«Все мы - граждане одной страдающей страны...»

Выступление на конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения»

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
171
Время на чтение 7 минут

Выступление руководителя Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии на конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения», прошедшей 28 января 2010 г. в рамках XVIII Международных Рождественский образовательных чтений

Ваше Высокопреосвященство, уважаемый Николай Борисович, дорогие друзья!

Актуальность проблемы, которую мы сегодня разбираем, прекрасно обрисовал в своем вступительном слове Виктор Петрович Иванов. Но может возникнуть вопрос: почему церковная конференция проходит в стенах государственного учреждения, Федеральной службы Госнаркоконтроля. Я думаю, что ничего удивительного и странного в этом нет.

Во-первых все мы - граждане одной страдающей страны.

На конференции "Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокуренияВо-вторых, и мы, церковники, и Федеральная служба Госнаркоконтроля занимаемся одной и той же работой - борьбой с наркоманией. Я понимаю, что важность работы ФСКН очень высока. Я сам свидетель того, что, после того как в 2003 году была организована эта служба, эффективность работы силовиков значительно повысилась. Я могу сказать, что в результате усиленной работы Федеральной службы Госнаркоконтроля сейчас в России есть города и области где практически невозможно найти героин. Конечно, героиновая наркомания, как об этом сказал Виктор Петрович, является страшным, пандемическим явлением как в России, так и в мире. Но в центральной России есть области, где практически невозможно найти героин, в качестве примера могу назвать Воронежскую область. Я недавно был в Ямало-Ненецком автономном округе, в городе Новый Уренгой. Там тоже практически невозможно найти героин. За целый год там не зафиксировано ни одной передозировки героином и другими опиоидными препаратами. Но, к сожалению, за один только месяц октябрь произошло девять смертей от дезоморфина. Дезоморфин добывают из лекарственного препарата, который свободно, без рецептов продается в аптеках. Девять смертей за один месяц и ни одной героиновой передозировки за целый год!

Я очень рад тому, что в стране была организована Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Получается что мы - церковь, медицина и ФСКН занимаемся одним и тем же делом. Наша совместная работа приносит очень высокие результаты. Могу сказать, что наш Душепопечительский центр было организован в 1996 году. Тогда на всю страну существовало только 3 церковных реабилитационных центра для наркозависимых и зависимых от алкоголя людей. Это были центры о.Сергия Белькова, о.Алексея Бабурина и наш. С того времени в церкви началось мощное движение по борьбе за молодежь, и сейчас уже в России, в некоторых бывших республиках Советского Союза имеются десятки душепопечительских центров. Кроме того, мы помогли организовать душепопечительские центры в Болгарии, Сербии, а в 2009 году по нашему образцу был организован Душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Нью-Йорке, в США. Это говорит о том, что только церковная реабилитация дает самые высокие результаты. Сегодня уже приводились цифры, что ее эффективность достигает 85%. Занявшись реабилитацией в 1996-1997 годах мы получили результат 60%. Никто не мог этому поверить. В своей книге «Возвращение в жизнь», написанной в 2002 году, я говорю уже не о 60, а о 85%. Дело в том, что у нас, по сравнению со светскими реабилитационными центрами, наркологическими учреждениями системы здравоохранения получается «эффект ножниц». Если среди людей, выходящих из светских реабилитационных центров, в течение первых дней практически 100% не употребляют наркотики, то к концу года таких остается 5-6%. У нас же, чем больше времени проходит со времени выхода из центра, тем больше людей находится в состоянии устойчивой ремиссии.

С некоторого времени мы стали заниматься реабилитацией алкоголезависимой молодежи. Здесь я должен сказать, что поначалу не очень верил в положительные результаты этой работы. Однако оказалось, что мы также неплохо выводим алкогольную молодежь в состояние ремиссии. Например, в прошлом году в наш центр обратилось полторы тысячи молодых людей - хронических алкоголиков в возрасте от 17 до 30 лет. 85% из них перестали употреблять алкоголь. Я понимаю, что срок в один год еще не является показателем устойчивости в реабилитации, но у нас есть примеры, когда люди воздерживаются от алкоголя в течение 10-12 лет. В этом случае можно уже говорить о выздоровлении. Таким образом, если медицина пока не в состоянии вылечить наркоманию и алкоголизм, то есть возможность реабилитации. Самым хорошим, устойчивым видом реабилитации является именно церковная реабилитация. Здесь надо отметить, что, хотя количество реабилитационных центров в Русской Православной Церкви растет, их все-таки очень мало. Церковь, возможно, не полностью еще осознала свою задачу и не полностью вошла в эту большую работу. Но, тем не менее, процесс сдвинулся с места, он ширится и растет.

