itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Только с помощью Церкви человек может получить подлинное освобождение от наркотика»

Краткий анализ ситуации в области реабилитации нарко- и алкозависимых в Российской Федерации

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
277
Время на чтение 8 минут

В течение многих лет существования Православного братства Святого Духа мне как руководителю реабилитации зависимых людей много раз приходилось сталкиваться с совершенно разными методиками и техниками реабилитации. Это и группы анонимных алкоголиков, многочисленные светские негосударственные, частные пансионаты и клиники, а также всевозможные сектантские, как правило, неопятидесятнические стационарные центры. За время существования наших православных центров мы приняли больше 1000 человек. Общение с каждым вновь прибывшим, его рассказ о клиниках и других заведениях помогли мне придти к выводу, что только с помощью Церкви человек может получить подлинное освобождение от наркотика. Чтобы не быть голословным, я провел небольшое исследование, не претендующее на исчерпывающее рассмотрение вопроса, но, тем не менее, дающее возможность сделать сравнительные выводы. В своей работе я рассмотрю три типа организаций занимающихся реабилитацией:


Частные коммерческие клиники и государственные наркологические стационары.


В качестве иллюстрации к проблеме приведу цитату известного врача психиатра-нарколога Нурисламова, который очень точно охарактеризовал ситуацию: «Хочется отметить зачастую полную коммерциализацию наркологических стационаров – явную в случае открытой информации о стоимости услуг. Но чаще скрытую коммерциализацию (для государственных учреждений) и, проявляющуюся в практическом отсутствии оказания бесплатной медицинской помощи с намеками на возможность ее платного оказания в большем объеме и вплоть до откровенного отказа в бесплатной госпитализации больному при его обращении самотеком, даже если есть свободные койки, но они приберегаются для платного больного. Создаются определенные препоны госпитализациям в виде предварительного посещения наркологического диспансера за направлением на госпитализацию и требования обязательной сдачи анализов на гепатиты B, C, и ВИЧ перед госпитализацией. Подобных требований «платным» больным не предъявляется».
Возьмем для примера клинику известного доктора Маршака, которая, благодаря рекламе, стала одним из самых известных в стране центров лечения от наркозависимости. Научный руководитель клиники, сын знаменитого писателя, биофизик Яков Маршак утверждает, что 66 процентов пациентов прекращают навсегда употреблять наркотики. Отчаявшиеся родственники наркоманов, узнав о чудо-клинике, порой даже продают квартиры для того, чтобы оплатить лечение. А это удовольствие ни много ни мало до 10 тысяч долларов.
Увы, но гарантии, что лечение окажется эффективным, нет. Более того, известны случаи, когда после нескольких дней, проведенных в центре Маршака, состояние пациентов ухудшалось настолько, что им приходилось прерывать курс лечения и отказываться от услуг наркологов. Клиника в таком случае, естественно, деньги возвращать отказывается.
А вот другой поразительный случай, произошедший так же в одной из частных клиник, которую по этическим соображениям назвать не будем.
Когда 20-летний Алексей Семенов с передозировкой попал в реанимацию, на семейном совете было принято решение лечить парня в хорошей клинике. Знакомые посоветовали один известный центр. Воспоминания от "лечения" у Алексея сильно отличаются от рекламы:
- Как только я туда приехал, меня заперли в изолятор и продержали сутки одного в закрытой комнате. Хорошо, что хоть еду приносили. Весь курс лечения состоял в том, что с нами усиленно, по три раза в день, занимались йогой, выдавали всем одинаковые витамины и устраивали психологические тренинги, которые проводил бывший наркоман. С каждым днем я чувствовал себя все хуже…
За несколько дней, проведенных в клинике, Алексей несколько раз терял сознание. На четвертый день у него началась рвота, отнялись ноги. Но и тогда медицинской помощи ему не было оказано. Ему даже не позволили пропустить занятия йогой. Алексей вызвал родителей и покинул клинику навсегда.
- Я была просто в шоке от случившегося. Самое ужасное, что как только сын попал в стационар, я ничего не могла узнать о его состоянии, - со слезами на глазах рассказывает Тамара Геннадьевна, мама Алексея.
- Посещение больных в этой клинике категорически запрещено, сын тоже не всегда мог позвонить домой - существует строгий график звонков. Меня же врачи уверяли, что с моим ребенком все в порядке, и он быстро идет на поправку. Но когда я приехала за ним, он не мог даже самостоятельно ходить.
Не меньше опасений вызывает и очень известная клиника господина Назаралиева. Доктор Назаралиев работает и живет в городе Бишкек (Киргизия). Из-за удаленности от центра России, ему удается сохранить ореол таинственности, существующий вокруг его метода.
Министерство Здравоохранения России предлагало доктору Назаралиеву поддержку в распространении его подхода на территории Российской Федерации при условии, что доктор опубликует в приемлемом для научной медицины виде описание своей методики. Однако в ответ на это предложение последовал категорический отказ. Так как, не заключается никаких двусторонних договоров, а только берутся расписки о том, что «чтобы ни случилось с больным во время и/или после лечения, в том числе и в отношении срыва, клиника Назаралиева не несет никакой ответственности перед своим клиентом».
В заключение скажу, что основная проблема частных клиник – деньги. То есть наркоман интересует их не как человек, которому нужно помочь, а как источник дохода. То есть в основе их деятельности лежит не сострадание и христианские добродетели, а просто жажда наживы. Поэтому оказав первичную помощь, подержав его под капельницей и получив за это деньги, они отправляют его снова в мир. При этом их не интересует, куда он пойдет, с кем будет общаться и т.д. Как правило, судьба бывших пациентов не отслеживается. Фантастическая статистика исцелений, которую декламируют все частные клиники складывается из количества выписанных, а не вернувшихся к нормальной жизни людей. Клиника может помочь восстановить здоровье, но она не может дать смысл в жизни, не может изменить сознание человека. Попадая в прежнюю компанию, человек снова срывается, так как не видит стимулов бросить наркотик.


