Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Куда ж нам плыть: к теории духовного «Большого скачка»

Диакон  Георгий  Малков, Русская народная линия

18.09.2010


Русские мыслители о нашем положении и авторские комментарии (еще раз о «контрреволюции духа» как идейном фундаменте спасения России) …

От редакции: Диакон Георгий Малков в последнее время часто выступает в православных СМИ с размышлениями о современной России, духовном кризисе, перспективах развития церковно-государственных отношений. О содержании статьи, которую он предложил для публикации редакции РНЛ, можно догадаться из названия. Автор дает жесткие, порой пессимистические, оценки нынешнему состоянию России и русского народа, видя причину всех бед в неизжитом коммуно-советском наследии. С этим тезисом можно отчасти согласиться, отчасти и поспорить, но с чем категорически нельзя согласиться - так это с идеей «большого скачка» или контрреволюции, осуществляемой революционными темпами. Такого рода контрреволюция может незаметно для инициаторов перерасти в свою противоположность, и мы окажемся в итоге на пепелище России. На наш взгляд, этой опасности автор не видит. Тем не менее, статья будет, несомненно, интересна взыскательному читателю РНЛ, поскольку автор анализирует те проблемы, над которыми думает каждый мыслящий русский православный человек.

 

Оценочные ретроспективы нашей истории (особенно с религиозной, православной точки зрения) ныне весьма важны для выработки противоядия по отношению как к идеологии большевистского типа, десятилетиями вбивавшейся в головы миллионов граждан СССР, так и к современным влияниям антидуховной и не менее разрушительной идеологии Запада.

Как замечает в одной из своих книг известный наш публицист-политолог и теоретик-математик, академик И.Шафаревич: «В нашем катастрофическом положении - когда реальным является гибель народа - стоит ли тратить силы на размышления об истории, о том, что всё равно уже в прошлом? Мне кажется это необходимым», ибо, продолжает он, «из образов прошлого, из исторического материала создаются идеологические концепции, являющиеся орудиями современной идеологической борьбы и влияющие на наше будущее» (Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью. М., 2000. С. 162).

Образ подлинной России - тот, что встаёт перед нами на страницах подлинной истории и каким его всегда видел и видит православный человек, особенно важен для нас теперь, когда мы ищем реальных (и религиозно-культурных, и социально-политических) ориентиров на нашем будущем пути. А путь этот всё еще завален горами фальшивых идеологем и обломками прежней, деструктивной в самой своей основе и антирусской в своей глубинной сути, государственности прежних десятилетий. И сейчас мы - в своем длительном распаде - всего лишь испытываем вполне закономерные последствия духовно разрушительной большевистской революции, и даже прежняя бесконечная Гражданская война, перешедшая постепенно в социальную, - между самими гражданами и государством, между разными слоями населения, между представителями различных национальностей, между противостоящими финансовыми группами и мафиозными кланами, - война, в масштабах страны, слава Богу, пока остающаяся «холодной», - всё еще продолжается в России вот уже почти девять десятилетий. Продолжается, по сути, она и сегодня!

И не на пустом месте рождаются те скорбные строки о сохраняющемся у нас вопиющем общенациональном расколе, какие мы читаем в одном из писем известного критика В.Курбатова к писателю В.Астафьеву - и хотя пишет он в данном случае о духовном разладе между литераторами России, это в точно такой же мере приложимо и ко всему российскому обществу: «...у всех у нас теперь свои заботы - все врассыпную. И так по всему народу и даже порой по семье через всю державу - бескровная, но оттого едва ли не более смертельная гражданская война. Души пошли в расход при здоровых телах - этого матушка Россия еще не знала. Боюсь, что виноваты мы в этом все поровну своим безлюбовным, не знающим снисхождения ожесточением. Виноваты не тем, что сейчас пошлó (теперь уже не склеишь, да и не надо - понаделано уже много неизвиняемого), а тем, что позволили втянуть себя в это, что не были достаточно крепки душой, чтобы не поддаться общему безумию... Глупо и горько. Только и утешения, что это говорит о молодости русского народа и вполне отроческой его глупости» (Крест бесконечный. В.Астафьев - В.Курбатов: Письма из глубины России... С. 318-319).

Но как же быстрей и всеохватней закончить эту войну, особенно учитывая, что в противном случае вполне возможен переход ее в новую фазу, гораздо более «горячую»? Ведь если всё будет идти в стране и далее - как идет сегодня - то это вовсе не исключено! Однако даже и на нынешних заржавевших, но всё еще острых и колючих обломках советизма мы всё так же по-прежнему продолжаем пребывать в неопределенной политической дрёме. Революция всё ещё продолжается - пусть и в новом, теперь якобы «капиталистическом» обличье...

Как в свое время высказался по этому поводу директор Института политического и военного анализа, академик Академии военных наук, полковник Александр Шаравин: «Революция - это не всегда бунт. Революция - это коренная ломка каких-то социальных устоев. Так у нас в принципе эта революция идет с конца 80-х годов... У нас это всё-таки революция, а не реформы. Беда как раз в том, что в начале 90-х понятие «строить новую Россию» было заменено понятием «реформировать». Это абсолютно неверно. Реформировать можно то, что подлежит неким изменениям. А мы начали ломать прежнюю социально-экономическую и политическую системы. Однако из того государства автоматически взяли государственные институты в новое. Наши так называемые реформаторы не поняли, что этого делать было нельзя. Надо было строить совершенно новую Россию (выделено мной. - Г.М.)... В тот момент нам был дан исторический шанс - запрос «снизу» на создание нового общества. А наши друзья демократы создали правительство на базе ЦК КПСС, даже «поселились» в том же здании. Гайдар и его правительство сидели сверху и думали, что они управляют страной. На самом деле аппарат оказался сильнее их. Даже в сегодняшнем правительстве сотрудников не оправдавшего себя ЦК КПСС остаётся предостаточно. И живут и правят они по тем же советским законам. Хотя делают вид, что подчиняются воле премьер-министра и президента. Поэтому машина и пробуксовывает... Вот чего не поняли наши реформаторы - что нужно было создавать новую систему (выделено мной. - Г.М.)» (Шаравин А. Политическая брага уже бродит... // «Литературная газета». 29 июня - 5 июля 2005 г. N 26 (6029): Действующие лица. С. 1).

...Что же в такой ситуации может ожидать нас в дальнейшем, учитывая повсеместно царящую у нас ныне «антисистему» полного смешения, двойственности всех основ современного российского бытия - этой невообразимой смеси «коммуно-советского капитализма» с всеподавляющим тоталитаризмом изворовавшегося и непомерно разбухшего чиновничества (чиновников сегодня раза в два, если не в три, больше, чем при Брежневе), с во многом еще шкурной, получастнической и продолжающей быть, по большому счету, всё так же антирусской внешнеполитической «программой»-однодневкой и «прогрессистскими сказками» политиканов-«нефтяников», политиканов-«газовиков» и политиканов-«нанотехнологов»?

Что будет дальше с Россией в нынешней нашей атмосфере всеобщего идеологического обмана и экономического грабежа всех и вся, тем более, когда и по сию пору продолжается ограбление самÒй русской души - то под изуверские истерические вопли «верных ленинцев», с их дьявольским шабашем вокруг полимерной куклы «Ильича», то под откровенно антирусские лозунги бывших комсомольских трибунов и вожаков, ставших вдруг необыкновенно принципиальными «демократами», то под липовые «суверенные» лозунги новоявленных постсоветских кремлевских «патриотов»?

Тот же И.Шафаревич так, например, ответил на этот вопрос: в дальнейшем у нас «произойдет одно из двух: либо «язык» коммунистических понятий и символов будет заменен и осознан как требование социальной справедливости, стремление возродить великую страну, а марксистская «нерусскость» - как тенденция слоя, чуждого основной части народа (ничем не лучшего вэ том смысле, чем «новые русские»), - это и был бы конец эпохи революции гражданской войны, тогда можно будет сказать, что «Россия переварила коммунизм» (по выражению В.Г.Распутина); либо русские надолго останутся расколотыми, большая их часть останется в стороне от борьбы за Россию.

Конечно, надежду сулит только первый выход» (Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью... С. 178).

Здесь же И.Шафаревич дает и один из возможных ответов (отличающийся весьма прагматичной простотой) на вековечный для нас вопрос - «что делать?»: «Кто сомневается в том, что необходимо прекратить воровство в общенациональном масштабе и судить главных воров; что нужно остановить выкачку последних ценностей из разграбленной страны; что нужно всеми оставшимися силами противостоять хищнику, пытающемуся поработить весь мир? Нужна власть, которая на деле показала бы, что она народу - не враг, что ее главный интерес не снабжение Запада дешевым газом и нефтью, не тщательная охрана американского посольства в Москве, не заседания в Совете Европы, не квартиры в Москве и особняки под Москвой - а обеспечение народу хоть самого скромного прожиточного уровня и хоть надежды на устойчивую жизнь» (Там же. С. 179-180). (Кстати, относительно уровня жизни в той же Москве заметим попутно, что, например, по данным еще 2006 года наша столица находилась не на 1-м и не на 10-м, а на 170-м месте в мире, а по уровню личной безопасности - на 198-м (По данным независимой исследовательской компании Mercer Human Resource Consulting (см.: Коренева Г. Почему Москва прибедняется // «Аргументы и факты». N 27, 2006 г. С. 6). Сейчас, естественно, лучше не стало...) «И, - продолжает И. Шафаревич по поводу обеспечения нормальной жизни народа, - для этого сейчас никаких открытий не нужно. Нужны самая обычная честность и (это, вероятно, нужнее всего) политическая воля. Она же дается широкой народной поддержкой, доверием... А чтобы была народная поддержка, нужен народ, ощущающий себя единым организмом» (Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью... С. 180).

Для ощущения же подобного рода нужна общая мысль и общее живое чувство нации - нужна русская идеология, не философски отстраненная, а реально-жизненная и понятная всему народу. Сердце этой многовековой общенародной идеологии есть религиозно-национальная, традиционалистская идея устроения нашего бытия на православно-русских началах: свободного честного труда, русского хозяйствования, русской власти и государственной ответственности, русской крепкой, обеспеченной семьи и всеобщего единения на основе единой веры и единой русской культурной традиции.

Острейший и разумнейший русский публицист И.Солоневич совершенно верно отмечал, что:

«1. Ни одна великая культура не строилась на основах философии - все они строились на основе религии.

2. Ни одна государственность, кроме якобинской, большевицкой и нацистской, не строилась на основах философии - она строилась на основах традиции.

3. Ни одна из тысяч попыток построить любое человеческое общежитие на любых философских началах не кончилось ничем - кроме уголовных скандалов... от платоновских коммун до толстовских общежитий... Всё это - от Платона до Толстого - кончилось с истинно унылой закономерностью: скандалы, уголовщина, террор и «иностранная интервенция»: приходила просто полиция и разгоняла банду философски настроенных импотентов, психопатов, утопистов и просто жуликов. Точно так же кончились и две попытки философски обоснованной государственности: якобинская и нацистская. Так же, - предрек Солоневич в этой цитируемой статье еще 1949 года, - кончится и третья - большевицкая» (Солоневич И. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия... С. 97)!

