- Дорогой Владыко, многие в России внимательно следили за ситуацией в Рашко-Призренской епархии после Вашего отстранения с кафедры. Расскажите о своем нынешнем положении. Что значит «епископ на покое»? Каковы Ваши права и обязанности? Где Вы будете подвизаться?
- Прежде всего, хочется поблагодарить «Русскую народную линию» за то внимание, которое она оказывает происходящему в Сербской Православной Церкви и особенно событиям на Косово и Метохии. Затруднительно сказать что-то о моем отстранении в двух словах, тем более, что я сам не знаю: что значит быть епископом на покое, владыкой, которого отстранили... Знаете, со мной это впервые в жизни, потому опыта - никакого. Осталось имя владыки, звание, но без обязанностей и тех попечений, которые были на нас почти 20 последних лет на Косово и Метохии. Но, слава Богу, кое-что осталось: осталась возможность служить, совершать богослужения и трудиться на духовном и научном поприще. Уповаю на то, что теперь появится больше времени заниматься этими делами, поскольку в бытность правящим архиереем Косова и Метохии было столько обязанностей, что на серьезный научный и литературный труд времени просто не оставалось. Сейчас Синод определил местом моего пребывания монастырь Шишатовац на Фрушка Горе, в Сремской епархии. Но окончательного переселения еще не произошло, необходимо адаптироваться, дабы просто создать условия для скромного образа жизни и возможности работать.
- Беспрецедентное решение Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви о почислении Вас на покой вызвало беспрецедентную реакцию монашествующих Рашко-Призренской епархии, - многие монахи покинули свои обители (древние монастыри Црна Река, Святых Архангелов и др.). Как Вы считаете, каковы могут быть последствия всего этого?
- Последствия событий, происходящих с февраля и по сей день, весьма пагубны и трагичны для Сербской Православной Церкви и нашего православного народа, особенно народа Косова и Метохии. И то, что сейчас происходит с монашеством епархии Рашко-Призренской, - оставление ими своих святынь и монастырей, - вне сомнения оставит глубокий след в жизни людей, духовно окормлявшихся в наших монастырях, привыкших к нашему монашеству. Все эти события внесли беспокойство не только в среду монашества, но и в православный народ, который не может понять причин происходящего, и это усугубляет переживания. Что же касается самого монашества, оно пребывает в особенно тяжелом положении. Все монахи, которые оставили Рашко-Призренскую епархию официальным путем, просили каноническую отпускную грамоту у нынешних епархиальных властей, т.е. у администратора господина Амфилохия, а перед этим - господина Афанасия. Однако отпускные они не добыли, зато обрели прещения и запрет священнодействовать, причащаться и угрозу церковного суда в случае невозвращения в свои монастыри и непринятия сложившейся ситуации. Им грозит лишение священномонашеского чина, а может быть, и нечто худшее, как это случилось с о. Антонием (Давидовичем), который лишен иноческого чина и даже отлучен на 2 года. Думаю, что по отношению к монашеству, которое 20-30 лет было воистину светом миру и солью земли, меры совершенно несоразмерны тому, что они не могли принять решения Св. Синода, который запретил мне, как их духовнику (не епископу больше, но духовнику) окормлять монахов - моих духовных чад.
Думаю, это решение, которое принял Св. Синод, не указывая причин, стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, а потому монашество так отреагировало. Они в многих письмах и заявлениях объяснили свою позицию, которая заключается в готовности смиренно принять все, что Церковь посчитает нужным предпринять против них, любое наказание, но вернуться они не могут, так же, как не могут принять сложившуюся ситуацию.
- Многие в России убеждены, что финансовые вопросы - лишь удобный повод для организации кампании против Вас. На самом деле причинами организации кампании стали Ваши взгляды по вопросам экуменизма и филокатолицизма, а также открыто антиамериканская и антинатовская политическая позиция.
- Думаю, что мнение по этому вопросу, которое преобладает в Русской Церкви, полностью отвечает действительности, ибо таково же мнение и нашего народа - причем не только на Косово и Метохии, но и по всему миру. Такое мнение, на основе фактов, преобладает и в православной Греции, где также понимают, - то, что преподносится общественному мнению в качестве причины, на самом деле является лишь поводом, а подлинные причины, о которых Вы указали в вопросе, не упоминаются. Ибо это и было решающим в ситуации. Это было бы нехорошо открыто выносить, но в сущности, это так. Неудобно говорить об этом, да и не хочется, но, думаю, такое мнение оправдано. Так называемый финансовый вопрос, который преподносится в качестве повода или причины моего снятия, ничем не подтвержден, - ни гражданским расследованием, ни показаниями свидетелей, которые были выслушаны по этому делу. Напротив, эти слушания показали, что такого рода обвинения просто необоснованны и являются обычной клеветой, а не истиной. Но мы сейчас ничего не можем сделать, остается только ожидать, что все кончится так, как кончится. Думаю, что на решение повлияла моя позиция в вопросе борьбы за сохранение Косова и Метохии, выживания нашего народа на этой нашей святой земле, нашей колыбели духовности.
- Общаясь с церковными людьми, которые полностью Вас поддерживали, приходилось сталкиваться с мнением, что во всей этой ситуации, быть может, следовало было бы Вам побороться? Можете ли что-то сказать по этому поводу?
