Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Правовые аспекты ювенальных технологий

Лариса  Павлова, Русская народная линия

Ювенальная юстиция / 27.12.2010


Доклад на Всероссийском Родительском Форуме (22 декабря 2010 г., Москва) …

Всероссийский родительский форумВ Москве прошел I Всероссийский родительский Форум, собравший более 3 тысяч участников из нескольких десятков регионов России.

Я представляю на Форуме общественную организацию - Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», которое уже более 10 лет занимается вопросами защиты прав семьи и ребенка.

Сегодня хотелось бы поговорить о ювенальных технология в России, о том, как они реализуются и к чему ведут. В связи с малым временем только о самых общих вопросах.

Нам говорят о защите прав ребенка, но мы слышим лишь о случаях, когда защита этих прав осуществляется путем отобрания ребенка из семьи, что ведет к разрушению, распаду семьи. Мы слышим о насилии в семье, но не говорим о том, что воспитание ребенка без принуждения невозможно и любое принуждение является по существу насилием. Не говорим о том, что запрет родителям на принудительные меры воспитания ведет к невозможности сформировать у ребенка нормальное правосознание и воспитать маленького человека как ответственную личность, как человека и гражданина.

Всем понятно, что разрушение семьи не есть защита прав ребенка. Разрушение семьи деструктивно, как всякое разрушение. Тем более разрушение основной социальной ячейки общества, пусть даже и слабой, и больной, тем более жесткими и просто жестокими методами. А когда эта ячейка разрушается исполнительной властью в лице органов опеки и судом - это похоже на государственную диверсию. Разрушить - это не построить. Семья - это каждый из нас, каждый имеет мать, отца. Лишение родительских прав это судебный акт - на основании которого дети, лишенные родителей говорят: у нас была мать, был отец. Это ли общественный и государственный интерес?

Ювенальные технологии. Отобрание детей это теперь почти ежедневная новость наряду с акулами в Красном море и последним выступлением Президента России. То, что ювенальные технологии отрабатывают методики отобрания детей по социальным показаниям, то, что вводится запрет на воспитание детей родителям под видом запрета насилия в семье и все это становится обыденным делом в любом уголке России, заставило родителей из разных уголков Росси объединяться и протестовать против подобных вещей. Этому и посвящен сегодняшний Форум.

 Являются ли российские ювенальные технологии неким ноу-хау?

Нет, это новое название старых методик, которым уже более 10 лет. Технология - это способ, механизм реализации. Ювенальные технологии - это составная часть ювенальной юстиции. Но только недавно мы стали ее называть на иностранный манер - ювенальные технологии. Это случилось тогда, когда механизм реализации прав ребенка был заострен на семью. Именно санкции против семьи, насильственный разрыв семейных связей - это модель западной ювенальной юстиции и ювенальных технологий. И не правы те, кто говорят, что раз нет ювенальных судов, то нет и ювенальной юстиции

К великой радости родителей и всех вменяемых сограждан в этом году Государственной думой была поставлена точка в идее создания ювенальных судов по примеру запада. Мол - не экономично, не разумно и не решает проблемы защиты ребенка по существу. Однако видится, что это не окончательное решение, так как эксперимент по ювенальным судам продолжается без наличия закона о них и сторонники ювенальной юстиции и ювенальных технологий будут «пробивать» его дальше. Не решает, так как нет надежных законов и механизмов в Российском государстве, которые бы надежно защищали семью. Ювенальные суды - это западное ноу-хау не только не решают проблемы защиты права ребенка на семью, но наоборот противодействуют этому и по существу являются механизмом разрушения семьи как социальной ячейки общества.

Немного о праве. Действующая на сегодня в России система защиты прав несовершеннолетних в основном сформировалась с принятием в 1998 г. Государственной думой 2-х законов: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации,  от 24.07.1998 N 124-ФЗ и ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". от 24.06.1999 N 120-ФЗ

Именно эти два федеральных закона являются правовой основой не только для профилактики правонарушений несовершеннолетних, но и для применения ювенальных технологий, На их основе принимается региональное законодательство и работают правоохранительные органы, органы исполнительной власти на местах, в том числе органы опеки и попечительства.