И вот теперь, на пути к неизбежному в будущем окончательному уничтожению у нас в России любых фантомов коммунистической идеологии, вновь становятся предельным образом необходимы две отмеченные выше составляющие любой нормальной государственности, ее созидающие и укрепляющие, - религия, то есть православная вера, и национальная культурная традиция.

«Русская идея», вбирающая в себя эти две основные, потенциально мощнейшие духовные скрепы той российской государственности, что должна быть построена в дальнейшем на руинах СССР, - есть единственное, что может действительно стать реальным двигателем будущего возрождения Русской земли: только эта идея и есть та реально-творческая идея общенационального масштаба, что способна вытянуть нас из нынешнего нашего посткоммунистического болота. Только национальное русское единение, с призывом включиться в него и всем живущим с нами малым коренным народам (как и вообще всем подлинным гражданам России - безотносительно к их национальности) - вот что может положить конец вековой антирусской смуте!

О необходимости такой «русской идеи» и ее главных чертах давно уже было сказано одним из выдающихся представителей отечественной религиозной общественной мысли первой половины XX века - философом и политологом И.А.Ильиным, предельно ясно и четко заявившим, что России нужна «ответственная идея, - на десятилетия, на века... Идея не отрицательная, а положительная; государственная созидательная; но не формальная, т.е. не ограничивающаяся простым указанием на голую форму правления, т.е., например, на «монархию» или «республику», так, как если бы этим разрешались важнейшие и глубочайшие проблемы... Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная» (Ильин И. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. Издание Национально-Трудового союза нового поколения. Генеральное представительство в Германии, 1937. С. 6).

Однако разве видим мы в деятельности наших властей предержащих хотя бы намек на понимание таких, казалось бы, простых истин?

Ведь вот и Путин, так и не решившись разрушить сложившуюся у нас коррупционно-монетарную «экономическую» систему, как и был, так по прежнему и остается далек от «русского», а не от «постбольшевистского» понимания своей собственной страны.

Иначе мы не услышали бы от него таких поразительно некомпетентных и в историко-культурном, и в чисто политическом смысле - и столь подрывающих его авторитет в глазах нации - презрительных и достаточно циничных слов: «В России есть «старинная русская забава» - поиск национальной идеи»! Однако таких речей Россия, как правило, не прощает.

...Силы, которые должны воплотить в нашей политической реальности идею русского национального всеобщего объединения, пока еще только формируются, но становящаяся всё более страшной и внутренне бесперспективной наша жизнь в конце концов своё возьмет: эти национальные силы на нашей политической арене скоро будут просто вынуждены появиться - и они появятся... Ибо к чему еще могут привести липовые «реформы» и копеечные «национальные проекты» - при реальной годовой инфляции по отдельным показателям от 30 до 40%, вместо 10-12% (а чаще даже якобы 6-7%), объявляемых во всеуслышание?

Без этой «русской идеи» и этих «русских сил» мы не сможем ни создать собственного мирного, духовно и материально процветающего дома, ни устоять на политических «стогнах мира», ибо, как точно выразилась уже цитировавшаяся выше историк Н.Нарочницкая, «без положительного идеала невозможно ощутить ни целей, ни ценностей исторического бытия, и без духовного задания нация не может быть державотворящим субъектом мировой истории» (Нарочницкая Н. Освобождение от мифов // «Литературная газета». 19-25 мая 2004 г. N 19 (5972). С. 3). Нам поэтому сегодня нужны даже не столько демократические свободы, самодостаточное применение которых зачастую оказывается лишь выражением разрушительных - и для государства, и в целом для общества - тенденций индивидуализма, сколько гражданская ответственность и любовь к нашей несчастной стране, которой давно уже пора избрать иную участь, вернувшись наконец к алтарям своих православных предков и к подлинным святыням национального русского духа.

Главное же - нужно ясно наконец понять, что ни на принципах прогнившего безбожного коммуно-советизма (повсеместные и пока никак не умирающие рецидивы которого составляют, по сути, основную атмосферу существования всех властных структур РФ и значительной части общества), ни на принципах «западно-демократического» капитализма нам Россию не возродить: её путь, хотим мы этого или не хотим, - совершенно особый...

Когда, как и насколько быстро вся нация достигнет наконец осознания необходимости кардинальных перемен в России - как единственного средства спасения страны не только от внутренних предателей (самых разнообразных политических мастей), но и от удесятеряемых ими внешних угроз для нее - сегодня сказать нельзя. Однако, в чем уж совершенно твердо можно быть уверенным, так это в том, что для нашего всеобщего пробуждения окажутся необходимыми немалые скорби и немалые потрясения, которые, к несчастью, уже явно не за горами.

К сожалению, русский народ, издавна отученный - особенно десятилетиями большевизма! - от всякой собственной инициативы, ныне еще более ослаблен в своем национальном самосознании. От этой его душевной (соответственно - и политической) вялости процесс, так сказать, накопления критической массы, всегда предшествующий взрыву, самым непозволительным образом растягивается.

И, тем не менее, учитывая складывающуюся и вполне возможную реализоваться в будущем смертоубийственную (а для иных - и самоубийственную) ситуацию в России - при условии, что и в ближайшем будущем власть не пойдет на решительное изменение ситуации в стране, можно с достаточным основанием утверждать: вряд ли этот самоохранительный взрыв всей страны можно будет предотвратить, ибо сама нация в конце концов просто не даст уничтожить себя.

Вероятно, многие социально-экономические противоречия и можно было бы со временем как-то утрясти и разрешить более или менее мирным путем - но только если бы у нас было это время. Но его у нас нет, и дальнейшее промедление - смерти подобно.

Если же власть не образумится и среди нее не найдется никого, кто мог бы с ясной и трезвой головой в самое ближайшее время полностью увидеть разверзающуюся перед нами геополитическую и экономически-финансовую пропасть и сделать соответствующие «оргвыводы», произойдет самое худшее (причем внешний повод может оказаться самым ничтожным и достаточно неожиданным - как в теории домино)...

В этом случае, однако, окажется единственно важным - на что будет направлен взрыв: только лишь на окончательное разрушение того (всё еще остающегося по существу своему «старым», реликтово-постсоветским) государства, что оказалось ныне, в повседневной реальности, чуждым собственному народу (с какой политической платформы на это ни посмотреть) и во многом предательским - сколько бы оно ни пыталось строить «хорошие мины» при своей весьма «плохой игре»?

Или же этот взрыв окажется в итоге направленным на воссоздание подлинно российского государства - как формы существования действительно ответственно-свободной и процветающей русской нации, объединенной общей верой и общей жизненной традицией нашей тысячелетней религиозно-национальной православной цивилизации.

Способен ли сегодня на это второе - творческое и духовно осмысленное - деяние сам русский народ?

Несмотря на общие наши нравственные падения за последний век, несмотря на утрату многими из нас ясных религиозно-национальных ориентиров, надежда на такое радикальнейшее действие (в случае возникшей его необходимости) - несмотря ни на что! - всё-таки остается. На глубинном генетическом уровне «русская традиция» и - как выражение ее на уровне программном - «русская идея», безусловно, продолжают и поныне жить в душе народа, как внутреннее (порой почти что в подсознании) знание его о себе самом. И сегодня, как никогда прежде, нужно лишь чтобы знание это вновь пробудилось в народной душе, укрепив ее новой энергией и новой волей!

... «Вера» прежнего государства фальшивой «диктатуры пролетариата» - той политической системы, что незаконно существовала долгое время на территории России, заключалась в коммунистических химерах, в насаждении классовой ненависти, всеобщего страха и в создании постоянной атмосферы столь же всеобщего лицемерия и предательства. Именно это и есть внутренняя суть и злобесная «вера» революции - а отнюдь не та справедливость, правда, законность и честь, о которой старались из десятилетия в десятилетия лгать русскому человеку коммунистические «проповедники» этой «веры».

И именно поэтому самая насущнейшая и самая для всех нас спасительная задача, стоящая ныне перед нашей страной, - это бесповоротно и окончательно противопоставить непозволительно затянувшейся у нас большевистской революции всенародную духовную контрреволюцию, - как выступающую против убогого и обманного революционного «материализма» контрреволюцию духа Православной России, контрреволюцию, которую и должна - по возможности в исторически самое ближайшее время - осуществить русская нация для своего выживания и последующего истинного возрождения! Духовные слепцы, предпочитающие и сегодня не видеть ничего дальше своего носа, могут сказать: да где она - эта Православная Россия? Что за авторские фантазии? Да, действительно, сегодня она еще продолжает таиться под спудом, но само жесточайшее наше будущее (и по историческим меркам - отнюдь не за горами) заставит нацию в конце концов придти к осознанию того, что без четко выраженного и вновь уясненного всеми нами метафизического, метаисторического духовного фундамента (прямо говоря - нашей православной веры) никакой положительной истории у нас не будет вовсе!

Скорее всего, подобно революции, которая фактически продолжается у нас в стране вот уже целое столетие, лишь сегодня постепенно переходя в предлетальную, но все еще неистово цепляющуюся за жизнь и весьма еще заразную для окружающих стадию, - точно так же и проведение столь необходимой для спасения России «духовной контрреволюции» займет еще немало исторического времени.

Как предупреждал незадолго до своей кончины псково-печерский, блаженной памяти старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «если, по милости Божией, Россия, все мы, и станем подлинной Русской землей, то только очень постепенно, и полное выздоровление сможет наступить лишь через три поколения».

Однако за дело духовного своего возрождения приниматься нам нужно - и самым скорейшим образом - уже теперь, ибо каждый упущенный ныне час лишь усиливает возможность расчленения и окончательной нашей гибели в будущем. Именно поэтому все мы - Церковь, Государство, всё Российское Общество - должны начать становиться всё более духовно точными (и прежде всего, в самом непосредственно христианском смысле) в наших сегодняшних действиях, а отсюда и всё острее ощущать грозящее нам дуновение общегосударственной и общенациональной смерти в грядущем!



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 15

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

15. Диакон Георгий Малков : Комментаторам моей статьи
2010-09-20 в 13:13

Благодарю всех отозвавшихся на мой текст. В ближайшие две-три недели непременно постараюсь представить РНЛ ответы всем комментаторам (вероятно в виде другой статьи или даже двух-трех), затронув все интересующие моих корреспондентов темы. Надеюсь, что РНЛ присланное мной доведет (как это и бывало всегда прежде) до сведения читателей. РНЛ неизменно весьма признателен за такую возможность.

