Газета «Петербургский дневник», официальный рупор горадминистрации, продолжает разыскивать среди питерских авторитетов различного профиля людей, кто в той или иной мере был бы не против - или даже за строительство «общественно-делового комплекса» под названием «Охта-центр». Мнение популярного петербургского композитора Иг.Корнелюка газета публикует в номере №30, от 09.08.2010).
На самом деле он «ни ярый противник, ни беззаветный сторонник» газпромовской башни, но «вообще не понимает, из-за чего весь этот сыр-бор». И дальше популярный петербургский излагает свою философию по этому поводу, оказавшуюся весьма ко двору на страницах и прямо-таки бальзамом на душу для газпромовских.
Что же поведал нам композитор?
Город - это такой же, оказывается, живой организм, как и мы с вами, значит - он должен развиваться. Охта, «по мнению многих, один из самых депрессивных районов нашем городе», поэтому возведение башни «только украсит правый берег Невы, сделает его привлекательным для жителей».
Что касается разговоров...
А что касается разговоров о «так называемой небесной линии Петербурга», продолжает наш популярный петербургский музыкант, то они «велись ещё сто с лишним лет назад, когда строился Исаакиевский собор: он тоже плохо воспринимался современниками... Те же аргументы столетней давности приводит всё та же вечно недовольная интеллигенция.»
Данная тирада позволяет нам сделать один оптимистичный вывод: наш музыкант если и относит себя к интеллигенции - то явно к её довольной части.
Присмотримся, однако, к его аргументации. Говоря, что город должен развиваться, композитор ломится в открытую дверь: кто бы спорил?! Но КАК должен развиваться город - вот в чём вопрос!
Утверждая, что при строительстве Исаакиевского собора шли «те же разговоры», композитор (возможно, с чужого голоса, когда же ему копаться в архивах!), ради измышления «убедительного» довода, голословно создаёт заведомо ложную картинку.
Строительство главного храма императорской столицы оправдывалось религиозными, эстетическими и политическими резонами - подчеркнём: эстетическими в том числе. В угоду же заказчикам разбираемой статьи композитор, уже как человек ХХI века, утверждает, будто собор «очевидно нарушает заповедную линию небес, напрочь выбиваясь из стиля всех окружающих построек» - к тому же находясь «не где-нибудь на окраине, а в самом сердце Петербурга». Не нравится это популярному петербургскому, будь его воля, он вынес бы храм куда-нибудь в Колпино. И как может церковный купол нарушить «заповедную линию небес», про это ведомо только авторитету питерского бомонда. А про то, что церковная архитектура заведомо отличается от окружающих построек, это ему подсказать никто не удосужился. Ну что тут скажешь - и о петербургском, и о его газпромовских!..
Даже если допустить, что споры вокруг строительства храма тогда и газпромовского монстра теперь - равновелики по своим масштабам и степени ожесточения (а это далеко не так!), то содержание этих споров принципиально различно.
В отличие от той поры, сейчас налицо идейное, мировоззренческое и социальное противостояние.
Православные агентства информации единодушно назвали «Охта-центр» антихристианским проектом (подробнее об этом см. ruskline.ru). Чудовищный фаллос напротив Смольного собора Воскресения Христова задуман как вызывающий символ торжества мамоны и попрания отечественной истории, христианских святынь. В поперечном сечении башня Газпрома являет масонскую пентаграмму, смотрящую в небе. Ниспровергатели исторической России на новом витке своих мутаций прежними печатями утверждают свою очередную тактическую победу.
Утверждение композитора об особой депрессивности Охты, якобы остро нуждающейся в ободряющем «подарке» от Газпрома, просто не выдерживает критики. Депрессивна вся российская «столица коммуналок», депрессивна вся российская деревня, не имеющая ни газа, ни какой-либо свободы хозяйственной деятельности.
Наконец, в северной столице пустуют тысячи квадратных метров офисных помещений, и на этом фоне строительство «Охта-центра» (вместо расселения коммуналок!) выдаёт ещё одну функцию фаллического монстра: стать памятником циклопической гордыне прихватизаторов. Господь посмеётся над этой гордыней, но должны ли мы позволять им подобное расточительство? Есть разумное и справедливое решение: сметную стоимость «Охта-центра» конфисковать в пользу газификации деревни, расселения коммуналок Петербурга и осуществления любого из музейных проектов на месте охтинских археологических раскопок*. Хватит на всё!
Воистину, проект Газпрома не имеет никакой общественной поддержки, если журналистам понадобилось извлекать композитора, который, по его же признанию, проводит в студии «большую часть своей жизни». По скудости своей аргументации, он вынужден повторять её в конце статьи: «я всё-таки думаю», «не понимаю», «изумляюсь», пустим «новое в нашу жизнь!».
Как последний аргумент в обоснование своей позиции, композитор обращается к собственному опыту: «Прежде композитор творил, сидя перед роялем. Теперь, сочиняя современную музыку для кино, невозможно обойтись без компьютера.» Конечно, кино и компьютер друг без друга не могут!
И далее компьютер, то бишь композитор, ставит точку: «...ценя прошлое, нельзя отменить законы жизни, главный из которых - движение и прогресс.»
Движение - куда? Неважно, отвечает компьютер, не покидающий пределов студии: «Движение и прогресс - это всё! Цель - ничто!»
Цель - её знает, например, Газпром...
* Проекты выставлены для обозрения в Союзе художников (Б.Морская ул., дом 38).