Реабилитационные центры религиозных сект.


В последние годы некоторые средства массовой информации расхваливают так называемые центры реабилитации, которые создаются при активном участии неохаризматических религиозных организаций якобы для лечения людей, страдающих от наркомании и алкоголизма. Та некомпетентность, с которой эти организации заявляют о своих намерениях и даже успехах в лечении наркозависимых, и та некорректность, с которой эта ложь распространяется через печать и телевидение, наталкивают меня, психолога с многолетним стажем практической работы на мысль: если эти реабилитационные центры в самом деле настолько эффективны и прогрессивны, то давайте закроем все наркологические стационары, диспансеры, прекратим подготовку специалистов, прекратим производство медикаментозных препаратов, закупку дорогостоящего диагностического оборудования, а все средства направим на расширение и развитие неохаризматических организаций, которые стараются убедить нас и все общество в том, что им по плечу борьба с тяжелейшим недугом человечества - наркоманией.
Что же предлагают центры реабилитации, создаваемые отечественными неопятидесятническими сектами? Мне приходится постоянно общаться с людьми, прошедшими через эти центры. Многие из них после такой "реабилитации" не только не бросили наркотики, но стали употреблять их еще более активно. И если ранее личность была зависимой от наркотиков, то, попав в такие "центры", она становится зависимой от секты: становится всецело покорной ей, безвольной, безынициативной. Секта окончательно подавляет волю человека, способность критически мыслить, изолирует его от средств массовой информации, осуществляет жесткое психологическое насилие. За реабилитацию наркоманов там берутся люди, не имеющие элементарных медицинских знаний и навыков. Вся "реабилитация" построена на неукоснительном подчинении воле "целителя", чтении Библии и искусственном погружении больного в особые психические состояния, именуемые трансом, когда наркоман "вдруг" якобы озаряется "познанием истины", в нем открываются необычайные духовные способности, в частности дар "говорения на ангельских языках", неописуемый "духовный восторг", "видения", схожие с тем же "кайфом", который испытывает обычный наркоман. Грани между покорностью и смирением, которые проповедует, например, Православная Церковь, и религиозным фанатизмом в секте совершенно стираются. Все окрашено либо в черный, либо в белый цвет.
Вывод: несмотря на заявления о бесплатной реабилитации существуют многочисленные факты, говорящие о том, что прошедшие реабилитацию расплачиваются не только крупными сбережениями, но и квартирами, машинами и другим ценным имуществом. Родственники наркозависимых всеми правдами и неправдами втягиваются в секту, в которой отчисление десятины является обязательным требованием для всех адептов. При этом, благодаря широкой рекламе, удается собирать деньги с сердобольных предпринимателей и бизнесменов, якобы на благое дело. Выявлены факты оказания финансовой помощи от политических организаций из-за рубежа. Нельзя не упомянуть об использовании в сектах психопрактики достижения эйфории, которые в сочетании с втягиванием в секту оказывают огромное влияние на психику.
Реабилитация, как правило, представляет собой жесткую систему, похожую на места заключения. При этом там реабилитируемые испытывают психологическое насилие, направленное на вовлечение в секту. Является фактом так же использование физического насилия для поддержания порядка и принуждение к работе.


Православные реабилитационные центры.