Диакон Георгий Малков

PS - диакону В. Василику.
Глубокоуважаемый о. Владимир, послание Крупнова конечно же читал, как и ваш ответ ему. с основными положениями которого в целом безусловно согласен.
14. Александр+++ : Лучше идти, чем скакать.
2010-09-19 в 13:16

Чтобы выбраться из нынешнего ужаса, конечно, требуется духовное обращение народа. В этом, кажется главная мысль о.дьякона.
Но ожидать тут быстрых и больших сдвигов в лучшую сторону нельзя. Скорее, есть большая опасность дальнейшего сползания к массовому безбожию.
Сейчас создана среда, в которой хорошему очень трудно прорасти. “Упавшее в терние”- это про нынешний строй. Кстати, это не какое-то неизвестно что, не ”постсоветское общество”, как говорит автор, а обыкновенный капитализм, который
“при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.”
У нас капитализм. И не надо прятаться за ширмочками “суверенная демократия” или “постсоветское общество”. Капитализм! А значит и работорговля (уже есть примеры) и выкинутые на улицу люди (бомжи) и людоедство (есть пример) и еще много чего.
О русской идее пишет Н.Сомин. Его статья размещена на Русской Народной Линии, за что ей большое спасибо.
http://www.ruskline....kolaj_vladimirovich/
Это очень хорошая статья.
В связи с тем, что в дискуссии всплывала тема социализма позволю себе привести следующую цитату из Ф.Карелина:
“Основное нравственное различие между капитализмом и социализмом как раз в том и состоит, что капиталистический способ производства экономически нуждается в грехе (алчности предпринимателей и развращенности потребителей), а социалистический способ производства экономически нуждается в добродетели (честность, бескорыстие, справедливость).”
13. Natalie : Re: Куда ж нам плыть: к теории духовного «Большого скачка»
2010-09-18 в 23:26

Каждый раз удивляюсь, когда читаю о "трех поколениях" воспитания в Православии. Неужели, уважаемый батюшка, Вы не видите, что у России (да и у мира) нет больше ВРЕМЕНИ на три поколения? Посмотрите на скорость разрушительных процессов. Неужели не видно, что у России уже нет армии, что разрушено образование, что нынешний режим существует в иной реальности, чем русский народ и его история, что власть уже собирается вступать в НАТО, раздавать электронные номера, отбирать детей у родителей и проводить гей-парады? Что само существование России может прекратиться?

Какое православное воспитание с такой властью, с таким государством?!! Какие три поколения?! Мир уже не стоит...
Пока в Росси не будет БОГОДАННОЙ власти, которая покончит с предателями, процесс разрушения не остановится. И поколения будут только вымирать нравственно и физически. Эх... ну как можно не видеть, в каком мире живешь? Большевизм, атеизм... Когда в мире уже властно насупила НОВАЯ ЭПОХА апостасии - власть денег, власть антихристова...
12. Диакон Владимир Василик : О.Георгию Малкову
2010-09-18 в 21:13

И все же в Ваших построениях одно звено слабовато. Причина нынешней революции - не только коммунистическое прошлое, но и мощная западная капиталистическая прививка.
Другое дело, что в силу атеистической материалистической идеологии иммунитета у нас не было. Однако прививали нас мощно и целенаправленно. Не без помощи перевертышей из ЦК и КГБ
11. Диакон Владимир Василик : Автору
2010-09-18 в 21:03

В связи с этим я должен особо подчеркнуть, что, по моему мнению, советский социалистический строй как форма государственности сам по себе ни особенно плох, ни особенно хорош.
Согласен, хотя думаю, что без коммунизма он скорее хорош, чем плох

И если что и было хорошего у нас при прежнем строе (а было немало!), то только по линии именно советской (тогда во многом = народной) его составляющей, а отнюдь не большевистской,

Также согласен. Подписываюсь обеими руками. Вы читали мою статью - ответ Ю. Крупнову?
10. тов.Сухов : на 6. Nemo
2010-09-18 в 20:44

Спасибо!
А правильно:
Как можно от чего-то избавиться, не понимая от чего?

9. Оgorodnik : Re: Куда ж нам плыть: к теории духовного «Большого скачка»
2010-09-18 в 17:22

Сейчас читаю книгу из-ва Сретенского монастыря - "На страже духа", архиепископа Никона (Рождественского), его письма XIX - нач.XX вв. - до самой революции. Все демонократические и "совковые" проблемы как на ладони, да ещё и похуже, чем сейчас. Ах, да! Ну, конечно же, дорогие борцы с коммунизмом скажут, что Архипастырь принял всё близко к сердцу, что всё было совсем не так, как он написал, а намного лучше, что мы читать не умеем, ничего не понимаем и.т.д. и.т.д и.т.п.
Всем рекомендую ознакомиться.
8. Наблюдатель. : 2. Диакон Георгий Малков
2010-09-18 в 16:35

Ее не сохранил сам народ, морально разложившийся и духовно уснувший за десятилетия коммунистического ига... впав в полное сонное оцепенение. Находясь в таком состоянии, русский народ со временем и позволил разрушить свой же собственный государственный дом. Как сидело большинство по своим углам в 17-ом, так точно – и 1990-1991. Результаты схожи.



Где же логика, уважаемый автор?
Если в 91-ом было то же самое, что и в 17-ом, и результаты схожи - стало быть, и причины должны быть общими или, по крайне мере, схожими. А у Вас все сводится к "комммуно-советизму", которого до 17 г., вроде как, не было....

Про необходимость контрреволюции с Вами можно согласиться. Но при этом же нужно понимать, что и период Сталина - это был по-сути период контрреволюции, увы незавершенной.

Да, и вообще, нужно же видеть что корнем, истоком революций и 17-го и 91-го гг. был именно либерализм. А сам большевизм, в силу своей двойственности, был одновременно и продолжением революции: Троцкий (меньшевик, кстати, а не большевик, который считал, что февральской революции достаточно), Хрущев, Андропов; и контрреволюцией: Сталин, Брежнев, Черненко (хотя они-то уж и вовсе не были большевиками, при всех своих человеческих достоинствах и недостатках).

Но раз в 91-г либералам потребовалась очередная революция, значит до этого времени таки верх брала контрреволюция.

Сами бы не путались в этом и других не путали. А отдельные ваши мысли - вполне здравы и заслуживают внимания.
7. Тверитянин : "Русская идея" никогда не умрёт!
2010-09-18 в 14:22

Можно не во всём согласиться с о.Георгием, но обобщающие выводы его размышлений мне представляются абсолютно верными и чуть ли не пророческими, а именно: ведь действительно вся история России 20-го века проходила под "знаменем" богоборчества, и нынешние правители и их власть не стали православными, но наоборот - предоставили все возможности (СМИ,ТВ и т.п.) для хулителей и ненавистников нашей веры. Антидуховная и противоправославная составляющие объединяют всех врагоа России от Ульянова до Чубайса. И второе: у нас действительно не осталось времени даже на осмысление. Дорог каждый час, ибо мы реально сегодня закладываем те утраченные духовные основы, которые неприменно уже завтра прорастут и дадут новые всходы.
Спасибо о.Георгий за вразумление.
6. Nemo : Re: Куда ж нам плыть: к теории духовного «Большого скачка»
2010-09-18 в 13:30

У нас какое-то убеждение, что если мы начнем разбираться в логике событий, проводить дифференциации, искать генеалогии идей и процессов, то мы "оправдаем" коммунизм и репрессии. Именно за одну такую робкую попытку уже пострадали профессора МГУ.
Нельзя скопом - "что Ленин, что Сталин, что Троцкий". И нельзя не в смысле моральных и духовных оценок, их было предостаточно, но анализа не было. По многим параметрам перестройка была вторым реваншем троцкизма, который снова набирает силы в мире. Говорят, даже Уго Чавес - троцкист, по крайней мере, я где-то читал, что троцкистским организациям приказано его поддерживать. Как можно от чего-то избавиться, не понимая от чего? Вот первое разумное разграничение уже приживается - советское и коммунистическое. Пусть, кто хочет, дает оценки, они будут разными, а нам нужен дальнейший анализ.
Никто ведь не возражает против русской идеи и ее основания - православия. Но с места не сдвигаемся именно потому, что вся советская история для нас - сплошное кровавое нечто, мы в нем разбираться не хотим, мы люди приличные. Не будем разбираться - не избавимся от "фантомов". Да и фундаментального анализа событий, предшествовавших революции, нет. Я думаю, по той же причине - боимся "оправдать" коммунистов. А если кто и начинает, так это - "очернительство исторической России". Так и топчемся 20 лет на одном месте.
5. тов.Сухов : Спасибо за материал
2010-09-18 в 13:08

Не возможно оспаривать правильные наблюдения и не разделять Вашу тревогу, отче Георгий, однако ход мысли может быть разным, и можно предложить такой:
1. В истории существуют объективные и субъективные предпосылки.
2. Существует воля Божья (когда люди запутываются).

По-любому, исторический процесс - суть ни что иное как спектр, причём насколько какие-то явления масштабнее, настолько сложнее их спектральный состав.
Поэтому, я думаю, не правильно утверждать: это плохо или это хорошо. А правильно: основная линия такая-то, её мощность такая-то, происхождение этой линии такое-то, далее более слабые линии такие-то и т.д. Именно при таком стиле рассуждений может получиться что-то путное, а иначе будет один субъективизм и ошибки. Слишком много Вы на чисто эмоциональной основе делаете больших и малых, но спорных утверждений.

Например, можно обсудить следующее утверждение:
Ведь вот и Путин, так и не решившись разрушить сложившуюся у нас коррупционно-монетарную «экономическую» систему, как и был, так по прежнему и остается далек от «русского»...

Отче Георгий, а на основании чего Вы так считаете, что Путин собирался разрушать эту "систему", да только вот "не решился" - на основании содержания телепередач про Путина? Кто такой по-вашему Путин, откуда он вообще взялся, что у него за должность?
4. Вячеслав Степанов : Re: Куда ж нам плыть: к теории духовного «Большого скачка»
2010-09-18 в 11:20

То, что о. Георгий не видит ни самой либеральной революции девяностых годов ушедшего века, ни ее страшных результатов — вполне очевидно. Для него, что Зюганов, что Ельцин с Чубайсом — все едино. Он пытается убедить всех православных в том, что самый страшный враг Церкви — это коммуно-советизм. И это его объединяет с либералами, в том числе и с Чубайсами, Бонерами, Новодворскими. Такого рода позиция — генеральная линия современного либерализма. Настораживает то, что о. Георгий всячески избегает глубокой и всесторонней оценки современного либерализма как новой веры, как действующего противника христианства, Христа.
Такое впечатление от статей о. Георгия, что он проспал все эти последние двадцать лет, а сегодня проснулся и повторяет то, о чем говорили православные двадцать лет тому назад, без учета тех событий, что произошли в новейшей истории России и мира...
Мы в эти последние двадцать лет стали свидетелями «большого скачка» в пропасть духовного падения, колоссального удара по народным традициям, духовному и физическому здоровью народа. Самое поразительное, о чем нам, православным твердят те же самые коммунисты, что этот «большой скачок» в пропасть сопровождается открытием большого количества новых храмов... И этот «большой скачок» в пропасть безнравственности произошел в годы либеральной революции девяностых годов ушедшего века. Возражения типа, что это, мол, результат «советского безбожия» неосновательны: китайцев не заподозришь в любви не только к христианству, но и к религии вообще, однако, коммунистический Китай поставил заслоны безнравственности, в том числе и в интернете. Ничего подобного нашему «большому скачку» в пропасть безнравственности в атеистическом Китае не зафиксировано, хотя мы живем в один и тот же «информационный век».
А вот на либеральном Западе этот «большой скачок» в пропасть безнравственности имеет место почти во всех странах «золотого миллиарда», формально называющих себя христианскими. И его черты, в общем-то, схожи и у нас и на Западе. Но на либеральном Западе никогда не торжествовал коммуно-советизм — и это не укладывается в схему о. Георгия. Вот поэтому, на мой взгляд, он в упор не хочет замечать того, что либеральная революция девяностых годов ушедшего века кардинальным образом отличается от, скажем, времени так называемого «застоя». Не от коммуно-советизма пришло нынешнее лихолетье, а от западного либерализма, одержавшего победу в девяностых годах ушедшего века.
Очень тяжелое впечатление от статей, комментариев о. Георгия... Они сеют ветер...
3. А. Рогозянский : Re: Куда ж нам плыть: к теории духовного «Большого скачка»
2010-09-18 в 09:27

"Для меня совершенно одинаково..." при том, что Вы желаете своими статьями охватить, - не то, совершенно не то, уважаемый о. Георгий. Вопрос методологии, а не личного отношения. Если принять Чубайса за продолжателя советского строя, в таком случае бей по Зюганову, и Чубайс сам собой исчезнет. Извольте, в таком случае другая эмоция: коммунисты - предшественники Чубайса. Практические следствия противоположные.
Необходимо ставить вопрос о фактической генеалогии псевдодемократии 1990-2000-х. А таковая тесней всего связана с Фининтерном и концепциями наподобие "Нового американского века".
2. Диакон Георгий Малков : О гайдаровско-чубайсовской «революции»
2010-09-18 в 07:16

Диакон Георгий Малков – диакону Владимиру Василику
О гайдаровско-чубайсовской «революции»

Глубокоуважаемый о. Владимир!
Все строители коммунизма и коммунистической государственности в самой сердцевине своей – в повсюду провозглашавшемся десятилетиями безбожии – для меня совершенно одинаково суть предатели подлинной тысячелетней России, грязное, и ядовитое инородное пятно на ее великом и неуничтожимом христианском океане.
Абсолютные «духовные» родственники - и дедушка Ленин, и дедушка Гайдар, и Гайдар-внучек. У них один прародитель – отец лжи.
И здесь дело не в политических или экономических их пристрастиях (или отталкиваниях и противостояниях), не в приверженности первых к «социализму», а последнего – к капитализму, а в том, что они равно всегда оставались ненавистниками Христовыми, а потому равным образом всегда ненавидели христианскую Россию. Именно в этом и состоит их полное духовное родство. И именно в этом – духовном смысле – тот же Гайдар и Чубайс являются для меня, действительно продолжателями прежнего, как вы пишете, «Советского строя».
Однако за вашим вопросом на эту тему, думается, стоит некоторая политико-терминологическая неясность и, что важней на мой взгляд, – неясность глубоко духовного порядка.
В связи с этим я должен особо подчеркнуть, что, по моему мнению, советский социалистический строй как форма государственности сам по себе ни особенно плох, ни особенно хорош.
Он может становиться первым или вторым лишь в силу того духовного содержания, которое вносят в него сами люди. Во многом лицемерными же и малопродуктивными, а порой и попросту антинародными, наши народные Советы стали у нас в итоге полного захвата их коммунистами. Именно они уже изначально подмяли Советы под се6я, которые и стали лишь видимостью народоправства - при реальной власти большевиков. Это была отнюдь не советская власть, а власть компартийная, лишь прикрывавшаяся мифом якобы власти советской: много ли у нас становилось беспартийных депутатами любого Совета – без разрешения и «благословения» компартии?!
И потому именно в силу фундаментальной бесчеловечной коммунистической идеологии, постоянно вносимой в советскую составляющую народной власти и постоянно ее отравлявшей, прежний большевистский строй я и называю коммуно-советским.
И если что и было хорошего у нас при прежнем строе (а было немало!), то только по линии именно советской (тогда во многом = народной) его составляющей, а отнюдь не большевистской, чем и пользовались коммунисты, приписывая все положительные стороны советской действительности себе. Большевики женеизменно, всегда (!) вносили в нашу подсоветскую жизнь только злобное разделение, жестокость, лицемерие и лживость, что столь же неизменно и вполне закономерно приводило жизнь основной части народа к экономическому, по сути, убожеству и к почти полному политическому его бесправию. А в итоге и привело страну к духовному (без Бога!), политическому (без подлинно народной власти) и экономическому (без подлинно фундаментального всеобщего экономического развития) сначала застою и гниению, а затем и к закономерному всеобщему политико-экономическому краху!
Не злые дяди из заокеанского обкома (хотя и они, естественно, не дремали), а в первую очередь мы сами разрушили свою собственную жизнь – коммуно-советской привычкой к бесправию, к ленивой надежде на «государство», а не на Бога и на самих себя, постоянной привычкой ко лжи и лицемерию, насквозь пронизывавшему всё наше бытие, к сомнительному зачастую патриотизму – с исторической памятью для большинства, начинаемой 1917-ым годом...
Я прожил всю свою жизнь при этом строе, и собственно советская, во многом народная (в первую очередь русская и украинская), а не большевистская его составляющая дала и мне немало доброго; да и окружавшие меня люди, жившие, как и я, в реальной «советской» (со всеми ее положительными и отрицательными сторонами), а не в фантасмагорической «коммунистической» реальности, были нередко замечательно порядочными, вполне разумными, честными и внутренне чистыми людьми. И я, как и вы, никак не соглашусь, что до 1990 года все мы были гражданами страны дураков и негодяев. Я равно благодарен Богу за то, как я жил тогда и как опять же живу и теперь. И для меня, как для каждого нравственно вменяемого человека, существует немало святынь не только в дореволюционной России, но и в русском бытии советского периода. А сколько встречалось подлинно святых людей на моем жизненном пути! Что тут, признавая или не признавая «советизм», ломиться в открытые ворота? Советизм бывал разным… Подсоветские же люди – тем более!
Но столь же нравственно неприемлемым всегда оставалась для меня коммунистическая ложь в нашей жизни. И отнюдь не советизм, а постоянные фальш и лицемерие, ненависть к духовному христианскому фундаменту России, звериное хищничество, прикрывавшиеся коммунистическим идеологизанством партийных властей любого уровня, были для меня всегда неприемлемы и попросту мне отвратительны. И вот все эти черты мною, подчеркну, отнюдь не ассоциируемые напрямую с «советским строем», и унаследовали все эти Гайдары-внуки и Чубайсы – как основу своего безбожного мировоззрения, почему я с полным основанием (для своей христианской совести и, как мне представляется, с достаточной степенью исторической объективности) и считаю возможным (и даже единственно возможным) определять этих и им подобных господ-товарищей в качестве прямых «духовных продолжателей» прежнего, абсолютно безнравственного, коммунистического строя, который вы предпочитаете, как мне представляется, не совсем точно называть «Советским».
Они сегодня не изменники прежнего строя, а продолжают быть его вполне законными – прежде всего в духовном смысле и по степени прежнего партайгеноссовского пренебрежения к народу – его продолжателями и наследниками. И показательно (пусть это и мелкий штрих): как прежним коммунистическим бонзам была глубоко безразлична полимерная кукла в зиккурате на Красной площади, но они, однако, забирались на него каждый их праздничный день, так ведь точно так же равнодушны к сей мумии и нынешние наши – теперь «капиталистические» - бонзы, но вот всё-таки никуда ее не убирают, ибо она не оскверняет их духовного взора… Ибо почти все они, по сути, одним миром мазаны, все вылезли из-под ЧК-ЦКовской шинели, условно говоря, тов. Дзержинского-Андропова и в свое время обильно напитались коммуно-«советским» «духом» А потому даже некоторые – одной рукой крестятся, а другой (по В. Войновичу – хотя довольно-таки и противненький литератор) – «звездятся». А то и по монастырям шастают – тот же Зюганов, а то вот как-то видел не так давно в Печорах Чубайса… Неужели захотелось перестать быть «продолжателем» прежнего строя? Хорошо бы было, дай-то Бог. Покаяться никогда не поздно – все будем только рады. Да верится в это, судя по делам их, как-то с трудом…

Насчет же «страшной революции», которая «произошла за последние 20 лет» - вижу, вижу. Потому и пишу - то, что чувствую и думаю по этому поводу.
А думаю, что нужно всё же начать постепенно выбираться из той трагической ситуации, в которую народ сам себя и поставил, поверив не Богу, а антихристу еще в 1917 году, и бездумно купившись на его посулы. Другая же, основная часть, - предпочтя «сидеть и не рыпаться»… Что ж, потом пришли и за ними.
И что – это Ельцин с компанией – развалили страну? Ее не сохранил сам народ, морально разложившийся и духовно уснувший за десятилетия коммунистического ига, которому сам же когда-то и присягнул, а потом порой ослепленно-радостно служил, чтобы в итоге - убаюканным партийными сказками и нарпитовской соской в виде колбасы за 2. 20 - впасть в полное сонное оцепенение. Находясь в таком состоянии, русский народ со временем и позволил разрушить свой же собственный государственный дом. Как сидело большинство по своим углам в 17-ом, так точно – и 1990-1991. Результаты схожи.
И пока все мы не поймем этой простой истины, а главное – пока не поймем, что впали мы в этот сон и не смогли управиться со своей же страной из-за того, что во многом утратили духовный смысл человеческой жизни и поверили не в Бога, а в «2. 20», - потеряв тем самым единственно твердое основание любой человеческой жизни, - до тех пор у нас и будет тянуться всё та же, как вы, отец Владимир, пишете, «революция».
Но, если есть все-таки у Творца какая-то задумка о нас, грешных, то Он Сам заставит в конце концов нас проснуться, постучав в нашу нынешнюю сонную гробницу Своей нетрепетной и грозной рукой.
Продолжающаяся «революция» (но не 20 лет – это по вашей мерке, а вот уж, пожалуй, и почти все 100 – это по моей) «перепахала», перепахала и нас самих , и всё, что вокруг нас - пора уж переходить и к севу. Вот что только вырастет?
Посевной-то материал нужен новый, а не давно уж перепревшее зерно из закромов той прежней, коммуно-советской жизни. Новое же, как говорят, – это давно уже забытое старое…
Так попробуем же вернуться к подлинным, тысячелетним истокам нашей русской жизни, к нашей православной вере и к нашим русским традициям нравственной жизни – в Боге и по Богу.
А всё остальное, все эти продолжающиеся вздохи (у кого по Ленину, у кого по Сталину, у кого по СССР) – от лукавого… Лучше бы нам по «Богоносным отцам нашим» - по Сергию да по Серафиму повздыхать, да даже и по Глинке с Пушкиным и с Достоевским - не помешает… Вот бы всем и Иоанна Кронштадского с Патриархом Тихоном помянуть – в качестве всенародной «инновационно-модернизационной программы»…
Тогда, быть может, по милости Божией, что-нибудь и получится.

С благопожеланиями, диакон Георгий
1. Диакон Владимир Василик : О. Георгию Малкову
2010-09-18 в 01:31

И Вы действительно считаете Гайдаров и Чубайсов продолжателями Советского строя?
А не его изменниками?
И неужели Вы не видите той страшной революции, которая произошла за последние 20 лет?
И перепахала русский народ едва ли не почище, чем большевицкая?
С уважением
Диакон Владимир Василик.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме