От редакции. Мы подробно писали о памятных мероприятиях в честь Великого князя Михаила Александровича, состоявшихся 19 мая в Петербурге и несостоявшихся 12 июня в Брянской области. Все-таки в день памяти Великого князя в его бывшем имении Брасово на Брянщине мероприятия частично прошли, о чем мы уже сообщали. Главным событием стала встреча с петербургской писательницей Н.Д.Чернышовой-Мельник, автором книги «Жизнь и любовь Михаила Романова». Сегодня мы предлагаем читателю статью Натальи Дмитриевны, в которой она не только делится своими впечатлениями от поездки на Брянщину, но и предлагает свой образ Великого князя Михаила Александровича. Автор с большой любовью пишет о выдающемся Русском человеке. С одним трудно согласиться, что Великий князь был «первым гражданином свободной России, оставившем в наследство соотечественникам удивительный документ - Манифест, в котором заложил основы Конституции, по которой все мы живем сегодня». Несомненно, Россия была свободной страной скорее до, а не после февраля 1917 года, и сам Михаил Александрович это бы признал. Да и его Манифест к нынешней конституции не имеет никакого отношения. Дельцы февраля путем шантажа и обмана вырвали этот документ у брата Государя, чтобы придать легитимность собственной беззаконной власти. Неудивительно, что Царь-Мученик Николай назвал манифест своего брата «гадостью».
В течение нескольких последних лет я изучила так много материалов о великом князе Михаиле Александровиче, сердцем откликнувшись на его судьбу, что чувствую: он стал для меня по-настоящему родным и близким. Порой мне кажется: мы просто разминулись во Времени, но разве это так уж важно, когда «душа с душою говорит»?
В какой-то момент мне очень захотелось написать о нем книгу: как о замечательном человеке, «храбрейшем из храбрых» воине, полководце, первом гражданине свободной России, оставившем в наследство соотечественникам удивительный документ - Манифест, в котором заложил основы Конституции, по которой все мы живем сегодня.
Конечно, когда рассказываешь об исторической личности, тем более, выдающейся, необходимо, прежде всего, опираться на документы. Но я не хотела писать сухим, казенным языком - как это бывает обычно в учебниках истории, научных монографиях. Мне гораздо ближе жанр романтизированной биографии, в рамках которого, наряду с изложением фактов, автор может представить вниманию читателей свои размышления на заданную тему, создавая, тем самым, художественный образ героя. Один из блестящих примеров тому - роман Алексея Толстого «Петр I», давно ставший классическим в русской литературе.
Когда я работала летом 2007-го года над рукописью, думала, что иду правильным путем. Конечно, с волнением ждала выхода в свет книги, того, как примут ее читатели. Но в первые же месяцы после публикации (книга «Отрекшийся от престола: Жизнь и любовь Михаила Романова» вышла в свет в апреле 2009-го года) стало ясно: она пользуется успехом у ряда любителей отечественной истории. Об этом свидетельствуют рейтинги популярности, представленные рядом крупных книжных магазинов.
Но вскоре оказалось, что радовалась я зря.
У некоторых профессиональных историков, прежде всего тех, кто посвятил жизнь науке - собственный способ оценивать произведения на историческую тематику. Для них главное - «сноски, ссылки, научный аппарат». А раз у меня это не указано, то книгу, мол, всерьез воспринимать нельзя. Беллетристика - не более того! А ведь сегодня под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования. И что же здесь плохого? Мне кажется, для популяризации имени героя (в данном же случае - полузабытого для подавляющего большинства наших граждан) этот жанр - отнюдь не худший.
После выхода в свет книги мне посчастливилось познакомиться с рядом интересных людей. И всех нас «объединил» великий князь Михаил Александрович - вернее, отсвет его удивительно яркой и, одновременно, трагической судьбы. Один из моих новых знакомых, в значительной степени единомышленник - доктор философии Владислав Георгиевич Краснов, долгие годы живущий в США. Он способствовал моему участию в IV научной конференции, посвященной памяти М.А.Романова, которая прошла в прошлом году в Перми, в окрестностях которой великий князь и был бессудно расстрелян большевиками в ночь с 12 на 13 июня 1918 года - первым из Романовых. За помощь в организации этой поездки я очень благодарна профессору Краснову.
А вот что касается необходимости оформления «научного аппарата», возведения его в ранг безусловной ценности, - тут мы во мнениях не сходимся. Но это не мешает, объединив усилия, идти к главной цели - посильному увековечиванию памяти великого князя Михаила Александровича, возведению его на «престол славы всероссийской». Ведь когда твой оппонент умен, выдержан и корректен, вполне можно не придавать особого значения некоторым расхождениям во взглядах, и делать общее дело.
И, к слову сказать, сделано за истекший год немало. В.Г.Краснов регулярно публикует информацию о М.А.Романове в Интернете и печатных СМИ, выступает о нем с лекциями. Я тоже неоднократно выступала перед самой разной аудиторией, и чаще всего видела в глазах слушателей неподдельный интерес и сочувствие к моему любимому герою, желание узнать как можно больше о замечательном человеке, который, волею судьбы, пусть и на краткий срок, все же стал последним российским императором Михаилом II.
Но люди, которым я рассказывала о нем, не могли, по сути, ничем помочь. Поэтому до недавних пор я с горечью осознавала, что в родном городе великого князя Михаила Александровича - Санкт-Петербурге, у меня нет единомышленников, которые реально могут способствовать прославлению его имени. К счастью, я ошибалась.
Несколько месяцев назад с радостью узнала, что в Санкт-Петербурге создан общественный Оргкомитет по проведению мероприятий в связи с 400-летием Дома Романовых. И одна из первостепенных его задач - возвращение в русскую историю и современное общественное сознание имени великого князя Михаила Александровича. Инициаторами и учредителями Оргкомитета, а также его сопредседателями стали протоиерей Геннадий Беловолов и главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов.
Я сразу же отправилась искать отца Геннадия, который служит настоятелем Леушинского подворья. Во время нашей встречи предложила посильную помощь в организации первой в Санкт-Петербурге научно-исторической конференции, посвященной памяти великого князя Михаила Александровича, на которой предполагалось рассмотреть различные аспекты его личности и деятельности - в связи с историческим процессом в России начала XX века. Вскоре, в конце апреля, в Северную столицу приехал профессор Краснов. Мы отправились с ним в Гатчину, чтобы поклониться тем местам, где прошли детство, юность М.А.Романова, и где он служил в зрелые годы в полку Синих кирасир. А в другой день посетили Леушинское подворье, где Владислав Георгиевич выступил перед прихожанами с рассказом о великом князе.
Увлеченность темой, преданность ей и желание донести до как можно большего числа людей мысль о необходимости прославления памяти М.А.Романова - все это побудило профессора Краснова, вернувшегося вскоре в США, вновь приехать - менее чем через месяц - в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в конференции, которая прошла 19 мая. Я тоже, конечно, приняла в ней активное участие, выступив перед собравшимися в актовом зале бывшего дворца великого князя Михаила Александровича, расположенного по адресу: Английская набережная, д. 54 (ныне здесь находится ДК Всероссийского общества глухих). С особой радостью сообщила собравшимся о том, что мне удалось установить контакт с В.П.Громовым - первым атаманом возрожденного Кубанского казачьего войска в Краснодаре, ныне - депутатом Законодательного собрания Краснодарского края. Владимир Прокофьевич организовал в 2006-м году слет потомков всадников Кавказской туземной конной дивизии (Дикой дивизии), первым командиром которой был в годы Первой мировой войны великий князь Михаил Александрович. Так вот, в разговоре с В.П.Громовым выяснилось, что в горных аулах на Северном Кавказе до сих пор (!) во многих домах люди хранят на почетном месте как великую святыню портрет Михаила Александровича. А ведь со времен тех боев прошло уже около сотни лет! Поэтому есть надежда, что имя великого князя - Георгиевского кавалера, подлинного героя Отечества поможет нам духовно и исторически объединить нашу память в решении ряда современных проблем на Северном Кавказе.
...Перед открытием конференции была отслужена первая панихида памяти великого князя Михаила Александровича, совершенная в его бывшем дворце. Ее возглавил настоятель Свято-Серафимовской церкви в Санкт-Петербурге протоиерей Николай Коньков в сослужении настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова.
Затем были зачитаны приветствия участникам и гостям конференции: главы Российского Императорского Дома княгини Марии Владимировны, председателя Благотворительного фонда имени Е.И.В. Великой княгини Ольги Александровны Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, члена Совета Федерации от Правительства Санкт-Петербурга Виктора Евтухова, в котором сенатор отметил: «Я искренне поддерживаю цели и задачи научно-исторической конференции памяти Великого Князя Михаила Александровича Романова. Дела и жизнь этого человека мы должны знать и помнить».
