«И сербы, и их неприятели знают: до тех пор, пока существует единая Сербская Православная Церковь, до тех пор расщепление сербского национального бытия не завершено. Если это так, то не смеем оставаться бессловесными перед процессами, которые - когда вопрос заходит о Церкви - разворачиваются всё быстрее и быстрее. Одним из процессов, который может иметь далеко идущие последствия - не только для существования СПЦ, но и всех поместных православных церквей - является то, что разворачивается параллельно подготовке к проведению Вселенского собора». Этими словами начинается обширная аналитическая статья публициста сербского патриотического журнала «Печат» Владимира Димитриевича[1], в которой давление на владыку Артемия рассматривается в контексте выравнивания идейного пространства внутри СПЦ накануне предполагаемого Восьмого Вселенского Собора.
В отличие от предыдущих Вселенских Соборов, средоточием которых в конечном итоге были вопросы сотериологии, отличительной характеристикой планируемого Восьмого Собора будет, по словам В.Димитриевича, «догматический минимализм».
Предполагаемый Собор будет касаться в основном организационных тем: вопрос православной диаспоры, порядок провозглашения автокефалии и автономии, диптих, календарь, возможность второбрачия священства, сокращение постов, а также отношение с инославными.
Поскольку всё это мало чем отличается от ватиканского «аджорноменто», то вполне логично для организаторов торжества маргинализировать несогласных с линией партии.
Об этом говорено неоднократно, не станем сейчас останавливаться на общих рассуждениях.
Одним из самых болезненных вопросов для сербов могут стать вопрос диаспоры и вопрос порядка провозглашения автокефалии. В первом случае речь идет о переподчинении заграничных приходов СПЦ Константинопольскому патриархату, а во втором - провозглашение автономных от Белградского патриархата «Черногорской», «Косовской», «Боснийской» и т.п. автокефальных церквей.
Это церковное разделение может привести к искажению - а в перспективе - и забвению уникальности Святосавской церковной традиции. Той традиции, того нелюбимого обновленцами «быта», который удерживал сербов на протяжении веков в рамках национально-религиозной общности, а, значит, сводился вовсе не к быту и не к «сакральному национализму», но, в конечном итоге, оберегал от пагубного для души отпадения в латинскую или мухамеданскую ересь. Нечто подобное можно сказать и о специфических духовно-национальных традициях армян и коптов, с той лишь разницей, что Святосавская церковная традиция не содержит в себе ничего противного Православным догматам.
Неприятели сербства отдавали себе отчет в том, что сербы как народ будут существовать до тех пор, пока будет существовать Святосавие. Может быть утрачена армия, даже государственность, но следование заветам святителя Саввы не позволит сербам прекратить существование как народу. Интересно, что выдающийся сербский историк Джеко Слиепчевич так охарактеризовал духовную суть турецкого ига: «османы разрушили перегородки феодальной раздробленности, раздиравшие древнесербский народ, в результате чего все те, кто славил Крестную Славу, из представителей взаимно враждебных кланов превратились в единый народ». Иными словами, турки - по Промыслу Божию - сыграли в становлении сербского народа примерно такую же роль, как ордынцы - в становлении русского народа.
Автокефалия древнесербской архиепископии была в 1219 г. получена свт. Саввой от руководства Никейской империи, поскольку Никея, в числе прочего, была заинтересована во всяческом ослаблении альтернативного претендента на роль наследницы Константинополя - т.е. Охридской Архиепископии.
В юрисдикцию Охридской Архиепископии сербы были возвращены в 1459 году, когда турки ликвидировали остатки сербской независимости. В 1557 году сербский патриархат был восстановлен. Это было сделано великим визирем при дворе турецкого султана - Мехмед-пашой Соколовичем. Великий визирь полагал, что для того, чтобы сделать из сербов союзников Порты в борьбе против Габсбургов и Венеции, необходимо пойти на некоторые уступки, могущие в глазах сербов сделать власть мусульман более привлекательной по сравнению с властью католиков. Патриархом обновленной Печьской патриархии стал родной брат великого визиря - Макарий Соколович.
Однако в 1689 году сербы таки поддержали католическую армию Священной Лиги, которая вторглась в пределы Османской империи. После изгнания католической армии за Дунай, турки сделали ставку на исламизацию арнаутов, именно тогда получившие возможность сменить бесплодные скалы «страны орлов» на плодородные земли Косова и Метохии. А Печьская патриархия в 1776 году была вновь ликвидирована.
Сербы в очередной раз стали чадами греческой церкви. Как известно, попытка взращивания в славянской пастве Сербии и Болгарии византийского мессианства закончилась отторжением балканскими славянами всего греческого и банальным национализмом. Но тут уж беда не столько в пастве, сколько в пастырях.
Особое раздражение у греков вызывала традиция Крестной Славы, в которой виделось отступление от универсального православия и т.п.
Об опасности перетапливания частей Сербской Церкви в «анациональной европейской православной церкви» предупреждает и председатель внешнеполитического совета Сербской Демократической партии Предраг Николич.
Кстати, в конце 90-х черногорские сепаратисты выступили с популистским лозунгом: «Сербская церковь - церковь свт. Саввы, а наша церковь - церковь Христа»! Ясно, что лозунг пришелся по душе всем, кто был настроен на разрыв с общесербским национальным корпусом.
Другой лозунг, который обращает на себя внимание в связи с вопросом унификации Православия: «Вместе мы сильней!»
Речь идет о деятельности Постоянной конференции православных епископов Америки[2] и об очередной попытке слияния церковных диаспор в единое целое. Этой теме посвящена статья того же Димитриевича «Второй и Третий Рим»[3].
Непонятно: каким образом можно объединить все православные диаспоры Америки воедино, ведь опыт созданной 40 лет назад структуры должен бы предостерегать от столь масштабного предприятия. Сербский аналитик полагает, что теперь положение изменится в связи с тем, что материнские церкви будут значительно сговорчивее по вопросу диаспор. Впрочем, Димитриевич оговаривается, что «правая рука московского патриарха Кирилла, архиепископ Илларион (Алфеев), в интервью, данном «Интерфаксу» еще в апреле 2009 года, обратил внимание на то, что Константинополь пытается навязать ватиканскую модель крайней централизации церковной власти, возглавляемой одним епископом, являющимся главой Вселенской Церкви».
Однако в отличие от позиций РПЦ, сербские архиереи проявили заинтересованность в идее второй попытки создания всеамериканской православной церкви. Во всяком случае такую заинтересованность проявляет сербский митрополит Христофор.
Известный аналитик профессор Коста Чавошки полагает, что введение Постоянной конференции в качестве еще одного органа, наряду с св.арх. Собором и св.арх. Синодом, указывает на возможность отделения американских епархий от Белградского патриархата[4].
Отдельные приходы в Канаде и в Австралии эту возможность пытаются реализовать уже сейчас.
Все больше сербов озабочены судьбой своей церкви. События развиваются стремительно. Кто бы мог еще пять лет назад поверить в то, что в Черногории - крае, именуемом Сербской Спартой - сербский язык будет выброшен из школы и вместо него будет вводится несуществующий «черногорский»? Кто бы мог поверить, что сербские монастыри Грачаница, Печь Патриаршия и Високи Дечани будут объявлены частью «косовского наследия»?
Для многих сербов, обеспокоенных будущим своего народа, одним из олицетворений борьбы за это будущее был и остается владыка Артемий. Поэтому совершенно понятна реакция патриотической общественности на все происходящее.
Остается уповать на то, что - по словам блаженно почившего патриарха Павла, «Бог поможет. Если будет, кому помогать».