Хочу покаяться: отзывы на свои статьи, время от времени появляющиеся в Интернете, читаю не всегда. По причине, полагаю, уважительной - часто заглядывать во всемирную сеть нет не только желания, но и возможности. Однако отклики относительно текста, касающегося положения дел во Владимирской епархии, прочитал со вниманием, и как будто специально для того, чтобы вновь убедиться в правоте литературного классика - нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся... Хотели как лучше, а получилось... Несколько поколебавшись, решил свою позицию обозначить более подробно.
Наверное, в этом есть смысл ещё и потому, что теперь - пред всё возрастающей активностью самых разнообразных познеров, а вместе с ними и большой матерящейся толпы (протесты против строительства в Москве православных храмов - очередное об этом напоминание), разброд и шатания в церковном сообществе не только не утихают, но и усугубляются. (Всё-таки, не надо обольщаться, - народ наш, который иногда называют православным, пусть и неосознанно, в подавляющем большинстве своём склоняется к тому, чем реально живёт - к бытовому язычеству, а не к христианству). Собственно, разнонаправленные реакции, касающиеся конфликта вокруг Боголюбского монастыря - наглядное тому подтверждение. Для одних тамошний архимандрит Пётр - полусектант с «заморочками»; для других - рыцарь без страха и упрёка, столп православия. Конечно, судить о том, кого не знаешь - дело неблагодарное. Но всё же, говоря начистоту, возникают большие сомнения относительно трезвомыслия человека, как бы между прочим побывавшего в церковном расколе, почитающего революционера товарища Сталина по странному «совместительству» с царём-страстотерпцем, от тех же революционеров пострадавшего.
Существует святоотеческое выражение: свят, но неискусен... Личная праведность не всегда предполагает правильные отношения с окружающим... И, если взять во внимание факт, что личное субъективное мнение ещё не отменено, есть все основание предполагать: боголюбовский духовник - не совсем то, или совсем не то, что говорит и пишет о нём его апологет господин-товарищ Проханов, другие искренние, но не вполне ориентирующиеся в духовных реалиях, люди. Во всяком случае, с позиций неполитизированного Православия (хочется верить, имеющего право на существование) в отношении архимандрита Петра возникает множество недоумённых вопросов.
Сейчас, формально отправленный на покой, он фактически остался тем, кем был раньше. И мало кто теперь помнит, что лет семь тому назад вопрос стоял о более серьёзном каноническом прещении - запрете его в совершении богослужений. Ни много, ни мало - за угрозу физической расправы над своим правящим архиереем. Дело было тёмное, но, если учесть, что о. Пётр каялся, то значит, было за что... Тогда Владыка его простил, и отец Архимандрит остался наедине со своей совестью. Возможно, молчание епархиального начальства относительно того, что происходило в Боголюбском монастыре недавно, если там действительно происходило что-то неладное, этим и объясняется. Всегда везде что-то происходит; дыма без огня, как известно, не бывает. Но речь в данном случае идет не о конфликте, связанном с монастырским приютом. Призрачный «покой» о. Петра явился следствием указания, изшедшего из Чистого переулка. Владимирский архиерей, озвучивая его от своего лица, лишь подчинился церковной дисциплине, но, в конечном итоге, хоть и косвенно, оказался «пострадавшей стороной», критикуемый и справа и слева. Справа - за то, что о. Петра наказал; слева - за то, что долго не наказывал и наказал слишком мягко... Надо полагать, к вящему удовлетворению молодых церковных реформаторов и эффективных «менеджеров», для которых, если не сам Владыка, то его образ мыслей и жизни - «кость в горле»...
Кстати, то, что я писал о нём как о человеке святой жизни, и что ставят мне в вину, вовсе не означает, что он уже «иже во святых». Слава Богу, людей святой жизни ещё достаточно, ибо, если бы не их существование, мир давно бы провалился в тартарары. Конечно, не стоило бы вообще распространяться на эту тему, но повод, что называется, «вопиющий». И потом, - существуют вещи очевидные, во всяком случае, для тех, кто Владыку знает или знал.
Вспоминается случай из оптинской жизни, теперь уже более чем двадцатилетней давности... Молодой иеродиакон признался, что ему, двадцатитрёхлетнему мальчишке, наместник монастыря, тогда архимандрит Евлогий, поклонился в ноги (в непереносном смысле этого слова), прося не участвовать в монастырской смуте. Этому поверили, не усматривая театральности, ибо твёрдость и властность своего аввы (иначе бы он и не сделал то, что сделал) видели в редком сочетании со смирением, которое, как известно, - главный критерий духовного здоровья. Владыку Евлогия и любили и боялись и уважали за подвижническую жизнь... Положение не меняется. Клеветы и нападок также меньше не стало...
Конечно, трудно судить о подлинном, не видя его вокруг себя или забыв, как оно выглядит. Однако, очевидно: там, где Бог, «самопиаром» не занимаются. Так, как им занимаются некоторые нынешние «старцы» - «деланные» и «самопровозглашённые», «размахивающие» своими «харизмами» как флагами... Уж как-то совсем не похожи они на смиренных старцев-исповедников, с которыми когда-то посчастливилось встречаться, скрывающих данные им от Бога дары. Кроме любви, которую скрыть невозможно. Те успокаивали и объединяли, эти - смущают и сеют раздор. А ведь рамки Церкви небезграничны и, наверное, не стоило бы подталкивать к ним народ Божий, провоцируя его необдуманными поступками и словами. Ставший привычным факт, что за церковные границы кто-нибудь, да вываливается - беда... Бывший епископ Диомид, странные эсхатологически настроенные отшельники - направо; подрастерявший совесть о. Андрей Кураев, либеральные «новые православные» - налево... Впрочем, последние, похоже, об этом даже не догадываются...
Ещё недавно ситуацию в этом вопросе своим авторитетом сдерживал почивший Патриарх. Сейчас, судя по всему, она всё увереннее выходит из-под контроля. Создаётся впечатление, что неприятие друг друга людей, формально находящихся в одном церковном сообществе, сильнее, нежели, возможно, к явным безбожникам. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на любой православный блог... Вообще, нынешнее положение дел во многом напоминает то, что сложилось во второй половине XVII века, когда старообрядческий раскол ещё не возник, но все предпосылки к нему уже появились.
«Не будь вельми (слишком) прав», - это тоже выражение «из святых отцов». Наверное, если бы усилия, которые тратятся на исправление окружающих, люди потратили на исправление самих себя, на земле можно было бы создать идеальное человеческое общество... Но, так как этого не происходит, приходится утешаться другим - тем, что есть ещё в Церкви люди, умеющие молчать и честно делать своё дело. Так, как его делает владимирский архиепископ, многие другие архиереи, тысячи православных священников, монахов, мирян... Как бы пафосно это не звучало - по образу Христа, не отвечавшего на нелепые обвинения саддукеев, фарисеев, книжников...
Не обладая этим драгоценным даром, снова выступаю в роли персонажа известного советского мультфильма, который на свой пламенный призыв - «ребята, давайте жить дружно», слышит в ответ привычное - «Леопольд, подлый трус, выходи!»...
16. Предупреждение
15. Всем тем, кто хотел бы разобраться в ситуации
14. Павлу Смирнову (305)
13. Всем
12. Павлу
11. Павлу
10. Соборянину
9. Василию Ивановичу
8. Константину
7. Re: Синдром «кота Леопольда»