Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Петь как дышать

Елена  Югина, Русская народная линия

05.01.2011


К юбилею регента и композитора Ирины Болдышевой …

В Рождество Христово отмечает юбилей регент, композитор, поэт Ирина Болдышева. Созданному ею хору в конце 2010 года исполнилось 20 лет.

Золотая лампада

На праздник гостям готовят угощение. На двадцатилетие Детско-юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина при петербургском соборе Владимирской иконы Божией Матери его основатель и регент Ирина Болдышева подготовила настоящий пир для души. По старой доброй традиции преподнесла «родным и близким» - а это, по ее словам, все любящие Россию и ее немеркнущую Небесную славу - аудиодиск «Мне иного счастия не надо».

Поистине сердечное приношение, в котором преизбычествует любовь! Каждый аудиодиск хора можно назвать золотой лампадой Богу, Царю, Отечеству. Лишь только он зазвучит - словно тихонько затеплится лампада - и освящает твою душу, твой дом, все вокруг...

Аудиодиск И.Болдышевой *Мне иного счастия не надо*Радость моя, неизбежно прийти потрясеньям:

Как же иначе очистится грязи налет?

Радостей радость - покроется все Воскресеньем,

Пасха уже нескончаемая настает.

Стихи одного из лучших поэтов России - священника из Костромы Андрея Логвинова - положены на музыку Ириной Болдышевой. Содружество двух авторов - поистине духовных брата и сестры - давнее, и каждому понятно - это Божия милость.

Ирина Болдышева - органичный композитор, со своим, индивидуальным, ни на кого не похожим мелодическим языком, с редким даром слышать течение словесной интонации и музыкально ее оживлять, открыла нам этого поэта с новой стороны.

Вместе они создают тончайшую словесно-музыкальную палитру. И потому уместным стало украсить плод творческого содружества еще и живописными шедеврами. Роль «оформителя» - отнюдь не служебную - сыграл заслуженный художник России Олег Молчанов. Его простые и родные глазу русские пейзажи, полностью заполняющие страницы маленького альбома-приложения с текстами песнопений, смотрятся еще объемней, получая все новые смыслы... На картинах - только земля и украшающие ее храмы. То единственное сокровище, которое у нас есть. В соединении земного и небесного, горизонтов далей и вертикалей церквей - русский крест. Смысл нашего бытия.

Слушаешь детское пение, о котором говорят - ангелоподобное, целомудренное - и понимаешь, какой гигантский путь проделала Русская Церковь за двадцатилетие существования хора.

Жить как петь

...Начиналось это в непростое время перемен - конец 80-х - начало 90-х. Обезверившаяся, стоявшая не перепутье страна, освобождаясь от плена коммунизма, впадала в новый, демократический дурман. Еще было забыто ее имя - Россия. Кругом - крушение надежд, растерянные старики, потерянная молодежь. Куда идти? Верующие часто ездили к старцам, которых Господь хранил для нашего спасения. Недавняя выпускница петербургской консерватории Ирина Болдышева была среди вопрошавших. Едва успев окунуться в красивую жизнь композитора и музыканта-органиста, с зарубежными гастролями, успехом, признаниями, она оставила карьеру и искала свой путь веры. Ей хотелось послужить Церкви, но каким образом?

Детский хор собора Владимирской иконы Божией Матери под руководством И.В.Болдышевой«Ты будешь с детьми. Как хорошо!» - сразу и удивительно сказал архимандрит Иоанн Крестьянкин.

Вся дальнейшая жизнь Ирины Болдышевой воспринимается как чудо. Еще не было ни воскресных школ, ни детских церковных хоров. Да и взрослых не хватало. Настоятели храмов приплачивали некрещеным певчим, лишь бы за богослужением не пустовал клирос.

Не было ничего важнее, чтобы в Церковь пришли свежие силы, особенно дети. В это время в Санкт-Петербурге первым верующим вернули Владимирский собор. На Пасху 1990 года в нем начались богослужения. Ирину Валентиновну попросили проводить 15-минутные уроки пения на занятиях в открывшейся воскресной школе. Через три месяца у нее был самостоятельный хор в 60 певчих. А летом, в день иконы Божией Матери «Троеручицы», чудно связанной с именем великого гимнотворца, святого Иоанна Дамаскина (его имя, как награду, хор станет носить через десять лет), спели на Валааме свою первую Божественную литургию. Монастырь только-только начинал возрождаться. На братском кладбище детскими руками были разобраны завалы, очищены ото мха, грязи, бутылочных осколков и плесени могильные камни...

Едиными усты

Невозможно перечислить все храмы Северо-Запада, где в пору их возвращения и отсутствия клиросного пения побывал хор. Дети добирались до самых отдаленных уголков, пели посреди еще пустых и холодных стен...

Оптина, Дивеево, Соловки, Анзер, Псков, Ярославль, Кострома, Владимир, Ростов Великий, Сергиев Посад - за два десятилетия хор объездил всю Россию. Драгоценные минуты служения, творческого предстояния Богу пережиты у Гроба Господня в Иерусалиме и в Вифлееме в пещере Рождества Христова. Пели Божественную литургию на вершине горы Синай...

Шесть лет подряд в Царские дни хор поет в Екатеринбурге, на Ганиной Яме и в Алапаевске, где так много говорят святые мученики сердцу, где так нужна покаянная молитва, где трепетно соприкасаются сердца с Вечностью. Потому что святые снова там. Их светлые души больше не испытывают ужасов, страданий, боли, они тихо и сосредоточенно молятся вместе с детьми. И нигде так не укреплялись вера детей, их любовь к Родине, как в время службы в расстрельной комнате бывшего Ипатьевского дома... Выход двойного аудиоальбома «Се царь вашъ» (2007) с богослужебными песнопениями, распетыми в византийской и древнерусской традициях, с песнями и гимнами Ирины Болдышевой на стихи Сергея Бехтеева, К.Р., Алексея Хомякова, протоиерея Андрея Логвинова и других русских поэтов стал еще одним чудом Царственных венценосцев.

«Перед нами дети, любящие историю России. Это лучшее, что есть у нас, на что может опереться сейчас Церковь... Это большое явление в культурной и духовной жизни России... В течение десятилетий на царскую семью изливались потоки клеветы. Не одному поколению внушали ненависть к царю и царице, к их детям. Сегодня мы являемся свидетелями небывалого в истории растления детей. И вот мы слышим, как дети возносят хвалу царской семье. Чистые детские души потянулись к святости, добру и правде... если мы говорим, что царственные мученики - икона семьи, то это пение - своего рода тоже икона, чистое богословие, которое преподают чистые детские души. Мы должны всеми силами поддерживать этих детей», - пишет московский священник Александр Шаргунов.

Детско-юношеский хор прп.Иоанна Дамаскина (регент - И.Болдышева) в Сербии. 2008 г.С 2003 года хор совершает поездки в братскую Сербию - страну красивых, искренних, любвеобильных, мужественных, полных достоинства людей. В памяти остаются их лица. Например, фотографа, снимавшего их после службы в храме святой Параскевы - по его лицу текли слезы. Семейной пары, которая со слезами радости слушала в парке их песню «Сербия и Россия - две сестры родные». Женщины-поэта, дарившей каждому по книжке своих стихотворений и при этом целовавшей их руки. Батюшки из храма святой Петки - узнав, что они из России, он с любовью прочитал о них молитву «Иже на всякое время и на всякий час», спросив имя каждого и повторив его вслух.

Восторженные отклики вызвал концерт в театре «Ателе-212» - его транслировало сербское телевидение. На сцену выходили выдающиеся деятели культуры и политики двух стран. Рядом с ними дети почувствовали себя полноправными полпредами России...

В одном из разрушенных храмов вместе с юными артистами ансамбля «Косовские пионы» записали клип «Вера наша». В конце съемки на ясном небе появилось облако в виде креста правильной формы. Символ православной веры вошел в последние кадры... Год назад хор и сам побывал в Косово и Метохии. В сербских анклавах детей встречали со слезами... Попасть на землю-мученицу непросто, посланцев России сопровождали полицейские патрули и дипломаты. Они увидели уничтоженные монастыри, поруганные храмы. Люди, загнанные в гетто, встречали их хлебом-солью, брали жить в свои семьи. Любовь сербских братьев нечаянной радостью вошла в их жизни, помогла осознать, какая это ответственность перед другими народами - быть русским. Они поняли, что такое брат во Христе. Существование в мире единой по духу православной страны переживается теперь как великая драгоценность. О значении этой «детской дипломатии» в благодарственном письме написал председатель общины Штрпце Косовского округа Звонко Михайлович: «Приезд русских детей мы воспринимаем как лучшее подтверждение того, что мать Россия не забыла нас и думает о нас».

Если в русской глубинке, на екатеринбургской Голгофе, на сербской земле-мученице из детских сердец вырывается «Боже, Царя храни!», если на сегодняшнем сплошном Куликовом поле возносятся молитва и плач о грехах и врачуются самые горькие раны души, если «устами младенцев глаголет Истина» - у нас есть будущее, есть надежда. Сегодня они дети, завтра - народ.

Петь как молиться

То, чем 20 лет посредством церковного искусства занимается Ирина Болдышева, можно назвать опытным воцерковлением: хористы, даже самые маленькие, не только теоретически проходят школу пения, но и участвуют в богослужении. Его внутреннее содержание донести до ребенка нелегко. Но когда дитя начинает реально жить жизнью Церкви, это делает уже сам Господь.

Детско-юношеский хор прп.Иоанна Дамаскина (регент - И.Болдышева)Освоив обиход, хор обратился к забытой традиции, устремляясь вглубь веков. Изучали знаменный распев, затем - византийский. Древние песнопения монофоничны - поются одновременно, в один голос. Это символизирует единство веры - по слову Божественной литургии «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное имя Твое».

Выбранное регентом хора творческое русло жизненно важно («Если бы Русская Церковь вернулась к исконному древнему пению, половина ее проблем ушла бы сама собой», - говорит афонский старец игумен Ефрем). Византийская традиция пения глубоко соответствует молитвенному духу, выражению чувств, которые русский человек хотел бы излить Богу. Она рождена святыми отцами при водительстве Святого Духа. От этого благословенного святого корня произросло и наше древнерусское знаменное пение - концентрирующее внимание, легко понуждающее на молитву... Позже мы слишком увлеклись западной манерой, партесом, забыли сакральные истоки богослужебной музыки - своеобразного «умозрения в звуках». Слава Богу, традиция одноголосного пения в Русской Церкви никогда не прерывалась. Хранят ее и сейчас в Успенском соборе Кремля, Соловецком, Валаамском, Саровском и многих других русских монастырях и храмах. Но у нас по-прежнему мало специалистов, которые несли бы культуру знаменного и византийского пения, не все священники готовы поддерживать древнее богослужебное пение и служить с таким музыкальным сопровождением (достаточно сказать, что своей основательной замедленностью оно увеличивает службы на треть).

Мне приходилось слышать от весьма уважаемого игумена - регента одного из крупнейших обителей России, что «одноголосие не воспринимается в Церкви, наше ухо к нему непривычно, оно требует больших духовных сил и определенной эстетической восприимчивости», что в клиросном пении нужна «душевность», поскольку не все, кто его слушает, монахи... Это мнение большинства, которому хочется делать «красивее». А делать просто - сложно. Простота кажется неестественной - мы привыкли передвигаться на ходулях. Если их отбросить, кажется, что просто ходить на ногах по земле - неправильно... Вы давно встречали иконы в строго византийском стиле?

Взгляните на софринские образы Богородицы - подкрашенные губы, подведенные глаза... Мы забыли Ее идеальный образ. Понаблюдайте, как девочки рисуют маму, подружек, кукол - завитушки, кудряшки, финтифлюшки, те же яркие губки, удлиненные реснички... У них нет изначального представления о женском идеале, и кто им подскажет, каков он на самом деле?

А ведь таинственное знание о Боге, любви и красоте изначально есть у каждого младенца. Ирина Валентиновна рассказывает, как ее маленькие певчие сразу потянулись к древним распевам. Впервые показав им на спевке византийскую ектению, она услышала дружное «давайте, давайте споем ее еще раз!». И убедилась, что детская душа удивительно чутка к правде, подлинности и красоте - ей еще не навязана культура с примесью чувственности, светскости, страстности. Почувствовав благодать, дети тянутся к ней, летят, как мотылечки на свет. Ради нее даже младшие хористы с желанием встают к ранней Божественной литургии, ездят по городам и весям, преодолевая трудности дороги... И становятся причастниками Святого Духа. После службы в их лицах словно нет усталости, так они сияют...

Молиться как дышать

Уникальность методики Ирины Болдышевой - в правильном, «ненасильственном» извлечении звука. Эта, еще дореволюционная вокальная школа резонансного пения - без напряжения мыщц, на одном дыхании - во многом утрачена. Древние распевы подразумевают естественное звукоизвлечение хрустальной чистоты, «нематериальность», почти буквальное дыхание души. Вместе с тем они энергичны и мужественны. В них главенствует не музыка, а слово.

Детско-юношеский хор прп.Иоанна Дамаскина (регент - И.Болдышева) Слушая хор, мы различаем не только каждое слово, а каждый слог и звук, проникаем в глубинный смысл песнопений. И понимаем: поющий человек более естественен, чем не поющий. Человек - инструмент Божий и, по замыслу Творца, должен звучать, научаться уже на земле небесному славословию. Это первое назначение дарованного нам слова. Владеют им только ангелы и люди...

Кроме аудиодисков, некоторые записи которых уже названы шедеврами церковной музыки, Ирина Болдышева дарит «в помощь воскресным школам» замечательный детский репертуар.

Фактически она продолжает дело, начатое «Детским альбомом» Петра Чайковского. Великий композитор воплотил мир ребенка ХIХ века. ХХ век с его советскими, пионерскими, идеологизированными, уродующими душу песнями духовно выпал («Я маленькая девочка, играю и пою, я Ленина не видела, но я его люблю!» - так заставляли петь малышек в детских садах). А сейчас, как признаются музыкальные педагоги, их ученикам нечего петь, композиторы мало для них пишут. Но берешь в руки один из нотных сборников Ирины Болдышевой «Все у Бога в радости живет» и понимаешь - таким и должен быть мир ребенка ХХI столетия. Это настоящий детский репертуар, доступный, интересный юным исполнителям, с необходимым для их развития нравственным зарядом. Он неназойливо вводит ребенка в Церковь.

Вот почему последователи творческого коллектива Ирины Болдышевой в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Алапаевске, Сочи, Шахтинске и в других местах с радостью перенимают его опыт, поют его богатый репертуар...

Уроки синергии

Как можно справиться одной с двумя сотнями детей, постоянно занимающимися в хоре, каждого одарить любовью и вниманием - так, что он чувствует себя самым необходимым коллективу, подлинным соучастником рождения музыки? Как провести подряд без отдыха службу и без перерыва две полуторачасовые спевки, удерживая внимание нескольких десятков детей? Даже опытным педагогам это непонятно. А еще - изнуряющие переезды по стране и зарубежью, запись дисков, работа над альбомами, бессонные творческие ночи, переложение византийских песнопений для церковнославянского языка, сочинение собственных произведений. Ирина Болдышева - несомненный аскет, человек духовного делания. Но именно в том виде, в каком призвал ее к этому Господь. Тот, кто берется за подвиги, придуманные им самим, повреждается. А тот, кто с аскезой делает то, к чему призван, созидается. Велико значение старческого благословения, но, размышляя о двадцатилетнем пути регента, педагога и композитора, нельзя не сказать о том, как много может человек, «с доброй волей Богу поспешествующий». Чудо - это и есть жизнь по воле Божией.

Казалось бы, как просто, понятно, как много про это сказано. Но как сложно дать возможность Богу действовать через нас!

Живой ободряющий пример Ирины Валентиновны говорит о том, как, чувствуя волю Божию о себе, исполнять ее, делая правильные шаги, определяя свое место в Церкви. И тогда жизнь выстраивается в нужном направлении, человек приносит радость себе и окружающим. Ему дается в помощь благодать, он обретает способность жить и творить на пределе физических сил.

Сколько приходится видеть «невест» Христовых, в монастырях ли, в миру - превратившихся в мумии, забывших о радости и свете православия. И вдруг - какое счастье! - Господь дарует встречу с человеком, умеющим, оставаясь живым и естественным, строго хранить себя от соблазнов мира, живя в самом его центре.

Свобода Церкви

Два десятилетия хора совпали с периодом так называемой «свободы Церкви» в России. Но сколь опасным оказался для нее этот исторический отрезок! Мы знаем: в Церкви земной никогда не бывает благополучно, иначе она не Церковь. Но все чаще задаемся вопросом - что сделалось с церковным искусством, почему из него уходит высокое, нравственное, духовное? На фоне его обмирщения, когда модернисты-«двоесловы» проникли в самые тылы и уже устраивают кощунственные выставки в притворах храмов, когда богослужения становятся все короче, а клиросное пение все чаще уподобляется опере, концерту, когда нам пытаются доказать, что правде и красоте не обязательно жить вместе, стоит с надеждой и упованием обращать взор к таким явлениям, как творчество Ирины Болдышевой и ее хора.

И.В.БолдышеваИ как они нуждаются в нашей любви и поддержке! Сколько организационных, бытовых, финансовых проблем, отвлекающих от творчества, приходится решать руководителю хора! Откликнетесь, меценаты и все могущие помочь, оцените делом дар детей и их наставницы!

Дорогие, когда вы поете не в храме, а на концертной площадке, все равно хочется слушать стоя. Потому что ваше пение - молитва. Потому что ваше творчество - от слова «Творец», оно литургично и есть продолжение богослужения. Никогда не опускайтесь на уровень мира, не позволяйте его стихиям проникать в пределы Церкви! На всех путях земных отстаивайте ее истинную свободу и святоотеческую чистоту.

 Дорогая Ирина Валентиновна! Вы несете в души красоту, мир и покой, получая взамен любовь детей - самую искреннюю, чистую и прекрасную на земле. Ваши ученики посвящают себя Богу, становясь священнослужителями, монахами, регентами и просто верными, благочестивыми чадами Церкви. Пусть будет так как можно дольше.

Хоровики живут долго и педагоги тоже, а Вы являете собой и тех, и других. Поздравляя Вас с 20-летием Вашего хора и Вашим собственным юбилеем, уверена - под этими словами подпишутся десятки тысяч Ваших слушателей и почитателей. Да, мы пребываем родными и близкими друг другу и в этом, и в будущем веке...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 33

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

33. Кирилл : Свидетельства об исоне
2011-05-03 в 18:48

Очень хотелось бы увидеть византийское свидетельство XIII в. об исоне. Насколько мне известно, самым ранним упоминанием об исоне в греческом пении является свидетельство путешественника Мартина Крузиуса, и относится оно к самому концу XVI века.

Исон (как и ранние формы греко-византийского многоголосия, зафиксированные в произведениях Мануэля Газиса и Иоанна Плузиаденоса) безусловно является западным заимствованием и свидетельствует о распаде византийской певческой традиции.

Более того, многочисленные записи путешественников свидетельствуют о том, что даже в сер. XIX в. исон в Греции употреблялся не ко всем подряд песнопениям, а только к наиболее значительным и торжественным (херувимским, задостойникам, величаниям).

Широкое распространение исона было вызвано недостатком профессиональных певчих, является компромиссным вариантом между строгой монодией и многоголосием.
32. Елена : Диски хора
2011-02-04 в 16:53

По вопросам приобретения нотных и СD-изданий хора надо обращаться по адресу kratima@mail.ru
31. Аноним : Re: Петь как дышать
2011-01-17 в 17:11

мне лично очень понравилось!
30. Аполлосъ : Исон -не исон
2011-01-17 в 16:52

Для чистых -всё чисто, для нечистых - везде всё нечисто. Дайте православному орган - он сделает его православным. Дайте православному что угодно - Господь преобразит хоть ударную установку. Вот моё мнение о вашем затянувшемся споре.
Спасибо за статью! Слава Богу за сей чудный ХОРЪ!
29. Евгений : О исоне:
2011-01-17 в 12:11

Вы зря обижаете пение с исоном - одну из древнейших форм православного многоголосия. Первые документальные данные о пении с исоном относятся в Византии у XIII веку, на Западе - к XI. Более того, исон, уже в раннее средневековье, ассоциируется в пении с присутствием Самой Святой Троицы. (см. трактат Михаила Влеммида, XIII в.).
28. lucia : Екатерина
2011-01-15 в 21:18

Если Вы возьмете у Дорогой\Редакци мой адрес, я могу прислать.
27. Екатерина : Re: Петь как дышать
2011-01-15 в 20:04

об Ирине Болдышевой и ее хоре узнала буквально позавчера. Случайно по телевизору услышала пение детей, на следующий день начала узнавать об их творчестве в интернете. Безумно понравилось!!!
очень бы хотелось узнать (если кто знает), где можно приобрести диски этого хора( г.Самара или по интернету)? заранее спасибо!!))
26. Аноним : Re: Петь как дышать
2011-01-11 в 22:16

Мне очень близок возвышенно- восторженный дух статьи Елены Югиной. Не будучи профессионалом в области музыки и хорового и церковного пения, но не так давно являясь прихожанином собора во имя Владимирской Божией Матери, пение детского хора под управлением И.В.Болдышевой запало мне в душу уже после первого прослушивания. Позже слышал это чудное пение и за Божественной литургией, и в Александро-Невской лавре, - каждый раз это было радостным событием. Не знаю, каким должен быть живущий среди нас живой святой человек, но в моём представлении Ирина Валентиновна таким и является. Её эмоциональный рассказ о поездке хора в Сербию раскрыл в моих глазах христианку горячей, любвеобильной веры. Несомненно, эта вера и любовь перетекают и в чистые детские сердца и потому они поют просто ангельски. Ну, а из интернета я узнал, что Ирина Валентиновна - профессионал высшей пробы. Дай Бог настоящей подвижнице И.В.Болдышевой и замечательному хору под её управлением многая и благая лета!
25. lucia : Владимiръ
2011-01-10 в 14:04

Мои поздравления староверам и Кутузову. А ведь есть азница между критикой и походом в чужой мнастырь со своим уставом. Вочем. у староверов есть ли монастыри?
24. Владимiръ : 23. lucia
2011-01-10 в 10:06

На тему исона было общение между староверами разных согласий на их форуме.Они единодушны:исон-вещь неправославная(орган голосовой), латинское заимствование,которое сделали греки в 18 веке.К нему они все относятся неодобрительно.Считают его отступлением.Причем так говорят и их попы и их начетчики, и старые певчии.
Пение с исоном это уже двуголосие, а не единогласие.Создает исон по мнению староверов псевдомолитвенность,фальшивый образ молитвы.
Кутузов -историк знаменного пения придерживается также мнения о том,знамя это только унисон в древности,а исон позднее и его быть не должно быть.
23. lucia : Re: Петь как дышать
2011-01-10 в 03:50

Заметки о Древлеправославном "знаменном" пении
http://www.verardc.ru/default/node/8
22. lucia : Re: Петь как дышать
2011-01-10 в 03:47

Поют в наших церквях и антифонно. Этот способ также весьма древний, в христианском богослужении был применён св. Игнатием Богоносным в 107 году. Это - пение на два лика попеременно. Антифонно поются песнопения нетрудные по мелодии, которые делятся при этом по строфам, а не по стихам.

Более сложный способ пения - это пение с исоном. Исон означает ровный, продолжительный. Много поют с исоном в греческих и сербских храмах. Делается это так: два или три певчих исполняют исон, т. е. тянут основную ступень безпрерывно, до конца, а один или несколько других в это время пропевают слова песнопения. У нас знаменное пение с исоном находится в стадии возрождения.

Но всё же главной особенностью знаменного пения является построение его из готовых мелодических формул - попевок.

Попевка - это записанные в определённой последовательности знамёна, составляющие единое целое. Мелодия любого песнопения - это сочетание различных попевок. А весь огромный набор попевок разделён на восемь частей - гласов. Каждый глас имеет свой набор попевок и свои законы их сочетания. Гласы отличаются друг от друга, во-первых, областью звучания и, во-вторых, характерными попевками.
21. lucia : Владимiръ
2011-01-10 в 03:23

Да-да. а греками свет православия принесли тоже староверы. Вы можте оставаться при своем мнении, называть исон хоть органом, хоть чем. Но отчего не обратились к староверам? Нет таких староверов. чтоб хотелось им подражать. Если Вы являетесь регентом столь же прекраснрого староверческого хора. то. возможно. кому-то удастся вдохновиться примером.
20. Владимiръ : 18. lucia
2011-01-10 в 01:57

Мария,Вы наверно плохо понимате по-русски.Исона никогда не было в русской певческой традиции ,его не было ни у кого из православных.Если Вы возмете описание партеса,в книгах,то найдете,что и партес якобы православная традиция.Тоже самое исон.
Есть староверы разных согласиев,ни у кого из них не было и нет исона,потому,что его не было на Руси.Его и в нотах нет.То,что написано на вашем сайте про исон- неправда.Никакого исона Русь с крещением не получала.
Какой "царь всех знаков",что за глупость?
Знака исона в знаменах или в крюках не существует.Его нет и нотной нотации у греков в их древней нотации.У староверов не прерывалась знаменная традиция,в отличии от новобрядцев,нет у них никакого исона ни в Новозыбкове,ни в Рогожке,ни в Браиле,ни у часовенных,ни в Орегоне,ни у поморцев,ни у феодосиевцев,вообще ни у кого.Не надо придумывать глупость про древность исона.Его вообще греки-новостильники привезли после 90 годов 20 века,когда начали возрождать знаменое пение.
Знаменое пение называется единогласием.
Вместо того,чтобы обратится к своим староверам для возрождения знаменного пения обратились к новостильникам грекам,они и подсунули исон-орган.
19. lucia : . Владимiръ
2011-01-10 в 01:50

Уважаемый Владимир, Вы всегда применяте по отношению к своим опонентам нравоучительный тон, что выглядит высокомерно. А вот в отношении Ирины Валетиновны Болдышевой я никак не могу этого понять оправдать и простить.
18. lucia : Re: Петь как дышать
2011-01-09 в 23:44

В нашем монастыре возрождается традиция древнерусского богослужебного пения. Своими корнями она восходит к византийской певческой системе. Обращаясь к богатству древнерусских одноголосых распевов, таких как знаменный, демественный, путевой, сестры стремятся воссоздать тот род пения, который существовал на Руси на протяжении многих веков вплоть до середины XVII века, пока его не стало вытеснять партесное многоголосие, основанное на принципах западноевропейского искусства. Выбор сестер монастыря обусловлен не только стремлением вернуться к истокам православной церковной культуры, но и тем, что древние распевы оказывают особое воздействие на душу молящегося. Такое пение уводит душу от земной суеты, располагает к восприятию божественного и способствует молитвенной сосредоточенности, а значит, является истинно монашеским.
Диск с песнопениями сестер
Диск с песнопениями сестер

Особый характер придает пению такой элемент как исон - непрерывно длящийся звук, на фоне которого исполняется мелодия распева. Своей непрерывностью исон призван обращать ум к вечности, поэтому некогда он назывался "символом вечности", "царем всех знаков". Исон был неотъемлемой частью византийского пения, воспринятого русскими от греков еще во времена Крещения Руси. Эта практика доныне сохраняется как в Греции, так и в странах, находившихся под культурным влиянием Византии: Сербии, Болгарии, Македонии, и поэтому весьма уместно ее возрождение и в России.

представленного на этом диске наряду с великопостными и пасхальными песнопениями древнерусских распевов.
http://www.sestry.ru...e/singing/events/1/
17. Владимiръ : 14. lucia
2011-01-09 в 14:23

Мария,о чем Вы, об исоне-голосовом органе?
Так возмите древнии книги с нотацией,греческой,латинской(григорианский хорал), древлерусской-везде расписано всё на один единственый голос,никаких исонов и подголосков там нет,о том же пишет Кутузов.
При исоне -исполнители вообще слов не произносят,а гудят как пчелы.Пение это молитва,а молитва это слова со смыслом.
Исон это по-сути музыкальный инструмент,исполняемый голосом,только вместо меди и струн,звук,без слов издается человеческим голосом.По-сути это еще хуже чем партес,в партесе басы хоть слова произносят.
Православное пение это чистое единогласие,без подголосков и исонов,чему надо учиться у староверов,которые сие сохранили.Греки ввели исон наслушавшись его в качестве органа в костелах.
Архимандрит Константин Фотопулос описывает и защищает тот способ пения,который он использует.Он также пользуется новым еретическим стилем и будет и его защищать.Исон ,еще раз повторю вещь неправославная.
16. Владимiръ : 12. lucia
2011-01-09 в 00:04

Уважаемая Мария,а что из того,что мною написано является неправдою или оскорблением,и что Вам дало право делать такие выводы?Конечно Спаси Бог Вас за сей оскорбительный и издевательский вопрос.
Я всё удивлялся,чего Вы с Шахматовым бранитесь,оказывается в Вас самой есть причина.С уважением и пожеланием исправления и спасения.
15. Владимiръ : Анониму.
2011-01-08 в 23:55

Византийская традиция,как латинская(григорианский хорал) -единогласие,без исона.Критика адресована Ирине, а не Вам господин Аноним-без имени.Если Вы не понимаете,то писать не следует.
Почитайте,например Кутузова "История знаменного пения".
А вообще я ничего обидного не написал,хочет человек-изменится в лучшую сторону, нет- останется в том состоянии,что был.
Критика всегда полезней,чем похвала.За нее всегда надо благодарить,если она написаноа по-делу.У меня лишнего ничего не написано.
14. lucia : Владимiр
2011-01-08 в 23:21

ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ГОВОРИТЕ О ТОМ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ?

Не надо нам кифар, струн и органа…
Архимандрит Константин Фотопулос

В одной древней рукописной книге, учебнике византийской музыки, приводится следующий разговор учителя и ученика. Ученик говорит: «Учитель, прошу тебя именем Господа, покажи и изъясни мне музыкальные знаки, да преумножит Бог тот талант который Он дал тебе». Учитель же отвечал: «Если столь, брате, жаждешь научиться, собери ум свой и слушай меня. Я научу тебя тому, чего ты просишь, согласно с тем, что мне откроет Бог».

Слова эти лишний раз убеждают нас в том, что церковная музыка – не произвольное художественное самовыражение. Учитель музыки преподает ту музыку, которую он воспринял от своих учителей как дар, как талант, а ученик принимает ее со вниманием, почтением и благочестием. Она оставлена нам Святыми Отцами, которые, будучи просвещены Духом Святым, выделили и отринули в ней всякое зрелищно-мирское начало и установили для божественных служб те гаммы, ритмы и музыкальные фразы, которые помогают душе молящегося исполниться благочестия и возлюбить Бога.

В святом Евангелии говорится, что после Тайной Вечери Господь наш и Святые Апостолы воспели Бога и пошли на гору Елеонскую («Мф. 26, 30). Также Ап. Павел свидетельствует, что первые христиане воспевали Бога в псалмах, гимнах и духовных песнопениях (Эф. 5, 19). Таким образом, музыка использовалась в Церкви всегда. Историк Церкви Евсевий пишет, что псалмы и песнопения были созданы верующими «с самого начала для прославления Господа». Наряду с древнегреческим языком для составления гимнов, христианские поэты использовали и древнегреческую музыку, которая была распространена тогда во всем просвещенном мире. Великие Отцы трех первых веков, такие, как Св. Игнатий Богоносец, Св. Иустин Философ, Св. Иреней, Св. Григорий епископ Неокесарийский, чудотворец, проявляли особый интерес к псалмопению как к делу благочестивому и богоугодному.

Позднейшие Святые Отцы также проявляли большой интерес к церковной музыке и, продолжая древние традиции, были в одно и то же время и поэтами (гимнографами), и музыкантами. Так, святой Иоанн Златоуст в своем противостоянии еретикам-арианам, которые, соблазняя верных христиан, пели благозвучные гимны, в которых пропагандировали свою ересь, сочинил прекрасные благозвучные гимны с православным содержанием, чтобы верующие пели их и не уклонялись в заблуждения еретиков. То же делал и Афанасий Великий в Александрии, а Св. Ефрем Сирин, дабы защитить православных от еретиков-гностиков, которые использовали обольстительную музыку, взял фрагменты этой музыки и написал под них гимны православного содержания. В начале VI в. жил святой Роман Сладкопевец, который среди прочих гимнов сочинил ок. 1000 кондаков, а VII в. даровал нам Святого Андрея, епископа Критского, автора Великого Канона.

Особое место в певческой традиции занимает Св. Иоанн Дамаскин (676–756), который, помимо того, что писал прекрасные песнопения, систематизировал церковную музыку. Он разделил музыку на восемь гласов: первый, второй, третий, четвертый, первый плагальный, второй плагальный, третий плагальный (или варис) и четвертый плагальный, и установил способ записи музыки с помощью особых знаков. Святой Иоанн Дамаскин ограничил самовольное, мирское сочинение музыки и отстаивал в ней простоту и благочестие....
....Каковы же характерные черты Византийской музыки?

Прежде всего, византийская музыка – исключительно вокальна. В Ветхом Завете, как говорит святой Иоанн Златоуст, было разрешено использование музыкальных инструментов, так как разум евреев не был острым, и они бездумно следовали тому, что позволял им Бог во время жертвоприношений. «Однако сейчас, – говорит святой, – не надо нам кифар, струн и органа, а нужен наш язык, наш голос, который должен молиться и приближать к нам Бога нашей молитвой и благочестием».

Еще одна особенность византийской музыки: она монофонична. Поет ли один или много певчих, мелодическая линия остается одной и той же. Когда поет несколько певчих, слышится один голос. Это показывает единство веры, о чем мы молимся на каждой Божественной литургии: «И даждь нам едиными усты, единым сердцем славити и воспевати пречестное имя Твое».

Византийская музыка исполняется антифонно, то есть мелодия поется поочередно двумя хорами, правым и левым. Такое антифонное исполнение впервые было благословлено в Антиохии святым Игнатием Богоносцем, который сподобился видения Ангельских хоров, славивших таким способом Триединого Бога.

Поскольку в византийской музыке царит единогласие, особое внимание в ней уделяется украшению мелодии. Поэтому в ней наблюдается разнообразие музыкальных гамм с интервалами, не свойственными и не встречающимися в европейской музыке.

Параллельно с исполнением одноголосой мелодии следует исон, представляющий собой ровную музыкальную линию, которую исполняет часть певчих и которая как бы поддерживает основную мелодию, чтобы акцентировать ее, придать ей плавность, красоту и умиление. Изредка происходит изменение музыкальной основы исона.
13. Аноним : Владимр
2011-01-08 в 17:21

Какие вы, староверы, неприятные. Весь мир у вас только бъект критики. Еще уж тогда процитируйте Аввакума "А кириелейсон отставь; так еллины говорят, плюнь на них. Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек."
Вы хоть бы прочитали - византийская традиция. А когда хор Ирины Валентиновны поет знаменым распевом, то поют по-другому. Ваща критика неуместнак. Староверы слишком долго сидели в своей маленькой лодочке и стали мизантропами.
12. lucia : Владимiръ
2011-01-08 в 17:14

Вы. наверное. в церковь вообще не ходите?
11. Владимiръ : Критика
2011-01-07 в 14:24

Спаси Бог регента Ирину.Помощи Божией ,пусть дальше трудится.
Положительное: Хорошее произношение слов.
Отказ от партеса.
Приобщение молодого поколения к песопениям с юных лет.
Недостатки:
Первое:Головщик (регент)-это в первую очередь молящийся и должен стоять всегда лицом вместе с клиросом к алтарю во время богослужения ,а не спиной или все стоят боком к алтарю(латинско-еретическое ,а не првославное).Лицом к алтарю стоят всегда вместе клиросом головщики во всех древлеправославных храмах- староверы,как это всегда было на Святой Руси до преступной Реформы 17 века.
Второе:Исон-мужские голоса создают фон("мычат",а не поют в один голос со всеми), у Ирины исон тихий и сдержанный,но в православных храмах его быть не должно.Исон это "голосовой орган" по способу звучания или гудение,вещь абсолютно неправославная и не уместная в Церквах Православных,заимствование от латинских католиков от их органа.
Православное пение- только чистое единогласие-унисон, пение на службе в первую очередь молитва,где четко и понятно произносятся слова молитвы.Те ,кто поет исон,слова молитвы не произносят,а лишь "гудят" создавая фон.
Славить Бога едиными усты и единым сердцем.-означает единогласное пение,где все поют в один голос,четко произнося слова молитвы.
10. lucia : Re: Петь как дышать
2011-01-05 в 21:28

9. Old Crow : Анониму - 6
2011-01-05 в 17:36

Прекрасно!
8. Александр : Re: Петь как дышать
2011-01-05 в 15:33

Многая лета!!!
7. lucia : Re: Петь как дышать
2011-01-05 в 14:15

http://www.youtube.c.../watch?v=KrVPgofZ2aE
нами может быть еще хуже
6. Аноним : Re: Петь как дышать
2011-01-05 в 14:07

5. Шмелев Михаил : Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
2011-01-05 в 13:05

Пока среди нас есть такие лучезарные души, Россия не погибнет.
4. Игорь Валерьевич : Звучание
2011-01-05 в 11:59

Если уж на РНЛ появились видеосюжеты, то неплохо было бы в данном случае поместить запись хора, хотя бы в формате аудио.
3. Тамара : Re: Петь как дышать
2011-01-05 в 10:31

Мы попросим Отца Бога Света Ирине Валентиновне многая лета!
2. мария : Re: Петь как дышать
2011-01-05 в 01:56

МНОГАЯ ЛЕТА!
1. Аноним : Re: Петь как дышать
2011-01-05 в 01:41

Действительно, вместо того, чтобы собирать подписи против ледниковых периодов, лучше всем миром помогать таким детям и педагогам! Но всем приятнее разговоры разговаривать.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме