Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Нравственные принципы предпринимательства в России

Леонтий  Миронов, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 24.05.2010


Доклад на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» …

Принципы ведения дел в России были выработаны почти 100 лет тому назад на собрании российских предпринимателей в 1912 году. Тогда были приняты семь принципов, которые хотелось бы здесь напомнить:

1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эталонах власти. 2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости. 3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность. 4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске. 5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе верит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. 6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам. 7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

         Надо отметить, что в тот период времени в России сложился уникальный экономический механизм, обеспечивающий население страны всем необходимым и почти полностью независимый от других стран. Сформировалась система замкнутого самодовлеющего хозяйства, главными чертами которого были самодостаточность и самоудовлетворенность. По словам известного российского экономиста О.А. Платонова [1, с. 733], главными чертами русской цивилизации, являлись преобладание духовно-нравственных приоритетов жизни над материальными, культ добротолюбия и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных форм трудового самоуправления, воплотившихся в общине и в артели.

         Экономический успех любой страны зависит от того, чтобы не было противоречия между национальными традициями страны и ее экономической практикой. Национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо, если они не учитываются, вести ее к застою. В первом случае они выступают надежной опорой национальному правительству, предпринимателям и профсоюзам в их мировой конкурентной борьбе. Эффективность национальных традиций как мобилизующей общественной силы носит исторический характер и по-разному проявляется в разные эпохи.        Экономический подъем в России в начале XX века был нарушен революциями 1917 года. Призывами и лозунгами большевиков, совершившими государственный переворот, Россия была повергнута в хаос. Все национальные традиции, складывавшиеся в стране столетиями, были нарушены. Интеллигенция, предприниматели, зажиточные крестьяне были объявлены идеологическими врагами нового режима. Начался целенаправленный, методичный геноцид российского народа. Но вот, в конце XX века «колосс на глиняных ногах» рухнул. На обломках его началось возрождение многострадальной Матушки-Руси. Очень медленно, но осуществляется экономический подъем страны. Свою лепту вносят в это важнейшее дело и отечественные предприниматели.

Однако за последние два десятилетия в нашем бывшем социалистическом Отечестве сложилось так, что слова «предприниматель» и «бизнесмен» приобрели ос­корбительное значение.

Взяв курс на рыночную экономику, в России открылась возможность реабилитации профессии «предпринимателя» и «бизнесмена», людей же­лающих жить достойной жизнью, причем не за чей-то счет, а за счет своих способностей, инициативы, труда.

Предпринимательство часто связывают с понятием «бизнес», хотя эти слова имеют разный смысл. Синонимы слова «бизнес» - коммерция, тор­говля, деловая активность. Предпринимательская деятельность - это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного челове­ка, который, используя материальные ценности, обращает в реальность по­лезные и интересные идеи, решения. Именно предпринимательство развивает деловую активность, бизнес, коммерцию.

Предпринимательство - это готовность добровольно брать на себя весь риск, связанный с реализацией новых идей, новых проектов и решений, это попытка придумать и сделать что-то новое или улучшить существующее. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества.

Предпринимательство и бизнес - это профессиональная деятельность в сфере производства, услуг, торговли, направленная в конечном счете на по­лучение прибыли.

Как же совместить христианскую нравственность и прибыльность предпринимательского дела?

Поскольку бесприбыльное дело обречено на провал, то при выборе цели предпринимательской деятельности, и особенно при составлении бизнес-планов, вопросу соотнесения затрат и выручки должно быть уделено самое серьезное внимание. И в этом отношении православный предприниматель ничем не отличается от неверующего человека.

Определяющим в православном подходе к делу является нравственное соотнесение целей предпринимательской деятельности с принципами христианской морали [2, с. 55].

В декабре 2002 года в Москве состоялся VIII Всемирный Русский Народный Собор, который сформировал и раскрыл «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Они основываются на десяти заповедях, данных Богом, на историческом опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России... Это своеобразный этический манифест, раскрывающий идеальную модель хозяйствования и социально-трудовых отношений.

Мы здесь перечислим эти нравственные принципы и правила хозяйствования.

1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и отчизны.

2. Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

4. Человек - не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование - это социально ответственный вид деятельности.

6. Работа не должна убивать и калечить человека.

7. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым. В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.

8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

При умелой организации дела предпринимательство должно давать

гарантированную прибыль, но ничто не должно заставлять нарушать Христовы Заповеди.

В настоящее время в России сложилась очень сложная ситуация. С одной стороны предпринимательская свобода, которая используется предприимчивыми порядочными людьми для богоугодных дел - восстановления и развития промышленности, сельского хозяйства, для строительства храмов, для развития сферы услуг, торговли. С другой стороны - подкуп, воровство, финансовые махинации, взяточничество представляют реальную опасность для нашего общества.

Власть денег, циничное стремление к личному обогащению не правед­ным путем разлагает общество и ведет к нравственному падению и разложе­нию души человеческой.

Наше общество, раздираемое противоречиями из-за дикого материального неравенства, когда чиновник-министр имеет годовой доход 140 млн. рублей, а простой интеллигент - врач, учитель, одинаковый по умственным возможностям и живущий в одном государстве, имеет за то же время доход 36 тыс. рублей. Такое общество не может даже называться честным и спра­ведливым. Мы все должны прочувствовать и осознать, что такого допускать нельзя и общество в этом случае не может быть сплоченным и единым.

На фоне несправедливого нищенского положения простых людей, получение сверхвысоких доходов и прибыли чиновников и предпринимателей извращает нравственные нормы жизни и ведет общество в тупик.

Технический прогресс не может остановить духовную деградацию общества, и единственная надежда, которая позволяет строить справедливое, сплоченное государство, это обращение к истинным ценностям человече­ского бытия, которые не возможно купить за деньги и которые ценились бы выше денег.

Такими фундаментальными ценностями являются честь и достоинство, которые формируют духовный стержень человека.

От чести и порядочности предпринимателя исходят его поступки и действия, от которых зависят судьбы людей и, в конечном счете, настоящее и будущее России.

Предприниматель в первую очередь должен быть высоконравственным человеком соблюдать заповеди Божии и только потом использовать все свои природные способности и предприимчивость для развития предпринимательства.

В обществе необходимы совместные шаги государства и церкви к восстановлению иерархии человеческих ценностей, где честь и порядочность превыше всего.

Леонтий Михайлович Миронов, директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН, кандидат технических наук, доцент

Литература

 1.                            Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское хозяйство / Гл. редактор и составитель О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2006. - 1136 с.

2.                            Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-наравственная экономика / Монография. - Екатеринбург: Издательство КрГУ, 2008. - 702 с.                          



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Людмила : Благодарность и Просьба помочь 70найти книгу
2010-08-19 в 13:47

Душа радуется, появляется надежда на возрождение Святой Руси. СпасибоЁ
Большая просьба помочь найти книгу Духовно-нравственная экономика в любом виде.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

23.05.2009 | "Домострой" как литературный носитель эталона хозяйственного рационализма

Доклад на конференции сообщества "ДелоРус" "Пути собирания Русского Мира", проходившей в рамках международного форума "Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности"

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме