Знаем ли мы свой язык?

Неравнодушные заметки о славяно-русском корнеслове

ДелоРус 
0
1155
Время на чтение 6 минут

12 февраля 2011 года в Александровском лицее г. Санкт-Петербурга в рамках Александро-Невских чтений прошел Круглый стол «Русский язык в современном мире», посвященный сохранению, изучению и развитию русского языка. Предлагаем вниманию читателей доклад члена Правления Александро-Невского Братства, председателя Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус» Бориса Борисовича Сергуненкова «Русский язык в современном мире», прозвучавший на этом Круглом столе.

Кто желает действительную пользу приносить языку своему, тот всякого

рода чужестранные слова не иначе употреблять должен, как по

самой необходимой нужде, не предпочитая их никогда

Российским названиям там, где как чужое, так и свое

название с равной ясностию употреблены быть могут.

А.С. Шишков

            Проблема изучения истинных глубин и основ русской жизни и русского государства требует от нас более вдумчивого и объективного отношения к славяно-русскому (церковнославянскому) языку.

            Борис Борисович СергуненковНеобходима серьезная доработка методик преподавания русского и славяно-русского языка. Стоит признать, что существуют два связанных направления - исторический (память-сохранение) и современный (применение-развитие).

            В настоящий момент методики преподавания русского языка не в полной мере сочетают эти направления и основываются, главным образом, на историческом аспекте, который может вводить обучающихся в заблуждение об исключительно последовательной эволюционности развития русского языка.

            Основная ошибка, на наш взгляд, кроется как раз в том, что при этом подходе недостаточно подчеркивается живая сторона славяно-русского языка в современных условиях и единство славянского и русского языка только декларируется.

            В первую очередь необходимо договориться о том, что церковнославянский не язык-памятник, а корнеобразующая живая часть современных русского, украинского и белорусского языков - духовная их составляющая. Главным доказательством этого является с каждым годом нарастающее войско православных и близких к православию людей, которые являются живыми носителями славяно-русского языка. Они буквально отвоевывают духовное поле в современных условиях.

            В народном и гражданском образовании вопрос древности славяно-русского языка уходит на второй план, а выглядит главным - современное развитие и применение в жизни высшего стиля русского языка. Необходимо говорить о применении живого языка во всей его полноте, а не о прекрасном памятнике.

             ПсалтырьРаскрывая духовную, сакральную сущность славяно-русского языка, мы подходим к неизбежности изучения его нашими верующими соотечественниками. Но есть еще очень важный аспект, касающийся современных слов и речи. Дело в том, что более 50% используемых слов в литературном и значительная часть в обыденном языке - это славяно-русские слова, которые никак нельзя отнести в разряд памятников. Так и атеисты, и сектанты, и люди других верований, если они в своем общении используют русский язык, сами того не зная, применяют славяно-русские (церковно-славянские) слова.

             Поэтому основной языковой проблемой современного русского человека выглядит проблема - насколько он забыл свой духовный (славяно-русский) язык, и заменил его на инородные и иноземные языки.

            Нам, русским людям, необходимо стремиться к тому, чтобы наши дети не лишались полноты и единства русского языка, и не допускать подмены его различными подделками советского, постсоветского или иноземного происхождения. Нам не нужен псевдорусский язык псевдорусского мира.

            Всем, кто болеет о судьбе русского народа, необходимо постоянно помнить о важности изучения и применения своего языка во всей его полноте, тем самым приближая неизбежность позитивных изменений, связанных с падением злополучной безбожной химеры.

            Превращение людей без роду и племени в послушных рабов и биороботов или думающая, творческая, созидающая деятельность наших соотечественников и их преображение - вот какой выбор стоит перед нами при осмыслении проблем изучения и применения русского языка в современных условиях.

           

            Иногда можно услышать и прочитать о необходимости перевода языка православного богослужения на светский язык. Предлагается убрать из церковного обихода славянорусский язык. Это большая ошибка, и здесь важно всем, сообща, твердо стоять на позициях, поддерживающих сохранение, применение и развитие славянорусского языка. Языки духовный и светский должны занимать каждый свою нишу, и стоит вспомнить о том, что в XX веке славянорусский язык насильно был изъят из народного образования, но его невозможно было вытравить полностью из сердца русских людей.

            Состояние духовной и мирской жизни народа отражается в отношении народа к своему языку. По тому, что мы читаем и слушаем, как мы пишем и говорим, можно судить о наших сердечных и душевных возможностях. Именно в языке проявляются самобытность и все особенности нашего русского характера.

            Духовная глубина языка, красота слова и чистота нашей речи - обязательные составляющие благополучия народной жизни.

            Наша зависимость от культуры других народов проявляется в частоте использования иноземных слов и словосочетаний.

            Сложное время, переживаемое нами, время смуты и разорения всех народных устоев, наблюдается в исторической перспективе не в первый раз. Были времена, когда русская знать увлекалась немецким, польским и французским языками. Все эти увлечения заканчивались вполне конкретными бедами для нашего народа. Сейчас наблюдается пагубное для нас увлечение английским языком, американизмами и «языковыми болячками».

            Важно то, что мы наконец-то заговорили об языковых проблемах и о неблагоприятной и опасной тенденции разрушения русского языка.

            Все больше и больше наших соотечественников пытаются применять русский язык во всей его полноте, а образование, которое дается и утверждается светской властью сегодня, ничем не отличается от советского времени.

            Как можно говорить о полноценном современном гуманитарном образовании без его основы - славяно-русского языка?

            Вся классическая русская литература пропитана славяно-русским (церковно-славянским) языком, без него современный русский язык выглядит бедным и ущербным. Важно сказать, что современный русский язык без славяно-русского языка существовать не может, и такой язык относится к псевдорусскому.

            Ущемление полноты русского языка влечет за собой и отказ от изучения и восприятия всего того, что с духовным языком связано. Поэтому сегодняшние обсуждения - это реакция на негативные и опасные проявления в области изучения, преподавания и применения нашего языка.

            Вряд ли, простыми действиями можно решить накопившиеся проблемы. Но организованная реакция русского общества, безусловно, должна повлиять на дальнейшую судьбу русского языка, ведь для нас это жизненно необходимо.

            В заключение отметим, что возрождение и духовное преображение нашей жизни после смертельных испытаний ХХ века предопределены. И, едва ли, это пройдет быстро без сопротивления злых сил, но нам важно соборно и с молитвой последовательно отстаивать права своего народа (языка).

г. Санкт-Петербург

17 января 2011 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Борисович Сергуненков
«Надо показать, что Петербург – православный город»
Один из организаторов Крестного хода по Невскому проспекту Борис Сергуненков призывает петербуржцев продемонстрировать силу Православия, соединившись в молитвенном шествии
11.09.2015
Долго ли быть Благовещенской церкви музеем?
Борис Сергуненков о забытом обещании петербургских властей вернуть старейший храм Лавре
20.07.2015
Все статьи Борис Борисович Сергуненков
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45