В этот день во дворце произошло настоящее чудо - вниманию присутствующих представили копию моленной иконы великого князя Михаила Александровича - иконы Казанской Божией Матери (сама же икона находится в правом приделе Свято-Серафимовской церкви в Санкт-Петербурге), о чем рассказал ее настоятель - протоиерей Николай Коньков. Она, как отметил священник, почитаема и намолена. Об удивительной истории этой святыни рассказал председатель комиссии Мурманской епархии по канонизации святых, настоятель Свято-Успенского храма, благочинный Терского округа, кандидат богословских наук игумен Митрофан (Баданин). Она была написана в Площанской пустыни монахом Савватием в 1888-м году в ознаменовании чудесного спасения семьи императора Александра III во время крушения поезда в Борках. После смерти старшего брата - великого князя Георгия Александровича, икона перешла к Михаилу Александровичу, и находилась в его дворце до октябрьской революции 1917-го года. После же водворения в России безбожной власти управляющий дворцом Степан Никитич Пименов спрятал ее у себя в квартире во избежание уничтожения богоборцами. Святыня хранилась в семье игумена Митрофана (Баданина) вплоть до 1959 года, когда при переезде было решено отдать ее церкви. Ближайшим к новому жилищу семьи отца Митрофана храмом оказалась Свято-Серафимовская церковь в Санкт-Петербурге. В нее и отдали икону...
В работе конференции, посвященной памяти великого князя Михаила Александровича, приняли участие общественные деятели, ученые, работники культуры и просвещения, журналисты. Большой интерес у слушателей вызвали выступления председателя Санкт-Петербургского отделения ВОГ О.Новоселовой, профессора В.Краснова, протоиерея Г.Беловолова, краеведа Н.Озерковой, директора детской библиотеки из поселка Локоть (Брянская область) и инициатора общественного музея памяти великого князя Михаила Александровича С.Рожковой, доктора исторических наук М.Бабкина, академика Петровской академии наук и искусств В.Серебренникова, ряда других участников конференции. Лично же мне было особенно приятно услышать фрагмент из собственной книги, посвященной великому князю Михаилу Александровичу, в ярком, запоминающемся исполнении заслуженной артистки России М.Лавровой.
После завершения докладов состоялся крестный ход участников конференции - от дворца великого князя Михаила Александровича по Английской и Дворцовой набережным к храму Спаса-на-Крови. Здесь крестоходы присоединились к верующим, собравшимся почтить память царя-мученика Николая II в день рождения государя.
Думаю, что не ошибусь, если скажу: эта конференция надолго оставит памятный и очень добрый след в душах всех ее участников. Для меня же день 19 мая стал подлинным возвращением памяти моего любимого героя - великого князя Михаила Александровича - в его родной город - Санкт-Петербург.
К тому же это долгожданное и прекрасно организованное мероприятие, ставшее знаковым событием в научной и культурно-общественной жизни России, дало толчок к проведению первых памятных дней великого князя Михаила Александровича и на Брянской земле - 12 июня 2010-го года, в его бывшем имении Брасово (ныне поселок Локоть). Членами общественного Оргкомитетом была заранее достигнута договоренность с районной администрацией Брасовского района, духовенством Площанской пустыни, активистами местной общественности о проведении праздника, составлена его программа.
В поселке Локоть впервые планировалось также провести крестный ход в честь памяти великого князя Михаила Александровича.
Мне очень хотелось посетить места, где М.А.Романов был, по его собственному признанию, очень счастлив. Поэтому для меня стало настоящим подарком знакомство с подлинной почитательницей великого князя на Брянщине - сотрудником Администрации Брянской области Ниной Васильевной Васильцовой. Она-то и помогла организовать мою поездку в Брянск и поселок Локоть.
Но вскоре выяснилось: крестный ход на Брянщине не состоится. Как написал в недавней статье А.Д.Степанов, «одним росчерком пера епископ Брянский и Севский Феофилакт разрушил многодневные усилия сотен людей по организации церковно-государственных торжеств, посвященных памяти последнего престолонаследника Российской Империи Великого князя Михаила Александровича, прославленного Русской Зарубежной Церковью в лике Новомучеников и Исповедников Российских». Не берусь комментировать это решение владыки, потому что не знаю истинных причин, побудивших его принять. Скажу лишь, что мне бесконечно жаль.
Но не менее этого меня расстроило и другое обстоятельство. В Санкт-Петербурге, во время проведения конференции, я видела в зале просветленные лица, заинтересованные взгляды людей. Чувствовалось, они сердцем откликаются на судьбу и деяния на благо Родины великого князя Михаила Александровича. Такой же заинтересованности и внимания, уважения к памяти замечательного человека я ожидала и от участников мероприятия, которое должно было состояться в Доме культуры поселка Локоть. Но ожидания мои, к великому сожалению, оправдались далеко не полностью.
А ведь начиналось все хорошо! Радовала глаз сцена, украшенная работами самодеятельной художницы Е.И.Евсюниной, которые автор посвятила великому князю Михаилу Александровичу. Чувствовалось, все картины написаны с уважением и симпатией к герою. Казалось бы, одно это должно уже задать определенный тон мероприятию.
Выступление главы района С.Н.Лавокина было конструктивным, побуждало собравшихся к возрождению исторической памяти. Порадовало также выступление местной поэтессы Маргариты Денисовой, которая прочитала свое стихотворение, посвященное великому князю. Постарались и организаторы встречи - со сцены прозвучал уважительный рассказ о жизни М.А.Романова, были зачитаны письма: его - к супруге, Наталье Сергеевне Брасовой, и ее - к нему. Местные жители также отметили, что Михаил Александрович был рачительным хозяином имения, именно благодаря ему в этих местах были основаны предприятия, школы, больница, которые по сей день играют немалую роль в жизни локотчан.
Когда мне, как автору книги, посвященной великому князю, предоставили слово, я решила поговорить с собравшимися здесь людьми об очень, как мне кажется, важном явлении в жизни - о нравственности. Попыталась донести до слушателей свое отношение к М.А.Романову как к человеку высокого духа: бесконечно преданного мужа и отца, храброго, мужественного воина и полководца, мудрого политического деятеля. Но мой взгляд, как выяснилось, разделяют не все. Конечно, каждый человек имеет право на собственное мнение, вопрос лишь в том - как он его высказывает.
Вот, например, местный краевед Б.В.Осипов пытался указать на некоторые неточности, которые я, якобы, допустила в своей книге. Ответила ему по пунктам, надеюсь, доказала свою правоту. Считаю, высказанные публично замечания - дело вовсе неплохое, независимо от того, прав по сути выступающий или нет. И совсем другое дело - когда тебя «поливают грязью» за спиной, в данном случае, в интернете, скрывшись за ничего не значащим «псевдонимом».
Досталось от оппонента как самому великому князю, который (заметим, по большой любви, что не раз доказал!) женился на дважды разведенной женщине, так и мне - его защитнице и почитательнице. Оказывается, мимолетный разговор, который состоялся с будущим критиком вечером, во время экскурсии по парку бывшего имения, «выявил в авторе паническую боязнь профессиональной работы и полное незнание того, что есть исторический источник и с чем его едят». Я же была поражена, узнав, что у очень юного и самонадеянного обвинителя, который, кстати, и книгу-то мою не читал, сложилось такое мнение. Если многомесячное исследование более сотни источников (как на русском, так и на английском языках), а в дальнейшем и написание достаточно большой рукописи, ассоциируется с боязнью профессиональной работы, даже еще и «панической», то что же тогда в действительности является «профессиональной работой»? Правда, вразумительного ответа на этот вопрос мой критик так и не дает.
Воскликнув «ваще класс!», оппонент выражает явное сомнение в том, что моя книга востребована «массовым читателем. Не будем о том, как у нее получены такие данные - о правомерности этого и так далее...» Поясняю: данные об этом получены вполне легально - с помощью Интернета. Стоит лишь зайти на сайт Московского Дома книги (это, кстати, одна из крупнейших книготорговых фирм в стране), найти рубрику «История. Исторические науки», затем активизировать функцию «По общей популярности», и все сразу станет ясно. Кстати, информацию о том, что обе книги, написанные мною, приобретены крупнейшим в мире книгохранилищем - Библиотекой Конгресса США, я тоже получила вполне законно. Нашла ее опять-таки в интернете. Своему же критику мне хотелось бы пожелать, прежде всего, всерьез заняться изучением русского языка и научиться высказывать свое мнение людям в лицо, а не делать это «за спиной». Это, кстати, необходимое условие, лишь при соблюдении которого человека можно назвать нравственной личностью.
...И все-таки я верю: есть на Брянщине искренние почитатели памяти великого князя Михаила Александровича, люди, которые не шельмуют его за «непозволительный» брак, а воздают должное памяти замечательного человека, который жизнью и смертью своей доказал, что был одним из лучших сынов России. Недаром комиссар Гатчинского дворца Владимир Гущик, который преклонялся перед великим князем за его порядочность и простоту в общении даже с простыми людьми, став впоследствии литератором, написал: «Вспоминая этого человека, я думаю: каким светлым порывом смоешь Ты, Россия, его безвинную кровь? Растерзав прекрасного человека, что Ты дашь взамен? Сумеешь ли в конечном итоге искупить чистую кровь Последнего Михаила?»
Думаю, пришло время собирать камни. И возрождение Брасовского имения - всем миром - могло бы стать лучшим доказательством правильности выбранного пути.