- Не знаю, в каком смысле ожидали от меня противоборства? Что понимать под этим: непризнание решений Собора и Синода? Я не мог пойти на это, поскольку заранее понимал, что могу оказаться в положении обвиненного в расколе Сербской Церкви. Слава Богу, я знаю, что такое раскол. И никогда не соглашусь стать причиной или создателем раскола. Вместе с тем, то, как вся эта история проводилась и развивалась, оставляет впечатление, что кое-кому нужен был раскол в Сербской Церкви, если не сказать необходим. И не хватало только того, кого можно было бы обвинить в раскольничестве. Выбор пал на меня. Я не пошел на это. И то, что мое монашество заняло такую позицию, говорит не о том, что они пребывают в духе раскола. Нет. Они - верные чада СПЦ - просили легитимным и официальным путем получить отпуст, ибо имеют право идти за своим отцом и со своим отцом. И не может никто заставить чад отречься от своего отца. Если кто-то попробует это сделать, дети могут пойти на страдания. Как сказал один из моих монахов «отец - это отец, а не директор».
- Какова сейчас ситуация в Косово? Повлияло ли Ваше отстранение с кафедры на настроения косовских сербов?
- Абсолютно! Абсолютно! Посещение богослужений отражает эту картину ярче всего. Те, кто давно уже был воцерковлен, сейчас просто не могут приходить на богослужения, ибо и там, как и в других местах нашей Церкви, начали вводить обновления. И вообще, ощущение неправды от самого факта изгнания их епископа, думаю, во многом нанесло духовный урон верующему народу. И неизвестно, что еще этот урон принесет.
- Как Вы относитесь к нынешним попыткам Православных Церквей сблизиться с Ватиканом? Говорят, что у нас больше общего, чем того, что нас разделяет? Неужели филиокве и другие догматические отступления Римо-католической церкви являются незначительными проблемами рядом с необходимостью борьбы за нравственность и помощи бедным? Насколько реальна сегодня угроза новой Унии?
- В отношении папизма, экуменизма и глобализма мои позиции ясны. Я только уповаю на помощь Божию, наблюдая за происходящим, не только в нашей Сербской Церкви, но и в остальных православных землях и народах, где экуменизм принимает размах, за стремлением к сближению с Ватиканом, со Всемирным Советом Церквей, со всем этим обновленчеством, которое вносится и принимается - особенно в том, что касается богослужений. Это крупнейшая из всех опасностей, которые вставали когда-либо перед Православием. Но верю, что по слову Божию, и врата адовы не одолеют Церкви, а уж тем более, не одолеют Ее эти сегодняшние искушения!
Что же касается Унии, думаю, в том виде, в котором Уния ранее проводилась, вряд ли будет нечто проводиться и даже задумываться. Но существует большая опасность, что будет ослаблен отпор православных - прежде всего, лидеров православных народов - неправославной нецерковной позиции. Это и есть одно из проявлений глобализации - отождествить Истину и ложь, смешать свет и тьму, белое с черным, дабы все было в серых тонах. Так готовится пришествие антихриста, который должен будет овладеть миром.
- Многие верующие в России обеспокоены угрозой церковного модернизма и неообновленчества (отказ от юлианского календаря, перевод богослужения на современный язык, сокращение богослужений и пр. новшества). Насколько эта угроза сильна в Сербской Церкви?
- Конкретно об этом в нашей Церкви не говорят. Об изменении календаря не было проговорено ни слова, хотя в определенных кругах такие опасения присутствуют. Между тем, я не думаю, что главная проблема в этом. Главная проблема - практическое воплощение экуменизма - совместные молитвы и богослужения, пренебрежение к тем догматическим различиям и вопросам, которые Св. Отцы считали пограничным столбом, и который никто из Отцов не собирался передвигать. Думаю, что разговоры о западной ереси как о «церкви-сестре», разговоры о «двух легких» и еще не знаю о чем - свидетельствуют о притуплении ощущения остроты Православия, того сознания, которое ясно распознает и различает добро от зла, свет от тьмы, Христа от Велиара. Боюсь, что равнодушие, которое начинает затягивать, и есть наибольшая опасность. Так что, думаю, до некой явной Унии, до подписания каких-то бумаг нынче дело не дойдет, однако именно так губится чистота веры, спасительная для наших душ.
- Какую роль в мире играет сегодня Россия и какой должна быть роль России?
- Думаю, Россия играет большую роль в мире, важную для всех православных народов, - как крупнейшая православная страна и единственный противовес попыткам Запада создать единое глобальное село. Россия играет эту роль благодаря тому, что она сберегла чистоту Православия, чистоту, над которой она бдела веками, сохранив веру такой, какой ее знали прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский, свт. Филипп Московский и все те, кто, просияв в Русской Церкви, украсили и освятили Землю Русскую. Такова миссия России и Русской Православной Церкви. И мы твердо верим, что русский народ найдет в себе силы превозмочь искушения, - тягу к модернизму, к сближению с Западом. Это необходимо преодолеть! Не нужно нам принимать то искушение, которое нечистый предлагал в пустыне Христу. Власть над всем миром не стоит того, чтобы поклониться нечистому. Нам это не нужно...
- Благодарю за беседу, Ваше Преосвященство. Что бы Вы хотели в завершение пожелать русским читателям?
- Русский народ - братский народ: по крови, по вере, по ощущениям, по страданиям и по всему остальному. Я желаю братскому русскому народу того же самого, что желаю своему сербскому народу - оставаться на линии православного исповедания веры и сохранения своих национальных ценностей, своего самоопределения. Уверен, что русский народ хочет и сможет все это сохранить!
25.06.2010.
Беседовал специальный корреспондент РНЛ в Белграде Ранко Гойкович
Перевод Павла Тихомирова