К сожалению, имеется немало общественных реабилитационных центров сектантского толка. В отношении сектантских реабилитационных центров практически нет никакой информации. Они не показывают ни своих программ, ни методик, ни результатов реабилитации. Я разговаривал с некоторыми руководителями сектантских центров и удивился - хотя они говорят о высокой эффективности реабилитации, реально она составляет от 8 до 15%. Еще очень плохо то, что в сектантских реабилитационных центрах люди не возвращаются в социум, не возвращаются в семью. Мы считаем молодых людей реабилитированными в том случае, если они не употребляют наркотики и алкоголь, если они социализировались и вошли в семью. Если же человек прекратил употреблять наркотики и алкоголь и теперь лежит на диване, поплевывая в потолок, мы его реабилитированным не считаем. Таким образом, нет никакой информации об эффективности реабилитации в сектантских центрах, но зато мы знаем, что люди оттуда не возвращаются в социум, а остаются в своем сектантском круге, не выходят в активную социальную жизнь и в семью.

Мне бы хотелось сказать еще об одной важной проблеме. В настоящее время ширится распространение программы «12 шагов». Это - западная протестантская реабилитационная программа. Подробный анализ работы групп «анонимные алкоголики» и «анонимные наркоманы» по этой программе был, в частности, проведен в позапрошлом году мною. Данные этой работы отражены на сайте. Кроме того, эта работа отражена в журнале РАМН «Наркология», номера 5, 6 и 7 за 2009 год. Несколько ранее он был разобран некоторыми санкт-петербургскими учеными и священнослужителями, доказавшими ее непригодность для использования в рамках православного душепопечения. Я не отрицаю двенадцатишаговую программу как таковую. Если она существует и приносит какую-то пользу в светской среде, то и пускай существует. Но я считаю невозможным продвижение ее в церковную среду, потому что эффективность ее довольно низка. Опубликованные данные показывают, что она колеблется между 2,5 и 5%. Как справедливо отмечает в своей статье «Актуальные проблемы помощи наркологическим больным в России на этапе социальной стабилизации в стране», опубликованной в 2006 году в журнале «Наркология» директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, академик РАМН Т. Б. Дмитриева: «Нашему менталитету непривычны характерная для протестантских общин идеология двенадцатишаговой программы и длительные обсуждения с собратьями по вере своих духовных проблем. Более стабильно функционируют реабилитационные центры, создающиеся при традиционных для нашей страны религиозных организациях (в первую очередь при Русской Православной Церкви)». Именно этот момент позволяет рекомендовать Государственному Антинаркотическому Комитету в своей работе использовать опыт созидающих трезвление тела и духа проектов, реализуемых соответствующими церковными учреждениями на основе традиционных святоотеческих методик противодействия пристрастиям к наркотикам, алкоголю и табаку, а не использовать противоестественные для православной традиции и малоэффективные методики программ «12 шагов». Как вы видите, это не только наш, церковный, взгляд, но и взгляд выдающегося ученого, выдающегося психиатра нашей страны. Таким образом, ученые также подходят к мнению о малой эффективности двенадцатишаговых программ. Тогда спрашивается, зачем нам вводить ее в Русскую Православную Церковь? Она дает от 2,5 до 5% эффективности, а православные методики, основанные на святоотеческом опыте борьбы с духовными пороками достигают 90% результатов! Конечно, в последнее время ситуация с реабилитацией несколько изменилась, и это подтверждаю не только я, но и многие другие священнослужители и миряне, которые работают над реабилитацией молодых наркозависимых людей. Если в 1990-е годы из 100 обратившихся к нам наркозависимых на реабилитацию оставалось 85 человек, то теперь из 100 обратившихся остаются к нам на реабилитацию на порядок ниже: 8-9 человек. Но эффективность реабилитации возросла до 90%. Почему так происходит? Да потому, что на реабилитацию приходят люди, которые очень желают освободиться, с высокой мотивацией на излечение от зависимости - алкогольной или наркотической.

Наверное, все присутствующие священнослужители или православные миряне знают, что это так. Православие дает настоящую, хорошую, стабильную реабилитацию в течение многих лет. Есть ли возврат к обратному? Я был бы неправ, если бы сказал, что такого не происходит. Есть, но в гораздо меньших объемах, чем в неправославных центрах. По моему мнению, процент возврата к «исходному» состоянию не превышает 10%. Но когда эти люди возвращаются на повторную реабилитацию в душепопечительские центры, то работать с ними становится гораздо легче и они гораздо быстрее входят в состояние устойчивой ремиссии. Таким образом, я считаю что надо развивать церковную реабилитацию наркозависимых и алкозависимых молодых людей.

Мне хотелось бы также сказать несколько слов о профилактике наркозависимости. Прежде всего, мы исходим из того, что наркотическая, алкогольная, табачная, иные виды зависимости имеют духовную природу. Это состояние греховного, безбожного образа жизни, результат формирования определенного психотипа молодежи, ориентированной именно на этот образ жизни. Большую роль здесь играет наша питейная традиция. Наши дети начинают употреблять алкогольные напитки с 12-14 лет. В 12 лет 50% мальчиков и 25% девочек уже начинают употреблять алкогольные напитки. А когда молодые люди покидают школу, то только единицы не употребляют алкогольные напитки. Было проведено интересное исследование, в ходе которого сравнили две группы подростков: курящих и некурящих. В группе курящих шанс стать наркоманом оказался в 55 раз выше, чем в группе некурящих. А когда сравнили две группы подростков - курящих и употребляющих алкогольные напитки с некурящими и не употребляющими алкогольные напитки, то оказалось, что в первой группе шанс стать наркоманом увеличивается уже до 100 раз. 55 раз и 100 раз - можно подумать, что именно табак и алкоголь становятся причинами развития наркомании. Конечно же, это не так. Алкоголь и табакокурение являются маркерами, или показателями образа жизни нашей молодежи. Наша молодежь в настоящее время развивается в духовно агрессивной социальной среде и поэтому очень часто возникают различные аддикции, то есть зависимости. Чтобы вырваться из этого аддиктивного состояния, надо войти в духовно-религиозную среду. Я приведу такой пример, который может показаться вам странным и не совсем точным. Не могу пока говорить о точности той цифры, которую сейчас вам сообщу, но из 10 000 наркозависимых, которые прошли через наш центр, только 10 человек были из традиционно верующих семей. Один на тысячу - вот показатель! Вот в чем сила веры, сила божественной благодати, сила православной реабилитации. Спасибо за внимание.

Впервые опубликовано на сайте «Нет - Наркотикам», Москва, 14.04.2010 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Анатолий (Берестов)
Его работа внесла существенный вклад в оздоровление народа
Обращение игумена Анатолия (Берестова) в связи с новыми фактами фабрикации «дела Каклюгина»
18.02.2021
Идиотский и антихристианский вопрос!
Об опросе ВЦИОМ об эвтаназии и о том, какой должна быть помощь тяжело больному умирающему человеку
11.02.2019
«Запретами ничего не решить, а наоборот будет только хуже»
Игумен Анатолий (Берестов) о причинах алкоголизма, правильных и ошибочных методах борьбы с этим злом
11.09.2017
«Это благое и доброе дело!»
Органы умершего истлеют и превратятся в землю, а их трансплантация может помочь здоровью другого человека
04.10.2016
«Причины наркомании, в первую очередь, лежат в духовной плоскости»
Игумен Анатолий (Берестов) подчеркивает важность воцерковления семьи при профилактике пагубных пристрастий
15.04.2015
Все статьи Игумен Анатолий (Берестов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Секты, субкультуры, наркотики, фейки от ЦИПСО
О вирусах цивилизации и противодействии манипуляции сознанием масс …
25.04.2024
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45