На основании этих законов приняты региональные законы в основном по профилактике преступлений несовершеннолетних, различные подзаконные (ведомственные) нормативные акты, которые и создают сложившийся механизм защиты прав несовершеннолетних (ювенальные технологии). Сейчас действуют различные так называемые подзаконные нормативные акты - это ведомственные документы. Например, разостланы в регионы для применения Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми (при письме Минобрнауки от 10.03.2009 г № 06-224) или в Московской области издана и действует «Инструкция о порядке взаимодействия служб системы профилактики по выявлению и принятию мер к устройству и оказанию государственной помощи беспризорным, безнадзорным, несовершеннолетним правонарушителям и семьям, оказавшимся в социально-опасном положении».

Эти региональные законы и тем более подзаконные акты практически не известны не только населению, но даже основной массе юристов. Их трудно найти, надо иметь доступ к дорогостоящей правовой региональной базе Консультант-плюс.

Самое печальное, что анализ этих законов позволяет сказать: реальный механизм защиты прав ребенка в России практически отсутствует и что вышеупомянутые законы и подзаконные акты в области прав несовершеннолетних являются правовой основой нынешней ситуации правового беспредела в отношении семей и их несовершеннолетних.

Итак, о двух основных федеральных законах: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка « № 124 и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120.

Что касается закона «Об основных гарантиях прав ребенка», то можно сказать, что это рамочный закон, который действуя уже 12 лет не решил вопросов защиты прав ребенка ни в области образования, ни в области здравоохранения, не защитил право ребенка на информационную безопасность, то есть в области СМИ. Права ребенка в этих областях решаются на уровне федеральных законов «О СМИ», «Об образовании», Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» и принятых в их развитие подзаконных актах. Механизм защиты прав ребенка и семьи в них не прописан. Все попытки принять законодательные акты непосредственно направленные на широкую защиту прав ребенка замалчиваются или попросту блокируются.

Например, попытки решить в Государственной думе вопрос об информационной защите ребенка ни к чему не привели. Максимум на что готовы законодатели дать маркировку об ограничении возраста детей при просмотре той или иной вредной для ребенка продукции (порно, эротика, жестокость). Но попробуйте ребенка отправить в интернет для просмотра, к примеру, сайта по истории государства Российского, как он во всей красе увидит всплывающие окна порносайтов с самой мерзкой порнопродукцией. От порнографической продукции защиты ребенку нет и лукавый «совет»: «выключи кнопку» не работает.

Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» уже давно лишили родителей права самостоятельно решать вопросы о лечении своих детей в возрасте от 15 до 18 лет. Например, лечение ребенка - наркомана от 16 до 18 лет решается с его согласия. Протесты против ЕГЭ ученых, родителей, педагогов привели к обратному результату: к тому, что ЕГЭ вышел из стадии эксперимента и принят за основную систему сдачи экзаменов в школе, но уже не только в выпускных классах, но и на других уровнях образования. Проект нового закона РФ «Об образовании» вообще предлагает ограничить право родителей на выбор формы образования и лишить детей их нынешнего права на домашнее (семейное) обучение. Все в школу, или в «города для детей», всех - под один гребешок, будут обучать новым нормам гуманистической морали, толерантности, свободы от родителей и семьи, так как нам это предлагают «новаторы» - авторы «Форсайт-проекта Детство - 2030» Пока еще не все дети обязаны ходить в детский сад, а ведь идея обязательного дошкольного образования уже была заявлена, но пока не прошла, скорее всего из-за нехватки детских садов и специализированных помещений в школах. Получается наша бедность пока помогает нам сохранить для дошколят право на семейное воспитание.