В основе деятельности всех православных центров лежит, прежде всего, исполнение заповеди Спасителя «возлюбить ближнего как самого себя». Деятельность наших центров уникальна тем, что мы не используем медикаментозного лечения. Наркомания - это болезнь души, а не медицинское заболевание. Если посмотреть на типичную судьбу наркомана, то мы увидим, что желание принять наркотик возникло не из-за простуды и не передалось воздушно-капельным путем. В основе наркомании всегда лежит грех. Грех родителей, которые пеклись о заработке денег, предоставив воспитание ребенка уличным друзьям. Реабилитация в православном центре – это, прежде всего, поиск смысла жизни. Это попытка достучаться до человека и показать ему все настоящие прелести жизни. Прелести семейной жизни, радость посещении храма, изучение священного писания, культуры и истории Родины.
Сама идея создания православных реабилитационных центров первоначально предусматривала, что нахождение там будет временным. В большинстве случаев так и бывает: после избавления от недуга ребята возвращаются в большой мир, находят работу, обзаводятся семьями. Но немало и таких, которые вновь возвращаются сюда. Нет, они не сорвались, не подсели вновь "на иглу". Они возвращаются для того, чтобы работать здесь, помогать новым членам общины избавляться от пагубного пристрастия. То есть у людей есть возможность жить в миру, при этом оставаться внутри Церкви. Благодаря этому, благодаря тому, что наркоман знает боль и ужас зависимости, он искренне хочет помочь другим не повторить своей ошибки. И нужно сказать, что из них получаются отличные лекторы. Именно благодаря этому нам удается за год прочитать сотни лекций в школах и высших учебных заведениях, участвовать в конференциях и семинарах, консультировать государственные и муниципальные органы власти.
В реабилитационной работе православных центров создана так называемая «терапевтическая среда». Это означает, что буквально всё, от интерьера и распорядка дня до молитвы, направлено на решение проблем зависимости. По возможности комфортные условия, доброжелательная атмосфера, организованный досуг и получение знаний, занятия спортом, молитва и труд, позволяют пациентам не чувствовать себя в «больничных» условиях. Кроме того, мы не стремимся принять человека на реабилитацию любым способом. Нам нужна, прежде всего, добрая воля человека. Также роль играет его согласие и стремление получить исцеление, а не положение его родителей и наличие больших доходов. На этом (начальном) этапе люди больные наркоманией и алкоголизмом приходят в наши информационно-консультативные центры, где в процессе беседы со священниками, референтами-психологами определяются особенности их личности, душевное и духовное состояние, мотивация на лечение, их психосоциальный статус. Сразу же составляется ориентировочная программа лечения, реабилитации, социальной адаптации - то есть полного восстановления человека и его возвращения к нормальной жизни. Нормальная жизнь – это значит не просто перестать колоться. А это значит создать семью, получить образование, найти работу. И мы по мере возможности пытаемся помочь им в этом. Мы отслеживаем их судьбу, проводя таким образом социологический мониторинг, и всегда готовы снова придти на помощь. Не остаются в стороне и родственники зависимого. Созависимые члены семьи обычно стесняются самого факта наличия среди них больного алкоголизмом или наркоманией. Уже самые ранние исследования семей наших ребят показали их повышенную чувствительность к реакции социального окружения на их проблему. Обнаруживается своеобразный замкнутый круг: то, что в семье есть наркозависимый человек, ощущается как "позор", и это делает такую семью весьма чувствительной и даже мнительной по отношению к окружающим, что в свою очередь, поддерживает ощущение "отверженности" и "позора". Это представление мы и пытаемся преломить. Это делается также через постоянные беседы и, что самое главное, через общение таких семей друг с другом. Это помогает им увидеть, что они не одни в своем горе. Что есть такие же родители, которые могут им помочь, подсказать советом или даже просто утешить.
Николай Олегович Новопашин, руководитель РООО «Ростов без наркотиков»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Новопашин
«Казачество - это образ жизни, а не конвейер!»
По словам Николая Новопашина, современные казаки зачастую не способны перейти от слов и мышиной возни к делу
03.10.2013
Губка Боб - олицетворение нашей молодежи?..
Впечатления от встречи со старшеклассниками
06.09.2013
Николай Новопашин: «Русскому народу есть чему поучиться сегодня у мусульман»
О намазе в Пятигорске, духовной деградации и ее последствиях
23.08.2013
Все статьи Николай Новопашин
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
«Я бы ввёл ответственность беременным за курение»
Виталий Милонов поддержал предложение ограничить продажу табачной продукции беременным и гражданам с детьми
06.03.2024
«Чувствовалось единение всех представителей Федерального собрания»
Впечатления и размышления депутата Госдумы Александра Спиридонова по итогам Послания Президента
02.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии