7 апреля 2013 года в солнечный весенний день всей семьей мы приехали в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру - помолиться и порадоваться вместе с православными горожанами Санкт-Петербурга, отмечающими Благовещение Пресвятой Богородицы в год 300-летия нашей Лавры.
После богослужения в храме народ Крестным ходом проследовал к Благовещенской церкви, в которой с советских времен располагается Музей городской скульптуры. На молебен у стен Благовещенской церкви собралось около 5 тыс. человек. Грустно и испуганно из-за дверей и железной ограды на нас смотрели две женщины - хранительницы Музея.
Конечно, это выглядело нелепо: с одной стороны - два сотрудника музея в поруганной церкви, и с другой - молящийся православный люд на улице, с хоругвями и иконами. Возглавлял молебен наместник монастыря Владыка Назарий. После молебна с поздравлениями к народу обратился вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Николаевич Кичеджи. Он всех поздравил с 300-летием Лавры и сказал, что Благовещенская церковь будет передана Русской Православной Церкви. Народ рукоплескал, не скрывая своей радости. На следующий день десятки газет вышли с информацией, что Благовещенскую церковь передадут Лавре, а музей освободит помещение и переедет.
К сожалению, не все в городе достойно отметили 300-летие Лавры, - на фоне отреставрированных зданий возрожденного монастыря, музейные постройки выглядели вызывающе неухоженными, особенно Лазаревская церковь (с ржавой кровлей и покосившимся крестом) и Тихвинская церковь (без куполов и крестов вовсе). «Хранители» не удосужились подготовиться к знаменательному для нашего города событию.
Накануне праздника мы с дочерью хотели подойти к могиле великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, которая находится в Благовещенской церкви, т.е. в музее, и посетить храм святого благоверного Великого князя Александра Невского (это второй этаж музея). Однако, музейные работники направили меня и мою дочь в билетную кассу, где я для истории приобрел два билетика в музей. Кстати, в музее, кроме хранителей, не было никого, «денежный фильтр» работал исправно, изоляция бывшего храма от православных, к сожалению, продолжается.
Мы знаем, что в этот памятный день, кроме православных людей, плотной толпой стоявших у входа в поруганный храм, были в Благовещенском церкви и невидимые, скрытые, безмолвные наши православные сродники, захороненные здесь в разное время. Их не «пустить» в храм никак не могут. Но о них стыдливо забыли, ведь это - музей, а не храм, и здесь не могильные плиты и надгробия на месте захоронения, а экспонаты музея, которые можно перевозить, переносить, складывать, устраивать экспозиции. Что это? Неужели музейные работники не понимают, что они должны, в первую очередь, все силы направить на восстановление церкви, а не хранить сомнительные «выставочные пространства»?! Ведь нынешняя ситуация - тяжелое наследие богоборческих времен, когда воинствующие безбожники, начиная с 1918 года разоряли обитель, убивали и разгоняли лаврских монахов. Кстати, кто сегодня вспоминает, что современный музей - это наследие зловещих 30-х годов прошлого века?! И что его открытие совпало с закрытием Александро-Невской лавры в 1932 году.
Убежден, что этот музей ‒ наследие богоборческой эпохи - не нужен в стенах Лавры. И по большому счету он необходим лишь самим сотрудникам музея для сбора денежных средств, прошу заметить, немалых. Я не пойму, неужели городские власти не могут обеспечить материально 50-60 сотрудников музея и их небольшое хозяйство, и поэтому фактически до сих пор не передают в собственность Русской Православной Церкви то, что принадлежит ей по праву и по совести?!
Неужели наши власти не понимают, что музей располагается не на «мертвой» территории монастыря, а в возрождающейся «живой» обители с православными кладбищами и церквами, которые построили наши предки для молитвы. А мы, их потомки, вместо того, чтобы возродить православные святыни и восстановить историческую справедливость в отношении Лавры, используем часть ее территории для выставок. Зачем устраивать в старейшем городском православном храме выставки?! Неужели в Санкт-Петербурге мало других музеев, галерей и выставочных залов?
Увы, символический подарок от Смольного православным горожанам так и оказался «символическим», в другом смысле слова, т.е. подарка (передачи храма Православной Церкви в год 300-летия Лавры) православные так пока и не получили.
Может нам стоит спросить у губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко (который, кстати, был председателем Оргкомитета по проведению 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры), как это понимать? Где же подарок власти православным петербуржцам? Передали нам Благовещенскую церковь или забрали обратно? Хотелось бы также напомнить нашему Губернатору и депутатам Законодательного Собрания об обращении Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина, который призвал возвратить Лавре Благовещенскую церковь. Сергей Евгеньевич как коренной петербуржец и председатель Российского исторического общества считает необходимым и закономерным возвращение Благовещенскому храму его предназначения - быть местом молитвы и молитвенного поминания всех упокоенных в нем.
Сейчас на государственном уровне много говорят о возрождении православия, о необходимости духовно-нравственного воспитания и патриотизма среди молодежи. И при этом во втором по значению городе страны продолжается поругание святынь. Как же воспитать в молодежи любовь к своему Отечеству, когда молодые люди не будут помнить, кому они обязаны своим существованием. Кто строил эти церкви, кто захоронен на лаврских кладбищах и в храмах, и как подобает чтить наших предков! Да, неужели эти простые, прописные истины необходимо доносить до взрослых людей, обременных властью?!
Благовещенская церковь ‒ пример не единичный. Давно необходимо восстановить Тихвинскую и Лазаревскую церкви, ‒ это ведь тоже лаврские храмы. В Лазаревской и Тихвинской церквах должны проходить богослужения, вестись поминовение православных усопших братьев и сестер, нашедших свое упокоение на одноименных православных лаврских кладбищах. Но они пока тоже только музейные экспонаты...
Уместно вспомнить еще одно важное место - Левашовскую пустошь (бывшее кладбище КГБ - НКВД), где погребены более 50 тысяч замученных людей, многие из которых были православными. Больше десяти лет идут пустые разговоры, а храм в честь новомучеников там так и не построен. Строительный проект, по моей информации, то ли утвержден, то ли и его нет. Почему в Москве в аналогичном месте (в Бутово) давно уже увековечили память новомучеников Церкви Русской, а мы в городе святого Петра этого сделать не можем?! Может быть, кто-то этому сознательно мешает? Конечно, есть некие «благотворительные» общества, которые выступают против строительства именно православного храма в Левашовской пустоши. Однако по большому счету все проволочки, мешающие строительству православной церкви в Левашово, как и в случае с передачей храмов Лавре, показывают истинное отношение к православию.
Почему для горожан так важна Лавра? Не так много в России таких мест, где можно отдохнуть душой, побродить по кладбищенским дорожкам, помолиться, поминая великих наших предков, прикоснуться к мощам святого благоверного Великого князя Александра Невского, подумать о связи прошлого, будущего, настоящего и вечного. Память - это свойство души любого человека. Если человек имеет память, он сохраняет ум. Помнить - это значит удерживать в памяти знания и сведения, используя их в деле.
7 апреля 2013 года православные собрались у стен закрытого храма не в первый раз. Из года в год на улице иногда под дождем и снегом служат молебны лаврские монахи. Служат и терпеливо надеются, что настанет день, когда первая каменная церковь Лавры их встретит не закрытыми дверями, а открытыми царскими вратами, будет отслужена Литургия и пройдет полноценный Крестный ход в престольный праздник вокруг знаменитого храма.
Православные кладбища и храмы Лавры неразрывно связаны. Для нас Лавра - святое место! Вечное место почитания, смысл и символ нашей жизни!
Борис Сергуненков, председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского Братства