itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Церковная бюрократия в действии, или Рассказ о том, как епископ Феофилакт запретил крестный ход

0
4045
Время на чтение 8 минут

Бюрократия, конечно, необходима, в том числе и в Церкви, ибо она служит организующим началом любых общественных процессов. Плохо, когда бюрократия подавляет общественную жизнь, уничтожает живую инициативу людей. Особенно плохо, когда это происходит в Церкви.

Именно с таким случаем пришлось мне вчера столкнуться, когда одним росчерком пера епископ Брянский и Севский Феофилакт разрушил многодневные усилия сотен людей по организации церковно-государственных торжеств, посвященных памяти последнего престолонаследника Российской Империи Великого князя Михаила Александровича, прославленного Русской Зарубежной Церковью в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

Думаю, об этом стоит рассказать, ибо случай нерядовой. Если такое будет повторяться, о возрождении исторической памяти народа, восстановлении преемственности национального самосознания придется забыть. И виновницей оказывается Русская Церковь. Впрочем, обо всем по порядку.

Как известно, в 2013 году мы будем отмечать 400-летие прекращения Смутного времени на Руси и восшествия на Российский престол Государей Династии Романовых. Готовится отметить этот юбилей власть: в Петербурге восстанавливается Феодоровский собор при активном участии высоких государственных чиновников, готовятся памятные мероприятия в других городах и весях. Не удивительно, что готовится к этому юбилею и православная общественность. Одной из инициатив, приуроченных к юбилею, стало создание общественного оргкомитета по подготовке к празднованию 400-летия Династии Романовых в том же Петербурге. Инициаторами его стали священнослужители, общественные деятели, писатели, журналисты, в том числе автор настоящих строк.

Первой акцией оргкомитета стала организация научно-исторической конференции, посвященной памяти во многом забытого последнего престолонаследника Российской Империи Великого князя Михаила Александровича, принявшего мученическую кончину в Перми за месяц до злодейского убиения его брата Царя-Мученика Николая и святой Царской Семьи. Эта конференция прошла 19 мая с.г., в день рождения Царя Николая II, в северной столице во дворце Великого князя на Английской набережной. В конференции приняли участие священнослужители, ученые, общественные деятели, писатели из Петербурга, Москвы, Перми (где был убит князь-мученик), Брянской области (где было имение Михаила Александровича), Мурманска и даже из Вашингтона. Конференция освещалась многими СМИ. Подробный отчет о конференции опубликован: «Мы открываем для Петербурга имя благоверного Великого Князя Михаила Александровича». Участников конференции приветствовали глава Российского Императорского дома великая княгиня Мария Владимировна, глава фонда во имя ЕИВ великой княгини Ольги Александровны О.Н.Куликовская-Романова, сенатор В.Л.Евтухов.

На этой конференции прозвучало предложение организовать 12 июня, в день памяти Великого князя, памятные церковно-государственные торжества в поселке Брасово Брянской области, где находилось, ныне разрушенное, имение Михаила Александровича, в которой бывали композитор Сергей Рахманинов, художник Станислав Жуковский и другие выдающиеся люди того времени. Эта идея была одобрена участниками конференции, которые просили оргкомитет обратиться с соответствующими просьбами к местным государственным и церковным властям. Все, разумеется, обратили внимание, что 12 июня - это государственный праздник День России, праздник, до сих пор не очень понятный народу, связанный с сомнительным событием - провозглашением независимости РСФСР. Но праздник уже вошел в календарь, а потому очень важно увязать его с действительно значимыми событиями в истории нашего Отечества, одним из которых может стать день памяти последнего престолонаследника из Династии Романовых. По крайней мере, для Брянщины это событие не может не быть значимым.

Вопросами организации торжеств пришлось заниматься мне. У меня отношение к брасовскому периоду жизни Великого князя Михаила Александровича глубоко личное. Я сам родом из этих мест. Здесь мои корни. В соседнем районе я родился и закончил восьмилетнюю школу. Здесь живут мои родственники и одноклассники. Брасовский техникум закончила моя мама. Рядом с Брасово находится древний монастырь Площанская пустынь, с настоятелем которого архимандритом Сергием (Булатниковым) я давно знаком, люблю и ценю этого современного подвижника веры. Словом, многое меня связывает с этими местами. И, приезжая сюда, я каждый раз с горечью вижу, что мало кто из местных жителей знает о Великом князе, что молодожены идут с цветами к памятникам Ленину, а не к настоящим памятным местам этой древней славной земли.

Поэтому я с душой взялся за дело. Надо было убедить в необходимости торжеств 12 июня прежде всего районную администрацию. Я встретился с главой района Сергеем Николаевичем Лавокиным, который с интересом отнесся к идее праздника. Мы наметили общий сценарий торжеств, который предполагал приезд гостей и паломников из Москвы, Петербурга и других мест, богослужение в Площанской пустыни, крестный ход из монастыря в поселок Локоть (частью которого сейчас является поселок и железнодорожная станция Брасово), торжественный митинг в парке имения Михаила Александровича, установку памятного креста на месте усадьбы, экскурсию по поселку и праздничный концерт. Не Бог весть какой сценарий, но для этой российской глубинки день 12 июня 2010 года должен был стать настоящим Событием.

Не откладывая дела в долгий ящик, я провел переговоры с представителями монастыря. Мне сказали, что монастырь вполне мог бы принять участие в этих мероприятиях, организовать ночлег для паломников, провести богослужение, но, разумеется, только в том случае, если будет благословение правящего архиерея. Мне и самому было понятно, что без благословения епископа Феофилакта церковные торжества в епархии пройти не могут. Но я полагал, что обратиться к владыке нужно уже после того, как будут согласованы все вопросы с представителями государственной власти и проведены необходимые организационные мероприятия.

Честно говоря, я не мог предположить, что архиерей откажется дать благословение на проведение церковно-общественного мероприятия, которое организуют православные верующие при поддержке местной власти, которое направлено на укрепление церковно-государственных отношений, которое служит делу пробуждения исторической памяти и национального самосознания. При этом никаких усилий и трат по организации проводить нет необходимости, - Оргкомитет все хлопоты брал на себя. Протоиерей Геннадий Беловолов организовал паломническую поездку к святыням Брянской земли, паломники уже заказали автобус, чтобы 11 июня вечером быть в Площанской пустыни. Мы обратились с просьбой о поддержке к видным представителям русской эмиграции. Ольга Николаевна Куликовская-Романова направляла в Локоть своего помощника писателя Андрея Хвалина, который должен был огласить ее приветствие и принять участие в торжествах. Своего представителя с приветствием к участникам праздника предполагала направить авторитетная монархическая общественная организация «За веру и верность». Я договорился с председателем «Союза православных хоругвеносцев» Леонидом Симоновичем-Никшичем об участии в крестном ходе членов этой известной общественной организации. Активность проявили местные энтузиасты, которые пригласили принять участие в торжествах православных активистов из Орла, Воронежа, Киева и других городов. Собрался приехать на торжества из далекого Мурманска по благословению владыки Симона удивительный человек игумен Митрофан (Баданин). В прошлом морской офицер, а ныне благочинный в Мурманской епархии, он родился во дворце Великого князя в Петербурге, где его прадед был управляющим дворцом. Во время революционной смуты его прадед сохранил моленный образ Михаила Александровича икону Казанской Божией Матери, которую затем бабушка отца Митрофана передала в Серафимовскую церковь протоиерею Василию Ермакову. Сейчас эта икона является одной из святынь Петербурга. Выяснилось, что икона была написана монахом Площанской пустыни, и отец Митрофан хотел передать копию этой иконы в монастырь.

Словом, мероприятие было подготовлено, можно было докладывать епископу Феофилакту и просить его благословения. Мы могли ответить на все вопросы владыки...

И вот тут-то я столкнулся с суровой правдой церковной жизни. Правдой канцелярщины и волокиты. 27 мая я от имени Оргкомитета направил факсом прошение на имя епископа Феофилакта, в котором подробно изложил идею и план памятных мероприятий, и просил благословения Его Преосвященства. Одновременно я направил на официальный e-mail Брянской епархии письмо с аналогичным прошением. Я полагал, что 16 дней до праздника - время вполне достаточное для того, чтобы изучить вопрос, сделать необходимые уточнения, если надо внести коррективы и дать ответ нам - мирянам. 1 июня я позвонил в епархию. Представился, говорил с протоиереем Павлом, который назвал себя руководителем канцелярии епископа (видимо, протоиерей Павел Чикалин, заведующий Отделом взаимоотношений с общественностью). Он подтвердил, что прошение получено, но ответа пока нет, «ждите». Позвонил еще раз в конце недели: ответ тот же. «Когда будет решение?», - спрашиваю. Получаю глубокомысленный ответ: «Как только, так сразу». Говорю, что представители районной администрации начинают нервничать, им надо оповещать свое областное начальство, население, представителей СМИ. Мне в ответ: «Они бы и сами могли к нам обратиться, а не заставлять Вас звонить из Петербурга». Принимаю это, как добрый совет. Звоню в администрацию Локтя и предлагаю им направить со своей стороны телеграмму епископу Феофилакту с просьбой благословить мероприятие, помогаю правильно составить обращение, - чиновники, увы, пока не умеют правильно обращаться к духовенству и архиереям. Но, как потом мне объяснили, это было моей ошибкой. Обращение районной власти почему-то особенно раздражило владыку...

Что остается делать? Только ждать. Пытаюсь успокоить нервничающих представителей районной администрации. Не верю, что может быть отказ. Ответ из епархии один: владыка пока вопрос не рассмотрел.

И вот утром в четверг 10 июня (за два дня до проведения мероприятия!) мне звонит тот же самый протоиерей Павел и сообщает, что владыка Феофилакт не благословил проведение крестного хода, поскольку де нет достаточных канонических оснований - Михаил Александрович, мол, не прославлен Русской Православной Церковью. Только я открыл рот, чтобы спросить: «Почему же об этом нельзя было сообщить раньше?», как отец Павел положил трубку. А у меня были и еще вопросы. Например, почему в аналогичной ситуации по благословению пермского архиерея вот уже несколько лет проводится крестный ход в Перми также из монастыря к месту убиения Великого князя. В прошлом году, как рассказывают, в нем приняли участие несколько тысяч человек. Благословлен крестный ход и в этом году. Или там архиереи "неправильные"? Еще вопрос вертелся на языке: Разве владыка Феофилакт считает, что РПЦЗ не является частью нашей Церкви? А ведь там Михаил Александрович прославлен, есть его канонические иконы, которые, кстати, мы хотели привезти в Брянскую епархию. Очевидно, что вопрос общецерковного прославления Великого князя - вопрос времени. Так уже не раз бывало в истории нашей Церкви.

Новость о запрете сообщили из епархии одновременно в районную администрацию. Там паника, близкая к истерике. Еще бы, ведь проведена немалая подготовительная работа, затрачены определенные средства, оповещено население и СМИ. И вот выясняется, что архиерей не благословляет, а значит никакого крестного хода не будет, освящения креста тоже. В целом местная власть оказалась в глупом положении: получается, что она организует церковно-общественное мероприятие, а Церковь - против! Раздраженный глава района С.Н.Лавокин отменяет все мероприятия.

Звоню в епархию, разговариваю (точнее пытаюсь разговаривать) с секретарем епархиального управления протоиереем Петром Пономаревым. Говорит вежливо и вдруг - «Вы записываете?», отвечаю - «нет» (что уж ему почудилось, я действительно не записывал разговор с ним). «Я слышу, что Вы записываете, извините, мне некогда», - и кладет трубку. Какие уж секретные сведения побоялся выболтать мне отец Петр, почему его испугала сама мысль, что разговор с ним записывается на диктофон, - не понимаю.

Начинаю звонить всем предполагавшимся участникам мероприятия: сообщаю, что владыка не благословил, прошу прощения. Памятный знак (в виде традиционного резного голбца, которые устанавливались издревле на Руси на месте памятных событий) уже на пути в Брасово. Машину срочно останавливают и направляют в другое место. Слава Богу, на Руси есть места, где нуждаются в установке крестов.

Что же в результате? Церковно-общественное мероприятие, уже практически подготовленное православными верующими, сорвано. А ведь благодаря этому зачину могло бы появиться в российской глубинке через некоторое время место для паломничества, для экскурсий не только почитателей памяти Великого князя Михаила Александровича, но и просто любителей русской истории и культуры. Теперь подвигнуть общественность к организации мероприятий будет крайне затруднительно, - вряд ли кто захочет сотрудничать с ТАКОЙ епархиальной властью. Очевидно, что районная администрация поселка Локоть теперь поостережется от участия в организации каких-либо мероприятий совместно с Церковью. И вместо чаемой нами симфонии церковной и светской власти мы получаем в Брянской области настоящую какофонию.

Нет, не зря все-таки наш народ не любит бюрократию. Не зря много места в классической русской литературе отведено обличению чиновничьего бездушия и тупоголовости. Не зря!

Бюрократия хороша в теории, но на практике страшна, особенно страшна в Церкви. Страшна, поскольку противна ее природе.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. 115. Наталья

Ну, всем досталось, Наталья Викторовна, всех разобрали, всех разложили по полочкам. Только нет в ваших словах правды и, к сожалению, знания ситуации. 1. О владыке Феофилакте. Вы знаете, из начальника скита в архиереи не ссылают, это даже не смешно. Вы бы спросили мнение о владыке у священников и мирян Брянской епархии, чтобы не выдумывать небылиц о чистоте, православности и особенно русскости. 2. Ситуацию с обстоятельствами отречения Михаила Александровича я знаю не хуже Вас, и не только по Шульгину, который вел себя в февральские дни куда более непристойно, а Вы его в свидетели верные записываете. Пусть Церковь скажет соборным разумом свое слово о святости Великого князя. Ясно одно, Михаил Александрович пострадал как Романов, как законный престолонаследник, и принял смерть достойно. Не всем дает Господь такую кончину. Я почитаю его как Новомученика, но отвергаю попытки противопоставить его и Венценосного брата Царя-Мученика Николая. 3. Григорий Ефимович Распутин оклеветан либерально-революционной пропагандой. Оклеветан, чтобы свергнуть Самодержавие. Об этом говорит не только Леонид Симонович, и странно читать такие речи по прошествии стольких лет и публикации стольких текстов от православного ученого. 4. Я давно знаком с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой и никогда от нее ничего подобного не слыхал. Напротив, знаю, что она очень скромный и неамбициозный человек. Поэтому оставляю выпад против нее на Вашей совести. 5. Я не знаю, какие у Вас личные счеты с Л.Д.Симоновичем. Я знаю его давно, между нами могут быть споры и несогласия, но я знаю, что и Леонид Донатович и Союз хоругвеносцев делали и делают много полезного для Церкви и страны. Поэтому я его специально пригласил для участия в крестном ходе. И я ему благодарен, что он согласился, хотя мы, организаторы, не имели никаких средств даже на оплату билетов, каждый сам изыскивал средства для участия в торжествах. Если Вы нас называете "провокационными нечистотами", это скорее характеризует Вас, а не нас. 6. Мое отношение к Кирилловичам "широко известно в узких кругах", я хорошо знаю историю монархического движения после убиения Царской Семьи и Михаила Александровича. Но Мария Владимировна является, во-первых, Романовой, а во-вторых, законной возглавительницей Императорского Дома Романовых. А потому наш долг относиться к ней с должным почтением и уважением, даже если мы не признаем законность ее прав на престол. Кроме того, Мария Владимировна сделала и делает много полезного для Церкви и России. Если то, что Вы написали, выражает не только Вашу личную точку зрения, но мотивацию действий владыки Феофилакта отказать нам в проведении Брасовских торжеств, то это очень тревожная и опасная ситуация, в которую нужно срочно вмешиваться Патриарху. Если же это Ваша личная позиция, то предлагаю Вам задуматься и впредь стараться не оскорблять такое число своих единоверцев необдуманными словесами.

4. 107. Чадо РПЦ МП

Дорогое чадо, чтущий вряд ли уразумеет Ваши намеки. Боюсь, что и Вы сами не понимаете, на что намекаете, поэтому и пишете так замысловато, чтобы у читателя сложилось мнение, что Вы знаете больше, чем говорите. На самом деле ничего Вы не знаете и знать не можете о том, что и кто движет РЛ. Не напускайте туману. Чувствуется, что благословение Вы понимаете чисто формально, не разделяя пониятия собственно благословение и разрешение. Не пойму только сознательно это делаете или нет. Благословение на какое-либо дело, мне может дать любой священник, и его благословение будет ничем не меньше архиерейского. Такое благословение у нас было, более того, организацией мероприятий занимались священнослужители. Однако у современного понимания благословения есть и другой, вполне законный, смысл - разрешение. Как нельзя производить публичных действий на территории области или района, не получив разрешения у госадминистрации (мы его получили), так и нельзя производить священнодействий на территории епархии без разрешения правящего архиерея (мы его хотели получить, но не получили). Так что Ваши суждения к характеру моей церковности имеют мало отношения. Конечно, тот факт, что епископ Феофилакт не благословил крестный ход имеет две стороны. Одну я описал в статье. Описал предельно корректно. Священники и миряне Брянской епархии многое могут рассказать об особенностях своего правящего архиерея. Да и в Патриархии многое известно. Вторая же сторона имеет отношение ко мне лично. Я понимаю, что архиерейское неблагословение - урок мне, сигнал от Господа, который я должен понять и что-то исправить в своей теперешней жизни. Но - это предмет не статьи, а исповеди. А потому и обсуждать эту тему здесь не место.

3. Предложение

Уважаемый Анатолий Дмитриевич! А может не падать духом, а начать подготовку празднования 12 июня 2011 года? Запросить уже сейчас аудиенцию владыки для обсуждения празднования? Может тогда что-то проясниться (принципиален этот отказ, или имеются конкретные возражения по наполнению праздника)? Бог Вам в помощь!
Павелъ / 14.06.2010, 10:02

2. Владыка как часть Системы...

простите за резкие слова, что будут дальше..и - за мирской язык. Так почему А.Степанов - имея "4 туза на руках" - попал в такую ситуацию?.. - РАСКЛАДЕЦ, БАТЕНЬКА... А попал он в эту ситуацию потому (на мой взгляд), что после РАЗДЕЛЕНИЯ "Русской Линии" - на 2 разных ресурса - РНЛ в "церковном рейтинге" ОТСУТСТВУЕТ. -------- а что это - значит? Только одно: ОВЕЦ ПАСУТ -ЧТОБЫ СТРИЧЬ И РЕЗАТЬ... ---------- Батюшка, который БРОСАЕТ ТЕЛЕФОННУЮ ТРУБКУ = батюшка ветхозаветный...но "бросать трубку" батюшка не будет = не зная позицию ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ. А позиция проста: НИКАКИХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОТ ЛИЦА ТЕХ, КОГО НЕТ "В РЕЙТИНГЕ". ---------- Мы с Вами видим воочию, что такое ЦЕРКОВНАЯ ВЕРТИКАЛЬ..это вертикаль = ВЕТХОЗАВЕТНАЯ. Потому что ЛЮБВИ НЕТ. И ситуация А.Степанов - брянский владыка ТОЖДЕСТВЕННА диалогу Ю.Шевчук = премьер В.Путин... С чем всех нас и можно поздравить!!

1. ловко с ног на голову

Ловко с ног на голову переворачиваете, дорогой Александр. Кто там презирает наших священников и владык, не знаю, вам тут видней. А вот насчет вотчины, это вы правильно заметили. Владыка воспринимает, видимо, епархию в прямом смысле как свою вотчину. А значит, пускай лучше ничего не происходит, чем что-то будет сделано людьми из другой вотчины. Или например, вот икона замироточила без благословения, непорядок, надо ее не разрешать, сомнительное ведь дело, куда годится, когда вдруг мироточит икона сама по себе. Думается, как раз вы относитесь к вопросу о благословении формально. Почему-то не желаете замечать, что в составе оргкомитета есть священнослужители, а значит есть их благословение на проведение подготовительных работ. Так что их благословение по-вашему выходит ниже по чину, не действует что ли? Вы как то благословение трактуете магически. В данному случае благословение от владыки требовалось именно как разрешение.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Дай Бог нашей церкви таких священников! Интервью
с прихожанами и друзьями храма Петра и Павла в Ропше
21.03.2024
Пётр Великий, Екатерина Великая и Владимир Путин!
Проблемы с переездом к нам многодетной канадской семьи заставляют нас обратиться к богатому опыту Царской России, радушно принимавшей европейцев
20.03.2024
Правильно понятое славянофильство и «Третий Рим» не противоречат друг другу
Размышления над статьёй доктора юридических наук Алексея Величко
02.03.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04