Регионы сделали, что могли в развитие федерального законодательства в области гарантий прав ребенка. Есть кое-что.

Закон Московской области, принятый во исполнение федерального закона № 124 называется «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области», аналогичные есть в других регионах. Данный областной закон касается контроля за нахождением детей в местах, в которых нахождение детей не разрешается: бары, пивные, иные места, которые могут причинить вред, налагает запрет на нахождение ребенка с 23 до 6 утра без сопровождения родителей. Есть законы в некоторых регионах о запрете продажи продукции сексуального характера или алкоголя в таких-то метрах от школы и тому подобное. Это все, что реально можно сделать на местах при отсутствии единого федерального законодательства по защите прав ребенка в области образования, здравоохранения, СМИ, социальных гарантий, гарантий прав на воспитание в семье. Все просто: делегировано регионам решать вопросы гарантий защиты прав ребенка, они пусть и решают, как могут...

Но правильно говорят: «Свято место пусто не бывает». Так и у нас, в России случилось. Пустота была заполнена. Стал активно реализовываться на местах закон № 120 «Об основах профилактики правонарушений несовершеннолетних». Именно он, как наиболее жизненный и подкрепленный механизмами реализации через исполнительные и властные структуры в лице органов опеки и попечительства, Комиссий по делам несовершеннолетних и органов МВД и прокуратуры стал «работать» не только при решении вопросов профилактики правонарушений, но и при решении вопросов, контроля над семьей и реализации ювенальных технологий.

Посмотрим, на его содержание и сформулированные в нем понятия.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц. (Внимание! понятие ненадлежащего исполнения обязанностей и каких именно обязанностей в законе отсутствует, так же как отсутствует в нем и размер, и форма содержания детям, что означает возможность любого толкования данных положений, что, впрочем, уже и делается)

Беспризорный - он же и безнадзорный, только еще не имеющий места жительства и (или) места пребывания (например у ребенка, как и у родителей нет регистрации по каким-то причинам); Закон сразу же делает ребенка, то есть несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении. Таким лицом признается лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. (Внимание! Это означает, что опасностью для здоровья может быть: не убранный неопрятный дом, ну а вши - это уже почти что эпидемия. Выбил стекло, толкнул одноклассника, сорвал урок или с ярким шарфом в черных ботинках кричал лозунги болельщиков-фанатов на стадионе и возле него - все это может расцениваться как правонарушение и антиобщественное поведение. Общественно опасен ребенок значит общественно опасна семья, его воспитывающая. Все сразу на учете и под контроль. Санкции известны: родителям - лишение родительских прав, уголовная ответственность родителя на неисполнение обязанностей по воспитанию (статья 156 УК РФ), ну а детям - насильственное пребывание в больнице, для начала, затем приют, детский дом, затем или опека и приемная чужая семья, а в конце возможно и детская колония. )

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

Это содержание федерального закона. А что в регионах? В некоторых регионах пошли дальше. Возьмем к примеру активный и крайне взывоопасный Краснодарский край.

Там пошли еще дальше. В законе Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений в Краснодарском крае» указано, что он является правовой основой для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики безнадзорности. В этом законе уже конкретно указано, что родитель решает только вопрос «о порядке и форме материального обеспечения» его ребенка, вопрос о размере содержании ребенка уже не входит в его компетенцию. Значит, сколько денег (или материального содержания, как в законе) надо тратить на ребенка вместо родителя теперь решают чиновники Краснодарского края. Родитель в Краснодарском крае обязан в силу упомянутого закона «обеспечить оптимальные санитарные и гигиенические требования при решении вопросов воспитания ребенка, выполнение ребенком учебных занятий». Интересно, какие такие санитарные и гигиенические нормы имеют в виду краснодарские законодатели? Как часто и какими средствами советуют убирать квартиру и дом с целью оптимизации процесса? Советуют ли они своим согражданам, как часто надо мыть голову и ноги детям, как оптимально? А можно ли детям обливаться холодной водой для закаливания, или делать зарядку и какая из них оптимальная, или это принесет вред здоровью?. На эти вопросы закон не отвечает. Но любое из действий родителя может быть поставлено ему в вину.

Может именно в связи с тем, что родители Краснодарского края уже крайне запуганы и боятся нормально воспитывать своих детей под страхом их отобрания, под страхом личной уголовной ответственности за ненадлежащее воспитание с применение насилия (читай принуждения) к детям, эти дети, будучи безнаказанны своими родителями, стали участвовать в бандах? Пример тому станица Кущевская, где участие в бандах и ОПГ молодежи, практически детей зафиксировано всеми СМИ. Наверняка будут и другие случаи.

А ведь в законе прописано более девяти структур, которые призваны реализовывать закон: «комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы управления образованием, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы внутренних дел (милиции), органы управления культурой, досугом, спортом и туризмом, другие органы»

Воистину «Семь нянек, а дитя без глаза». Все структуры Краснодарского края, ограничив права родителей на воспитание своих детей, не смогли предотвратить участие молодежи в бандах, в кровавом убийстве в станице Кущевской. А Краснодарский закон по профилактике правонарушений типичен, он во многом совпадает с другими региональными законами, именно по ним осуществляется профилактика правонарушений, в его основе лежит Федеральный закон № 120. Что нас ждет в других регионах, когда в Москве уже было протестное пятитысячное шествие молодежи на Манежной площади, сопровождаемое насилием? Каким структурам мы отдадим на перевоспитание детей- правонарушителей. Ведь родитель теперь не вправе применить к ребенку принудительные (насильственные меры) воспитания? А структуры: детские колонии и детского дома, куда попадут дети правонарушители, не будут ли применять к ним насилие? Мы все помним бунты в детских колониях и детдомах в прошлом и уже в этом году.

Но давайте посмотрим на не столь активный регион. Каков размах профилактики правонарушений например в более или менее спокойном регионе - Рязанской области, где низка детская преступность, родители еще как-то могут воспитывать своих детей и их не так часто отнимают. Как чувствует свою защищенность семьи в Рязанской области?.

Посмотрим на примере отчета « О работе по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних Рязанского муниципального района» (материал размещен в интернете).

В отчете указано, что за 2 месяца (до 1 марта 2010 г.) на территории совершено 6 преступлений: 4 кражи 2 угона транспорта. Форма работы: за 2 месяца 2010 г. проведено КДН и ЗП 6 заседаний, на которых рассмотрено 43 вопроса. Комиссией рассмотрено 15 административных протоколов в отношении детей и 24 протокола в отношении родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности. (Внимание! Это значит, что преступлений 6, а родителей уже наказано 24, по крайней мере 18 из них не за правонарушения детей.)

На 1 марта 2010 г. в районном банке данных на семьи, находящиеся в социально опасном положении, значится 106 семей, в которых проживает 108 детей.

Давайте, в связи с отсутствием доступности к официальной статистике, сами посчитаем количество неблагополучных семей в Рязанской области и в России в целом. Если брать статистические данные по Рязанскому муниципальному округу за основу, для верности понизив ее до 100 неблагополучных семей в одном муниципальном образовании. Получим следующие цифры. В Рязанской области муниципальных образований и городских округов - всего 60, значит в Рязанской области состоит на учете по меньшей мере 6000 семей. В России 83 субъекта Федерации, и их значительная часть более населены, чем Рязанская область. Умножим 83 региона на 6000 неблагополучных семей и получаем 498.000 неблагополучных семей по России. Все они уже состоят на учете и на контроле. То есть где-то каждый девятый россиянин уже занесен в списки (базы данных) неблагополучных, группу риска и имеет реальную возможность пострадать. Думается, что реальные статистические цифры значительно выше, но к ним нет доступа. В проекте изменений в законодательство, обсуждавшемся летом 2010 г. Общественной палатой при Президенте РФ указывалась цифра в размере 12 миллионов детей, которые в силу малообеспеченности семей могут подпасть под необходимость регулирования их жизни в семье.

Ну и еще один аспект. Какими методами действуют чиновники- специалисты, приставленные к детям, которые по мнению сторонников ювенальной юстиции лучше родителей справятся с воспитанием детей. Опять на примере Рязанского муниципального округа. «Проведена воспитательно-профилактическая работа в...школе, проводятся спортивные соревнования, пред началом показывается фильм о вредных привычках и здоровом образе жизни, соревнования по волейболу - пишется в отчете- далее, совместно с Управлением ФСКН и Управлением образования проводятся мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма» Насчитала 4 основных вида мероприятий. Все формально - это культпросвет работа, то что может дать чиновник и не более. Да вот еще одна, пожалуй наименее формальная и наиболее действенная форма деятельности. Та самая проверенная временем и результатами - форма наставничества. «За всеми несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете, закреплены наставники из числа уважаемых жителей села»,- указано в отчете. Может именно из-за работы с подростками уважаемых жителей села, а не просто «горе - специалистов», более или менее спокойно в Рязанской области? Да и известно, что власти области тесно сотрудничают с Русской Православной Церковью в данном регионе в области духовно-нравственного воспитания. Одни весенние балы совместно проводимые для молодежи в Рязани чего стоят. Туда школьники стоят в очередь, чтоб попасть и в бальных платьях потанцевать вальс.

Итак, почему вышеуказанные федеральные законы, призванные защитить ребенка и семью не дает положительных результатов и, наоборот, работают против семьи?

Их недостатки очевидны: отсутствие четких правовых понятий и введение расплывчатых понятий: таких как семья в социально опасном положении; отсутствие регламентов деятельности структур, задействованных в работе с детьми, семьей; не обеспеченность гарантий защиты конституционных прав личности на защиту семьи, частную жизнь, личную и семейную тайну; криминализация без достаточных оснований естественного права родителя на воспитание своего ребенка методом принуждения (насилия) и следовательно нарушения принципа презумпции невиновности.

В итоге работа строиться на подзаконных актах, разнообразных ведомственных актах, методических письмах, рекомендациях, которые не известны населению, которого они касаются.

В заключении можно указать на то, что и прокурорские проверки действия ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обращают внимание на то, что «практика применения Закона о профилактике в Москве, Московской, Владимирской, Кемеровской, Томской, Тамбовской, Новосибирской областях показала, что уже с первых дней обозначились его слабые стороны: несовершенство отдельных норм, необходимость дополнительного нормативного регулирования. Нет единообразного толкования и применения Закона (по материалам совместной статьи Н.Волковой - заместителя начальника управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры РФ и О. Величко, доцента Института повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ)

Характерно, что прокуратура заботится о соблюдении прав ребенка, но сама не только не в состоянии реально что-то сделать, кроме как зафиксировать нарушение прав, но сказать о том, как и кто создаст должен защитить права ребенка.

Остается один способ - способ контроля над семьей путем изъятия детей и лишения родительских прав. Для этого есть структуры и законы. И реально мы можем получить только:

- установление жестокого контроля над семьёй, в том числе при оказании социальной помощи;

- введение обязательного уровня материального обеспечения (содержания ) и обеспечения жильем ребенка, несоответствие которому повлечёт изъятие детей по бедности;

- усиление уголовной ответственности за невыполнение родителями обязанности по воспитанию ребенка, сопряженное с жестоким обращение с детьми, под которым понимаются любые принудительные воспитательные меры, которые расцениваются как насилие, жестокость и ограничения прав и свобод ребенка;

- проведение милицейских расследований на предмет установления «вины» родителей по любому телесному повреждению, или заболеванию ребенка.

- введение антисемейного и антизаконного «Единого детского телефона доверия» для доносов детей на родителей и незаконного сбора информации о частной жизни каждой семьи;

- отмену положений закона «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» и введение системы принудительной вакцинации;

- введение обязательного сексуального «просвещения», под видом «здорового образа жизни».

При подобном положении вещей трудно ожидать, что родители спокойно согласятся с давлением, которое на них оказывается. Трудно ожидать социального согласия и взаимодействия власти и общества. Хочется надеяться, что те, от кого зависит принятие решений, проявят здравый смысл и политическую волю для ликвидации напряженности в обществе, реализации в стране законопроектов, направленных на реальную поддержку семьи и ребенка, создания атмосферы доверия государству, уверенности в том, что оно может защитить своих граждан от произвола, насилия и жестокости.

Лариса Павлова, член Правления Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», адвокат



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. скептик : Re: Правовые аспекты ювенальных технологий
2011-01-21 в 00:57

2 Светлана
странные вы какие-то мысли думаете.
вы уже сейчас живете при ювенальной юстиции, и отнюдь не все работники соцорганов обладают такими мечтами, которые вы им приписываете.

насколько видно из проекта реформ в юю, никто ребенка семьи лишать не собирается. важно другое: как теоретические аспекты реформ воплотят практически.
а воплощение это зависит от от деятельности чиновников, так и от действий простых людей.
3. Читатель : Не надо ражать
2011-01-20 в 22:48

Действительно задумаешся,а нужно ли все это?! Дети от которых будут проблемы в личной жизни Пример:Мама купи машинку_не купишь ну все пошел звонить в ....и это просто шутки,прошу заметить "подростков" и это только начало!
2. Светлана : КТО НАС ЗАЩИТИТ ОТ ТАКОЙ ЗАЩИТЫ?
2010-12-27 в 14:04

Мечта ювенальщиков:
- Родителей заменить "прекрасными" психологами и "замечательными" социальными работниками,
- кровную семью заменить разного рода суррогатами - патронажной семьей, детским домом, приемной семьей, приютами;
- школу – чипированием;
- медицину – вакцинопрофилактикой;
- воспитание – секс – «просветом»
-вместо оказания социальной помощи «неблагополучным семьям» - лишение родительских прав, выселение из жилища, взыскание алиментов на содержание ребенка и( кроме того с них будет взыскиваться моральный ущерб за вред, нанесенный ребенку). В случае невыполнения требований, предъявленных к родителям – «отсидка за решеткой» или трудовая колония;
- Вместо защиты прав человека – насильственное разрушение семьи, умаление прав родителей,
«неумеренные» права ребенка.
- вместо оберегания и особый защиты ребенка в силу его физической и нравственной незрелости - расширение его «прав» и постановку этих прав выше прав человека (родителя, учителя,врача…); вместо права ребенка иметь семью и знать своих родителей, право воспитываться в семье – лишение этого по различной «интерпретации» чиновников;
- вместо справедливых судов – превентивное и карательное правосудие; вместо наказания несовершеннолетних преступников - система «примирительного» правосудия
Нарушение прав затрагивает почти все сферы жизни человека: жить в кровной семье, с родными людьми, прав на социальную защиту, образование, право на лечение (а не насилие), право на жилище, защиту нравственности , защиту от информации, от порно – продукции, от наркотиков, от вторжение в личную жизнь и сбор конфиденциальной информации, неприкосновенности жилища, презумпции невиновности родителей, права на их воспитание и многое МНОГОЕ другое.
Таким образом, любой человек, имеющий ребенка, попадает в такую группу риска, находясь в которой, он не только может быть лишен ребенка, но может быть лишен основных прав - права на жилище и даже права на свободу. В связи с этим возникает вопрос, а что от этого выигрывает ребенок? Что мы ему даем, лишая его семьи? Этот вопрос не обсуждает никто.
1. Просто читатель : видеоматериалы
2010-12-27 в 09:26

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме