присутствовать на спектакле большому числу представителей РПЦ. Если мне не изменяет память - примерно половина зрителей.
И Вас с Великим постом!
15. Простой православный человек : 11. Иван Федорович
2011-03-03 в 18:43

Эх, уважаемый Иван Федорович, правильно Вы всё написали, но ведь у нас столько невоцерковленных людей, которые при более-менее благоприятных условиях, может быть, стали бы воцерковленными и имели бы возможность спастись, а вот при неблагоприятных условиях, не имея веры глубокой, не спасутся скорее всего. Ну а выборы… Да, конечно, никто нас особо спрашивать не будет: промоют мозги через ТВ и опять 70% уже в первом туре наберутся. Но я хочу, чтобы Путин был, а не его соперник. Знаете, в период 2000–2008 годов не всё хорошо было, но что сейчас делается – это уже мóчи нет терпеть! Да одни содомиты и соцработники-ювенальщики, отнимающие у родителей детей, чего стоят!!! Нет уж, пусть Путин лучше будет.
14. Александр Изгоев : 12. Прихожанка
2011-03-03 в 17:30

Уважаемая Прихожанка!

Храм Христа Спасителя не находится в собственности МП РПЦ, а арендуется ею у московского правительства (если верить информации протодиакона Андрея Кураева, помещенной в сноске в одной из его книг (не помню название)).
Весь ли он арендуется или не весь - об этом в вышеупомянутой сноске не сказано. Но можно догадаться, что не весь.
Вы, наверно, уже догадались?

На остальные Ваши вопросы и недоумения Вам ответит (надеюсь) сам Иван Фёдорович.

С приближающимся Вас и всех Великим постом!
13. Иван Федорович : Прихожанке.
2011-03-03 в 17:06

Я не считаю интернет помойкой. Да в виртуальном пространстве огромное количество "загаженых" мест, точно так же как и в "реале". Вот здесь ведь не помойка. Теперь о театре - как Вы думаете прокормятся ли артисты театра если они будут играть только перечисленные Вами постановки? Во многих ли театрах они идут регулярно? Сколько в % эти спектакли занимают в репертуаре театров? А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ГРЯЗЬ И МРАЗЬ. Православным не пристало лицедействовать. Душевредно это.
12. Прихожанка : Ивану Федоровичу (10)
2011-03-03 в 15:19

Не надо ходить в театр. Зачем? Что там можно подчерпнуть? Грязи?



А чем посещение такой помойки как интернет (где мы сейчас с Вами находимся) душеполезнее посещения театра? Есть немало заслуживающих внимания сценических версий произведений классической литературы. Просто нужно уметь «отделять зерна от плевел».

Вы знаете такие постановки?



К примеру: «Братья и сестры» Ф. Абрамова в постановке Л. Додина; «Братья Карамазовы» с Михаилом Филипповым; «Идиот» С. Женовача; «Апостол Павел» И. П. Друцэ (кстати, этот спектакль шел в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя) (http://yandex.ru/yandsearch?text=%;D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%B3%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8&lr=10751)
и другие.
11. Иван Федорович : Простому православному человеку
2011-03-03 в 15:00

Вот неистребима вера в выборы у простых православных людей.
Отвечу Вам по порядку:
1. На выборах ни кого не выбирают. "Победит" тот кто должен победить. Определяют кто должен победить - не избиратели.
2.Что значит нам "капец"? "Капец" придет каждому человеку в свое время. И если человек не самоубийца, то в самое нужное для человека время. В то, которое ему назначил Господь.
3. "Капец" - это начало вечной жизни. Что бы поменьше бояться неизбежного нужно целью жизни ставить перед собой - искоренение своих страстей. Человек который не лицемерно избирает путь к Богу, не будет отторгнут Им. Это говорит сам Господь. Это азы веры. Чего тогда бояться? Антихриста? Тело убьют? Умрем с голоду? Да по нашим грехам нужно уже сейчас обливать нас напалмом и поджигать. Только милость Господа к нам позволяет нам жить. Чего же бояться в этой жизни если милость Божья и забота Его о нас таковы, что и волос с нашей головы не падет без Его воли.
10. Иван Федорович : автору
2011-03-03 в 13:34

Не надо ходить в театр. Зачем? Что там можно подчерпнуть? Грязи? Вам мало ее в повседневной жизни? Каким он (театр) был при Нероне, таким и остался. Мимикрировал немного, так для выживания. Одно из дьявольских орудий развращения людей. Что православному человеку там делать? Евангелие изучать? Вы знаете такие постановки?
9. MSTKRFT : Re: Православие без границ?
2011-03-03 в 13:09

Вот верно Святые Отцы говорили – не стоит по этим театрам ковылять, на позорище смотреть - и пускай себе Хаматова одиноко бубнит богохульства, с выражением…
8. Простой православный человек : Re: Православие без границ?
2011-03-03 в 11:59

Если всё, что написано про эту актрису, – правда (я имею в виду эту ее кощунственную роль), то все ее деяния на почве благотворительности и помощи детям ничего не стоят. Этими кощунственными словами она всё перечеркнула!

Ну а на вопросы уважаемого отца игумена Даниила «И как, и чем, в таком случае, противостоять безбожному миру, который обрушивается на Церковь всё более нагло? Соглашательством или непримиримой борьбой с ним?» отвечу, что, по моему скудному разумению, при нынешней либеральной парадигме власти ситуация вокруг Православия будет становится всё хуже и хуже, т.к. не может быть порядка в стране, где действующий президент вручает высшие награды таким людям, как Горбачев. За что он ему вручил ее? За развал нашей Родины? Будем надеяться, что на выборы всё-таки пойдет Путин. Он, конечно, тоже не самый одаренный руководитель (например, проводит не совсем правильную экономическую политику), но он, по крайней мере, для простого народа СВОЙ человек. А придет в 2012 году к власти ЧУЖАК – нам всем капец! Одна универсальная карта чего стоит!!!! А ведь это только начало...
7. Прихожанка : Re: Православие без границ?
2011-03-03 в 11:42

Ч. Хаматова о своей «вере» (с иллюстрациями): «…Наверное, я еще не пришла к тому, чтобы постоянно посещать службы, жить церковной жизнью. Я и не исповедовалась ни разу. Потому что, по большому счету, у меня в голове бардак...».
http://demetrij.ru/post80888899
6. Ерусалимецъ : Re: Православие без границ?
2011-03-03 в 11:36

Помнится, стоял я лет семь назад на литургии в Даниловом монастыре. Смотрю, рядом - кто-то молится с лицом знакомым... Батюхны-матюхны, да это ж Андрей Малахов! Вот, думаю, возраждается матушка-Россия, если и ТАКИЕ люди приходят к вере. Потом к молящемуся р.Б. Андрею подошли батюшки, чуть ли не под белы рученьки отвели за иконостас (что они там с ним делали?). Ну а потом, через несколько дней по ящику был очередной шабаш, ведУщий - Андрей Малахов...
Статья, приведенная Филимоновым (см.3)показывает, насколько все запущенно. Как же все грустно-то, Господи! Кто ж вас, миссионеры, ОТмиссионерит, наконец, "по самое не хочу"?
5. Ольга Ф. : Re: Православие без границ?
2011-03-03 в 10:40

К сожалению, журнал "Фома" идет в авангарде "гламурного православия". Первые его номера были куда-как более сокровенны, и полюбились моим дочерям... Однако в настоящий момент я им настойчиво не рекомендую "Фомы" - ориентиры сомнительны. Слава Богу сейчас есть много других православных изданий - на более дешевой бумаге, но с углубленным анализом. Опасно одно - под маркой Православия протаскиваются сомнительные идеи (ничего общего не имеющими с нашей верой) и как пример для подражания приводятся личности "с особой духовной начинкой" из среды так называемых "творческих элит". Все это мне напоминает фрагмент чудесного мультфильма "Майгли", где вандерлоги кричали:"Он такой же как мы!" Зачем это нам? Это нас укрепит? Скорее наоборот - сапособствует разрушению.
4. В.Семенко : Re: Православие без границ?
2011-03-03 в 03:11

"Миссия", понимаешь...
3. Филимонов : Re: Православие без границ?
2011-03-03 в 02:10

Опоздали со статьей - Тюренкова, директор "православного гламура", на подобную тему уже отписалась. Сказала, у нее от таких неприятностей возникло "чувство использованности"...

http://pravkniga.ru/mnenie.html?id=1425
2. Ерусалимецъ : Re: Православие без границ?
2011-03-03 в 01:54

«исааки зингеры» разного рода...

Исаак Башевис Зингер, кстати, тут не причем (как автор дальше и отмечает). Он, конечно, был тем еще типчиком, но в антихристианском ерничаньи, насколько мне известно, замечен не был. Я в свое время очень любил его роман "Шоша".
А так что можно сказать? После того, как Святейший сердечно поздравил Эрнста с пятидесятилетием и пожелал ему "дальнейших творческих успехов" - обращать внимание на Чулпан Хаматову на обложке православного журнала...
1. Александр М. : Re: Православие без границ?
2011-03-03 в 01:14

Кто только не перебывал на обложке этого журнала...Кажется, даже Ханга.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме